Понятие эсхатологизма
Эсхатологические верования и идеи присутствуют во многих религиях и мировоззрениях. Например, в христианстве эсхатология связана с верой в Второе пришествие Христа, Судный день и Вечную жизнь. В иудаизме, исламе, буддизме и других религиях также существуют учения о конечных событиях и судьбе человечества.
Одной из особенностей эсхатологизма является его спекулятивный характер. Поскольку конечные события и их природа находятся за рамками наблюдаемой реальности, эсхатология предполагает обращение к вере, откровению и пророчествам. Эсхатологические учения могут также включать символический язык, мифологические образы и предсказания.
Эсхатологизм может иметь разные формы и вариации. Некоторые эсхатологические верования сфокусированы на индивидуальном пути продолжения жизни после смерти, в то время как другие рассматривают исторические и коллективные аспекты. Эсхатология также может быть связана с представлениями о катастрофах, перерождениях, возрождении или установлении нового порядка в мире.
Эсхатологические учения могут иметь влияние на мировоззрение, моральные нормы и поведение верующих. Они могут служить источником утешения, мотивации, надежды и ожидания лучшего будущего. Однако эсхатология также может вызывать контроверзии и споры, особенно если ее интерпретации различаются внутри одной религии или между разными вероисповеданиями.
В целом, эсхатологизм является важной темой для изучения в религиозных и философских дисциплинах. Он вызывает вопросы о смысле жизни, справедливости, добре и зле, и позволяет людям искать ответы на глубокие вопросы о происхождении и судьбе человечества
Другие религии
индуизм
Традиционные индуистские пророчества , описанные в Пуранах и многих других текстах, говорят, что мир погрузится в хаос и деградацию. Будет стремительный рост зла, жадности и конфликтов, и это состояние было описано как:
- «Когда ложь обмана, вялости, сонливости, насилия, уныния, гнева, заблуждения, страха и бедности преобладает , когда люди, наполненные самомнением, считают себя равными брахманам , тогда это будет быть концом Кали-юги (нынешнего века тьмы). «
За этим последует появление аватара (индуизм) : «Господь явит Себя в своем аватаре Калки Он установит праведность на земле, и умы людей станут чистыми, как кристалл. Это приведет к установлению Сат или Крита Юги (Золотого Века). »
Примечание : перевод цитат приблизительный.
буддизм
С самого начала буддизм видел упадок. Согласно Сутта Питаке , Будда предсказал, что его учения исчезнут через 500 лет: больше не будут практиковаться и будут заменены их противоположностью; Затем наступит период страданий и конец царствования истинной Дхармы . В средневековье буддизм, очевидно, пережил пессимистические прогнозы своего основателя, срок жизни доктрины удлиняется до 5000, затем до 10 000 лет, но ее конец остается неизбежным. Комментаторы, такие как Буддхагхоса, описывают его стирание: в качестве первого шага арахаты больше не появятся в мире; позже учения будут лишены своего содержания, а затем исчезнут полностью; наконец, память о самом Будде будет стерта, а его мощи будут собраны в Бодх-Гайе , месте его просветления, для кремации там. Через некоторое время появится новый Будда по имени Майтрейя , чтобы «перезапустить колесо дхармы», и воскресший буддизм снова укажет путь к нирване . Согласно традиции, Майтрейя в настоящее время проживает на Небесах Тушиты, где Бодхисаттвы ждут своего последнего перерождения в мире. Гаутама, будда нашей эпохи, сам сменил многих будд прошлого .
Циклы упадка и восстановления буддизма повторяют циклы создания и разрушения индуистской космологии. В цикле мы различаем три эпохи (или пять периодов, в зависимости от авторов): эпоху «истинной дхармы», «подобия дхармы» и «конца дхармы», mòfò на китайском языке и mapp ma на японском языке. (), в котором буддизм находится практически с момента его зарождения. Эта концепция сыграла важную роль в смутные времена в истории Китая и Японии, когда зародились тысячелетние секты
Определенные течения, которые являются важной частью преданности ( Чистая Земля , буддизм Ничирэн ), полагаются на эту веру в продвижении своего учения, утверждая, что в эти времена конца Дхармы «классический» буддизм, основанный в основном на аскетизме и медитации, потерял свое эффект, и только преданность может спасти.
Зороастризм
Из Гата эсхатология включает в себя различающий проход, мост Цинват , заканчивающийся после смерти в аду или раю, резиденцию блаженных и самого Ахура Маздаха . Эту эсхатологию обогащают и характеризуют два понятия:
— Фраварти, двойные хранители людей, сливающиеся с душами мертвых. Ежегодное празднование в их честь свидетельствует о верности, которую испытывают к ним живые, и посвященный им Яшт 13 содержит списки умерших героев, достойных памяти.
— Даэна является одновременно религией как телом убеждений и аспектом души, через который она соприкасается с трансцендентным и отделяется от эмпирической личности. Здесь мы имеем выражение выживания человеческой личности, расцвет которой мы позже обнаружим в вере в воскресение тел.
ЭСХАТОЛОГИЯ простыми словами для чайников
Эсхатология – это религиозное учение о том, что произойдет в конце времен с миром и человечеством. Оно исследует вопросы о судьбе души, воскрешении мертвых, конце света и наступлении божественного царства.
Большинство религий имеют свое собственное представление об эсхатологии. Например, в христианстве верующие считают, что в конце времен будет Судный день, когда все люди будут судиться за свои поступки. Праведников ждет вечная радость в Раю, а грешников – вечное мучение в аду. Также существует учение о втором пришествии Иисуса Христа, когда он вернется на землю и установит божественное царство.
Ислам также имеет свое представление об эсхатологии. Верующие мусульмане верят, что в конце времен наступит День Суда, когда все люди будут судиться за свои поступки. Праведников ждет райская жизнь, а неправедников – мучения в аду.
В буддизме эсхатология отличается от других религий. Буддисты считают, что мир цикличен и проходит через несколько эпох, называемых кали. Каждый кала характеризуется различными условиями существования. Буддисты стремятся достичь освобождения от круговорота перерождений и пережить последний калу – времена просветления.
Выводя общие черты эсхатологии всех религий, можно сказать, что она отражает желание людей разобраться в своем существовании и понять, что ждет их после смерти. Через эсхатологию религии предлагают верующим надежду на вечную жизнь или возмездие за их поступки.
Однако следует отметить, что эсхатологические представления носят сугубо религиозный характер и не имеют научного подтверждения. Это вера, которая помогает людям в их духовном развитии и способствует формированию мировоззрения.
Примечания и ссылки
- Катехизис католической церкви § 686 .
- CCC § 675 .
- CCC § 677 .
- Х. А., «Эсхатология», Словарь Корана, 2007, Париж, с. 266 и последующие.
- Атаа Denkha , « Мусульманская эсхатология », журнал религиоведение , нет костей 87/2,1 — го апреля 2013, стр. 201–217
- ↑ и Х. А., «Эсхатология», Словарь Корана, 2007, Париж, с. 266 и последующие.
- Атаа Denkha , « Мусульманская эсхатология », журнал религиоведение , нет костей 87/2,1 — го апреля 2013, стр. 201–217
- Х. А., «Эсхатология», Словарь Корана, 2007, Париж, с. 266 и последующие.
- Атаа Denkha , « Мусульманская эсхатология », журнал религиоведение , нет костей 87/2,1 — го апреля 2013, стр. 201–217
- М. Амир-Моэцци, «Le shi’isme et le Coran», Le Coran des Historiens, 2019, Париж, стр. 943 и последующие.
- М. Амир-Моэцци, «Le shi’isme et le Coran», Le Coran des Historiens, 2019, Париж, стр. 943 и последующие.
- ↑ и Жан де Менас, Великая история цивилизаций; От Месопотамии до Персии , Парижа, Универсальная энциклопедия,1999 г., 380 с. ( ISBN 2-7028-3080-3 ) , стр. 362
Эсхатология Древней Греции
Система религиозных взглядов в древности у греков отличалась, поскольку они не имели представления о конце мира, считая, что у того, что не имеет начала, не может быть и завершения. Эсхатологические мифы Древней Греции в большей степени касались индивидуальной судьбы человека. Греки считали, что первым элементом является тело, которое является безвозвратным и исчезает навсегда. Что касается души, то эсхатология указывает, что она бессмертна, происходит и предназначена для общения с Богом.
Необъяснимые явления интересовали людей с древних времен и если некоторые феномены были объяснены наукой, то часть из них осталась неподтвержденной и связанной с мистикой. Проявляются они в космосе, океане, природных явлениях и даже в обычных бытовых ситуациях.
Дельфийский оракул – уникальное историческое сооружение, самую роскошную версию стерло землетрясение, но и сохранившихся руин хватает, чтобы занять археологов. Историкам он тоже интересен, при всем мистическом ореоле храмом управляли искусные политики.
Богиня Диана, она же Артемида и Селена в римской и греческой мифологии, предстает как прекрасная целомудренная дева-охотница, и связанное с луной божество, покровительствует ведьмам и рабам. На картинах изображается женщиной с колчаном стрел и луком.
Имя Кронос пришло к нам из легенд эллинов, это один из сильнейших титанов, отец верховного бога Олимпа Зевса. Его называли символом времени и сотворителем космоса, чудовищем, пожиравшем своих детей. Ученые приводят разные версии его участи после свержения.
Эсхатоло́гия (от греч. ἔσχατος (эсхатос) – конечный, последний, и λόγος (логос): слово, речение) – православное учение о конечных судьбах мира и человека.
Православная эсхатология может быть разделена на эсхатологию посмертного человеческого существования (частную) и эсхатологию грядущих судеб человечества и мира (общую).
Грядущими эсхатологическими событиями для всего человечества станут события, описанные в ряде ветхозаветных и новозаветных Книг Священного Писания, особенно подробно – в Апокалипсисе, например, мировые катастрофы, явление лжепророков и антихриста, воскресение мертвых, Второе Пришествие и Суд над всеми людьми, творение новой земли и неба.
Эсхатологические тексты содержатся в Евангелиях по Матфею, Марку, Луке, в Книге Деяний святых Апостолов, в Книгах пророков: Даниила, Исаии, Иезекииля, Иоиля, Захарии и др.
Литература[править | править код]
- Трубецкой С. Н.,. Эсхатология // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Аверинцев С. С. // Новая философская энциклопедия / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — 2-е изд., испр. и допол. — М.: Мысль, 2010. — ISBN 978-5-244-01115-9.
- Категории мифов // Мифологический словарь / Под ред. Е. М. Мелетинского. — М.: Большая российская энциклопедия, Лада-Маком, 1992.
- Григоренко А. Ю. Эсхатология, милленаризм, адвентизм: история и современность. Философско-религиоведческие очерки. — СПб.: Европейский Дом, 2004. — 392 с. — 3000 экз. — ISBN 5-8015-0174-6.
- Лобье, П. де. Эсхатология = L’ eschatologie / Пер. с фр. Н. Зубкова. — М.: ООО «Издательство Астрель» : ООО «Издательство АСТ», 2004. — 160 с. — (Cogito, ergo sum : «Университетская библиотека»). — 5000 экз. — ISBN 5-17-026785-1.
- Эсхатологическое учение Церкви: Материалы конференции. М., 2005.
- Bultmann R. History and eschatology. Edinburgh, 1957.
- Gassmann L. Was kommen wird: Eschatologie im 3. Jahrtausend. Wuppertal, 2002.
- Marquardt F.-W. Was dürfen wir hoffen, wenn wir hoffen dürften?: Eine Eschatologie. Gütersloh, 1993—1996. Bd 1—3.
- Moltmann J. Das Kommen Gottes: Christliche Eschatologie. Gütersloh, 2016.
- Ratzinger J. Eschatologie: Tod und ewiges Leben. Regensburg, 2007.
- Taubes J. Abendländische Eschatologie. B., 2007.
- Zeit denken: Eschatologie im interdisziplinären Diskurs / Hrsg. E. Arens. Freiburg u. a., 2010.
Использованные материалы
Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, — помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.
◘ Л и т.: Бердяев Н. А. Смысл истории. М., 1990; Булгаков С. Н. Свет невечерний. М., 1994; Карсавин Л. П. Философия истории. Спб., 1993; Соловьев В. С. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории // С о ч.: В 2 т. М., 1988. Т. 2; Трубецкой Е. Н. Смысл жизни. М., 1994; Бенедиктов Н. А., Пушкин С. Н., Шапошников Л. Е., Шаталин Е. Я. Философия истории в России — XIX в. Н. Новгород, 1994; Шапошников Л. Е. Россия перед вторым пришествием: Материалы к очерку русской эсхатологии. Сергиев Посад, 1993.
Русская Философия. Энциклопедия . Ведущие редакторы П. П. Апрышко, А. П. Маринин Художник Б. Б. Протопопов Технический редактор Т. А. Новикова Корректор Е. Н. Горбунова . 2015 .
Смотреть что такое «Эсхатологизм» в других словарях:
ЭСХАТОЛОГИЗМ — (от греч. eschatos последний, конечный) отношение к миру, связанное с представлениями о конечных целях исторического процесса и космоса в целом и составляющее одну из важнейших черт отечественной историософии, определяемой спецификой вост.… … Русская философия: словарь
НЕОТОМИЗМ — наиболее авторитетное течение совр. католич. философии и философии культуры, базирующееся на учении Фомы Аквинского (1225 1274). Получил статус офиц. филос. доктрины Ватикана после опубликования в 1879 энциклики папы Льва XIII “Aeterni… … Энциклопедия культурологии
Апофатизм — (апофатика) традиция апофатического, или отрицательного, богословия. Апофатическая (негативная) теология направлена на то, чтобы выразить сущность Бога путем отрицания всех возможных определений, как несоизмеримых с его природой. Бог предстает … Проективный философский словарь
ГОГОЛЬ — Н. В. Гоголь. Портрет . Худож. Ф. А. Мюллер. 1841 г. (ГТГ) Н. В. Гоголь. Портрет . Худож. Ф. А. Мюллер. 1841 г. (ГТГ) Николай Васильевич (20.03.1809, мест. Сорочинцы Миргородского у. Полтавской губ. 21.02.1852, Москва), писатель. Прадед Г. был… … Православная энциклопедия
БЛОК — Александр Александрович (1880 1921) поэт, драматург, литературный критик, переводчик, выдающийся представитель так называемого “младшего” символизма, крупнейший рус. поэт 20 в. Первая книга стихов “Стихи о Прекрасной Даме” вышла в 1904,… … Энциклопедия культурологии
СИМВОЛИЗМ — худож. направление, сложившееся в зап. европ. культуре в к. 60 нач. 70 х гг. 19 в. (первоначально в лит ре, затем и в других видах искусства изобразит., муз., театральном) и вскоре включившее в себя иные явления культуры философию,… … Энциклопедия культурологии
ЭКСПРЕССИОНИЗМ — (от лат. expressio выражение) направление в австро немецком искусстве первых десятилетий ХХ в., одно из классических направлений европейского модернизма. Для Э. характерен принцип всеохватывающей субъективной интерпретации реальности,… … Энциклопедия культурологии
ГРЭМ — (Graham) Билли (р. 1918) амер. евангелист проповедник. Окончил богословский колледж в Кливленде и Флоридский библейский ин т (1940); в 1938 был рукоположен в сан баптистского пресвитера. Считается, что под влиянием проповедей Г. в веру… … Философская энциклопедия
СИМВОЛИЗМ — филос. концепции, построенные на основе интерпретации понятия символа как первоосно вания связи бытия, мышления, личности и культуры. (В узком смысле эстетическое направление и художественный стиль в европейской культуре с 1880 х по 1920 е гг.)… … Философская энциклопедия
ВИЗАНТИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — возникла в связи с утверждением Византийской империи и распространением в ней христианства (т.е. с 6 – 7 вв.); предшественниками этой философии являются греч. отцы церкви: Прокопий из Газы (465 – 525), Леонтий Византийский (475 – 543), Иоанн… … Философская энциклопедия
Вопрос, касающийся конца света и загробной жизни, интересовал людей всегда, что объясняет наличие различных мифов и представлений, многие из которых похожи на сказку. Для описания основной идеи используется эсхатология, которая характера для многих религий и разных исторических течений.
В авраамических религиях[править | править код]
Воскресение мёртвых, фреска из синагоги Дура-Европос
Развёрнутые эсхатологические представления присутствуют в авраамических религиях. О событиях «последних дней» и Страшном суде повествует последняя библейская книга Откровение Иоанна Богослова, а также Книга пророка Даниила и некоторые апокрифы (например, «Откровение Петра»).
В ветхозаветный период еврейская мифология почти не проявляла интереса к индивидуальной эсхатологии. Загробная участь представлялась как полунебытие в шеоле, без радостей и острых мучений (ср. Аид у Гомера), в окончательной отлучённости от Бога (Пс. 6, 6; 87/88, 11 и др.). В эллинистическую эпоху возникает представление, ещё долго вызывавшее споры иудейских теологов, о воскрешении мёртвых и суде над ними, в результате которого праведные будут приняты в царство Мессии, а грешные отвергнуты. Здесь, однако, речь шла не о рае или аде для отрешённой от тела души, а о преображении всего мира, блаженстве или погибели для души, воссоединившейся с телом
Впоследствии, под влиянием христианства и ислама внимание переносится на немедленную посмертную участь души, отходящей или к престолу Бога, или в ад, хотя представление о страшном суде в конце времён остаётся. Детализация системы наказаний в аду, совершенно чуждая Библии и слабо разработанная в талмудическо-мидрашистской литературе, была в полной мере развёрнута только в конце Средневековья («Розга наставления»).
Р. Зейнер, исследователь восточных религий, писал о прямом влиянии зороастризма на еврейские эсхатологические мифы, особенно на концепцию воскрешения мёртвых с наградой для праведников и наказанием для грешников. По мнению Джозефа Кэмпбелла, из зороастризма заимствована еврейская идея линейной истории. Согласно зороастризму, нынешний мир испорчен и должен быть улучшен действиями человека. Мирча Элиаде отмечал, что еврейская мифология рассматривает исторические события как эпизоды непрерывного Божественного откровения. Причём эти события не являются повторением друг друга. Каждое из них представляет собой новое деяние Бога. Элиаде считал, что евреи имели концепцию линейного времени ещё до их контакта с зороастризмом, но соглашался с Зейнером, что зороастризм повлиял на еврейскую эсхатологию. Согласно Элиаде, заимствованные элементы включают , миф о Мессии и «оптимистическую эсхатологию, провозглашающую конечный триумф добра».
В христианской апокалиптике отражены иудейские мессианские представления, но распространённые за пределы еврейского народа, что связано с эпохой формирования христианского учения, когда в среде многонациональных низов Римской империи было сильно ожидание грядущего спасения. Христианство возникло и развивалось на первых порах как эсхатологическая религия. Все послания апостолов и особенно Откровение Иоанна Богослова пронизаны мыслью, что скоро грядёт конец света и христиане должны ожидать возвращения Иисуса Христа на землю. Кроме Откровения в Церкви существовует множество других сочинений о конце света: «Пастырь Ерма», «Откровение Мефодия Патарского» и др.
Христианское эсхатологическое учение отражает воззрения христиан на вопрос о конце света, Втором Пришествии Христа и антихристе. Христианская эсхатология, подобно иудейской эсхатологии, отвергает цикличность времени и провозглашает конец этого мира.
В последующие века идея близкого пришествия Христа пронизывала многие книги Отцов Церкви. Так епископ иерапольский Папий, по свидетельству Иринея Лионского, страстно ожидал наступления тысячелетнего царства.
Эсхатология в Ветхом Завете
У ветхозаветных евреев индивидуальная эсхатологии, т. е. совокупность представлений о загробном существовании отдельной личности, вытесняется из области собственно религиозного интереса, который сосредоточивается на эсхатологии национальной или универсальной, т. е. на представлениях о конечной судьбе Израиля, народа Божия, а следовательно, и дела Божия на земле.
В народных верованиях таким концом естественно являлось возвеличение Израиля и его национального царства как царства самого Ягве, Бога Израиля, и Его Помазанника или Сына — народа Израиля, олицетворяемого в царе, пророках, вождях, священниках.
Пророки вложили в представление о царстве Божием высшее духовное содержание. Это царство не может иметь исключительно национального значения: его осуществление — конечная реализация святой воли Божией на земле — имеет универсальное значение для всего мира, для всех народов. Оно определяется прежде всего отрицательно как суд и осуждение, обличение и ниспровержение всех безбожных языческих царств и вместе с тем всей человеческой неправды и беззакония. Этот суд по своей универсальности касается не одних язычников, врагов Израиля: он начинается с дома Израиля, и, с этой точки зрения, все исторические катастрофы, постигающие народ Божий, представляются знамениями суда Божия, который оправдывается самой верой Израиля, является божественно необходимым.
С другой стороны, конечная реализация царства определяется положительно как спасение и жизнь, как обновление, касающееся духовной природы человека и самой внешней природы.
Во время пленения вавилонского и после него эсхатология евреев получает особенно глубокое и богатое развитие вместе с мессианскими чаяниями.
Со II в. в апокалиптической литературе с ней соединяются верования и представления о личном бессмертии и загробном возмездии. Различные памятники этого периода отличаются разнообразием представлений; можно говорить об апокалиптических преданиях, а не об апокалиптическом предании.
Одни памятники говорят о личном Мессии, о воскресении мертвых, о пророке последних времен; другие об этом умалчивают. Тем не менее постепенно, вплоть до христианских времен (и впоследствии), вырабатывается определенный комплекс апокалиптических представлении, которые вошли и в христианскую эсхатология.
Изучая систематически, начиная со II в. до н.э., представления евреев о «последних вещах», можно принять в общем следующую схему:
- скорби и казни, бедствия и знамения последних времен, видимое торжество язычников, нечестивых и беззаконных, крайнее напряжение зла и неправды, предшествующее «концу» (безусловно общая черта всех апокалипсисов);
- в широких кругах распространенное ожидание пророка, предтечи великого «дня Господня», Илии (Малахия; ; ; );
- появление самого Мессии (не во всех памятниках), последняя борьба вражьих сил против царства Божия и победа над ними десницей Мессии или самого Бога; во главе вражьих сил помещается иногда богопротивный царь (впоследствии — антихрист) или сам Велиар;
- за концом истории, по совершении времен, некоторые говорят о конце мира — обновлении вселенной. «Последняя труба» возвещает общее воскресение и общий суд, за которыми следует вечное блаженство праведных и вечная мука осужденных. Иные представляли себе саму вечность по аналогии со временем и мечтали о всемирном иудейском царстве со столицей в Иерусалиме. Другие мыслили грядущее царство славы как полное обновление неба и земли, как реализацию божественного порядка, упразднение зла и смерти, которому предшествует огненное крещение вселенной. С этим связывается представление о двойном воскресении: первое воскресение праведных при начале тысячелетнего царства — седьмого тысячелетия, седьмого космического дня, субботы Господней, которой кончается история; второй суд и второе общее воскресение — конец, цель космического процесса.
Эсхатология в исламе
В этой религии эсхатологические пророчества, касающиеся конца света, занимают большое значение. Стоит заметить, что рассуждения на эту тему являются противоречивыми, а иногда даже непонятными и двусмысленными. Мусульманская эсхатология базируется на предписаниях Корана, и картина конца света выглядит примерно так:
- До того как произойдет великое событие наступит эпоха страшного нечестия и неверия. Люди предадут все ценности ислама, и они погрязнут в грехах.
- После этого наступит царство антихриста, и оно продлится 40 дней. Когда этот период закончится, придет мессия и грехопадение закончится. В результате в течение 40 лет на земле будет идиллия.
- На следующем этапе будет подан сигнал о наступлении страшного Суда, который будет проводить сам Аллах. Он допросит всех и живых, и мертвых. Грешники попадут в Ад, а праведники в Рай, но им для этого придется пройти по мосту, через который их могут перевести животные, которые они при жизни принесли в жертву Аллаху.
- Стоит заметить, что христианская эсхатология была основой для ислама, но присутствуют и некоторые существенные добавления, например, указано, что на Страшном суде будет присутствовать пророк Мухаммед, который сможет смягчить участь грешников и будет молить Аллаха простить грехи.