Сознание и бессознательное

Человек и бессознательные действия

Неосознаваемые процессы

Неосознаваемые процессы – это процессы в нашей психике, которые не попадают в область нашего внимания и не могут попасть – человек видит только итог работы этих процессов

Неосознаваемыми процессами являются те процессы, на которые при всём желании человек не может обратить своё внимание напрямую

Самым главным базисом нашей личности являются те процессы, которые осознанию не поддаются (почти).

Например, мы идём по улице, и какие-то проезжающие мимо нас машины нам визуально (зрительно) нравятся, а иные нет. Или лица каких-то женщин или мужчин нам кажутся симпатичными, а иные – не очень красивыми. Или мы любим какие-то продукты питания и блюда, а иные – терпеть не можем.

В большинстве подобных случаев подобное наше отношение и реакция – это просто данность, которую невозможно понять и невозможно осознать, её можно только принять такой, какая она есть, .

Ещё более глубинными процессами являются, например, наши ощущения, а именно то, как мы ощущаем боль, удовольствие, щекотку и иное, то, как мы видим различные цвета, слышим различные звуки, как чувствуем различные запахи и ощущаем вкусы, и то, какие эмоции и чувства вызывают в нас различные звуки, цвета, запахи, вкусы и ощущения. Речь здесь идёт не о физиологии, а о восприятии, о том, что и как возникает в нашей психике при получении той или иной информации по тому или иному каналу.

Данные процессы, как и многие другие, являются одним из базисов архитектуры нашей личности и осознанию не поддаются.

Методы проявления бессознательного

Основной проблемой для людей при наличии данных переживаний принято считать отсутствие субъективного контроля. Бессознательное в психологии или подсознание обозначает такие психические процессы, которые не могут найти отражение в сознании индивида, то есть абсолютно не управляются его волей. Среди основных видов проявления можно выделить представленные в списке ниже.

  1. Неосознаваемая мотивация или побуждение к действию. Настоящий смысл поступка не принимается индивидом по каким-либо причинам, к примеру, общественной и социальной неприемлемости, внутренних противоречий или конфликтов с другими мотивами.
  2. Надсознательные процессы. К таковым относят творческое озарение, интуицию, вдохновение и другие подобные проявления.
  3. Атавизмы и поведенческие стереотипы. Проявляются по той причине, что отработаны индивидом до полного автоматизма, а потому не требуют осознания в том случае, если ситуация привычна.
  4. Подпороговое восприятие. Подразумевает наличие большого объема информации, из-за чего она не может быть полностью осознана.

Виды

Представители разных течений психологии используют несколько концепций бессознательного. Считается, что единого общего для всех без исключения людей бессознательного не существует

Поэтому, когда заходит речь о бессознательном, важно всегда уточнить, о каком именно. Несколько видов бессознательно, которыми специалисты оперируют чаще всего, рассмотрим ниже

Опыт, который человек приобретает в процессе жизни, тоже откладывается на бессознательном уровне. Этому способствует память о пережитых успехах и неудачах, приятных и трагических событиях, принятых или непринятых решениях. Опыт накапливается постоянно. Он проявляется в автоматических действиях, привычках, стандартных шаблонах поведения. Все, что выполняется неосознанно, постепенно уходит на уровень подсознания, а затем в бессознательный. К этой же разновидности бессознательного причисляют и интуицию, творческие процессы, озарения, вдохновение.

Вытесненное содержание содержит большой пласт детских воспоминаний, перенесенный травматический опыт или события, которые не хочется помнить. Также эта разновидность бессознательного содержит влечения, желания, которые вступают в конфликт с социально одобряемыми. Этот вид бессознательного может проявляться в оговорках, ошибках при прослушивании информации, образах, которые видит человек на изображениях.

Общественное бессознательное присущие людям разных культур. Оно представлено схожими по содержанию мифами, идеологическими постулатами, которые определяют мировосприятие.

Сознательный: что это?

Сознание — это уровень разума, который воспринимает и анализирует реальность, заставляя нас принимать решения, основанные на нашем предыдущем опыте и знаниях.. Этот термин был впервые описан Зигмундом Фрейдом и обозначает ту часть разума с набором переживаний, которые субъект может объяснить посредством процессов внутреннего восприятия.

Это самый поверхностный слой разума, который дает нам возможность воспринимать реальность, осознавая все, что происходит в вашей жизни, иметь возможность воспроизводить, комментировать и делиться всем, что связано с самими переживаниями, эмоциями и чувствами. что они производят.

Люди сознательно учатся, рассуждают, судят, планируют, решают и говорят. Вся эта сознательная мысль рождается на этом поверхностном уровне разума. что, как и в случае с двумя другими концепциями, мы не очень ясно понимаем его природу с чисто неврологической точки зрения.

Благодаря сознательному мы развиваем интеллект и приобретаем знания. Его можно использовать как существительное для обозначения «местоположения» определенных психических процессов, которые составляют ясное функционирование нашего разума, или как прилагательное, таким образом служащее для определения психического состояния.

Бессознательные процессы или подсознание

Подсознание или бессознательное – это те процессы, которые объективно протекают в психике человека, но не осознаются им и не попадают в область активного внимания

Можно сказать, что бессознательное – эта область нашей психики, на которую не обращено наше внимание, но потенциальное внимание обращено может быть

Существенная часть нашей личности и психики находится в области бессознательного или подсознания. Это те процессы и явления в нашей психике, которые во многом управляют нашим поведением и предопределяют наши поступки.

Бессознательную часть нашей личности можно условно разделить на две части: на процессы, которые можно перевести из бессознательного в сознание за счёт осознания, и на процессы, которые не могут быть осознанны в принципе, либо их осознание – это совсем иной уровень, о котором в этом материале говорить не будем.

К бессознательным процессам, которые нами управляют и которые можно осознать, относится множество процессов, например связанных с событиями в нашей жизни, которые мы уже не помним, вследствие чего они выпали из нашего сознания, а также сложные и перекрёстные процессы, возникающие на пересечении или противоречии наших различных мотиваций и эмоций.

Например, в действе нас сильно обидела женщина в зелёном платье, и на протяжении всей жизни женщины в зелёных платьях вызывают у нас неприязнь и раздражение.

В данном примере данную нашу реакцию можно считать бессознательной именно тогда, когда мы не понимаем и не осознаём, почему же нам так сильно не нравятся женщины в зелёных платьях. Соответственно, вспомнив ту обиду из детства, можно данную ситуацию из бессознательного перевести в сознание, осознав то, что происходит внутри нашей психики и почему оно происходит. По этому принципу строится ряд техник и методик в психотерапии, психоаналитике и психодиагностике.

Или, например, мы чего-то очень хотим, но всё время откладываем поступки в этой области на потом (кстати, очень распространённая сложность в жизнях многих людей). Нередко это свидетельствует о бессознательном (неосознаваемом, подсознательном) страхе, который напрямую проистекает из самого желания и различных образов, связанных с ним по ассоциативным связям.

Человек, как правило, не осознаёт данный страх и не понимает, почему же он всё время откладывает на потом начало того, чего он сам так сильно желает. Кстати, именно проявлением данного механизма становится лень и прокрастинация.

Или, например коллега по работе вызывает раздражение по непонятной причине. Если причина этого раздражения неизвестна, то это можно считать бессознательным процессом, но если причину осознать, то это будет уже не бессознательный, а сознательный (осознанный) процессе. К примеру, коллега может раздражать, потому что вызывает зависть вследствие того, что у него хорошая машина, красивая жена и начальник его больше уважает.

Во многом личностный рост и развитие психики строится на осознании бессознательных процессов, на пошаговом и всё большем понимании самого себя и тех причин в нашей личности и психике, которые приводят нас к тем или иным эмоциям, реакциям, поступкам.

К бессознательным процессам также в определённой мере можно отнести интуицию – то чувство, например, когда мы без какого-либо понимания и аргументации просто что-то начинаем знать или ощущать, что нам нужно принять то или иное решение, поступить определённым образом.

Также отдельно стоит отметить, что бессознательные (подсознательные) процессы не поддаются управлению, пока они не осознаны. Потому осознание бессознательного является важным аспектом развития своей личности, личностного роста и получения доступа к управлению теми процессами в нашем бессознательном, которые управляют нашим поведением и предопределяют наши поступки.

Неосознаваемая мотивация

Неосознаваемая мотивация подразумевает, что наши действия и решения могут быть в значительной степени определены неосознаваемыми факторами, о которых мы не знаем или не осознаем. Эти неосознаваемые факторы могут быть связаны с внутренними конфликтами, неразрешенными эмоциями, стремлениями или желаниями.

Неосознаваемая мотивация может быть связана с прошлыми травмами или негативными опытами, которые влияют на наше поведение и наше отношение к определенным ситуациям. Она может также быть связана с нашими скрытыми желаниями и стремлениями, которые мы не осознаем или не признаем.

Неосознаваемая мотивация может проявляться через сны, символы, неясные стремления или поведения, которым мы не придаем должного значения или которые мы не опознаем как часть себя. Она может также влиять на наши намерения и решения, приводя нас к принятию действий, которые мы не можем объяснить явными мотивами.

Изучение и осознание неосознаваемой мотивации могут помочь нам понять себя и свое поведение глубже. Обращение внимания на эти неосознаваемые факторы может помочь нам преодолеть внутренние конфликты, разрешить эмоциональные блоки и достичь большей гармонии с собой и окружающим миром.

Неосознаваемая мотивация продолжает быть темой активных исследований и дискуссий в психологии и философии, и ее понимание может пролить свет на многие аспекты человеческого опыта и поведения.

Возникновение определения в психологии

Серьезным изучением данного вопроса занялся известный австрийский психолог Зигмунд Фрейд. В ходе своей деятельности он стал проводить экспериментальную разработку понятия бессознательного. В психологии того времени было принято считать, что под этим термином понимались многие действия, в реализации которых человек не отдает себе полный отчет. Это означало, что определенные решения не имеют сознательного характера. Фрейд вкладывал в смысл понятия вытеснение наших тайных желаний и фантазий, противоречащих устоявшимся нормам общественной морали и нормам поведения. Кроме того, по мнению психолога, такие действия и решения в реальности слишком тревожили индивида, а потому он предпочитал, чтобы они не были осознанными.

Зигмунд в те годы был также практикующим лечащим врачом. Если говорить кратко, психология бессознательного в его понимании явно соотносилась с тем, что главным регулятором человеческого поведения испокон веков служат желания и влечения индивидов. Доктор отметил, что неосознаваемые полностью переживания способны достаточно сильно влиять на качество жизни. По причине такого внутреннего конфликта вполне могут развиваться различные нервно-психические заболевания. Фрейд начал искать решение, которое могло бы помочь его пациентам. Таким образом на свет появился его собственный метод исцеления души под названием «психоанализ».

Функции сознания.

Выступая важнейшей составляющей личности, сознание успешно выполняет ряд функций, включая следующие:

  • познавательная – благодаря сознанию человек формирует систему знаний;
  • целеполагающая – личность осознает свои потребности, осуществляет целеполагание, планирование стратегий для достижения поставленных целей;
  • ценностно-ориентационная – личность анализирует, подвергает оцениванию феномены, процессы действительности, формулирует свое отношение к ним;
  • управленческая – личность осуществляет контроль за собственным поведением, реализацией собственных поведенческих паттернов в соответствии с поставленными целями, сформулированными стратегиями их достижения;
  • коммуникативная – сознание существует и передается в знаковой форме, тесно связано с коммуникативной деятельностью личности;
  • рефлексивная – благодаря сознанию личность осуществляет самоконтроль, самосознание, саморегулирование, обеспечивающие возможности личностного развития.

Также самосознание выполняет такие функции как:

Самосознание выполняет следующие функции:

  • Регулятивная. Человек контролирует и организует свое поведение, руководствуясь внутренними установками и представлениями о себе. Регулятивная функция позволяет выстроить не только взаимоотношения с самим собой, но и с окружающими.
  • Самосовершенствования. Каждый из нас имеет определенный потенциал, который может быть реализован в полной мере или только в некоторой части. Степень стремления к самосовершенствованию и развитию напрямую определяется целеустремленностью личности, ее заинтересованностью в самом процессе развития. Личности, стремящиеся к самореализации, к расширению своего жизненного пространства, всегда стараются совершенствовать себя.
  • Экзистенциальная. Любой человек, независимо от уровня его развития, задумывается периодически о смысле жизни. Это могут быть размышления о существовании мира в целом или же мысли о собственном предназначении.
  • Интегративная. Способность эффективно совмещать собственные индивидуальные установки с общественными нормами. Личные ценности формируются во многом под влиянием общечеловеческих ценностей (усвоенных из традиций, культуры, истории), что позволяет установить гармонию между социализацией и индивидуализацией. Человек чувствует свою причастность к обществу, в котором он живет, но при этом не отказывается от собственных черт.
  • Защитная. Осознавая собственное «Я», индивид всегда стремится защитить его от внешнего вмешательства. Он не позволяет мнениям и установкам других членов общества пошатнуть его представления о самом себе, изменить его восприятие собственной личности.

Бессознательное и адаптивность

Проследить проявление той или иной части рассудка в человеческом поведении порой бывает достаточно непросто. В структуру сознания принято включать переживания, чувства, мышление, волю, эмоции, познание, рефлексию и отношение к окружающему миру. Огромная невидимая работа бессознательно происходит в определенный момент деятельности индивида. Каждый человек периодически задается вопросом о том, почему на какой-либо стимул у него проявилась какая-то конкретная мысль или эмоция. В этом и заключается труд неосознаваемой части рассудка.

Младенцы имеют очень развитые способности к имитации действий других людей. Инстинкт подражания заложен как раз в области бессознательного. В психологии принято считать, что такое поведение позволяет индивидам учиться и выживать. Адаптация проявляется и по сей день в форме имитации определенных жестов, поз, манер и привычек у людей. Ученые еще в 2005 году провели эксперимент и доказали то, что всем индивидам в определенной степени свойственно бессознательно копировать модели поведения окружающих.

Характеристики теории

Теории бессознательного, в своем большинстве основываются на фрейдовском трактовании этой части личности. Исследователи, которые занимались изучением бессознательного поведения позже, модифицировали, дополняли видение австрийского ученого.

По Фрейду

Теория личности Фрейда рассматривает бессознательное, как наиболее глубокий и самый обширный пласт психики. Бессознательное — это первоначальная предпосылка и связующее звено для всех событий, которые отражаются в психике. Иногда человеку кажется, что его мысли или воспоминания не имеют ничего общего, они фрагментарны. Если бессознательная связь выявляется, то бессвязность исчезает.

В бессознательном пласте психики содержатся инстинктивные элементы. Они никогда не осознавались и полностью недоступны для сознания. Также, имеется отделенный от сознания, подвергшийся “цензуре” и подавленный материал. Он не потерян, не забыт, но психика не допускает его в воспоминания.

Материал, хранящийся в бессознательном, очень жизненный и непосредственный. Даже спустя десятилетия, воспоминания, которые удается вернуть в сознание, обладают колоссальной энергией, которая не теряет свою силу.

По Юнгу

Карл Густав Юнг расширил понятие бессознательного. В созданном ним направлении аналитической психологии был введен термин коллективного бессознательного. Согласно юнгианской теории, бессознательное состоит из двух слоев — личного и коллективного.

Они представляют собой совокупность форм, которые не меняются. К ним Юнг причислял архетипы — врожденные образы, которые могут актуализироваться в определенный момент. Изначально они имеют только форму, но не наполнены содержанием. За наполнение архетипов “отвечает” коллективное бессознательное.

Личное бессознательное содержит информацию, накопленную в процессе жизни конкретного человека. Образы, из которых состоит наполнение личного бессознательного, не приняты или приняты сознанием частично. Именно поэтому они активно влияют на него.

По Лакану

Трактование бессознательного от основоположника французского психоанализа Жака Лакана не совпадает с пониманием Фрейда. Для Лакана бессознательное столь же четко структурировано, как и речь. Психоаналитик считает, что язык родственен бессознательному, поэтому при помощи языковых конструкций можно лечить людей. Если фрейдовский психоанализ ставит целью излечить анализанта (пациента), то лакановский помогает научиться справляться с беспокоящими симптомами, обрести умение направлять свою психическую энергию в безопасное русло.

Сам процесс лечения происходит посредством разговора. Когда человек слышит речь, у него всплывают определенные образы (бессознательные), о которых он рассказывает психоаналитику.

Психодинамический подход | Психология

Зигмунд Фрейд – психиатр, невролог и ключевой пионер
психодинамический подход (включая его психоаналитическую теорию личности)
– предположил, что наша умственная деятельность в основном бессознательна, и именно в этом
бессознательная деятельность, которая вызывает наше поведение.

Ключевые допущения психодинамического подхода

  • Бессознательная деятельность является ключевым фактором, определяющим наше поведение.
  • У нас есть врожденные «побуждения» (или «инстинкты»), которые «заряжают» наш разум, мотивируя поведение по мере нашего развития на протяжении всей жизни.
  • Наша личность – психика – состоит из ИД, эго и суперэго.
  • Детский опыт играет важную роль в формировании нашей личности, когда мы достигаем совершеннолетия.

Роль бессознательного

Психика, образующая структуру личности, состоит из трех частей:

  • ID – побуждающая нас к удовлетворению эгоистичных побуждений (т. е. действует по «принципу удовольствия») (существует от рождения ).
  • Эго — действует рационально, уравновешивая ИД и Супер-Эго (т.е. действует по «принципу реальности») (развивается 2-4 года).
  • Суперэго – занимается соблюдением моральных норм (т.е. действует в соответствии с «принципом морали») и пытается контролировать мощное ИД с чувством вины (развивается в 4-5 лет).

Психосексуальные стадии

Фрейд также считал, что люди проходят через «психосексуальные стадии» в процессе развития психики. Он назвал пять стадий, каждая из которых характеризуется определенным характерным поведением:

  • Оральная – сосание (0-18 месяцев)
  • Анальная – удерживание или выброс фекалий (18 месяцев – 3,5 года)
  • Фаллическая – фиксация на гениталиях (3,5 – 6 лет)
  • Латентность – подавленные половые влечения (6 лет – половое созревание)
  • Генитальный – Пробуждение полового влечения (начиная с периода полового созревания)

Фрейд утверждал, что во время развития зацикливание на одной из этих стадий ограничивает полное развитие в результате проявления специфических личностных симптомов.

Механизмы защиты эго

Эго уравновешивает потенциальный конфликт между ИД и суперэго и пытается уменьшить тревогу. В областях значительного конфликта эго может перенаправить психическую энергию, используя «защитные механизмы». Фрейд предложил три ключевых механизма:

  • Подавление – захоронение неприятной мысли или желания в бессознательном (например, травматические детские переживания могут быть подавлены и поэтому забыты).
  • Смещение – эмоции направлены от их источника или цели к другим вещам (например, выжимание тряпки в гневе, которое в противном случае было бы направлено на кошку, царапающую мебель).
  • Отрицание – угрожающая мысль игнорируется или рассматривается как неправда (например, жена может найти доказательства того, что муж ей изменяет, но объяснить это другими причинами).

Методы исследования, используемые в подходе

Психоаналитическая теория Фрейда была основана на тематических исследованиях, которые собирают большое количество подробной информации об отдельных лицах или небольших группах. Это были случаи пациентов, с которыми он использовал психоанализ («лечение разговорами»), целью которого было перевести бессознательную психическую активность в сознательную, чтобы снять тревогу. Для этого используются следующие техники:

  • Свободная ассоциация – выражение немедленных мыслей по мере их возникновения
  • Сонник – анализ скрытого содержания (т.е. скрытого смысла) явного содержания (т.е. того, что запомнилось из сна).

Нынешние психологи, использующие психодинамический подход, по-прежнему используют данные тематических исследований (например, записи психоаналитических интервью) для подтверждения своих объяснений.

Сильные стороны

  • Фрейд подчеркнул общепризнанную связь между детским опытом и характеристиками взрослого человека.
  • Методология тематического исследования охватывает наше сложное поведение путем сбора обширной информации и на индивидуальной основе — идиографический подход — при проведении исследования.
  • Некоторые данные подтверждают существование механизмов защиты эго, таких как подавление, т.е. взрослые могут забыть травмирующее сексуальное насилие над ребенком (Williams, 1994).
  • Современная психиатрия по-прежнему использует психоаналитические техники Фрейда.

Бессознательное по Фрейду

Австрийский психолог и основатель психоанализа, Зигмунд Фрейд, объясняя природу бессознательного, приводил в пример айсберг. Так, сознательное является лишь верхушкой, а вся его основная часть — это бессознательные процессы.

Также Фрейд считал, что совершенные человеком ошибки — не случайны. Они возникают при «конфликте» бессознательного намерения с сознательным действием. Ошибки образуются в результате преобладания неосознанных желаний над осознанными.

Что касается сущности снов и мечтаний, то, согласно теории Фрейда, они также говорят о бессознательных желаниях и стремлениях человека, о его неудовлетворенных потребностях. В психоанализе существуют особые методы, предназначенные для расшифровки сновидений.

Фрейд разработал структуру разума, состоящую из 3 уровней:

  1. Сознательное — эго.
  2. Предсознание — включает в себя все знания человека. Если полученная информация не нужна человеку в данный момент, то она быстро забывается. Однако он может её «извлечь» при необходимости. К примеру, если у человека спросить, что вчера он ел на завтрак, в его голове откроется нужна «папка» с этой информацией, и он ответит на вопрос. Он не вспоминал об этом на протяжении всего прошедшего времени, однако сведения оставались в его голове.
  3. Бессознательное — хранит все самые потаенные, страшные или, наоборот, заветные мысли человека и желания, а также неприятные воспоминания.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: