Проблемы этногенеза и ранней истории славян

Проблема славянского этногенеза кратко

Введение

Вопрос о происхождении (этногенезе) славян и их идентификации как особого этноса до сих пор не имеет единой концепции. Происхождение, история формирования и ареал древних славян изучаются методами и на стыке различных наук: лингвистики, истории, археологии, палеоантропологии, генетики.

Нередко археологи определяют как достоверно славянские целый ряд археологических культур, начиная с V в. В академической науке нет единой точки зрения на этническое происхождение носителей более ранних культур и их преемственность по отношению к более поздним славянским. Одной из причин этого, по мнению В. П. Кобычева , является отсутствие каких-либо полноценных письменных источников о славянах до середины VI в.

Изучение этой проблемы очень актуально в настоящее время. Нередко многие представители официальной науки не причисляют культуру Руси к числу древнейших цивилизаций, называя отправной точкой истории Отечества лишь 1 тыс. В свою очередь, имеются неопровержимые свидетельства (древние тексты, археологические раскопки), свидетельствующие о том, что у древних славян за много веков до этих событий существовали полноценные государственные образования и вообще богатая языческая культура.

В связи с этим целью данной абстрактной работы является изучение происхождения восточных славян, опираясь на источники, сообщающие о происхождении славян, и концепции известных историков и археологов xx века.

Обычаи восточных славян

Каждое объединение восточнославянских племен имело свои обычаи, законы, традиции и даже свой «нрав». Летопись сообщает: «Поляны имеют обычай отцов своих кротких и тихих, они стыдятся перед невестками и сестрами, матерями и родителями; они имеют великий стыд перед тещами и шуринами; у них также есть брачный обычай: зять не идет за невестой, но они приносят ее накануне, а на следующий день приносят за ней-то, что дают.» А древляне «живут по-скотски», убивают друг друга, едят «все нечистое» и браков у них нет, но «девушек из воды крадут». У Радимичей, вятичей и северян, согласно «Повести временных лет», был общий обычай: они жили в лесу, как звери, ели «все нечистое» и ругались перед отцами и невестками. Браков у них тоже не было, но устраивались игры между деревнями с танцами и песнями; и здесь они «крали» своих жен по соглашению с ними; у них было две и три жены. Если кто-то из них умирал, они устраивали «тризну» (торжественное прощание с умершим в виде военного состязания, игры или сражения), а затем делали большую колоду дров и клали на эту колоду мертвеца и сжигали ее. А потом, собрав кости, они складывали их в маленький глиняный сосуд и ставили на столбы у дорог.

Очерки истории народов России в древности и раннем Средневековье

Проблема происхождения славян и начало славянской истории

Первым русским историком, повествовавшим о происхождении и расселении славян, был Нестор — летописец конца XI—XII в., монах Киево-Печерской лавры. В его сознании — сознании носителя библейской традиции всемирной истории — автохтонный миф о «своем» народе как центре мироздания был преодолен: именно библейская картина мира, представление о трех сыновьях Ноя, Симе, Хаме и Иафете, как о единых предках всех народов («языков») позволяла Нестору включить славян в число тех 72 языков, которые разделились после вавилонского столпотворения. Пафосом этой картины мира была не привязанность к племенной территории, а процесс расселения, активного освоения пространства, включенность во всемирную историю. Безусловно, и в этой картине мира должен был присутствовать свой «центр»: таковым для всемирной библейской истории стал Вавилон, для эпохи же расселения славян — Дунай, где «по мнозех временех» сели славяне и откуда стали расселяться дальше по Европе, — а затем Киев, столица Древнерусского государства. Это уже не примитивный первобытный взгляд из глубин племенной территории, а определение места своего народа в ойкумене и во всемирной истории. Одновременно взгляд летописца, конечно, был взглядом «изнутри», взглядом русского славянина, смотревшего на мир с позиций славянского самосознания.
Естественно, что взгляд на древних славян со стороны, «извне», с позиций ученого наблюдателя, был существенно иным: раннесредневековые историки и писатели, свидетельствующие о первом появлении славян в VI в. н. э. — а именно тогда славяне появляются на Дунае, на границах Византии, — описывают их передвижения не как направленные от центра к периферии, а, наоборот, как направленные от края ойкумены к границам цивилизации.

  • Назад
  • Вперед

Список литературы

  1. Кобычев В. П. В поисках прародины славян. Москва, 1973.
  2. Седов В. В. Происхождение и ранняя история славян. Москва, 1982.
  3. Седов В. В. Восточные славяне в VI — XIII вв., М., 1982.
  4. Седов В. В. Древнерусская народность. Историко — археологические исследования. Москва, 1999.
  5. Гумилев Л. Н. Древняя Русь и Великая Степь, М., 1989.
  6. Повесть временных лет.
  7. Алексеева Т. И. Этногенез восточных славян по данным антропологии. — М., 1973.
  • Реферат на тему: Диалекты древнеанглийского языка
  • Реферат на тему: Состояние русского общества и армии в годы Первой мировой войны
  • Реферат на тему: Проблема общественного неравенства в глобальном и российском измерениях
  • Реферат на тему: Распад СССР и образование СНГ
  • Реферат на тему: Анализ исторической концепции Н.А Рожкова
  • Реферат на тему: Развитие и становление автомобилестроения в СССР (грузовые автомобили общего назначения) 1945 — 1960 гг.
  • Реферат на тему: Государственная Дума в Российской империи
  • Реферат на тему: Российско-монгольское отношение в сфере образовательной культуры
  • Реферат на тему: И.И. Мечников — основоположник учения о фагоцитозе
  • Реферат на тему: Выявление особенностей, связанных с крестовыми походами и с развитием и изменением торговых связей между Востоком и Западом
  • Реферат на тему: Развитие правовой основы сотрудничества в сфере образования в ЕЭС (1950-2017 гг.)
  • Реферат на тему: Особенности организации пожарного дела в Древнем Риме

Литература

  • Александр Доманин. Монгольская империя Чингизидов. Чингисхан и его преемники
  • Чарлз Патрик Фицджералд. История Китая
  • Борис Александрович Гиленсон. История античной литературы. Книга 2. Древний Рим
  • Борис Александрович Гиленсон. История античной литературы. Книга 1. Древняя Греция
  • Сергей Алексеев. Славянская Европа V–VIII веков
  • Алексей Гудзь-Марков. Индоевропейцы Евразии и славяне
  • А.Н. Боханов, М.М. Горинов. История России с начала XVIII до конца XIX века
  • А.Н. Боханов, М.М. Горинов. История России с древнейших времен до конца XVII века
  • Игорь Коломийцев. Тайны Великой Скифии
  • В.Я. Петрухин, Д.С. Раевский. Очерки истории народов России в древности и раннем Средневековье
  • Э. Бикерман. Государство Селевкидов
  • Э. А. Менабде. Хеттское общество
  • А. Кравчук. Закат Птолемеев
  • Владимир Миронов. Древние цивилизации
  • Николай Непомнящий, Андрей Низовский. 100 великих кладов
  • Константин Рыжов. 100 великих библейских персонажей
  • Андрей Низовский. 100 великих археологических открытий
  • Валерий Гуляев. Шумер. Вавилон. Ассирия: 5000 лет истории
  • Майкл Эдвардс. Древняя Индия. Быт, религия, культура
  • Ян Марек. По следам султанов и раджей
  • Роман Светлов. Великие сражения Востока
  • Малькольм Тодд. Варвары. Древние германцы. Быт, религия, культура
  • коллектив авторов. Тамерлан. Эпоха. Личность. Деяния
  • Жорж Дюби. Трехчастная модель, или Представления средневекового общества о себе самом
  • А. А. Сванидзе. Средневековый город и рынок в Швеции XIII-XV веков
  • М. А. Заборов. Введение в историографию крестовых походов (Латинская историография XI—XIII веков)
  • Т.Д. Златковская. Возникновение государства у фракийцев VII—V вв. до н.э.
  • Ян Буриан, Богумила Моухова. Загадочные этруски
  • Вадим Егоров. Историческая география Золотой Орды в XIII—XIV вв.
  • Р.Ю. Почекаев. Батый. Хан, который не был ханом
  • В. М. Запорожец. Сельджуки
  • М. В. Крюков, М. В. Софронов, Н.Н. Чебоксаров. Древние китайцы: проблемы этногенеза
  • М.А. Дандамаев. Политическая история Ахеменидской державы
  • Э. О. Берзин. Юго-Восточная Азия в XIII — XVI веках
  • Д. Ч. Садаев. История древней Ассирии
  • Л.C. Васильев. Древний Китай. Том 3. Период Чжаньго (V-III вв. до н.э.)
  • Алексей Горбылев. Ниндзя: боевое искусство
  • Джеймс Веллард. Вавилон. Расцвет и гибель города Чудес
  • Карл Блеген. Троя и троянцы. Боги и герои города-призрака
  • Гордон Чайлд. Арийцы. Основатели европейской цивилизации
  • Пьер-Ролан Жио. Бретонцы. Романтики моря
  • Эммануэль Анати. Палестина до древних евреев
  • Уильям Куликан. Персы и мидяне. Подданные империи Ахеменидов
  • Малькольм Колледж. Парфяне. Последователи пророка Заратустры
  • Хильда Эллис Дэвидсон. Древние скандинавы. Сыны северных богов
  • Э.А. Томпсон. Гунны. Грозные воины степей
  • Дэвид Лэнг. Армяне. Народ-созидатель
  • Изабель Хендерсон. Пикты. Таинственные воины древней Шотландии
  • Дэвид М. Вильсон. Англосаксы. Покорители кельтской Британии
  • Дональд Харден. Финикийцы. Основатели Карфагена
  • Теренс Пауэлл. Кельты. Воины и маги
  • Н.Н. Непомнящий. 100 великих загадок Индии
  • Эрик Шредер. Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации
  • Лев Гумилёв. Конец и вновь начало. Популярные лекции по народоведению
  • Александр Александрович Ханников. Техника: от древности до наших дней

Раздел 4: Этнические и социокультурные особенности славян

Славяне — это группа народов с общими этническими и культурными чертами, которые сформировались в раннем средневековье. Одной из основных особенностей славян является их язык, славянский, который является частью индоевропейской семьи языков.

Славяне имеют свои социокультурные особенности. Они известны своим коллективизмом и солидарностью. У них высоко развита семейная и родовая структура, что способствует сохранению традиций и обычаев. Религия славян имеет ярко выраженные языческие черты, связанные с почитанием природы и предков.

Традиционная культура славян включает в себя множество праздников, обрядов и обычаев. Одним из основных элементов славянской культуры является мифология, которая описывает богов, героев и магические существа

Развитие литературы, музыки и искусства также является важной частью этнической идентичности славян

Однако, под влиянием других культур и внешних факторов, некоторые традиции и обычаи славян изменились или исчезли. В результате исторических событий и влияния других народов, возникло большое количество различных этнических групп славян, каждая из которых имеет свои особенности и отличия в языке, культуре и обычаях.

Итоговый вывод — славяне представляют собой разнообразный этнический и социокультурный комплекс, который продолжает эволюционировать на протяжении веков. Изучение истории и культуры славян позволяет лучше понять их место в мировой истории и народной культуре.

Раздел 3: Лингвистические исследования и языковые связи

Лингвистические исследования играют важную роль в изучении этногенеза и ранней истории славян. Они позволяют установить языковые связи между различными этническими группами и определить их сходства и различия.

Одним из главных объектов лингвистического исследования является славянский язык. Изучение его структуры и сравнение с другими языками помогает выявить пути миграций и взаимодействия славян с другими этническими группами.

Особое внимание уделяется реконструкции праславянского языка – предка всех славянских языков. По данным лингвистических исследований, праславянский язык возник в V-VI веках нашей эры и закладывал основу для развития всех современных славянских языков

Языковые связи славян с другими этническими группами также выявляются на основе сравнительного анализа лексики, грамматики и фонетики различных языков. Например, существуют языковые связи между славянскими языками и балтийскими языками, что указывает на близкие контакты и обмены между этими группами.

Лингвистические исследования позволяют взглянуть на этногенез и раннюю историю славян с новой стороны и помогают углубить наше понимание формирования и развития славянской культуры и идентичности.

Расселение славян и создание государств

С середины VI века начались набеги славян из-за Дуная на византийские территории, и к 559 году они подошли к стенам Константинополя. На западе славяне стали заселять современные чешские земли, особенно после ухода оттуда германского племени лангобардов в Италию в 568 году.

В 561 году славянские земли на равнине между Карпатами и Дунаем были разорены аварами, которые создали каганат, просуществовавший до 823 года. К концу IX века значительную часть его территории заселили мадьяры (венгры), разделившие западных и южных славян.

Первое славянское государство, о котором известно из письменных источников, называлось Само и существовало с 631 по 658 год на территории современных Чехии и Австрии. Оно быстро распалось, зато в 681 году появилось первое славянское государство на Балканах — Болгария.

Великоморавская держава появилась у западных славян в 823 году и её центр находился на территории современной Чехии, но она охватывала земли от реки Шпрее на севере и до реки Дравы на юге.

Расселение восточных славян в древности происходило на север, к берегам Финского залива, где поселились словене ильменские, и их племенным центром стал Новгород. Государство у восточных славян появилось в 862 году. Двигались они и на юг, в степи северного Причерноморья, там жили племена тиверцев и уличей.

Термин «склавины» в отношении славян первым использовал автор исторического труда «Гетика» Иордан в 551 году. Про антов писали такие византийские авторы: Прокопий Кесарийский, Маврикий, Иордан.

Рис. 3. Восточные славяне. Карта.

Что мы узнали?

Кратко самое главное о том, кто такие славяне, можно рассказать в докладе по истории для 10 класса. Их прародина находилась между реками Висла и Днепр. Славяне с VI века активно взаимодействовали с Византией и разделились на западных, южных и восточных.

  1. /9

    Вопрос 1 из 9

Автохтонная теория

Автохтонный, автохтонный (местный, коренной) — принадлежность по происхождению к данной территории, местный, коренной по происхождению.

В отличие от теорий миграции, советская историография признает автохтонное происхождение славян. Интересны в этом отношении взгляды историков не только нашей страны, но и наших соседей. В частности, чешские исследователи, последователи великого славяноведа Л. Нидерле, были близки к взглядам наших ученых 50-70-х годов XX века. Они считали, что славяне образовались на огромной территории, включавшей в себя не только территорию современной Польши, но и значительную часть современных Украины и Белоруссии. Согласно этой точке зрения, восточные славяне были автохтонами (местными жителями) на своей земле. Сходные взгляды высказывали болгарские и польские ученые.

Отечественные историки в осмыслении этого вопроса отмечают сложность процесса происхождения славян. По их глубокому убеждению, первоначально на определенной обширной территории существовали отдельные мелкие рассеянные древние племена, которые затем формировались в более крупные племена и их объединения и, наконец, в исторически известные народы, образующие нации. Это общий путь этнокультурного и языкового развития народов и наций. Следовательно, народы формировались в ходе истории не из единого первобытного «пранарода» с его «праязыком» путем его последующего распада и расселения из какого-то изначального центра («прародины»), а наоборот, путь развития шел главным образом от изначальной множественности племен к их последующему постепенному объединению и взаимному скрещиванию

В то же время в некоторых случаях может иметь место и вторичный процесс — процесс дифференциации ранее сложившихся крупных этнических общностей.  Сегодня, когда мы рассматриваем проблемы, связанные с происхождением того или иного народа, мы также должны обратить внимание на современное видение этого вопроса и его терминологию. Так, Л

Н. Гумилев обращает внимание на следующее: «Антропосфера делится на сообщества, которые мы просто называем народами, или нациями, или этносами… «Люди» — термин неудобный, слишком многозначный. Термин «нация» обычно применяется только к условиям капиталистической и социалистической формации, а до этого считалось, что наций не существует. Термин «этнос» очень подходит для обозначения общностей, на которые распадается человечество.» Итак, в ходе процесса формирования этноса славян племена постепенно и последовательно проходили определенные этапы своего культурного и языкового развития, определявшие их этнические особенности. Роль переселения (миграции) в этом развитии, по мнению русских историков, вторична.  

Основные восточнославянские племена и места их расселения

в VII-VIII вв. образовались устойчивые восточнославянские племена, расселение которых происходило следующим образом: поляне – жили вдоль реки Днепр. Севернее, вдоль реки Десне жили северяне, а на северо-западных территориях – древляне. Между реками Припять и Двиной поселились дреговичи. Вдоль реки Полота обитали полочане. Вдоль реки Волги, Днепра и Двины – кривичи.

На берегах Южного и Западного Буга были расселены многочисленные бужане или дулебы, часть которых мигрировали в сторону запада и ассимилировались с западными славянами.

Места расселения славянских племен оказывали влияние на их обычаи, язык, законы и способы ведения хозяйства. Основными занятиями было выращивание пшеницы, проса, ячменя, некоторые племена выращивали овёс и рожь. Разводили крупный рогатый скот и мелкую домашнюю птицу.

Карта расселения древних славян отображает границы и ареалы, свойственные каждому племени.

Восточнославянские племена на карте

На карте видно, что восточнославянские племена сконцентрированы в Восточной Европе и на территории современной Украины, России и Белоруссии. В этот же период группа славянских племён начали движение в сторону Кавказа, поэтому в VII в. часть племен оказывается на землях Хазарского каганата.

На землях от Буга до Новгорода проживало более 120 восточнославянских племен. Самые крупные из них:

  1. Вятичи – восточнославянское племя, жившее в устьях рек Оки и Москвы. Вятичи мигрировали в эти районы с побережья Днепра. Это племя длительное время жило обособленно и сохраняло языческие верования, активно сопротивляясь присоединению к киевским князьям. Племена вятичей подвергались набегам Хазарского каганата и выплачивали им дань. Позже вятичи были всё же присоединены к Киевской Руси, но не потеряли своей самобытности.
  2. Кривичи – северные соседи вятичей, проживали на территории современной Белоруссии и Западных областей России. Племя сформировалось в результате слияния балтов и фино-угорских племён, пришедших с севера. Большинство элементов культуры кривичей содержат балтийские мотивы.
  3. Радимичи – племена проживавшие на территории современной Гомельской и Могидёвской области. Радимичи являются предками современных белорусов. Их культура и обычаи подверглись влиянию польских племен и восточных соседей.

Эти три славянские группы впоследствии соединились и образовали великороссов. Надо понимать, что древнерусские племена и места их расселения не имели чётких границ, т.к. между племенами велись войны за земли и заключались союзы, в итоге племена мигрировали и видоизменялись, перенимая культуру друг друга.

В VIII в. восточные племена славян от Дуная до Балтики уже имели единую культуру и язык. Благодаря этому стало возможным создание торгового пути “из варяг в греки” и стало первопричиной образования русского государства.

Основные восточнославянские племена и места их расселения, таблица 2

Кривичи Верховья рек Волги, Днепра, Западной Двины
Вятичи По реке Ока
Ильменские словене Вокруг озера Ильмень и по реке Волхов
Радимичи По реке Сож
Древляне По реке Припять
Дреговичи Между реками Припять и Березина
Поляне По западному берегу реки Днепр
Уличи и тиверцы Юго-запад Восточно-Европейской равнины
Северяне По среднему течению реки Днепр и по реке Десна

Раздел 1: Изучение происхождения славян

Одним из главных методов изучения происхождения славян является лингвистический анализ. Лингвисты изучают языковые особенности и схожесть славянских языков, чтобы выяснить их исторические связи и развитие. Они исследуют общие слова, грамматические структуры и фонологические системы славянских языков, чтобы определить их близость и исторические корни.

Археологические находки также вносят важный вклад в изучение происхождения славян. Археологи исследуют артефакты, поселения, захоронения и другие материальные следы предков славянского народа. Они стремятся определить места проживания, культурные традиции и образ жизни прародителей славян, а также их возможные миграции и взаимодействие с другими народами.

Генетические исследования также играют важную роль в изучении происхождения славян. С помощью сравнения генетических данных различных групп славян и их соседей ученые стремятся установить генетическую связь между ними и определить возможные миграции и смешение народов в прошлом.

Исторические источники предоставляют также ценную информацию о происхождении славян. Античные авторы, такие как Птолемей и Тацит, описывали некоторые варварские народы, которые могли быть связаны со славянами. Средневековые хроники и архивные документы также содержат сведения о славянском народе и его возможных предках.

Изучение происхождения славян является сложной и многогранный процессом, который требует интеграции различных дисциплин и методов исследования. Несмотря на неопределенность и отсутствие конкретных ответов, исследователи продолжают работать над раскрытием тайн происхождения славянского народа.

Описание проблемы этногенеза:

Существует несколько гипотез, разрабатываемых исследователями. Одна из них предполагает, что славяне являются наследниками единого индоевропейского племени, которое разделилось на различные этнические группы с течением времени. Другая гипотеза связывает появление славян с этногенезом, происходившим в раннем средневековье.

Проблема этногенеза славян также связана с определением границ их первоначальной территории. Возможность миграции и влияние окружающих народов на формирование славянской этнической общности являются объектом исследования и споров в научном сообществе.

Исследователи также занимаются изучением языковых, культурных и социально-экономических аспектов этногенеза славян. Источниками данных для изучения этногенеза славян являются археологические находки, лингвистические данные и письменные источники.

Тема этногенеза и ранней истории славян по-прежнему является актуальной исследовательской проблемой в науке. Ее изучение помогает лучше понять происхождение и эволюцию славянской культуры и языка, а также их роль в формировании европейской истории в целом.

Теории происхождения восточных славян

Существуют различные гипотезы происхождения распространения славянских племен. Таким образом, автохтонная теория этногенеза гласит, что племена восточных славян пришли не с других территорий, а возникли в долинах рек Днепр и Днестр.

Согласно теории переселения, во время Великого переселения людей в III-VII веках они селились на территории между Днепром и Днепром, в восточных долинах Днепра. Позже часть из них распространилась на территорию юга Украины, Южного Буга и современной Молдовы. Другая часть, противостоящая викингам, остановилась на северо-западе России и основала Великий Новогор, также заняв территорию Белоозера и Твери

Существует также смешанная теория, которая предполагает, что между Буквами происходила миграция. Мало того, что не все переехали, некоторые остались на территории своей исторической родины, продолжая привычный образ жизни.

Раздел 2: Археологические находки и доказательства

Одной из главных археологических находок являются поселения и поселенческие комплексы, найденные на территории, где предполагается происхождение славян. Эти находки включают останки построек, предметы обихода и культовые артефакты, которые свидетельствуют о славянской культуре и их способе жизни. Например, найденные керамика, орудия труда, украшения и останки домашних животных помогают понять, каким образом славяне строили свои дома, на чем они работали, и какие предметы использовали в повседневной жизни.

Кроме того, находки могут содержать индивидуальные предметы, такие как ювелирные изделия, оружие и одежда, которые отражают социальный статус и стили жизни древних славян. Эти предметы могут также свидетельствовать о контактах и торговых связях славян с другими этническими группами.

Период Археологические находки
IV-V века н.э. Обломки посуды, орудия труда и украшения, найденные на территории северной и западной части Восточной Европы
VI-VII века н.э. Поселения с тульями и железными изделиями, которые свидетельствуют о развитии металлургии и земледелия
VIII-IX века н.э. Могильники с воинским снаряжением и оружием, указывающие на появление военного строя и формирование раннего государства

Археологические находки и доказательства предоставляют информацию о территориальных и этнических перемещениях славян в древности, а также о развитии их культуры и образа жизни. Эти данные существенно влияют на наше понимание процесса этногенеза славян и предоставляют возможности для дальнейших исследований и анализа.

Что такое этногенез?

Народы появились не одновременно. Разные люди объединялись в небольшие группы, которые постепенно расширялись. Небольшие общины превратились в целые племена. В совместной жизни у них были свои обычаи, привычки, правила и традиции, которые отличали их от других групп.

Что такое этногенез? Это начальный этап формирования нации. Процесс перехода от отдельных людей к группе с одним и тем же устройством жизни, одной культурой. Формирование этносов, то есть народов, происходило по разным причинам и факторам

У каждой нации своя история происхождения. На возникновение и формирование нации, нации может влиять ее географическая среда, религия, соседние группы людей. Поселенцы и завоеватели также вносят свой вклад в человеческое развитие. Некоторые нации, например, немцы, американцы, швейцарцы, возникли в результате внешнего вызова.

Жизнь восточных славян

Долгое время славяне сохраняли патриархальный родовой уклад. Каждое племя состояло из кланов-совокупности родственных семей, которые жили вместе, владели общей собственностью и управлялись старейшинами. Старейшины племен имели большую власть в своих кланах, и на вече они решали все племенные вопросы. Постепенно, с разделением хозяйственной деятельности семей, родовая община сменилась соседской общиной (верв). На вече уже собирались представители всех семей и выбирались старейшины для решения общих проблем. Таким образом, в соседнюю общину входили семьи, которые не только имели родственные связи, но и принадлежали к разным кланам – родовая структура постепенно вытеснялась соседними общинами. С развитием торговли на землях славян возникают города: Киев — от полян, Чернигов — от северян, Любеч — от радимичей, Смоленск — от кривичей, Новгород – от ильменских славян и т. д. Во главе таких дружин чаще всего стояли варяжские вожди-цари (князья). Постепенно они захватили власть в городах и стали полновластными князьями. Древнерусская летопись «Повесть временных лет» содержит легенду о том, что такие варяжские княжества были основаны Аскольдом и Диром в Киеве, Рюриком в Новгороде, Рогволодом в Полоцке. Княжеская власть возникла у восточных славян и без участия варяжских царей.

Основная масса славян жила в поселениях (поселениях). Они всегда располагались близко к воде, на берегу реки или озера. Река была не только дорогой к соседям, но и кормила жителей поселений. Основным занятием славян было земледелие. Они пахали плугами на лошадях или волах. Также славяне издавна занимались скотоводством, но из-за климатических условий оно было не очень развито. Широкое распространение получило бортничество – добыча меда и воска из лесных пчел – и охота.

Славяне были язычниками – они обожествляли силы природы и умерших предков, почитали небо и землю. Небо называлось Сварогом, и все небесные явления приписывались его детям, Сварожичам. Сварожич Перун, бог грома и молнии, пользовался особым почетом у славян. Это был воинственный бог, покровительствовавший славянам в войне. Другой сварожич, Дажбог, олицетворял благодетельную силу огня и солнца, а разрушительная сила огня и жара солнца почиталась под именем Хорса. Богом ветра и бури был Стрибог. Древние славяне приписывали любые изменения в природе и жизни воле богов и старались умилостивить их жертвоприношениями и празднествами. У славян не было храмов. Они долго не делали изображений богов. Позже появились идолы-грубо сделанные из дерева фигуры богов. Не было и жрецов – особых посредников между людьми и богами. Жертвы мог принести любой, кто хотел. Но у славян были волхвы-колдуны, или маги-люди, умевшие распознавать волю богов.

Особенности социально-политического развития славян

Восточные славяне населяли Восточно-Европейскую равнину в двух направлениях. Некоторые восточнославянские племена поселилась в бассейне Днепра, а отсюда они стали осваивать верховья Волги, верховья Днестра и южные долины Буга. Другая группа двинулась на северо-запад, в район озера Ильмень, а затем заняла территорию до Белоозера и Волго-Окского междуречья.

Восточные славяне обычно селились в лесах и по берегам рек. Основным их занятием было сельское хозяйство. В условиях лесной местности и лесостепи практиковался лесной перелог. Освободившуюся от леса землю вспахивали и засевали три или четыре года подряд, а затем четыре или пять лет давали земле отдохнуть. Потом ее снова начинали пахать. Перелог сопровождался подсекой: вырубкой леса, выкорчевыванием пней и сжиганием срубленных деревьев. Зола от сгоревших бревен была естественным удобрением. Это позволило в первые два-три года получить достаточно высокие урожаи зерновых культур (в основном овса, ржи, ячменя и в меньшей степени пшеницы). На втором месте по значимости находилось животноводство (в основном мелкий и крупный рогатый скот). Кроме того, славяне занимались рыболовством, бортничеством и охотой.

В середине 1-го тысячелетия н.э. с развитием производства железа восточные славяне вступили в период распада родоплеменного строя. Улучшенные рабочие инструменты позволили отдельным семьям получать достаточное количество еды. В результате связи между членами клана ослабли и на его месте образовались племена, объединение которых уже произошло по территориальному признаку. Племя территориально занимало площадь от 40 до 60 км кв.

На территории Восточной Европы проживало несколько десятков восточнославянских племен. Примерно в IХ веке они образовали союзы. Поляне заняли район среднего Приднепровья, северяне освоили левый берег Днепра. Уличи занимали земли к югу от полян. Тиверцы жили в низовьях Днестра, белые хорваты занимали верховье Днестра, древляне – на северо-западе от полян. Волыняне в свою очередь селились западнее древлян в Карпатах (этот племенной союз также назывался Бужаны или Дулебы). Дреговичи селились между реками Припять и Двина. Кривичи – в верховьях Двины, Волги и Днепра. Некоторые кривичи назывались полочанами – по имени реки Полота, в бассейне которой они жили. Радимичи занимали бассейн левого притока Днепра – реки Сож. Вятичи жили в верховьях Оки, ильменские словенцы обитали в районе озера Ильмень и реки Волхов.

Говоря о политическом строе восточных славян в VII-VIII вв., можно отметить, что он находился еще на стадии военной демократии: все взрослое население племени участвовало в решении общих задач, и каждый мужчина выступал в качестве воина и имел оружие. В мирное время функции руководства находились в руках старейшин и жрецов. В военное время власть переходила в руки вождей (князей).

  • Пол грайс логика и речевое общение кратко

      

  • Установление и прекращение владения в римском праве кратко

      

  • Кутузов кратко самое главное

      

  • История 5 7 класс кратко

      

  • Зарубежные государства на рубеже 19 20 веков кратко

Заключение

Ведущую роль в изучении этногенеза славянских народов играют исторические свидетельства, сведения лингвистов, археологические находки. Ключевыми вопросами в этой теме являются вопрос об автохтонности или чуждости славянских народов и периодизация славянской, древнерусской культуры. Нередко «началом» Руси считается 1 тыс. н. э., в свою очередь, имеются научные свидетельства более раннего формирования славянского этноса и древнерусской культуры и государственности.

В этом контексте весьма показательна концепция Б. А. Рыбакова. Согласно его исследованиям, славяне были коренным населением Восточной Европы. Основным географическим ядром формирования Древней Руси был район Среднего Поднепровья (от Десны до реки Рось, от Вислы до Волги, от Балтики до Черного моря).

Этногенез (происхождение) славян восходит к древнему индоевропейскому культурно-языковому единству. 3 тыс. до н. э. — время формирования культуры и языка предков славян. В этом ключе можно выделить следующие периоды.

Конец 3-й половины 2-го тысячелетия до н. э.-эпоха развития праславянской культуры:

  • Трипольская культура, развитие культуры » шаровых амфор»;
  • Сер 2 тыс. до н. э. — эпоха развития праславянской культуры, развития плужного земледелия (Тшинецкая культура);
  • Рубеж 2-1 тыс. до н. э.: прогрессивное развитие восточных славян (чернолесская культура);
  • 1 тыс. до н. э. — «Славяне скифского времени» (3 в. до н. э. — Зарубинецкая культура);
  • Рубеж 1 тыс. до н. э. — 1 тыс. н. э.-Черняховская культура («троянские века»): торговля, строительство поселений;
  • 1 тыс. н. э. — расселение славян от прародины. Действительная история Древнерусской земли.

Таким образом, процесс формирования славянской культурной общности имеет долгую историю, начиная с 3-2 тыс. до н. э. На протяжении тысячелетий формировался единый сверхсоюз славянских народов. К 1 тыс. н. э. происходит постепенный выход племен из первоначальной прародины. В VIII-IX веках начинается собственно период славянской истории, становление средневековой древнерусской культуры. В то же время произошло разделение славян на три ветви: южную, западную и восточную. К южным славянам относятся современные болгары, сербы, хорваты и т. д., к западным-поляки, чехи, словаки, крестьяне, к восточным — русские, украинцы и белорусы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: