Краткая характеристика личности александра 1

↑ Внутренняя политика Александра I

Император видел ошибки, допущенные его отцом во время своего правления. Главная причина заговора против Павла I  — это отмена привилегий дворянству, которые ввела Екатерина II.  Первым же делом он восстановил эти права.

Внутренняя политика имела строго либеральный оттенок. Он объявил амнистию людям, подвергшимся репрессиям во время правления отца, разрешил свободно выезжать за границу, уменьшил цензуру и возвратил в Российскую Империю иностранную прессу.     

Провел масштабную реформу государственного управления в России. В 1801 году был создан  Непременный совет — орган, который имел право обсуждать и отменять указы императора. Непременный совет имел статус законосовещательного органа.

Вместо коллегий были созданы министерства, во главу которых были поставлены ответственные лица. Так был сформирован кабинет министров, который стал самым главным административным органом Российской Империи. Во время правления Александра I, большую роль играли начинания Сперанского. Это был талантливый человек, в голове которого были великие идеи.

Александр I раздавал дворянству всяческие привилегии, но император понимал серьезность крестьянского вопроса. Было приложено множество титанических усилий для того, чтобы облегчить положение русского крестьянства. 

В 1801 году был принят указ, согласно которому, купцы и мещане могли покупать свободные земли и организовывать на них хозяйственную деятельность, используя наемный труд. Данный указ разрушал монополию дворянства на владение землей.

В 1803 году вышел указ, вошедший в историю как – «Указ о вольных хлебопашцах». Суть его была в том, что теперь, помещик мог сделать крепостного человека вольным за выкуп. Но такая сделка возможна только по согласию обоих сторон.

Свободные крестьяне имели право на собственность. На протяжении всего правления Александра I шла непрерывная работа, направленная на решение важнейшего внутри политического вопроса – крестьянского. Были разработаны различные проекты дарования свободы крестьянству, но они остались лишь на бумаге.

Произошла и реформа образования. Русский Император понимал, что страна нуждалась в новых высококвалифицированных кадрах. Теперь учебные заведения делились на четыре преемственные между собой ступени.

Территория Империи была разделена на учебные округа, во главе которых стояли местные университеты. Университет обеспечивал кадрами и учебными программами местные училища и гимназии. В России было открыто 5 новых университетов, много гимназий и училищ.

Фаворитки и незаконные дети

Личная жизнь императора, как уже отмечалось выше, была достаточно бурной. Ему приписывали связи с большим количеством женщин, но самыми громкими у императора были романы с:

  • Софьей Всеволжской (Мещерской), от которой у него был сын, Н. Е. Лукаш, ставший впоследствии тифлисским губернатором;
  • Марией Нарышкиной, фактически являвшейся неофициальной супругой императора на протяжение четырнадцати лет; от нее он имел, предположительно, четырех дочерей;
  • Варварой Туркестановой, от которой у императора также была дочь Мария;
  • Маргаритой Веймер, актрисой, которая в разное время была и любовницей Наполеона, и любовницей русского императора.

Во всех случаях отцовство Александра Павловича спорно. У каждой из фавориток либо были законные мужья, либо имелись еще любовники, как, например, в случае с В. Туркестановой. Некоторые исследователи считают, что император был бесплоден.

Так или иначе, до более или менее взрослого возраста дожили лишь сын и одна дочь императора, Софья. Она умерла накануне своей свадьбы в возрасте восемнадцати лет.

Сборник идеальных эссе по обществознанию

Александр I взошёл на престол в результате дворцового переворота. Во время своего правления Александру удалось провести ряд реформ, в числе которых — министерская реформа, а так же добиться внешнеполитических успехов: после Отечественной войны Александр I возглавил антифранцузскую коалицию европейских держав, а также был одним из руководителей Венского конгресса. Большое влияние на итог Отечественной войны оказал выдающийся полководец Кутузов.

К началу XIX в. коллегии, созданные ещё при Петре I как главные органы исполнительной власти, утратили свою роль и, по существу, перестали функционировать. В связи с этим была проведена министерская реформа, в ходе которой Александр I заменил коллегии на министерства. Реформа создала четкую иерархическую систему: министерства — департаменты — отделения — столы, а также завершила процесс разграничения функций органов государственного управления. Она привела к утверждению системы отраслевого управления, к прямой ответственности министров перед императорами, усилению централизации и укреплению самодержавия.

Из-за поражения русской армии под Фридландом французы вышли к границе России, вследствие чего Александр I вынужден был пойти на переговоры, которые состоялись в Тильзите. Император принял требование Наполеона о присоединении к континентальной блокаде против Англии (Россия должна была полностью отказаться от торговли с Англией). Одним из условий мира стало также признание Россией всех завоевания Наполеона. Тильзитский мир привёл к невозможности торговать со своим главным торговым партнёром — Англией, из-за чего российская аристократия теряла рынок сбыта для сельскохозяйственной продукции своих поместий. Так как Тильзитский мир был невыгоден России, он вызвал недовольство населения Александром I.

Систематическое нарушение Россией условий континентальной блокады и стремление Наполеона к мировому господству привело к тому, что Наполеон вторгся на российскую территорию, что послужило причиной начала Отечественной Войны. Кутузов принял решение о генеральном сражении у села Бородино. Итогом этой битвы стало дальнейшее отступление русской армии к Москве и значительное ослабление французской армии. Французы продолжили движение к Москве, поэтому, чтобы избежать дальнейших потерь, на совете в Филях Кутузовым было принято решение оставить город. Следствием

Основные реформы

Главные реформы, которые были реализованы в период правления Александра 1 следующие:

  1. Указ «О вольных хлебопашцах»;
  2. Подготовка российской конституции;
  3. Министерская реформа;
  4. Проекты законов Сперанского;
  5. Предоставление конституции (причем очень демократичной) Польше и Бессарабии;
  6. Формирование военных поселений.

Направления преобразований

Государственное управление

Усиление роли государства и реформирование его основ началось с создания Негласного комитета. В 1802 году был создан комитет Министров. В тоже время были расширены полномочия Сената. Александр 1 наделил его фактически неограниченными функциями, говоря, что это главный орган, хранитель законности в России.

В 1810 был создан Государственный совет, который просуществовал до 1917, вплоть до распада Империи.

Образование

Основная реформа в области образования произошла в 1803 году, когда были сформированы 4 ступени образовательных учреждений:

  • Церковные школы (приходские) – 1 год
  • Уездные школы – 2 года (только для горожан)
  • Губернские гимназии – 4 года
  • Университеты – только для дворян

Одновременно с реформой открываются новые университеты и гимназии по всей стране. Тем самым реализовывалась задача создать в России более образованное население.

Военные поселения

Одно из начинаний эпохи Александра 1 – создание военных поселений. Инициатором их создания выступил Аракчеев, который продвигал идею того, что в военные годы армия должна воевать, а в мирные годы – заниматься обычными делами. В результате поселенцы несли военную службы, параллельно занимаясь сельским хозяйством.

В результате реформ Александра 1 военные поселения были созданы в Новгородской, Киевской, Витебской, Подольской и Херсонской губерниях.  Отдельное поселение было организовано на Кавказе.

К чему привело

Справедливости ради – многие из этих начинаний были весьма условными, или половинчатыми. Сама их идея была правильной, но реализовать ее до конца Александр не мог. Поэтому изменения внутри страны были незначительными и к кардинальным изменениям не привели.

В начале царствования реформы Александра 1 исходили от Негласного комитета. Это был неофициальный совещательный орган при царе, который работал до 1805 года. Больших успехов его работа не имела, поскольку его члены предлагали, как правила, радикальный вариант реформирования, который отвергался по причине негативной реакции дворянства, а также в силу нерешительности самого Александра 1.

Отношения с другими странами

Внешняя политика Александра не отличалась расчетливостью. Император верил в необходимость союза против Наполеона, и в результате в 1805 г была развернута кампания против Франции в союзе с Англией и Австрией, а в 1806–1807 гг. — в союзе с Англией и Пруссией. Англичане при этом не воевали. Эти походы не увенчались успехом, и в 1807 году был подписан Тильзитский мир. Наполеон не просил никаких уступок России, он искал союза с Александром, но лояльный англичанам император Александр I не хотел сближаться. Следовательно, этот мир стал лишь перемирием. А в июне 1812 года началась отечественная война между Россией и Францией. Благодаря гению Кутузова и тому, что весь русский народ восстал против захватчиков, уже в 1812 году французы были разбиты и изгнаны из России. Исполняя союзный долг, император Александр I приказал преследовать войска Наполеона. Заграничный поход русской армии продолжался до 1814 года. Особого успеха для России этот поход не принес.

Император Александр 1 потерял бдительность после войны. Он совершенно не контролировал иностранные организации, которые начали в больших количествах снабжать русских революционеров деньгами. В результате в стране начался бум революционных движений, направленных на свержение императора. Все это привело к восстанию декабристов 14 декабря 1825 года. Восстание впоследствии было подавлено, но в стране был создан опасный прецедент, и большинство участников восстания скрылись от правосудия.

Конец правления Александра I и его последствия

Правление Александра I продолжалось до его смерти в 1825 году. В конце своего правления Александр I столкнулся с рядом проблем, которые оказали значительное влияние на последующую историю России.

Начало декабристского движения

Одной из главных проблем было возникновение декабристского движения. В 1825 году, после смерти Александра I, группа офицеров, известных как декабристы, попыталась организовать вооруженное восстание против нового императора Николая I. Декабристы выступали за проведение политических и социальных реформ, включая установление конституционной монархии и отмену крепостного права.

Реакция Николая I

Николай I, принявший престол после смерти Александра I, был решительным противником любых реформ и политических изменений. Он жестко подавил декабристское восстание и усилил репрессии против политических оппонентов. Под его правлением Россия стала известна своим консервативным и авторитарным режимом.

Влияние на последующие события

Конец правления Александра I и последующее усиление репрессий под Николаем I оказали значительное влияние на последующую историю России. Отсутствие политических и социальных реформ, а также жесткая цензура и репрессии, привели к накоплению недовольства и неудовлетворенности в обществе. Это в конечном итоге привело к революционным событиям в 1905 и 1917 годах, которые привели к падению царской власти и установлению Советской России.

Таким образом, конец правления Александра I и последующее усиление репрессий под Николаем I оказали значительное влияние на последующую историю России, способствуя возникновению революционных событий и падению царской власти.

От Тильзита До Вторжения 1812 г.

Большинство россиян были раздражены и унижены Тильзитским союзом. Окружение Александра не желало прекращать торговлю с Англией. Он реформировал и укрепил свои войска. Популярность монарха падала, все слои населения обвиняли его в бесполезной жертве русской крови и разорении страны. Во время войны 1809 года между Францией и Австрией Александр, несмотря на свои обещания, не участвовал в делах Наполеона, а просто моделировал военное наступление. Он тщетно добивался от Наполеона обещания не основывать суверенное Польское королевство. Наполеон аннексировал немецкие земли на Балтике, включая Великое герцогство Ольденбургское, вотчину зятя короля. Два монарха готовились к войне.

Воспитание цесаревича, как формировалось мировоззрение

Воспитанием, как было сказано выше, занимались лучшие профессора и ученые страны. Швейцарец Лагарп стал самой влиятельной фигурой для формирования личности юного Александра. Он привил мальчику идеи свободы и либерализма.

Однако особенностью воспитания являлось то, что Лагарп не мог позволить себе самодеятельности — все его методы контролировались проектом, разработанным для «изменения личности Александра I». Идеи либерализма и вольнодумства там были весьма ограничены.

Цесаревичу дали определенные знания, но их оказалось недостаточно для реализации в дальнейшем. Александр получил представление о либерализме как о философском течении, которое раскрывало проблему и говорило о необходимости ее решения. Это было созвучно с мыслями Екатерины: она говорила, что хотела бы принять конституцию, но считала, что монархия является самой приемлемой формой правления для Российской Империи.

Противоречия в характере Александра были обусловлены не только семейными перипетиями в доме Романовых, но и методами воспитания. Юноша был восхищен Наполеоном и идеями французских революционеров. Однако его воспитатели были сторонниками английских взглядов. Это вызывало в нем противоречивое мировоззрение.

Позднее, познакомившись с Наполеоном, Александр I увидел в нем обычного человека, далекого от совершенства. После такого разочарования он перестал идеализировать людей и какие бы то ни было идеи.

Его противоречивость наблюдалась и в политике проводимых им реформ. Так, Лагарп говорил юному Александру, что в России может быть только самодержавие, основанное на либеральных идеях. Ему внушили, что так государство станет успешным, а граждане — счастливыми. Поэтому он ратовал за проведение либеральных реформ, однако не собирался ограничивать монархию.

После их принятия консерваторы выступили с критикой против обновлений. Однако когда император отошел в сторону консерватизма, это уже не устроило либеральную сторону. Так и не добившись единогласной реакции, Александр постепенно перестал заниматься управлением. Все полномочия перешли к Аракчееву, в то время как император посвятил себя мистическим наукам.

II этап реформ Александра I (1814-1825)

Послевоенная Россия снова нуждалась в реформах. Александр I занимался решением крестьянского вопроса. Он также пытался реализовать конституционные идеи. Армия оставалась ахиллесовой пятой России. Вернее, его стоимость. Образование тоже шло не очень хорошо. Все эти области требовали немедленного вмешательства императора.

Земельная реформа

Крепостное право создало огромные проблемы для правительства. С одной стороны, Александр I опасался народных волнений. Но с другой стороны, он не мог открыто идти против элиты. В 1816, 1817 и 1819 годах государь подписал указы о предоставлении свободы слугам провинций Эстонии, Курляндии и Ливонии. Люди стали свободными, но безземельными. На практике они продолжали работать на помещика.

В 1818 г граф генерал А. Аракчеев предложил проект выкупа земли государством помещиков. Крестьянам приходилось давать по 2 десятины на человека. В 1819 г министр финансов и земель Д. Гурьев внес на рассмотрение проект создания хуторов. Александр I поддержал инициативы Аракчеева и Гурьева. Но сами проекты реализованы не были.

В 1822 году император расширил права помещиков. Помещикам снова разрешили высылать неугодных крепостных в Сибирь. Людей отправляли селиться в суровый регион якобы за «плохие дела.

Конституционные изменения

27 ноября 1815 года Королевство Польское стало конституционной монархией со своей собственной Конституцией. В то время Польша входила в состав Российской империи. В стране установлена ​​двухпалатная выборная диета (парламент).

Спустя 3 года Александр I задумался о создании Конституции Российского государства. Император поручил Н. Новосильцеву разработать конституционный проект. В 1821 г была готова «Государственная хартия Российской империи». Конституционный проект предусматривал:

  • Разделите штат на 12 провинций.
  • Ввести двухпалатный парламент (сенат, посольство).

Конституция Александра I так и не была доработана. Поэтому все его положения остались в теории.

Реформирование армии

Расходы на армию составляли львиную долю бюджета страны. Перед Александром I стояла задача минимизировать расходы, а также создать резерв войск с хорошей военной подготовкой. В период с 1810 по 1857 гг. По инициативе А. Аракчеева в России были созданы военные поселения. Солдаты не только проходили военную службу, но и занимались сельским хозяйством.

Были военные поселения в Киевской, Херсонской, Витебской, Подольской, Новгородской губерниях. Такая организация войск практиковалась и на Кавказе. Поселки должны были помочь сократить военные расходы. Но суровый режим часто приводил к военным восстаниям. Один из таких бунтов произошел в Чугуеве в 1819 году.

Реформы в сфере образования

При Александре I церковь активно вмешивалась в образовательную сферу. В 1817 году Министерство просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и просвещения. Его возглавил обер-прокурор Синода А. Голицын.

Император боялся критики, дрался с противниками. Цензура усилилась по всей стране. Начались просветительские гонения, закрылись печатные издания. В 1819 г потеряли работу 11 профессоров Казанского университета. Причина увольнения — свободное мышление. Московский университет попал в немилость.

Ранняя внешняя Политика

План создания европейской федерации:

СтранаСодержание внешней политики

Англия Восстановление союза, нарушенного Павлом I
Франция Поддерживайте лояльные отношения, чтобы успокоить Наполеона, сдерживая его грабительские планы
Пруссия Подписать договор о дружбе
Австрия Дружба с Австрией

Александр был вынужден объявить войну Наполеону после своей коронации в 1804 году. Он надеялся на помощь австрийских генералов. Но в Аустерлице, Моравия, они потерпели поражение. 2 декабря 1805 г. Император Франциск II подписывает мирный договор с Францией. В 1806 году Наполеон нанес поражение Пруссии в Йене и Ауэрштедте. Александр I бросился на помощь другу. Сражения велись в Восточной Пруссии. После частичного успеха в Эйлау русская армия была разгромлена во Фридланде 14 июня 1807 года. Затем, 25 июня, два императора встретились на плоту посреди Немана у Тильзита (ныне Советск). Александр принял все условия победителя:

  • разрыв с Англией;
  • присоединиться к континентальной системе, чтобы изолировать и ослабить Британию;
  • признать Великое княжество Варшавское.

В ответ Наполеон дал ему свободу расширяться за счет Швеции и Турции.

Причины реформаторской деятельности

Кратко причины реформ Александра 1 были следующими:

  • Социальные. Укрепление позиций дворянства. Император решил опереться именно на этот класс, поскольку видел, что его отец, отказавшись от этого курса, прожил не долго и погиб в результате заговора.
  • Идеологические. «Необходимость» европеизации России. Европейский образ жизни, либерализм, свобода – все это привлекало российскую элиту.
  • Финансово-экономические. Империя имела слабую инфраструктуру, большие расходы на армию, низкую производительность труда, проблемы в мировой торговле и отставание в плане военно-технического оснащение от Франции, Англии, США, Германии.
  • Политические. Реформа образования должна была сделать элиту более образованной, чтобы, опираясь на нее, продвигать идеи либерализма.

Стремление императора к реформам следует искать не только во влияние учителей, но и в юношеском максимализме с одной стороны, и в общем понимании, что российское государство сильно отстало от европейских, поэтому его нужно менять, чтобы соответствовать духу времени.

Восшествие на престол

В 1796 году Екатерина Великая скончалась. Непосредственным наследником трона был Павел I. И он не преминул воспользоваться правом, которое полагалось от рождения. Годы правления новоиспеченного императора славились своей нелогичностью и сумбуром.

Муштра, ненужные далекие зарубежные походы, нарушение нормальных отношений с соседями, другими странами, принятие нелепых титулов.


Александр 1 Павлович

Высшее общество, представители дворянства считали, что император сошел с ума. У Павла была дурная репутация. Как знать, так и солдаты его недолюбливали.

Не удивительно, что недовольство дворян вскоре начало принимать вполне осязаемые и деятельные формы. В годы правления отца Александр I рассказывал о своих идеалах: какой он хотел бы видеть страну. Открыто выступал против политики отца.

Представители высшего дворянства поддерживали слова молодого человека. Очень скоро он обзавелся массой сторонников, которые хотели видеть на троне именно его. Павла же решили убрать.


Александр 1

Знал ли Александр первый насчет заговора против отца — вопрос спорный. Большинство исследователей сходится на мнении, что он был осведомлен о намерении отстранить Павла от правления. Но не допускал и мысли о цареубийстве. Тем более не участвовал в грязном и кровавом деле. Впрочем, сказать наверняка невозможно.

12 марта 1801 года по новому стилю заговор закончился убийством Павла I. По воспоминаниям свидетелей того времени, смерть отца стала для будущего правителя печальным событием. При полном параде Александр вышел к войскам и объявил о кончине Павла, а также начале своего правления.

В тот же день вышел манифест, в котором новоявленный император говорил о намерении придерживаться курса своей почившей бабушки Екатерины.

Церемония коронации состоялась позже, осенью 1801 (27 сентября).

Примерный сын и любящий внук

Александр I был сыном Павла I и внуком Екатерины II. Императрица недолюбливала Павла и, не видя в нём сильного правителя и достойного преемника, все нерастраченные материнские чувства отдавала Александру.

С детства будущий император Александр I часто проводил время с бабушкой в Зимнем дворце, но тем не менее успевал бывать и в Гатчине, где проживал отец. По мнению доктора исторических наук Александра Мироненко, именно эта двойственность, проистекающая из желания угодить столь разным по темпераменту и взглядам бабушке и отцу, сформировала противоречивый характер будущего императора.

«Александр I в юношестве любил играть на скрипке. В это время он переписывался со своей матерью Марией Фёдоровной, которая сказала ему, что он слишком увлекается игрой на музыкальном инструменте и что ему следует больше готовиться к роли самодержца. Александр I ответил, что лучше будет играть на скрипке, чем, как его ровесники, в карты. Он не хотел царствовать, но в то же время мечтал излечить все язвы, исправить любые непорядки в устройстве России, сделать всё так, как в его мечтаниях должно быть, а после этого отречься», — рассказал в интервью RT Мироненко.

Также по теме


Война за мир: 210 лет назад Россия подписала Тильзитский договор

Вместе с Великой французской армией Наполеон победил в войне с Пруссией, завоевал территории Италии, Голландии, Германии, Бельгии, но…

По мнению экспертов, Екатерина II хотела передать трон своему любимому внуку, минуя законного наследника. И лишь внезапная смерть императрицы в ноябре 1796 года нарушила эти планы. На престол взошёл Павел I. Началось короткое, длившееся всего четыре года правление нового императора, получившего прозвище Русский Гамлет.

Чудаковатого Павла I, помешанного на муштре и смотрах, презирал весь екатерининский Петербург. Вскоре среди недовольных новым императором возник заговор, итогом которого стал дворцовый переворот.

«Неясно, понимал ли Александр, что отстранение его родного отца от трона невозможно без убийства. Тем не менее Александр пошёл на это, и ночью 11 марта 1801 года заговорщики вошли в спальню Павла I и убили его. Скорее всего, Александр I был готов к такому исходу событий. Впоследствии из мемуаров стало известно, что Александр Полторацкий, один из заговорщиков, быстро сообщил будущему императору, что его отец убит, а значит, ему надо принимать корону. К удивлению самого Полторацкого, он застал Александра посреди ночи бодрствующим, в полном обмундировании», — отметил Мироненко.

Направления деятельности.

 1.Внутренняя политика.

Направления деятельности Результаты
Совершенствование системы государственного управления. 1801-1810- деятельность законосовещательного органа власти — Непременного совета.1801-1803- деятельность Негласного комитета, проведение реформ (Чарторыйский, Новосильцев, Кочубей, Строганов)

1803- реформа госуправления:  замена коллегий министерствами

1810- учреждение Государственного совета

Были созданы проекты реформ Сперанским, Новосильцевым, Аракчеевым, Гурьевым. Однако практически ничего не было осуществлено.

В 1815 году была дарован Конституция  Польше.

Реформирование армии 1816-начало организации военных поселений( под руководством Аракчеева).Усиление мощи армии, её вооружения. Подготовка офицерского состава.
Решение крестьянского вопроса 1803-Указ « о вольных хлебопашцах», первая попытка отменить крепостное право по желанию помещиков.1809-указ о запрете помещикам ссылать крестьян в Сибирь, было разрешено крестьянам торговать .
Реформирование социальной сферы 1809-сословная реформа Проведение продворянской политики: подтверждены положения Жалованной грамоты
Смягчение политического режима Были запрещены пытки Ликвидация тайной канцелярии — политического сыска

Смягчение цензуры Сняты ограничения выезда за границу

Меры по созданию условий эффективной работы самоуправления Подтверждение Жалованной грамоты Городам и Городового положения.
Дальнейшее развитие культуры и образования Указ об автономии университетов Открытие новых университетов

Открытие Царскосельского лицея в 1811- привилегированного учреждения для дворянской элиты, существовал до 1843г.

Период Александра 1- это « золотой век» литературы, когда творили А. Пушкин, А. Грибоедов, А. Баратынский, начинал своё творческий путь М. Лермонтов, строились прекрасные здания и дворцы( Казанский и Исаакиевский соборы, Михайловский замок, Главный штаб в Петербурге и многое другое).

2. Внешняя политика.

Направления деятельности Результаты
Стремление утвердиться на Балканах, Каспийском море, присоединить новые территории. 1804-1813- война с Персией, присоединение по Гюлистанскому договору Азербайджана.1806-1812- война с Турцией, после которой по Бухарестскому мирному договору Россия присоединила Бессарабию, Армению, часть Грузии.
Западное направление: стремление утвердиться на Балтийском море, присоединить часть территории Швеции. 1808-1809- война со Швецией, по Фридрихсгамскому миру присоединена Финляндия.
Взаимоотношения с Францией- от союза до войны. Участие в антифранцузских коалициях: 3 (1805) и 4 (1806)Поражение под Аустерлицем в 1805г.

1807- Тильзитский мир с Францией (присоединение к континентальной блокаде Англии, свобода в отношениях с Турцией и Швецией).1808- встреча с Наполеоном в Эрфурте( аннексия Россией Финляндии, Валахии, Молдавии).

12 июня-26 декабря- Отечественная война с наполеоном. Важнейшие сражения: Смоленское ( 2-6 августа), Бородинское ( 26 августа),

1813- участие в знаменитой «битве народов» под Лейпцигом. Победа над Наполеоном.

1814-1815. По венскому конгрессу к России присоединено Царство польское.Участие в союзе с европейскими государствами в борьбе с революционным движением.

1815 — Россия вошла в Священный союз Россия, Пруссия, Австрия)

Последствия внутренней политики Александра I

  • Император провел много реформ, но все с ошибками, с двойным дном. Изменения модернизировали Россию, но в небольшой степени.
  • Социальная сфера при Александре I практически не изменилась. Хотя правитель издавал указы, крестьяне не спешили давать свободу крепостным.
  • В начале правления Александра I в системе образования произошли положительные изменения. Но ужесточение цензуры и вмешательство церкви ухудшили ситуацию в научном сообществе.
  • Государственный совет, министерства, учрежденные императором, просуществовали до двадцатого века. Это говорит об их функциональности.

Личность Александра 1

Императором Александром I были проведены умеренно-либеральные реформы, которые коснулись разных сфер жизни общества. Их реализация была непоследовательной и не достигла желаемых результатов.

Либеральные реформы — преобразования, направленные на расширение прав и свобод граждан в политической, экономической, социальной, культурной и других сферах.

Неудачи реформ были обусловлены многими факторами, в том числе личностью самого императора.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Император Александр I

Александр I воспитывался при просвещенном дворе Екатерины Великой, которая приходилось ему бабушкой. Его учителем был швейцарец Фредерик Лагарп, большой поклонник прогрессивных взглядов Жан-Жака Руссо.

Характерной особенностью екатерининского двора было лишь внешнее следование идеалам просвещенной Европы. Екатерина II переписывалась с Дидро и Вольтером, любила рассуждать о правах и свободах, но при ней усилилось крепостничество и расширились привилегии дворянства. Эту двойственность во взглядах в полной мере впитал и ее внук, который лишь на словах был сторонником либерализма.

Черты характера Александра I, которые мешали проведению реформ:

  • непоследовательность;
  • упрямство;
  • отсутствие глубоко укоренившегося либерального мировоззрения;
  • неумение доводить начатое до конца.

Примечание 1

Сворачиванию реформ способствовал и ряд объективных факторов, особенно война с Наполеоном 1812 года, которая требовала усиления централизованной власти.

Оценка и характеристика личности

Александра при дворе приняли более чем благодушно. Он был очень популярен в первые годы своего правления. Облик императора выражал истинное благородство личности: приятная внешность, статная фигура, светлые волосы, голубые глаза, идеальные черты лица. Он нравился как высшим слоям общества, так и простому народу.

При общении с Александром собеседники отмечали его деликатность, воспитанность, дипломатичность. Он вел себя достойно со всеми представителями разных слоев.

Французская писательница Жермана де Сталь, его современник, отмечала выразительность черт его лица, доброту и величие в облике. По ее словам, император являлся человеком образованным и осведомленным во всех вопросах внешней политики. Де Сталь также отмечала, что он страдает особым одиночеством, связанным с недоверием ко всем, в том числе и к приближенным. Это было связано со смертью Павла. То, что Александр был окружен убийцами своего отца, сделало его замкнутым и очень осторожным.

Этапы реформ

Реформы в царствование Александра I проводились крайне непоследовательно, поэтому трудно выделить конкретные этапы их реализации. Ранее принятые прогрессивные меры могли отменяться. Крестьянская реформа в Остзейских губерниях растянулась на 15 лет.

Как правило, выделяют два этапа проведения реформ — первый из них связан с деятельностью Сперанского, второй — происходил после его отставки.

Личность 1

Михаил Михайлович Сперанский (1772—1839) — выдающийся государственный деятель-реформатор либерального направления. Под его руководством были разработаны и реализованы лучшие из прогрессивных реформ Александра I.

Михаил Сперанский

Этапы проведения реформ:

  1. Первый (1801—1812) — отмена цензуры и принятие Университетского устава; министерская и финансовая реформа; начало реформы образования.
  2. Второй (1813—1825) — продолжение реформы образования и крестьянской реформы в прибалтийских губерниях; насаждение военных поселений; ужесточение цензуры.

На втором этапе большое влияние на императора оказывал граф Аракчеев.

Личность 2

Михаил Михайлович Сперанский (1769—1834) — реакционный государственный деятель, сторонник суровой дисциплины и строгого порядка. Противник либеральных реформ и идеолог военных поселений.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: