Краткое содержание оды «К Фелице» (Г.Р. Державин)
Ода “К Фелице” начинается с восхваления Екатерины Великой и называет ее “богоподобной”. Державин описывает ее доброту, щедрость и мудрость в правлении. Он, как обычный смертный, просит ее наставлений и желает жить достойно под ее руководством.
Затем поэт переходит к себе и описывает свои собственные пороки и слабости. Он признает, что часто забывает о том, как следует жить достойно, увлекаясь маскарадами, охотой, материальными желаниями, ленью и фантазиями. Он играет в карты, объедается и совершает различные грехи. В конце концов, поэт делает вывод, что таков весь мир.
Однако, в поисках добродетели, люди обращаются к светлому образу правящей царицы. Она смотрит на глупость и дурачество народа с улыбкой, но наказывает зло и вознаграждает добро. Поэты находят у нее почет, но им не достаточно просто собирать рифмы, они стремятся к высокому смыслу. Державин открывает новые достоинства в царице и отмечает, что ей даже можно говорить правду.
Затем автор сравнивает Екатерину со своими предшественниками и указывает на то, что она не организует издевательские свадьбы для шутов и не зверствует, как дикая медведица. Он описывает блага и преимущества, которые Екатерина приносит своему народу. Державин не находит ни одного недостатка у Фелицы, он видит в ней идеал и верит в свой образ идеального героя.
Таким образом, ода превозносит Фелицу настолько высоко, что даже если бы у нее были какие-то недостатки, она бы избавилась от них. Державин видит в ней богиню и верит в свой идеал.
Краткое содержание
Лирический герой замечает, как скромно живёт императрица. Она предпочитает ходить пешком, питается простой пищей, избегает маскарадов и увеселительных заведений. Он восхищается тем, как много работает царица, читает и пишет. В отличие от неё, лирический герой любит весело проводить досуг, играть в карты, спит до полудня, курит, пьёт кофе и алкоголь, много мечтает, любит вкусно покушать на пирах. В своих фантазиях герой часто представляет себя султаном, который пугает взглядом весь мир. Лирическому герою нравятся прогулки, общество женщин, шикарные выезды в карете, музыка и танцы. Лирический герой подробно описывает пышные развлечения, которым он предаётся или мечтает о них. Затем он рассказывает о тихой домашней жизни: вместе со своей женой он любит играть в жмурки, «дураки», «свайку», залезать на голубятню. Тем не менее герой интересуется книгами, но предпочитает народную литературу («Повесть о Бове-Королевиче» и другие рассказы), но скучает, читая Библию.
Лирический герой отмечает, что таков не только он сам, но и все придворные. Люди предаются увеселениям и пренебрегают учением и мудростью. Герой утверждает, что найти путь добродетели среди соблазнов и пороков (лени, тщеславия, разврата) очень трудно. Даже тот, кто найдёт этот добродетельный путь, сомневается в своей правоте, потому что за внешней роскошью скрывается много обманов и соблазнов. Герой задаёт риторический вопрос: где же найти добродетель, «розу без шипов»?
В поиске ответа на этот вопрос герой утверждает, что только царица умеет «создавать свет из тьмы», поддерживать порядок, усмирять страсти. Герой восхищается справедливостью Фелицы, её умением никого не обижать. Она снисходительно относится к дурачествам людей, но не прощает зла. Люди подчиняются законам Бога и императрице.
Лирический герой замечает, что царица справедливо оценивает чужие заслуги и награждает достойных людей. Она не считает поэтов пророками, но любит поэзию и разбирается в ней. Императрице не свойственна гордыня, она умеет дружить и стойко переносить несчастья, очень скромна и равнодушна к славе. Лирический герой утверждает, что императрице можно говорить всю правду, не боясь возмездия. Она позволяет подданным говорить о себе и правду, и не правду, но при этом не наказывает за злословие. Лирический герой выражает своё восхищение, считает правление такой императрицы великой удачей для народа. Люди могут не бояться уронить её портрет или не выпить за её здоровье. Герой сравнивает Фелицу с предыдущими правителями Смутного времени: новая императрица не приемлет шутовских свадеб и ледовых дворцов. Фелица старается просвещать нравы подданных, оставляет мудрые наставления своему сыну, который в оде назван именем Хлор. Императрица не хочет, чтобы её называли великой за её жестокость, поэтому не стремится быть жёстким тираном над подданными. Фелица стремится к Божьей славе: она хочет прослыть милосердной и справедливой, поэтому стремится дать всё необходимое нуждающимся, вылечить больных и просветить подданных. Императрица поощряет развитие ремёсел, наук, путешествий, торговли. Лирический герой говорит, как много на свете несправедливости и несчастья, и утверждает, что их нет только в царстве Фелицы. Лирический герой восхваляет Бога и императрицу, желает ей здоровья и благополучия.
Краткое содержание
Державин посвятил эту оду Екатерине Великой. Но эта ода стилистически отличалась от всех хвалебных песен, написанных раньше другими писателями. Фелицей автор называет императрицу Екатерину. Это имя Державин взял и сказки «О царевиче Хлоре», написанной самой императрицей.
В начале оды Державин восхваляет императрицу. Восхищается ее вкусами, образованием, манерами и умом. Он воспевает ее мудрость и щедрость. В то время как ее окружение автор называет «мурзами». К ним же он относит и себя, намекая на татарские корни. Но мурзы – это, в первую очередь, вельможи, окружавшие Екатерину. О них Державин отзывается не без нотки насмешки.
А вот императрица – полная противоположность своим вельможам. Она часто ходит пешком, на ее столе – простая еда без изысков. Она набожная, не забывает молиться перед сном. Екатерина не забывает повышать свою грамотность, и способствует повышению уровня просвещения в стране.
После чего автор красочно описывает портреты разных вельмож. Первым идет Потемкин. Он любит роскошь и праздники. Потемкин живет на широкую ногу, не думая ни о чем. Но все-таки в его голове то и дело рождаются различные мечты о подвигах и победах. Он даже мог возомнить себя султаном – так хотелось ему славы и подчинения.
Князь Орлов представлен любителем охоты, кулачных боев. Он очень любил разные забавы. Таким представлен он в оде Державина.
Высмеивает Державин и Нарышкина, устроившего у себя дома целый оркестр. Нарышкин любил разъезжать со своими музыкантами на лодках, что никак не соответствовало его статусу и необходимости вести дела государства. Эта забава вызывает смех у автора.
Вяземский представлен совершенным бездельником и невеждой. Его ежедневные дела состоят из игры с женой в карты, любованием голубятней. Есть в нем претензия на грамотность, но, к сожалению, князь засыпает за чтением книг.
Гавриил Романович Державин
А вот в императрице Державин воспевает умение прощать и смотреть сквозь пальцы на многое. И только зла не прощает великодушная Екатерина. В ней Державин видит настоящую государыню, мудрую и добрую.
Но больше всего поражает в императрице автора свобода слова, которую она дала вельможам. И тут же он вспоминает страшные времена бироновщины.
Заканчивается ода красиво сложенными строками, в которых выражено искреннее восхищение Державина добродетелями императрицы.
За эту оду Державина часто называли льстецом, обвиняли в неискренности.
Ода написана в 1782 г – первая работа, которая сделала поэта известным, и помимо этого, является образом нового стиля для поэзии в России.
В произведении видны, как вполне установленные образы порядочной царицы, где отражены понятия автора про эталон посвященного монарха. Сильно скрашивая саму ЕкатеринуII, поэт верит образу созданным им.
Но если посмотреть немного по-другому, то в произведении Державина отражена так же и не порядочностей приказчиков, которых манят лишь только выгодные предложения. Это дума не считается новой, но за образами вельмож, которые расписаны в данной работе, четко отражены фигуры настоящих людей.
Здесь просто разузнать образ любимца императрицы князя Потемкина, а так же Орлова, Панина и других. Обрисовав их четкие смешные образы, поэт отразил свою большую храбрость – поскольку любой, кого затронул автор, мог запросто разобраться с Державиным. И только хорошее отношение с Екатериной, помогло поэту. И он дает совет Екатерине – подчиняться своим законам, ведь он один для всех.
Биография Державина кратко самое главное
Оцените произведение: Голосов: 43
Читать краткое содержание Державин — Фелица. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Темы и проблемы
Ода “К Фелице” затрагивает несколько важных тем и проблем. Основная тема произведения – похвала деятельности и уму императрицы. Державин искренне восхищается Екатериной II, представляя ее как пример целеустремленности и трудолюбия. В отличие от ленивого дворянского сословия, императрица предпочитает простую жизнь, уделяет время физическому и умственному труду, активно занимается государственными делами и не стремится к пустой славе. Однако Державин не слепо превозносит царицу, а через свой поэтический текст направляет ей советы, призывая судить всех равным образом, независимо от их чина и статуса. Он также порицает окружающих ее помощников, которые живут в роскоши, но не выполняют свои обязанности по правлению.
Одной из основных проблем, выделяемых в оде “К Фелице”, является произвол и порочность окружения императрицы. Поэт разоблачает жадность, безделье, невежество и слабость государственных деятелей, которые подрывают авторитет и репутацию царицы.
Проблема правосудия, справедливости и несправедливости также прослеживается в тексте
Державин признает, что правосудие находится в руках императрицы, но напоминает ей о важности следования принципам Просвещения и демократии, судить людей по заслугам, а не по их чинам
Еще одна тема, затронутая в произведении, – просвещение. Поэт иронично описывает безделье и развлечения типичного дворянина, в то время как царица проявляет стремление к знаниям и научной деятельности. Однако Державин подчеркивает контраст между тем, что восхваляет императрица, и реальностью окружающей ее среды.
Двойные стандарты элиты являются еще одной темой для размышлений Державина. Он серьезно и одновременно шутливо перебирает преимущества вымышленной страны Фелицы, где можно свободно высказывать свое мнение без опасений. Он упоминает виды телесного наказания, применяемые в России, но признает, что в его идиллической розовой картине, лишенной шипов, есть элементы нереальности и противоречия реальности.
Антитеза «императрица — вельможи»
Кого же противопоставил идеальной во всех смыслах императрице Державин? «Фелица» (в сокращении это понимается особенно явно) описывает нам некое развращенное «Я»; за ним скрывается собирательный образ приближенного царедворца, который, по существу, включает черты всех ближайших сподвижников царицы. Это и уже упоминаемый князь Григорий Потемкин, чей портрет можно увидеть ниже, и екатерининские фавориты Григорий и Алексей Орловы, гуляки, любители скачек и кулачных боев, фельдмаршал Петр Панин, сначала — охотник, и только потом государственный служащий, генерал-прокурор Александр Вяземский, который особенно почитал лубочные повести, и многие другие. А к кому же относил себя сам Державин? «Фелица» (анализ оды, краткое содержание и разбор помогают это установить) — произведение, в котором автор подходит к своей личности без предвзятости, а потому относит и себя к вельможной компании, ведь к этому времени Гавриил Романович уже стал статским советником. Однако, вместе с этим, он был способен объективно признать собственные грехи, слабости, пороки, и, по личному замечанию поэта, «глупости». Державин не осуждает человеческие страсти придворных слуг и знатных мужей: он понимает, что, свойственные многим, они подчас уравновешиваются блестящим умом и талантом, которые служат на благо государства Российского и во имя его процветания.
Державин и императрица
Поза певца здесь тоже меняется по отношению к предмету воспевания, если рассматривать не только всю предыдущую русскую литературу, но даже и стихи самого Державина. Иногда в оде ещё проскальзывает некая богоподобность царицы, но при всём этом и при общей почтительности, которую демонстрирует ода «Фелица», содержание показывает и определённую короткость отношения, не фамильярность, но теплоту почти родственной близости.
А вот в сатирических строках Державин иногда может быть понят двойственно. Собирательные черты образа мурзы высмеивают всех по очереди вельмож Екатерины, причём именно здесь поэт не забывает и себя. Автоирония — тем более редкостный факт в поэзии тех лет. Авторское «я» не лишено лирики, но ясно даётся понять, что «Таков, Фелица, я развратен!», «Сегодня властвую собою, а завтра прихотям я раб». Появление в оде такого авторского «я» — факт огромного художественного значения. Ломоносов тоже начинал оды с «я», но как верноподданный раб, а у Державина автор — конкретный и живой.
Художественные особенности оды «Фелица»
Державин творил в жанре классицизма. Это направление строго запрещало соединять несколько жанров, например, высокую оду и сатиру. Но поэт решился на такой смелый эксперимент. Причем он не только их объединил в своем тексте, но и сделал нечто небывалое для литературы того весьма консервативного времени.
Державин просто рушит традиции хвалебной оды, активно применяя в своем тексте сниженную, разговорную лексику. Использует даже откровенные просторечия, которые в принципе в те годы не приветствовались в литературе. Самое главное, рисует императрицу Екатерину II обычным человеком, отказываясь от ее классического парадного описания, которое активно применялось в подобных произведениях.
Именно поэтому в оде можно встретить описание бытовых сцен и даже литературный натюрморт.
ШколеNET
Стихотворение написано в 1780 году, но не было допущено к публикации цензурой. Напечатано в 1788 году в журнале «Зеркало». Державин сам называл его «гневной одой». Это произведение чуть не стало причиной изгнания и опалы поэта. Императрица Екатерина Вторая отозвалась на появление этого стихотворения резко: «Якобинец!» На что Державин, переложивший в этом стихотворении 81-й псалом (библейское песнопение) царя Давида, ответил: «Тогда и ветхозаветный царь Давид был якобинцем!» Тема Стихотворение «Властителям и судиям» — гневное обращение поэта к «земным царям», поправшим законы справедливости и милосердия, позволяющим твориться беззаконию в их владениях. Главная мысль (идея) Поэт осуждает бездействие правителей, их равнодушие к бедам народов, которыми они правят, и предупреждает их об ответственности перед Божьим судом. Стихотворение основано на библейском тексте, но, безусловно, связано с современной поэту жизнью Российского государства. Он видит здесь попрание справедливости, нарушение законов, угнетение слабых, торжество неправды и зла. В стихотворении Державин говорит о долге «земных царей» перед их народами: …Ваш долг есть: сохранять законы, На лица сильных не взирать, Без помощи, без обороны Сирот и вдов не оставлять. Ваш долг: спасать от бед невинных. Несчастливым подать покров; От сильных защищать бессильных, Исторгнуть бедных из оков… Властители, пренебрегающие исполнением своего долга, с точки зрения поэта, непременно падут и утратят свою власть. Именно в этих строках императрица усматривала революционный призыв: И вы подобно так падете, Как с древ увядший лист падет! И вы подобно так умрете, Как ваш последний раб умрет! Но Державин не столько призывает народ к бунту, сколько говорит в стихотворении о высшей справедливости, об исполнении Божьего гнева и закона: Воскресни, боже! боже правых! И их молению внемли: Приди, суди, карай лукавых, И будь един царем земли! Поэтика Стихотворение можно назвать образцом высокого «штиля», по М. В. Ломоносову, характерным для поэзии эпохи классицизма. Жанр стихотворения — ода. Учитывая, что это произведение является переложением 81-го псалма царя Давида, можно отнести его к жанру «духовной оды», характерному для поэзии XVIII века. Стихотворный метр — четырехстопный ямб. Система рифмовки — перекрестная, с чередованием мужских и женских рифм. Произведение построено четко и лаконично. В нем слышна как торжественная, так и сатирически-обличительная интонация. В стихотворении 7 строф. По композиции произведение состоит из 3 частей: первые 3 строфы — напоминание царям об их обязанностях перед народом. 4 строфа — констатация того факта, что они «не внемлют», они слепы и глухи к мольбам народа. 5—7 строфы — указание на то, что все люди смертны и предстанут перед Божьим судом, страстный призыв к Богу покарать виновных: «Приди, суди, карай лукавых!..» Взволнованность тона создается риторическими вопросами и восклицаниями: «Доколе, рек, доколь вам будет Щадить неправедных и злых?», «И вы подобно так падете, Как с древ увядший лист падет! И вы подобно так умрете, Как ваш последний раб умрет! Воскресни, боже! боже правых!» Лексика и образы стихотворения подчеркнуто возвышенны, восходят к библейской поэтичности (во сонме их; покрыты мздою очеса; их молению внемли и др.). Обилие старославянизмов, особых синтаксических средств придает стихотворению ораторское звучание, которое должно воздействовать на восприятие читателей и слушателей, вызывая у них высокие гражданские чувства: не только гнев, но и стремление к очищению и исправлению пороков. Восстал всевышний бог, да судит Земных богов во сонме их; Доколе, рек, доколь вам будет Щадить неправедных и злых? Ваш долг есть: сохранять законы, На лица сильных не взирать, Без помощи, без обороны Сирот и вдов не оставлять. Ваш долг: спасать от бед невинных. Несчастливым подать покров; От сильных защищать бессильных, Исторгнуть бедных из оков. Не внемлют! видят — и не знают! Покрыты мздою очеса: Злодействы землю потрясают, Неправда зыблет небеса. Цари! Я мнил, вы боги властны, Никто над вами не судья, Но вы, как я подобно, страстны, И так же смертны, как и я. И вы подобно так падете, Как с древ увядший лист падет! И вы подобно так умрете, Как ваш последний раб умрет! Воскресни, боже! боже правых! И их молению внемли: Приди, суди, карай лукавых, И будь един царем земли! 1780(?) более месяца назад
Поэтический анализ
Можно несколько иначе произвести анализ стихотворения Державина «Бог». Ода – это торжественное произведение. Ее обычно посвящают какому-то событию. В данном случае ее героем стал Творец. Ода требует подчеркнутой торжественности. Поэтому в ней так много архаических, не будничных слов и определений. Поскольку Державин написал оду на религиозную тему, то в ней много церковнославянской лексики. Читатель того времени ее воспринимал легко. Бывая хоть раз в день на обедне или литургии, что одно и то же, он свободно владел этим языком, который с трудом дается современному школьнику.
Нельзя не подсказать ученику, что великий У. Блейк написал стихотворение «Бог». Посмотрите ее 5-ю строфу, также А. Фета «Не тем Господь могуч…». Они написаны доступным русским языком и перекликаются с одой Державина. Религиозная восторженность автора, его философский замысел передаются через торжественные восклицания и антитезы. «Я пред тобой – ничто, – восклицает автор и с восторгом продолжает далее: — Но ты во мне сияешь». В 9-й строфе поразительная антитеза, где автор, смешав себя с грязью, поднимается до вершин духа. Он сам потрясен суждением, которое у него невольно вырвалось, и закончил предложение восклицанием.
Мысль его афористична. В последней строфе – ключ ко всей оде: человек мал и ничтожен, но может и должен развиваться и возвышаться, уподобляясь Творцу.
Популярные сегодня пересказы
- Лев и собачка — краткое содержание рассказа Толстого В лондонском зоопарке любой желающий мог посмотреть на диковинных зверей. Если у посетителя не было денег, то он должен был принести какое-либо домашнее животное. Например, собаку или кошку.
- Пойман с поличным — краткое содержание рассказа Диккенса Одним из основателей детективного жанра считается Чарльз Диккенс и его новелла «Пойман с поличным». История произведения начинается с рассказа главного героя – страхового агента Мелтема. Он рассказывает читателю о том
- Лесной царь — краткое содержание баллады Жуковский Красивое и грустное стихотворение о безвременной гибели маленького мальчика. Оно пронизано сказочными образами, украшено богатой речевой структурой. Несмотря на то, что стихотворение небольшое по содержанию
- Камень Мазарини — краткое содержание рассказа Дойла Рассказ «Камень Мазарини» описывает одно из совместных расследований Шерлока Холмса и доктора Уотсона. Уотсон приезжает в дом на Бейкер-стрит, где живет Шерлок Холмс и где когда-то он тоже жил. Билли, слуга Холмса
Краткая история создания
«Фелица» Державина была написана в 1782 году и стала ярким образцом нового стиля русской поэзии. Конечно, сейчас текст воспринимается достаточно сложно, но для тех времен это было настоящее открытие, ведь до Державина поэты использовали еще более высокопарную лексику и устаревшие синтаксические конструкции. Ода же стала свежим веянием.
Полное наименование произведения — «Ода к премудрой Киргиз-кайсацкой царевне Фелице, писанная Татарским Мурзою, издавна поселившимся в Москве, а живущим по своим делам в Санкт-Петербурге. Переведена с арабского». Столь необычное название связано с тем, что императрица Екатерина Вторая написала сказку, главной героиней которой была царевна с именем Фелица (ударение ставится на втором слоге). Под этим необычным для русского читателя антропонимом Державин в своем стихотворении и вывел образ монаршей особы.
Известно, что в переводе с латыни «Фелица» означает счастье. Именно поэтому сама Екатерина в тексте прославляется, а некоторые вельможи из ее ближайшего окружения — высмеиваются с суровой беспощадностью. Исследователи творчества поэта отмечают, что он изначально не хотел публиковать оду под собственным именем, опасаясь мести тех, кого вывел в неблаговидном образе. Однако стихотворение стало широко известно в 1783 году и даже растрогало до слез императрицу, которая пожелала непременно познакомиться с автором строк.
Короткий пересказ «Фелица»
Краткое содержание «Фелица» Державин:
Свое название ода получила от имени героини «Сказки о царевиче Хлоре», которая была написана самой Екатериной II. Этим же именем, которое переводится как “счастье”, она названа и в оде Державина, который прославил императрицу и карикатурно изобразил все ее окружение.
И правда, нарушив все традиции жанра похвальных од, Державин широко ввел в нее разговорную лексику и даже нелитературные высказывания, но самое главное — нарисовал не официальный портрет императрицы, а изобразил ее человеческое обличие. Но весьма не все были от этого стихотворения в таком же восторге, как императрица. Многих оно смутило и обеспокоило.
С одной стороны, в оде «Фелица» рисуется вполне установленный образ «богоподобной царевны», в котором выражено понятие писателя про эталон преосвященного монарха. Заметно приукрашивая настоящую Екатерину II, Державин свято верит в образ нарисованный ним.
С другой стороны, в стихах писателя слышна мысль не только о мудрости власти, но и о недобросовестности исполнителей, которых интересует лишь собственная выгода. Мысль не является новой, но за фигурами вельмож, которые были описаны в оде, явно виднелись черты реальных людей.
В этих образах легко можно узнать любимчика императрицы Потемкина, ее приближенных Алексея Орлова, Панина, Нарышкина. Написав их яркие насмешливые портреты, Державин показал огромную смелость – потому что любой, из тех, кого задел поэт, мог легко расправиться с писателем.
И только доброжелательное отношение императрицы спасло Державина. И даже Екатерине он решается дать рекомендацию: подчиняться закону, который един для всех. Заканчивается произведение традиционным восхвалением Екатерины и желанием ей всех благ.
Заключение:
Таким образом, в «Фелице» Державин предстал как смелый первооткрыватель, который соединил стиль хвалебной оды с индивидуализацией персонажей и сатирой, внес в высокий жанр оды элементы низких стилей. Позже сам автор определил жанр «Фелицы» как «смешанную оду».
Жанровые особенности
Жанр «Фелицы» Державина — ода, хвалебная торжественная песнь, в которой автор благодарит императрицу за то, что она старается заниматься просвещением, уделяет должное внимание литературе и искусству, не стремится унижать своих подданных или издеваться над ними. Именно такой, в представлении поэта, и должна быть жизнь человека, наделенного божественной властью.
Жанровые особенности произведения позволяют отметить, что поэт сознательно отказался от популярных классицистических шаблонов, в частности, привносит в возвышенный стиль и высокий слог оттенки сатиры, что для канонической хвалебной оды было недопустимо.
Жанровые особенности произведения позволяют отметить, что поэт сознательно отказался от популярных классицистических шаблонов, в частности, привносит в возвышенный стиль и высокий слог оттенки сатиры, что для канонической хвалебной оды было недопустимо.
Другие черты текста:
Смешение высоких устаревших слов с бытовыми, разговорными. Первые используются при рассказе о самой Фелице, вторые же применяются автором для того, чтобы показать суровую правду жизни ее приближенных, людях, для которых порок стал нормой.
Наличие личностного начала
Для классической оды свойственно описание важного героического события или же объективное, обезличенное восхваление исторической личности. Державин же, в отличие от предшественников, пишет о собственных мыслях, переживаниях, чувствах. Поэтому текст в итоге получился с легким намеком интимности, трогательности, в нем можно обнаружить элементы сентиментализма.
Размер — четырехстопный ямб с пиррихием, позволяющий создать особую торжественную восторженную интонацию
Этой чертой текст напоминает классическую оду.
Поэтому текст в итоге получился с легким намеком интимности, трогательности, в нем можно обнаружить элементы сентиментализма.
Размер — четырехстопный ямб с пиррихием, позволяющий создать особую торжественную восторженную интонацию. Этой чертой текст напоминает классическую оду.
Заключительные строки
Наконец, художественное своеобразие оды Г. Р. Державина «Фелица», краткое содержание которой было подробно представлено в разделах выше, проявляется и в финальных строфах произведения. Здесь возвеличивание императрицы и её правления восходит к новому пределу — автор просит «великого пророка» и «небесные силы» благословить Екатерину и сохранить её от болезней и зла.
Хотя конец снова возвращает читателя в русло классицизма и каноничной оды, всё же, в совокупности с остальным содержанием, он словно несет новое, переосмысленное значение. Восхваление здесь — не простая дань направлению, традициям и условностям, а действительный порыв души автора, который в это время ещё искренне верил в созданный им образ Екатерины. Известный критик Белинский назвал это произведение «одним из лучших созданий» русской поэзии 18-го века.
Ода «Фелица» Державина, краткое содержание которой приведено в этой статье — одно из самых известных произведений этого русского поэта XVIII века. Он написал ее в 1782 году. После публикации имя Державина стало известным. К тому же ода превратилась в наглядный пример нового стиля в отечественной поэзии.
Свое название ода «Фелица» Державина, краткое содержание которой вы читаете, получила от имени героини «Сказки о царевиче Хлоре». Автор данного произведения — императрица Екатерина II.
В своем произведении этим именем Державин называет саму правительницу России. Кстати, оно переводится как «счастье». Суть оды сводится к прославлению Екатерины (ее привычек, скромности) и карикатурному, даже насмешливому изображению ее напыщенного окружения.
В образах, которые описывает Державин в оде «Фелица» (краткого содержания на «Брифли» не найти, но оно есть в этой статье), легко можно узнать некоторых приближенных к императрице особ. Например, Потемкина, который считался ее любимцем. А также графов Панина, Орлова, Нарышкина. Поэт умело изображает их насмешливые портреты, демонстрируя при этом определенную смелость. Ведь если кто-то из них сильно бы обиделся, то мог легко расправиться с Державиным.
Спасло его только то, что Екатерине II сильно понравилась эта ода и императрица стала благожелательно относиться к Державину.
При этом даже в самой оде «Фелица», краткое содержание которой приведено в этой статье, Державин решается давать советы императрице. В частности, поэт советует, чтобы она подчинялась закону, единому для всех. Завершается ода восхвалением государыни.
Благоприятное стечение обстоятельств
Друзья Державина, первыми услышавшие оду, оказались от неё в восторге, но поспешили охладить пыл поэта: на публикацию произведения нечего было и надеяться, ведь в нем так явно читались выпады против знатных екатерининских вельмож. Тем не менее сама судьба словно подстроила все так, чтобы произведение не пролежало вечно в ящике державинского стола. Спустя год ода попала к поэту Осипу Козодавлеву, от него – к любителю словесности И.И. Шувалову, прочитавшему эти стихи на обеде перед компанией господ, среди которых был и князь Потемкин, один из завуалировано осмеянных в оде лиц. Князь решил сделать вид, что сочинение его не трогает и вообще не имеет к нему отношения, в результате чего Гавриил Романович смог вздохнуть с облегчением.
Смотреть галерею
Сюжет оды «Фелица» с цитатами
«Фелица» Державин краткое содержание произведения с цитатами:
Имя «Фелицы», в которой Державин олицетворяет императрицу Екатерину II, взято из ее же сказки «О царевиче Хлоре».
«Богоподобная царевна
Киргиз-Кайсацкия орды,
Которой мудрость несравненна
Открыла верные следы
Царевичу младому Хлору
Взойти на ту высоку гору,
Где роза без шипов растет,
Где добродетель обитает:
Подай, найти ее, совет».
Так начинает Державин свою оду. Восхваляя Екатерину – Фелицу, он говорит о ее вкусах и образе жизни, сравнивая ее с окружающими ее вельможами, которых он называет «мурзами». Самого себя он тоже называет «мурзой», намекая на свое татарское происхождение; – но часто этот мурза, от лица которого будто написана ода, изображает одного из известных вельмож, – Потемкина, Орлова, Нарышкина, Вяземского; Державин беспощадно осмеивает их.
В противоположность своим вельможам, Екатерина любит простоту:
«Мурзам своим не подражая,
Почасту ходишь ты пешком,
И пища самая простая
Бывает за твоим столом.
Не дорожа твоим покоем,
Читаешь, пишешь пред налоем
И всем из твоего пера
Блаженство смертным проливаешь!»
(намек на «Наказ» Екатерины).
Затем следуют портреты разных вельмож. Прекрасно изображен Потемкин, – «Великолепный князь Тавриды», с его огромными государственными замыслами, фантастической роскошью и богатыми пирами:
«А я, проспавши до полудня,
Курю табак и кофе пью;
Преобращая в праздник будни,
Кружу в химерах мысль мою:
То плен от персов похищаю,
То стрелы к туркам обращаю,
(намек на «Греческий проект» Потемкина)
То, возмечтав, что я султан,
Вселенну устрашаю взглядом,
То вдруг, прельщаяся нарядом,
Скачу к портному по кафтан.
Или в пиру я пребогатом,
Где праздник для меня дают,
Где блещет стол сребром и златом,
Где тысячи различных блюд,
Там славный окорок Вестфальский
Там звенья рыбы Астраханской,
Там плов и пироги стоят,
Шампанским вафли запиваю
И все на свете забываю
Средь вин, сластей и аромат».
В этих двух строфах, изображающих Потемкина, мы видим пример того, как Державин, в похвальную оду, свободно вводил элемент сатиры, – шутливой, насмешливой. Здесь же мы видим употребление самых простых, обыденных слов. Что бы сказали Тредьяковский, Ломоносов, Сумароков, если бы они узнали, что в похвальной оде поэт будет говорить – об окороке, пирогах, вафлях и других вкусных, но прозаических вещах?
Дальше изображается граф Орлов, с его страстью к псовой охоте, кулачным боям и другим бурным забавам; Нарышкин, устроивший у себя оркестр роговой музыки, с которым он любил ночью разъезжать на лодках. Более зло изображен кн. Вяземский, его наивные, домашние развлечения, простоватость и некультурность.
«То сидя дома, я прокажу,
Играю в дураки с женой;
То с ней на голубятню лажу,
То в жмурки резвимся порой,
То в свайку с нею веселюся,
То ею в голове ищуся;
То в книгах рыться я люблю,
Мой ум и сердце просвещаю,
Полкана и Бову читаю,
За Библией зевая сплю».
Осмеяв таким образом вельмож, Державин продолжает восхвалять Фелицу за ее кротость и всепрощение:
«Едина ты лишь не обидишь
Не оскорбляешь никого,
Дурачества сквозь пальцы видишь,
Лишь зла не терпишь одного».
Затем он говорит о той свободе мысли и слова, которые Екатерина даровала своим подданным, называя это «неслыханным делом» и вспоминая при этом мрачные времена Анны Иоанновны (бироновщину). В светлом царстве Фелицы –
«…свадеб шутовских не парят,
В ледовых банях их не жарят,
Не щелкают в усы вельмож…
И сажей не марают рож».
Заканчивает Державин свою оду, красивой витиеватой фразой в восточном вкусе:
«Прошу великого пророка,
Да праха ног твоих коснусь,
Да слов твоих сладчайших тока
И лицезренья наслаждусь».
Итог:
Екатерина, прочитав «Фелицу» и узнав портреты своих приближенных, разослала им экземпляры оды, подчеркнув каждому то, что к нему относилось. Князь Вяземский, бывший тогда в Сенате прямым начальником Державина, не мог простить ему своего карикатурного изображения и начал делать поэту разные неприятности по службе.
Многие другие вельможи, возмущаясь дерзостью Державина, или завидуя вниманию, оказанному ему императрицей, называли его льстецом, воспевшим Фелицу только для того, чтобы выдвинуться.
Гавриил Романович Державин вошел в историю отечественной литературы как основоположник автобиографической поэзии, в которой красной нитью проходит восхваление собственной уникальности. Подтверждением тому станет анализ стихотворения «Памятник» (9 класс), в котором поэт воспевает свой талант. Благодаря краткому анализу «Памятник» по плану ученики 9 класса смогут пройти полноценную подготовку к уроку по литературе и предстоящим ЕГЭ.
Образ Фелицы в одах Державина «Фелица», «Вельможа»
После «Фелицы», которая навечно прославила Державина, поэт приступает к оде «Вельможа». Здесь опять же построение основывается на двух началах – хвалебном и сатирическом. Но если в «Фелице» было больше положительного начала, веселой сатиры и смеха над вельможами, то в оде «Вельможа» идет иное соотношение добра и зла. Хвалебной части очень мало – лишь в самом конце, больше связанной с упоминанием П. А. Румянцева. Большую часть перевешивает гневная сатира. Слышится негодование автора от равнодушия вельмож к долгу перед своим Отечеством. Этим не сильно отличались произведения XVIII века. Державин возмущен положением своего народа и подданных, страдающих от преступно равнодушных царедворцев, на прием к которым в приемной в очереди часами могли просиживать и ждать аудиенции и военачальник, и вдова с ребенком на руках, и израненный солдат.