Музыка романтизма: какой она была?

Биография шопена - интересные факты о творчестве, лучшие творения

Необычные исследования

Этюды величайшего польского гения до сих пор занимают умы исследований. Что примечательно, изучают их не только теоретики музыкального искусства, но и представители точных наук. В числе последних – Массимо Бласон, исследователь с кафедры физики Университета Салерно в Италии. Имя этого ученого известно во всем мире благодаря его работам в области квантовой теории поля. Собственно, идеи из этого раздела физики ученый и применил для изучения этюдов Шопена.

В качестве материала для своего исследования Бласон выбрал два этюда – № 3 op. 10, и № 1 op. 25. В них исследователь попытался проследить динамические процессы и объяснить логику композиции и ее интерпретации, опираясь на идею симметрии в квантовой теории, ее нарушение и восстановление. В данном случае, под динамическими процессами автор понимает гармонические отношения между различными аккордами в тональной системе, которые были применены Шопеном. Чтобы визуализировать эти отношения, физик использовал цветовой код Скрябина для звуков в нотной записи.

Интересные факты

— В октябре 1939 года Шопен вернулся в Париж, где и завел знакомство с И. Мошелесом. Вскоре пианистов пригласили поиграть перед королевской семьей. Большую часть произведений, прозвучавших в тот день, составили этюды, написанием которых увлекались оба композитора. Его Величество Луи Филипп остался в восторге от услышанного и на следующий день отправил исполнителям подарки – Шопену позолоченный кубок, а Мошелесу дорожный несессер. Фредерик, известный своим тонким юмором, тогда еще отпустил шуточку – мол, не случайно его коллеге досталась дорожная сумочка, видимо, король хотел поскорее от него избавиться.

— Шопен часто критиковал Листа за чрезмерную напыщенность в некоторых произведениях, а вот манера игры Ференца его приводила в восторг. В одном из писем Ф. Гиллеру композитор признался, что с удовольствием бы украл у Листа манеру исполнения своих собственных этюдов. Сам бы он так никогда не сыграл – Фредерик значительно уступал своему другу по силе, выносливости и состоянию здоровья.

— Шопен считал, что для грамотного исполнения его произведений пианист должен обязательно освоить определенные произведения. В их числе значились этюды Клементи.

— Многие пианисты зачастую неправильно исполняют этюд №10 op.25. По задумке Шопена, в нем должно звучать певучее легато октав, а не «листовское выколачивание».

— Р. Шуман не очень лестно отзывался о 25-м опусе этюдов. Он считал, что этот цикл по своему достоинству значительно уступает первому.

— По признанию Святослава Рихтера, первый этюд Шопена был для него самым непростым из всего цикла. Он всегда звучал у него по-разному.

— Режиссеры довольно часто используют музыку Ф. Шопена в кинофильмах, и его этюды не стали исключением. Чаще всего создатели кино выбирают эти виртуозные пьесы для своих драм и мелодрам – их тонкая романтическая лирика, чувственность и эмоциональность как нельзя лучше вписывается в атмосферу этих жанров.

— Последний концерт Шопена состоялся в Лондоне 16 ноября 1848 года, где композитор в последний раз исполнил несколько своих этюдов. На тот момент он уже был сильно болен, и изнуряющий кашель практически не отпускал его.

— Немецкий музыкальный критик и драматург Л. Рельштаб (который дал название «Лунной» сонате Бетховена) очень нелестно отзывался о 10-м опусе этюдов Шопена. Он считал, что эти сочинения предназначены для людей с кривыми пальцами – по его словам, играя их, они могли бы вылечить свой недуг.

Семья и детство

Полное имя — Frederic Franciszek (фр. Francois) Chopin, Фредерик Францишек (фр. Франсуа) Шопен. Дата рождения — 1 марта 1810 года. Родился на территории Варшавского герцогства, подвассального Французской империи, в смешанной семье. Отец пианиста — Николя Шопен, француз по национальности, он обосновался в Польше еще в юности. В 1802 году стал жить и работать гувернером в имении графа Скарбека — деревне Желязова Воля.

Там же он и познакомился в 1806 году с дальней графской родственницей Теклой Юстиной Кшижановской, на которой впоследствии женился. Юстина была хорошо образованной женщиной, владела французским языком, прекрасно пела и играла на рояле.

Николя также не был обделен музыкальными талантами, любил музицировать на скрипке или флейте. В браке у них родились сын и три дочери. Старшая, Людвика, стала для Фредерика близким другом и самым первым учителем игры на пианино.

Когда родился сын, семья решила переехать в Варшаву. Николя Шопену помогают занять место учителя французского и немецкого языков в Варшавском лицее его бывшие ученики, сыновья графа Скарбека. Образованность и чуткость родителей повлияли на быстрое развитие одаренных детей. Фредерик рос очень чувствительным ребенком, мог заплакать под впечатлением от музыкальной темы или часами подбирать запавшую в душу мелодию

Самое важное в кратком содержании биографии Шопена то, что именно мать привила ребенку любовь к народным мелодиям.

Начальное образование

В 1816—1822 гг. к обучению игре на фортепиано маленького Фредерика имел отношение популярный польский пианист чешского происхождения Войцех Живный.

Его преподавание базировалось на музыке венских классиков и И. С. Баха, фуги и прелюдии которого навсегда остались одними из самых любимых произведений польского композитора.

Большое впечатление на будущего пианиста произвело и итальянское бельканто.

Главной причиной, почему Живный позже отказался от занятий с мальчиком было то, что технические и музыкальные навыки Фредерика стали соответствовать взрослому пианисту. С 1822 года юный виртуоз стал учиться в частном порядке у польского композитора Юзефа Эльснера. Именно он первым назвал Шопена музыкальным гением. Общее образование Фредерик получал в Варшавском лицее. К этому времени он уже свободно говорил на немецком и французском языке, интересовался историей своей родины, любил читать художественную литературу.

Формирование таланта

Самобытный стиль Шопена начал формироваться под влиянием сочинений Моцарта, итальянской оперы и национально-окрашенных пьес Михаила Огинского и Марии Шимановской. Его первый сочинительский опыт состоялся в 1817 году, в семилетнем возрасте им были написаны два полонеза.

В 1819 году в аристократических салонах Варшавы произошел дебют Шопена как исполнителя. Вхождению в высшее общество талантливого мальчика способствовал князь Антон Радзивилл, позже он помогал с оплатой обучения и путешествиями в Дрезден и Прагу.

Биография Шопена кратко рассказывает, что талант Фредерика не ограничивался одной музыкой. Он неплохо рисовал, особенно карикатуры, и обладал ярко выраженным артистизмом. Любовь к народной музыке у ребенка проявлялась, где бы он ее ни услышал.

https://youtube.com/watch?v=l4N9939mHfo

Мазуры и вальсы

Мазуры и вальсы являются двумя самыми известными жанрами музыки Фредерика Шопена. Они представляют собой два различных стиля танцевальной музыки, которые Шопен мастерски исполнял на своих пианино.

Мазурка — это польский народный танец, имеющий характеристическую ритмическую структуру. Мазурка включает в себя быстрый и энергичный темп, а также запоминающийся мотив. Шопен написал около 50 мазурок, которые сейчас являются одними из самых популярных произведений в классической музыке.

Вальс — это танец со спокойным и грациозным движением. Шопен создал множество вальсов, которые были востребованы в социальных событиях и балах того времени. Вальсы Шопена выделяются своей уникальной мелодичностью и сложностью исполнения. Эти произведения Шопена часто требуют большой технической виртуозности и музыкального понимания от исполнителя.

Мазуры и вальсы Шопена часто ассоциируются с его родиной, Польшей, и ее культурой. Они воплощают дух и настроение этой земли. Эти произведения уникальны и неповторимы, и они до сих пор оставляют прочный след в истории музыки.

Шопен как субъективист

Шопен добился славы почти с первых шагов. Его учитель Эльснер  предсказывает ему, ребенку, блестящую будущность после первого знакомства и напутствует его наказом занять место между Россини и Моцартом. В то же время Шопен выделяется как несравненный пианист. Эльснер сравнивает его со знаменитым Фильдом. Двадцати лет Шопен переживает страшное общественное горе — взятие Варшавы и оставляет музыкальный памятник этого события в своем так называемом «революционном» этюде. Переехав в Париж, Шопен приобретает дружбу самого сильного в тогдашнем музыкальном мире человека — Франца Листа, и тот без труда делает его модным как пианиста, импровизатора и изящного салонного композитора. Для него открываются салоны князя Радзивилла  и графини Ротшильд, он становится «пианистом герцогинь». Великосветские дамы буквально носят на руках этого печального красавца с неистощимым родником самой сладкой музыкальной меланхолии в сердце.

Значит ли это, что Шопен был понят, что почувствовали его культурную роль или хоть оценили его место в развитии музыки, тот новый смелый шаг, который он сделал? Ничего подобного. Модный виртуоз, одно из утонченнейших светских развлечений, учитель по червонцу за час — вот что такое Шопен был для Парижа. Понять его могла только более широкая публика: буржуазная интеллигенция, самые культурные слои мещанства, но они при жизни Шопена знали его плохо. Гениальность его натуры, Шопена–человека, эту воплощенную поэзию чуткости, грусти, патриотизма, нежности, бескорыстной любви, оценивали, конечно, друзья и, в особенности, великая Жорж Санд, но огромное место Шопена в истории искусства понял только один человек, но зато это был равный — это был Роберт Шуман.

В чем же дело? Дело в том, что Шопен был не столько даже музыкантом, сколько поэтом–лириком в звуках. Он с негодованием говорил о музыке бессодержательной, не выражающей никаких душевных состояний. Его музыкальные произведения — это тончайшие настроения души, отличающейся чудесною подвижностью и чуткостью, выраженные почти с полной точностью в звуках рояля. Что за дело было ему до правил? Как мог он считаться с прошлым? Как Вальтер  у Вагнера поет, что подсказывает ему сердце, приводя в ужас ученых мейстерзингеров, так точно и славянин Шопен, человек другой культуры, юной, искренней, деревенской, но культуры страдальческого народа, породившей уже таких гениев той же надрывной искренности, того же горького лиризма, как Словацкий, Мицкевич, польский интеллигент всеми фибрами — Шопен пел свою душу, как она есть, и стремился к одному: быть правдивым в музыкальном изображении своих воздушных грез и той свиты многоликих, летучих настроений, которая звенящим роем окружала эти золотые, лунные грезы.

В то же время не надо понимать шопеновское негодование против бессодержательной музыки в том смысле, будто он вкладывал в свои произведения определенные идеи, известный сюжет. Нет, конечно, иначе почему бы он был музыкантом? Если бы идеи его были определенны, если бы образы его были законченны и пластичны, он бы был живописцем, как Матейка, или поэтом, как Словацкий, может быть, даже философом–мистиком, как Товянский. Но, как очень тонко заметил Пуаре  «У Шопена музыкальная идея ближе к чувству, чем к мысли». Таким образом, Шопен есть самое полное отрицание музыкального формализма и самое утонченное, самое искреннее, а потому самое захватывающее выражение музыкального романтизма.

И по мере того, как неврастения делала свои завоевания, по мере того, как чудовищный бег прогресса, несущий с собой почти призрачную быстроту впечатлений, по мере того как рост противоречии социальной жизни истощали и вместе с тем болезненно напрягали нервы культурного мещанства, — Шопена–субъективиста стали понимать.

Из обездоленного края, из окровавленной Варшавы этот юноша принес свою лиру, похожую на ту дудочку, что сделана из кости убитой сестрицы, и сыграл на ней песни своей тоски, своих почти неумолимых, почти уже мистических грез — порождений польской души, смертельно отчаявшейся, но не желающей умирать.

И в этих песнях лишенного родины поляка европейский интеллигент нашел самые поразительные созвучия с расстроенной музыкой своей собственной истерзанной души.

Французский этап

Осенью 1831 года Фредерик Шопен добрался до Парижа. Польская революция как бы разграничила два периода его жизни: безоблачная юность на родине и зрелая жизнь за границей.

На первых порах молодой человек обзавелся связями и познакомился со знаменитыми композиторами Россини, Керубини и пианистом Калькбреннером, владеющим виртуозной техникой исполнения. Известное сведение о начале парижского периода жизни композитора заключается в том, что Шопену в то время приходилось довольствоваться выступлениями в домах своих покровителей и высокопоставленных лиц.

Успех в Париже

Калькбреннер помогал с организацией первых концертов Шопена в Париже и даже предлагал свои уроки. К счастью, Фредерика отговорили от них, ведь одухотворенность и поэтичность — самые притягательные составляющие его исполнительского искусства, в отличие от механической техники Калькбреннера.

Вскоре пианист получил возможность исполнять свои произведения на сценах Лейпцига, Вены и Парижа. Лиричность исполнения и романтизм ноктюрнов, мазурок, этюдов, вариаций собственного сочинения принесли ему огромный успех и вызвали восхищение у слушателей. Но издатели публиковали музыкальные произведения Фредерика Шопена бесплатно, и ему приходилось по многу часов в день давать частные уроки, чтобы обеспечить себя всем необходимым для жизни. В итоге Шопен-педагог стал основоположником уникальной методики обучения игре на фортепиано.

https://youtube.com/watch?v=bioeUPBfuvw

Друзья и личная жизнь

Постепенно у Фредерика появляется много приятелей и друзей. Это не только композиторы Берлиоз, Шуберт, Лист, но и поэт Гейне и художник Эжен Делакруа, автор одного из многих портретов Шопена. Особенно теплые и дружественные отношения связывали его с Адамом Мицкевичем, которому тоже пришлось жить вдали от родины. Его стихотворения, положенные на музыку Шопеном, нередко возвращались в Польшу и становились народными песнями. Под влиянием творчества польского поэта были написаны сочинения в жанре баллады.

Отношения с друзьями могли хотя бы частично заменить музыканту семью, которой у него так никогда и не получилось. Родители его возлюбленной Марии Водзиньской ему отказали. Их не устраивал тот факт, что хоть Шопен и стал всемирно известным пианистом, на жизнь ему приходилось зарабатывать своим трудом. Расставание Фредерик воспринял очень остро, что выразилось в написании знаменитой второй сонаты, медленная часть которой называется «Траурный марш».

Десятилетние отношения польского пианиста с французской писательницей Жорж Санд многие свидетели их совместной жизни называли трудными и изматывающими. Друг и последователь композитора, венгерский композитор Ференц Лист, в своей книге «Ф. Шопен» прямо обвинил Жорж Санд в том, что она стала причиной безвременной кончины Фредерика.

Последние годы

С годами концертная деятельность Шопена практически прекратилась. Все свое время он посвящал написанию этюдов, ноктюрнов, сонат, мазурок и полонезов, прелюдий, скерцо, сонат. Можно сказать, что он дал вторую жизнь жанру этюда, превратив его из чисто механического упражнения в лирические или драматические произведения.

Здоровье композитора стало быстро ухудшаться, особенно после смерти отца и разрыва с Жорж Санд. Свой последний концерт он играл на благотворительном балу в пользу польских эмигрантов в Лондоне. Умер Фредерик Шопен 17 октября в Париже на руках у своей сестры Людвики. Сердце, перед тем как похоронить тело, было перевезено в Варшаву и хранится в костеле св. Христа, как и было завещано Фредериком Шопеном. Похоронные мероприятия были очень торжественными. Известные музыканты исполнили «Реквием» Моцарта и «Траурный марш» Шопена. В могилу высыпали горсть земли из кубка, привезенного композитором с родины.

Наследие композитора

Шопен остался в истории музыки как носитель редкостного мелодического дара.

Он достиг художественной многогранности, которой другие композиторы добивались, используя множество инструментов, в рамках одной только фортепианной музыки.

Всестороннее развитие, тонкий ум, благородный характер и непринужденность манер придают образу Фредерика Шопена особую привлекательность, не обойденную кинематографом.

Список интересных фильмов о композиторе:

  • «Песня на память».
  • «Юность Шопена».
  • «Экспромт».
  • «Голубая нота».

Самый новый фильм «Шопен. Жажда любви» — 2002 года выпуска.

Автобиографии польский музыкант не оставил, а другие биографы отметили главное в его творчестве — все оно пронизано любовью к Польше и тоской по родине. Книги о Шопене написали Жорж Санд, Борис Пастернак, Фаина Оржеховская.

Творчество в юности

В доме семьи Шопенов часто бывали известные представители прогрессивной части польской интеллигенции — писатели, художники, ученые. Это повлияло на быстрое духовное развитие юноши и трезвое восприятие им новых культурных явлений. С 1826 г. по 1629 г. он продолжал свое музыкальное образование в классе Эльснера варшавской Главной школы музыки.

В это время Фредерик сочинил несколько произведений, основные из них:

  • несколько пьес;
  • первая соната;
  • вариации для фортепиано с оркестром на тему оперы «Дон Жуан» Моцарта.

После окончания Главной школы музыки Шопен и несколько его товарищей решились отправиться в Вену. Благодаря сопроводительным письмам Эльснера компания получила доступ в артистические круги города, а молодой пианист виртуозной игрой пробудил к себе сильный интерес. Новые венские друзья уговорили Фредерика дать концерт, который и состоялся в Императорском оперном театре 11 августа 1829 года.

Публика очень хорошо восприняла выступление молодого музыканта, особенно сильные овации получила композиция на польскую народную тему «Хмель». С еще большим успехом прошел и второй концерт в Вене, а музыкальные критики отметили, что приемы и манера игры Шопена значительно отличаются от общепринятых. Они направлены на желание творить музыку гораздо больше, чем на желание понравиться. В конце сентября вдохновленный успехом Фредерик вернулся на родину.

Примерно в это же время юноша познакомился с учащейся Варшавской консерватории Констанцией Гладковской. Юная певица стала его первой любовью, а новые прекрасные чувства вылились в написание одной из лучших песен с названием «Желание».

Шопен: пятый класс и его основы

Фредерик Шопен – выдающийся польский композитор и пианист, один из самых известных представителей музыкального романтизма. Шопен начал свою музыкальную карьеру в пятилетнем возрасте и уже в пятом классе стал известен своими талантами в композиции и исполнении.

Пятый класс в творчестве Шопена – это период его раннего развития, в котором он уже начал писать собственные музыкальные произведения. В это время он учился в Варшавской музыкальной школе, где получал основы музыкального образования.

Одним из главных достижений Шопена в пятом классе была его первая опубликованная композиция – вариации на тему украинской песни «Колыбельная»

Эта работа привлекла внимание музыкальных критиков и открыла путь к дальнейшему успеху композитора

В пятом классе Шопен также начал активно выступать в качестве пианиста, исполняя не только свои собственные композиции, но и произведения других композиторов. Он пользовался огромной популярностью среди слушателей своего времени благодаря виртуозной игре на фортепиано и эмоциональности своих исполнений.

Шопен также учился композиторскому искусству у польского музыканта Йозефа Эльзнера, который сыграл значительную роль в его творческом развитии. Эльзнер был директором Варшавской музыкальной школы и способствовал тому, чтобы Шопен получил полноценное музыкальное образование.

В пятом классе Шопен начал формировать свой индивидуальный стиль, отличающийся от классической музыки своего времени. Он внёс значительный вклад в развитие романтической музыки и стал одним из первых композиторов, чье творчество было полностью посвящено фортепиано.

Год Событие
1816 Шопен начал своё музыкальное обучение у Йозефа Эльзнера.
1821 Шопен начал писать свои первые музыкальные произведения.
1825 Опубликованы вариации на тему «Колыбельной».

Шопен продолжал развиваться и совершенствоваться после пятого класса, но именно на этом этапе его талант начал привлекать внимание публики и музыкальных критиков. Пятый класс и его основы легли в основу дальнейшего творчества Шопена и помогли ему стать одним из величайших композиторов и пианистов мира

Прелюдии и этюды

Прелюдии и этюды являются одними из наиболее популярных произведений Фредерика Шопена. Эти музыкальные композиции подразделяются на несколько групп, каждая из которых имеет свою особенность и характер.

Прелюдии — это небольшие пьесы, часто имеющие быстрый и виртуозный характер. Они составляют небольшие музыкальные картинки, и часто прогрессия аккордов в прелюдиях вводит слушателя в определенное настроение. Прелюдии Шопена отличаются выразительностью и эмоциональностью.

Великим вкладом Шопена в мир классической музыки считаются его этюды. Они являются учебными композициями как для пианистов-профессионалов, так и для начинающих музыкантов. Этюды представляют собой сложные мелодические и ритмические упражнения, разработанные Шопеном для развития технических навыков игры на фортепиано. Некоторые этюды Шопена также имеют сильно выраженную эмоциональную составляющую. Шопен был первым композитором, который превратил этюды из нудных уроков в истинные произведения искусства.

Прелюдии и этюды Шопена остаются популярными среди пианистов и любителей классической музыки по всему миру. Эти музыкальные произведения не только развивают техническое мастерство исполнителя, но и передают всю глубину чувств и эмоций композитора.

Добровольное изгнание

После посещения Вены стало понятно, что ничего уже не держит Шопена в Варшаве и ему пора отправляться в большое концертное турне. Пианист долго не мог решиться на этот шаг, терзаемый печальными предчувствиями умереть вдали от родины. С месяца на месяц откладывал он свой отъезд. Между тем политическая обстановка в Польше все накалялась.

11 октября Фредерик играл на прощальном выступлении, исполнив новый «Концерт ми-минор» и «Фантазию на польские темы», но только через три недели отправился во Францию.

Друзья, зная о нежелании Шопена покидать родную страну, подарили ему кубок с родной землей, а педагог Эльснер со своими учениками проводил его специально написанным хоровым произведением. Предчувствия оказались пророческими, покинув Польшу в двадцатилетнем возрасте, композитор прожил всю оставшуюся жизнь и умер вдали от нее.

Сначала Фредерик Шопен отправился в Вену, надеясь на повторный успех, но дать отдельный концерт так и не удалось. Влиятельные музыканты или боялись конкуренции, или оставались равнодушными к судьбе молодого человека.

Расставшись с иллюзиями, он принял предложение об участии в публичном совместном концерте в апреле 1831 года, после полугодичного проживания в Вене. Здесь он узнал о восстании в Польше против русского самодержавия.

Молодой композитор решил отправиться в Париж, но поляку не так легко было попасть во Францию. Только в июле 1831 года ему удалось получить паспорт до Лондона через Париж. На территории Германии, в Штутгарте, он получил информацию о подавлении восстания, и вернуться на родину стало невозможно. Под впечатлением таких драматических известий Шопен написал:

  • цикл этюдов, наибольшую известность из которых получил Революционный;
  • печальную прелюдию ля минор;
  • мятежную прелюдию ре минор.

Это событие погрузило преданного поляка в отчаяние. Свою тревогу, гнев и скорбь он выразил в музыкальных произведениях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: