Анализ произведения «фауст» (гёте)

Смысл произведения фауст гете

Смысл финала «Фауст» Гёте

Почему именно трагедия? Человек на протяжении всего своего существования занят поиском смысла жизни. Ради чего мы появились на планете? Каков наше предназначение и истинная цель? Гёте своим произведением доказал, какая невероятная сила скрыта в каждом человеке. Ежедневно в людях борются положительные и отрицательные стороны. Противостояние добра и зла является главным двигателем развития.

Многие люди недовольны качеством своей жизни. Они погрязли в проблемах, их одолели неприятности. Автор говорит, что быть несчастным и влачить жалкое существование — это самостоятельный выбор каждого. Для радостной и яркой жизни необходимо приложить определенные усилии. Но большинство предпочитают плыть по течению, существовать по инерции. Их удел — критиковать и обсуждать личностей, которые своими силами пытаются достичь намеченных высот.

Чтобы познать истинный смысл жизни Иоганн Вольфганг Гёте провёл своего центрального персонажа через различные испытания, преграды и сложности. Он показал ему жизнь с нескольких сторон. Не всегда людям сопутствует удача, опасности могут подстерегать человека на каждом шагу. Однако жизнь состоит не только из трудностей. Нужно учиться замечать красивое и интересное, что нас окружает. В мире так много прекрасного и неопознанного, он невероятен.

Если человек несчастен в данный момент, не следует отчаиваться. Нужно почаще напоминать себе, что так будет не всегда. Только пройдя через неимоверные сложности, на себе ощутив тяготы и лишения, человек обретает истинное счастье. Всегда, при любых обстоятельствах нужно верить в лучшее. И в финале произведения Фауст, наконец, осознал подлинную цель существования человека в этом мире.

Темы

Произведение, содержащее соглашение трудолюбивого человека и черта, иными словами – сделку с дьяволом, дарит читателю не только захватывающий, полный приключений сюжет, но и актуальные темы для размышления. Мефистофель испытывает главного героя, даруя ему абсолютно иную жизнь, и теперь «книжного червя» Фауста ждут веселье, любовь и богатство. В обмен на земное блаженство тот отдает Мефистофелю душу, которая после смерти должна отправиться в ад.

  1. Наиболее важная тема произведения – вечное противоборство добра и зла, где сторона зла, Мефистофель, пытается совратить доброго отчаявшегося Фауста.
  2. После посвящения затаилась и тема творчества в театральном прологе. Позицию каждого из спорящих можно понять, ведь директор думает о вкусе публики, которая платит деньги, актер – о наиболее выгодной роли, чтобы понравиться толпе, а поэт – о творчестве в целом. Нетрудно догадаться, как искусство понимает Гете и на чьей стороне он стоит.
  3. «Фауст» — настолько многогранное произведение, что здесь мы найдем даже тему эгоизма, которая не бросается в глаза, однако при обнаружении объясняет, почему персонаж не был удовлетворен знаниями. Герой просвещался лишь для себя, а не помогал народу, поэтому его накопленные годами сведения были бесполезны. Отсюда вытекает и тема относительности любого знания – то, что они непродуктивны без применения, разрешает вопрос, почему познание наук не привело Фауста к смыслу жизни.
  4. Легко проходя через соблазнение вином и весельем, Фауст и не догадывается, что следующее испытание дастся намного труднее, ведь ему предстоит предаться неземному чувству. Встречая юную Маргариту на страницах произведения и видя безумную страсть Фауста к ней, мы разглядываем тему любви. Девушка привлекает главного героя чистотой и безупречным чувством правды, кроме того, она догадывается о натуре Мефистофеля. Любовь персонажей влечет за собою несчастья, и в темнице Гретхен раскаивается за свои грехи. Следующая встреча влюбленных ожидается только на небесах, но в объятиях Маргариты Фауст не просил повременить мгновенье, в противном случае произведение завершилось бы без второй части.
  5. Присматриваясь к возлюбленной Фауста, отметим, что юная Гретхен вызывает симпатию у читателей, однако она виновна в смерти своей матери, которая не проснулась после сонного зелья. Так же по вине Маргариты умирают еще ее брат Валентин и внебрачный ребенок от Фауста, за что девушка оказывается в темнице. Она испытывает страдания от совершенных ею грехов. Фауст предлагает ей сбежать, но пленница просит его уйти, отдаваясь полностью своим мучениям и раскаянию. Так в трагедии поднимается еще одна тема – тема нравственного выбора. Гретхен предпочла смерть и Божий суд побегу с чертом, и тем самым спасла свою душу.
  6. Великое наследие Гете таит в себе и философские полемические моменты. Во второй части мы вновь заглянем в кабинет Фауста, где усердный Вагнер работает над экспериментом, создавая человека искусственным путем. Сам образ Гомункула – уникальный, прячущий разгадку в его жизни и поисках. Он томится по реальному существованию в реальном мире, хотя ему известно то, что еще не может осознать Фауст. Замысел Гете добавить в пьесу такого неоднозначного персонажа, как Гомункул, раскрывается в представлении энтелехии, духа, каким он вступает в жизнь до всякого опыта.

История создания

“Фауст” – плод работы писателя, которая длилась практически всю его жизнь. Естественно, что произведение “росло” вместе с его автором, оно вобрало в себя систему взглядов европейского общества на протяжении полувека. История немецкого чернокнижника Фауста, который реально существовал в 16 веке в Германии, брали за основу своих произведений многие писатели, поэты, композиторы, художники.

Однако, Иоганн Гёте сделал этот образ максимально живым, чувствующим, мыслящим, определил его, как человека стремящегося к истине. Легенды же о докторе Фаусте носят достаточно мрачный характер, его обвиняют в отступлении от веры, в занятиях магией и волшебством,в воскрешении людей, в неподобающем образе жизни. По легенде, он выступал с фокусами, врачевал больных, был бродячим странником

До Гёте никто не акцентировал внимание на том, что великий учёный ищет ответы на вечные вопросы, что он велик в своей жаждой к правде, он верен делу, которое выбрал

Начало работы писателя над “Фаустом” выпало на его двадцатилетний возраст. Тогда будущий учёный и великий писатель не знал, что будет создавать это произведение всю свою жизнь, что оно станет великим бессмертным шедевром всех времён и народов. С 1773 по 1775 наиболее благоприятно шла работа над многочисленными сценами трагедии.

В 1790 году дружба Гёте и Шиллера привела к тому, что последний уговорил поэта продолжить работу над “Фаустом” и непременно закончить этот шедевр. Между 1825-31 годами уже будучи в преклонном возрасте, Гёте закончил труд всей своей жизни. Печатать его при жизни он не захотел, в завещании было указано желание опубликовать “Фауста” после смерти писателя. В 1832 году было опубликовано произведение целиком.

Сюжет трагедии в тезисах

Доподлинно известно, что произведение писалось на протяжении 60 лет, в период с 1773 по 1831 годы. Автор начал работу над ним в 20-летнем возраста и закончил всего за несколько месяцев до своей смерти. В основу трагедии Гете положил пересказ немецкой легенды о Фаусте – известном алхимике и чернокнижнике, жившим в Германии в шестнадцатом веке. Истории об этом герое носят преимущественно мрачный характер. Многие современники обвиняли его в поклонении дьяволу, занятиях черной магии и разгульном образе жизни. По легенде, Чернокнижник не жил подолгу на одном месте, много путешествовал с бродячими артистами, показывая фокусы с воскрешением мертвых и исцелением серьезно больных.

До Гете никто не пытался посмотреть на жизнь Фауста совершенно под другим углом. И только автор предпринял попытку представить этого человека как великого ученого, который пытается найти ответы на вечные вопросы, используя всевозможные способы. Знакомство с кратким содержанием бессмертного произведения Гете «Фауст», откроет перед читателем философскую трактовку цели жизни каждого человека, которая, по мнению автора, заключается в служении обществу. В завязке композиции Господь и Дьявол спорят о том, что на земле еще остались чистые души, которые помнят и чтят святые заветы. В своем споре они ставят на кон душу доктора Фауста.

Дьявол уверен, что, несмотря на великие идеи ученого и его заявления о том, что он предан Господу, Мефистофелю удастся соблазнить доктора земными удовольствиями, заставив отказаться от науки и великого предназначения. В начале оперы Фауст предстает перед нами человеком в возрасте, который сумел постигнуть все науки и добиться уважения окружающих. Однако, даже всеобщее признание не способны доставить герою удовольствия. Он недоволен собой настолько, что уже готов завершить свой земной путь.

Самоубийству Фауста мешает Мефистофель, который является доктору в образе студента и предлагает заключить сделку: все удовольствия мира и исполнение любых желаний в обмен на бессмертную душу. Ученый соглашается на предложенную сделку, после чего в компании Мефистофеля отправляется в захватывающее путешествие не только по миру, но и по основным вехам истории. Дьявол сумел дать своему подопечному богатство, власть и множество возможностей, которые, однако, так и не смогли принести счастье и покой доктору.

Он неоднократно становится причиной трагической гибели простых людей, имевших несчастье повстречаться на его пути. В конце своей жизни Фауст осознает, что власть и деньги – это все пустое, истинное наслаждение заключается в пользе для общества, что в итоге позволяет ему искупить грехи и спасти свою души от власти темных сил.

Проблемы и противоречия

Пьеса имеет глубокий смысл и противоречивый сюжет. Герои постоянно сталкиваются со сложными задачами и вынуждены искать ответы на философские вопросы. Вот основные проблемы, затронутые автором:

  1. Поиск смысла жизни. На решении проблемы построен весь сюжет пьесы. Фауст добился многого, приобрел большие знания. Но в какой-то момент все эти достижения показались ему бесполезными. Он решил, что прожил свою жизнь напрасно, и даже стал задумываться о самоубийстве. Мефистофель дал ему все земные радости. Но герой понял, что эти блага ничего не значат. Смысл существования — делать добро другим людям. Фауст познал эту истину и сохранил свою бессмертную душу.
  2. Власть и богатство. Сделка с Мефистофелем открыла перед Фаустом новую жизнь. Ему стали доступны любые земные радости и блага, он мог сам управлять реальностью. Автор затронул очень важную проблему: как в этой ситуации остаться собой? Герою пьесы это удалось. Мефистофель не смог полностью подчинить Фауста, он сохранил доброту и порядочность, умение сочувствовать людям и желание им помогать. Он жил ради других и продолжал искать истину.
  3. Трусость. Если проанализировать жизнь Фауста, можно понять, что он боится реальности. Мужчина закрывается в кабинете, читает книги, изучает науки и не задумывается, что происходит вокруг него. Эта важная деталь раскрывает проблему трусости. Когда появился Мефистофель, все изменилось. Он заставил доктора выйти из комнаты и столкнуться с реальностью. Герою пришлось иметь дело со множеством загадок. Он окунулся в захватывающие приключения и начал жить, а не прозябать.
  4. Невежество и глупость. Гете сравнивает людей с тупым и жестоким скотом.

Сочинения

Произведение немецкий писатель Гете создавал 6 десятилетий. Характеристика Фауста показывает человека, живущего для людей, ищущего и не находящего смысл жизни. Готового ради истины продать душу дьяволу.

Образ Фауста

Доктор Фауст является по образу человеком ищущим. В трагедии Гете повествуется о том, что главный герой изучил множество наук, но понимает, что знает о Вселенной слишком мало. Помимо врачевания он изучает магию, пытаясь познать истину. Господь говорит о душе Фауста: «чистая душа в своём исканье смутном Сознанья истины полна!»

Мефистофель наоборот отзывается о Фаусте как о сумасшедшем, который служит Господу, но: «…он служит по-иному», — не как другие верующие.

Описывая его образ, демон тьмы указывает на особенности Фауста: «…Как сумасшедший, он рассудком слаб…».

Не постигнув истины, Фауст вечно погружен в «грызущую печаль».

Заключив договор с демоном тьмы — Мефистофелем он надеется получить нужные знания.

Характеристика Фауста

Фауст пребывает в постоянном сомнении. Понимая, что знает о жизни слишком мало, решает стать частью Вселенной, чтобы постичь истину. Хочет принять яд. Но церковный колокольный благовест удерживает его от этого опрометчивого поступка.

Господь спорит с Мефистофелем, считающим Фауста пропащим человеком. Говорит, что отдаст дьяволу душу Фауста, если он сможет ее заполучить.

Простые горожане благодарят доктора зато, что он вместе с отцом уберег город от чумы. Но Фауст стыдится такой благодарности, ведь его отец одних пациентов лечил, а другим давал яд.

Получив от демона тьмы обещание, что он будет исполнять любые его капризы, расчетливый по своей характеристике Фауст заключает с ним сделку. Гете пишет, что доктор подписывает кровью документ, по которому отдает дьяволу свою бессмертную душу.

Испив волшебного напитка на кухне у ведьмы, Фауст вернул себе молодость и чувства как у молодого человека. Доктор снова возжелал любви невинной девушки Маргариты. Мефистофель хочет выменять любовь девушки на шкатулку драгоценностей, но ее мать, заподозрив неладное, возвращает щедрые подарки дарителю. Лишь вторая попытка помогает Фаусту завладеть сердцем и телом девушки.

Из-за любовной связи, случившейся по велению Мефистофеля, погибает мать девушки. Фауст убивает на дуэли брата возлюбленной. Маргарита топит ребенка, рожденного от Фауста. Девушка сходит с ума и погибает. Но ее заблудшую душу спасает Господь.

Вторая часть трагедии напоминает греческие мифы. Фауст влюбляется в прекрасную Елену. У них рождается сын, но и он гибнет. Фауст постоянен в своей характеристике героя в вечном поиске, он продолжает свои изыскания. Хочет покорить природу, построить плотину для людей.

Мефистофель, под видом строительства плотины, приказывает своим слугам рыть могилу Фаусту.

Фауст понимает, что истинный смысл его жизни состоит в служении людям. Демон после смерти Фауста хочет забрать положенную ему по контракту душу искателя, но ангелы уносят ее на небеса. Господь выиграл спор, ведь Фауст хоть и часто ошибался, но старался жить не для себя, а для людей. Искал способы помогать людям, делать их жизнь лучше.

Сочинение по образу Фауста поможет написать цитатная характеристика героя.

Тема

Смысл человеческой жизни, устройство мира, любовь, власть, деньги, неограниченные желания и их последствия – это лишь часть тем, которые затрагивает автор “Фауста”. Выделить основную мысль в таком масштабном произведении достаточно сложно. Трагедия Гёте учит тому, что абсолютное знание не всегда во благо, человек слишком слабое существо, чтобы, пройдя дьявольские испытания, сохранить душу невредимой и чистой.

Над идеей “Фауста” до сих пор не утихают споры литературоведов и критиков. Жажда познания мира, эмоционального, физического, интеллектуального, неминуемо приводит к гибели души, ведь идти на поводу у своих желаний – заведомый провал. Гёте наполнил произведение серьёзной философской проблематикой, при этом основу сюжета составляет народная легенда. Если добавить к этому идеи просвещения и критику средневековья, то получится абсолютно уникальное творение – таковым стала трагедия “Фауст”.

Композиция

“Фауст” по своей форме можно отнести к драме для чтения, далеко не все его сцены подходят для постановки в театре. Произведение имеет прозрачную композицию: посвящение, пролог на земле (в театре), пролог на небесах, завязка действия, развитие событий, кульминация и развязка. Вторая часть “Фауста” очень абстрактна, в ней сложно выделить явные структурные композиционные элементы.

Главной особенностью композиции “Фауста” является её многослойность, направленность на чтение с визуальным представлением происходящего “на сцене”. Первая часть состоит из 25 сцен, во второй – 5 действий. Несмотря на сложность пьесы, она довольно целостная в смысловом и художественном плане.

Главные герои и их характеристика

  1. Фауст – главный герой трагедии Гете, выдающийся ученый и врач, познавший многие таинства наук, но все равно разочаровавшийся в жизни. Он не удовлетворен теми обрывочными и неполными сведениями, которыми владеет, и ему кажется, что уже ничего не поможет ему прийти к познанию высшего смысла бытия. Отчаявшийся персонаж даже задумывался о самоубийстве. Он заключает договор с посланцем темных сил для того, чтобы найти счастье – то, ради чего действительно стоит жить. Прежде всего, им управляют жажда знаний и свобода духа, поэтому он становится непростой задачей для черта.
  2. «Частица силы, желавшей вечно зла, творившей лишь благое» — довольно противоречивый образ черта Мефистофеля. Средоточие злых сил, посланец ада, гений соблазна и антипод Фауста. Персонаж считает, что «достойно гибели все то, что существует», ведь он умеет манипулировать самым лучшим божественным творением через его многочисленные уязвимости, и все вроде бы указывает на то, как отрицательно читатель должен относиться к черту, но, черт возьми! Герой вызывает симпатию даже у Бога, что уж говорить о читающей публике. Гете создает не просто сатану, а остроумного, язвительного, проницательного и циничного трикстера, от которого так трудно отвести глаза.
  3. Из действующих лиц так же можно отдельно выделить Маргариту (Гретхен). Юная, скромная, верующая в Бога простолюдинка, возлюбленная Фауста. Земная простая девушка, заплатившая за спасение своей души собственной жизнью. Главный герой влюбляется в Маргариту, но она – не смысл его жизни.

Влияние «Фауста» на литературу и культуру

«Фауст» Й.В. Гёте имеет огромное влияние на литературу и культуру в целом. Это произведение стало одним из самых известных и влиятельных в истории мировой литературы. Вот некоторые аспекты его влияния:

Развитие романтизма

«Фауст» считается одним из ключевых произведений романтизма. Он отражает основные идеи и темы этого литературного направления, такие как стремление к свободе, исследование человеческой души и природы, романтическая любовь и трагическая судьба героя. Многие писатели и поэты, вдохновленные «Фаустом», создали свои произведения, которые также стали классикой романтизма.

Влияние на философию

«Фауст» Гёте затрагивает глубокие философские вопросы о смысле жизни, человеческой природе, добре и зле. Эти темы стали объектом обсуждения и размышлений философов и мыслителей. Влияние «Фауста» на философию проявляется в различных теориях и концепциях, связанных с этикой, моралью и судьбой человека.

Вдохновение для других художественных произведений

«Фауст» стал источником вдохновения для многих художественных произведений разных жанров. Он влиял на создание опер, балетов, театральных постановок и фильмов. Многие композиторы, такие как Шарль Гуно, Франц Лист, Сергей Прокофьев, написали музыкальные произведения, основанные на сюжете «Фауста». Это произведение также вдохновило многих художников и скульпторов на создание произведений искусства.

Влияние на современную литературу и культуру

«Фауст» Гёте продолжает оказывать влияние на современную литературу и культуру. Многие современные писатели и поэты обращаются к идеям и темам, затронутым в «Фаусте», и используют их в своих произведениях. Это произведение также стало частью образования и культурного наследия многих стран, и его изучение помогает понять и оценить различные аспекты литературы и культуры.

В целом, «Фауст» Й.В. Гёте оказал огромное влияние на литературу и культуру, и его значение и актуальность сохраняются до сегодняшнего дня.

Характеристика главных героев

Основным действующим лицом трагедии является Фауст — врач и талантливый ученый. Он имеет глубочайшие познания, свободную волю и сильный дух, но так и не смог постичь главную тайну бытия. Дьявол обещает герою указать, в чем смысл жизни. Надо лишь подписать договор, согласившись отдать ему свою душу.

Образ Мефистофеля сочетает в себе все мировое зло и является противоположностью Фауста. Читателю следовало бы относиться к этому герою с неприязнью и отвращением. Но его острый и проницательный ум, циничные рассуждения и язвительные высказывания вызывают симпатию.

В пьесе подробно описана возлюбленная Фауста, юная, скромная и религиозная Маргарита. Интересно, что она не стала для него смыслом существования, хотя тот и полюбил ее. По сюжету эта девушка оказалась перед таким же выбором, что и главный герой. Она предпочла страдания и смерть, но спасла душу.

3.

«Иоганн Фауст (ок. 1480 — ок. 1540), астролог, алхимик, жил здесь между 1525 и 1532 годами» (мемориальная доска на доме в Виттенберге)
Один из первых печатников Иоаганн Манлиус в письме упоминает о знакомстве с Фаустом из Книттлингера, однако называет он этого человека «выгребной ямой, полной чертей». Кстати, о чертях, судя по всему, дурную славу доктор приобрел еще при жизни и, возможно, в результате черного самопиара. Вероятно, такая известность помогала ему в работе. О нем ходили совершенно фантастические слухи – якобы доктор, обедая в таверне, проглотил нерасторопного мальчишку-прислужника, или скакал верхом на бочке с вином, которую было никак не выкатить из подвала, а помогал ему во всех делах верный спутник – черный пудель, который на самом деле был самим нечистым.

Но главным скандалом в жизни Фауста стала, как это ни парадоксально это звучит, его смерть. Предполагают, что он погиб в 1540 или 1541 году, взорвавшись во время алхимического эксперимента. Произошло это запоминающееся событие в гостинице У львов (Zum Lwen) городка Брайсгау. Труп был сильно обезображен, и, разумеется, молва приписала эту трагедию шашням доктора с потусторонними силами. Появляется легенда о договоре с Сатаной и о проданной душе, которую дьявол таким шумным способом вытряхнул из грешного тела чернокнижника.

Другие сочинения по этому произведению

Образ МефистофеляОбраз Мефистофеля в трагедии Гёте «Фауст»Мефистофель и Фауст (по поэме Гете «Фауст»)Сюжет трагедии Гёте «Фауст»Тема любви в трагедии Гёте «Фауст»Образ и характеристика Фауста в одноименной трагедии ГетеТрагедия Гете «Фауст». Композиция. Образы Фауста и МефистофеляТрагедия Гете «Фауст»Характеристика образа ФаустаФольклорные и литературные истоки поэмы «Фауст»Поиски смысла жизни в трагедии И. В. Гете «Фауст»Борьба добра и зла в трагедии И Гете «Фауст»Образы главных героев трагедии «Фауст»Роль Мефистофеля в поисках смысла бытия ФаустаПоиск смысла жизни в трагедии Гете «Фауст»Общий смысл трагедии «Фауст»Воплощение в образе Фауста высших духовных порывов человекаХарактеристика образа ВагнераХарактеристика образа ЕленыХарактеристика образа МаргаритыОбразы главных героев трагедии «Фауст» ГётеРелигиозно-философский смысл образов Фауста и МефистофеляФилософский смысл образа ФаустаТрагедия «Фауст» вершина творчества ГетеОбраз и характеристика Мефистофеля в трагедии «Фауст»Боротьба добра и зла ФаустВерсия для мобильных Борьба добра и зла в трагедии Гете «Фауст»»Лишь тот, кем бой за жизнь изведан, жизнь и свободу заслужил» (по трагедии Гете «Фауст»)»Фауст» — Трагедия познанияИз всех чудес … самое высокое — это язык трагедии, чудо ее текстаФилософская глубина великого творения Гете «Фауст»МаргаритаПересказ сцены «Вальпургиевой ночи» в драме «Фауст»Тема сочинения Сатира Мефистофеля в поэме Гете «Фауст»Анализ заключительного акта трагедии «Фауст»Причины побудившие Гёте написать роман «Фауст»Анализ финала поэмы Гете «Фауст»«Фауст» — легенда или жизньЖизнь действие и гибель ФаустаФауст герой народной книги «История о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике»Жажда познания была творца «Фауста»Центральные персонажи: Фауст, Мефистофель, МаргаритаОбщечеловеческие ценности в романе Й В Гете «Фауст»Знакомство Гете с Фаустом и РафаэлемРусский «Фауст»Фауст: Чернокнижник и чародей“Фауст” – драматическое произведениеГероиня трагедии Гете «Фауст»Фауст и Рафаэль диалектическое решение проблемы добра и злаСвоеобразие и мировое звучание «Фуста»Роль злого начала в исканиях Фауста»Я дух, всегда привыкший отрицать» (по трагедии Гете «Фауст»)Противостояние Фауста и РафаэляСочинение на тему Причины побудившие Гёте написать роман «Фауст»Путь длиной в жизнь (сочинение по трагедии «Фауст»)Интерпретация «фаустовского» сюжета в трагедии Гете «Фауст»Характеристика образа МефистофеляХарактерные черты художественного мира «Фауста» Иоганна Вольфганга ГётеКосмогонический мир «Фауста»Сатира Мефистофеля в поэме Гете «Фауст»Роль злого начала в судьбе человека (по трагедии «Фауст» Гете)Сюжетное построение первой части поэмы «Фауст»Противоречивость образа ФаустаСюжетное построение второй части поэмы «Фауст»Образ Фауста, как поиски смысла бытия и назначения человека«Фауст» история создания композиция и проблематикаОтражение в «Фаусте» Гёте передовых просветительских идей эпохиНародная основа «Фауста» ГётеВеликий немецкий поэт и мыслительФауст и Рафаэль странствования в поисках прекрасногоРоль злого начала в судьбе человека(по трагедии «Фауст»)Смысл образов Фауста и Мефистофеля в трагедии ГетеСтруктура и сюжет трагедии Гете «Фауст»

Другие сочинения по этому произведению

Образ МефистофеляОбраз Мефистофеля в трагедии Гёте «Фауст»Мефистофель и Фауст (по поэме Гете «Фауст»)Сюжет трагедии Гёте «Фауст»Тема любви в трагедии Гёте «Фауст»Образ и характеристика Фауста в одноименной трагедии ГетеТрагедия Гете «Фауст». Композиция. Образы Фауста и МефистофеляТрагедия Гете «Фауст»Характеристика образа ФаустаФольклорные и литературные истоки поэмы «Фауст»Поиски смысла жизни в трагедии И. В. Гете «Фауст»Борьба добра и зла в трагедии И Гете «Фауст»Образы главных героев трагедии «Фауст»Роль Мефистофеля в поисках смысла бытия ФаустаПоиск смысла жизни в трагедии Гете «Фауст»Общий смысл трагедии «Фауст»Воплощение в образе Фауста высших духовных порывов человекаХарактеристика образа ВагнераХарактеристика образа ЕленыХарактеристика образа МаргаритыОбразы главных героев трагедии «Фауст» ГётеРелигиозно-философский смысл образов Фауста и МефистофеляФилософский смысл образа ФаустаТрагедия «Фауст» вершина творчества ГетеОбраз и характеристика Мефистофеля в трагедии «Фауст»Философская трагедия И. В. Гёте «Фауст» — выражение передовых просветительских идей эпохиБоротьба добра и зла ФаустВерсия для мобильных Борьба добра и зла в трагедии Гете «Фауст»»Лишь тот, кем бой за жизнь изведан, жизнь и свободу заслужил» (по трагедии Гете «Фауст»)»Фауст» — Трагедия познанияИз всех чудес … самое высокое — это язык трагедии, чудо ее текстаФилософская глубина великого творения Гете «Фауст»МаргаритаПересказ сцены «Вальпургиевой ночи» в драме «Фауст»Тема сочинения Сатира Мефистофеля в поэме Гете «Фауст»Анализ заключительного акта трагедии «Фауст»Причины побудившие Гёте написать роман «Фауст»Анализ финала поэмы Гете «Фауст»«Фауст» — легенда или жизньЖизнь действие и гибель ФаустаФауст герой народной книги «История о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике»Жажда познания была творца «Фауста»Центральные персонажи: Фауст, Мефистофель, МаргаритаОбщечеловеческие ценности в романе Й В Гете «Фауст»Знакомство Гете с Фаустом и РафаэлемРусский «Фауст»Фауст: Чернокнижник и чародей“Фауст” – драматическое произведениеГероиня трагедии Гете «Фауст»Фауст и Рафаэль диалектическое решение проблемы добра и злаСвоеобразие и мировое звучание «Фуста»Роль злого начала в исканиях Фауста»Я дух, всегда привыкший отрицать» (по трагедии Гете «Фауст»)Противостояние Фауста и РафаэляСочинение на тему Причины побудившие Гёте написать роман «Фауст»Путь длиной в жизнь (сочинение по трагедии «Фауст»)Интерпретация «фаустовского» сюжета в трагедии Гете «Фауст»Характеристика образа МефистофеляХарактерные черты художественного мира «Фауста» Иоганна Вольфганга ГётеКосмогонический мир «Фауста»Сатира Мефистофеля в поэме Гете «Фауст»Роль злого начала в судьбе человека (по трагедии «Фауст» Гете)Сюжетное построение первой части поэмы «Фауст»Противоречивость образа ФаустаСюжетное построение второй части поэмы «Фауст»Образ Фауста, как поиски смысла бытия и назначения человека«Фауст» история создания композиция и проблематикаОтражение в «Фаусте» Гёте передовых просветительских идей эпохиНародная основа «Фауста» ГётеВеликий немецкий поэт и мыслительФауст и Рафаэль странствования в поисках прекрасногоРоль злого начала в судьбе человека(по трагедии «Фауст»)Смысл образов Фауста и Мефистофеля в трагедии Гете

Смысл произведения

После долгих совместных с Мефистофелем приключений Фауст все-таки обретает смысл существования, представляя себе процветающую страну и свободный народ. Как только герой понимает, что в постоянном труде и способности жить ради других кроется истина, он произносит заветные слова «Мгновенье! О, как прекрасно ты, повремени» и умирает. После смерти Фауста ангелы спасли его душу от злых сил, награждая его неутолимое желание просвещаться и стойкость перед соблазнами демона во имя достижения своей цели. Идея произведения скрывается не только в направлении души главного героя в рай после соглашения с Мефистофелем, но и в реплике Фауста: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой». Гете подчеркивает свою мысль тем, что благодаря преодолению преград ради пользы народа и саморазвитию Фауста, посланец ада проигрывает спор.

Главные герои и их характеристика

  1. Фауст – главный герой трагедии Гете, выдающийся ученый и врач, познавший многие таинства наук, но все равно разочаровавшийся в жизни. Он не удовлетворен теми обрывочными и неполными сведениями, которыми владеет, и ему кажется, что уже ничего не поможет ему прийти к познанию высшего смысла бытия. Отчаявшийся персонаж даже задумывался о самоубийстве. Он заключает договор с посланцем темных сил для того, чтобы найти счастье – то, ради чего действительно стоит жить. Прежде всего, им управляют жажда знаний и свобода духа, поэтому он становится непростой задачей для черта.
  2. «Частица силы, желавшей вечно зла, творившей лишь благое» — довольно противоречивый образ черта Мефистофеля. Средоточие злых сил, посланец ада, гений соблазна и антипод Фауста. Персонаж считает, что «достойно гибели все то, что существует», ведь он умеет манипулировать самым лучшим божественным творением через его многочисленные уязвимости, и все вроде бы указывает на то, как отрицательно читатель должен относиться к черту, но, черт возьми! Герой вызывает симпатию даже у Бога, что уж говорить о читающей публике. Гете создает не просто сатану, а остроумного, язвительного, проницательного и циничного трикстера, от которого так трудно отвести глаза.
  3. Из действующих лиц так же можно отдельно выделить Маргариту (Гретхен). Юная, скромная, верующая в Бога простолюдинка, возлюбленная Фауста. Земная простая девушка, заплатившая за спасение своей души собственной жизнью. Главный герой влюбляется в Маргариту, но она – не смысл его жизни.

Ответы на вопрос

Отвечает Паскевич Катерина.

В образе Фауста соединились черты современников поэта: Шиллера, Гердера, Вагнера. Этот герой вобрал в себя и автобиографические черты самого Гете, который никогда не останавливался в своих поисках истины. Фауст — это воплощение философских раздумий писателя о человеке и его назначении, о моральной сущности личности и всей жизни человечества. “Пролог на небе” — завязка трагедии. В нем создается фантастическая ситуация встречи Господа и его архангелов с Рафаэлем, которая приобретает символическое значение. Основной предмет разговора — человек: кто он такой, каково его место в мире? В “Прологе на небе” высказываются по этому поводу полярные мысли. Господь утверждает силу человеческой личности, ее способность к развитию, поиску смысла бытия: Человек противоречивое существо, в нем происходит борьба Добра и Зла, он ищет смысл бытия, стремится к осознанию своего места в мире, духовному саморазвитию. Он безграничный и разнообразный, подвижный в своих проявлениях, способный к развитию, влечет глубиной, непознанной тайной, неразгаданной гармонией. Человек стремится к усовершенствованию мира. В “Фаусте” представлены разные персонажи, которые создают его целостный образ. Все люди разные, по мнению Гете. Они не совершенны духовно, подвергаются “мерзким” инстинктам, но вместе с тем имеют широкие возможности относительно морального преобразования и преобразования мира. Величие человечества, считает художник, состоит в силе его духа и способности к действию. Падая и ошибаясь, человечество, по мнению Гете, должно прийти к духовному очищению и обновлению мира. В произведении Гете как трагедии поднимаются важные проблемы бытия человека и общества, которые не могут быть разрешимы на протяжении жизни героя и приводят к его гибели. Однако “Фауст” предназначался не только для сцены, но и для чтения. По масштабу изображения действительности, глубиной образов и силой лиризма это произведение можно назвать поэмой. Глобальность затронутых вопросов дает возможность назвать произведение философской поэмой, а учитывая характер конфликтов, есть все основания считать “Фауста” поэмой драматической или же поэмой в драматизированной форме. 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: