Краткое содержание
Москва, 22 июня 1941 года. Вероника и ее парень Борис смотрят, как журавли летают над городом на восходе солнца, а затем крадутся обратно в квартиры своих семей. Через несколько часов двоюродный брат Бориса Марк будит его с новостями. .
Вероника вскоре узнает, что Борис пошел добровольцем в армию. Борис просит бабушку подарить Веронике подарок на день рождения — мягкую игрушку-белочку («белочка» — любимое имя Бориса для Вероники), в которую он вкладывает любовную записку. Вероника опаздывает навестить Бориса в его квартире, но его бабушка дает Веронике чучело белки. Вероника ищет Бориса на сборочном участке, но не видит его и там, когда он отправляется на войну.
Вероника остается в Москве с родителями, погибшими в результате налета немецкой авиации, в результате которого также разрушен их жилой дом. Семья Бориса приглашает осиротевшую Веронику пожить к ним.
Борис служит на фронте. Он вступает в спор с другим солдатом, Володей, который оскорбляет фотографию Вероники. Их командир ловит их сражающимися и поручает им опасную разведывательную миссию. Борис спасает Володе жизнь, но Бориса стреляют. В свои последние минуты жизни у него есть видение свадьбы, которой у них с Вероникой никогда не было.
Вернувшись в Москву, двоюродный брат Бориса Марк говорит Веронике, что любит ее, но она искренне ждет Бориса. Вероника и Марк остаются одни в квартире, когда происходит очередной налет. Марк делает пас на нее. Она дает ему отпор. Разъяренный отказом, он насилует ее. Марк стыдит Веронику и вынуждает ее выйти за него замуж. Она презирает его, но не рассказывает семье об изнасиловании, поэтому они считают, что она предала Бориса, который, по их мнению, все еще жив.
Чтобы избежать немецкого наступления, семья переезжает в Сибирь. Вероника работает медсестрой в военном госпитале отца Бориса Федора. Марк и Вероника несчастны в браке.
Когда солдат в госпитале впадает в истерику, получив письмо, в котором говорится, что его девушка бросила его, Вероника бросается за Федором, который обрабатывает прибывающих раненых. Едва она не успевает увидеть раненого Володю, которого собираются положить в больницу, как Федор говорит, что больница переполнена. Федор увещевает обезумевшего солдата забыть неверную девушку. Вероника подслушивает речь Федора и расстраивается, так как она такая женщина.
Переполненная чувством вины, Вероника пытается броситься под поезд. Незадолго до того, как она попытается покончить жизнь самоубийством, она видит мальчика, которого вот-вот сбила машина, и спасает его. Мальчик разлучен с матерью, его зовут Борис. Вероника забирает мальчика домой и ищет у Бориса игрушку-белочку. Сестра Бориса Ирина злобно сообщает Веронике, что Марк дарит игрушку любовнице на ее дне рождения. Вероника мчится на вечеринку, где завсегдатай вечеринки наконец нашел записку, спрятанную Борисом. Вероника хватает его, и Борис рассказывает ей эту последнюю нежную любовную записку.
Федор узнает, что Марк подкупил его, когда его призвали в Красную Армию. Федор понимает, что Марк предал Россию и семью, и воспользовался Вероникой. Федор выгоняет Марка, а Вероника прощается в семье за «предательство» Бориса. Спасенный Вероникой мальчик становится частью семьи. Позже Володя, выздоровев, приходит на поиски семьи Бориса и сообщает им, что Борис мертв.
В 1945 году война закончилась, и Вероника и Володя снова прогуливались по берегу реки в Москве. Они очень близки, но Вероника все еще отказывается верить, что Борис мертв, так как Володя сам был ранен и никогда не видел смерти Бориса. Когда отряд Бориса возвращается, Вероника несет огромный букет цветов, намереваясь подарить его, и охотится за ним и его другом Степаном во время праздника на вокзале. Вероника находит Степана и наконец узнает, что Борис действительно мертв. Вероника в слезах плывет сквозь торжествующую толпу. Пока Степан произносит воодушевляющую речь, утверждая, что погибшие на войне никогда не будут забыты, Вероника переходит от горя к раздаче цветов вернувшимся солдатам. Когда она смотрит вверх, в небе над Москвой снова летают журавли.
Содержание фильма «Летят журавли»:
Фильм «Летят журавли» рассказывает о судьбе двух молодых людей Бориса Бороздина (актер Алексей Баталов) и его невесте Веронике (актриса Татьяна Самойлова).
22 июня 1941 года Борис вместе со своей невестой Вероникой гуляют по Москве и под утро, возвращаясь домой они видят в небе клин журавлей.
В это время немецкие войска уже перешли границу СССР, началась вторая мировая война.
Приходит повестка и Борис добровольцем уходит на фронт, до ухода Бориса остается всего пару часов.
Семья Бориса — его отец Федор Иванович (актер Василий Меркурьев), бабушка Варвара Капитоновна (актриса Антонина Богданова), сестра Ирина (актриса Светлана Харитонова) и двоюродный брат Марк (актер Александр Шворин), — едва успевают проститься с Борисом.
Из-за перекрытого движения Вероника не успевает на семейные проводы Бориса, и она попадает на вокзал, когда Борис садиться в вагон.
Бабушка Бориса Варвара Капитоновна передает Вере прощальный подарок Бориса — игрушечную плюшевую белочку с корзинкой конфет. Борис предупредил, что с игрушкой он написал Вере записку, но Вера не смогла ее найти.
Во время бомбежки погибают родители Веры, и Вера переезжает жить в семью Бориса.
С самого начала войны семья и Вера не имеют никаких вестей от Бориса и не ничего знают о его судьбе.
Влюбленный в Веру брат Бориса, талантливый пианист Марк, пытается добиться взаимности от Вероники.
Во время авиационного налета на Москву, когда Марк и Вера остаются одни, Вероника не смогла устоять перед Марком, и они становятся любовниками.
Не смотря на протесты семьи, Вероника и Марк женятся.
В это время Борис вместе со своей попавшей в окружение частью с боями пробирается за линию фронта к своим и во время разведки происходит непоправимое – Борис гибнет от пули немецкого снайпера.
Семья Бориса и Вероника с Марком переезжают в эвакуацию за Урал.
Вероника работает в госпитале. Во время ее дежурства у одного из солдат происходит нервный срыв из-за его неверной невесты.
Вера, под впечатление происшедшего, приняв все на свой счет, хочет, бросится с моста и покончить с собой.
С моста Вероника видит маленького мальчика и бросается его спасать. Едва успев Вера спасает мальца из-под колёс грузовика. Оказалось, что мальчик не знает где его родители и зовут его, по странному стечению обстоятельств также как и ее бывшего жениха тоже Борис.
Вероника приводит мальчика к себе домой и хочет дать ему поиграть плюшевой белочкой, которую она получила от ее Бориса.
Вероника начинает разыскивать свою игрушку и узнает, что у Марка есть любовница Антонина Монастырская, с которой у Марка давний роман.
Вероника находит Марка среди гуляющих барыг и спекулянтов, которых Марк развлекает игрой на пианино. Здесь же на столе она находит и свою плюшевую белочку. В этот момент одна из дам разворачивает золотой орешек, лежащий в корзине у белочки, и находит в нем записку от Бориса.
Вероника выхватывает записку, дает Марку пощечину и убегает.
Вероника и Марк расстаются.
В дом, где живет Вероника, приходит солдат, которого в свое время Борис спас от смерти во время разведки. Он передает ей ее фотографию, которую дал ему Борис, и рассказывает о его смерти.
Вероника не верит в гибель Бориса и продолжает ждать от него вестей.
Заканчивается война, Вероника возвращается в Москву и бежит на вокзал встречать эшелон с фронта. Там она встречает только друга Бориса Степана, который рассказывает ей о том, что Бориса действительно нет в живых.
Над Москвой снова летят журавли.
Как в дальнейшем сложится судьба Вероники, вы узнаете, посмотрев онлайн фильм «Летят журавли».
Противоположности. Марк
Чтобы сила нашего менталитета засияла еще ярче, подвиг советского человека показан в контрасте с другим отношением к жизни. Марк – обладатель кожного вектора, который имеет ценности, противоположные уретральному. Он индивидуалист, ставящий личное благополучие выше общественного. Так происходило далеко не со всеми представителями кожного вектора времен Великой Отечественной войны. Большинство из них, развитые и реализованные как личности, становились героями, офицерами и солдатами, отдававшими свои жизни ради Победы нашей Родины.
Когда же свойства вектора не очень развиты или человек не может реализовать себя, не может справиться со сверхстрессом, он использует свои способности исключительно для личного выживания. Человек с кожным вектором обладает гибкой психикой, высокой способностью адаптироваться к любой ситуации, приоритетом пользы-выгоды. И в случае с Марком мы видим проявление не ментальных особенностей русского человека, а проявление не самых удачных свойств кожного вектора, как это бывает, когда вектор у человека недостаточно развит, он не может держать сверхстресс, не может реализовать себя в жизни по максимуму.
Как только над страной нависает реальная угроза уничтожения, Марк начинает искать лазейки, чтобы выжить самому. Он покупает бронь, отбивает у брата невесту, уезжает в эвакуацию, где тепло и спокойно. Его способности музыканта используются не для того, чтобы вдохновлять солдат на победы, а для увеселения местной богемы. Он лебезит перед начальством, чтобы не потерять свое тепленькое местечко. На фоне высоких нравственных ценностей, которые проявляет народ с уретральным менталитетом, он смотрится уродливо, и ничего, кроме отвращения, не вызывает.
Вероника очень скоро понимает, какую ошибку она совершила, выйдя за него замуж: «Я хочу только одного – чтобы тебя не было!» Эти отношения претят ей и как человеку, воспитанному в ценностях русского менталитета, и как женщине с, в общем-то, прекрасными душевными качествами. Она способна любить по-настоящему, быть жертвенной и милосердной. Что же толкает ее в эти отношения?
Съёмки и прокат
- Для съёмок сцены гибели Бориса Сергей Урусевский придумал и впервые сконструировал круговые операторские рельсы. Изобразительное решение фильма, ставшее классикой операторского искусства, построено на съёмке с движения и использовании сверхширокоугольного объектива с фокусным расстоянием 18 мм.
- В кинотеатрах СССР фильм посмотрело 28,3 млн зрителей (10-е место в прокате 1957), во Франции — свыше 5,4 млн, в ГДР — свыше 2,8 млн (5-е место в прокате 1958) из них 347 986 человек в Восточном Берлине, в ПНР — 3 млн до 1960 г. и 3,5 млн до 1967 г., в ЧССР — более 1,6 млн до 1970 г..
- Во время съёмок Самойлова болела туберкулёзом.[источник не указан 486 дней]
Стыдно не приносить пользу своей стране
Фильм «Летят журавли» снят в 1957 году в лучших традициях советского кино, которое всегда отличалось глубоким нравственным посылом. Кино в СССР должно было воспитывать в людях любовь к Родине, а также важнейшие ценности русского менталитета – милосердие, справедливость, приоритет общественного надо личным. Системно-векторной психологией Юрия Бурлана этот менталитет определяется как уретрально-мышечный. Давайте посмотрим этот фильм еще раз через призму этой науки о человеке.
Системно-векторная психология Юрия Бурлана различает в психическом человечества восемь векторов – восемь групп желаний и свойств, заложенных в человека от природы. Они определяют его жизненный сценарий, систему ценностей, тип мышления. Четыре нижних вектора – уретральный, мышечный, кожный и анальный – определяют также менталитеты стран. Все ценности и свойства этих векторов становятся ментальным особенностями тех людей, которые проживают на одной территории. Менталитет формируется под воздействием географических и климатических факторов.
Россия – страна с огромной территорией, границы которой не ощущаются физически. Именно поэтому мы не ограничены в проявлении своих психических свойств, щедры и хлебосольны. Мы не приучены к материальному комфорту, потому что суровый климат и природные лишения заставляли нас довольствоваться малым. Для нас не главное – быть сытым, главное – ощущать плечо рядом, потому что только вместе мы можем выжить в таких условиях.
Уретральный вектор дает его обладателю свойство отдачи, приоритет общественного над личным, отсутствие инстинкта самосохранения. Мы ради страны готовы, не задумываясь, пожертвовать жизнью. Мышечный вектор делает из нас коллективистов, способных объединяться, особенно во времена самой большой опасности для Родины.
Очень тонко показаны эти моменты в фильме «Летят журавли». Мужчины уходят на фронт. Люди провожают братьев, сыновей, мужей. А девушка, пришедшая проводить Бориса, говорит: «А у нас даже провожать некого – три сестры и мама. Даже неудобно…» Да вы радуйтесь, что никого не придется отрывать от сердца, а им – «неудобно», стыдно… Социальный стыд оказаться не нужным своей Родине беспокоит гораздо больше, чем личное счастье.
Мать Вероники говорит: «Ах, эта война… Горе горюй, а дело делай!». Как бы ни было тебе плохо, в тебе нуждаются люди, от твоих усилий зависит Победа.
«Нельзя жить прежней жизнью, веселиться, когда по нашей земле идет смерть», — пишет в своей прощальной записке Белке Борис и идет добровольцем на фронт, в то время как мог бы остаться на заводе, с бронью, как талантливый инженер.
И все это совершенно искренне. Именно так думали люди, жившие в СССР. Ведь советский строй был абсолютно комплементарен уретрально-мышечному менталитету. Он воспитал особую породу людей, которые не думали о себе, а думали только о всеобщем благе. Именно поэтому поколение наших бабушек и дедушек пережило ту страшную войну с таким достоинством и величием духа, что несмотря на прошедшие годы все еще хочется поклониться им до земли.
…Превратились в белых журавлей
Светлым акцентом фильма становится день, когда бойцы возвращаются с фронта после победы. Всеобщая радость и ликование наполняют душу Вероники чувством надежды, что в толпе этих счастливых людей она встретит и Бориса. Она видит его друга Степана, с которым тот прошел свой короткий путь на войне. Но Степан лишь достает из кармана гимнастерки фотографию любимой девушки, которую друг передал ему перед тем, как погиб. Теперь нет сомнений – Борис не вернется.
Однако нет горя и безнадежности в этой концовке. Жертвы наши были не напрасны. Степан говорит: «Мы победили и остались жить не во имя разрушений, а во имя созидания новой жизни!» Вероника смотрит в небо и видит клин летящих журавлей, как тогда, когда они с Борисом еще были вместе в ту ночь. Жизнь продолжается. Ее надо строить заново. И только светлая грусть и благодарность за ту любовь наполняет ее сердце.
Примечания
- Иоганнес Якоби. . Die Zeit, 12.06.1959. (нем.)
- , с. 86.
- ↑ , с. 96.
- , с. 81.
- Раззаков Ф. Наши любимые актрисы. — М.: Эксмо-пресс, 2000. — С. 114.
- . Allocine.fr.
- Thomas Lindenberger. Massenmedien im Kalten Krieg: Akteure, Bilder, Resonanzen. Böhlau Verlag, 2006. ISBN 978-3-412-23105-7. — С. 92.
- Heiner Timmermann. Das war die DDR. Lit, 2004. ISBN 978-3-8258-8167-2. — С. 662.
- Polska Agencja Telegraficzna. Rocznik polityczny i gospodarczy 1960. Ekonomiczne, 1961. ISSN 0324-8577. — С. 898.
- Instytut Historii Polska Akademia Nauk. Studia z dziejów Rosji i Europy Środkowo-Wschodniej 27-29. Zakład Narodowy imienia Ossolińskich, 1992. ISSN 1230-5057. — С. 171.
- . Filmová kultura: Brno 1945—1970.
- , с. 227.
- ↑ , с. 228.
- , с. 137—138.
Прием и влияние
Как отмечает кинолог Джозефин Уолл, главная героиня Вероника сыграла важную роль в формировании постсталинских советских фильмов, провозглашая более сложные, многомерные целлулоидные героини, а также фокусируя внимание на них. о влиянии войны на простых людей
Не только советская публика приняла рассказ Вероники и сочувствовала ей. Главная актриса «Журавли», красавица Татьяна Самойлова, которую часто отождествляли с ее ролью, покорила Европу. После победы фильма на Каннском кинофестивале в 1958 году, где фильм был отмечен престижным Гран-при, весь мир отметил главного героя фильма, а критики высоко оценили его потрясающую кинематографию, игру, режиссуру и монтаж. Уолль отмечает, что комментатор French Liberation, например, одобрительно противопоставил чистоту и подлинность Самойловой чистоте и подлинности Брижит Бардо, западной женщины-иконы. Самойлова вспомнила, что получила часы от своих восточногерманских поклонников во время фестиваля там; на подарке была надпись: «Наконец-то мы видим на советском экране лицо, а не маску».
Любовь накануне войны
Ночь накануне войны… Еще никто не знает, что рассвет нового дня разорвет рев подлетающих немецких бомбардировщиков, а голос Левитана возвестит о начале нового испытания для всей страны.
Пока все тихо, и двое влюбленных – Борис и Вероника (Белка) – наслаждаются счастьем разделенной любви. Они еще не знают, что разлука так близка. Еще сияют глаза девушки, предвкушающей начало новой счастливой жизни рядом с любимым человеком. Даже война сначала не пугает ее: «Когда ты со мной, я ничего не боюсь, даже войны», — говорит она Борису.
Но он уже не с ней. Он уезжает на фронт добровольцем, а она даже не успевает проводить его, сказать последнее «прости».
Бегство от самой себя
Первые же месяцы войны приносят девушке потери, с которыми трудно справиться одной. Во время бомбежки погибают ее родители. От Бориса нет никаких известий. Потом весточка: «Пропал без вести». Она сломлена. Она всего лишь хрупкая, одинокая девушка, которой не на кого опереться. И если бы не семья Бориса, ее некому было бы поддержать.
Однако брат Бориса – музыкант Марк, добывший себе бронь от армии, спешит воспользоваться ситуацией. Он давно уже влюблен в Веронику, и в момент бомбежки, когда ужас толкает ее в его объятия, он не упускает этой возможности. И вот они женаты.
Что этот брак для Белки? Бегство от самой себя, от страха одиночества. Но и тяжелый крест предательства любимого, стыд перед людьми. Многие ей не прощают – не дождалась. Она и сама себе не прощает – не хочет жить. В Сибири, в эвакуации она работает в госпитале медсестрой. Она как будто бы живет, но душа ее мертва.
Тяжелая сцена в госпитале, когда раненый солдат получает весточку от невесты, которая вышла замуж, не дождавшись его, беспощадные слова отца Бориса о том, что такая невеста не достойна быть женой героя, переполняют чашу терпения Вероники. Она бежит на вокзал, чтобы свести счеты с жизнью – броситься под поезд. Ее спасает маленький мальчик, чуть не попавший под колеса автомобиля. Кинувшись к нему, она не успевает спрыгнуть с моста.
— Как звать тебя?
— Борька…
Это судьба. Она будет жить. Ради него, если не ради себя.
Окончательно разваливается и ее брак с Марком. Она узнает, что он вращается в обществе местной богемы и бронь его – купленная. Она все еще верит, что ее любимый жив, даже когда солдат, которого вынес из разведки Борис, рассказывает, что видел, как он был убит.
Признание
Во французском прокате, куда фильм попал ещё до Каннского кинофестиваля, советская картина получила значительный кассовый успех. Права на фильм приобрёл продюсер Игнац Моргенстерн — тесть Франсуа Трюффо. Именно последний порекомендовал продюсеру заняться организацией проката фильма во Франции. Моргенстерн впервые увидел его на предпремьерном показе, состоявшемся 21 апреля 1958 года, а 3 мая пересмотрел его повторно в обществе Трюффо, который убедил тестя приобрести права на фильм. Эта сделка оказалась очень выгодной для продюсера с учётом низкой стоимости прокатных прав фильма и его успеха у французского зрителя. Демонстрация картины началась в июне 1958 года и сопровождалась значительным кассовым успехом, что предоставило необходимые средства и окончательно убедило Моргенстерна профинансировать картину Трюффо «Четыреста ударов», ставшую знаковой для «Новой волны» и для французского кинематографа.
Клод Лелуш признавался, что и спустя десятилетия регулярно пересматривает советский шедевр: «Он не устарел ни в чём, по-прежнему великолепен. Я не видел более прекрасного фильма из России. Думаю, я в принципе не видел фильма лучше этого. Не кино, а чудо. Хотя в СССР было немало гениев…» В автобиографии он приводит несколько фильмов в своём «кинопантеоне», где наряду с советским фильмом находятся такие шедевры мирового кинематографа, как «Гражданин Кейн» Орсона Уэллса, «Наполеон» Абеля Ганса.
Над фильмом работали
Актёрский состав
Почтовый конверт с кадрами из кинофильма «Летят журавли»: Алексей Баталов в роли Бориса, Татьяна Самойлова в роли Вероники. Россия, 2003 г.
Актёр | Роль |
---|---|
Татьяна Самойлова | Вероника (Белка) |
Алексей Баталов | Борис Бороздин |
Василий Меркурьев | Фёдор Иванович, отец Бориса |
Александр Шворин | Марк, двоюродный брат Бориса |
Светлана Харитонова | Ирина, сестра Бориса |
Константин Никитин | Володя, сослуживец Бориса |
Валентин Зубков | Степан, друг Бориса |
Антонина Богданова | Варвара Капитоновна, бабушка Бориса |
Борис Коковкин | Николай Николаевич Чернов |
Екатерина Куприянова | Анна Михайловна Лебедева, учитель истории |
Валентина Ананьина | Люба, сотрудница Бориса |
Валентина Владимирова | солдат |
Ольга Дзисько | Даша, сотрудница Бориса |
Леонид Князев | Сачков, сослуживец Бориса |
Георгий Куликов | Анатолий Александрович Кузьмин, инженер с завода |
Даниил Нетребин | раненый |
Ирина Прейс | Антонина Монастырская, пассия Марка |
Николай Сморчков | Захаров, раненый |
Галина Степанова | мать Вероники |
Григорий Шамшурин | отец Вероники |
Валентина Березуцкая | девушка на проводах |
Алевтина Румянцева | девушка на проводах |
Любовь Соколова | солдат |
Анна Заржицкая | Палюкайтис, эвакуированная |
Евгений Кудряшёв | гость на вечеринке |
Майя Булгакова | встречающая на вокзале |
Юрий Левитан | голос диктора |
Съёмочная группа
- Автор сценария: Виктор Розов
- Режиссёр: Михаил Калатозов
- Оператор-постановщик: Сергей Урусевский
- Художник-постановщик: Евгений Свидетелев
- Композитор: Моисей Вайнберг
- Тексты песен: Вадим Коростылёв
- Звукооператор: Игорь Майоров
- Художник по костюмам: Лидия Наумова
- Заместитель директора картины: Сергей Каграманов
Литература
- Де Бек, Антуан; Тубиана Серж. Франсуа Трюффо = François Truffaut / Пер. с фр. С. Козина. — М.: Rosebud Publishing, 2020. — 848 с. — ISBN 978-5-905712-47-0.
- Дунаевский А. Л. Каннский кинофестиваль 1939—2010. — М.: Амфора, 2010. — С. 978—5-367-01340-5. — 688 с. — (Дом кино). — ISBN 978-5-367-01340-5.
- Десять операторских биографий. Вып. 1. Сост. М. Е. Голдовская. — М.: Искусство, 1978. — 207 с. — (Мастера советского театра и кино).
- История советского кино. 1917—1967. В четырёх томах. — М.: Искусство, 1978. — Т. 4. 1952—1967. — 485 с.
- Кремлёв Г. Д. Михаил Калатозов. — М.: Искусство, 1964. — 244 с. — (Мастера киноискусства).
- Кожемяко, Виктор. Виктор Розов: Свидетель века. — М.: Алгоритм, 2013. — 304 с. — (Жизнь в искусстве). — ISBN 978-5-4438-0491-0.
- Меркель М. М. Угол зрения (диалог с Урусевским). — М.: Искусство, 1980. — 135 с.
- Розов, Виктор. Летят журавли: Киносценарий. — М.: Искусство, 1959. — 86 с.
- Урусевский С. П. С кинокамерой и за мольбертом. — М.: Алгоритм, 2002. — 399 с. — ISBN 5-9265-0022-2.