Ранняя молодость
Иоганн Вольфганг Гете родился 28 августа 1749 года во Франкфурте-на-Майне. Он вырос со своей сестрой Корнелией в этом городе. Его отец, Иоганн Каспар Гете, работал юристом и был очень образованным (у него была докторская степень по правовым наукам). Однако он был и очень строгим родителем. Поэтому в доме часто возникали споры между отцом и сыном.
Мать писателя, Катарина Элизабет Гете, происходила из богатой семьи и была полной противоположностью своего мужа. Она была жизнерадостной и веселой личностью.
Так как родители были очень богаты, они смогли дать своему сыну хорошее образование. Они позаботились о том, чтобы их сын многому научился. Маленький Иоганн пробыл в школе всего два года, после чего его учил отец и домашние учителя.
В биографии Гете начались непростые времена. Для молодого поэта было довольно заманчиво и комфортно учиться дома. Но на самом деле все оказалось совсем по-другому: поскольку отец был очень строг, Иоганну пришлось учиться даже больше, чем в школе. Тогда он изучил более пяти иностранных языков.
Кроме того, молодому Иоганну Вольфгангу преподавались естественные науки, а также рисование, верховая езда и фехтование. Так как его родители были очень богаты, у семьи Гете дома была своя маленькая библиотека, насчитывавшая около 2000 книг, в которую юный гений часто заходил и искал на книжных полках новые материалы для изучения. Даже будучи ребенком, он очень хотел учиться.
Главные герои и их характеристика
герои пьесы «фауст» | характеристика |
фауст | способный врач, пессимист, скептик и оккультист, разочаровавшийся в жизни и ищущий возможность прожить жизнь по-новому и по-настоящему принести пользу людям. после сделки с мефистофелем переживает множество приключений, которые не приносят ему облегчения, а только страдания как самому фаусту, так и окружающим. и все же за это время он отыскал смысл жизни и смог отвоевать участок суши у моря, построив плотину и применив свои научные знания на практике. в итоге бог прощает грехи фауста, поскольку герой всю свою жизнь стремился помогать людям и нашел себя в спасении прибрежных жителей от губительной стихии. |
мефистофель | демон-обольститель. шутливый, энергичный и авторитетный бес, который даже с богом общается на равных. его уважает нечесть, а люди каждый раз доверяются ему. все плохие события в произведении происходят исключительно по его вине, потому что он презирает людей и считает их создание ошибкой. красноречив и обаятелен до крайности. ради достижения своей цели – души фауста, готов на любые поступки. в итоге терпит поражение и упускает столь желанную душу. |
маргарита | обычная девушка, живущая в городе. красивая, добрая, скромная и сострадательная. становится первой жертвой фауста и мефистофеля. не сумев побороть соблазн, героиня отдаётся фаусту, от этой связи рождается ребёнок, от которого впавшая в безумие героиня избавляется. маргариту заключают в тюрьму и приговаривают к смерти, героиня отказывается от спасения и отдаёт себя в руки судьбы, надеясь таким образом очиститься от грехов. бог прощает ее за искреннее раскаяние и избавляет от мук. |
елена | знаменитая героиня античных легенд, самая прекрасная женщина на земле. это добрая, любящая и нежная женщина. она — жертва судьбы и своей красоты. на роду ей было написано несчастье, и все события в ее жизни совпали с прогнозом. полюбив фауста, она рожает от него сына, но он падает со скалы, и мать следует за ним в подземное царство, оставляя мужа. |
вагнер |
ученик фауста, слепо преданный науке. этот человек весьма ограничен своими знаниями и не выходит за рамки теории и ученых бесед. он лишь потребляет информацию, но никак не применяет ее. созданный им гомункул — остроумная пародия на то, как люди стараются уподобиться богу и познать то, что им не дано познать. |
Гете как политик
Иоганн Вольфганг Гете не получал суффикса «фон», пока не был возведен в дворянство. Он получил его, когда стал министром при Карле Августе. В это время герцогу было всего 18 лет, Гете уже исполнилось 26. Они быстро подружились, и Иоганн стал близким доверенным лицом. Через год поэт был назначен «советником тайного легиона» и получил очень хорошую зарплату.
Иоганн Вольфганг фон Гете вошел в историю как истинный гений. Он преуспел как в культуре, так и в политике. Его научные изыскания серьезно продвинули медицину и цветоведение вперед, а литературные произведения повлияли на умы того времени. Его лучшие драмы до сих пор ставятся в самых известных театрах. Биография Иоганна Вольфганга Гете вдохновляет людей и сейчас.
ГОСТ
Темы
- Любовь – на примере Маргариты писатель демонстрирует, как неконтролируемая страсть может погубить даже самого хорошего человека. По мнению Гёте, любовь – это крайне опасное чувство, которое, выйдя из-под контроля, приносит человеку только страдания. Он, как человек эпохи Просвещения, превозносит разум в ущерб чувству и ставит мысль выше эмоции. По его мнению, любовь не может быть смыслом жизни, человек должен стремится к высокому предназначению, чтобы раскрыть все сияние «божьей искры».
- Мистика – главный герой произведения окружён различными таинственными, сверхъестественными явлениями. Однако интерес Фауста направлен не на сверхъестественный, а на реальный мир, который он хочет улучшить с помощью новых знаний и власти. Тем не менее, он сам пытается вызвать духов, ведь является чернокнижником и знатоком оккультных наук. Именно тайные знания помогли ему познать смысл жизни и найти себя, ведь без магии Мефистофеля он не смог бы дойти до этой истины.
- Борьба добра и зла в человеке – Фауст и Маргарита проходят сложный путь, постоянно искушаемые силами тьмы. Однако в итоге добро одерживают победу. Маргарита, совершив грехопадение, отвергает помощь злых сил и выбирает искупление через смерть, а Фауст, хоть и совершив множество чудовищных деяний, да самого конца пытается использовать свою мудрость ради человечества, а не ради себя.
- Религия – для Фауста истинная религиозность заключается не в следовании догматам, а в человеколюбии и доброте, которые продемонстрировали Фауст и Маргарита, за что их души и были спасены. Бог у Гете — не суровый судья, а высшая сила, которая дарует людям свободу воли.
- Предназначение человека – Гёте показывает, что каждый человек должен стремиться помогать людям и пытаться сделать мир лучше. Зачастую, этот путь ведёт лишь к отчаянию и гибели, однако только следуя по нему, человек становится настоящим собой и находит свое место в жизни.
- Идеал и реальность – перемещение в Древнюю Грецию из Германии Нового времени символизирует желание человека сбежать от неприглядной реальности в мир грёз. Однако в итоге Фауст отвергает наваждение Мефистофеля и решает бороться за то, чтобы реальный мир стал лучше. Гёте призывает людей не сбегать от разочаровывающей реальной жизни, а бороться с ней.
Образование Гете и его таланты
Поскольку родители считали, что обучение должно занимать важное место в жизни сына, в 1755 году Гете отдали на школьное обучение, где мальчик отучился только один год. Затем отец решил, что будет самостоятельно контролировать, как его дети учатся, поэтому дальше Гете учился на дому, и в итоге получил очень разностороннее образование
Он обучился французскому, английскому, итальянскому и древнееврейскому языку, кроме того живописи, истории, музыке и фехтованию. Неравнодушен был к точным наукам. С самого раннего возраста Иоганн полюбил чтение, много читал. Будучи десятилетним мальчиком, ему довелось увидеть театральные представления. Гете был настолько впечатлен, что решил сам написать пьесы.
Многие продолжают удивляться способностям и талантам Иоганна Гете, насколько развитым и одаренным он был. Помимо литературы Гете занимался философией, политикой и даже наукой.
Предпосылки немецкой классической философии
Развитие немецкой классической философии было одним из важнейших проявлений интеллектуального подъема, начавшегося в немецких землях с середины XVIII века и имевшего своим другим проявлением немецкую классическую литературу, светилами которой считаются Г.Э.Лессинг, И.В.Гете, Ф.Шиллер, Г.Гейне. Тогда союз поэтов и философов был сильнее, чем когда-либо. Этот подъем был включен в общеевропейское движение общественной мысли, которое получило название Просвещение.
Возникновение немецкой классической философии происходило в период глубоких изменений в экономической, социально-политической и интеллектуально-идеологической жизни всей Европы, которые прямо или косвенно затронули и немецкие государства. За философской революцией эпохи Просвещения последовала всемирно известная Французская революция (1789-1794). За этим последовала серия буржуазно-демократических революций, прокатившихся по Европе в 1848-1849 годах. Этот период был отмечен изменениями в науке (особенно в естествознании), а также напряженной борьбой между свободомыслием и религией.
В эту бурную и противоречивую эпоху объективная диалектика развития в различных сферах общественного бытия и общественного сознания проявилась как никогда ярко, и поиски немецких философов понимания происходящего увенчались успешным продвижением к развитию диалектического способа мышления. Само развитие представляло собой своего рода философскую революцию, о которой можно говорить по крайней мере в двух направлениях.
Первый. Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель и Фейербах своими доктринами открыли радикальные новшества в развитии философской мысли: каждый из них отрицал диалектически, то есть сохраняя определенную преемственность, предыдущий. Сами мыслители считали себя радикальными новаторами философии. Кант, создавший первый этап немецкой классической философии, преодолев господствовавшую до этого в Германии лейбнице-вольфианскую «метафизику», считал, что тем самым он совершает «коперниканский поворот» по отношению ко всей предшествующей философии. Фихте был убежден, что значение его «Wissenschaftslehre» для философии равно значению Великой французской революции для социальной и политической истории человечества. Согласно Гегелю, человеческая мысль впервые и навсегда обрела «абсолютную истину» в созданной им системе «абсолютного идеализма». Согласно Фейербаху, провозглашенная им «антропология», революционизировавшая гегелизм, в то же время означала глобальный конец философии в ее прежнем понимании.
И, во-вторых, революционный характер немецкой классической философии заключался в том, что ее учения развивали диалектическое мировоззрение и создавали условия для материалистической трансформации.
Что касается эпистемологических корней немецкой классической философии, то они восходят к философии французского материализма. Опираясь на метафизический метод мышления, французские мыслители ставили такие вопросы, как взаимоотношение природы и общества, материи и сознания, источники и движущие силы общественного развития. Они ставили их, но не решали, потому что эти проблемы не могли быть решены с позиции механистического материализма. Их решение лежит за пределами метафизики. Поэтому ответы на поставленные вопросы нужно было искать принципиально иными способами. А немецкие мыслители ищут ответ на пути идеализма.
Жизнь студента
Отец решил, что Иоганн должен изучать юриспруденцию в Лейпциге и Страсбурге. Но сын хотел изучать историю и классическую филологию (лингвистику) в Геттингене. Несмотря на это, Гете подчинился воле своего отца. Но уже во время учебы он стал все больше интересоваться литературой и особенно поэзией. Это период полной свободы в биографии Гете.
Он нашел свои занятия более интересными и редко посещал лекции. Чтобы немного подсластить свою учебу, он решил посещать только те предметы, которые доставляли ему больше удовольствия, а именно литературоведение. Молодой Гете наслаждался свободой без родителей в Лейпциге и проводил свободное время, например, с другими студентами в Ауэрбахе-Келлере.
В 1768 году молодой Гете тяжело заболел туберкулезом, и ему пришлось бросить учебу в Лейпциге. Дома он медленно восстанавливался. Он использовал это время для сочинительства и публикации своего первого тома стихотворений.
Основные события и сюжет «Фауста»
«Фауст» – это знаменитая трагедия немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гёте, которая рассказывает историю доктора Фауста, ученого, который продает свою душу дьяволу в обмен на знание и мирские удовольствия.
Сюжет произведения развивается вокруг главного героя, доктора Фауста, который чувствует себя разочарованным и неудовлетворенным своей жизнью. Он обращается к магии и заключает сделку с Мефистофелем, дьяволом, чтобы получить все, чего он желает.
Фауст жаждет знания и пытается найти истину о мире и человеческой жизни. Он путешествует во времени и пространстве, испытывает различные виды удовольствий и сталкивается с множеством преград на своем пути.
Однако, несмотря на все свои достижения, Фауст остается несчастным и неудовлетворенным. Он осознает, что его душа принадлежит дьяволу и что он потерял свою человечность.
В конце произведения Фауст осознает свою ошибку и понимает, что истинное счастье и покой не могут быть достигнуты через мирские удовольствия и знание. Он просит прощения у Бога и его душа спасается.
Таким образом, основной сюжет «Фауста» заключается в борьбе доктора Фауста с его внутренними демонами и поиском истинного смысла жизни.
Возобновление учебы
В 1770 году отец призвал его возобновить учебу, поэтому Гете продолжил изучать право в Страсбурге и даже защитил докторскую диссертацию. Молодой студент посещал и другие лекции на стороне — на этот раз он был особенно увлечен химией. Во время учебы он снова и снова писал стихи, и за это время написал свою первую комедию «Соучастники». Но Гете был еще неизвестен, и его талант еще не был раскрыт.
В биографии Гете наступил период относительной стабильности. После окончания учебы Гете начал работать юристом во Франкфурте-на-Майне. Он открыл юридическую фирму в доме своих родителей. Но ему не очень понравилась его профессия, он чувствовал себя все больше и больше увлекаемым литературой.
Иоганн числился в офисе четыре года и изо дня в день пытался заставить себя работать. В свободное время он писал стихи и другие тексты. В глубине души Гете надеялся, что однажды сможет заработать себе этим на жизнь. Он хотел как можно скорее бросить профессию адвоката.
Другие сочинения по этому произведению
Образ МефистофеляОбраз Мефистофеля в трагедии Гёте «Фауст»Мефистофель и Фауст (по поэме Гете «Фауст»)Сюжет трагедии Гёте «Фауст»Тема любви в трагедии Гёте «Фауст»Образ и характеристика Фауста в одноименной трагедии ГетеТрагедия Гете «Фауст». Композиция. Образы Фауста и МефистофеляТрагедия Гете «Фауст»Характеристика образа ФаустаФольклорные и литературные истоки поэмы «Фауст»Поиски смысла жизни в трагедии И. В. Гете «Фауст»Борьба добра и зла в трагедии И Гете «Фауст»Образы главных героев трагедии «Фауст»Роль Мефистофеля в поисках смысла бытия ФаустаПоиск смысла жизни в трагедии Гете «Фауст»Общий смысл трагедии «Фауст»Воплощение в образе Фауста высших духовных порывов человекаХарактеристика образа ВагнераХарактеристика образа ЕленыХарактеристика образа МаргаритыОбразы главных героев трагедии «Фауст» ГётеРелигиозно-философский смысл образов Фауста и МефистофеляФилософский смысл образа ФаустаТрагедия «Фауст» вершина творчества ГетеОбраз и характеристика Мефистофеля в трагедии «Фауст»Боротьба добра и зла ФаустВерсия для мобильных Борьба добра и зла в трагедии Гете «Фауст»»Лишь тот, кем бой за жизнь изведан, жизнь и свободу заслужил» (по трагедии Гете «Фауст»)»Фауст» — Трагедия познанияИз всех чудес … самое высокое — это язык трагедии, чудо ее текстаФилософская глубина великого творения Гете «Фауст»МаргаритаПересказ сцены «Вальпургиевой ночи» в драме «Фауст»Тема сочинения Сатира Мефистофеля в поэме Гете «Фауст»Анализ заключительного акта трагедии «Фауст»Причины побудившие Гёте написать роман «Фауст»Анализ финала поэмы Гете «Фауст»«Фауст» — легенда или жизньЖизнь действие и гибель ФаустаФауст герой народной книги «История о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике»Жажда познания была творца «Фауста»Центральные персонажи: Фауст, Мефистофель, МаргаритаОбщечеловеческие ценности в романе Й В Гете «Фауст»Знакомство Гете с Фаустом и РафаэлемРусский «Фауст»Фауст: Чернокнижник и чародей“Фауст” – драматическое произведениеГероиня трагедии Гете «Фауст»Фауст и Рафаэль диалектическое решение проблемы добра и злаСвоеобразие и мировое звучание «Фуста»Роль злого начала в исканиях Фауста»Я дух, всегда привыкший отрицать» (по трагедии Гете «Фауст»)Противостояние Фауста и РафаэляСочинение на тему Причины побудившие Гёте написать роман «Фауст»Путь длиной в жизнь (сочинение по трагедии «Фауст»)Интерпретация «фаустовского» сюжета в трагедии Гете «Фауст»Характеристика образа МефистофеляХарактерные черты художественного мира «Фауста» Иоганна Вольфганга ГётеКосмогонический мир «Фауста»Сатира Мефистофеля в поэме Гете «Фауст»Роль злого начала в судьбе человека (по трагедии «Фауст» Гете)Сюжетное построение первой части поэмы «Фауст»Противоречивость образа ФаустаСюжетное построение второй части поэмы «Фауст»Образ Фауста, как поиски смысла бытия и назначения человека«Фауст» история создания композиция и проблематикаОтражение в «Фаусте» Гёте передовых просветительских идей эпохиНародная основа «Фауста» ГётеВеликий немецкий поэт и мыслительФауст и Рафаэль странствования в поисках прекрасногоРоль злого начала в судьбе человека(по трагедии «Фауст»)Смысл образов Фауста и Мефистофеля в трагедии ГетеСтруктура и сюжет трагедии Гете «Фауст»
Философия и Веймарский классицизм
В 1788 году Иоганн вернулся в Веймар и возобновил свои дела. Он начал переделывать «Торквато Тассо». Но его научные исследования стали отвлекать от работы. Его особенно интересовала теория света в живописи и ботаника. Он также уделял много внимания культуре и философии. В данном периоде биографии Гете философские взгляды на литературу окончательно формируются и достойны детального рассмотрения.
Он познакомился с Фридрихом Шиллером. Они много говорили о культуре и разработали концепцию литературы и искусства, которая в дальнейшем войдет в историю под названием «веймарский классицизм». Период стал знаковым в биографии поэта Гете: оба поэта оказали влияние друг на друга в своем литературном творчестве, и Шиллер призвал автора продолжить работу над «Фаустом».
Философия поэтов ставит в центр человеческое восприятие через сочетание эмоций и мыслей, которые отражают друг друга. По их мнению, только человек способен на философскую мысль и глубокие размышления, при которых личность развивается, любит, страдает и испытывает все человеческие чувства. Человеческие чувства по Гете и Шиллеру – это те философские понятия, которые не могут существовать отдельно от человеческой личности.
«Буря и натиск»
В 1771 году поэт написал пьесу «Гетц фон Берлихинген» всего за шесть недель. В 1773 году, продолжая работать юристом,он в очередной раз пересмотрел текст и, наконец, опубликовал его. Это произведение стало успешным в творческой биографии Гете: отзывы неизменно были положительными. Благодаря этой пьесе Иоганну удалось достичь славы.
В 1772 году, в возрасте 22 лет, Иоганн Вольфганг Гете отправился в Ветцлар в Имперский камеральный суд. Это было желание отца, которое сын снова удовлетворил, хоть и с недовольством. Здесь он познакомился с Шарлоттой Бафф, в которую страстно влюбился. К сожалению, она уже была помолвлена. Иоганн впал в глубокую любовную болезнь.
Но этот кризис помог ему совершить прорыв: в 1774 году был опубликован эпистолярный роман «ПСтрадания юного Вертера», в котором он рассказывал о пережитом им опыте любовной болезни. Книга понравилась публике.
С 1775 года в биографии Иоганна Гете начинается новый этап. Он стал министром в Веймаре по приглашению герцога Карла Августа. Со временем он стал близким другом молодого герцога — он был назначен еще и советником при Веймарском дворе. В то время Гете все больше интересовался вопросами науки. В частности, он был увлечен секретами человеческого тела и серьезно занимался анатомией.
Тем не менее он никогда не упускал из виду свою страсть – литературу. В это время была написана его знаменитая поэма «Лесной царь».
Иоганн страдал от постоянного внутреннего беспокойства. Он хотел исследовать мир, испытать что-то новое. Кроме того, его политическая должность не удовлетворяла его. И поэтому он решил поехать в Италию. Он надеялся, что это путешествие также даст ему вдохновение для дальнейших работ.
Жизнь и творчество
Находясь на больничном, Гете пишет свой первый литературный труд – комедию «Соучастники». В 1770 году он пытается закончить обучение и отправляется в Страсбург, но там в нем пробуждается интерес к химии, медицине и филологии. Там на формирование личности Гете оказал большое влияние теолог И. Гердер.
В Страсбурге Иоганн вступает в течение «Бури и натиска», проповедовавших почитание эмоций вместо разума. На волне этого течения он влюбляется во Фридерику Брион и пишет ей стихи «Степная розочка», «Майская песня» и другие. Однако вскоре любовь угасла и они расстались.
В 1773 году в свет вышла его пьеса «Гец фон Берлихинген с железною рукою», принесшую популярность автору в Священной Римской империи. Через год он закрепляет успех произведением «Страдание юного Вертера», в котором влюбленный юноша, не встретив ответных чувств, кончает жизнь самоубийством.
В 1782 году Гете пишет мистическую балладу «Лесной царь», рассказывающую о таинственном существе, забравшую жизнь больного ребенка.
В 20 лет Гете начал работу над главным трудом своей жизни – поэмой «Фауст». Она уникальна по своей структуре и содержанию, а также отражает динамику развития личности автора. Первый отрывок книги вышел в свет в 1808 году, а полностью она была опубликована на 24 года позже. Он считал главного героя этого произведения дьявола, явившегося в мир под именем Мефистофеля – частью загадочной силы, который вечно хочет зла, но обречен творить добро. Это произведение было переведено на множество языков мира и считается достоянием мировой культуры.
Проблемы
Проблематика «Фауста» не менее насыщенна интересными вопросами:
- Неудовлетворенность жизнью – писатель показывает, как несовершенство мира может вызвать разочарование у человека во всём, во что он верил. В таком состоянии человек способен пойти на самые крайние меры, которые едва ли принесут счастье ему и окружающим. Но автор показывает, что даже эта проблема решаема, было бы желание ее решать.
- Поиск смысла жизни – Фауст многие годы думал над тем, с какой целью он пришёл в этот мир. Ни любовь, ни семья, ни пьянство, ни власть, ни богатство не удовлетворили его. В конце концов, он решил, что его предназначение — помогать людям. Гёте явно восхищается выбором своего героя, его выбор совпал с идеалами эпохи, в которую жил и творил автор.
- Самоуверенность – Гёте осуждает человеческую гордыню и самоуверенность. По его мнению, человек обязан подвергать критике свои действия и знания. Фауст знает больше своего ученика Вагнера, но он сомневается и видит, как мелок человек на фоне мироздания. Он не может знать всего, и эта ограниченность удручает Фауста.
- Порок и добродетель – Гёте превозносит в пьесу такие добродетели, как доброта, щедрость и сострадание, и осуждает гордыню, безнравственность, жадность и лицемерие. Эти крайности переполняют человека и борются в нем, создавая неповторимую по сложности человеческую личность.
- Двоякая природа человека – по мнению Гёте, человек способен как на великое добро, так и на великое зло. Фауст совершает множество ужасных поступков, но в то же время пытается совершать добро. Маргарита впадает в грех, убивает ребёнка, но после этого возвращается к свету и умирает, как христианка. В этом мире нет абсолютного добра или зла, даже в рамках одного человека.
- Цели и средства – цель Фауста была благородной, но средство, которое он выбрал для её достижения, того не стоило. Гёте призывает людей быть разборчивее и не забывать о человечности и благоразумии.
Главные персонажи произведения
Доктор Фауст
Доктор Фауст – главный герой произведения, ученый, который чувствует себя неудовлетворенным и разочарованным жизнью. Он стремится к знанию и истине, но не может найти их в мирских вещах. Фауст заключает сделку с дьяволом Мефистофелем, чтобы получить все, чего он желает, в обмен на свою душу.
Мефистофель
Мефистофель – дьявол, который заключает сделку с Фаустом. Он обещает Фаусту богатство, власть и удовлетворение всех его желаний в обмен на его душу. Мефистофель является искусителем и проводником Фауста в мире греха и искушений.
Гретхен
Гретхен – молодая и невинная девушка, в которую Фауст влюбляется. Она становится жертвой его страсти и предательства. Гретхен представляет чистоту и невинность, которые Фауст потерял в своем стремлении к знанию и удовлетворению своих желаний.
Вагнер
Вагнер – друг Фауста, который представляет собой типичного ученого и приверженца традиционных ценностей. Он предостерегает Фауста от искушений и предлагает ему оставить свои стремления к знанию и сосредоточиться на обычной жизни.
Маргарета
Маргарета – другая женщина, в которую Фауст влюбляется. Она представляет собой противоположность Гретхен – она сильная и страстная, но также страдает от последствий своего отношения с Фаустом.
Жанр и направление
Жанр «Фауста» Гёте можно определить, как философскую драму. Перед нами предстаёт герой, который пытается бороться со своей судьбой, но в итоге оказывается лишь игрушкой в руках судьбы
Тема рока, неизбежности того, что должно случиться, занимает важное место в произведении. Хоть в финале Фауст был спасён, концовка всё равно кажется довольно печальной, ведь демон успел нанести огромный вред: испортил жизнь Маргариты, убил двух стариков, мешавших Фаусту улучшить свои владения, вмешался в историю целого государства, поспособствовал смерти Валентина и матери Маргариты
Кроме того, в пьесе затронуты очень важные темы и проблемы, не свойственные легкому жанру комедии.
В то же время произведение не лишено комических черт: Мефистофель часто шутит, в его речи встречается игра слов, каламбуров и парадоксов. В сценах гуляний автор намеренно опускает лексику произведений и даже вводит эротические метафоры и подтексты.
Поскольку пьеса написана в стихах, ее часто называют эпической поэмой, наделенной витиеватым сюжетом. Так, жанровое своеобразие «Фауста» занимает ученых до сих пор.
Как уже было сказано Многомудрым Литреконом, «Фауст» впитал в себя веяния нескольких литературных направлений. Так, главный герой отчасти имеет романтические черты: он одинок, но гордится своим одиночеством, чуждается толпы, разочарован в жизни и верит в мистику. Он близок к природе, далек от цивилизации и бунтует против своей человеческой ограниченности. Из реализма можно отметить, что лексика Мефистофеля и обычных людей приближена к реальной разговорной речи, а описание быта и нравов людей взято из действительности, оно ничуть не приукрашено. В отличие от классицистов, Гете наблюдает за обычными горожанами, бедняками и пьяницами, а не только за дворянами и королями. Но от классицизма писатель заимствовал преклонение перед античностью, подробные описания древнегреческих легенд, исторические темы. Мораль «Фауста» взята из эпохи Просвещения: герой находит смысл жизни в служении обществу и стране.
Суть: о чем пьеса?
Повествование начинается с того, что Бог и демон по имени Мефистофель спорят о том, сможет ли демон осквернить душу немецкого врача Фауста. Обе стороны заключают пари.
Тем временем Фауст переживает трудный период своей жизни. Престарелого врача почитают на родине, как спасителя людей от чумы. Однако сам Фауст не считает свои заслуги чем-то значимым, объясняя победу над чумой простым везением. Он разочарован в своей жизни, ведь он так и не смог выйти за границы человеческого познания и изменить мир.
В этот момент Фауст встречается с Мефистофелем, который обещает старику бессмертие, молодость и свою верную службу в обмен на душу. Однако Фауст соглашается на это с условием: Демон получит его душу только в тот момент, когда Фауст скажет: «Остановись, мгновенье! Ты прекрасно!».
Мефистофель и Фауст путешествуют по миру, сея вокруг несчастья и смерть, посещают дно преисподней и даже прошлое. Спустя много лет, ослепший Фауст приказывает построить плотину, которая защитит людей от гнева моря, однако Мефистофель обманывает старика и приказывает лемурам рыть могилу. Одурманенный успехом Фауст произносит роковые слова и умирает. Мефистофель намеревается забрать его душу, однако небесное воинство вступает в битву с демонами и уносит душу Фауста в рай. Подробное краткое содержание изложено Многомудрым Литреконом здесь.
Достижения и вклады:
Профессиональная, социальная позиция: Немецкий поэт, писатель, драматург, философ, ученый и государственный деятель.Основной вклад (чем известен): Гете единодушно признается как гений и один из величайших мастеров немецкой и мировой литературы.
Вклады в культуру:
Гете – немецкий поэт, писатель и ученый, известен как один из наиболее выдающихся представителей европейской культуры. Кроме того, он был одним из самых одаренных и высокообразованных людей восемнадцатого столетия. Творчество Гете охватывает сферы поэзии, драматургии, литературы, теологии, философии и науки.
Он был одним из величайших мастеров немецкой литературы, представителем движения Веймарского классицизма, совпадающего с эпохой Просвещения, сентиментализма, Бури и Натиска и романтизма.Литература. Уже в 1769 году были опубликованы его ранние лирические стихи, которые впоследствии были положены на музыку, Однако настоящую литературную известность ему принесла пьеса “Гёц фон Берлихинген” (1773) чистый продукт «Бури и натиска», а особенно роман “Die Leiden des Jungen Werthers” (Страдания юного Вертера)(1774), который Гете писал на грани самоубийства, после его неразделенной любви к Шарлотте Буфф. “Вертер” был переведен на многие языки и сразу же принес ему широкую известность.
В начале своего творчества Гете отстаивал роль страсти в искусстве, но после посещения Италии (1786-88) он стал больше ценить классические традиции и идеалы. В классическом стиле были написаны такие его работы: финал поэтической версии драмы “Ифигения в Тавриде” (1787); историческая драма “Эгмонт” (1788), получившая широкую известность написанной к ней музыкой Бетховена; “Римские элегии” (Römische Elegien) (1788); психологическая драма “Торквато Тассо” (1789); эпическая драма “Герман и Доротея” (1797).
Роман “Wilhelm Meisters Lehrjahre” (Годы учения Вильгельма Мейстера) (1796), стал прототипом немецкого Bildungsroman, (воспитательного романа), или романа развития персонажа.
Произведение “Избирательное сродство” (Die Wahlverwandtschaften ) (1809), является одним из самых значительных его романов, но, возможно, его наиболее известной работой в этом жанре является серия Вильгельма Мейстера. Последняя часть дилогии Wilhelm Meisters Wanderjahre (Годы странствований Вильгельма Мейстера)
была опубликована в 1829 году. Его величайшей и бессмертной работой, Magnum Opus, (Великим трудом) является драматическая поэма «Фауст», которая считается одной из вершин мировой литературы. Он начал работу над этим шедевром в 1775 году, при этом первая часть “Фауста” была опубликована в 1808 году, а вторая, вскоре после его смерти.
Другие работы Гете включают его автобиографию Dichtung und Wahrheit (Поэзия и правда, 1811-33), его путевые заметки Winckelmann und sein Jahrhundert (Винкельман и его век) (1805) и Die Italienische Reise (Путешествие в Италию) (1816).Музыка. Гете, будучи превосходным музыкантом-любителем, руководил в Веймаре инструментальными и вокальными ансамблями и являлся постановщиком некоторых опер. Многие из его либретто, сочиненных для оперетты, так и не достигли известности. Однако его изысканные лирические стихи, часто вдохновляли авторов на написание песен.Наука. Его подход к науке основывался на чувственном опыте и поэтической интуиции. Он старался не столько объяснить природу, сколько ощутить “пульс жизни”, уловить универсальные законы в потоке обыденных событий. Он был автором научной теории цвета (1810), в которой он опровергал Оптику Ньютона. В своем эссе по ботанике “Метаморфоза растений” (1790) он выдвинул ряд важных идей, касающихся растительной и животной морфологии и гомологии, которые были расширены и доработаны многими натуралистами девятнадцатого века, включая Чарльза Дарвина.Философия. Гете сам решительно отказывался от прямых занятий философией в узком, специализированном смысле. Его мировоззрение, представлено в его поэтических произведениях: Фауст, Западно-Восточный диван, Eins und Alles (“Одно и все”), Душа мира, а также в его беседах, размышлениях и максимах.
Для Гете Бог и природа одно. Он отстаивал пантеистские формулы “Одно и все”, “Что — внутри, во внешнем сыщешь; Что — вовне, внутри отыщешь”, “Если собственная Божья сила не была бы внутри нас, то как бы божественное радовало нас?”, “Каждый видит то, что он несет в своем сердце”, “Если вы хотите создать что-то, то вы должны быть чем-то”.
Символика и образы в произведении
«Фауст» Гёте полон символических образов, которые помогают передать глубинные идеи произведения. Один из главных символов в произведении – это сам Фауст. Он представляет собой человека, стремящегося к знанию и истине, но при этом готового пойти на любые жертвы. Фауст также символизирует вечную человеческую жажду познания и неудовлетворенность, которая приводит его к сделке с дьяволом.
Другой важный символ в произведении – это Мефистофель. Он представляет собой дьявола, который обещает Фаусту все, что он желает, в обмен на его душу. Мефистофель символизирует искушение, соблазн и зло, которые привлекают человека и отвлекают его от истинного пути.
Также в произведении есть символы, связанные с природой. Например, Гретхен, возлюбленная Фауста, символизирует чистоту и невинность. Ее судьба и падение отражают последствия греха и неправильных поступков.
В «Фаусте» также присутствуют символы, связанные с искусством и культурой. Например, вторая часть произведения содержит сцены, в которых Фауст становится покровителем искусства и стремится создать идеальный город. Это символизирует его стремление к гармонии и совершенству.
Образы в произведении также играют важную роль. Например, образы ночи и тьмы часто используются для передачи атмосферы загадочности и сомнений. Образы природы, такие как море и горы, помогают создать эмоциональную и символическую глубину произведения.
В целом, символика и образы в «Фаусте» помогают передать сложные идеи и темы произведения, добавляют глубину и эмоциональную силу к тексту.