Философия сократа

Диалектический метод сократа

Введение

Сократ родился в Афинах в 470 г. до н.э. и жил во времена расцвета греческой цивилизации. Его учение было передано через сочинения его последователей, наиболее известным из которых является Платон. Философия Сократа характеризуется упором на самопознание, о прошении установленных истин и приверженности к поиску истины. Сократовская философия оказала продолжительное влияние на западную мысль, вдохновляя поколения философов.

Сократ был одним из наиболее влиятельных философов Древней Греции. Его философия была основана на идее, что истина и знание могут быть обретены путем диалога и вопросительного подхода. Сократ считал, что задавая правильные вопросы, можно довести человека до осознания своей невежественности и помочь ему прийти к пониманию истины.

Он считал, что ценность жизни заключается в поиске знания и развитии духа. Сократ также высказывал мысль, что люди обладают врожденной моральной и духовной способностью, которую можно развивать и совершенствовать. Он считал, что человек должен стремиться к совершенству и добродетели, и только тогда он может достичь счастья и благополучия.

Сократ не оставил письменных работ, но его философия была передана через сочинения его учеников, в особенности Платона. Важными принципами, которые выделяются в его философии, являются понимание того, что человек не знает всего и что истина может быть обретена только через диалог и общение. Сократ также выступал против многих конвенций своего времени, например, тирании и рабовладельческому строю общества.

Нужна помощь в написании работы?

Мы — биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Три «да» в сократовском методе

Данный способ только недавно стал называться принципом трех «да». Но до нашего времени он дошел, не меняя своей основной идеи

В процессе построения сократовского диалога с собеседником важно соблюдать главные правила и составлять вопросы так, чтобы другой человек без сомнений отвечал «да». При помощи данного метода можно предотвратить агрессивные споры, в которых люди преследуют цель утвердить за собой последнее слово, а не доказать при помощи очевидных фактов свою правоту. В процессе словесной перепалки возникает два вида общения – диалог и монолог

Что касается монолога, это простой, однако совершенно недейственный вариант. А диалог является более совершенным инструментом, позволяющим убедить собеседника в чем-либо. При использовании данного метода в голосе появляются доброжелательные нотки, и человека без какого-либо давления подводят к определенной идее

В процессе словесной перепалки возникает два вида общения – диалог и монолог. Что касается монолога, это простой, однако совершенно недейственный вариант. А диалог является более совершенным инструментом, позволяющим убедить собеседника в чем-либо. При использовании данного метода в голосе появляются доброжелательные нотки, и человека без какого-либо давления подводят к определенной идее.

В чём важность метода Сократа

Несмотря на то, что об этом методе узнали далеко не вчера, многие по-прежнему связывают его с печально известным профессором Кингсфилдом, которого блестяще сыграл Джон Хаусман в фильме «Погоня за бумагой». Драма заключалась в том, что для понимания сути этических дилемм и нравственных принципов, доктор Кингсфилд терроризировал и унижал своих студентов-юристов, мучительно расспрашивая их о деталях и последствиях судебных решений.

К счастью, в наше время есть лучший пример внедрения сократического диалога — сериал «Как избежать наказания за убийство», наглядно демонстрирующий, что когда дело доходит до суда, мало руководствоваться сухими нормами закона. Юристы должны уметь выявлять проблемы и находить аргументы в защиту обеих сторон вопроса. 

Метод Сократа заставляет анализировать все возможные варианты и иногда отстаивать позицию, которая противоречит личному мнению. Способность дискуссировать — это навык, который можно освоить только с практикой. Профессора используют метод Сократа, чтобы подготовить своих студентов к реальному положению дел, с которыми они столкнутся за пределами стен университета. 

Общая характеристика учения

Сократ считал, что укрепление общества происходит путем глубокого познания человеческой сущности в целом и людских поступков в частности. Для него теоретическое и практическое неразделимы. Из-за этого нельзя обозначить как философа того, кто имеет мудрость, но по поведенческим особенностям и образу жизни лишен добродетели.

Так, истинное «любомудрие» реализуется в стремлении объединить знание и добродетель. Поэтому философия не сводится только лишь к теоретическим учениям, но и к практической деятельности. Мудрецы должны культивировать благие поступки, правильный образ жизни, а также побуждать других делать то же самое.

Следует отметить, что Сократ отказывался изучать явления природы и космос, поскольку считал, что люди никаким образом не могут на них воздействовать, а, следовательно, не стоит и тратить время на такие вещи

При этом философ признавал важность математических открытий, достижений астрономии, медицины, геометрии и прочих наук, советуя лишь не слишком увлекаться указанными областями, уделяя внимание и гуманитарным сферам

Если говорить о его представлениях о государстве и обществе, то Сократ высказывался за правление благородных людей без привлечения к подобным делам философов и мудрецов. Однако поскольку он активно защищал истину, то вынужден был принимать участие в общественной жизни Афин. После установления диктатуры и тирании , Сократ всеми силами осуждал их, а также игнорировал политические мероприятия.

Как к нам пришло учение Сократа

Философия Сократа — диалектика — стала основой многих философских течений и направлений. Она сумела стать базой для современных ученых и ораторов, после смерти Сократа его последователи продолжали дело учителя, образовывая новые школы и трансформируя уже известные методики. Трудность в восприятии учения Сократа состоит в отсутствии его сочинений. Мы знаем о древнегреческом философе благодаря Платону, Аристотелю и Ксенофонту. Каждый из них считал делом чести написать несколько сочинений о самом Сократе и его учении. Несмотря на то что оно дошло до наших времен в самом подробном описании, не стоит забывать о том, что каждый автор привнес в изначальную трактовку свое отношение и нотку субъективности. Это легко заметить, сравнив тексты Платона и Ксенофонта. Они абсолютно по-разному описывают самого Сократа и его деятельность. Во многих ключевых моментах авторы кардинально расходятся во мнении, что существенно снижает достоверность изложенной в их трудах информации.

Проблема человека в философии Сократа

Сократ о значении обобщенных понятий в познании мира и принципов жизни человека

Сократ — принципиальный враг изучения природы. Работу человеческого разума в этого направлении он считает нечестивым и бесплодным вмешательством в дело богов. Основной задачей философии Сократ признавал обоснование религиозно-нравственного мировоззрения, познание же природы, натурфилософию считал делом ненужным и безбожным.

Сомнение (“я знаю, что ничего не знаю”) должно было, по учению Сократа, привести к самопознанию (“познай самого себя”). Только таким индивидуалистическим, путем, учил он, можно прийти к пониманию справедливости, права, закона, благочестия, добра и зла.

Основной философский вопрос Сократ решает как идеалист: первичным для него является дух, сознания, природа же — это нечто вторичное и даже несущественное, нестоящее внимания философа. Сомнение служило Сократу предпосылкой для обращения к собственному Я, к субъективному духу, для которого дальнейший путь вел к объективному духу — к божественному разуму.

Идеалистическая этика Сократа перерастает в теологию.

Развивая свое религиозно-нравственное учение, Сократ ссылается на особый внутренний голос, якобы наставлявший его в важнейших вопросах — знаменитый “демон” Сократа. Сократ выступает против детерминизма древнегреческих материалистов и намечает основы телеологического миропонимания, причем здесь исходным пунктом для него является субъект, ибо он считает, что все в мире имеет своей целью пользу человека.

Телеология Сократа выступает в крайне примитивной форме. Органы чувств человека, согласно этому учению, своей целью имеют выполнение определенных задач: цель глаз — видеть, ушей — слушать, носа — обонять и т.п.

Равным образом боги посылают свет, необходимый людям для зрения, ночь предназначена богами для отдыха людей, свет луны и звезд имеет своей целью помогать определению времени.

Своего философского учения Сократ в письменную форму не облекал, но распространял его путем устной беседы в форме своеобразного, методологически направленного к определенной цели спора.

Разработка идеалистической морали составляет основное ядро философских интересов и занятий Сократа.

Особое значение Сократ придавал познанию сущности добродетели.

Нравственный человек должен знать, что такое добродетель.

Зарождение диалектики Сократа

Субъективная диалектика Сократа целиком и полностью противоречила учению софистов о преобладании человеческого «я» над всем общественным. Эта теория была очень популярна в Аттике и всячески развивалась греческими философами. Они утверждали, что личность не ограничивается никакими нормами, все ее действия исходят из желаний и способностей. К тому же философия того времени была полностью направлена на поиск тайн мироздания и божественной сущности. Ученые соревновались в красноречии, обсуждая создание мира, и стремились как можно больше проникнуться идеей равенства человека и богов. Софисты считали, что проникновение в высшие тайны даст человечеству огромную силу и сделает его частью чего-то необыкновенного. Ведь даже в своем нынешнем состоянии личность свободна и может опираться в поступках только на свои скрытые потребности.

Сократ же впервые обратил взгляд философов на человека. Он сумел перевести сферу интересов от божественного к личностному и простому. Познание человека становится самой верной дорогой к достижению знаний и добродетели, которые Сократ ставил на один уровень. Он считал, что тайны мироздания должны оставаться в сфере божественных интересов, а вот человек в первую очередь должен познавать мир через самого себя. И это должно было сделать из него доброжелательного члена общества, ибо только знания помогут отличить добро от зла и ложь от истины.

Этика

В чем заключается этика Сократа? Этический смысл в его философии – добродетель, знание добра и поступки, в соответствии с этим знанием. Храбрый человек знает правильное действие и совершает его. Справедливый – тот кто знает, как поступить в государственных делах и поступает. Благочестивый человек знает религиозные обряды и соблюдает их. Сократ говорил о неразделимости добродетели и знания. Поступая безнравственно, люди заблуждаются и страдают от непонимания добра и зла.

Добродетель достигается только благородными людьми. Среди о добродетелей философ выделил:

  1. Сдержанность – способность совладать со страстью.
  2. Мужество – способность преодолевать опасность.
  3. Справедливость – соблюдение закона людей и бога.

Добродетели философ считал неизменными и вечными.

Рассмотрим философскую этику Сократа:

Познание космоса невозможно, человек не найдет выход из противоречий. Он в состоянии познать то, что ему принадлежит – собственную душу. Отсюда вышло требование философа «Познай самого себя». Цель познания в направлении человека в жизни. Ценность познания явлений в умении жить разумно.

Метод Сократа

Диалектика, созданная греческим философом, заключает в себе метод, позволяющий встать на путь самопознания и обретения истины. Он имеет несколько основных инструментов, которые и по сей день успешно используются философами различных течений:

Без умения смеяться над собой невозможно прийти к пониманию идеи. Ведь, согласно Сократу, догматическая самоуверенность в своей правоте тормозит развитие мысли и не оставляет права на сомнение. Исходя из метода Сократа, Платон утверждал, что настоящая философия берет начало с удивления. Оно способно заставить человека сомневаться, а значит существенно продвинуться на пути самопознания. Диалектика Сократа, примененная в обычных разговорах с жителями Афин, часто приводила к тому, что даже самые уверенные в своих знаниях эллины начинали испытывать разочарование в себе прежнем. Можно сказать, что данная сторона метода Сократа идентична второму принципу диалектики.

Майевтикой можно назвать последнюю стадию иронии, на которой личность рождает истину и приближается к пониманию предмета. На практике это выглядит следующим образом:

  • человек избавляется от своей самонадеянности;
  • испытывает удивление и разочарование в своей неосведомленности и глупости;
  • подходит к пониманию необходимости поиска истины;
  • проходит путь ответа на вопросы, заданные Сократом;
  • каждый новый ответ рождает следующий вопрос;
  • после ряда вопросов (причем многие из них могут быть заданы в диалоге с самим собой) личность самостоятельно рождает истину.

Сократ утверждал, что философия — это непрерывный процесс, который просто не может превратиться в статичную величину. В этом случае можно прогнозировать «смерть» философа, который становится догматиком.

Майевтика неотделима от диалогов. Именно в них можно прийти к знаниям, причем Сократ приучал своих собеседников и последователей искать истину разными путями. Для этого одинаково хороши и важны вопросы и к другим людям, и к самому себе. В некоторых случаях именно вопрос, заданный себе, становится решающим и подводит к знанию.

Отличительной чертой диалогов Сократа является то, что истина недостижима. Она является целью, но сама философия скрывается в движении к данной цели. Побуждение к поиску и есть диалектика в самом прямом ее проявлении. Понимание, по Сократу, — это не усвоение истины, как пищи, а лишь определение необходимого предмета и пути к нему. В дальнейшем человека ожидает только движение вперед, которое не должно прекращаться.

Метод[ | ]

Elenchus (др.-греч. испытание

) — основная техника метода Сократа. В Платоновских ранних диалогах elenchus — это техника Сократа для исследования, например, сущности или определения моральных аспектов, таких как справедливость или достоинство. В диалоге необходимо было установить всеобщую нравственную основу отдельных, частных добродетелей.

Основные составные части «сократического» метода:

  • «ирония» и «майевтика» — по форме,
  • «индукция» и «определение» — по содержанию.

Ирония Сократа — это скрытая насмешка над самоуверенностью тех, кто мнит себя «многознающим». Прикидываясь простаком, Сократ обращался к человеку с вопросом по той теме, в которой тот был сведущим. Сократ задавал заранее продуманные вопросы, которые постепенно заводили собеседника в тупик, пока он, собеседник, окончательно не запутается в своих суждениях. Тем самым Сократ лишал самонадеянности «многознающего» собеседника, обнаруживая противоречия в его суждениях и несоответствия между исходными посылками и конечными выводами.

После прохождения данной части диалога собеседник освобождался от своей самоуверенности и был готов к тому, чтобы сообща искать истину. И теперь, за «иронией», следовала «майевтика» — «искусство помочь родиться знанию». Сократ считал, что знания уже содержатся в головах слушателей, и задачей учителя видел лишь извлечение этих знаний на поверхность, доведение их до сознания человека, что он и делал путём задавания наводящих вопросов или же нахождения противоречий в новых утверждениях собеседника.

Всё содержание диалога можно отнести к своеобразной «индукции» и «определению».

Индукция по Сократу состоит в том, что он не доходит до истины никогда, но движение к ней у него происходит методом наведения. Наведение достигалось восхождением от частного к общему в процессе беседы, что можно наблюдать в диалоге о понятии «несправедливость» Сократа и Евтидема.

Сначала Евтидем устанавливает предварительное определение несправедливости: «Несправедливость, несправедливые поступки (ложь, обман, грабёж) — то есть то, что плохо», после чего Сократ указывает путём вопросов на противоречия в утверждении оппонента: «А хитрость (обман) врага в бою? А военные трофеи? (грабёж)». И такое наведение и формирование определений происходит на протяжении всего диалога.

В итоге в результате совместного поиска истины всё сводится к определению: «Несправедливость есть: а) плохие поступки б) по отношению к друзьям, в) которые им вредят».

Всего можно насчитать пять шагов «сократовской» беседы:

  1. Собеседник Сократа утверждает тезис, например «Мужество — это стойкость души», который Сократ считает ложным.
  2. Сократ путём общих определений указывает оппоненту на его противоречивый тезис, например «Мужество — это хорошо» и «Упорство без благоразумия — это плохо».
  3. Оппонент соглашается с противоречивостью своих суждений. И обращается к Сократу за советом.
  4. Сократ показывает своё незнание в данном аспекте, тем самым ставя оппонента в тупиковую ситуацию («Я знаю, что ничего не знаю»).
  5. Далее Сократ путём беседы с наводящими вопросами способствует «зарождению» новой истины у оппонента.

Такое исследование может привести к новому, улучшенному высказыванию, которое опять будет исследоваться, в данном случае «Мужество есть благоразумное упорство». Точная цель испытания является предметом многих обсуждений, в частности, положительный ли это метод, приводящий к знанию, или же отрицательный, используемый только для опровержения ложных знаний.

Цитаты Сократа

Его высказывания совмещают мудрость и простоту. Приведем высказывания древнего философа:

  1. «Брак – необходимое зло».
  2. «Женись. Хорошая жена сделает тебя исключением, с плохой – станешь философом».
  3. «Работа без цели лучше бездействия».
  4. «Сила не сохраняет дружбу». Друзья – ловятся и приручаются через любовь и доброту».
  5. «Ешьте, чтобы жить, не живите чтобы есть».

Философия у Сократа – попытка познания себя и других людей своей эпохи. Тема человеческой личности впервые стала центральной за весь период развития философии как науки, который стал называться «Досократовским».

Человек становится единственной формой бытия. Прошлый период философии был сосредоточен на поиски бытия вне человека. Это стало коренным переворотом в разработке проблематики мировоззрения. Сократ первым формирует вопросы отношения субъекта и объекта, духа и природы, мышления и бытия. Философия рассматривает не разделение понятий между собой, а их соотношение друг с другом.

Сократ говорил об объективном характере познания, уделял значение человеку с точки зрения существа, обладающего нравственностью. Верил в родство духовного и божественного, размышлял о бессмертии души. Бог – источник добродетели и справедливости, нравственная, а не природная сила, как считали ранее.

Занимался укреплением и совершенствованием этического идеализма, но не ограничивался этим. Цель философского поиска Сократа – в понимании добродетели и следовании ей.

Сократ говорил, что отношения государства с человеком сравнимы с отношениями родителей и детей. Дети обязаны слушаться родителей, так и человек обязан выражать подчинение государству. Исходя из этого принципа, философ не стал избегать смертного приговора и не совершил побега из тюрьмы. Следование истине и справедливости стоило ему жизни, а смерть показала, что мудрец шел до конца в своих рассуждениях и жил в соответствии с ними.

Несколько штрихов к историческому портрету Сократа

О том, что греческий философ был незаурядной личностью, можно сделать вывод уже после одного описания его жизни. Но некоторые штрихи характеризуют Сократа особенно ярко:

  • он всегда поддерживал себя в хорошей физической форме, занимался различными упражнениями и считал, что это лучший путь к здоровью ума;
  • философ придерживался определенной системы питания, которая исключала излишества, но одновременно давала организму все самое необходимое (историки считают, что именно это спасло его от эпидемии во время Пелопоннесской войны);
  • он плохо отзывался о письменных источниках — они, по мнению Сократа, ослабляли ум;
  • афинянин всегда был готов к дискуссии, а в поисках знаний мог пройти многие километры, вопрошая признанных мудрецов.

С середины девятнадцатого века, в момент наивысшего развития психологии, многие пытались дать характеристику Сократу и его деятельности с точки зрения темперамента и предрасположенностей. Но к единому мнению психотерапевты не пришли, а свою неудачу они списали на минимальное количество достоверной информации о «пациенте».

Как появилась философия — философский поворот в античности

Философия – это наука о мудрости или любовь к мудрости, как особая форма познания мира, рассматривающая общие понятия, фундаментальные принципы и основные вопросы бытия, становления мира: место человека в мире, первопричина бытия — материя или сознание, существование Бога, что есть истина, ценности и категории в философии: плохо, хорошо и т.д.

Точной даты появления философии, как способа мышления нет, так как человеческая мысль совершенствовалась с незапамятных времен. Первые философские размышления зарождались с развитием цивилизаций: шумерская, египетская, вавилонская, античный мир. Поворот в философской мысли произошел в античности с деятельностью Сократа.

Каково значение деятельности Сократа для возникновения философии:

  • Рассмотрения проблем человеческих категория: честь, любовь, истина, мудрость, добро, зло;
  • Распространение знаний;
  • Просвещение путем диалога;

Натурфилософия, предшествовавшая классическому периоду античной мысли, рассматривала первопричины бытия, но именно интеллектуальное усилие над формированием мировоззренческих категорий послужило точкой отсчета философии, как царицы наук. Она начала выходить в широкие массы и стала неотъемлемой частью человеческой деятельности, а не уделом особо одаренных личностей. Досократики заложили основу для дальнейшего развития философии, но расцвела она именно в период деятельности Сократа и его учеников.

Метод Сократа и зарождение критического анализа

Майевтика Сократа положила начало формированию критического анализа в философии. Хоть на сегодняшний день мыслители пользуются версией критического анализа, сформулированного в эпоху Просвещения, диалогический метод античного философа органически привел к формированию современного представления.

Метод Сократа:

  • форма диалога;
  • выдвижение аргументов за и против предоставленного тезиса;
  • наличие двух начал: соглашающегося и противоречивого;
  • исчерпание аргументов оппонентом;
  • торжество первоначальной идеи;

Более развитую форму ведения диалога можно встретить в философии Платона, ученика Сократа. Аристотель же — ученик Платона и одновременно его оппонент — расширил философию введением основных понятий: род, субстанция, вывод, диалектика, определение/ дефиниция, категория, анализ, аналитический, силлогизм. Благодаря Аристотелю возник диалектический метод в философии: анализ на основе аргументации противоречий от общей теории к частным фактам. Индуктивный метод был развит позднее — в 17 веке — с зарождением экспериментально-математической основы философии взамен теоретизирования.

Основные философские верования Сократа

Зная, что философию Сократа трудно отделить от верований Платона, с помощью текстов последних можно установить определенные истины, которые защищал Сократ..

Что-то само собой разумеющееся, так это то, что большинство его аргументов и мнений полностью отличались от его афинян, как в политике, так и в морали и этике..

Сократ архивируется и распространяется необходимость для мужчин «заботиться о душе» выше текущих приоритетов, в том числе заботясь о карьере, семье или даже политическом пути в городе.

Мораль и добродетель

Для Сократа мораль была основой жизни человека. Если бы человек знал, что он был хорошим, красивым и справедливым, он не действовал бы каким-либо другим способом, кроме как совершать действия, которые обнародовали и привели к результатам этой линии..

Этот греческий философ был признан за его иронию и мораль, а также за то, что он ясно осознавал свое собственное невежество относительно проблем, с которыми он сталкивался. Отсюда вытекает использование диалектического метода, в котором всегда был его партнер по диалогу, который отвечал на его вопросы.

Таким образом он сумел распространить свои знания среди близких друзей с целью стимулировать его собственные поиски добродетели и мудрости. Точно так же он верил, что истинное счастье исходит от моральной честности; то есть только моральный человек мог действительно жить счастливой жизнью.

Наконец, Сократ отстаивал идею о том, что существует универсальная человеческая природа с одинаково универсальными ценностями, которую каждый человек может использовать в качестве руководства, чтобы вести себя морально день ото дня.

Самая важная часть этой сократовской теории? Желание и инициатива личности, чтобы знать, что постоянный и прямой характер.

политика

Для Сократа, идеи и истинная суть вещей, принадлежат к миру, что только мудрый человек может достичь, поэтому твердо придерживается позиции, что философ был единственным нужным человеком, чтобы править.

Если Сократ согласился или не с демократией это спорно. Хотя совершенно ясно, что Платон критиковал эту форму правления, он не уверен, что Сократ opinase же: вполне возможно, что многие из фраз и предложений, что последний был против демократии были только творческий продукт Платона.

мистика

Другим важным лицом философии Сократа был мистицизм. Известно, что Сократ практиковал гадание, и что он был очень близок к Диотиме, жрице, которой он приписывал все свои знания о любви.

Философ также признан за диалог о таинственных религиях, реинкарнации и даже мифах и легендах, которые можно считать нереальными и бессмысленными..

Точно так же Сократ неоднократно упоминал (всегда через диалоги Платона) существование таинственного голоса или сигнала, который чувствовался, когда он собирался совершить ошибку.

Хотя многие утверждают, что этот сигнал был не чем иным, как феноменологией его собственной интуиции, все, кажется, предполагает, что Сократ полагал, что он имеет божественное происхождение и не зависит от его мыслей или убеждений..

Метод Сократа

Самым значительным вкладом Сократа в философскую мысль того времени был диалектический метод исследования. Он не учил других какой-либо стройной системе знаний, но помогал найти истину, наталкивая на нее наводящими вопросами. Изначально в дискуссии Сократ прикидывался незнающим. После чего философ начинал задавать умело сформулированные вопросы, заставляя людей думать и рассуждать. Когда же они приходили к абсурдным или нелепым выводам, Сократ демонстрировал, как именно можно разрешить сложившуюся ситуацию и ответить правильно.

Данный способ крайне важен и интересен, поскольку побуждает человека использовать свой ум, вызывает интерес к проблеме, а также помогает развиваться в интеллектуальном плане. Интересно заметить, что Сократ считал проводимую им деятельность похожей на работу своей матери (она была повитухой): ведь он способствовал рождению у людей не детей, но мыслей.

На каких еще основах строились диалоги Сократа?

  • ирония – она встречается во всех его беседах, философ будто бы тонко насмехается над своим оппонентом. По этой причине «Диалоги», переданные Платоном, полны забавных сцен и веселых ситуаций. Однако смеется Сократ не просто так, а над людьми, которые слишком уверены в своих знаниях, а также крайне самонадеянны. Ирония философа направлена и на тех, кто слепо верен традициям, не признавая ничего нового;
  • гипотезы – Сократ в своих дискуссиях периодически строит какие-либо предположения, пытаясь доказать или опровергнуть их, а не просто ради создания спора и ведения полемики, как раньше поступали софисты;
  • дефиниция – крайне важна, поскольку прежде чем о чем-то беседовать, нужно четко определить все используемые термины и понятия, особенно если они неоднозначные. Без этого совершенно невозможно прийти к консенсусу.

Философия Сократа: начало

Античная диалектика Сократа стала абсолютно новым и свежим веянием в устоявшихся философских традициях Древней Греции. Некоторые историки считают появление такого персонажа, как Сократ вполне естественным и ожидаемым. Согласно определенным законам развития мироздания, каждый герой появляется именно тогда, когда это наиболее необходимо. Ведь ни одно религиозное течение не возникло на пустом месте и не уходило в никуда. Оно, как зерно, падало на благодатную почву, в которой прорастало и давало плоды. Подобные аналогии можно проводить со всеми научными достижениями и изобретениями, ведь они появляются в самый необходимый для человечества момент, в некоторых случаях кардинально меняя дальнейшую историю всей цивилизации в целом.

То же самое можно сказать и о Сократе. В пятом веке до нашей эры искусство и наука развивались быстрыми темпами. Постоянно возникали новые философские течения, моментально обретавшие последователей. В Афинах было довольно популярным собираться и проводить конкурсы ораторского искусства или диалоги на острую тему, интересующую весь полис. Поэтому не удивительно, что на этой волне возникла диалектика Сократа. Историки утверждают, что, согласно текстам Платона, Сократ создал свое учение как противостояние популярной философии софистов, претившей сознанию и пониманию уроженца Афин.

Майевтика: метод Сократа и философия познания

Что такое майевтика и в чем суть фразы «Я знаю, что ничего не знаю»? В этой части обсудим, как Сократ понимал знание и общался со своими учениками.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве
с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории
и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки


Автор урока
Анна Кигай
Специалист по философии эпохи Просвещения, лектор умного лагеря Марабу и проекта Шатология

О том, как Сократ объяснял собственный метод — майевтику, — мы узнаем из диалога Платона «Таэтет». Вот выжимка из пояснения Сократа, а ниже — наглядный пример сократического метода из другого диалога.

В переводе с древнегреческого «майевтика» значит «повивальное искусство». Мать Сократа Фенарета была повитухой.

В чем суть майевтики

Сократ считал, что его предназначение — довести до истины других, а не рождать мысли самому: «бог понуждает меня принимать, роды же мне воспрещает».

Неспособные ученики тоже встречались. Тех, в ком Сократ не находил признаков «беременности», он отдавал другим «мудрым мужам». Ученики, которые зазнавались и сами уходили от него, становились невеждами.

Метод Сократа часто называли жульническим: он приводил собеседника к нужным мыслям с помощью ряда наводящих вопросов.

Да, порой к верному ответу Сократ приводил собеседника сам, зато он заставлял его думать, а не давал готовые ответы — и в этом заключается ценность майевтики.

Сегодня метод сократического диалога широко применяется в психологическом консультировании.

Ниже, в отрывке из диалога «Менон» , Сократ и его собеседник рассуждают о природе добродетели

Обратите внимание на соотношение длины вопросов и ответов: иногда кажется, что Сократ делает всю работу за собеседника

Сократ: Теперь, видимо, нам и надо исследовать, что такое добродетель – знание или нечто иное.

Менон: По-моему, разобравшись в одном, надо исследовать и это.

Сократ: Так что же, разве, по нашим словам, добродетель не благо? Разве не остается в силе наша предпосылка, что она – благо?

Менон: Остается, конечно.

Сократ: Значит, если есть какое-либо благо, непричастное к знанию, то, может быть, и добродетель не есть какое-то знание; если же нет такого блага, которое не охватывалось бы знанием, то мы, предположив, что добродетель – это некое знание, сделаем верное предположение.

Менон: Так оно и есть.

Сократ: А разве не добродетель делает нас хорошими людьми?

Менон: Добродетель, конечно.

Сократ: А хорошие люди приносят пользу, потому что всякое благо полезно, не так ли?

Менон: Так.

Сократ: И добродетель тоже полезна?

Менон: Из того, что мы говорили, выходит, что так.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

Представьте, что Сократ — интервьюер. Кого из наших современников вы бы хотели увидеть у него в гостях?

Поговорим о понятии знания в философии Сократа.

Гносеология — раздел философии, изучающий возможности познания мира человеком.

По мнению Сократа, знание — главная добродетель: «есть одно только благо — знание, и одно только зло — невежество».

Гносеологическую концепцию Сократа можно обозначить как идею о том, что, любое знание — это припоминание. Без этого тезиса майевтика невозможна.

Сократ считал, все знания уже живут в нашей душе, нам нужно только вспомнить их. Когда-то души путешествовали в мире идей, всё знали и всё помнили. Но вдруг они ушли из этого мира, стали вещами и всё забыли.

Важно помнить, что в вопросах гносеологии сложно разделить позиции Сократа и Платона, так как многое, что мы знаем о Сократе, написал именно Платон.

Но как же Сократ мог говорить «Я знаю, что ничего не знаю» и одновременно верить в то, что все идеи живут в нас?

️ У этой знаменитой сентенции есть продолжение, о котором все забывают: «но другие не знают и этого».

Высказывание означает, что сфера знания безгранична: чем больше мы узнаем, тем больше соприкасаемся со сферой непознанного.

Соберем вместе главные термины урока:

Даймоний — внутренний голос, предостерегающий от плохих поступков. Иными словами, совесть.

Майевтика — философский метод Сократа, с помощью которого можно извлечь скрытые в каждом человеке знания рядом последовательных вопросов.

Софизм — логически неправильное рассуждение, умышленно выдаваемое за правильное.

Этический интеллектуализм — направление в этике, берущее начало в философии Сократа. Согласно ему, человек всегда стремится к добру, а осознанного стремления ко злу не бывает.

Как думаете, чем бы занимался Сократ, живи он в наше время? Выступал на теледебатах? Или записывал свой подкаст?

Основные концепции сократического диалога

  • Метод Сократа предполагает совместный диалог. Никто не выступает в роли третейского судьи или «адвоката дьявола», один из собеседников только инициирует дискуссию, задавая наводящие на размышления вопросы. 
  • Метод Сократа используется для демонстрации сложности и неопределенности мнений, а не для выяснения фактов. Цель диалога — исследование основных убеждений, на которых строятся утверждения, аргументы и предположения каждого участника дискуссии.
  • Метод Сократа основан на «продуктивном дискомфорте», а не на запугивании. У того, кто инициировал беседу, нет ответов на все вопросы, дискуссия проводится бессрочно, без заранее определённой цели.


Фото автора Griffin Wooldridge: Pexels

Метод Сократа признаёт всех собеседников равными, обязанными соблюдать этические нормы разговора, рассуждать и проводить аргументы, не полагаясь на известные догмы. Желание прийти к согласию исключает возможность для большинства обойти меньшинство.

Метод Сократа фокусируется на нравственном воспитании, на том, как надо жить. Поскольку суть метода заключается в идентификации, «что хорошо, а что плохо» для конкретного человека, в процессе дискуссии формируется главный вопрос — в чём смысл существования, который сам философ заключил в утверждение: «Неосмысленная (неисследованная) жизнь не стоит того, чтобы жить».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: