Содержание
В Языковые функции они указывают на способность людей начинать разговор и выражать свои идеи, эмоции, теории и приказы словами. То есть это способность человека придать своей речи конкретное намерение.
Например, на работе говорят, не так, как дома. Первый отличается более формальным характером, в то время как способ разговора, используемый в доме, обычно разговорный, потому что при разговоре с семьей или друзьями люди более спонтанны и менее осторожны при подборе слов.
Вот почему функции языка имеют разные цели и приспособлены к типу дискурса, который предполагается передать, или к типу общения, которое человек хочет поддерживать с получателем сообщения.
Функция игры
Функция игры — это особый тип речевой деятельности, который используется для развлечения и удовольствия. В игре присутствует элемент конкуренции, участники получают удовольствие от выполнения заданий и победы над другими.
Функция игры может использоваться для развлечения и отдыха, формирования социальных навыков и умений, таких как сотрудничество, коммуникация и принятие решений. Игры могут быть как соревновательными, так и неконкурентными, направленными на индивидуальное или групповое участие.
- Игры могут использоваться как инструмент обучения в школах и университетах, для формирования навыков и умений учеников.
- Игры также могут использоваться в бизнесе, для обучения и развития навыков руководителей и сотрудников.
- В личной жизни игры могут использоваться для укрепления отношений с друзьями и близкими, для развлечения и создания приятной атмосферы.
Важно понимать, что хотя функция игры не является основной целью устной речи, ее использование помогает создать приятную атмосферу и улучшить взаимосвязи между участниками
Метаязык в литературе
Метаязык в литературе встречается довольно часто, особенно в поэзии, как мы видим в сонете «К поэту» парнасского писателя Олаво Билача (1865-1918). В этом случае, тема стих это само поэтическое творчество:
Вдали от бесплодной суматохи улицы,
Бенедиктин пишет! в тепле
Из монастыря, в терпении и тишине,
Он работает и настаивает, и подшивает, и страдает, и потеет!
Но пусть работа маскируется силой
От старанья: и строится живой участок
Таким образом, чтобы изображение было обнаженным
Богатый, но трезвый, как греческий храм
Не показывай пытки на заводе
От мастера. И натуральный, эффект радует
Не говоря уже о строительных лесах:
Потому что Красота, близнец Истины,
Чистое искусство, враг искусственности,
Это сила и грация в простоте.
Язык[]
Язык — орудие, средство общения. Это система знаков, средств и правил говорения, общая для всех членов данного общества. Это явление постоянное для данного периода времени.
Основные функции языка:
- коммуникативная — передача от одного лица другому определенной информации с определенной целью
-
когнитивная (экспрессивная) — язык предназначен быть средством выражения, передачи и хранения содержания. Подвиды этой функции:
- информативная
- эмотивная
- волюнтативная
- интерогативная
- аккумулятивная — способность накапливать знания, отражать их и сохранять
- речевая — практическое применение языковых средств, осуществляемое посредством речевого акта
- социальная — интегрирующая и дифференцирующая.
Взаимосвязь языка и мышления
Дискуссионность проблемы обусловлена как сложностью и двойственностью природы мышления и языка, так и недостаточностью наших знаний об этих понятиях. Существуют различные теории и взгляды на этот счет. Вот некоторые из них.
Выдающийся лингвист 20 века Эмиль Бенвенист говорил: «Неверно думать, что язык – это одежда мыслей. Одежду можно снять, слова же – неотъемлемая часть мысли. Следовательно, вопрос о том, может ли мышление протекать без языка или обойти его, словно какую-то помеху, оказывается лишенным смысла».
Советский психолог Лев Семенович Выготский говорил, что слово также относится к речи, как и к мышлению. Оно представляет собой мельчайшую частицу, которая содержит в самом простом виде основные свойства, присущие речевому мышлению в целом. Слово – это не название отдельного предмета, а его обобщенная характеристика, целый комплекс понятий, т.е. слово является одновременно и процессом мышления, и средством общения, поэтому оно входит в состав речи. Лев Семенович полагал, что именно значение слова является тем связующим звеном, которое называют речевым мышлением.
Ноам Хомский – американский лингвист и философ проблеме взаимосвязи языка и мышления в своих работах уделял основное внимание. Он предположил, что язык является такой же способностью человека, как зрительная и слуховая сенсорная система, система кровообращения и др
Приравняв языковую способность к другим модулям мозга, он тем самым обосновал ее врожденный характер.
Уиллард Куайн – американский философ, логик и математик, напротив, считает опыт единственно возможной связью человека с внешним миром – предметы воздействуют на наши органы чувств, которые затем оформляют полученную информацию и посылают сигналы в мозг. По его мнению, познание окружающей действительности, так же, как и научение языку, происходит по схеме «стимул – реакция – подкрепление». Таким образом, каждое используемое нами слово – это результат целенаправленного воздействия социального мира на индивида.
Как видите, в вопросе взаимосвязи языка и мышления мнения философов, лингвистов и психологов расходятся, но можно выделить некоторые принципы, с которыми согласится большинство ученых.
Что такое метаязыковая функция языка
В условиях, когда один из собеседников не полностью владеет используемым языком, время от времени оказывается нужным проверять надежность «канала связи «
— например, убедиться, что первокласснику известно слово процент, иностранцу — выражение на всякий пожарный, бабушке, — допустим, слово фартит или аттестация. В таких случаях говорящие могут включить в свою речь попутные замечания о самой речи: пояснить слова и выражения, которые, по их мнению, не вполне понятны собеседнику.
В метаязыковых комментариях говорящие также могут оценивать слово или его уместность в речи, мотивировать свой выбор решения, подчеркнуть индивидуальные оттенки смысла. Ср. метаязыковое назначение вводных клише вроде так сказать, как говорится, фигурально выражаясь, выражаясь высоким штилем, широко говоря, что называется, как говорят военные, было бы грубостью называть это , извините за выражение, если говорить прямо, собственно говоря, по правде сказать, по счастливому выражению , если угодно, скорее, дескать, мол, де и т. п. Например, говоря, Это, если угодно, настоящая капитуляция, говорящий подчеркивает раскованность, переносный характер и вместе с тем точность употребления слова капитуляция; слушающий же может переспросить, не согласиться, предложить свой выбор слова и тоже его прокомментировать: Ну уж, капитуляция. Скорее, равнодушие.
Помимо «текущих» вставных характеристик речи самим говорящим (в сущности говоря, как это модно сейчас называть, по словам моей бабушки, так называемый и т. п.), к метаязыковым средствам относятся все те лексико-грамматические средства, с помощью которых люди говорят и пишут о языке, — средства различения «своей» и «чужой» речи, обозначения процессов и участников речевого общения, названия проявлений речи (слово, пословица, диктант…), языковедческой терминологии.
По-видимому, языки могут различаться характером и разнообразием своих метаязыковых средств. У. Вейнрейх считал типологически значимой характеристикой лексического запаса языка то, насколько эффективен данный язык для своего собственного описания (степень «циркулярности», определяемости слов друг через друга; см.: Новое в лингвистике. Вып. 5. Языковые универсалии, 1970, 221).
Метаязыковая функция реализуется во всех устных и письменных высказываниях о языке — в том числе на уроках и лекциях по языку и языкознанию, в грамматиках, словарях, в учебной и научной литературе о языке. В сущности, возникновение языкознания как профессионального занятия части говорящих можно рассматривать как результат возрастания социальной значимости метаязыковой функции языка.
Примеры использования метаязыковой функции речи в связи с основными функциями языка
Функция коммуникативная
- Использование метаязыковой функции речи в обсуждении языковых проблем и языковых ошибок помогает улучшить взаимопонимание между собеседниками;
- С помощью метаязыковой функции речи можно выразить свое недовольство тоном или интонацией, не используя при этом оскорбительных слов;
- Метаязыковая функция речи помогает в структурировании информации, например, обозначая ключевые слова или фразы, которые являются основными идеями;
Функция познавательная
- В лингвистике, метаязыковая функция речи используется для обсуждения определенных языковых феноменов и концепций, чтобы улучшить понимание языка в целом;
- В обучении языку метаязыковая функция речи используется для объяснения грамматических и лексических особенностей языка, обозначения правильных и неправильных примеров и т.п.;
- Метаязыковая функция речи может быть использована для объяснения синонимов, антонимов и других лексических отношений между словами и выражениями.
Функция экспрессивная
Метаязыковая функция речи может быть использована для выражения эмоций, таких как удивление, разочарование, радость и т.д.;
С помощью метаязыковой функции речи можно выразить свое отношение к определенной идее или высказыванию, подчеркнуть его важность или незначительность и т.п.;
Упражнения
Вот несколько предложений, цель которых — определить, к какой языковой функции они принадлежат:
— «Когда рассказываешь истории, посчитай, сколько историй ты насчитал».
— Глагол определяет действие, совершаемое подлежащим.
— Если хочешь лучшего будущего, голосуй синим!
— Испано-американская война длилась 3 месяца и 17 дней.
— Ой, я замерзаю насмерть!
— Сэр, можно мне счет?
— Луис, закончите уроки и приходите обедать!
— «Правда страдает, но не кажется». (Стих Святой Терезы Иисуса).
— Студенты знают, что значение числа Пи равно 3,14159.
— Твои глаза сияют, как звезды, а губы похожи на вишню.
— Раиза, а чем артикль отличается от местоимения?
— Привет, Андрес, я понимаю.
— Я настроен оптимистично, скоро получу новую работу.
— Скопировал сообщение, меняй и вперед.
— Ага, Елена, ты всегда хочешь быть правой.
— «К непогоду, хорошее лицо».
— Flipear — это глагол, происходящий от английского из американского английского. сделать сальто y означает встряхнуть или встряхнуть.
— Для жителей Америки характерно то, что они гибриды, поскольку они представляют собой смесь африканцев, коренных жителей и европейцев.
— Ссылочная или представительская функция
Это когда эмитент сосредотачивается на подробном описании событий, которые происходят в мире, но не может выразить свои убеждения или мнения, потому что он может изменить истинность событий. По этой причине цель репрезентативной функции — изображение внешней реальности.
Можно сказать, что эмитент отвечает за подготовку объективных выступлений с целью предоставления точной и поддающейся проверке информации. Эта функция используется в основном исследователями, учеными и журналистами, хотя она также встречается в некоторых повседневных выражениях. Примеры ссылочной функции:
— Панама была частью Колумбии до 1903 года.
— Зимой вянут большинство деревьев.
— Вторая мировая война закончилась в 1945 году.
— Во многих странах продолжают продлевать карантин, чтобы не увеличивать количество инфекций.
Функция книжной речи
Книжная речь – это разновидность литературной речи, с помощью которой автор выражает свои мысли и идеи в письменной форме. Функция книжной речи заключается в том, чтобы передать информацию, вызвать чувства и эмоции у читателя, а также обучить его чему-то новому.
В книжной речи используются литературные приемы, такие как перифраз, метафора, эпитет и другие, чтобы сделать текст более выразительным и запоминающимся. Отличительной особенностью книжной речи является ее точность и ясность, поскольку автору нужно передать свои мысли в письменной форме, а не устной.
Книжная речь используется в литературных произведениях, учебниках, научных статьях и других письменных материалах. Эта функция речи играет большую роль в обучении людей, расширяет кругозор, помогает учиться новому и развивать свои мыслительные способности.
- Пример использования функции книжной речи:
- В произведении «Преступление и наказание» Федора Достоевского используется книжная речь для передачи мыслей главного героя Раскольникова, его внутреннего мироощущения и эмоций. Автор использовал множество литературных приемов, чтобы сделать свой текст выразительным и запоминающимся.
Функция сценического зрелища
Метаязыковая функция речи может быть использована для создания сценического зрелища, которое включает в себя элементы театра, кино и других видов искусства. Эта функция используется для передачи информации через эмоции, композицию, декорации и другие визуальные элементы.
Символические образы, созданные с помощью метаязыковой функции речи, обычно более яркие и запоминающиеся, чем просто передача информации словами. Также этот тип речи позволяет создавать глубокий эмоциональный эффект, что помогает зрителю или читателю воспринимать информацию более эффективно.
Метаязыковая функция речи может быть использована при создании фильмов, телешоу, спектаклей и других форм развлечений. Она может помочь создать многогранные персонажи, запоминающиеся сцены и глубокие впечатления у зрителя.
Использование метаязыковой функции речи для создания сценического зрелища может быть особенно эффективным при создании рекламных кампаний. Зритель обычно запоминает рекламу с яркими образами лучше, чем простую информацию. Это может помочь создать долговременный эффект на целевую аудиторию.
Красочные визуальные элементы, такие как цвета и формы, могут помочь привлечь внимание зрителя, позволяя ему лучше понять передаваемую информацию.
Правильное использование метаязыковой функции речи может помочь передать чувства или настроение персонажей, делая сцены более реальными и эмоциональными.
Декорации и дополнительные реквизиты могут использоваться в качестве символов, подчеркивающих определенные концепции и идеи.
Таким образом, использование метаязыковой функции речи для создания сценического зрелища может быть эффективным методом передачи информации и создания эмоциональных впечатлений.
Речь[]
Речь — проявление и функционирование языка, сам процесс общения; она единична для каждого носителя языка. Это явление переменное в зависимости от говорящего лица.
Язык и речь — две стороны одного и того же явления. Язык присущ любому человеку, а речь — конкретному человеку. Речь и язык можно сравнить с ручкой и текстом. Язык — ручка, а речь — текст, который записан этой ручкой.
Функции речи
коммуникативная (референтивная) — cоответствует контексту, который понимается как предмет сообщения, иначе называемый референтом. Это функция передачи какого-либо сообщения, ориентации на контекст сообщения. В процессе коммуникации она самая важная, так как передает информацию о предмете
В тексте эту функцию подчеркивают такие, например, фразы: как сказано выше, внимание, микрофон включен, различные ремарки в пьесах.
экспрессивная (эмотивная) — соответствует отправителю, т.е
отражает отношение говорящего к высказываемому, прямое выражение чувств отправителя
При использовании экспрессивной функции важно не само сообщение, а отношение к нему. Эмотивный слой языка представлен междометиями, которые представляют собой эквиваленты предложений («ай», «ох», «увы»)
Важнейшие средства передачи эмоций — интонация и жесты.
поэтическая (эстетическая) — cоответствует сообщению, т.е. основную роль играет направленность на сообщение как таковое вне его содержания. Главное — это форма сообщения. Внимание направляется на сообщение ради него самого. Как видно из названия, эта функция используется прежде всего в поэзии, где большую роль играют стопы, рифмы, аллитерация и т.д., играющие важную роль в его восприятии, а информация часто второстепенна, причем зачастую содержание стихотворения нам непонятно, но нравится по форме.
апеллятивная (директивная) — соответствует получателю сообщения, на которого ориентируется говорящий, пытаясь тем или иным образом воздействовать на адресата, вызвать его реакцию.
фатическая (контактоустанавливающая) — соответствует контакту, т.е. цель сообщения при этой функции — установить, продолжить или прервать коммуникацию, проверить, работает ли канал связи Эту функцию дети усваивают первой. Стремление начать и поддерживать общение характерно для говорящих птиц. Фатическая функция в языке — единственная функция, общая для животных и людей.
метаязыковая функция — соответствует коду, т.е. предметом речи служит сам код. Это язык о «языке». Метаязыковая функция предполагает проверку канала связи, выясняется, понятен ли язык, особенно в разговоре с иностранцами. При этом часто прибегают к толкованиям слов и выражений. Эта функция реализуется в высказываниях о языке, лекциях по языкознанию, в грамматиках, словарях и т.д.
Речевой акт
Речевой акт — отдельный акт речи, в нормальных случаях представляет собой двусторонний процесс порождения текста, охватывающий говорение и протекающие параллельно и одновременно слуховое восприятие и понимание услышанного. При письменном общении речевой акт охватывает соответственно писание и чтение (зрительное восприятие и понимание) написанного, причём участники общения могут быть отдалены друг от друга во времени и пространстве. Речевой акт есть проявление речевой деятельности.
В речевом акте создаётся текст. Лингвисты обозначают этим термином не только записанный, зафиксированный так или иначе текст, но и любое кем-то созданное (всё равно — описанное или только произнесённое) «речевое произведение» любой протяжённости — от однословной реплики до целого рассказа, поэмы или книги. Во внутренней речи создастся «внутренний текст», то есть речевое произведение, сложившееся «в уме», но не воплотившееся устно или письменно.
Различия между метаязыком и интертекстуальностью
Для простоты скажем, что метаязык — это когда текст ссылается сам на себя, то есть текст, который говорит о самом тексте. уже интертекстуальность это диалог текст с одним или несколькими текстами, вербальными или невербальными. Таким образом, мы можем увидеть интертекстуальность в тексте песни «Língua» Каэтано Велозо:
Мне нравится чувствовать, как мой язык трется
Язык Луиса де Камоэнса
мне нравится быть и быть
И я хочу посвятить себя
Создание просодической путаницы
И буйство пародий
которые сокращают боли
И красть цвета, как хамелеоны
Мне нравится Человек в Человеке
От розы к розе
И я знаю, что поэзия для прозы
Как любовь к дружбе
И кто может отрицать, что этот превосходит его?
И пусть португальцы умрут с голоду
«Моя родина — мой язык»
Говорите Мангейра!
Речь!
Цветок Лацио Самбодромо
Lusamérica Latin порошок
То, что ты хочешь
что можешь
этот язык
Мы видим, что текст выше диалоги с Камоэнсом и Ноэлем Розой, а также цитаты Фернандо Пессоа — «Моя родина — мой язык» — в отношении его творчества книга беспорядков, в котором он пишет: «Моя родина — португальский язык». Также переговоры с Олаво Билаком, чье стихотворение «Língua Portuguesa» начинается строкой: «Última flor do Lácio, некультурная и красивая».
Видео
Исмагулова Г.К.Язык как общественное явление. Предмет и задачи языкознания.Скачать
Функции языка в современном миреСкачать
Видеоурок по русскому языку “Роль языка в обществе”Скачать
Стили речиСкачать
Игорь Исаев — Синхрония и диахрония в языкознанииСкачать
Речевые ошибки как фокусы метаязыковой рефлексии | Геккина Е. Н. | ЕУСПб | ЛекториумСкачать
Семиотика. Свойства знаков | Введение в языкознание | УмскулСкачать
Понятие функции. 7 класс.Скачать
Части речи в русском языке. Как определить часть речи?Скачать
Что такое языкознание, или лингвистика, какие разделы науки о языке оно включаетСкачать
01. Что такое функция в математикеСкачать
Русский язык в современном миреСкачать
ФразеологизмыСкачать
ФИЛОЛОГ Исаев: Как звучит язык? Феминитивы и МатСкачать
Ссылки
- Апонте, М. (2013). Каковы функции языка? Получено 14 мая 2020 г. с сайта euphoniaediciones.com.
- Браун, К. (2017). Роман Якобсон и шесть функций языка. Получено 14 мая 2020 г. с сайта linguistics.cornell.edu.
- Коэльо, Ф. (2019). Значение языковых функций. Получено 14 мая 2020 г. с сайта meanings.com.
- Корреа, Р. (2015). Коммуникативный акт и функции языка. Получено 15 мая 2020 г. с сайта clenguas.ual.es.
- Гарсия, Дж. (2007). Функции языка: намерения и цели. Получено 14 мая с сайта Facultadfilologia.usal.es.
- Перес, Д. (2017). Типы языковых функций. Получено 15 мая с сайта filología.ucm.es.
- Робертс, Э. (2012). Характеристики и типы языковых функций. Получено 15 мая с сайта linguistics.ucla.edu.
- Тейлор, Л. (2009). Роман Якобсон и общение. Получено 14 мая с сайта ottawa.edu.
История русского языка
Давайте проанализируем отрывок стихотворения Державина, которое было написано в 1794 году.
В произведении восхваляется ласточка. В целом, понять, о чем идет речь можно, но некоторые слова сложны для восприятия:
- милосизая – красивая окраска;
- касаточка – симпатичная;
- косицы – перья.
А теперь рассмотрим стихотворение Пушкина, написанное в 1823 году.
Стихотворение Пушкина воспринимается намного легче, но орфографические и пунктуационные правила того времени не соответствуют сегодняшним.
Как мы видим, русский язык стремительно развивался. Он обогащался новыми словами, становился выразительнее и полнее, его звучание воспевали десятки известных людей.
В целом, история русского языка стартует в VI веке. Традиционно ее принято разделять на три периода.
Каждый из этих периодов сыграл важную роль в становлении русского языка. Рассмотрим их подробнее.
Древнерусский период – начальный этап развития русского языка
Первое подобие русского языка появилось в VI веке. Его история тесно связана с историей древнерусских славян. Они представляли собой отдельные племена. У каждого племени был свой язык и культура, но все это были родственные, очень похожие языки и традиции. Их можно назвать разными говорами древнерусского языка.
Народы северо-восточной Руси все больше сближаются и становятся единым народом. Но географически они живут на огромной территории, которая, к тому же, постоянно расширяется. Вследствие этого все больше прослеживаются языковые различия между народами. К концу XIV века древнерусский язык распадается на отдельные восточные языки.
Этот период датируется XIV-XVII веком. Он характеризуется многочисленными языковыми изменениями.
По структуре старорусский период близок современному русскому языку. Со второй половины XVII века стартует процесс формирования единого русского языка.
Период национального языка
Рамки этого периода трактуются от «Пушкина и до наших дней». В основу национального русского языка легло московское койне – языковое единство, которое употреблялось в торговой, бытовой и политической жизни москвичей. Также его активному распространению способствовало развитие письменности и науки.
Особенностью этого периода является ликвидация литературного двуязычия. Сфера использования церковнославянского языка все больше сужается, и к XVII веку он употребляется лишь в качестве литургии.
История русского литературного языка и его нормы формируются на рубеже XVII-XVIII веков.
На него повлияли следующие события:
В XX веке русский язык входит в число глобальных языков. На нем начали разговаривать далеко за пределами России. Во многом это обусловлено расширением границ и усилению политического влияния Российской империи, СССР, а позже Российской Федерации.
Метаязык в грамматиках
См. этот отрывок из вводной главы четвертого издания Описательная грамматика португальского языка, Марио А. Perini, опубликовано Ática в 2002 г.|1|:
Тем не менее, метаязык в грамматиках выходит за рамки упоминания о них в самой книге по грамматике. Так когда грамматика использует предложение, чтобы определить, что такое предложение, глагол для осмысления глагола и т. д., используется метаязыковая функция.
В этом можно убедиться в этой молитве, взятой из девятого издания Священного Писания. Современная грамматика португальского языка, написанный Хосе де Никола и Улиссесом Инфанте, опубликованный Scipione в 1992 г.|2|: «Молитва характеризуется наличием глагола». Таким образом, глаголом, который делает это предложение также предложением, является глагол «быть».
Философия нетождественности языка и мышления
Язык и мышление представляют собой две отдельные системы, наполненные собственным содержанием и существующие по своим самостоятельным законам развития и функционирования. Исходя из этого, выделяют следующие отличия этих систем:
- Структурными компонентами мышления являются: понятия, суждения и умозаключения. Составные части языка: фонема, морфема, лексема, слово, предложение, и др.
- Мышление отражает мир в идеальных образах с разной степенью глубины и детализации, постепенно получая более конкретное, ясное и полное представление о предметах и сущности явлений. Язык, со своей стороны, фиксирует полученное знание, он выделяет и подчеркивает в нем то, что ранее было произведено мышлением.
- Мышление формируется под влиянием законов психологии и логики, при этом познавательные способности субъекта играют очень значимую роль, а язык определяется структурой конкретного языка, развиваясь на фоне общественных норм и культурных традиций. Так, мышление всех людей мира осуществляется по общим законам, а языки и речь сильно отличаются друг от друга.
- Мышление и речь имеют различные генетические корни: мышление человека – от наглядно-образного мышления животных, а человеческая речь – от звуковых нечленораздельных сигналов животных.
Итак, очевидно, что мышление и речь не являются синонимами или взаимозаменяемыми понятиями. Они образуют тесную, неразрывную связь, в которой речь является инструментом мышления каждого из нас. Когда вы проговариваете свою точку зрения, доносите свою мысль до окружающих в словесной форме, вы улучшаете свою мыслительную деятельность, занимаетесь ее совершенствованием. Поэтому когда вам сложно что-то объяснить человеку, но вы стараетесь найти нужные слова и правильно сформулировать мысль, знайте, что в этот момент вы развиваете речевые навыки, а соответственно улучшаете свое собственное мышление.
Всегда есть выбор: развиваться или нет, поэтому давайте стремиться вверх, а не катиться вниз. Больше читайте, изучайте свой родной язык, старайтесь говорить правильно и красиво. Вы явно станете более интересным собеседником, но гораздо важнее, что таким образом вы будете развивать свое мышление, а соответственно себя.
Желаем успехов!