Что такое интуиция?
Интуиция в самом широком смысле означает «непосредственное восприятие». Интуиция используется в некоторых теориях для обозначения восприятия, не смотря на отсутствие некоторых форм опосредования. Поэтому мы можем понимать «интуицию» как термин, используемый для определения границ между тем, что опосредовано (то, что узнано косвенным путем), и тем, что не опосредовано (узнано прямым путем).
Наше подсознание является источником скрытых ресурсов и всегда будет снабжать нас знаниями, необходимыми для того, чтобы двигаться вперед в правильном направлении и принимать верные решения. Это касается всех людей, а не только тех, кто считает себя экстрасенсом или человеком с хорошей интуицией.
Пара примеров:
- Вы подумали о ком-то-и вдруг звонит телефон, и этот самый человек на линии;
- Вы чувствовали, что кто-то наблюдает за вами и, когда вы оборачивались, видели, что кто-то смотрит на вас издалека.
Это самые распространенные примеры работы вашей интуиции. Точно так же, как память, критическое мышление и интеллект, интуиция — это ментальная «мышца», которую мы можем развивать и использовать, чтобы добиться успеха и стать лучшей версией себя.
Что такое интуиция
(от лат. intuēri — наблюдать, созерцать) — способность узнать что-то, не прибегая к теоретическому или экспериментальному изучению и опираясь исключительно на собственные ощущения.
Как интуицию объясняли в древности
Долгое время изучение и осмысление феномена интуиции оставалось уделом магов, богословов и философов, которые связывали ее с проявлением божественного озарения. Например, Платон считал, что интуиция — это получение знания напрямую из мира идей — своеобразного коллективного бессознательного. Похожие объяснения можно встретить как у других древних, так и у христианских мыслителей. Считалось, что сделать интуитивный вывод можно только в особом состоянии души, когда она готова для связи с высшими сущностями.
Постепенно, начиная с XVII века, начал формироваться рационалистический фундамент понимания интуиции. Благодаря работам Рене Декарта, Готфрида Лейбница и Бенедикта Спинозы интуицию начали рассматривать как форму мышления. Начиная со второй половины XIX века интуиция попала в поле исследование психологов.
Как современные ученые объясняют интуицию
Некоторые ученые, например Герд Гигеренцер из Института человеческого развития имени Макса Планка, считают, что интуицию можно отнести к бессознательной форме интеллекта. По их мнению, такой «нерациональный» способ принятия решений сильно недооценен. На самом деле с помощью интуиции мы тоже делаем выводы, опираясь на простые эмпирические правила, и потому не замечаем этого.
Экономика образования
Зарядка для души: как развивать эмоциональный интеллект
С таким мнением согласны не все. Нобелевский лауреат Даниэль Канеман считает, что интуиция — одна из двух систем принятия решений. Он называет ее «быстрой», основанной на чувствах. Вторая система, опирающаяся на язык фактов, — медленная, но более точная. По мнению Канемана, интуитивная система ненадежна, но хороша в тех ситуациях, где скорость реакции увеличивает шансы на выживание. Если древнего человека интуиция спасала от нападения хищников, то современного — от грабителей в подъезде или подозрительных попутчиков в ночном вагоне метро.
Виды интуиции
Некоторые ученые считают, что интуиция делится на несколько видов в зависимости от формы ее проявления. Например, выделяют:
- экспертную интуицию, основанную на профессиональном опыте;
- творческую — способность генерировать новые перспективные идеи;
- социальную — умение разбираться в отношениях;
- временную — чувство «правильного момента» для того или иного действия.
Каждый тип интуиции может быть развит в разной степени, к тому же у всех типов интуиции есть свои плюсы и минусы. Чтобы принимать эффективные интуитивные решения, стоит подтянуть все четыре их разновидности.
Чем прозрение отличается от интуиции
Не стоит путать интуицию с прозрением. Так называют внезапное понимание какой-либо ранее непонятной концепции. Например, если вы решаете тест и вам кажется, что правильный ответ «А» — это интуиция. Если долго не понимали, как решать логарифмы, а потом внезапно сообразили — прозрение.
История понятия
Первое использование слова интуиция было найдено в тексте в конце 15-го века. До 17-го века интуиция означала «мысленное созерцание»; «акт созерцания, исследования или проверки»; «взгляд или рассмотрение чего-либо». Все эти значения теперь являются устаревшими.
В 17 веке философы-схоласты стали использовать это слово в его современном значении, как в следующем контексте: «духовное восприятие или непосредственное знание, приписываемое ангельским и духовным существам, с которыми видение и знание тождественны.»
Более распространенными способами использования «интуиции» являются:
- Интуиция как особое свойство гения.
- Интуиция, как обозначение таинственного «шестого чувства».
- Неоправданное убеждение или догадка.
Как развить интуицию
Поскольку хорошая интуиция помогает быстрее принимать решения, есть смысл ее развивать. Вот как это можно сделать:
- Прислушивайтесь не только к голосу разума, но и к физическим ощущениям. Тошнота, слабость или боль в животе могут свидетельствовать о подсознательном неприятии того или иного действия или человека.
- Медитируйте и занимайтесь дыхательными практиками. Голос интуиции может быть слишком тихим, поэтому чтобы его услышать понадобится остановить внутренний диалог.
- Проводите больше времени на природе. Это тоже своеобразная медитация, которая поможет освободить разум от информационного шума.
Вероятно, в будущем для усиления интуиции появятся более эффективные чем медитация способы. Например, по словам инвестора Павла Черкашина, уже сейчас существует стартап, разрабатывающий имплант, который усилит интуицию своего носителя на 60%.
Женская интуиция существует?
Есть мнение, что у женщин лучше развита интуиция и они чаще, чем мужчины, принимают решения, основываясь на чувствах и догадках, а не на логических выводах. Отчасти это правда — в девушках с детства поощряется более эмоциональное поведение, а мальчиков приучают думать исключительно логически. Поэтому во взрослой жизни женщины могут вести себя в соответствии с привитыми нормами. При этом отношение к качеству женской интуиции зависит от сферы ее применения. Например, если речь идет о выводах, касающихся романтических отношений, доверятся женщине, а в вопросах бизнеса — мужчине.
Также ученые выяснили, что люди склонны выше оценивать качество интуиции именно у представителей своего пола. Вероятно, на самом деле весомых гендерных различий в качестве интуиции не существует и можно одинаково доверять выводам мужчин и женщин. В некоторых экспериментах мужчины и вовсе показали более высокий уровень интуиции, даже в стереотипно «женских» сферах — например, в распознавании фальшивых улыбок. Поэтому нельзя говорить о связи между силой интуицией и гендером, дело скорее в умении и частоте ее использования.
Экономика образования
Гендерная солидарность: как снятие запретов на профессию влияет на рынок
Интуиция с точки зрения философии[править | править код]
В истории философии понятие Интуиции включало разное содержание. Интуиция понималась как форма непосредственного интеллектуального знания или созерцания (интеллектуальная Интуиция). Так, Платон утверждал, что созерцание идей (прообразов вещей чувственного мира) есть вид непосредственного знания, которое приходит как внезапное озарение, предполагающее длительную подготовку ума.
В истории философии нередко чувственные формы познания и мышление противопоставлялись. Р. Декарт, например, утверждал: «Под интуицией я разумею не веру в шаткое свидетельство чувств и не обманчивое суждение беспорядочного воображения, но понятие ясного и внимательного ума, настолько простое и отчётливое, что оно не оставляет никакого сомнения в том, что мы мыслим, или, что одно и то же, прочное понятие ясного и внимательного ума, порождаемое лишь естественным светом разума и благодаря своей простоте более достоверное, чем сама дедукция…».
Г. Гегель в своей системе диалектически совмещал непосредственное и опосредствованное знание.
Интуиция трактовалась также и как познание в виде чувственного созерцания (чувственная Интуиция): «…безоговорочно несомненное, ясное, как солнце… только чувственное», а потому тайна интуитивного познания и «…сосредоточена в чувственности» (Фейербах Л.).
Интуиция понималась и как инстинкт, непосредственно, без предварительного научения определяющий формы поведения организма (А. Бергсон), и как скрытый, бессознательный первопринцип творчества (З. Фрейд).
В некоторых течениях философии Интуиция трактуется как божественное откровение, как всецело бессознательный процесс, несовместимый с логикой и жизненной практикой (интуитивизм). Различные толкования Интуиции имеют нечто общее — подчёркивание момента непосредственности в процессе познания, в отличие (или в противоположность) от опосредствованного, дискурсивного характера логического мышления.
Материалистическая диалектика усматривает рациональное зерно понятия Интуиции в характеристике момента непосредственности в познании, которое представляет собой единство чувственного и рационального.
Процесс научного познания, а также различные формы художественного освоения мира не всегда осуществляются в развёрнутом, логически и фактически доказательном виде. Нередко субъект схватывает мыслью сложную ситуацию, например во время военного сражения, определения диагноза, виновности или невиновности обвиняемого и т. п. Роль Интуиции особенно велика там, где необходим выход за пределы существующих приёмов познания для проникновения в неведомое. Но Интуиция не есть нечто неразумное или сверхразумное. В процессе интуитивного познания не осознаются все те признаки, по которым осуществляется вывод, и те приёмы, с помощью которых он делается. Интуиция не составляет особого пути познания, идущего в обход ощущений, представлений и мышления. Она представляет собой своеобразный тип мышления, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознаётся именно итог мысли — истина.
Интуиции бывает достаточно для усмотрения истины, но её недостаточно, чтобы убедить в этой истине других и самого себя. Для этого необходимо доказательство.
Понятие интуиции в науке, ее связь с сознанием и бессознательным
В психологической науке существуют различные теории и модели, описывающие интуицию, однако бесспорным является тот факт, что интуиция представляет собой форму взаимодействия бессознательной части психики с сознанием и самосознанием. В широком смысле слова именно формирование сознания – как высшей формы отражения реальности присущей человеку, а также некоторым видам животных, стало детерминантной формирования интуиции.
Одним из важнейших свойств сознания является внимание, которое обеспечивает избирательность или фокусировку сознания, т.е. позволяет направлять психическую активность человека на тот объект/ситуацию которые представляет собой наибольшую значимость, и становятся фигурой в восприятии, в то время как вся остальная воспринимая реальность как внешнюю, так и внутренняя отходит на второй план и становится фоном
Способность к концентрации усилий в одном направлении лежит в основе любой формы человеческой целенаправленной активности – мысленной, практической, творческой, эмоциональной и т.д.
Вместе с тем большое количество сигналов/стимулов от окружающей реальности не доходят до сознания и не переживаются на субъективно-личностном уровне, однако несмотря на это продолжают восприниматься человеком и фиксируются в его психике, однако уже на бессознательном уровне. Существование бессознательных воспоминаний было неоднократно подтверждено в опытах с гипнотическим воздействием, под которым пациент вспоминал давно забытые события, либо такие их детали, которые ускользнули от сознания (например, номер автомобиля преступника при ограблении).
Данные стимулы не только фиксируются и сохраняются в памяти, но также оказывают влияние на текущее состояние или деятельность личности, но уже в виде готовых переживаний/выводов, сделанных из них.
Наиболее распространенным примером является ситуация общения
Сознательно человек обращает основное внимание на вербальную информацию собеседника, однако неосознанно воспринимает его невербальные сигналы, которые тот также неосознанно подает. В результате, например, у одного из коммуникатов может сложится четкое ощущение что его партнер не искренен, хотя на вербально-логическом уровне к этому не будет никаких посылок, либо расстроен, зол и т.д
При этом человек не может точно сказать какие именно поведенческие сигналы его собеседника дали ему понять об этом, он переживает лишь само знание об этом.
Компьютерная имитация интуиции
Для имитации интутивного принятия решений удобны нейроподобные устойства, называемые нейронными сетями и нейрокомпьютерами, а также их программные имитаторы. М. Г. Доррер с соавторами создал нестандартный для компьютерных методик интуитивный подход к психодиагностике, заключающийся в выработке рекомендаций с исключением построения описанной реальности
Для классической компьютерной психодиагностики важное значение имеет формализуемость психодиагностической методики, в то время как опыт, накопленный исследователями в области нейроинформатики, показывает, что при помощи аппарата нейронных сетей можно удовлетворить потребности практикующих психологов и исследователей в создании психодиагностических методик на базе их опыта, минуя стадию формализации и построения диагностической модели
В психологии
И. рассматривается как особый тип мышления, результат которого возникает без осознания процесса его получения. Так, согласно Г. Гельмгольцу, И. представляет собой быстрые бессознательные умозаключения на основе обыденного опыта. В отличие от ассоциативной психологии 19 – нач. 20 вв., считавшей, что психич. феномены складываются из сенсорных элементов путём подобных умозаключений, гештальтпсихология настаивала на изначальной целостности и неразложимости психич. феноменов и на присущей им прямой «самоданности» сознанию. Центральным моментом не только чувств. опыта, но также и творч. мышления выступал при этом инсайт – интуитивный скачок в познании, ведущий к мгновенной «вспышке» нового целостного понимания проблемной ситуации. В концепции Ж. Пиаже И. предстаёт как особая форма образного предметного мышления, характерная для дологич. стадии развития интеллекта. К. Г. Юнг трактовал И. как особую психич. функцию (наряду с ощущением, мышлением и чувствами), которая может существовать как в интровертированной форме, обеспечивая контакт с архетипами и работой бессознательного, так и в экстравертированной форме (см. Интроверсия и экстраверсия), позволяя схватывать суть внешних событий и предугадывать их последствия.
Механизмы И. связаны с взаимодействием чувств, разума и опыта, объединением информативных признаков разных модальностей в комплексные ориентиры, направляющие поиск решения проблемы. Согласно Р. У. Сперри, И. как невербальная функция целостного «схватывания» ситуации связана с работой правого полушария головного мозга. Для интуитивного познания характерны внезапность и непредсказуемость «озарений», чувство несомненной достоверности результатов и трудность их вербализации, эмоциональная вовлечённость человека, зависимость от уникальных ситуативных и личностных факторов. И. важна как в повседневной жизни, в частности в процессе общения между людьми (эмпатия как способность почувствовать переживания другого человека), так и во многих видах проф. деятельности (у врачей, следователей, инженеров, психологов и психотерапевтов и т. д.), в худож. творчестве. Значит. место И. отводится и в науч. познании, прежде всего в тех областях, где затруднено использование адекватных наглядных представлений. В то же время в науке всегда ставилась под сомнение истинность знаний, полученных чисто интуитивным путём, и утверждалась необходимость их рациональной и опытной проверки.
Как работает шестое чувство
Каждый человек хоть раз в жизни задумывался над вопросом: «Интуиция – что это и как работает?». Механизм, по которому проходят интуитивные процессы, носит индивидуальное направление. Например, скорость и частота интуитивных решений зависят от личности человека, его эмоционального состояния, беспристрастности мышления.
Недостаток информации, отсутствие времени для осознания компенсируются накопленными знаниями и опытом в сфере поставленной проблемы. Неправильно было бы рассматривать интуитивные догадки и логические выводы как разнополярные процессы. Скорее всего, это две стороны одного целого – интеллектуальной составляющей личности человека.
Интеллектуальная составляющая
Представители разных дисциплин обществознания при ответе на вопрос «как работает интуиция?» едины во мнении: интуиция неразрывно связана с подъёмами энергий: психической, физической и духовной. Это позволяет сознанию расширять рамки восприятия и делать интуитивные открытия.
Способы расширения сознания
Этимология слова[править | править код]
Стремление различать два вида, или метода, познания появилось уже в античности. Начало этого можно найти в учении Платона об идеях, в котором присутствует понятие недискурсивности их постижения. Эпикурейцы закрепили этот феномен непосредственного познания или постижения в слове επιβολή. Термины для обозначения двух видов познания появились у Филона Александрийского, а затем у Плотина, различавшего επιβολή (непосредственное, мгновенное постижение (узрение, озарение)) и διεξοδικός λόγος (последовательное, дискурсивное познание, с помощью логических умозаключений).
Перевод понятия επιβολή на латинский язык термином «intuitus» (от глагола intueri, означающего «всматриваться», «проникать взглядом (зрением), «мгновенно постигать») был сделан в V веке Боэцием.
В 13 веке немецкий монах Вильгельм из Мёрбеке (1215—1286) повторил перевод Боэция, и термин «интуиция» стал частью западноевропейской философской терминологии.
Кристиан Вольф перевел термин «intuitio, intuitus» на немецкий язык словом «Anschauung». Вольф также использовал выражение «anschauende Erkenntnis» — интуитивное познание. Именно в этом смысле термин употребляется у Канта.
Англичане, французы, итальянцы, испанцы переводят Anschauung термином «интуиция» (франц., англ. — intuition, итал. — intuizione, исп. — intuicion). На русский Кантовское Anschauung переводится также термином «созерцание» для передачи смысла непосредственного постижения, недискурсивности, мгновенного «узрения».
Понятие интуиции в философии
В рамках философии представления об интуиции развивались прежде всего, как о гносеологическом явлении или механизме познания истины. Представители идеалистических течений рассматривали интуицию как спонтанную активность духа, результатом которой является чистое знание, появляющееся вне всякой связи с наличным знанием или опытом человека, а потому имеющее сверхъестественное происхождение. В материалистической традиции, интуиция чаще всего либо не рассматривалась, т.е. трактовалась как явление не существующее, шарлатанство, либо делался акцент на ее чувственном аспекте.
Первые представления об интуиции возникли в философии еще в античный период. Так Платон определял интуицию в качестве главного способа познания, а именно как непосредственное восприятие идей, но восприятие не чувственное, а рациональное, с помощью самой души человека. Однако критический взгляд на интуицию Аристотеля, развивавшего рационально-логическую гносеологию, остановил развитие представлений об этом феномене на долгое время.
В средние века религиозные философы вновь обращают свое внимание на интуицию, понимая ее как момент божественного откровения, как способ познания высшей истины – т.е. бога
Окончательное возвращение интуиции в философскую проблематику связано с работами Р. Декарта По данной теме мы уже выполнили реферат Основы философии подробнее , который выстраивая свою рациональную методологию познания отводил интуиции место высшего механизма познавательной деятельности, источника самоочевидного и истинного знания, а именно тех врожденных знаний, которые по мнению Декарта, были присуще каждому человеку.
Готовые работы на аналогичную тему
Гегель По данной теме мы уже выполнили реферат Гегель подробнее в своей диалектической концепции подчеркивая двуединую природу интуиции делает акцент именно на чувственном компоненте, сравнивая интуитивное озарение с восходом солнца. С позиции психоаналитической философии Фрейда По данной теме мы уже выполнили реферат реферат по философии подробнее интуиция рассматривалась как инстинкт.
Таким образом, в философской традиции можно выделить два основных подхода к интуиции:
- рационалистический, при котором интуиция позиционируется как высшая степень развития интеллекта;
- чувственный, который рассматривает интуицию с позиции альтернативного способа постижения мира, основанного на его чувственном восприятии.
Уровни интуиции
В отличии от философии в науке отрицается разделение интуиции на чувственную и рациональную, так как эмоциональность является необходимым компонентом не только интуиции, но в принципе какого-либо психического акта или процесса, связанного как с припоминанием информации, так и ее переработкой.
Принято выделять два уровня интуиции:
- субъектно-ситуативный;
- интеллектуальный.
Субъектно-ситуативный уровень соответствует обыденным представлениям об интуиции, как о смутном предчувствии, переживании. На данном уровне осознается лишь сам эмоциональный фон предвосхищаемого события, однако причины возникающих переживаний остаются неясными для личности, и она не способна внятно вербализовать свои ощущения. Отличительной чертой данного уровня является отсутствие предметной направленности интуиции.
Интеллектуальный уровень представляет собой более высокую ступень интуитивного процесса, когда вслед за эмоциональным переживанием, происходит и предметная определенность, т.е. личностью переживается предметное содержание интуитивного инсайта, которое находит свое выражение в виде готового знания, творческого образа, изобретательского решения и т.д.
Следует отметить, что в отличии от субъектно-ситуативного уровня, который существует самостоятельно, интеллектуальная интуиция никогда не возникает без предварительного эмоционального переживания.
-
Смотреть фильм закрытая школа 1 сезон 7 серия в хорошем качестве
-
Последствия несоблюдения письменной формы сделки кратко
-
Информация для родителей в детском саду для уголка в подготовительной группе по теме осень
-
Принципы коррекционной работы кратко
- 10 сентября всемирный день борьбы с суицидами мероприятия в школе
§ 6. Философские теории интуиции
Философских теорий интуиции столько, сколько существующих гносеологических учений, объясняющих факты «непосредственного» или «интуитивного» познания. Как теория фактов знания каждая теория интуиции есть теория философская.
Термин «интуиция» и философские учения об интуиции зародились еще в древнеиндийской и древнегреческой философии. Большой интерес представляют теории интуиции, созданные философами Возрождения, в частности, Н. Кузанским и Д. Бруно.
Учения об интуиции XVII в. возникли в связи с гносеологическими проблемами, поставленными перед философией развитием математики и естествознания — попыткой выяснить основания, на которые опираются эти науки, достоверность их результатов и доказательств. В этих учениях нет противопоставления интуитивного мышления логическому, в них нет алогизма. Интуиция рассматривается как высший род знания, но знания все же интеллектуального.
Напротив, интуитивизм ХХ в. — форма критики интеллекта, отрицание интеллектуальных методов познания, выражение недоверия к способности науки адекватно познавать действительность.
Философский взгляд на вопрос о природе интуиции позволяет поставить ряд последовательных вопросов: возможно ли с помощью разработки механизма интуи- ции управлять процессом познания? Этот вопрос тянет за собой другой: возможно ли целенаправленное управление процессом интуиции? А если это возможно, то как это осуществить на практике и существуют ли готовые рецепты стимулирования интуитивного процесса? Немаловажен и вопрос о врожденности способностей к интуитивному творчеству. Ответить на последний вопрос сегодня не представляется возможным, однако, накапливаются наблюдения, свидетельствующие в пользу того, что эти способности поддаются развитию.
С точки зрения разрешения давнего теоретического спора по поводу противопоставления интуитивного и рассудочного познания и многочисленных попыток в этом противопоставлении всячески подчеркнуть преимущества интуитивного типа познания, целесообразнее рассматривать их как целостный процесс. Такой подход дает возможность объяснить сам механизм принятия интуитивных решений.
И тогда противоположностью интуитивного следует рассматривать не столько логическое (даже математико-логическое), сколько алгоритмическое. Если дан точный математический алгоритм получения истинного результата (или доказательство алгоритмической неразрешимости), то никакая интуиция (ни чувственно-эмпирическая, ни интеллектуальная) для получения этого результата не нужна. За ней сохраняется лишь вспомогательная функция употребления правил применения схемы алгоритма, однозначного распознавания элементарных конструктивных объектов, операций над ними.
Иное дело — поиск нового алгоритма, что уже является одним из основных видов математического творчества
Здесь интуиция, в особенности интеллектуальная, весьма продуктивна, является необходимой составляющей процесса исследования: от варьирования исходной цели в прямом и рефлексивном сопоставлении с иско- мым выводом вплоть до получения результата (неважно, положительного или отрицательного) или отказа от дальнейшего поиска по понятным причинам
Интуиция в принятии решений с точки зрения психологии[править | править код]
Механизм процесса формулировки интуитивного решения, протекающего в подсознании еще недостаточно изучен.
Особый подход к интуиции предлагается в психологической концепции К.Юнга. Интуиция рассматривается как одна из ведущих функций личности, определяющая отношение человека к самому себе и окружающему миру, способ принятия им жизненно-важных решений.
Интуиция — способность прямого, непосредственного постижения истины без предварительных логических рассуждений и без доказательств.
Еще одна трактовка интуиции — прямое постижение умом истины, не выведенное логическим анализом из других истин и не воспринимаемое через органы чувств.
Реальные и вымышленные особенности женской интуицииправить | править код
«Интуиция дана женщине для того, чтобы угадывать у мужчины намерения, о которых он не догадывается»
Жан Делакур
Считается, что женщины часто находят решения или докапываются до истины в тех случаях, когда мужчины практически бессильны. Есть мнение, что интуиция в некоторых сферах жизни развита у женщин благодаря опыту. Женщины обычно много обсуждают межличностные отношения, думают о конкретных жизненных ситуациях. Традиционно в сфере обеспечения выживания семьи, воспитания детей они уделяют намного больше, нежели мужчины. Поэтому им удается предсказывать многие события на основе более богатого опыта. Выделяется также природная способность женщин понимать мимику и жесты, «разговаривать на языке тела». Они замечают несоответствие между словами, которые человек говорит, и невербальными сигналами, которые он демонстрирует при этом. Такая способность помогает распознать ложь, понять, что у человека на уме, что реально он собирается делать.
Этапы развития интуиции
Существуют три этапа, позволяющие развить интуицию. Человек, тренирующий в себе экстрасенсорные способности, обязан начинать с развития интуиции. Для этого необходимо следовать следующим пунктам:
- Очистить разум – с помощью наблюдений за мыслями стараться игнорировать любые их проявления и прерывать разговоры внутри с незримыми собеседниками и собой;
- Проводить практические занятия по развитию интуиции: опыты с картами (попытки угадать карту, по мере практики угадывания будут всё чаще), при телефонном звонке постараться угадать пол звонящего и т.д.;
- Довериться инстинктам – слушать сообщения, которые посылает внутренний голос и не внимать гласу разума (при принятии решения пробовать понять, одобряет это душа или нет).
Это три обязательных этапа, которые нужно пройти, чтобы развить подобное чувство.
§ 1. Интуиция как факт знания
Как факт знания каждый вид интуиции — непререкаемая реальность, существующая в сфере познания для всех познающих. Человеческий ум, озабоченный осмыслением вопросов, связанных с познавательной деятельностью, пытался разрешить и вопрос, каким образом из знания, порожденного опытом и обладающего относительной необходимостью и всеобщностью, может следовать знание, обладающее уже не относительной, а безусловной всеобщностью и необходимостью.
Другой немаловажный вопрос: способен ли ум мыслить некоторые истины непосредственно, без помощи доказательства. Учение об интеллектуальной интуиции возникло как ответ на этот вопрос.
Термин «интуиция» обычно встречается со словами «знание» и «познание»:
1) интуиция — это вид знания, специфика которого обусловлена способом его приобретения. Это непосредственное знание, не нуждающееся в доказательстве и воспринимаемое как достоверное. Такой позиции, к примеру, придерживались Платон, Декарт, Локк, Спиноза, Лейбниц, Гегель, Бергсон.
Непосредственное и опосредованное знание свойственно всем наукам, однако разли- чие между ними было впервые отчетливо проведено в математике.
2) По способу получения интуиция — это прямое усмотрение истины, т.е. объективной связи вещей, не опирающееся на доказательство (интуиция, от лат. intueri — созерцать, — есть усмотрение внутренним зрением).
Среди множества определений истины имеются общие положения: 1) непосредственность интуитивного познания, отсутствие предварительного рассуждения, 2) независимость от умозаключения и доказательства, 3) уверенность в правильности результата, причем она основана на определенных неосознанных психических данных, 4) значимость предшествующего накопления знаний.
Интуитивное познание как непосредственное отличается от рассудочного, опирающегося на логический аппарат определений, силлогизмов и доказательств. Преимущества интуитивного познания перед рассудочным можно представить следующим образом: 1) возможность преодолеть ограниченность известных подходов к решению задачи и выйти за рамки привычных, одобряемых логикой и здравым смыслом представлений, увидеть задачу в целом; 2) интуитивное знание дает познаваемый предмет целиком, сразу «всю бесконечную содержательность предмета», позволяет «ухватить наибольшую полноту возможностей». При этом различные стороны предмета познаются на основе целого и из целого, тогда как рассудочное знание имеет дело только с частями (сторонами) предмета и из них пытается сложить целое, строить бесконечный ряд из общих понятий, присоединяемых друг к другу, но в силу того, что такой ряд неосуществим, рассудочное знание остается всегда неполным; 3) интуитивное знание имеет абсолютный характер, ибо созерцает вещь в ее сущности, рассудочное имеет относительный харак- тер, поскольку состоит только из символов; 4) в интуиции дана творческая изменчивость, текучесть действительности, тогда как в общих понятиях рассудочного знания мыслятся лишь неподвижные, общие положения вещей; 5) интуитивное знание — высшее проявление единства знания интеллектуального, ибо в акте интуиции разум одновременно и мыслит, и созерцает. Более того, это не есть лишь чувственное познание единичного, но интеллектуальное созерцание всеобщих и необходимых связей предмета. Поэтому, как считали рационалисты XVII в., интуиция — не просто один из видов интеллектуального познания, но его высший вид, наиболее совершенный.
Обладая всеми этими преимуществами перед рассудочным знанием, интуиция, тем не менее, имеет и уязвимые места: это 1) непроявленность причин, приведших к полученному результату, 2) отсутствие понятий, опосредующих процесс интуиции, отсутствие символов, а также 3) подтверждения правильности полученного результата. И хотя непосредственное понимание связей предмета или явления может оказаться достаточным для усмотрения истины, но вовсе не достаточным для того, чтобы убедить в этом других, — для этого требуются доказательства. Каждая интуитивная догадка нуждается в проверке, а такая проверка чаще всего осуществляется путем логического вывода следствий из нее и сопоставлением их с имеющимися фактами.
Благодаря основным психическим функциям (ощущению, мышлению, чувству и интуиции) сознание получает свою ориентацию. Особенность интуиции в том, что она участвует в восприятии бессознательным образом, иными словами, функция ее иррациональна. Отличаясь от других функций восприятия, интуиция может иметь и сходные с некоторыми из них черты, например, ощущение и интуиция имеют много общего, и, в целом, это две функции восприятия, взаимно компенсирующие друг друга, подобно мышлению и чувству.