Слайд 52 ТАК ПРИ РАССМОТРЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА ЗАКРЫТОЕ СУДЕБНОЕ ЗАСЕДАНИЕ
ДОПУСКАЕТСЯ В СЛУЧАЯХ:
— 1) разбирательство уголовного дела в суде
может привести к разглашению государственной или иной охраняемой федеральным законом
тайны;2) рассматриваются уголовные дела о преступлениях, совершенных лицами, не достигшими возраста шестнадцати лет;3) рассмотрение уголовных дел о преступлениях против половой неприкосновенности и половой свободы личности и других преступлениях может привести к разглашению сведений об интимных сторонах жизни участников уголовного судопроизводства либо сведений, унижающих их честь и достоинство;4) этого требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц.
Демократические основы (принципы) правосудия: их понятие, истоки и значение
Демократические основы (принципы) правосудия — это общие руководящие, исходные идеи, положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности. Такие исходные идеи, положения являются основополагающими для решения всех вопросов организации и осуществления правосудия, определения его роли и места в государственном механизме и политической системе общества.
В совокупности принципы образуют тот каркас, который служит опорой для всех конкретных правовых предписаний, регулирующих правосудие. Предписания такого рода не могут противоречить принципам, поскольку последние в большинстве своем закреплены в законах, имеющих достаточно высокую юридическую силу, — в Конституции РФ, конституционных и других федеральных законах. Они также берут свои истоки в таких авторитетных актах, как Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г.
В отличие от конкретных законодательных предписаний специфика положений, именуемых принципами (основами), состоит также в том, что содержащиеся в них правила являются обязательными не только для граждан, должностных лиц и органов, призванных соблюдать и исполнять законы, но и для законодательных органов, которые, создавая новые законы или корректируя их, должны считаться с существующими демократическими требованиями или традициями в той или иной сфере, в частности, в сфере организации и деятельности правосудия.
Эти требования рождены прежде всего практикой развития и совершенствования правосудия у нас в стране. Они также учитывают в разумных пределах положительный опыт других стран, а равно опыт международного сотрудничества, отраженный, к примеру, в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах и Конвенция о защите прав человека и основных свобод, в которых можно найти немало прогрессивных положений по вопросам организации и осуществления правосудия. Эти документы признаны большим числом государств, в том числе Российской Федерацией, в силу чего являются обязательными к исполнению.
Существенной особенностью принципов является их относительная стабильность. Они подвержены конъюнктурным, сиюминутным веяниям в меньшей мере, чем конкретные правовые предписания, в том числе установленные законами. Объясняется это тем, что принципы формулируются, как отмечено выше, преимущественно в таких правовых актах, как Конституция РФ и международные договоры.
А акты этой категории изменить, дополнить или как-то иначе откорректировать значительно сложнее, чем федеральные законы, в том числе конституционные, и тем более акты Президента РФ, Правительства РФ либо ведомственные инструкции, приказы и т. д.
Стабильность правовых положений, именуемых принципами правосудия, — один из факторов, придающих устойчивость этому направлению правоохранительной деятельности и, в известной мере, ограждающих его от случайных и не продуманных глубоко «нововведений».
Слайд 63 СТАТЬЯ 6.1. УПК РФ РАЗУМНЫЙ СРОК УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА 1.
в сроки, установленные настоящим Кодексом. Продление этих сроков допустимо в
случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, но уголовное преследование, назначение наказания и прекращение уголовного преследования должны осуществляться в разумный срок.3. При определении разумного срока уголовного судопроизводства, который включает в себя период с момента начала осуществления уголовного преследования до момента прекращения уголовного преследования или вынесения обвинительного приговора, учитываются такие обстоятельства, как правовая и фактическая сложность уголовного дела, поведение участников уголовного судопроизводства, достаточность и эффективность действий суда, прокурора, руководителя следственного органа, следователя, начальника подразделения дознания, органа дознания, дознавателя, производимых в целях своевременного осуществления уголовного преследования или рассмотрения уголовного дела, и общая продолжительность уголовного судопроизводства.4
Обстоятельства, связанные с организацией работы органов дознания, следствия, прокуратуры и суда, а также рассмотрение уголовного дела различными инстанциями не может приниматься во внимание в качестве оснований для превышения разумных сроков осуществления уголовного судопроизводства.5. В случае если после поступления уголовного дела в суд дело длительное время не рассматривается и судебный процесс затягивается, заинтересованные лица вправе обратиться к председателю суда с заявлением об ускорении рассмотрения дела.6
Заявление об ускорении рассмотрения уголовного дела рассматривается председателем суда в срок не позднее 5 суток со дня поступления этого заявления в суд. По результатам рассмотрения заявления председатель суда выносит мотивированное постановление, в котором может быть установлен срок проведения судебного заседания по делу и (или) могут быть приняты иные процессуальные действия для ускорения рассмотрения дела.
Слайд 31 Принцип независимости судей обеспечивает следующие гарантии: (ст. 9
Закона «О статусе судей»):Независимость судьи обеспечивается:предусмотренной законом процедурой осуществления
правосудия; запретом, под угрозой ответственности, чьего бы то ни было
вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи;правом судьи на отставку;неприкосновенностью судьи;системой органов судейского сообщества;предоставлением судье за счет государства материальногопредоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.Судья, члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление.
Система демократических принципов реализации правосудия в Российской Федерации
Содержание принципов правосудия составляют следующие правила:
- Законность. Соблюдение Конституции РФ и законов обязательно для всех органов власти, должностных лиц, граждан и их объединений, юридических лиц разных форм организации, не стала исключением сфера правосудия (ст. 15 Конституции РФ).
- Равенство лиц перед законом и судом. Вне зависимости от каких-то бы ни было различий, перед судом все равны. Запрещена дискриминация прав граждан не только по социальным, расовым, национальным, языковым признакам, религиозной принадлежности, но и любым иным отличиям (ст. 19 Конституции РФ).
- Обеспечения права на судебную защиту. Гарантируется судебная защита прав и свобод. Лицо, считающее, что нарушаются его права и свободы, может обратиться за защитой непосредственно в суд (ст. 46 Конституции РФ).
- Неприкосновенность личности. Любой человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность (ч.1 ст. 22 Конституции РФ). Свобода — обычное состояние человека. Для лишения человека свободы или даже ограничения его в передвижении, требуются веские основания (например, решение суда). Жертва незаконного, необоснованного ареста или задержания, имеет полное право воспользоваться компенсацией имущественного и морального вреда.
- Неприкосновенность частной жизни. Никого не должны интересовать личные и семейные тайны, не должны вскрывать письма, читать сообщения, прослушивать разговоры, либо для этого требуется решение суда (ст. 23 Конституции РФ).
- Неприкосновенность жилища. Жилище является неприкосновенным, никто не имеет права проникать в него против воли проживающих лиц иначе, как на основании судебного решения (ст. 25 Конституции РФ).
- Язык судопроизводства. Право говорить на родном языке при рассмотрении дела в суде гарантировано ч. 2 ст. 26 Конституции РФ. Правила вытекают из содержания ст. 68 основного закона (государственным языком РФ на всей территории страны является русский язык).
- Участие граждан в отправлении правосудия. Граждане РФ имеют право непосредственно влиять на ход и результаты правосудия, принимая участие в гражданских делах в качестве арбитражных заседателей в арбитражных судах, и в качестве присяжных заседателей — в уголовном судопроизводстве, согласно ч. 5 ст. 32 Конституции РФ.
- Обеспечения надлежащего состава суда. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела тем судом и тем составом суда, к подсудности которых оно отнесено законом, чтобы равным образом независимо от общественной значимости содеянного, положения и иных личностных качеств сторон, а также от любых иных обстоятельств, осуществлять правосудие (ст. 47 Конституции РФ).
- Презумпции невиновности. Невиновен, пока виновность не доказана (ст. 49 Конституции РФ).
- Состязательности и равноправия сторон. Нарушение требований принципа состязательности и равноправия сторон влечет несостоятельность решений, принятых по делу, виновные — несут установленную законом ответственность (ч. 3 ст. 123 Конституции РФ).
- Независимости судей и подчинения их только закону. Судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральным законам (ст. 120 Конституции РФ). Никто не может влиять на решение, принимаемое судьей.
- Обеспечения подозреваемому (обвиняемому) права на защиту. Имеется ввиду комплекс законных средств и способов, благодаря которым гражданин, его защитник, законный представитель опровергает/смягчает выдвинутое подозрение или обвинение (ст. 48 Конституции РФ). Гарантировано право на получение профессиональной юридической помощи, в установленных случаях — бесплатной.
- Открытого разбирательства. Слушание дел во всех судах открытое, в закрытом заседании допускается слушание в установленных федеральными законами случаях (ст. 123 основного закона РФ).
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ (ПРИНЦИПЫ) ПРАВОСУДИЯ: ИХ ПОНЯТИЕ, ПРИРОДА И СИСТЕМА.
Задачи, стоящие перед правосудием, решаются на основе его принципов, т. е. общих руководящих, основных, исходных правовых положений, определяющих организацию и деятельность государственных органов, осуществляющих судебную власть.
Принципы правосудия характеризуются следующими основными чертами (признаками).
1. По своей природе принципы имеют объективно-субъективный характер. Объективный аспект принципов (исходные, основополагающие начала) отражен и закреплен в нормах различных отраслей законодательства, регулирующих правоохранительную деятельность, и в силу этого является мощным фактором правовой действительности. Принципы отражают наиболее общие закономерности организации судебных органов и пронизывают регламентацию всех стадий судопроизводства. При этом в уголовном судопроизводстве, в частности, принципы проявляются не только в судебном разбирательстве, но и на предшествующих ему этапах (дознание, предварительное следствие).
Субъективный аспект принципов выражается в том, что они определенным образом отражены в общественном и индивидуальном правосознании отдельных граждан, представителей правоохранительных и законодательных органов, юридической (судебной) практике и имеют самостоятельное и притом немаловажное значение. 2. Принципы правосудия являются руководящими положениями, т. е
они обязательны для соблюдения как всеми судебными инстанциями, так и лицами, участвующими в судебном разбирательстве (прокурором, защитником, подсудимым, истцом, ответчиком и др.). В целях исключения противоречивости правовой системы принципами правосудия руководствуются и законодатели в правотворческом процессе с тем, чтобы положения, содержащиеся в новых законах, им не противоречили
2. Принципы правосудия являются руководящими положениями, т. е. они обязательны для соблюдения как всеми судебными инстанциями, так и лицами, участвующими в судебном разбирательстве (прокурором, защитником, подсудимым, истцом, ответчиком и др.). В целях исключения противоречивости правовой системы принципами правосудия руководствуются и законодатели в правотворческом процессе с тем, чтобы положения, содержащиеся в новых законах, им не противоречили.
3. Принципы правосудия носят общий характер, поскольку закрепляют основные направления организации и деятельности судебных органов. Кроме того, все принципы правосудия закреплены в законе, в силу чего они приобретают точность формулировок и становятся общеобязательными для соблюдения.
4. В совокупности принципы образуют систему основополагающих положений, которые пронизывают все нормативное содержание правосудия. Хотя каждый принцип имеет свое собственное содержание, действуют они в неразрывной связи друг с другом. Каждый из принципов является гарантией реализации других.
Принципы организации и осуществления правосудия:
– принцип законности правосудия;
– принцип осуществления правосудия только судом;
– принцип доступности судебной защиты;
– принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом;
– принцип участия граждан в осуществлении правосудия;
– принцип состязательности и равноправия сторон;
– принцип обеспечения подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту;
– принцип презумпции невиновности;
– принцип независимости судей и подчинение их только Конституции РФ и федеральному закону;
– принцип открытого разбирательства дел во всех судах;
– национальный язык судопроизводства.