Введение
В начале XX века русская поэзия переживала период значительных изменений и новаторства. Одним из ключевых направлений стал символизм, который оказал сильное влияние на развитие поэтического искусства. В этом уроке мы рассмотрим периодизацию русской поэзии начала XX века, изучим основные представители и их творчество, а также выявим отличительные черты и значение этого периода для развития литературы. Давайте начнем!
Нужна помощь в написании работы?
Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.
Популярные сегодня темы
-
Исследование Африки
Второй по величине материк — Африка — был исследован достаточно недавно. Но и в наше время существуют ещё места, которые являются неизведанными и до сих пор недоступными человеку.
-
Цинга и почему люди болеют цингой
Цинга – очень опасная болезнь, вызванная дефицитом аскорбиновой кислоты, приводящая за отсутствия лечения к смерти. Впервые о ней услышали в 16-18 веке. Историки утверждают, что в течении это
-
Вулканы России
Для начала разберём что представляет собой вулкан. Вулканическая гора — это конусообразное возвышение, которое имеет небольшое отверстие в самой высокой точке. Обычно вулканы располагаются та
-
Московский Кремль
Основным общественно-политическим и историко-художественным комплексом российской столицы является крепость, расположенная в центре Москвы и названая Кремлем.
-
Пушкин в селе Михайловском
Поэт и прозаик Александр Сергеевич Пушкин, которого знает практически каждый человек в нашей стране, так как он смог написать огромнейшее количество значимых произведений, был человеком хот
-
Глобус
Глобус – это трехмерная обобщенная модель земного шара, которая является точной копией нашей планеты, только уменьшенная приблизительно в 50 миллионов раз.
Что такое Серебряный век?
Серебряный век — это эпоха в русской литературе и культуре, которая пришлась на конец 19 века и начало 20 века. Это время было характеризовано интеллектуальным и творческим расцветом, многообразием и новаторством в литературных направлениях и творческих методах.
Серебряный век получил свое название благодаря стихотворению Вячеслава Иванова «Серебряное слово». В это время в русской культуре появились такие выдающиеся личности, как Александр Блок, Анна Ахматова, Борис Пастернак, Михаил Кузмин и многие другие.
В литературе Серебряного века преобладали символизм, акмеизм и футуризм. Символисты стремились выразить глубинные мысли и чувства, используя символические образы. Акмеисты ставили акцент на красоту и точность словесного выражения. Футуристы же смело экспериментировали с формой и содержанием, создавая произведения, полные энергии и движения.
Серебряный век был временем новаторства не только в литературе, но и в других областях искусства, таких как живопись, музыка и театр. Художественные и культурные достижения этого времени оказали огромное влияние на развитие русской культуры и искусства в целом.
Отличительные черты русской поэзии начала XX века
Русская поэзия начала XX века отличается рядом особенностей, которые делают ее уникальной и значимой для развития литературы. Вот некоторые из них:
Экспериментальный стиль
В поэзии начала XX века часто встречается экспериментальный стиль, который отличается от традиционных форм и структур. Поэты играют с формой стиха, используют свободный стих и пробуют новые формы выражения.
Интимность и эмоциональность
Поэты этого периода открыто выражают свои эмоции и мысли. Они обращаются к личным переживаниям, внутреннему миру и часто используют язык символов и метафор для передачи своих чувств.
Символизм и мистические мотивы
Символизм оказал большое влияние на русскую поэзию начала XX века. Поэты используют символы и метафоры, чтобы передать свои мысли и чувства. Мистические мотивы и образы часто встречаются в их произведениях.
Социальная и политическая направленность
Русская поэзия начала XX века тесно связана с общественно-историческим контекстом. Многие поэты выражают свое отношение к социальным и политическим проблемам своего времени. Они критикуют неравенство, несправедливость и стремятся вызвать изменения в обществе.
Индивидуальность и авторская позиция
Поэты начала XX века стремятся выразить свою индивидуальность и уникальность. Они не боятся выходить за рамки традиций и создают свои собственные стили и формы выражения. Каждый поэт имеет свою авторскую позицию и свое видение мира.
Все эти черты делают русскую поэзию начала XX века уникальной и значимой для развития литературы. Она отражает эпоху перемен, поиска новых форм самовыражения и является важным источником для понимания истории и культуры того времени.
Главные представители эпохи
Александр Блок (1880–1921)
Сквозным образом в произведениях автора является родина, представленная в виде женщины, жены. В это понятие поэт вкладывает Россию не как страну, а как историю народа и его судьбу. Согласно Блоку, родина – единственное, что вселяет надежду в непростые времена.
Марина Цветаева (1892–1941)
Марина Цветаева особенно выделяется среди поэтов своей эпохи. Поэтесса не относилась ни к одному из литературных течений того времени. Цветаева жила в своей реальности и вдохновлялась глубинами своей души, потому и лирическая героиня ее произведений тождественна с личностью поэтессы.
Для лирики Цветаевой характерно наличие противопоставлений: творец противопоставлен миру, русское – чужому, поэт – черни. Отсюда напрашивается вывод, что сама поэтесса была вынуждена в одиночку противостоять окружающему ее обществу.
Художественными особенностями творчества Марины Цветаевой являются смешение разных стилей – разговорной речи и фольклора, иноязычеств, архаизмов и новых слов. Все это создавало контрастную языковую палитру произведений поэтессы.
Среди наиболее употребляемых Цветаевой средств выразительности:
- небанальные метафоры;
- экспрессивные эпитеты;
- инверсия;
- варьирование темпа.
Анна Ахматова (1889–1966)
Анна Ахматова была акмеистом, но особенно ярко влияние этого течения отразилось лишь в ранних стихах поэтессы. Позднее творчество Ахматовой отличалось зрелостью, но признаки акмеистского направления чувствовались и здесь.
Краткая характеристика стиля Анны Ахматовой:
- недосказанность сочетается с ясностью;
- состояние души героя передается через внешний образ;
- используются контрастные изображения;
- короткие диалоги.
Иван Бунин (1870–1953)
Подобно Марине Цветаевой, Иван Алексеевич Бунин творил вне существующих литературных течений Серебряного века. Основными темами в лирике поэта была природа, философия и любовь.
В стихотворениях, посвященных окружающему пейзажу, Бунин использовал яркие эпитеты и описывал маленькие детали. Благодаря этому природа в произведениях поэта гармонична.
Философская лирика Бунина поднимала вопросы о жизни и смерти, добре и зле, предназначении человека в этом мире. Особенностью стихов на эту тему была тишина.
Любовная тематика в произведениях поэта всегда была трагичной, герои подвергались страданиям из-за своего чувства.
Сергей Есенин (1895–1925)
Сергей Есенин в начале своего творческого пути писал в направлении новокрестьянской поэзии. Позднее творчество поэта принято относить к имажинизму.
Поскольку Есенин был родом из деревни, неудивителен выбор темы для стихотворений. Поэт перекладывал в стихи неброскую красоту пейзажей родного края, описывал крестьянский труд и то, какими усилиями на столе появляется хлеб.
Есенин прошел путь от поддержания идей Октябрьской революции, до разочарования в них. Сомнения в мыслях и творчестве поэта возникли после увиденной разрухи в крестьянстве. Новое промышленное государство было чужим для Есенина, поэтому в этот период в лирике поэта преобладает любовная тема.
В последние два года своей жизни Есенин пережил расцвет творчества. За это время он написал около 100 произведений. Характерными особенностями стихотворений этого этапа являются краткость, содержательность, глубокий смысл. Есенин, словно чувствуя свою кончину, в последних произведениях отразил трагическое настроение.
Владимир Маяковский (1893–1930)
Творческий путь Маяковского неоднозначен. Он выбирал для себя участь одинокого борца против капиталистического строя ради истинной революции пролетариата. В дореволюционной лирике Маяковского основной темой выступает растерянность человека перед капитализмом.
Периодизация русской поэзии начала XX века
Периодизация русской поэзии начала XX века включает несколько основных этапов, которые отражают изменения в стиле, тематике и художественных приемах поэтов этого времени.
Предшественники символизма
Первый этап периодизации связан с предшественниками символизма, такими как Федор Сологуб, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт и другие. Они уже использовали символические образы и метафоры, а также экспериментировали с формой стиха.
Символизм
Символизм стал доминирующим направлением в русской поэзии начала XX века. Он характеризуется использованием символов, метафор и аллегорий для выражения глубоких эмоций и философских идей. Основные представители символизма – Андрей Белый, Александр Блок, Фёдор Сологуб, Иннокентий Анненский и др.
Акмеизм
Акмеизм возник как реакция на символизм и отличается более ясным и точным языком, стремлением к ясности и простоте выражения. Основные представители акмеизма – Николай Гумилев, Анна Ахматова, Осип Мандельштам и др.
Футуризм
Футуризм был связан с идеей новаторства и отказом от традиционных форм и тематик. Футуристы использовали нестандартные стихотворные формы, играли с звуками и словами, а также выражали агрессивные и декларативные идеи. Основные представители футуризма – Велимир Хлебников, Владимир Маяковский и др.
Русский импрессионизм
Русский импрессионизм был связан с живописными образами и впечатлениями, передаваемыми в поэзии. Он характеризуется яркими красками, эмоциональностью и описанием природы. Основные представители импрессионизма – Сергей Есенин, Алексей Толстой и др.
Таким образом, периодизация русской поэзии начала XX века позволяет выделить различные этапы развития и разнообразие художественных направлений, которые существовали в этот период.
История возникновения
Переоценить достижения серебряного века невозможно. Никогда ещё в истории культуры не возникало столь насыщенного и трагического периода одновременно. Жизнь многих писателей и художников была надломлена революцией, и большинство из них, к сожалению, не смогли выдержать её зверств, как в моральном, так и в физическом смысле.
Все началось в XX веке, что по датировке совпало с возникновением модернизма. Именно тогда возникла атмосфера невероятного творческого подъема. В то время в России у людей появляется возможность получить образование, которое стало доступно не только богатым слоям населения. Множество знаменитых ученых делают открытия в области медицины, ботаники, открываются неизведанные тайны космоса, совершаются кругосветные путешествия. Но все же, эпоха серебряного века наиболее показательно проявила себя в литературе. Это был период, когда возникли различные направления, писатели объединялись в группы для того, чтобы создавать искусство и обсуждать созревшие плоды.
Естественно, выделить определенную точку отсчета серебряного века практически невозможно. В начале XX века авторы, которые ещё пытались поддерживать дух реализма (Чехов, Толстой), сохраняли свои стойкие позиции и оставались на пике популярности. Но плеяда молодых писателей, которые пытались свергнуть каноны и создать новое искусство, приближалась с ужасающей стремительностью. Традиционную культуру должны были сместить, классические авторы в конечном итоге сошли с пьедестала и дали дорогу новому течению. Наверное, можно сказать, что все началось в 1987 году, когда один из главных теоретиков символизма – Соловьев впускает книгу «Оправдание добра». Именно в ней и содержатся все те основные философские идеи, которые взяли за основу писатели Серебряного века. Но все было не так просто. Молодые писатели не просто так появились в культурной среде, это была реакция на назревавшие в стране перемены. В тот момент изменялись идеи, моральные ценности, человеческие ориентиры. И такое тотальное изменение всех жизненных аспектов буквально вынудило творческую интеллигенцию говорить об этом.
Этапы Серебряного века можно разделить на:
- -90-е гг. XIX в. – начало первой русской революции 1905 – 1907 гг. – происходит поворот от реакции 80-х гг. к общественному подъему, сопровождавшемуся новыми явлениями в культуре;
- -1905 – 1907 гг., когда важнейшим фактором культурного процесса стала революция;
- -1907 – 1917 гг. – время острой идейно-художественной борьбы и пересмотра традиционных ценностей;
- -1917 – конец 20-х гг. ХХ в., когда дореволюционная культура, отчасти, сохраняла традиции «серебряного века. Русская эмиграция заявляет о себе.
Имаджинизм
Поэты-имаджинисты считали, что цель художественного творчеств состоит в создании образа. Имаджинистов, как и практически всех поэтов Серебряного века, отличали бунтарство и эпатажность.
Основателями имаджинизма считаются Анатолий Мариенгов и Вадим Шершеневич.
Требуется вычитка, рецензия учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Для истории русской культуры начало XX века — один из самых знаменательных этапов, период, когда творческий потенциал интеллектуальной элиты достиг наивысшего расцвета. Впервые за многовековую историю Россия превратилась в кипящий котел независимых идей и течений, черпая вдохновение в тех процессах, которые происходили в обществе, в умах художников.
Происходит разрыв с традиционными формами повествования, отход от реализма и поиск новых форм выражения мысли. Процесс этот был неизбежен, поскольку после грандиозного подъема XIX века, подарившего мировой литературе столь значительных мастеров слова как Толстой, Тургенев, Чехов, Достоевский и прочие, невозможно было достичь чего-то столь же значительного в заданных условностях жанра. Изменился и сам мир вокруг творца, потому требовалось изобрести принципиально новые способы говорить, творить, создавать. Так появляется модернизм, ознаменовавший отказ от привычных рамок, стремление к экспериментам, к пересмотру консервативных понятий. В российской поэзии наиболее влиятельными оказались три направления модернизма:
- футуризм;
- символизм;
- акмеизм.
Произведения ярких представителей этих течений вкупе со стихами поэтов-пролетариев, крестьянских и не имеющих выраженной направленности лириков вместе составили наследие «Серебряного века русской поэзии».
Литературные направления 20 века
Главное направление литературы Серебряного века – это символизм. В диалоге и борьбе с ним возникают акмеизм и футуризм. Также в этот период отдельным направлением можно выделить имажинизм, но оно возникло уже в 1918 году. Поэтому литераторы спорят относительно того, был ли имажинизм частью Серебряного века или возник уже после того, как этот период закончился (его хронлогические рамки все же весьма условны).
Символизм
Хронологические рамки: 1890-ые гг. – 1910 г.
В конце XIX века в обществе набирали популярность прогрессивные идеи, критикующие устоявшийся уклад жизни россиян. Население все больше было недовольно действующим социальным делением и монархией в принципе, а потому в стране нарастали волнения. Творческой реакцией на это неспокойное время и моральный кризис стал символизм в литературе.
Изначально символизм возник во Франции, но русские авторы несколько его переосмыслили. Основные характеристики русского символизма:
-
размышления на тему глобальных философских вопросов;
-
материальный мир рисуется как маска, через которое прослеживается что-то потустороннее;
-
нет логического раскрытия темы, вместо него – символика чувственных форм;
-
общение к «тайным смыслам» через вещественный мир.
Среди поэтов 20 века, творивших в этом направления, выделяются «старшие» (прежде всего они обращались к эстетическому восприятию) и «младшие» (обращались к философско-религиозному восприятию) символисты. К «старшему» направлению относятся Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, К. Д. Бальмонт, к «младшему» — А. А. Блок, В. И. Иванов, А. Белый.
Футуризм
Хронологические рамки: 1909 г. – 1920-ые гг.
С 1909 г. в России начали появляться «поэты будущего». Им не нравилась предыдущая литературная эпоха. Ранее использованные художественные приемы они считали устаревшими и не подходящими для нового времени, в котором появились значимые достижения технического прогресса.
Основные характеристики литературного футуризма:
-
разрушение культурных стереотипов;
-
в нагромождении слов поэт выражает свои мимолетные и неуловимые ощущения;
-
отказ от синтаксиса и строфики;
-
появление новых слов;
-
схожесть с телеграфным текстом (ощущение, что стихотворение было надиктовано очень быстро – в этом выражалось стремление автора рассказать о своих сиюминутных и стремительно изменяющихся чувствах).
Также футуризм призывал к мировой революции. Обращения, с которым авторы высказывали свои позиции, нередко шокировали читателей.
Самые известные поэты-футуристы Серебряного века – это В. В. Маяковский, В. Хлебников, И. Северянин.
Акмеизм
Хронлогические рамки: 1910 г. – 1940 г.
Акмеизм является практически полной противоположностью символизма. Поэты, которые работали в этом направлении, предпочитали ясный взгляд на мир, а туманные образы и символы были им чужды. Тем не менее, они не отрицали, что окружающая действительность может быть грубой» и не всегда приятной, но они все равно старались найти в ней что-то прекрасное.
Основные характеристики акмеизма:
-
отказ от мистики, призыв взглянуть на реальный мир;
-
принятие окружающей действительности такой, какая она есть;
-
поэтизация мира;
изображения человека настоящими эмоциями и чувствами, которые он испытывает.
Самыми яркими представителями акмеизма являются следующие русские поэты Серебряного века: А. А. Ахматова, Н. С. Гумилёв, О. Э. Мандельштам. Они также называли себя «адамистами», отсылая к библейской фигуре Адама – первого человека, давшего наименование всему, из чего состоял окружающий его мир.
Имажинизм
Хронологические рамки: 1918 г. – 1924 г.
Представители этого литературного направления считали, что главное – это создать в своем творчестве определенный образ, который будет необычным для читателям, шокирует его и даст ему возможность сформировать ясное представление о тех или иных вещах.
Основные характеристики имажинизма:
-
попытка разработать уникальную классификацию образов;
-
метафора – основа творчества;
-
эпатажные и анархические мотивы;
-
скандальные выходки авторов для привлечения внимания к своему творчеству.
Известные последователи имажинизма: Н. Д. Вольпин, С. А. Есенин, Г. Л. Владычина, А. Б. Мариенгоф.
Поэты Серебряного века русской поэзии
Поэты, которые творили во время Серебряного века, осознанно создавали новые литературные направления. У каждого из них была собственная идеология и художественные принципы, используемые в произведениях.
Список поэтов Серебряного века, получивших наибольшую известность и признание в качестве приверженцев определенного литературного направления:
-
К. Д. Бальмонт;
-
З. Н. Гиппиус;
-
А. А. Блок;
-
А. А. Ахматова;
-
Н. С. Гумилёв;
-
О. Э. Мандельштам;
-
В. В. Маяковский;
-
С. А. Есенин;
-
А. Б. Мариенгоф.
Далее мы подробнее поговорим об их творчестве и направлениях, в которых они писали свои произведения.
Литература с 1985 года
Гласность Горбачева приносит в русское искусство бесцензурность. Литература колоссально разрастается – объединяются внутренняя и эмигрантская литературы, официально издаются произведения «самиздата».
Возникает феномен „возвращенной литературы“ — это книги, которые впервые печатаются много лет спустя после своего возникновения.
Многие писатели стараются переоценить русскую историю.
В 90-х гг. и в начале 21 столетия появляются также книги развлекательного характера, что не очень типично для русской литературы (Борис Акунин).
Владимир Сорокин (см. выше)
Сорокин преващается в писателя мирового значения. Особенность его худдожественног стиля заключается в умении подражаать любому стилю литературы. Читая Сорокина, необходимо знать широкий литературный, исторический и идеологический контекст. Сорокин склонен откровенно показыватъ насилие и телесность.
- День Опричника (2006) — роман-антиутопия,, роман -сатира о будущем России во главе с единым Государем окруженным дружиной верных сотрудников — опричников, написан под стиль древнерусской литературы
- Метель (2010) — фантасы-повесть происходящая на территории уездной России будущего, написана в стиле русской литературы ХIХ века
- Телурия (2013) — мрачный образ Европы и России середины XXI века. 50 отдельных глав разных стилей жанров и сюжетов, пероснажи которых редко пересекаются.
Официаляный вебсайт: http://www.srkn.ru/
Виктор Пелевин (род. 1962)
Представитель русского постмодернизма. В его книгах наблюдается огромное количество интертекстуальных ссылок. Пересекаются реальный и виртуальный мир. Лауреат многочисленных литературных премий. Буддист. Некоторые критики упрекают Пелевина в поверхности.
- Омон Ра (1992) — роман офиктивной подготовке мальшиков к космической программе
- Чапаев и Пустота (1996)- роман, действие происходит частично в психбольнице, частично во время Гражданской войны. Толкование мифа военного вождя Чапаева.
- Ампир «В». Поовесть о настоящем сверхчеловеке (2006) — роман о корпоративной культуре
Людмила Улицкая (род. 1943)
Улицкая показывает повседневные переживания своих героев, чаще всего женщин. Сценарист. Ее творчество открываетн некоторые табуизированные темы, в том числе сексуальные. Лауреат многочисленных премий. Критики иногда обознают ее творчество как «новосентиментализм», иногда пишут, что она показывает своих героев как исследователь животных. Улицкая критически оценивает ситуацию внутри современной России.
- Сонечка (1992) — повесть, история женщини погруженной в чтение великой литературы
- Медея и её дети (1999) — сборник рассказов, семейная хроника
- Казус Кукоцкого (2001) — роман, жизнь семьи профессора Кукоцкого на фоне истории Советского государства
- Даниэль Штайн, переводчик (2006) — роман в форме писем и разговоров о необычной судьбе еврея Даниэля Штайна, ставшего католическим священником
Захар Прилепин (род. 1975)
Писатель вызыавает разноречивые реакции. Бесспорно талантливый писатель, бывший сотрудник ОМОН, ветеран войны в Чечне, является членом радикалной Национал-боольшевистской партии. Активный журналист и публицист. Лауреат многих литературных премий.
- Санька (2006) — роман о современных левых радикальных активистах-патриотах
- Ботинки, полные горячей водкой (2008) — сборник рассказов о жиненном опыте писателя, сочетающих трагизм, юмор и лирику
«Сетература»
Литературное творчество возникшее для размещения компьютерной сети. В России пользуется высокой популярностью.
Основные свойства «сетературы»
- гипер-текст
- возможность коллективного творчества (многоавторность)
- динамическое видоизменение произведений во времени
Подробнее: http://www.academia.edu
Акмеизм в русской литературе
Акмеизм – литературное течение, характерное только для русской литературы. Этой уникальностью акмеизм ещё более интересен. В настоящее время интерес к акмеизму, возможно, тем и обусловлен, что с ним связаны судьбы и творчество поэтов-акмеистов, оказавших огромное влияние на поэзию ХХ века.
Заслуга акмеистов в том, что они нашли особенные, тонкие способы передачи внутреннего мира лирического героя. Часто состояние души героя передавалось движением, жестом, перечислением вещей, которые порождали множество ассоциаций. Такая «материализация» переживаний характерна для многих стихов Анны Ахматовой.
Поэтический гений Ахматовой проявляется в выборе и размещении деталей, которые рождают смысловую глубину текста. Соседство деталей часто бывает неожиданным. Сообщениям о действиях и чувствах лирических героев сопутствуют описания природы или пространства города с его архитектурой, образы мировой литературы, упоминания о событиях истории, об исторических героях. По силе воздействия стихи Ахматовой являются действительно вершиной поэзии, и в них смысл названия «акмеизм» становится справедливым.
Основные черты и особенности
Особенности серебряного века можно изложить в трех пунктах:
- Отличающей чертой нового века становится космологизм — привнесение нового в общую картину мира и осмысление его. Такой космический вектор пролагает путь к поиску свежих решений в русской поэзии.
- Новая философия основывается на критицизме, что подразумевает переосмысление опыта прошлых лет. Русская интеллигенция озадачивается вопросом, которые волновали веками, и пытается найти пути решения в новой культуре. Теперь главным выступает вера, а разум отходит на второй план.
- Превозносится поиск вечных ценностей — мудрость, красота, добро.
- Демократизация культуры открыла дорогу в творчество многим людям, которые раньше не могли выражать себя по бесправию рождения. Например, Сергей Есенин был родом из крестьян, но стал знаменитым поэтом. Такое было бы невозможно во времена А.С. Пушкина. Кстати, творчество Есенина в русле серебряного века рассмотрено в эссе.
- В литературу и другие сферы творчества потоком хлынули темы и проблемы, которые раньше не застраивались или не проникали к широкой массе читателей. Табу были сняты: в поэзии мы видим просторечия, неологизмы, жаргонизмы, мат, в живописи — игнорирование базовых навыков рисования, в театре — отсутствие интриги и действия как такового.
Популярные темы сообщений
- Декабристы Отечественная война 1812 года, стала переломной точкой в истории Российской Империи, в некотором смысле. В результате изгнания Наполеона из России, были совершенны заграничные походы русскими войсками. Многие солдаты, офицеры,
- Животные живого уголка Я очень люблю посещать живой уголок, там у нас много разных забавных животных. Нравится после школы бежать туда и наблюдать за ними, ухаживать, кормить и играть.
- Красная панда Красная панда, известна также как малая панда или кошачий медведь, похожа на кошку. Хотя и является хищником, предпочитает растительную пищу мясу.
Футуризм
Несмотря на всю эксцентричность и яркость поэзии символизма и акмеизма, именно футуризм считается своеобразной квинтэссенцией новизны и оригинальности Серебряного века.
Футуристов интересовало не столько содержание стихотворений, сколько их форма. Поэты-футуристы предлагали не беречь сложившиеся литературные традиции и культурные стереотипы, а разрушать их. Русский футуризм отличали бунтарство, анархичность, выражение настроений толпы, эксперименты с рифмой и ритмом.
Внутри себя футуризм разделялся на несколько групп, параллельно друг с другом развивающих данное направление:
Течения
Серебряный век очень резко выделяется на фоне всех остальных культурных явлений наличием множества течений. Все они очень разнились между собой, но по своей сути были родственны, так как происходили один из другого. Наиболее ярко выделялись символизм, акмеизм и футуризм. Чтобы понять, что несло в себе каждое из направлений, стоит углубиться в историю их возникновения.
Символизм
1980 год – середина 19 века. Каким было мировоззрение человека в то время? Он был уверен в себе благодаря знаниям. Теории Дарвина, позитивизм Огюста Конта, так называемый, европоцентризм, создавали твердую почву под ногами. Но в то же время началась эпоха великих открытий. Из-за этого европейский человек уже не мог почувствовать себя таким уверенным, каким был раньше. Новые изобретения и изменения привели к тому, что он стал чувствовать себя потерянным среди изобилия. И в этот момент приходит эпоха отрицания. Декаданство завладело умами культурной части населения. Тогда во Франции становятся популярными Малларме, Верлен и Рембо – первые поэты, которые осмелились найти иной способ отображения мира. Русские поэты уже очень скоро узнают об этих важнейших фигурах и начнут брать с них пример.
С этого момента и начинается символизм. Какую основную мысль несет в себе это направление? Поэты символисты утверждали, что с помощью символа можно исследовать окружающий мир. Конечно, на протяжении всей мировой истории все писатели и художники использовали символику. Но модернисты иначе смотрели на это явление. Символ для них – это указание на то, что находится за гранью человеческого понимания. Символисты считали, что рассудок и рационализм никогда не смогут помочь в постижении прекрасного мира искусства
Они стали концентрировать своё внимание на мистической составляющей собственных произведений
К главным символистам относятся такие писатели, как:
- Брюсов,
- Бальмонт,
- Мережковский,
- Гиппиус.
Эстетика символизма – это эстетика намека. Автор не изображает мир вещей, не выражает своего мнения, он лишь пишет о своих ассоциациях, которые связаны у него с тем или иным предметом. Именно поэтому символисты так ценили музыку. Ш. Бодлер рассматривал символизм, как единственно возможный способ отображения реальности.
Акмеизм
- Прежде всего, оно состоит в том, что произведения поэтов-акмеистов были проще и не несли в себе такого глубокого сакрального смысла, как у символистов. Тема религии была не настолько навязчива, тема мистики тоже отошла на второй план. Точнее, акмеисты писали о земном, но предлагали не забывать, что ирреальная сторона тоже существует.
- Если символизм нес в себе идею непостижимой тайны, то акмеизм – это скорее загадка, над которой стоит подумать, и обязательно найдешь ответ.
Футуризм
Признаки и особенности:
На происхождение футуризма очень повлияла деятельность итальянских футуристов, в особенности, манифест Филиппо Томазо Маринетти, который был написан в 1910 году.
Футуристы призывали к созданию новых форм в искусстве. Основными мотивами их творчества были:
Для них было важно привлечь к себе как можно больше внимания, и для этого футуристы были готовы на все. Они одевались в странную одежду, рисовали на лицах символы, развешивали плакаты и ходили так по городу, скандируя собственные произведения
Люди реагировали по-разному, кто-то восхищенно смотрел вслед, удивляясь смелости пришельцев, а кто-то мог наброситься с кулаками.
Имажинизм
Именно это различие в итоге привело к расколу имажинизма на две разные группы, а позже движение распалось вовсе. В их кругу на тот момент чаще стали возникать разного рода полемики и споры. Поэты противоречили друг другу, высказывая свои мысли, и не могли найти компромисс, который бы сгладил конфликт.
Эгофутуризм
Сам Северянин не составлял никаких манифестов и не писал творческую программу для собственного течения, он писал о нём так:
Многие произведения эгофутуристов служили не для чтения, а для исключительно зрительного восприятия текста, о чём предупреждали сами авторы в заметках к стихотворениям.
Тематика и стиль в поэзии этого периода
В поэзии начала XX века преобладает символическая тематика, которая отражает внутренний мир поэта и его стремление к постижению тайн и символов жизни. Поэты этого периода часто обращаются к метафорам, символам и аллегориям, чтобы выразить свои эмоции и мысли.
Одной из основных тем в поэзии этого периода является любовь. Поэты изображают ее как идеальную, нежную и чистую, но часто несбыточную. Они обращаются к образам природы, чтобы передать свои чувства и эмоции.
Еще одной важной темой в поэзии начала XX века является родина и патриотизм. Поэты выражают свою любовь и преданность Родине, а также отражают социальные проблемы и неравенство в обществе
Стиль поэзии этого периода отличается от предыдущих эпох. Поэты используют нестандартные языковые средства, такие как метафоры, аллегории, эпитеты и необычные образы. Они играют с ритмом и звучанием слов, чтобы создать особую атмосферу и передать свои эмоции.
Также в поэзии начала XX века часто встречается экспериментальный стиль, который отличается от традиционных форм и структур. Поэты играют с формой стиха, используют свободный стих и пробуют новые формы выражения.
Тематика и стиль в поэзии начала XX века отражают эпоху перемен и поиска новых форм самовыражения. Поэты этого периода открыто выражают свои эмоции и мысли, используя нестандартные языковые средства и экспериментируя с формой стиха.
Заключение
Русская поэзия начала XX века является одним из наиболее значимых и влиятельных периодов в истории литературы. Она отличается своей оригинальностью, глубиной мысли и эмоциональной силой. Символизм, как основное направление этого периода, привнес новые формы и средства выражения, а также расширил границы поэтического языка. Основные представители русской поэзии начала XX века, такие как Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Сергей Есенин и другие, создали произведения, которые до сих пор восхищают и вдохновляют читателей. Русская поэзия этого периода тесно связана с общественно-историческим контекстом, отражая трагические события и духовные поиски того времени. Ее значение для развития литературы трудно переоценить, поскольку она стала отправной точкой для многих последующих литературных течений и вдохновила множество поколений поэтов.