Текст 24 (Что такое хорошая книга?)
Что такое хорошая книга? Во-первых, книга должна быть увлекательной и интересной. После прочтения первых страниц не должно возникать желания поставить её на полку. Речь идёт о книгах, заставляющих нас задуматься, выразить эмоции. Во-вторых, книга должна быть написана богатым языком. В-третьих, она должна нести глубокий смысл. Оригинальные и необычные идеи тоже делают книгу полезной.
Не стоит увлекаться каким-либо одним жанром или родом литературы. Так, увлечение только лишь жанром фэнтези способно превратить молодых читателей в гоблинов и эльфов, знающих дорогу в Авалон гораздо лучше, чем путь домой.
Если вы не читали книг из школьной программы или читали их в сокращённом виде, следует начать именно с них. Классическая литература – это обязательная база для каждого человека. В великих произведениях есть разочарование и радость, любовь и боль, трагедия и комедия. Они научат вас быть чуткими, эмоциональными, помогут увидеть красоту мира, понять себя и людей. Естественно, читайте научно-популярную литературу. Она расширит ваш кругозор, сформирует знание о мире, поможет вам определить свой путь в жизни, даст возможность саморазвитию. Надеемся, что эти доводы, приведённые в пользу чтения, сделают книгу вашим лучшим другом.
Тексты для сжатого изложения (не из банка ФИПИ), микротемы и готовые изложения к ним:
- «Ясная Поляна — усадьба великого писателя Льва Николаевича Толстого».
- «Паустовский назвал Оку «самой русской» рекой».
- «Что заставляет людей заводить животных под городской крышей?»
- «Тысячи приспособлений с давних пор придуманы для охоты».
- «Что умещается в одном слове — Родина?»
6. «Современные скорости позволяют за пять-шесть часов увидеть…»
7. «Книги, фотографии, черновики…»
8. «Знакомство с историей своей страны, с ее памятниками, с ее культурными достижениями…»
9. «Любовь к Родине начинается с любви к своей семье…»
10. «Интеллигентность нужна при всех обстоятельствах».
11. «Литература дает глубочайший опыт жизни».
12. «Почему телевизор вытесняет сейчас книгу?»
13. «Человек живет в определенной окружающей среде»
14. «Самая большая ценность народа — его язык»
15. «Однажды мне пришлось прочитать такое объявление…»
16. «Читательский дневник — это особый дневник»
17. «Очень многое в том, чего человек достигает в жизни, зависит от него самого».
18. «Человек лишь тогда становится Человеком, когда он любит людей».
Опубликовано 30.01.2019 — 0:12 —
Все тексты (подробные и сжатые) и аудио изложений с сайта ФИПИ — 2019
Текст 25 (Иметь семью и детей…)
Иметь семью и детей так же необходимо и естественно, как необходимо и естественно трудиться. Семья издавна скреплялась нравственным авторитетом отца, который традиционно считался главой. Отца дети уважали и слушались. Он занимался сельхозработами, строительством, заготовкой леса и дров. Всю тяжесть крестьянского труда с ним разделяли взрослые сыновья.
Руководство домашним хозяйством было в руках жены и матери. Она ведала всем в доме: присматривала за скотом, заботилась о питании, об одежде. Все эти работы она делала не одна: даже дети, едва научившись ходить, понемногу, вместе с игрой, начинали делать что-то полезное.
Доброта, терпимость, взаимное прощение обид перерастали в хорошей семье во взаимную любовь. Сварливость и неуживчивость считались наказанием судьбы и вызывали жалость к их носителям. Надо было уметь уступить, забыть обиду, ответить добром или промолчать. Любовь и согласие между родственниками давали начало любви за пределами дома. От человека, не любящего и не уважающего своих родных, трудно ждать уважения к другим людям.
Типы восприятия
Люди воспринимают информацию по-разному. Есть визуалы, которые усваивают её зрительно: чтобы понять текст, они его читают. А есть аудиалы, которые легко воспринимают текст на слух.
От того, какой у вас тип восприятия, зависит то, что вам делать во время прослушивания аудиозаписи.
Если вы визуал, сразу записывайте тезисы в черновик. Не обращайте внимания, когда на экзамене скажут «сначала слушайте». Делайте так, как удобно — ведь с написанным текстом вам потом будет проще работать.
Если вы аудиал, то вначале внимательно слушайте аудиозапись. Даже когда все вокруг бросятся делать записи в черновиках, ничего не пишите: сидите и слушайте. Чтобы записать услышанное, у вас будет перерыв между чтениями.
Критерии оценивания
За изложение можно получить максимум 7 баллов. Чтобы их заработать, вы должны посмотреть на свою работу как эксперт. Для этого проверьте её по следующим критериям.
Микротемы.
Тема — это то, о чём говорится в тексте. И она, как правило, раскрывается через несколько маленьких подтем.
Микротема — это главная мысль абзаца, она раскрывает одну проблему. В вашем изложении должно быть три микротемы и, соответственно, три абзаца.
Первый критерий оценивания изложения на ОГЭ
Сжатие текста.
Ваше изложение не должно быть многословным и подробным. Чтобы его сократить, используйте три способа сжатия:
1. Исключение
повторов слов, однородных членов, причастных и деепричастных оборотов, вводных слов.
«Камни Кремля могут звучать. У каждой стены и купола особый звук, а все вместе они сливаются в богатырскую симфонию, исполняемую огромным оркестром из труб золотых куполов Кремля». →
«Каждый камень, стена, купол Кремля имеет свой звук, который сливается в единую богатырскую симфонию».
2. Замена
слов синонимами или другими частями речи. Например, несколько существительных можно заменить одним местоимением.
«Мужчины и женщины, старики и подростки вышли на охрану родного города». →
«Все жители вышли на охрану родного города».
3. Слияние
нескольких предложений в одно.
«Призвание — это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое, могучее дерево на благодатной почве трудолюбия. Без трудолюбия, без самовоспитания этот маленький росток может засохнуть на корню». →
«Призвание — это маленький росточек таланта, который без трудолюбия может засохнуть».
Что нужно сохранить при сжатии текста:
- последовательность изложения;
- три микротемы в трёх абзацах;
- ключевые слова.
Что можно исключить при сжатии текста:
- примеры, доказательства, подробности, лирические отступления;
- обобщающие слова и предложения;
- однородные члены;
- повторы;
- прямую речь — её передаём косвенной;
- пространное описание природы, чувств и настроений.
Труднее всего сжимать первый абзац, потому что он лучше запоминается, и ученики записывают его подробно. А последний абзац забывается, поэтому его сокращают хорошо. Обязательно проверяйте первый абзац вашего изложения.
Второй критерий оценивания изложения на ОГЭ
Разделение абзацев.
В каждом абзаце должна быть законченная мысль.
Третий критерий оценивания изложения на ОГЭ
Бонус: темы изложений из открытого банка ФИПИ
Собрали список тем изложений в ОГЭ по русскому языку из открытого банка ФИПИ.
- Чтобы оценить доброту…(По И. Ильину)
- Что такое хорошая книга? (По материалам Интернета)
- Испытания ждут дружбу всегда. (По Н.Крыщуку)
- У каждого из нас когда-то были любимые игрушки.
- В обществе, где культивируется идея индивидуализма…
- Что значит быть культурным человеком? (По материалам Интернета)
- Если отнять у человека способность мечтать…(По К. Паустовскому)
- Иметь семью и детей так же необходимо и естественно…(По В. Белову)
- Что такое дружба? Как становятся друзьями? (По В. Гроссману)
- В чем польза чтения? (Из Интернета)
- Некоторые считают, что человек взрослеет… (По М. Шигаповой)
- Когда мне было лет десять… (По В.М. Пескову)
- Когда я учился в школе… (По Д.С. Лихачёву)
- Какой бы интересной ни была домашняя и школьная жизнь ребенка…
- Мы часто говорим о сложностях… (По Ю.Нагибину)
- Одному человеку сказали, что его знакомый отозвался о нём…
- Многие думают, что быть искренним… (По Скляровой М.)
- Слово культура многогранно.
- Времена меняются, приходят новые поколения…
- Неуверенность в себе — проблема древняя…
- Сущность понятия «власть» заключается в возможности… (По М.Литваку)
- Можно ли одной исчерпывающей формулой определить… (По Ю. Бондареву)
- Дружба – это не что-то внешнее. (По материалам Интернета)
- Война была для детей жестокой и грубой школой. (По Ю. Бондареву)
- Нам лишь кажется, что, когда с нами что-то случается… (По Л.Г. Гинзбург, Е.Б. Кононовой)
- Что же действительно заключается в этом… (Из Интернета)
- В детстве человек счастлив, как сейчас говорят, по умолчанию.
- Универсального рецепта того… (По А. Москвину)
- В современном мире нет человека… (По Г.И.Беленькому)
- Есть ценности, которые изменяются…(Из Интернета)
- Я вспоминаю сотни ответов мальчишек на вопрос… (По В.А. Сухомлинскому)
- Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое… (По В. Быкову)
- Слово «мама» — особое слово.
- Каждый человек ищет место в жизни… (По М.С. Крюкову)
- Меня предал родной человек, меня предал лучший друг. (По М.Литваку)
Текст 21 (Чтобы оценить доброту…)
Чтобы оценить доброту и понять ее значение, надо непременно самому испытать ее. Надо воспринять луч чужой доброты и пожить в нем. Надо почувствовать, как луч этой доброты овладевает сердцем, словом и делами всей жизни. Доброта приходит не по обязанности, не в силу долга, а как дар.
Чужая доброта – это предчувствие чего-то большего, во что даже не сразу верится. Это теплота, от которой сердце согревается и приходит в ответное движение. Человек, раз испытавший доброту, не может не ответить рано или поздно, уверенно или неуверенно своею добротою.
Это великое счастье – почувствовать в своем сердце огонь доброты и дать ему волю в жизни. В этот миг, в эти часы человек находит в себе своё лучшее, слышит пение своего сердца. Забывается «я» и «своё», исчезает чужое, ибо оно становится «моим» и «мною». И для вражды и ненависти не остаётся места в душе.
Этапы работы над изложением
1. Первое прочтение.
Визуалы: сразу записывайте услышанное. Лучше делать это, сокращая слова и оставляя большие пробелы между строками. Не жалейте бумаги: вам выдадут столько черновиков, сколько вам нужно.
Аудиалы: мысленно выделяйте в тексте самое важное и делите его на смысловые части, чтобы понять, о чём говорится в каждой из них. Также сразу стоит определить главную тему текста
2. Перерыв между чтениями.
Визуалы: допишите сокращённые слова и пробегите глазами написанное, чтобы осознать, о чём этот текст.
Аудиалы: запишите опорные слова, оставляя между ними большие пробелы. Постарайтесь сразу составить подробный план текста. Выделите микротемы каждой из трёх частей и сформулируйте 1–2 предложения, в которых содержится главная мысль каждого абзаца.
3. Второе прочтение.
Визуалы: вписывайте в оставленные пробелы то, что не записали в первый раз. Не беда, если останется место: это пока черновик.
Аудиалы: конкретизируйте первое впечатление от текста и по возможности дополните схему текста
Обратите внимание на логику авторского рассуждения и сравните её со своим планом: выделите опорные слова и соотнесите с ними абзацы
4. Корректировка черновика: найдите микротемы, составьте план и отделите главную информацию от второстепенной.
5. Сжатие текста: сократите написанное.
В изложении должно быть не менее 70 слов. Ограничений по максимальному количеству нет, но если текст будет большим, с вас снимут баллы по критерию сжатия. Поэтому перечитайте текст и подумайте, как ещё его можно сократить. Затем сделайте окончательные исправления и дополнения.
6. Работа над композицией изложения: перечитайте текст в третий раз.
В вашем тексте должно быть три абзаца. Одна микротема — один абзац. Если их будет меньше или больше, с вас снимут баллы. Проверьте черновик два раза, никуда не торопитесь. Если текст читается на одном дыхании и без запинок, значит у вас получилось хорошее изложение.
7. Корректировка содержания: исправьте ошибки и недочёты, проверьте орфографию и пунктуацию.
Подчеркните все слова, в написании которых сомневаетесь. Возьмите орфографический словарь и проверьте их. На экзамене обязательно предоставляют словарь, и вы имеете право им воспользоваться.
8. Переписывание чистовика на бланк.
На этом этапе советуем отложить ваш текст и перейти к тесту или сочинению, а к первой части вернуться в конце экзамена. Так вы успеете отдохнуть от изложения и посмотрите на него более отсранённо. На переписывание изложения и сочинения в чистовик, а также на проверку написанного заложите не менее одного часа.
Текст 23 (В чем польза чтения?)
В чём польза чтения? Верно ли утверждение, что читать полезно? Почему многие продолжают читать? Ведь не только для того, чтобы отдохнуть или занять свободное время.
Польза чтения книг очевидна. Книги расширяют кругозор человека, обогащают его внутренний мир, делают умнее
А ещё важно читать книги потому, что это увеличивает словарный запас человека, вырабатывает чёткое и ясное мышление. Убедиться в этом каждый может на собственном примере
Стоит только вдумчиво прочесть какое-нибудь классическое произведение, и вы заметите, как стало проще с помощью речи выражать собственные мысли, подбирать нужные слова. Читающий человек грамотнее говорит. Чтение серьёзных произведений заставляет нас постоянно думать, оно развивает логическое мышление. Не верите? А вы прочитайте что-нибудь из классики детективного жанра, например, «Приключения Шерлока Холмса» Конан Дойла. После прочтения вы будете соображать быстрее, ваш ум станет острее и вы поймёте, что читать полезно и выгодно.
Ещё полезно читать книги потому, что они оказывают значительное влияние на наши нравственные ориентиры и на наше духовное развитие. После прочтения того или иного классического произведения люди порой начинают меняться в лучшую сторону.
Как готовиться
На сайте ФИПИ есть открытый банк заданий с аудиозаписями, которые будут на экзамене. Открывайте материалы и тренируйтесь писать изложения. Возможно, один из этих текстов попадётся вам на ОГЭ.
Например, возьмём этот текст. Внимательно прослушайте его два раза и выпишите микротемы и ключевые слова. Затем сверьтесь с этой таблицей:
Напишите изложение и проверьте его два раза. Отметьте, всем ли критериям оно соответствует:
- переданы все три микротемы;
- все три микротемы сжаты;
- текст чётко разделён на три абзаца;
- нет логических ошибок.
Чем больше изложений вы напишете и проверите, тем комфортней будете чувствовать себя на экзамене.
Хотите получать новые статьи во «ВКонтакте»? Подпишитесь на рассылку полезных статей
Автор иллюстрации — Joanna Ławniczak
Давайте знакомиться!
Зарегистрируйтесь и получите доступ к курсам и рассылку полезных советов от лучших преподавателей России
Можно через ВКонтакте или Фейсбук, просто одной кнопкой
Текст 19 (Всё дальше уходит…)
Всё дальше уходит Великая Отечественная война в прошлое, но память о ней жива в сердцах и душах людей. В самом деле, как можно забыть наш беспримерный подвиг, наши невосполнимые жертвы, принесённые во имя победы над самым коварным и жестоким врагом – немецким фашизмом.
Четыре военных года по тяжести пережитого не могут сравниться ни с какими другими годами нашей истории. Но память человека со временем ослабевает, из неё по крупицам уходит сначала второстепенное: менее значимое и яркое; а затем — и существенное. К тому же всё меньше становится ветеранов, тех, кто прошел войну и мог бы рассказать о ней. Если в документах и в произведениях искусства не будут отражены самопожертвования и стойкость народа, то горький опыт прошлых лет забудется. А этого нельзя допустить!
Тема Великой Отечественной войны на протяжении десятилетий питает литературу и искусство. О жизни и подвиге человека на войне снято немало прекрасных фильмов, созданы замечательные произведения литературы. И тут нет какой-либо преднамеренности, есть боль, не покидающая душу народа, который потерял за годы войны миллионы человеческих жизней. Но самым главным в разговоре на эту тему является сохранение меры и такта в отношении к правде войны, к ее участникам, живым, но, главным образом, погибшим.
Готовое сжатое изложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
rong>Конспект урока русского языка:» ЕГЭ: подготовка к написанию частиС. Анализ текста на лингвистическую тему»
На уроке используются основные приёмы технологии развития критического мышления на примере анализа текста Д. Лихачёва. Тип урока: урок-практикум. Цель урока: создать условия для формирования у учащихс…
Подготовка к сжатому изложению по тексту Е.А. Пермяка «Перо и Чернильница»
Урок русского языка, проведенного учителем МОУ «Тобурдановская СОШ имени А.И. Миттова» Авдеевой Людмилы Михайловны Класс: 9 Тема урока: «Подготовка к сжатому изложен…
Урок русского языка в 9 классе по теме: «Подготовка к сжатому изложению по тексту».
Урок русского языка в 9 классе по теме: «Подготовка к сжатому изложению по тексту». …
Урок подготовки к сочинению — рассуждению по тексту художественного стиля.
Современный урок русского языка и литературы немыслим без компьютерных технологий, которые помогают формировать языковую, речевую и правописную компетенции учащихся.Иссл…
подготовка к сочинению по прочитанному тексту публицистического стиля
Данный материал является лишь одним из уроков из серии подготовки обучающихся к написанию сочинения (блок С) ЕГЭ.Материал представлен разработкой урока и презентацией….
Методическая разработка урока по русскому языку в 11 классе по теме: «Подготовка к ЕГЭ. Комплексный анализ текста»
Данная методическая разработка позволяет повторить и обобщить материал, изученный за курс средней школы, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий разного типа….
Открытый урок по теме «Работа с текстом (в плане подготовки к ЕГЭ). Основные проблемы текста. Авторская позиция. Составление вторичного текста»
Этот урок поможет учителям, готовящим детей к ЕГЭ, на любом открытом материале составить вторичный текст….
Мне нравится
В первой части ОГЭ по русскому языку нужно писать краткое изложение. На экзамене два раза включают аудиозапись, на которой актёр читает небольшой текст объёмом около 150 слов из трёх абзацев. Первый раз — для ознакомления, второй раз — чтобы закрепить услышанное. Аудиозапись длится 2,5–3 минуты. Между чтениями дают ещё 3–4 минуты, чтобы осмыслить текст и поработать с заметками в черновике. После второго прослушивания ученики начинают писать изложение.
Вам также будет интересно
Дарья Храмова
16 февраля, 2023
1 мин
3 совета, как выбрать наряд на выпускной
Наряд на выпускной готовят задолго до праздника. И парни, и девушки выбирают готовые платья и…
560
Редакция Без Сменки
17 декабря, 2022
1 мин
Календарь выпускника на 2023 год: расписание ЕГЭ и ключевые даты подачи документов в вузы
Министерство Просвещения Российской Федерации утвердило расписание ЕГЭ на 2023 год. Досрочный…
5401
Анна Кузьмина
20 сентября, 2022
1 мин
Как подготовиться к ЕГЭ по английскому языку: пошаговый план
Кристина Спенсер, преподавательница английского языка в Вебиуме, рассказала, с чего начать…
2885
Ксюша Коснева
22 сентября, 2021
2 мин
Как справиться со страхом перед экзаменом
Как действовать в начале пути и убрать страх перед экзаменом?
На ЕГЭ я выбрала два предмета для…
2196
Светлана Финагенова
23 мая, 2022
2 мин
20 типичных ошибок на ЕГЭ по физике
Согласно анализу результатов ЕГЭ по физике 2021 от ФИПИ, задания базового уровня сложности…
2255
Милана Соблирова
07 февраля, 2022
3 мин
Космос, языки и история: 10 научно-популярных книг для подростков
Не дочитали «Войну и мир» и не нравится ничего из школьной программы? Не спешите прощаться с…
1889
Предварительный просмотр:
Исходный текст
Универсального рецепта того, как выбрать правильный, единственно верный, только тебе предназначенный путь в жизни, просто нет и быть не может. И окончательный выбор всегда остаётся за человеком.
Этот выбор мы делаем уже в детстве, когда выбираем друзей, учимся строить отношения с ровесниками, играть. Но большинство важнейших решений, определяющих жизненный путь, мы всё-таки принимаем в юности. Как считают учёные, вторая половина второго десятилетия жизни – самый ответственный период. Именно в это время человек, как правило, выбирает самое главное и на всю жизнь: ближайшего друга, круг основных интересов, профессию.
Понятно, что такой выбор – дело ответственное. От него невозможно отмахнуться, его нельзя отложить на потом. Не стоит надеяться, что ошибку после можно будет исправить: успеется, вся жизнь впереди! Что-то, конечно, удастся подправить, изменить, но далеко не всё. И неверные решения без последствий не останутся. Ведь успех приходит к тем, кто знает, чего он хочет, решительно делает выбор, верит в себя и упорно достигает намеченных целей.
(По А.Н. Москвину)
Сжатое изложение
Универсального рецепта, как выбрать правильный, только тебе предназначенный путь в жизни, нет и быть не может. И окончательный выбор всегда остаётся за человеком.
Этот выбор мы делаем уже в детстве, когда выбираем друзей, учимся играть. Но большинство важнейших решений мы всё-таки принимаем в юности. Это самый ответственный период. В это время человек выбирает самое главное в жизни: ближайшего друга, круг интересов, профессию.
Такой выбор – дело ответственное. От него невозможно отмахнуться. Не стоит надеяться, что ошибку после можно будет исправить. Неверные решения без последствий не останутся. Успех приходит к тем, кто знает, чего он хочет, и решительно идет к цели.