Про отношения и близость: уровни дифференциации

Что такое дифференциальная психология личности, и что она изучает

Дифференциация в науке

Наука развивается в процессе диалектического взаимодействия явлений дифференциация и интеграции. Дифференциация отличается выделением новых дисциплин, а интеграция заключается в синтезе научного знания и объединении сфер исследования.

Соотношение этих двух явлений зависит от определенного этапа развития общества и науки. Например, в период формирования дисциплин (на рубеже XVI и XVII вв.) превалировал процесс дифференциации. Это подтверждает разделение философии на собственно философию и науку; в философии же появились такие разделы как:

  • онтология;
  • гносеология;
  • этика;
  • диалектика и т.д.

Дифференциация наук обусловлена не только качественным многообразием самой действительности; она имеет корни еще и в том специфическом способе, которым наука познает окружающий мир. 

Опираясь в научном познании на анализ, дифференциация позволяет иначе взглянуть на многообразие окружающей действительности и дает инструменты для глубокого познания ее многообразных аспектов.

Примечание

Дифференциация наук является закономерным следствием быстрого увеличения и усложнения знаний. Она неизбежно ведет к специализации и разделению научного труда.

Сочетание противоположных процессов дифференциации и интеграции указывают на диалектическую природу развития общества и научного знания. В процессе развития человечества происходит взаимопроникновение и объединение в единое целое самых различных направлений научного познания мира, взаимодействие разнообразных методов и идей.

Как интерпретировать полученные результаты

Человеку может потребоваться несколько обследований и диагностических тестов, прежде чем он получит окончательный диагноз. Некоторые пациенты могут иметь множественные отрицательные результаты теста, прежде чем им поставят диагноз. Тем не менее, каждый отрицательный результат теста приближает врача к выяснению причины симптомов человека.

Некоторым пациентам может потребоваться начать лечение до того, как врач подтвердит их диагноз. Это может иметь место, если одна из потенциальных причин симптомов человека требует немедленного лечения, чтобы предотвратить дальнейшие осложнения. Реакция человека на то или иное лечение сама по себе может дать ценную информацию о причине его симптомов.

Методы исследования

Существует несколько методов, которые применяют специалисты, занимающиеся развитием дифференциальной психологии.

Стандартные методы

Общенаучные методы делятся на две большие группы:

  1. Наблюдение — метод описания, суть которого заключается в том, чтоб наблюдать и регистрировать поведение субъекта.
  2. Эксперимент — опыт, который проводится для получения научных знаний. При этом проверяющие вмешиваются в жизнь наблюдаемого объекта.

У первого метода есть ряд сильных, слабых сторон. Преимущества:

  1. Восприятие человека, как целостной личности.
  2. Показывает контекст жизни индивида.
  3. Наблюдение помогает собрать множество фактов о естественном поведении личности.

Недостатки:

  1. Невозможность разделить попутные явления с сопутствующим им фактам.
  2. Результаты записываются вручную, как описание увиденного.
  3. Нет возможность повторить идентичное наблюдение, чтобы удостовериться в выбранных моментах.

У эксперимента есть один существенный плюс — его можно проводить сколько угодно раз, разрешая спорные моменты, но невозможно увидеть целостную картину личности.

К отдельному методу можно отнести моделирование. Его принцип заключается в том, что специалисты пытаются всевозможными способами воссоздать реальную ситуацию для проведения эксперимента. Результат зависит от того, насколько точно воспроизводится ситуация.

Психогенетические тесты

Специалисты выделяют две большие группы психогенных методов исследования:

  1. Близнецовые — близнецы бывают дизиготными, монозиготными. Психологи исследуют представителей близнецовых пар, чтобы узнать какие различия появляются между ними под воздействием генетики, окружающих факторов.
  2. Генеалогические — методы изучения отдельных семей по их родословным. Для изучения, исследователям необходимо составить точное генеалогическое древо.

Изучение исторических данных

Такие методы используются для изучения жизни выдающихся личностей или обычных людей. Применяется три способа исследования:

  1. Дневниковый — исследователь изучает отдельную личность, описывает этапы развития, поведение субъекта.
  2. Автобиографический — изучение людей по аудио, видеоматериалам.
  3. Биографический — метод, при котором изучается биография известных людей.

Психологические исследования

Сюда относится два популярных метода:

  1. Самооценка — пациент самостоятельно объясняет свои психические особенности, попытаться описать свое поведение. Рассказать о себе в подробностях может не каждый субъект. Многие скрывают некоторые моменты из-за стыдливости.
  2. Самонаблюдение — индивид самостоятельно наблюдает за своим поведением, делает выводы по его изменению.

Чтобы изучать каждого человека по отдельности, идеального метода нет. Психологу необходимо комбинировать их зависимо от ситуации, особенностей характера личности.

2.3.1 Классификация методов

Метод
в переводе с греческого означает «путь
познания». Для изучения (познания)
структуры индивидуальности используются
разные методы, которые можно
классифицировать, например, следующим
образом .

1.По
виду используемого опыта
:

  • интроспективные
    методы, основанные на данных субъективного
    опыта;

  • экстраспективные
    методы, опирающиеся на объективный
    результат, доступный измерению.

2.По
активности воздействия
:

  • методы наблюдения,

  • экспеpиментальные
    методы.

3.По
уровню обобщенности полученных
закономерностей
:

  • номотетические
    методы, ориентированные на общее,
    психологию объяснения;

  • идеографические
    методы, ориентированные на единичные
    случаи, психологию понимания.

4.По
стабильности изучаемого явления
:

  • констатирующие
    методы;

  • формирующие
    методы, при использовании которых
    конечное состояние изучаемого качества
    отличается от первоначального состояния.

Существуют
и другие классификации методов
дифференциальной психологии, однако
наиболее полезной из них является
классификация, предложенная Борисом
Герасимовичем Ананьевым

и отражающая этапы комплексного
исследования индивидуальности или
отдельных элементов ее структуры.
Каждому этапу соответствует группа
методов, выбор которых осуществляется,
исходя из конкретной цели и задач
исследования .

1.Организационные
методы
:

  • метод
    поперечных срезов (сравнение отдельных
    групп людей, различных по возрасту или
    другому критерию);

  • метод продольных
    срезов – лонгитюдный (исследование
    одних и тех же лиц в течение длительного
    времени);

  • комплексный
    метод (сочетание метода продольных и
    поперечных срезов: вначале проводятся
    поперечные исследования, а затем в
    поворотных пунктах – более подробное
    продольное исследование).

2.Эмпирические
методы
:

  • обсервационные
    методы (наблюдение и самонаблюдение);

  • экспериментальные
    методы (лабораторный, полевой,
    психолого-педагогический эксперимент);

  • психодиагностические
    методы (тесты, анкеты, опросники,
    интервью, беседа);

  • праксиметрические
    методы (анализ процессов и продуктов
    деятельности: хронометрия,
    профессиографическое описание, оценка
    выполненных работ);

  • моделирование
    (математическое, кибернетическое);

  • биографические
    методы (исследование жизненного пути,
    изучение документации).

3.Методы
обработки и анализа результатов
:

  • количественная
    обработка и анализ (статистические
    методы);

  • качественный
    анализ (дифференциация материала по
    классам, разработка типологий, описание
    случаев).

4.Методы
интерпретации результатов
:

  • генетический
    метод (объясняет весь материал в
    характеристиках развития);

  • структурный
    метод (объясняет весь материал в
    характеристиках связей между отдельными
    компонентами структуры личности или
    структуры социальных групп).

Эмпирические
методы
,
вошедшие в классификацию Б.Г. Ананьева,
можно также разделить по принципу
принадлежности к той или иной науке :

  • общенаучные
    методы (наблюдение, эксперимент) –
    модификация методов, которые используются
    и во многих других науках, применительно
    к психологической реальности;

  • исторические
    методы (биографические);

  • психологические
    методы (интроспективные – самонаблюдение,
    самооценка; психофизиологические;
    социально-психологические – анкетирование,
    беседа, социометрия);

  • психогенетические
    методы.

Ряд
перечисленных методов заслуживает
отдельного рассмотрения в связи с особой
ролью, которую они играли в истории
становления дифференциальной психологии
как отдельной науки. В частности, речь
пойдет о психогенетических методах,
тестовой диагностике, о методах
статистического анализа и классификации
результатов, а также о методах
идиографического анализа.

Высокий тип дифференциации

Самый зрелый тип отношений, если оба партнера высокого типа дифференциации.

Если родители устойчивы с ребенком, были способны выдерживать любые его проявления, то у таких людей формируется зрелый тип близости. В психологии есть такое понятие, как контейнирование. Буквально это означает то, сколько человек способен терпеть проявления другого. Мама вынуждена справляться с аффективными реакциями ребенка практически ежедневно. Если при этом она ему демонстрирует понимание и принятие, то ребенок вырастет способным сформировать зрелый тип привязанности.

Это люди, которые способны совмещать в себе разные образы себя. Человек понимает, что он может быть разным. И также относятся к другому человеку, к своему партнеру. Когда-то я прав, а иногда могу ошибаться. Сегодня мой партнер выспался и в хорошем настроении, а завтра, из-за того, что начальник идиот, будет раздраженным. Эти состояния возможны. Если каждый из партнеров в паре способны с этим оставаться, замечать друг друга, поддерживать, то такие отношения можно назвать зрелыми и гармоничными союзами.

Понимают, что их партнеры могут отличаться от них самих, что это другой человек. Способны испытывать разные чувства к одному и тому же человеку и находиться при этом в долгосрочных отношениях.

Способны длительное время испытывать сексуальное влечение к одному и тому же партнеру.

Есть другая жизнь, помимо отношений. Такие люди спокойно относятся к увеличению дистанции, или принимают увлечения своих любимых чем-то, что им самим не интересно. Уважают и чувствуют границы партнера.

Эти люди способны до момента создания пары спокойно жить в одиночестве. При этом у них нет депрессивных, тревожных или иных сильных переживаний.

При расставании отмечают, что виноваты оба партнера. Происходит процесс горевания. В большинстве случаев эти люди в дальнейшем остаются хорошими друзьями, близкими людьми.

Предпочитают решать сложности в отношениях. Такие пары часто приходят к психологу, чтобы разобраться с тем, что происходит в их отношениях, готовы над ними работать.

Не склонны к изменам в отношениях. Предпочитают, как правило, начинать новые отношения после того, как прежние будут завершены. Готовы обсуждать то, что происходит, признают личную ответственность.

Способны выносить напряженность разных чувств в одних отношениях. Психологи говорят о том, что такой способности люди достигают примерно к 24 годам.

Ориентированы на собственное удовольствие в сексе

Однако, им также важно, чтобы их партнер также получал сексуальное удовлетворение

Статья написана по материалам специализации по сексологии Фотинии Ефремовой.

Методы дифференциальной психологии

Методы, который применяются в дифференциальной психологии, можно условно разделить на несколько групп:

  • общенаучные;
  • психогенетические;
  • исторические;
  • психологические.

Рассмотрим их по отдельности.

Общенаучные методы

К общенаучным методам относятся наблюдение и эксперимент.

Наблюдение – это описательный исследовательский метод, который заключается в целенаправленном восприятии и регистрации поведения человека.

Преимущества наблюдения:

  • Отражает контекст жизни субъекта.
  • Человек воспринимается как целостная личность.
  • Собираются факты естественного поведения человека.

Недостатки наблюдения:

  • Фиксация результатов в описательной форме.
  • Отсутствие возможности повторного наблюдения с точно такими же психологическими параметрами (к тому же человек будет себя вести как ему захочется, а не как того хотят исследователи).
  • Слитность наблюдаемого факта с попутными явлениями (невозможность их каким-либо образом разъединить).

Эксперимент – проводимый в специальных условиях опыт получения научных знаний. Выполняется целенаправленное вмешательство в жизнедеятельность человека.

В отличии от наблюдения, эксперимент можно повторять многократно, а данные однозначны и однотипны. Главным недостатком является исчезновение естественности процесса и отсутствие целостной картины личности человека.

Если говорить о лабораторных экспериментах, то вышеозвученные недостатки остаются. Однако естественный эксперимент максимально приближен к условиям обычной деятельности человека. В этом случае он может даже и не знать, что над ним проводится опыт.

Существует также моделирование, которое пытается воссоздать фиктивную психологическую реальность. Наличие преимуществ или недостатков определяется мастерством исполнения.

Психогенетические методы

Если общенаучные методы используются в психологии в целом, то психогенетические – конкретно в дифференциальной психологии. Данная группа методов нацелена на выделение факторов среды и наследственности. Существует генеалогический и близнецовый методы.

Генеалогический – это метод для исследования семей и родословных (придуман Ф. Гальтоном и описан в книге «Наследственный гений»). Основное положение: если признак является наследственным и кодируется в генах, то чем ближе родство, тем выше сходство между людьми по этому признаку. Исследователь составляет генеалогическое древо. Предположительно, по мере уменьшения степени родства должно проявляться меньше сходства.

Близнецовый метод: среди близнецов выделяют дизиготных (по своему генному набору аналогичных обычным братьям и сестрам, с той только разницей, что родились одновременно) и монозиготных (развившихся из одной яйцеклетки и потому обладающих идентичными генными наборами). В данном случае исследуются психологические особенности членов близнецовой пары, позволяющие определить степень влияния наследственных факторов и среды на формирование тех или иных психических качеств человека.

Исторические методы

Исторические методы применяются для изучения биографии выдающихся личностей, которые внесли существенный вклад в развитие культуры и науки. Но иногда объектами становятся и вполне обычные люди.

Среди этих методов выделяют дневниковый, биографический и автобиографический.

Дневниковый посвящен изучению жизни конкретного человека и содержит описание его поведения и развития.

Биографический применяют, когда используют биографию выдающейся личности. Если психолог заинтересован в оценке психологических особенностей человека, он проводит психографию.

Автобиографический основан на непосредственных впечатлениях и ретроспективном опыте человека. В современном мире с его информационными технологиями появилась возможности использовать видео- и аудиоматериалы.

Психологические методы

Частные случаи применения этих методов – самонаблюдение и самооценка, которые непосредственно открывают объект изучения.

Самонаблюдение заключается в наблюдении собственных психических процессов. Преимущество всего одно, зато ключевое: человек может познать себя лучше, чем других людей. А вот недостаток – это субъективизм, необъективность.

Самооценка отражает более стабильные психические особенности. Недостаток метода в том, что человек может стыдиться раскрывать свои качества или поверхностно судить о них. Однако эти минусы можно скрасить анонимностью (в этом случае может также применяться анкетирование).

Абсолютно идеального способа познания личности не существует, поэтому главная задача психологов – комбинировать их, учитывая достоинства и недостатки каждого.

Дифференциация в маркетинге

Определение

Маркетинг — это комплекс инструментов и практик, которые направлены на изучение и удовлетворение потребностей потенциальных потребителей, на формирование привлекательного имиджа компании в глазах клиента, а также продвижение товара.

Маркетинг, как функция и совокупность процессов создания, продвижения и предоставления продукта или услуги покупателям, направлен на удовлетворение потребностей и учитывает спрос на рынке. 

В маркетинге наблюдается единство составляющих элементов благодаря общности маркетинговых целей и методов. Одновременно это явление дифференцировано в том смысле, что оно структурировано по отраслевому и функциональному признакам.

Экономический маркетинг занимается исследованием и контролем деятельности организаций и предприятий. Он охватывает процессы:

  1. Производства (деятельности человека, направленной на процесс преобразования имеющихся ресурсов в необходимые блага, предназначенные для удовлетворения потребностей).
  2. Распределения (разделения материальных благ между субъектами экономических отношений).
  3. Сбыта (продажи и реализации предпринимателями изготовляемой ими продукции и товаров с целью получения денежной выручки).

Существуют несколько маркетинговых стратегий, которые влияют на деятельность компаний относительно процессов производства, распределения и сбыта:

  1. Стратегия недифференциированного маркетинга. Согласно данной стратегии фирма решает, что ей не нужно разграничивать свою деятельность, ориентируясь на несколько сегментов, поэтому предприятие предлагает свой товар для всех потенциальных покупателей. Цель такого поведения на рынке — производство товаров и услуг, которые могут удовлетворить максимально возможное число клиентов.
  2. Стратегия дифференцированного маркетинга — стратегия поведения компании на рынке, когда предприятие оценивает разные сегменты рынка и выбирает из них те, на которых будет действовать. Основной задачей дифференцированного маркетинга выступает подчеркивание товарных различий в каждом из рыночных сегментов и поддержание соответствующего их образа.
  3. Стратегия концентрированного маркетинга. Такая стратегия привлекательна для фирм с ограниченными ресурсами и малых предприятий, так как данный вид поведения на рынке вместо концентрации усилий на небольшой доле большого рынка фирма предполагает концентрацию усилий на большой доле одного или нескольких рыночных сегментов.

Примечание

Основная цель дифференцированного маркетинга — выделение отличительных особенностей продукции относительно каждого сегмента рынка. 

Различают два вида дифференцированной маркетинговой стратегии:

  1. Продуктно-дифференцированная. Предприятие выпускает несколько товаров с различными свойствами, которые предназначены для разных покупателей, учитывая их специфические потребности.
  2. Товарно-дифференцированная. Содержание стратегии заключается в наличии качественных характеристик товаров. Выбор данного подхода сопровождается решением о производстве двух или более товаров с разными свойствами, разного качества, в разной расфасовке с целью предложения рынку разнообразия для того, чтобы отличать свою продукцию от предложения конкурентов.

Преимущества использования дифференциации в маркетинге:

  • высокий товарооборот;
  • увеличение конкурентоспособности товаров на рынке;
  • надежность, так как уменьшение спроса на один вид продукции может быть компенсирован увеличением спроса товара другого вида;
  • оригинальный товар, получивший популярность у покупателя, будет сложно подделать конкурентам.

Недостатки стратегии:

  • требование тщательного исследования рынка;
  • необходимость разработки программы сбыта и продвижения продукции;
  • для реализации необходимы большие финансовые вложения.

Примечание

Успешное применение дифференцированного маркетинга станет эффективным, если конкуренты на рынке придерживаются стратегии недифференциированного маркетинга. 

Процесс становления науки

Вообще, дифференциальная психология — наука относительно новая. Название ее официально зафиксировано в 1900 году, а автором его стал немецкий психолог Вильям Штерн (он же ввел термин «интеллектуальный коэффициент», IQ). Однако, как и в случаях со многими другими дисциплинами, история развития дифференциальной психологии, вернее ее предпосылки, прослеживаются еще с античной эпохи

Так, в «Государстве» Платона говорилось о важности разделения труда в соответствии с наклонностями и способностями людей

Тем не менее вплоть до второй половины XIX века исследования были несистематическими и не связанными друг с другом. Все изменилось, когда психологи начали активно применять экспериментальные методы, и в 1879 году была открыта экспериментальная лаборатория, предназначенная специально для нужд психологии. В проводимых экспериментах были отчетливо видны расхождения между разными людьми, которые на первых порах списывались на отклонения и погрешности в опытах.

Фрэнсис Гальтон

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Социальная психология

В научном мире отмечались все новые достижения. Так, развитие генетики способствовало росту экспериментальных работ в области наследственности. В конце века психологические исследования стали проводиться с использованием статистических и математических методов.

Все это привело к тому, что накопленные знания об индивидуальных, а затем и групповых различиях оформились в самостоятельную отрасль знаний. В целом же, как считается, этапы развития дифференциальной психологии не отличались от других дисциплин.

парадигме

Рекомендуем: Психопатология — это

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Интересно, что основатель дифференциальной психологии Штерн настаивал на том, что эта наука будет полноценно развиваться тогда, когда освободится от влияния общей психологии, в русле которой она первоначально развивалась. Это как раз и подразумевает гуманитарная парадигма.

Возрастно-половые и индивидуально-типические свойства человека.

Индивидные
свойства подрасчленяются на два широких
класса: класс
возрастно-половых свойств и класс
индивидуально-типических свойств
.
В свою очередь индивидуально-типические
свойства расчленяются на три группы:конституциональные
особенности

(телосложение и биохимические свойства
индивида); нейродинамические свойства
человека; особенности индивида, связанные
с функциональной
геометрией

больших полушарий. В школе Б. Г. Ананьева
указанные два класса индивидных свойств
называют первичными и полагают, что они
определяют динамику таких вторичных
индивидных образований, какпсихофизиологические
функции
иорганические
потребности.

Наивысшей формой интеграции индивидных
свойств являются темперамент
и задатки
.

Первичные
индивидуально-типические свойства
характеризуют иногда в широком смысле
слова как нейродинамические
индивидные

свойства. Вторичные свойства, а также
темперамент и задатки относят кпсиходинамическим
свойствам человека
.
С психодинамическими свойствами в более
узком значении связывают характеристики
только темперамента.

Из
общей схемы индивидных свойств человека,
предложенной Б. Г. Ананьевым, видно,
какого рода классы или подклассы свойств
выступают в качестве критериев
классификации тех или иных типологий
человека. Так, если в качестве критерия
типологии используется телосложение,
внешняя морфологическая конституция,
то на основании этого критерия
разрабатываются корреляционные
взаимосвязи между строением тела и
характером личности (типология Э.
Кречмера). Нейродинамические свойства
нервной системы человека служат основой
типов высшей нервной деятельности
(ВНД), анализируя которые И. П. Павлов
разрабатывал представления о
физиологических механизмах темперамента.
В обыденном сознании устойчиво бытует
представление о существовании «мужской»
и «женской» психологии. Сравнительно
недавно в психофизиологию и нейрофизиологию
вошли понятия «левополушарный» человек
и «правополушарный» человек, основанные
на разной функциональной специализации
правого и левого полушарий головного
мозга. В истории психологии и современной
психологии тем самым встречается немало
направлений изучения типологии человека,
основывающихся на тех или иных его
индивидных свойствах. Подобная
антропоцентрическая логика создания
типологий неисчерпаема, и можно
предполагать, что новые открытия в
нейрофизиологии и биохимии человека
приведут к возникновению различных
морфофизиологических или биохимических
типологий человека.

Лингвистика

В лингвистике специалисты часто используют термин территориальной дифференциации языка. Таким способом происходит обозначение тех или иных языковых групп или же отдельных диалектов.

Территориальная дифференциация языка в лингвистике, как правило, используется с понятием этнической дифференциации. Последнее описывает потребность народа, группы людей или нации в создании собственной этнической группы, отличающейся от уже существующих.

По своей сути, территориальная дифференциация языка обозначает расслоение или же разделение общества вследствие воздействия на него определенных дивергентных процессов. По этой причине один и тот же язык распадается, образуя, таким образом, целый ряд различных идиом и отдельных лексических единиц.

Будем благодарны за Вашу поддержку!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: