Краткое содержание и образ персонажа
Главный герой рассказа – Толик. Фамилия — Титов. Более полным именем автор его не наделяет, возможно, потому, что человек этот не обладает зрелым мировоззрением, характерным его возрасту. А быть может, дело в том, что он был и остается Толиком, которого где-то далеко ждет любящая мать.
Действия в рассказе начинают разворачиваться в новой уютной квартире главного героя. Толик стал обладателем отдельного жилья, а значит, сбылась его мечта. Ведь к этому он стремился всю свою сознательную жизнь. И теперь, по случаю новоселья, жена испекла пирог, а за праздничным столом собралось все семейство.
Следует сказать, что герой Куликовой — персонаж, обладающий ценными положительными качествами. Он идеальный семьянин, человек, который живет ради жены и детей. Вот уже двадцать четыре года он работает, не покладая рук. Новая просторная квартира – следствие его многолетнего тяжелого труда. Рассказ «Свиделись» представляет собой короткий фрагмент из жизни трудолюбивого человека, отца семейства. Но этот герой является противоречивой личностью. Как мог он за столь долгий период не вспоминать о женщине, которая подарила ему жизнь? А ведь только во время семейного ужина в новой просторной квартире он вдруг вспоминает о матери. Семейное счастье, которое царит в доме Титовых, неожиданно омрачено сравнением: «Как в детстве у мамы». Но именно эта мысль и побуждает героя спустя много лет наконец посетить родной дом.
Чтение девятого фрагмента
После ужина отправился Толик в боковую комнатёнку на старый диван. Лампу не стал зажигать, нашарил в потёмках одеяло, лёг не раздеваясь, укрылся по самый подбородок и крепко задумался. Не затем он сюда приехал, чтоб каши отведать. Рассказать бы ей про все его заботы, про то, как гробился на тяжёлых работах — себя не жалел, чтоб лишнюю копейку иметь . Как прежде, чем жениться, денег поднакопил на шикарную свадьбу и на машину – завидным женихом был. Пахал по две-три смены, хватало и на оплату съёмных квартир, и на шубу молодой жене и на кооператив откладывал. На море семью возил и не раз. Четверых сыновей родил, и у каждого – своя сберкнижка на образование. Квартиру купил, наконец. Большую, просторную. Не просто так всё далось, ох не просто ! Толик долго ворочался с боку на бок, вздыхал, кашлял, потом поднялся рывком и пошёл на ощупь в горницу . На фоне светлеющего окошка увидел чёрный силуэт матери, сидящей в своей извечной позе на краю кровати. |
-
Чему посвящена жизнь Толика?
-
Что для него и его семьи важнее всего?
-
Почему мы, понимая, что добывание денег на содержание семьи – это неплохо, всё-таки осуждаем Толика?
-
Что потеряв в этом мире герой?
-
Почему Толик не рассказывает матери о своей семье?
-
Почему не спит он?
-
Почему не спит мать?
Короткий зміст і образ персонажа
Головний герой оповідання — Толик. Прізвище — Титов.Більш повним ім’ям автор його не наділяє, можливо, тому, що людина ця не володіє зрілим світоглядом, характерним для його віку. А можливо, справа в тому, що він був і залишається Толіком, якого десь далеко чекає любляча мати.
Дії в оповіданні починають розгортатися внової затишній квартирі головного героя. Толик став володарем окремого житла, а значить, збулася його мрія. Адже до цього він прагнув усе своє свідоме життя. І тепер, з нагоди новосілля, дружина спекла пиріг, а за святковим столом зібралося все сімейство.
Слід сказати, що герой Куликової — персонаж,володіє цінними позитивними якостями. Він ідеальний сім’янин, людина, яка живе заради дружини та дітей. Ось уже двадцять чотири роки він працює, не покладаючи рук. Однокімнатна квартира — наслідок його багаторічного важкого праці. Розповідь «побачилися» являє собою короткий фрагмент з життя працьовитої людини, батька сімейства. Але цей герой є суперечливою особистістю. Як міг він за такий довгий період не згадувати про жінку, яка подарувала йому життя? Але ж тільки під час сімейної вечері в новій просторій квартирі він раптом згадує про матір. Сімейне щастя, яке панує в будинку Тітових, несподівано затьмарене порівнянням: «Як в дитинстві у мами». Але саме ця думка і спонукає героя через багато років нарешті відвідати рідний дім.
Тема сочинения: «, Группа 6., Тема сочинения: «
IV. Проверка групповой работы.
V. Домашнее задание
Написать сочинение на одну из данных ниже тем, используя в качестве аргументов рассказ Л.М.Куликовой «Свиделись» и рассказ К.Г.Паустовского «Телеграмма»
1. Согласны ли Вы с утверждением Б.Шоу: «Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности»?
2. Как Вы понимаете высказывание А.П. Чехова: «Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть».
3. Согласны ли Вы с утверждением Ги де Мопассана: «Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери»?
4.Что можно привести к равнодушию?
5. Согласны ли вы с утверждением М.Горького: «Равнодушие смертоносно для души человека»?
6. Как Вы понимаете слова Хелен Келлер: «Наука изобрела лекарство от большинства наших болезней, но так и не нашла средства от самой ужасной из них — равнодушия»?
3
Образ Ольги Герасимівна
Мати не визнала його.Але в останній фразі, яким завершується розповідь «побачилися» Куликової, стає ясно, що героїня цього твору нічого не забувала. Довгі роки очікування вбили її. Вона вже не чекала сина, і побачити його живим і неушкодженим означало переконатися в його зраді. Хоча «побачити» — слово, яке до неї не застосовується, так як вона втратила зір.
Образ матері здався Толику зовсім чужим:невисока стара жінка з незрячими очима і обпаленими пальцями. Невже це та жінка, листи від якої він так часто отримував в армії і чиї послання завжди закінчувалися нехитрій приказкою «Синові Толі від мами Олі»?
Чтение седьмого фрагмента
— Есть кто живой? – спросил тихо. — А как же! Я живая, – раздался голос из чёрнеющего угла. Глаза Толика скоро привыкли к темноте, и он различил фигуру старушки, примостившуюся на краю кровати. Толик опустил рюкзак на пол и присел на скамью. — Из собеса будете? – спросила мать. — Нет. — Летом привезли чурки и уж месяц, поди, жду, когда кого-нибудь пришлют дров наколоть и в сени перенесть. В прошлом году зима была суровая, еле дотянула, думала, заиндЕвею в ледяной избе. Эту зиму ожидаем слабую, но без дров и мягкая зима жёстко постелит. — Давайте я вам дров наколю! – вскочил Толик, неожиданно для себя назвав мать на «вы». — Сиди. Успеется. Чай, по другому делу пришёл. Чует моё сердце, что снова про пенсию новость плохую принёс. Мародёрствуют начальники. Зачем у бабки последнее отбирать? Ить той пенсии с гулькин нос. — А на что вы живёте? — Из собеса шефствуют надо мной. Раз в неделю приезжают, хлеба и молока привозят. А когда и крупы с маргарином. Мало, конечно. Да я экономная, тяну до следующего раза. — А чем вы занимаетесь? — Что? — Что делаете? — Сижу. — Нет, я не про то, что вы сейчас делаете. Я про то, чем вы каждый день занимаетесь? — Сижу. Что ещё делать? А ты по какому делу, мил человек? На чьём-то дворе залаяла собака, кудахтнула курица, а с неба донёсся гул летящего над облаками самолёта. — Сын я ваш, Ольга Герасимовна. — Сы-ы-ын? – недоверчиво протянула старушка, — Нету у меня сына. Пропал он . — Как пропал?! Вот он я! Неужто не узнаёте? Посмотрите внимательно. — А мне теперь смотри–не смотри – всё одно. Ослепла я. — Как – ослепли?! — А вот так. Не вижу ничего. В темноте живу. Уж приноровилась да и экономия опять же – электричество не трачу. Другие копеечку за свет отдают, а у меня копеечек нету. Правильно Господь рассудил: чем государству за электричество задалживать, лучше пусть бабка ослепнет. |
-
Как встретился сын с мамой после долгой разлуки?
-
Что спрятано в местоимении «вы », с которым герой обращается к матери?
-
Почему не сразу признается, что он её сын?
-
Почему все-таки говорит матери о том, что он её сын?
-
Зачитайте строчки, в которых говорится о жизни Ольги Герасимовны.
-
Жалуется ли она на своё житьё?
-
Ждала ли она сына?
-
Что чувствует сын во время её незамысловатого рассказа? Испытывает ли раскаяние?
Чтение шестого фрагмента
Дорога заняла три тягучих дня. Толику странно было думать, что он едет домой, к маме. Столько лет не был в этих краях! Добирался сначала поездом, потом автобусом, на попутке и пешком. Он преодолевал последние сотни метров, ведущие к родной избе. Шёл странной походкой — на ватных ногах, часто вздыхал полной грудью, пытаясь уменьшить волнение , и внимательно смотрел окрест. Деревня изменилась. Обветшали и вросли в землю избы. Все постройки были одного цвета — серого. Кое-где ровными грядками зеленели огороды, но в основном – запустенье, безрадостное, вымороченное отчаяньем . С трудом узнал родительский двор, подошёл к выгнутому дугой штакетнику, толкнул калитку, сделал несколько шагов и остановился посреди небольшого подворья. Огляделся, вздохнул ещё раз , прошагал к избе и ступил на порог. Дверь оказалась незапертой. Пересёк сени, торкнул ещё одну дверь и вошёл в сумрак горницы. |
-
Опишите состояние Толика при приближении к родной деревне.
-
Что видит он вокруг? Изменилась ли деревня?
-
Какие чувства он испытывает? Как это описано в тексте? Чего ждёт от встречи?
Назад в нове життя
Толик знову покинув матір.Обличчя її в останню мить здалося йому сумним. Головний персонаж цієї розповіді йде, відкидаючи в сторону всі, що пов’язує його з рідною домівкою. Він уже ніколи не побачить матір, але згадає про неї не раз. З роками все незначніше стане життєва суєта. А біль у серці про забуту матері тим часом буде все загострюватися. Однак «побачитися» йому, на жаль, вже буде ні з ким.
У стилі психологічної прози створила розповідь«Побачилися» Куликова. Жанр цей передбачає вивчення і аналіз людської душі на прикладі одного-двох героїв. У цьому творі можна прочитати долі всіх покинутих матерів і душевні терзання синів, їх зрадили.
Чтение второго фрагмента
По случаю новоселья Анюта испекла рыбный пирог с яйцом и зелёным лучком. Поставила его на середину стола, за которым собралась семья Титовых: отец, мать да четверо ребятишек. Анюта раскраснелась, хозяйничая; разливала чай, нарезала куски, шутила с детьми. Дети звенели ложками о чашки, размешивая сахар, и с нетерпением поглядывали на поблескивающий коричневой коркой рыбник. Толик смотрел на семью и был счастлив. «Как в детстве у мамы» , — неожиданно подумал он и почувствовал, как только что переживаемое счастье затуманилось и потеряло лоск, будто червячок поселился в совершенном яблоке. Начал вспоминать, когда последний раз писал матери. Кажется, в год рождения первенца . Сейчас Алёшке тринадцать . Виделся с матерью сразу после армии , потом уехал за тридевять земель на стройку. С их последнего свидания прошло двадцать четыре года . — Налетай! – задорно призвала Анюта, села на стул и отхлебнула несколько глотков чая. Сынишки зачавкали, озорно переглядываясь и перемигиваясь, захлюпали ртами, втягивая горячий янтарный напиток, и заёрзали на стульях. Оживление за столом немного расслабило Толика, он с благодарностью принял у жены большой кусок пирога и стал не спеша есть. |
-
Сколько же лет Толику?
-
Почему автор называет его таким детским именем?
-
В чём счастье Толика? Можем ли мы его за это осуждать?
-
Когда подмена истинных ценностей вызывает наше осуждение?
-
Что нарушает идиллию семейной жизни?
-
Почему именно сейчас, во время чаепития, когда вся семья счастлива, Толик вдруг ощутил, что «переживаемое счастье затуманилось и потеряло лоск»?
-
Сколько лет он не писал матери? Как это его характеризует?
-
Когда последний раз виделся с матерью?
Образ покинутих батьків в російській літературі
За обсягом є досить невеликимтвір, який створила Л. Куликова. «Побачилися», короткий зміст якого викладено нижче, — це, тим не менш, історія цілого життя. Порівнюючи оповідання сучасного автора з творами представників російської класичної літератури, можна виявити, що за останні двісті років мало що змінилося. Все так само існують невдячні діти. І так само страждають люди похилого віку, у яких життя після втрати коханого сина або дочки тривати не може.
Розповідь, про який йде мова в цій статті,входить сьогодні в шкільну програму. Це дає можливість сучасним підліткам зрозуміти глибокі проблеми батьків і дітей на тлі сьогоднішніх реалій. Змінюється з часом вигляд людини і те, що його оточує. Людські почуття і пороки залишаються незмінні. А тому можна сміливо сказати, що проблема невдячності дітей найкраще розкрита в наступних творах:
- А. С. Пушкін «Станційний доглядач».
- Ф. М. Достоєвський «Принижені і ображені».
- Л. Н. Куликова «побачилися».
Чтение восьмого фрагмента
— Я выйду на минутку? — А чего ж, выходь. Серо, неприглядно и бесприютно выглядело подворье. Подул ветер и охолодил слёзы на щеках взрослого сына. Завыл бы мужик, да постеснялся чувства оголить. Скрипнул зубами, вытер слёзы рукавом , высморкался в сторону и пошёл к сараю. Там увидел гору берёзовых чурок. В сарае отыскал топор, выбрал чурку покрупнее и начал колоть на ней дрова. С работой Толик справился к вечеру . Дрова ровнёхонько уложил по обе стороны просторных сеней, взял несколько поленьев и затопил печь. — А кто вам печь растапливает? – так и не решаясь назвать старушку мамой, поинтересовался Толик. — Сама. У меня на пальцах за столько лет короста от ожогов образовалась, так что если суну руку в пламя, то уже не больно. Разогрели еду в кастрюльке, на раскалённые круги печной плиты поставили чайник. Ольга Герасимовна стояла у стола и накладывала в тарелки кашу. Толик окинул взглядом её фигуру и поразился изменениям. Худенькая, седая, беззубая старая женщина небольшого росточка с невидящими глазами, улыбающимся лицом и обожжёнными пальцами была его мамой. Он спинным мозгом ощутил течение времени, а взглядом успел уловить, как начинают блекнуть очертания фигуры матери, истекая в небытие . Толик мотнул головой, прогоняя видение, и спросил: — Я переночую у вас? — А чего ж, ночуй. |
-
Что ещё узнает сын о житье своей старой матери? Появляется ли в этот момент хотя бы капля раскаяния в душе сына?
-
Каково его состояние?
Чтение одиннадцатого фрагмента
Толик проснулся с больной головой. Не думал, что так повидается с матерью. Ожидал чуть ли не праздничной суеты, слёз радости, ахов и охов . А оно, вишь, как получилось. Не признала мать сына своего . Ехал сюда с тяжёлым сердцем, а уезжает с глыбой на душе. Что-то подсказывало ему, повиниться надо перед матерью, но не чувствовал сын вины своей перед нею, значит, и каяться было не в чем. От чая, предложенного матерью, отказался. Закинул рюкзак на плечо, подошёл к ней, не решаясь обнять на прощанье. Всматривался в морщинистое лицо и чувствовал, как слёзы наворачиваются на глаза. — Поехал я. — Доброго пути. Ступил на подворье, оглянулся. В окне увидел мать. Лицо её казалось печальным. Отворил калитку и зашагал широким шагом по улице в сторону околицы. Чем дальше уходил от деревни, тем легче становилось. Чикнул воображаемым ножом, отрезал широкий ломоть жизненного хлеба, бросил его на дорогу и сразу же успокоился. «У каждого своя судьба. А мне семью поднимать надо», — сказал сам себе Толик и зашагал ещё быстрее, мысленно отправляясь туда, где был его дом, жена и дети. Ольга Герасимовна долго сидела на своём посту у окна. Ни разу не шелохнулась. Наконец, произнесла: — Вот и свиделись, сынок. Успел-таки. |
-
Почему герой ТАК уехал из родного дома?
-
Было ли в чём каяться?
-
Почему же он не чувствует своей вины перед матерью, а значит, и каяться ему не в чем?
-
Придёт ли к нему раскаяние?
-
Каково ваше отношение к Толику – мужу и отцу и к Толику-сыну? Почему оно разнится?
-
Чем страшно равнодушие главного героя? Можно ли его оправдать?
III. Работа в группах
Людмила КУЛИКОВА: «Все мои рассказы касаются человеческих взаимоотношений»
В Петербурге молодые кинематографисты при грантовой поддержке «Росмолодёжи» планируют экранизировать рассказ Людмилы Куликовой «Свиделись», раскрывающий тему семейных ценностей и одиночества пожилых людей. Представитель «АртМосковии» побеседовал с Людмилой Куликовой о рассказе и литературном творчестве.
– Что было мотивом для вас написать рассказ «Свиделись»?
– Переживания по поводу конфликта с одним из ближайших родственников.
– Есть ли у вас ещё рассказы на подобные темы?
– Практически все мои рассказы так или иначе касаются человеческих взаимоотношений.
– Расскажите, пожалуйста, где издавался рассказ?
– Не считая публикаций других моих произведений, только рассказ «Свиделись» печатался в 12-ти бумажных изданиях (толстых литературных журналах), в трёх книгах, во многочисленных сетевых литературных журналах, на педагогических порталах и сайтах по подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе, на многих русско- и немецкоязычных литературных порталах, по нему поставлены два любительские спектакля.
– Как вы пришли в писательскую деятельность?
– Ещё до школы самостоятельно научилась читать, а потом буквально пристрастилась к чтению. Записалась в городскую библиотеку и в школьную. В возрасте 5-6 лет в домашней библиотеке, которую увлечённо собирал отец, сначала перелистала-просмотрела все книги, а потом начала их читать, в основном — собрания сочинений отечественных и зарубежных авторов-классиков: Герберта Уэллса, Михайло Стельмаха, Ги де Мопассана, Александра Иванова и мн.др. С первого класса выписывала детские журналы, а также интересовалась взрослыми журналами: читала «Роман-газету», «Здоровье», «Огонёк», «Работницу» и пр. Была очень начитана, с малых лет мой словарный запас постоянно нарастал, так что мне нравилось писать сочинения, за которые я всегда получала «5», вплоть до выпускного. С 8 лет я выдумывала короткие истории и творила рифмы — наивно, бесхитростно и бесталанно. В 16 лет съездила дважды в Авиагородок — я тогда жила в Ленинграде — в клуб поэтов и писателей.
Оказалось, что мне претило и до сих пор претит «творить по шаблону», по какому-то определённому методу. Я, скорее, — интуитивный писатель. Лет с 20 стали рождаться более зрелые стихи и появились первые рассказы. Некоторые официальные писатели, которым я их показывала, высказывали крайне неоднозначные оценки. Это не придавало мне оптимизма, к тому же, что называется, быт затянул — сил на творчество не оставалось. На многие годы моё «писательство» пребывало в спячке. Только когда сын подрос, появилось время для литературы. Самый активный период выпал на 2005 — 2009 годы. Я писала, публиковалась, принимала участие в литературных фестивалях, премиях и конкурсах, сама себя продвигала на литературном рынке.
А в 2009 внезапно потеряла мужа, осталась вдовой, меня затянули обязательства и профессия. Тем временем сработала магия сетевого пространства, и некоторые мои рассказы зажили собственной жизнью. Так случилось со «Свиделись», «Вот и умер я», «Один день Натки Семидолькиной», «Волшебные жёлуди» и др. По роду профессии мне приходится ежедневно писать много документации и многостраничных заключений, так что вечером уже не до «писания». Хотя в моей голове то и дело возникают идеи новых рассказов, вдохновленные причудливым переплетением человеческих отношений, о которых я узнаю, выслушивая жизненные истории пациентов. Настанет день, когда «ферментация» идей завершится — и даже интересно, какой из этого продукт получится!
– Как вы отреагировали на желание экранизировать ваш рассказ?
– Радостно! Рассказ стал уже классикой современной литературы. Он входит в школьную программу по литературе, по нему пишут итоговые сочинения, проводят открытые уроки и педагогические семинары. Он по-прежнему будоражит сердца читателей и возвышает их души. Экранизация — закономерный путь развития «Свиделись».
– Что бы вы хотели пожелать будущим зрителям при просмотре фильма?
– Чтобы каждый внимательно прислушался к себе, почувствовал ту вибрацию, тот нерв, отвечающие на действие, происходящее в фильме, и подумал о том, что же он ещё не завершил в жизни, не исполнил, о том, что не даёт ему внутреннего покоя, чтобы затем вдохновиться на поступок.
Съёмки фильма «Свиделись» запланированы на начало этого лета, а полностью завершить фильм планируется к октябрю. Будем ждать выхода фильма.
Беседовала Анна САМОЙЛОВА
Источник – сайт сетевого СМИ artmoskovia.ru.
Вы можете оказать поддержку нашему СМИ, пожертвовав произвольную сумму денежных средств по предложенной ссылке или воспользоваться QR-кодом. Оператор пожертвований – сервис CloudTips (от Тинькофф и CloudPayments). С уважением и благодарностью, главный редактор Ольга Неснова.
Людмила Куликова
Первая авторская страничка Людмилы Куликовой.
Я скоро покину социальные сети, вас, дорогие друзья — живые и виртуальные — и эту Землю. Не думала, что процесс ухода восприниму совершенно осознанно и обострённо внимательно, что в моём сознании включится фильтр, настроенный на отбор внутренних ценностей как в отношениях с людьми, иными существами, природой, так и в отношении к самой земной жизни. Сразу же, как стало известно, что передо мной отныне дорога — только к звёздам, меня заполнил безбрежный покой и уверенность в том, что теперь со мной случится только самое лучшее. Страх перед физическими мучениями есть, но врачи сумели убедить, что не позволят мне страдать, а лишь повысят дозу морфина, чтобы я смогла приятно уснуть и не вернуться из этой приятности. Представляю, что переход на другую сторону не займёт много времени, и эти несколько секунд покроют вуалью забывания предсмертные сомнения и мысли о собственном несовершенстве, присущие человеку. Я уже со всеми дорогими мне людьми попрощалась до следующей встречи на Небесах. Все важные слова уже сказаны друг другу. Мне сейчас, как ни странно, радостно. Я полна искреннего любопытства о том, что же меня ожидает. Не думала, что в отношении к смерти может такое быть — любопытство и радость. Обнимаю всех, целую дружески и желаю осознанной лёгкости бытия. Ваша Людмила Куликова (Людмила Куликова-Зюдкамп)
безбатченки
В одному з листів мати розповідає Толику просмерті батька. Він зовсім не пам’ятає цю людину. Толик ріс безбатченком. Коли, навідавшись до матері, він намагається переконати її в тому, що він і є її улюблений син Толя, то згадує про одного зі своїх приятелів, який був нібито теж сином матері-одиночки. Згадка про одного дитинства, який був таким же бездоглядністю, є одним з небагатьох, які приходять на розум блудного сина. І це не випадково.
Рости без батька непросто.І особливо це складно, коли життя протікає в невеликому селі, де кожен один про одного знає все. Відсутність батька для хлопчика не проходить безслідно. Деякі підлітки в неповній сім’ї дорослішають раніше, ніж їх однолітки, покладаючи на себе турботу про матір. Інші ж, навпаки, прагнуть забути будь-що-будь образливе слово «безбатченки», втекти від нього, сховатися. Щоб десь далеко створити повноцінну правильну родину. Таким був Толик. Він так хотів мати свій будинок і пізнати справжню радість сімейного щастя, що, не замислюючись, викреслив з пам’яті все, що було пов’язано з дитинством, а перш за все — свою матір.
Образ покинутых родителей в русской литературе
По объему является довольно небольшим произведение, которое создала Л. Куликова. «Свиделись», краткое содержание которого изложено ниже, — это, тем не менее, история целой жизни. Сравнивая рассказ современного автора с произведениями представителей русской классической литературы, можно обнаружить, что за последние двести лет мало что изменилось. Все так же существуют неблагодарные дети. И так же страдают старики, у которых жизнь после потери любимого сына или дочери продолжаться не может.
Рассказ, о котором идет речь в этой статье, входит сегодня в школьную программу. Это дает возможность современным подросткам понять глубокие проблемы отцов и детей на фоне сегодняшних реалий. Меняется со временем облик человека и то, что его окружает. Человеческие чувства и пороки остаются неизменны. А потому можно смело сказать, что проблема неблагодарности детей лучше всего раскрыта в следующих произведениях:
- А. С. Пушкин «Станционный смотритель».
- Ф. М. Достоевский «Униженные и оскорбленные».
- Л. Н. Куликова «Свиделись».
Чтение десятого фрагмента
— Не спите? — Не сплю. Он набрал воздух в лёгкие, чтоб одним махом выложить матери историю своей трудной жизни, как вдруг услышал: — Я ить не знаю, кто ты такой. Помирать не боюся, смерти каждый день жду. Господь не торопится меня забирать, и ты Eго не торопи. — Зря вы так. Ничего плохого я вам не сделаю… Как мне доказать, что я ваш сын? — Зачем доказывать? Сыновья – они о родителях пекутся, так же, как родители о них когда-то пеклись. Я своего до самой армии пестовала . В девятнадцать призвали его. Пока был в армии, письма писала, думами была с ним. А после армии приехал на два дня, с тех пор его не видела. Знаю, что сынок у него родился. — Теперь уже четверо. — Воон как! А ты откуда знаешь? — Ольга Герасимовна, я, я – сын ваш. Помните, когда мне пять лет исполнилось, вы щенка подарили? Я его вечером с собой в постель брал, а вы ругались. — Нет, не помню. — А вот шрам на локте. Потрогайте! Вы обед готовили, а я под руками вертелся и нечаянно прислонился к раскалённой кочерге. Вы мне несколько дней маслом подсолнечным ожог смазывали. — Не помню. — А друга моего Ваську Петренко помните? Он тоже безотцовщиной был. С матерью его, правда, вы не ладили. — Не помню, мил человек. — Да как же так! Я и лицом на вас похож. Я – сын ваш, а вы – мать моя. У старушки дрогнули веки. Толик не видел этого — темнота надёжно скрывала выражение лица матери. — Однажды я влюбился. Мне было четырнадцать, а ей двенадцать. Я привёл «невесту» домой и сказал, что теперь она будет жить с нами. Вы прогнали «невесту» и отлупили меня. Помните?… Неужели ничего не помните? Как же так – забыть такое!.. . Я заберу вас к себе. — Нет, мил человек, мне здесь привычнее. Я хоть и слепа, но каждый уголок знаю, каждую стеночку. Ты иди спать, не тревожься. Утром поедешь. |
-
В словах «Как мне доказать, что я ваш сын?» звучит обида. На что обижается Толик?
-
Так ли страшно, что мать не помнит его друга, его шрам, щенка, с которым Толик спал когда-то? Не помнит или не хочет вспоминать? Почему?
-
Ждала ли мать сына?
-
А что забыл Толик?
Аналізу образу будинку Тітових
У новій квартирі Толику все доставляєзадоволення. І запах у неї приємний, і якась впевненість в завтрашньому дні витає в повітрі. Він так втомився поневірятися по знімних квартирах, що щастя від придбання власного житла не змогла затьмарити навіть багатоденна втомлива підготовка до переїзду. І тепер він відчуває настільки міцну впевненість в завтрашньому дні, що здається йому, ніби він майже безсмертний. Адже не дарма він так тяжко працював всі ці роки. Йому все-таки вдалося «застовпити місце на земній кулі».
Образ життєрадісного і незлостивого людинистворила в цьому творі Людмила Куликова. «Побачилися» — це розповідь, який починається з опису картини ідеального сімейного щастя. Але лише на перший погляд можуть здатися спогади про матір випадковими. Толик, можливо, всі ці роки ховав думки про неї далеко, на самому дні своєї душі. Занадто багато турбот і інших тривог було у нього в житті. Він повинен був звити власне гніздо, забезпечити майбутнє своїх синів, подбати про кохану дружину. Але тільки мета була досягнута — і, немов черв’ячок в скоєному яблуці, прокинулися думки про матір. Події, які охоплюють всього кілька днів, відбила в цьому творі Людмила Куликова. «Побачилися» — це невеликий відрізок історії довжиною в життя. Сумний розповідь про очікування матері, яка була забута своїм сином через побутових проблем, прагнення «відкласти зайву копійку». Різкий контраст нового будинку створює образ запущеної хати, який малює Куликова.
Безотцовщина
В одном из писем мать рассказывает Толику о смерти отца. Он совсем не помнит этого человека. Толик рос безотцовщиной. Когда, наведавшись к матери, он пытается убедить ее в том, что он и есть ее любимый сын Толя, то вспоминает об одном из своих приятелей, который был якобы тоже сыном матери-одиночки. Упоминание о друге детства, который был таким же безотцовщиной, является одним из немногих, которые приходят на ум блудному сыну. И это не случайно.
Расти без отца непросто. И особенно это сложно, когда жизнь протекает в небольшой деревушке, где каждый друг о друге знает все. Отсутствие отца для мальчика не проходит бесследно. Некоторые подростки в неполной семье взрослеют раньше, чем их сверстники, возлагая на себя заботу о матери. Другие же, напротив, стремятся забыть во что бы то ни стало обидное слово «безотцовщина», убежать от него, скрыться. Чтобы где-то далеко создать полноценную правильную семью. Таким был Толик. Он так хотел иметь свой дом и познать истинную радость семейного счастья, что, не задумываясь, вычеркнул из памяти все, что было связано с детством, а прежде всего — свою мать.
Чтение пятого фрагмента
— Анют, отпустишь меня? Мать надо навестить. — Как не вовремя! Столько работы в квартире и денег на поездку нет – всё переезд сожрал. — Что, совсем нет? — Нет. Я зарплату получу через две недели, твои отпускные на ремонт квартиры ушли, получка у тебя только через месяц. Едва на еду до моей зарплаты хватит. — Значит, у Симоновых надо в долг брать. — Что ж так приспичило? Столько лет словом не вспоминал и вдруг – «поеду»! А мне одной с четырьмя бойцами по детсадам-школам мотаться и на работу успевать бегать. — Чувство у меня нехорошее, Анют. Отпусти! С детьми попрошу Любу Симонову пособить. Если уж брать в долг, то – по полной. А, Анют? — Да езжай уж, горемыка! – Анюта обняла мужа, прижалась щекой к его щеке, постояла так немного и пошла в комнаты, тешась мыслями об улучшении семейного быта. |
-
Давайте еще раз поговорим о жизненных ценностях. Ради чего живет эта семья?
-
Это плохо или хорошо? Почему?
-
Как относится к свекрови Анюта? Можем ли мы её осуждать?
-
А Толика надо осуждать? Почему?
спогади
Раптом Толик починає згадувати материнськілисти, які він отримував ще в армії і рвав відразу ж на дрібні шматочки. Він думає про те, що не бачив її вже майже чверть століття, а не писав більше десяти років. Толик відправляється в рідне село побачитися з жінкою, яка народила його. Але коли вони зустрічаються, не наважується назвати її матір’ю, а вона відмовляється вірити в те, що він — її син. Мати занадто довго жила очікуванням. За довгі роки вона втомилася плакати і змирилася з тим, що сина її більше немає. Виявилося, що для материнського серця нестерпно синове зрада.
Толик ж нічого так і не зрозумів.Відвідавши мати, він покинув рідну домівку назавжди, «відрізавши широкий кусень життєвого хліба і кинувши його на дорогу». Ці події зображує у своєму оповіданні «побачилися» Куликова. Аналіз твору, проте, говорить про те, що історія ця незавершена. Справжні терзання совісті у Толика ще попереду. Розкрити душевний світ головного героя і причину його настільки безсердечного ставлення до матері можна, розглянувши художні прийоми, які використовує в оповіданні «побачилися» Куликова.