Теория личности по мясищеву

Психология отношений

Введение

Как отмечает К.К. Платонов, за
период с 1917 по 70-е годы в советской психологии можно выделить, по меньшей
мере, четыре доминирующие теории личности: 1917 — 1936 гг. — личность как
профиль психологических черт; 1936 — 1950 гг. — личность как опыт человека; 1950
— 1962 гг. — личность как темперамент и возраст; 1962 — 1970 гг. — личность как
совокупность отношений, проявляющихся в направленности.

Другой известный советский
психолог А.В. Петровский тоже говорил о существовании в отечественной
психологии разных подходов к пониманию личности в разные исторические отрезки
времени.

Так, период 50-60-х гг. характеризуется
так называемым «коллекционерским» подходом, в рамках которого «личность
выступает как набор качеств, свойств, черт, характеристик, особенностей психики
человека».

По мнению А.В. Петровского,
подобное представление о личности оказывается «удивительно неэвристичным»,
поскольку стирается грань между понятиями «личность» и «индивид»,
личность дробится на составляющие, рядоположенные друг другу элементы.

По мнению А.В. Петровского,
биосоциальная природа человека и его индивидуальности спора вызывать не может. Но
личность — субъект и продукт общественного развития, превратившего
биологическую особь в творца исторического процесса, — явно не могла сохранить
биологическую подструктуру, рядоположенную подструктуре социальной.

Разумеется, сома индивида, его
эндокринная система, преимущества и дефекты его физической организации влияют
на течение его психических процессов, формирование психических особенностей. Биологическое,
входя в личность в человека, становится социальным, переходит в социальное. К
концу 70-х гг. ориентация на структурный подход к проблеме личности сменяется
тенденцией применения системного (или структурно-системного) подхода,
требующего выделения системообразующих признаков личности.

Признание несомненного единства,
но не тождества понятий «личность» и «индивид» (Б.Г. Ананьев,
А.Н. Леонтьев и другие) порождало ряд вопросов, среди которых был и вопрос о
том, что представляет собой это особое системное качество индивида, которое
обозначается термином «личность» и оказывается несводимым к
биологическим предпосылкам, включенным в природу его носителя — индивида.

А.Н. Леонтьев писал о том, что,
личность — это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе, в
совокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид
вовлекается.

Иначе говоря, личность есть
системное и поэтому «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого
качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его
прирожденными и приобретенными свойствами.

Можно констатировать, что
сегодня в отечественной психологии широко распространен взгляд на человека как
на индивида, личность и субъект деятельности, но при этом отсутствует более или
менее общепринятая концепция личности.

Классификация личностных типов

Рассмотренные сущностные характеристики являются универсальными для всех отношений, не позволяют индивидуализировать описания отношений конкретной личности и тем самым не могут лечь в основу классификаций личностных типов. В то же время и в теоретической, и в практической психологии интерес для исследователей представляет возможность сопоставления личностей друг с другом, для чего необходимы критерии сравнения и объединения их в типы. В работах В.Н. Мясищева нет точно обозначенных критериев, на основании которых было бы возможно строить логически обоснованные классификации. Более того, имманентно заложенные в концепции идеи содержат констатацию абсолютной уникальности каждой личности, что вступает в противоречие с задачей построения личностной типологии. Такое представление о неповторимости личности имеет большой потенциал для индивидуального личностного подхода, но в то же время содержит значительные трудности для его практической реализации. На практике описание и анализ каждого отношения заключаются в выделении отдельных его свойств (включая системные и динамические) из всего их огромного спектра, основываясь на тех целях, которые ставит перед собой психолог в проводимом научном исследовании или в своей практической работе.

Опыт развития психологии личности в русле концепции В.Н. Мясищева позволяет выделить часто употребляемые при психологическом анализе характеристики отношений, на основании которых они могут сравниваться у разных людей. К таким характеристикам можно отнести те из них, которые описывают отношение в его проецировании на оси трех сущностных компонентов отношения: когнитивном, эмоциональном и мотивационно-поведенческом, о которых было сказано выше. Несмотря на неразрывное единство (взаимосвязанность), которое эти компоненты образуют, в целях анализа можно строить классификации, основанные на каждом из них. В частности, основываясь на предметной стороне содержания отношений (в большей степени на когнитивной стороне анализа), их можно дифференцировать настолько, насколько можно дифференцировать окружающую человека действительность. Элементы действительности — объекты, события, люди, сам человек, а также их отдельные свойства и стороны — выделяются в соответствии с задачами конкретного психологического анализа

В связи с этим важно подчеркнуть, что любая типологизация отношений и их системы является заведомо неполной, может дополняться и развиваться, как и идеи, заложенные в концепции личности

Сущностные характеристики отношения

Центральным понятием психологической концепции В.Н. Мясищева является понятие «отношение». «Отношения человека в специальном психологическом смысле представляют собой сознательную, активную, избирательную, целостную, основанную на индивидуальном общественно-обусловленном опыте систему временных связей человека как личности-субъекта со всей действительностью или с ее отдельными сторонами» , выражающихся в его действиях, реакциях, переживаниях.

Таким образом, в качестве сущностных характеристик отношения можно выделить целостность, активность, избирательность, сознательность.

Целостность. Эту характеристику можно рассматривать в трех аспектах: 1) взаимосвязь конкретного отношения с системой отношений в целом (В.Н. Мясищев рассматривал отношения как сущностно целостные, так как, по его словам, «к действительности относится человек в целом» ); 2) отражение объекта в отношении во всей своей полноте, как совокупность всех его сторон и характеристик («отношения связывают человека не столько с внешними сторонами вещей, сколько с самим предметом в целом» ); 3) отношение включает характеристики как объекта, так и субъекта, обеспечивая неразрывность системы «человек—среда».

Сознательность. Носителем отношения является субъект, наделенный сознанием и возможностью осознания. В.Н. Мясищев определял сознательность как «способность отдать себе отчет в действительности, основанный на свойственной человеку деятельности второй сигнальной системы — речи и отвлеченного мышления» , способность «правильно отражать действительность в ее основных чертах, отдавать себе отчет в смысле воздействия и обстановки и сообразовать действия с обобщенным содержанием опыта» . Говоря о сознательности отношения, он указывал на возможность существования многих ее ступеней, т.е. разных уровней осознания.

Таким образом, далеко не все отношения находятся в поле сознания, но могут быть осознаны под воздействием как внутренних, так и внешних стимулов либо в процессе целенаправленного анализа, в частности в ходе психотерапии.

Избирательность. Избирательность является сущностным свойством отношений и отражает субъективность отношения. Отношение разных людей к одному и тому же объекту всегда различно. Это неизбежное различие задано различием личностей как субъектов отношений. Личность в своих отношениях — к себе, другим людям, объектам и событиям мира — всегда избирает, выбирает, оказывает предпочтение, отвергает. «Избирательный характер отношения означает, что особенности реакций зависят от содержания предмета и от значимости его для относящегося лица» . «Избирательность — понятие, теснейшим образом связанное с понятием значимости» .

Активность. Любое отношение содержит в себе потенциальную возможность реализации в поведении, т.е. выступает «движущей силой личности», регулятором поведения. При описании личности В.Н. Мясищев использовал две категории психического — процессуальное и потенциальное. К категории процессуального он относит деятельность, а к категории потенциального — отношение: «…психологическая трудность заключается в том, что потенциал всегда скрыт — латентен… а процессуальное может быть явным и скрытым»; деятельность как процесс связана «…со сложной суммой, лучше сказать интегралом потенциальных компонентов» . В качестве этих компонентов и выступают «активности» отношений, в своем единстве образующие личность. Психическая активность личности как системы отношений представляет собой результирующую от взаимодействия «активностей» каждого из отношений.

Список литературы

  1. Журавлев А.Л., Позняков В.П. Значение работ В.Н. Мясищева для развития социальной психологии // Психологический журнал. 2018. Т. 39. № 5. С. 59–68.
  2. Зобков В.А. Психология отношения человека к жизнедеятельности: по итогам X международной научно-практической конференции «Современное состояние и перспективы развития психологии отношения человека к жизнедеятельности», посвященной 125-летию со дня рождения В.Н. Мясищева // Институт психологии РАН. Социальная и экономическая психология. 2018. Т. 3. № 4 (12).
  3. Иовлев Б.В., Карпова Э.Б. Психология отношений. Концепция В.Н. Мясищева и медицинская психология. СПб.: Сенсор, 1999.
  4. Левченко Е.В. История и теория психологии отношений. СПб., 2003.
  5. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
  6. Мясищев В.Н. Научно-характерологический анализ литературных типов // Вестник психологии, криминальной антропологии и педологии. 1914. Т. II. Вып. III. С. 45–66; Вып. IV–V. С. 43–53.
  7. Мясищев В.Н. Экспериментальные данные к вопросу об объективных признаках нарушения чувствительности при истерии и в гипнозе // Новое в рефлексологии и физиологии нервной системы. М.-Л., 1929. Сборник 3. С. 458–479.
  8. Мясищев В.Н. К вопросу о значении рефлексологии для педагогики // Просвещение. Л., 1929. № 9 (33). Сентябрь. С. 98–106.
  9. Мясищев В.Н. О соотношении вегетативных и анимальных реакций // Вопросы изучения и воспитания личности. М.-Л. 1930. Вып. I–II. С. 24–32.
  10. Мясищев В.Н. Работоспособность и болезни личности // Невропатология, психиатрия и психогигиена. 1935. Т. IV. Вып. 9–10. С. 167–178.
  11. Мясищев В.Н. Проблема личности в психологии и психопатологии // Центральный государственный архив научно-технической документации СПб. (ЦГАНТД). Ф. 403. Оп. 1. Ед. хр. 39.
  12. Мясищев В.Н. Личность и труд аномалийного ребенка // Психические особенности трудновоспитуемых и умственно отсталых детей (в связи с задачами обучения и воспитания) / Под ред. В.Н. Мясищева. Л.: Труды Института по изучению мозга, 1936.
  13. Мясищев В.Н. Психические функции и отношения // Ученые записки Ленингр. ун-та. Серия филос. наук. Психология. Л., 1949. № 119. Вып. 3. С. 101–118.
  14. Мясищев В.Н. Проблема отношения человека и ее место в психологии // Вопросы психологии. 1957. № 5. С. 142–155.
  15. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во Ленинград. ун-та, 1960.
  16. Мясищев В.Н. Понятие личности и его значение для медицины // Методологические проблемы психоневрологии. Л., 1966. С. 25–55.
  17. Мясищев В.Н., Лебединский М.С. Введение в медицинскую психологию. Л.: Медицина, 1966.
  18. Мясищев В.Н. Личность и отношения человека // Материалы симпозиума «Проблемы личности». М., 1970. С. 63–73.
  19. Мясищев В.Н. Психотерапия как система средств воздействия на психику человека в целях восстановления его здоровья // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. СПб., 1993. № 3. С. 9–20.
  20. Позняков В.П. Психологические отношения человека. История развития и современное состояние исследований // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2016. Т. 1. № 3. С. 24–47.

Свойства целостной системы отношений

Как уже отмечалось, в концепции В.Н. Мясищева личность определяется как целостная система отношений, которая может быть охарактеризована не только через описание свойств отдельных отношений, но и как целое через ее системные свойства. Важнейшим таким свойством является иерархичность.

Отношения личности, являясь избирательными, не являются рядоположными, а образуют сложную структуру с индивидуальной иерархизацией входящих в ее состав отношений. Критерием построения подобной иерархии является значимость отношения — понятие, которое является чрезвычайно важным в концепции В.Н. Мясищева

«Значимость — это важность объекта для кого-то и в каком-то отношении, значимость близка к категории оценочных отношений, но значимость не существует вне личности и ее отношений»

Наиболее значимые отношения занимают более высокое место в иерархии и являются доминирующими. Можно предположить, что доминирующее (наиболее значимое) отношение в большей мере определяет психическую активность субъекта, выражающуюся в его деятельности (поведении).

В концепции В.Н. Мясищева, в отличие от других личностных теорий, не выделяется универсальное, системообразующее отношение, которое определяло бы поведение и развитие личности. Используемое В.Н. Мясищевым как одно из важнейших понятие «значимость», с одной стороны, подчеркивает уникальный характер индивидуальной иерархии системы отношений, тем самым расширяя количество степеней свободы в исследовании личности, а с другой — исключает необходимость выделения основной личностной детерминанты поведения. Можно предположить, что в качестве такого системообразующего отношения выступает отношение к себе, выделяемое В.Н. Мясищевым как одна из подсистем системы отношений наряду с отношением к миру явлений, предметов и вещей и отношением к другим людям. Формируясь в процессе воспитания и развития личности, в процессе познания, деятельности и общения, становясь все более точным, адекватным и реалистичным, отношение к себе выступает как специфическая образующая самосознания, как важнейший внутренний фактор формирования и полноценного функционирования человеческой личности, обеспечивающий ее интегрированность, целостность и единство.

К системным характеристикам В.Н. Мясищев также относил уровень развития личности, который определяется преобладанием отношений различного уровня: преобладание витальных, ситуативно обусловленных отношений соответствует низшему уровню, отношения конкретно-личного характера — среднему, морально-этические и общественные — высшему . Одновременно «уровень развития личности является уровнем развития ее функциональных возможностей, ее, говоря языком психологических понятий, интеллектуальных, волевых, эмоциональных свойств» . В.Н. Мясищев подчеркивал, что «уровень развития личности неразрывно связан с ее сознательностью и ее самосознанием, под которым подразумевается способность личности правильно отражать действительность в ее настоящем и прошлом, а также предвидеть будущее, правильно оценивать себя самого и свое место в действительности» . Вводя понятие «богатство личности», В.Н. Мясищев связывает его с богатством опыта личности в самом широком смысле этого слова.

К системным свойствам можно также отнести и структуру личности, которая характеризуется единством и взаимосвязью основных ее сторон: гармоничность, цельность личности, ее широта и глубина, ее функциональный профиль, т.е. соотношение различных свойств психики друг с другом. «Все это чаще всего называют структурно-характерологическими особенностями личности» . Следует отметить, что эти понятия, как и некоторые другие, не имеют строгих определений в концепции отношений.

Понятийное поле концепции В.Н. Мясищева

Отношение — это связь субъекта с
объектом. Оно едино, однако имеет структуру, отдельные компоненты которой могут
выступать как частичные отношения, его стороны, или виды. Оно определяется
рядом признаков: избирательностью, активностью, целостно-личностным характером,
сознательностью.

Эмоциональный компонент — Отражает
переживание отношения человека к окружающему миру, к собственной деятельности и
личности. Во многом определяется сознательным регулированием проявления
темперамента и характера.

Познавательный компонент — включает
отношение к миру как к объекту познания, его оценку и осмысление. Тесно связан
со склонностями и способностями человека, определяющими те виды деятельности,
которые человек предпочитает.

Поведение — отражает коннотативную
сторону отношения. В поведении сказывается сознательная регуляция реагирования,
вызванного объектом. Высшие уровни регулирования поведения связаны с работой
самосознания личности.

Если говорить о видах отношений,
то необходимо отметить, что важнейшими видами отношений Мясищев считал
потребности, мотивы, эмоциональные отношения (привязанность, неприязнь, любовь,
вражда, симпатия, антипатия), интересы, оценки, убеждения, а доминирующим
отношением, подчиняющим себе другие и определяющим жизненный путь человека, — направленность.

Познавательная сторона — она же
«оценочная» сторона отношения. Отражает когнитивную составляющую
целостного отношения личности.

Поведенческая сторона — коннотативная
сторона отношения, его поведенческое проявление.

Заслуга В.Н. Мясищева, таким
образом, состояла прежде всего в том, что посредством концепции «отношений»
он во многом способствовал сохранению в научной психологии категории личности. Раскрывая
смысл этой категории, он сделал ее доступной для поколений отечественных
психологов, врачей и педагогов, из сознания которых она вымывалась идеологически
нагруженными психологическими текстами, когда приоритет при рассмотрении
социальной природы человека отдавался коллективу, а не личности.В.Н. Мясищев
развивал свою концепцию, сохраняя понятие личности, определял человека как
активного субъекта отношений, деятельности и познания. Это положение, как
известно, сейчас хорошо разработано в отечественной психологической науке А.Н. Леонтьевым,
Б.Г. Ананьевым и др., но приоритет здесь, в известном смысле, должен быть отдан
В.Н. Мясищеву. Такое понимание личности, как показало время, является
основополагающим и плодотворным при изучении и разрешении психологических
проблем больного человека; оно существенно повлияло на судьбу отечественной
медицинской психологии, для которой личностный подход стал основополагающим и
универсальным, но завоевал эти позиции весьма непросто и только в последнюю
четверть минувшего века.

Заключение

Описанная попытка систематизировать идеи и положения, представленные в статьях В.Н. Мясищева, разумеется, не может претендовать на единственно верную и законченную. Этот опыт — скорее побуждение к творческому осмыслению наследия В.Н. Мясищева и внимательному отношению к содержанию понятия «отношение». Ключевым, на наш взгляд, в его концепции является выделение отношения как единицы психологического анализа. В этом мы расходимся с Е.В. Левченко, которая, интерпретируя тексты В.Н. Мясищева, считает, что единицей анализа психического он считает личность . Как доказательство такого утверждения автор приводит такие фрагменты статей В.Н. Мясищева, как «…психологическая теория, которая сможет удовлетворить общепризнанным у нас требованиям целостности» или «…науке об абстрактных психических процессах противополагается учение о конкретной личности и ее деятельности. На место психологии элементов или психических функций выдвигается психология личности и ее отношений к действительности. Эта психология не отвергает понятия процессов психической деятельности и понятия функций, но утверждает, что психические процессы могут быть правильно поняты только как процессы психической деятельности личности, т.е. в их обусловленности личностью в целом; что психические функции не представляют собой абстрактных и устойчивых механизмов, но определяются динамикой отношений личности к различным сторонам действительности и являются абстракцией, которой можно умело пользоваться, но можно и злоупотреблять, рассматривая их в отрыве от реальной связи личности с окружающим»

С нашей точки зрения, приведенные суждения свидетельствуют о том, что в них автор акцентирует внимание на необходимости личностного подхода. К описаниям систем «организм—среда», «человек—среда», «субъект—среда» он добавляет «личность—среда», «личность—действительность», «личность—окружение»

Как видно из других его текстов, личность в последние годы его научного творчества неизменно понимается как система отношений. Психологическая теория, центрированная на личности, действительно может удовлетворять «требованиям целостности, конкретности, историчности». Но понятие «личность» не удовлетворяет требованиям к единице анализа, а именно инвариантности, сохраняющей сущностные характеристики целого. Более того, ценность методологического подхода, реализованного в концепции отношений, заключается, на наш взгляд, в том, что личность здесь всегда уникальна, всегда поливариантна. И в этом смысле отношение как единица анализа также всегда уникально для каждого человека. Суть в том, что в определенном смысле отношение есть абстракция, условное выделение из неделимого целого, направленное на выполнение исследовательских задач. Именно этим, возможно, объясняется потенциал концепции В.Н. Мясищева, привлекающей исследователей разных областей психологии в последние годы .

В заключение следует отметить, что смысл концепции В.Н. Мясищева, как и всякой общепсихологической концепции высокого уровня обобщенности, может раскрываться лишь развертывающимся и неограниченным во времени множеством смысловых построений, направленных на более глубокое раскрытие ее сущности

В то же время важно сознавать, что современное прочтение и интерпретация концепций высокого уровня обобщения неизбежно содержат трудно контролируемую опасность их модернизации в соответствии с новыми социально-историческими условиями и требованиями

Заключение

Вся научно-организационная
деятельность В.Н. Мясищева во многом подготовила почву для быстрейшего
внедрения новых современных западных методов тестовой психодиагностики и
разработки оригинальных отечественных методик, тем самым создавались
предпосылки для нового витка развития не только собственно психологии, но и
тесно связанной с ней психотерапии.

Таким образом, анализ жизни и
деятельности В.Н. Мясищева и его школы показывает плодотворное влияние, которое
он оказал на развитие отечественной медицинской (клинической) психологии и
психотерапии. Это влияние сказывается в настоящем и, можно полагать, будет
сказываться в будущем.

И настоящее, и будущее будут
испытывать «теорию отношений», концепцию этиопатогенеза неврозов и
систему патогенетической психотерапии В.Н. Мясищева в конкурентных
взаимоотношениях с другими теориями личности и методами психотерапии.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: