Тема 1. буржуазные революции и становление национальных систем права

Тема 1. буржуазные революции и становление национальных систем права

Вопрос 78. Развитие институтов буржуазного гражданского права ? наследственное право.

Кодекс Наполеона закрепляет буржуазный принцип единства наследственной массы: ни один вид собственности не имеет привилегий перед другим.

Кодекс Наполеона ликвидировал феодальную систему наследования. Признавая наследование по закону и наследование по завещанию, кодекс, тем не менее, ограничил завещательную свободу и поставил возможность завещания в зависимость от того, оставил ли наследодатель детей или нет.

Свободное от завещательного распоряжения имущество наследуется по закону. В этой области был уничтожен принцип первородства. Ближайшая степень родства исключала право наследования дальнейших. При отсутствии родственников с правами наследования имущество переходило к пережившему супругу. Внебрачные признанные дети получали наследственные права на имущество отца, однако в ограниченном размере: их доля равнялась 1/3 доли законного ребенка, и они не могли наследовать ни после восходящих. ни после боковых родственников наследодателя.

Законными наследниками признаются раньше всего прямые нисходящие (дети, внуки). Они исключают всех других. Затем, т. е. при отсутствии прямых нисходящих, идут боковые родственники (братья и сестры), которые делят имущество с родителями наследователя – и так далее, вплоть до 12-й степени родства, т. е. шестиродных братьев и сестер. Закон 1917 г. ограничил круг законных наследников шестой степенью родства. В том, что касается завещаний, Кодекс держится принципа «обязательного наследования». При одном ребенке завещатель вправе свободно распорядиться половиной имущества (другая половина при всех условиях остается ребенку), при двух детях – одной третью, при трех – одной четвертой долей имущества.

Обязательной доли в пользу нисходящих требует и Германское гражданское уложение. Но оно не ограничивает круг законных наследников никакой степенью родства: наследство должно найти хозяина.

Касаясь вопроса наследственного права в системе английского права необходимо отметить, что со времени буржуазной революции утвердилась полная свобода завещания, распространяющаяся на все виды наследственного имущества. Иначе обстояло с наследованием по закону. Вплоть до Акта об администрировании имущества, изданного в 1925 г., в английском наследственном праве существо вала, как пишет Дженкс, «поразительная особенность» – устанавливалось два вида наследования по закону: реальное наследство и персональное.

Недвижимая собственность (за исключением арендных прав на недвижимость) считалась реальным наследством. При отсутствии ясных указаний в завещательном распоряжении реальная собственность (главным образом старые земельные владения знати) переходила «ближайшему по родству», т. е. старшему сыну, когда он имелся. Нисходящие исключали всех остальных, мужчины исключали женщин, старший по возрасту, наследник исключал всех других. Персональное наследство (т. е. главным образом движимости) распределялось по правилам, мало отличавшимся от континентальных.

Таким образом, буржуазное законодательство Англии, Франции, Германии закрепляли идентичные положения, определяющие свободу завещания, распространяющаяся на все виды наследственного имущества.

Особенности исторического развития

Английская правовая система.

В отличие от континентальных государств, влияние рецепции римского права на формирование англосаксонской системы права было ограниченным. Характеристики этой правовой системы не связаны с нормами римского права.

Для этого было несколько причин:

  • Островное положение Англии, ее относительная удаленность от континента, изоляция;
  • Развитие буржуазной революции по пути постоянного компромисса со старыми формами государства и права, его противоречивостью и неполнотой, сохранением пережитков в правовой системе.

Эти причины привели к тому, что в Англии соблюдались исторические традиции и обычаи, а коренная реорганизация правовой системы не проводилась, как это произошло в странах континентальной Европы.

Формирование англосаксонской правовой системы происходило по следующей схеме:

До норманнского завоевания основой правовой системы Англии было местное обычное право. Влияние римского права ничтожно.
В XII-XIII веках сформировалась сильная королевская власть. Создание сильной центральной власти требует расширения компетенции королевских судов и создания общей правовой системы для государства. Существует «общее право» (common law). После реформ Генриха II был создан институт разъездных судей, которые разъезжали по графствам и применяли нормы местных обычаев или их толкование в судебных разбирательствах. При возвращении в Вестминстер (резиденцию королевских судов) судебная практика обобщается, а отчеты фиксируются. Затем были изданы «ежегодники» и «свитки судебных процессов», которые уже использовались в качестве прецедента для последующих судебных решений.
В XIV-XV веках происходят крупные изменения в экономике Англии. Обычное право, основанное на обычаях, в силу своей неразвитости, ограниченности и формализма не очень пригодно для регулирования новых отношений товарного производства. Лицо, не получившее удовлетворения своих требований по общему праву, могло в порядке исключения обратиться к королю (на практике-к лорду-канцлеру) с просьбой разрешить свои проблемы. Руководствуясь принципом «справедливость по делу», канцлер может отступить от предписаний действующего судебного прецентора. С середины XIV века-эта практика становится правилом. Так возникает «право справедливости» (закон справедливости). Нормы права справедливости закрепляют новые отношения торгового оборота. Решения Суда канцлера имеют силу прецендента и регулярно публикуются. Вскоре суды уже имеют право рассматривать все вопросы, как это делают суды общего права. А в 1877 году парламентский акт о реорганизации ссудной системы объединяет суды общего права и суды правосудия.
Дальнейшее развитие закона, наполнение его новым содержанием происходит в результате принятия Парламентом законодательных актов

Важное значение приобретает «статутное право». Но он играет гораздо меньшую роль, чем законы континентального права

Статуты не представляют собой системы и регулируют узкий круг общественных отношений, иногда они сформулированы недостаточно конкретно, содержат нечеткие формулировки, что дает дополнительную возможность для судебного толкования статутов и появления прецедентов. В начале XIX века были изданы сборники уставов и предприняты попытки создания первых кодифицированных актов.

Формирование буржуазных институтов международного права

Основы буржуазного международного права были заложены в XVII в. На Европейском континенте в это время существовало большое число независимых государств. Их интересы требовали установить правила международного общения, обеспечивающие минимальный правопорядок.

Крупнейшим международником данной эпохи был голландский юрист Гуго Гроций (1583—1654 гг.), основное произведение которого «О праве войны и мира» (1625 г.) не утратило ценности и сегодня. Признавалось, в частности, что: в основе международного права лежат международные договоры; государства договариваются между собой относительно правил поведения как в мирное, так и в военное время. Войны должны вестись только в интересах справедливости. Были обоснованы также принципы свободы морей и свободы торговли. Книга Греция приобрела такой авторитет в Европе, что в случае возникновения международных разногласий ее положения использовались в качестве основания для разрешения спорных вопросов.

Великая Французская революция привнесла в международные отношения идею равенства, суверенитета и невмешательства во внутренние дела. Получили развитие идеи о правах человека, неотъемлемости основных прав и свобод.

В XIX столетии можно отметить четыре этапа в развитии международного права. В 1815 г. на Венском конгрессе была произведена кодификация дипломатического права, а также запрещена работорговля. В 1856 г. в Париже были разработаны многие нормы права морской войны, Черное море было объявлено нейтрализованным. Берлинский конгресс 1878 г. был ознаменован признанием независимости Сербии, Румынии и Черногории. На Гаагской конференции 1899 г. приняты конвенции, регламентирующие правила ведения войны, запрещающие применять разрывные пули и снаряды, имеющие единственным назначением распространение удушливых или вредоносных газов, а также конвенция о международном арбитраже.

На второй Гаагской конференции (1906—1907 гг.) были приняты десять новых конвенций, кодифицирующие правила ведения войны и регламентирующие мирные способы разрешения международных споров.

Российское государство и международное право

Русское государство внесло значительный вклад в развитие международного права.

Так, с IX в. Киевская Русь активно участвует в международных отношениях, заключает мирные и торговые договоры с Византией и некоторыми европейскими государствами.

В ХIII-ХIV вв. Русь отражала натиск монголов и сил Запада, довольно активно заключая союзы и используя посольства.

С конца XVI в. на международную арену выступает Московское государство. «Изумленная Европа, в начале княжества Ивана III едва ли даже подозревавшая о существовании Московии, зажатой между Литвой и татарами, была ошеломлена внезапным появлением огромной империи на восточных своих окраинах» (К. Маркс).

Процесс объединения русских земель сопровождался активными дипломатическими шагами Москвы, участвовавшей в военных союзах, объявлявшей войны и заключавшей договоры с Литвой, Турцией, Крымским ханством. К середине XVI в. относится создание прообраза ведомства иностранных дел — посольского приказа.

В эпоху Петра I Россия начинает обмениваться с зарубежными государствами постоянными дипломатическими представительствами. В России создается посольская канцелярия, которая постепенно преобразуется в Посольскую коллегию. Решая турецкую и шведскую проблемы, Россия вела активную внешнюю политику, привлекая союзников и используя противоречия в среде западных государств.

При Екатерине II Россия занимает место в ряду самых могущественных европейских держав. Политика морского нейтралитета, провозглашенная Россией в 1780 г. и поддержанная другими государствами, содействовала получению независимости Соединенными Штатами Америки. Успешные войны с Крымским ханством и Оттоманской империей позволили России в значительной мере решить проблему обеспечения безопасности ее южных границ и осуществления мореплавания по Черному и Средиземному морям.

Исключительно велика роль России в регламентации «законов и обычаев войны». Так, в 1868 г. по инициативе России была принята Санкт-Петербургская декларация об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль. В 1899 г. и 1907 г. были проведены две конференции мира, в которых Россия приняла активное участие. В этой связи нельзя переоценить и роль Российского государства в совершенствовании института мирных средств разрешения международных споров.

Новый этап в международных отношениях начался после Октябрьской революции 1917 г. Декрет о мире устанавливал новые принципы взаимоотношений государств, обозначил формирование некоторых важных принципов международного права.

В 30-х гг. СССР сыграл важную роль в демократизации международных отношений, в предотвращении экспансии Германии. Во время Второй мировой войны Советский Союз вынес основную тяжесть борьбы с фашизмом.

Являясь одним из основателей ООН, СССР принял активное участие в послевоенном устройстве мире, содействовал крушению колониальной системы, поддерживал вступившие на международную арену новые независимые государства.

С распадом СССР и проводимой перестройкой экономической и политических систем наше государство, к сожалению, утратило свою роль сверхдержавы. Были потеряны, в частности, ведущие позиции в решении важнейших вопросов мирового порядка, утрачено влияние России в Восточной Европе, арабском мире, Африке, Азии, Латинской Америке.

В настоящее время предстоит серьезная работа по восстановлению утраченных нашей страной внешнеполитических позиций, устранению возникших в мере дисбалансов. Хочется верить, что к концу нынешнего тысячелетия Россия восстановит свое значение ведущей мировой державы.

показать содержание

Возникновение и развитие современного международного права

Своеобразным «водоразделом» между старым и современным международным правом стала Первая мировая война. Послевоенный режим, оформленный Версальским мирным договором 1919 г., Сен-Жерменским договором 1919 г. и другими соглашениями, послужил основанием создания новых независимых государств в Европе.

В 1919 г. была учреждена универсальная международная организация — Лига Наций, Статут которой являлся составной частью Версальского договора. Лига Наций создавалась для обеспечения международного мира и безопасности и формально просуществовала до 1946 г. Однако ее существование не предотвратило агрессии Италии против Эфиопии 1935—1936 гг., Советско-финской войны, Второй мировой войны.

Важный вклад в борьбу с фашизмом и решение вопросов послевоенного устройства мира внесли Московская (1943 г.), Тегеранская (1943 г.), Ялтинская (1945 г.) встречи руководителей союзных держав.

На конференциях в Думбартон-Оксе (1944 г.) и Сан-Франциско (1945 г.) были разработаны основные положения Устава ООН, который и был подписан 26 июня 1945 г. Устав ООН закрепил семь принципов международного права и зафиксировал организационно-правовой механизм системы универсальной безопасности.

Универсальная система безопасности была дополнена региональными системами — Организация Североатлантического договора (НАТО), Организация Варшавского договора (ОВД), Организация американский государств (ОАГ) и др. Эти организации, несмотря на «холодную войну» и обострение международной напряженности в 50—60-е гг., сыграли свою роль в предотвращении глобальных вооруженных конфликтов.

70-е годы нашего столетия были отмечены началом процесса разрядки международной напряженности и бурным развитием региональной, прежде всего европейской, интеграции. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.) положил начало процессу сближения европейских государств различных систем, формированию системы мер доверия.

В 1960—1970 гг. была проведена серьезная работа по кодификации международного права. В это время, в частности, были заключены конвенции о праве международных договоров, правопреемстве государств, правах человека, дипломатическом и консульском праве, космическом праве и др.

80-е гг. были отмечены дальнейшим смягчением международной напряженности и совершенствованием международно-правовой регламентации таких отраслей международного права, как морское право, право международной безопасности, гуманитарного право и др.

Серьезные изменения в международных отношениях произошли в 90-х гг. На месте бывшего Союза ССР возникли новые самостоятельные государства, было создано Содружество Независимых Государств. С прекращением существования Союза ССР и распадом социалистической системы в Европе и Азии запылали очаги серьезных международных конфликтов. Изменилось и соотношение сил на международной арене. США, не сдерживаемые больше действиями Советского Союза, все активнее стали претендовать на роль мирового правительства. Военный блок западных государств — НАТО — присваивает себе полномочия по урегулированию региональных конфликтов, постепенно оттесняя ООН.

Одновременно с некоторым снижением роли ООН, нуждающейся в серьезных реформах, можно отметить тенденцию продолжения укрепления и развития регионального сотрудничества государств. Большими темпами идет процесс западноевропейской интеграции, сплачиваются арабские и африканские государства, совершенствуются связи стран Юго-Восточной Азии.

Формирование континентальной формы буржуазного права

Существуют различные принципы разделения правовых систем. Рассматривая в историческом плане развитие буржуазных революций, их завершенность (как во Франции) и незавершенность (как в Англии), наряду с другими причинами, можно увидеть их влияние на формирование и эволюцию правовой базы в этих странах, возникновение различий в основных понятиях правотворчества и правового регулирования. Эти правовые системы можно рассматривать как модели права и на их основе классифицировать правовые системы буржуазных стран.

Континентальная или романо-германская форма буржуазного права восходит к концу XI века. Основой континентальной системы права была рецепция законов римского права. В это время университеты Италии, Германии и Франции активно изучают Свод законов императора Юстиниана. Феодальная Европа принимает и приспосабливает римское право к своим нуждам.

Прием римского права европейскими юристами имел серьезные основания:

  • Римское классическое право отличается высоким уровнем юридической техники, глубокой теоретической проработкой основных правовых институтов, их абстрактным характером, точностью формулировок, ясностью выводов;
  • Римское право полностью соответствовало потребностям товарного производства в раннефеодальной Европе. В римском праве были тщательно и глубоко развиты два основных института, имевших решающее значение для экономических отношений того времени: институт неограниченной индивидуальной частной собственности и институт договора. По Энгельсу: «Римское право есть полное право простого товарного производства…»1 Именно правовая полнота римской правовой системы легла в основу формирующейся правовой системы континентальной Европы.

Рецепция римского права продолжалась долгое время. Император Священной Римской империи германской нации Фридрих I Барбаросса провозгласил римское право «всеобщим законом». Ярким выражением рецепции римского права во Франции стал Гражданский кодекс 1804 года, который был разработан и принят на основе идей , взглядов, построений и положений римского гражданского права. Все институты нового гражданского законодательства отражают основные принципы римского права.

м 2. Возникновение и развитие международного публичного права

Возникновение и развитие
МП связано с возникновением государство

МП возникло в период
рабовладельческого строя. Самыми древними
международными договорами – договор
египетского фараона Рамзеса II с царем
хеттов Хаттушилем. В этом соглашении
восстанавливались дружественные отношения
между 2 государствами после длительной
войны, предусматривались помощь в случае
внутренних беспорядков и взаимная выдача
перебежчиков. Этот договор стал образцом
для многих международных соглашений

Значительную дипломатическую 
деятельность осуществляли греческие 
полисы, обменивавшиеся посольствами
и заключавшие договоры о военное помощи. Получил развитие
институт защиты иностранцев. Споры по
нарушениям международных договоров рассматривались
третейскими судьями, на нарушителей налагался
крупный штраф, который, в случае неуплаты,
взыскивался с помощью вооруженных сил

В древнем Риме (в период республики) послы
выбирались в сенате и обязаны были давать
отчет о своей деятельности. В период империи
происходит становление «права народов»
(jus gentium) как особой правовой системы. В
этот период начинает проводиться различие
между справедливыми и несправедливыми
войнами. Возникает принцип соблюдения
договоров, при этом нарушение договора
рассматривалось как нарушение божественного
права

Международное право 
в средние века

На развалинах Римской 
империи в Европе возникло несколько феодальных государств Развитие МП 
несколько замедлилось. Война признавалась
справедливой формой разрешения международных
споров. В этот период заключаются в основном
договоры о военных союзах, мирные соглашения.
Торговые города заключали союзы (Ганзейский
союз) для защиты торговли и торгующих
граждан. Международное признание получили
сборники, кодифицирующие нормы и обычаи
морского права. Отмечается некоторая
регламентация «законов и обычаев войны».

Активную роль в международных 
отношениях играла церковь. Периодически проводившиеся соборы играли
роль кодификаторов обычных норм МП –
Карфагенский собор

Формирование буржуазных
институтов международного права

Основы буржуазного 
МП были заложены в 17 в. В Европе существовало
большое число независимых государств. Их интересы требовали установить правила
международного общения, обеспечивающие
минимальный правопорядок.

Признавалось, что: в основе
МП лежат международные договоры;
государства договариваются между 
собой относительно правил поведения 
как в мирное, так и в военное время. Войны должны вестись
только в интересах справедливости. Были
обоснованы также принципы свободы морей
и свободы торговли.

Великая Французская 
революция привнесла в международные 
отношения идею равенства, суверенитета
и невмешательства во внутренние дела. Получили развитие идеи
о правах человека, неотъемлемости основных
прав и свобод.

В XIX столетии можно отметить
четыре этапа в развитии МП. В 1815
г. на Венском конгрессе была произведена 
кодификация дипломатического права,
а также запрещена работорговля. В 1856 г. в Париже были
разработаны многие нормы права морской
войны, Черное море было объявлено нейтрализованным.
Берлинский конгресс 1878 г. был ознаменован
признанием независимости Сербии, Румынии
и Черногории. На Гаагской конференции
1899 г. приняты конвенции, регламентирующие
правила ведения войны, запрещающие применять
разрывные пули и снаряды, имеющие единственным
назначением распространение удушливых
или вредоносных газов, а также конвенция
о международном арбитраже

На второй Гаагской конференции (1906—1907 гг.) были приняты
десять новых конвенций, кодифицирующие
правила ведения войны и регламентирующие
мирные способы разрешения международных
споров

Понятие, сущность и характерные черты современного международного публичного права

Международное публичное 
право – сложный комплекс юридических 
наук, представляющий собой самостоятельную 
правовую систему, предметом регулирования 
которой выступают международные отношения

Черты МПП:

  1. МП отражает объективные факторы общественного развития, а не чье-либо субъективное мнение
  2. Согласительный характер норм МП
  3. Отсутствие в МП надгосударственного аппарата принуждения. В случае необходимости государства сами коллективно обеспечивают поддержание международного правопорядка.
  4. Субъективный состав МП предполагает существование исключительных публичных образований: государства, нации, народы, борющиеся за свою независимости, государственно-подобных образований
  5. Отделение мер ответственности  от самих правил поведения

МП – это не только совокупность принципов и норм

В международно-правовых
нормах находит отражение сложный 
процесс взаимодействия государств,
постоянного преобразования общественных
отношений. Складывающееся на их основе правосознание находит отражение
в МП, которое соответствует не субъективной
воле народов, а объективным факторам
общественного развития

Ошибочно мнение,
что всего можно достичь, заключив
нужный договор. Объективные условия,
а не позиция того или иного государства, определяют
в конечном итоге содержание той или иной
нормы права.

Окончание второго 
тысячелетия современной эры 
в истории человечества совпадает 
с началом нового этапа развития
МП. Рассуждения о пользе МП или 
сомнения в его необходимости 
сменяются всеобщим признанием
этой правовой системы в качестве объективной
реальности, которая существует и развивается
независимо от субъективной воли людей.

Закономерности 
развития МП в принципе соответствуют 
закономерностям международных 
отношений. Формируясь под влиянием международных
отношений, МП само оказывает на них активное
воздействие.

На международные 
отношения влияют разнообразные 
объективные и субъективные факторы:
уровень экономического развития государств,
общественная мораль и нравственность, национальные интересы, экология,
появление глобальных проблем, научно-технический
прогресс и т. д. МП также относится к числу
этих факторов. При этом роль МП постоянно
возрастает, и по необходимости оно выдвигается
на первое место

МП выполняет 
в международных отношениях координирующую
функцию. С помощью его норм государства
устанавливают общеприемлемые стандарты
поведения в различных областях взаимоотношений

Регулирующая 
функция международного права проявляется 
в принятии государствами твердо
установленных правил, без которых невозможны
их совместное существование и общение.

МП содержит
нормы, которые побуждают государства 
следовать определенным правилам поведения,
в чем проявляется его обеспечительная 
функция.

Наконец, в международном 
праве сложились механизмы, защищающие законные права
и интересы государств и позволяющие говорить
об охранительной функции МП

Сближение англосаксов и континентальные формы права

С развитием права сближаются англосаксонская и континентальная правовые системы, стираются их основные различия.

С начала XIX века в Англии велась работа по систематизации правовых норм, издавались сборники статутов и предпринимались попытки создания кодифицированных правовых актов.

Необходимость активного изменения права, адаптации его к быстро меняющимся экономическим и политическим ситуациям привела к появлению в континентальном праве тенденции к обобщению правовых норм.

Происходит изменение роли теории права, права и судебного прецедента как источника права, а именно:

  • Закон, оставаясь основой развития права, приводит к появлению множества подзаконных актов, которые конкретизируют и регулируют его применение, резко увеличивая общее количество правовых актов и нарушая существующую структуру правовой системы;
  • Судебный прецедент имеет большое значение.

Тенденции в развитии законотворческой роли судей прослеживаются и в Гражданском кодексе Франции 1804 года, статья 4 которого запрещает «отказывать в правосудии из-за пробелов в законе».

Международное право в правовой системе России. Соотношение международного публичного и международного частного права

РФ как суверенному 
государству присущи все признаки
основного субъекта международного
права

Российская Федерация 
в специфических условиях становления ее международной
правосубъектности выступает одновременно
в качестве государства — продолжателя
СССР в отношении одной категории прав
и обязательств и в качестве государства-преемника
в отношении другой категории прав и обязательств

В России нормы МП могут 
быть реализованы в 2 формах:

  1. В форме издания внутригосударственного акта, регулирующего те же вопросы, что и международно-правовые нормы
    1. Определения порядка применения в нашей стране норм конкретного международного договора
    2. издание во исполнении принятого международного договора нормативных актов
    3. Включение в действующее законодательство отсылок к международному договору
  2. Непосредственное применение международных норм в РФ. Они могут применятся вместе с нормами российского права или вместо них без какой-либо трансформации, преобразования их в нормы национального права.

Согласно Конституции,
общепризнанные принципы и нормы 
МП и международные договоры РФ являются
составной частью ее правовой системы.
Если международным договором РФ
установлены иные правила, чем предусмотренные
законом, то применяются правила международного
договора

Существует несколько 
точек зрения по вопросу о соотношении 
международного публичного и международного
частного права.

Согласно одной из
них, международно-правовая система состоит из двух подсистем:
международного права, регулирующего
отношения между государствами и другими
его субъектами, и международного частного
права, регулирующего гражданско-правовые,
брачно-семейные, трудовые и иные отношения
с участием иностранных предприятий и
граждан.

В соответствии с другой
точкой зрения международное частное 
право представляет собой независимую 
правовую систему и включает в 
себя нормы как международного права,
так и национальных правовых систем

Третьи ученые считают, что международное
частное право — это подсистема, объединяющая
нормы национального права различных
государств

Список литературы

  1. Жидков О. А. История буржуазного права (до периода общего кризиса капитализма): Учебник. — М.: 1971, с. 37
  2. Косарев А. И. Англосаксонская и романо-германская формы буржуазного права: Учебник. — Калинин, 1977, с. 16.
  3. Ливанцев К. Е. История буржуазного государства и права: Учебник. — Ленинград, 1986.
  4. Подопригора А. А. Основы римского гражданского права: Учебник. — К.: Выща шк., 1990
  5. Антология по всеобщей истории государства и права // Под ред. Черниловского З. М., — М.: 1973, с. 284
  6. Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права (история государства и права зарубежных стран): Учебник. 2 — е изд., перераб и доп.-М.: Высшая школа, 1983
  • Реферат на тему: Гражданская война в Сибири и на Дальнем Востоке
  • Реферат на тему: Создание советской Государственной системы (1917—1918 гг.)
  • Реферат на тему: Индустриализация в СССР. Коллективизация сельского хозяйства в СССР
  • Реферат на тему: Экономические реформы в период перестройки
  • Реферат на тему: Ударные части русской армии в Первой мировой войне
  • Реферат на тему: Место России в мире накануне Первой мировой войны
  • Реферат на тему: Россия и НАТО в 90-е годы
  • Реферат на тему: Общая характеристика судебника 1497 года
  • Реферат на тему: Колониальная экспансия Англии и Голландии и ее экономическая составляющая
  • Реферат на тему: Роль русской православной церкви и её подвижников в становлении единого государства
  • Реферат на тему: Новейшая экономическая история Китая
  • Реферат на тему: Делопроизводство в 1945-1980гг в СССР
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: