Основные тенденции развития современного образования
Современному обществу нужны не только квалифицированные, инициативные и образованные профессионалы, но и развитые личности со сформированной моралью, готовые нести ответственность за свои поступки, делать осознанный выбор. Поскольку научно-технический прогресс не стоит на месте, а доступ к информации всё упрощается, то и система образования должна непрерывно модернизироваться.
Основные тенденции развития современного образования
Главными тенденциями развития системы образования сегодня являются:
- Постоянство: человеку приходится всё время заниматься самообразованием, чтобы не отставать от жизни и её динамично меняющихся требований. Система образования должна предоставлять возможность учиться всю жизнь, углублять и актуализировать свои знания.
- Универсальность: образовательный процесс должен формировать у учащегося такой широкий список компетенций, навыков и софт-скиллов, который позволит ему быстро освоить новые направления деятельности, переквалифицироваться при необходимости
- Кросс-дисциплинарность: студентам должны быть очевидны связи между различными областями знания, а образование должно основываться на решении конкретных поставленных задач с применением инструментария нескольких дисциплин.
- Индивидуальный подход: персональные особенности каждого учащегося должны быть учтены, какие бы формы ни принимало взаимодействие в рамках образования и воспитания.
- Прагматическая направленность: ключевым направлением развития системы образования является ее ориентация на актуальные сферы деятельности и текущие задачи. Всё определяется ситуацией на рынке труда, конкуренцией, востребованностью тех или иных профессий.
- Открытость: цели образования устанавливаются не только заказом со стороны государства, но и теми потребностями в обучении, которые испытывают обучаемые и их родители, преподаватели — в общем, все, кто вовлечён в образовательный процесс.
- Многоэтапность: образовательный процесс состоит из ряда ступеней, и на каждой из них студент должен достигать того уровня развития и подготовки, который ему по силам и к которому он стремится. У всех этих ступеней есть свои особенности, временные рамки и цели.
- Стандартизация: развитие системы российского образования должно идти в направлении соответствия единому государственному стандарту (для любых форм обучения). Оценка результата обучения на выходе (оutсоmе еduсаtiоn) тоже унифицирована и подчиняется стандарту.
- Разделение: принимает различные формы на практике. Это может быть объединение студентов в группы по успеваемости, классификация учебных заведений (массовые, элитные, для лиц с особенностями и задержками развития), учебных предметов (на обязательные и факультативы), создание индивидуальных учебных планов для некоторых или для всех учащихся (так, чтобы максимально удовлетворять их интересы и профессиональную ориентацию).
- Инновационность: развитие системы образования в направлении большего креатива и нестандартных подходов, отказ от жёстких регламентов, фокус на самостоятельной работе студентов, привитие им навыков поиска решений, научного подхода к задачам.
- Деятельностный подход: теория обретает смысл лишь тогда, когда делает практическую деятельность более эффективной. Это мотивирует учащихся быть активнее в учёбе, творчестве, познании, работе.
- Национализация: образование — один из способов сохранить и развить национальные ценности, будь то народные традиции, культурное наследие, история страны.
- Глобализация: национальные системы образования должны тесно взаимодействовать и сотрудничать, чтобы обогащать друг друга знаниями, находить общее, развиваться на основе универсальных принципов.
- Гуманитаризация: содержание учебных программ должно успешно осваиваться студентами, о каком бы типе и уровне обучения ни шла речь. Также в это направление развития образования входят изучение иностранного языка и отличное владение родным, чтобы люди любых национальностей и профессий могли свободно общаться и понимать друг друга; грамотность в области экономики и законов; знакомство с историей и культурой своей страны и всего мира.
- Этичность: образовательная система должна развивать в педагогах и студентах взаимное уважение, пропагандировать такие ценности, как сохранение и укрепление здоровья, права человека и чувство собственного достоинства, раскрытие человеческого потенциала и талантов.
Что подразумевается под модернизацией образования в РФ?
Определение этого понятия имеет культурологический и философский характер. Оно обозначает специфичный способ организации образовательного процесса. Одна из главных черт этого способа – целенаправленность. Также он обладает управляющим характером.
Модернизацию в данной сфере начали осуществлять 20 лет назад. Правительство России утвердило Концепцию по модернизации, отнеся образование к числу главных отраслей.
Какова же, собственно, эта концепция? Под модернизацией образования понимают процесс адаптации образовательной системы к политическим и социально-экономическим реалиям развития государства в настоящее время. Россия осваивает опыт модернизации тех образовательных систем, которые имеют место в высоко развитых странах.
Почему в образовательной системе РФ так важна модернизация? Дело в том, что ее реализация способствует определению динамики прогресса российского общества в экономическом, социальном и политическом отношениях.
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»
Была предложена Президентом России Дмитрием Медведевым в ежегодном Послании Федеральному Собранию 5 ноября 2008 года. В марте 2009 года на сайте Минобрнауки России был опубликован проект образовательной инициативы. В течение почти трёх месяцев в обсуждении проекта приняли участие десятки тысяч человек, замечания и предложения которых были учтены в итоговом варианте инициативы.
Из Послания можно выделить пять основных пунктов президентской инициативы:
1. Возможность уже в школе раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должны соответствовать обновленные образовательные стандарты (для нач.шк уже принты и начнут действовать с 1. 01.2011г по мере подготовленности школ.)
2. Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности
3. Ключевая роль в школе принадлежит учителю. Система стимулов для лучших педагогов, постоянного повышения их квалификации, пополнения новым поколением учителей
4. Российская школа не имеет права быть «ветхой» – и в прямом, и в переносном смысле этого слова. Развитие школьной инфраструктуры
5. Приоритет здорового образа жизни должен быть в полной мере реализован в школе.
Направления модернизации российского образования
Вот какие направления модернизации образования в России изложены в Концепции:
- Качество образования должно быть повышено на всех его стадиях: дошкольной, школьной, профессиональной. Это достигается благодаря изменению его содержательной стороны.
- В российской системе образования должны формироваться эффективные организационно-экономические механизмы. Эти механизмы направлены на то, чтобы привлечь и впоследствии использовать высококвалифицированные ресурсы в области педагогики.
- Система образования должна развиваться и совершенствоваться, ориентируясь на открытость государству и обществу.
- Весь процесс модернизации необходимо качественно и своевременно сопровождать на нормативно-правовой основе.
- Профессионализм педагогов должен регулярно повышаться. Также педагогическим работникам повышают социальный статус и оказывают больше поддержки на общественном и государственном уровнях.
Стоит вернуться к диверсификации. Ее главные направления:
- Разнообразие программ, образовательных учреждений, квалификации педагогических работников и пр.
- Многообразие уровней и субуровней образовательной системы. Также варьируются сроки получения образования, обеспечиваются возможности приобретения квалификации, ее повышения, переквалификации. Есть возможность получения допобразования.
- Обеспечение образовательных учреждений качественным и разнообразным финансированием.
- Обеспечение образовательных учреждений качественным управлением.
- Одна из приоритетных задач модернизации российского образования – его гуманизация.
Что это значит? Образовательная система развивается таким образом, что в ней признается личность обучающегося. Личностно-ориентированный подход – ведущая ценность педагогического процесса, независимо от стадии обучения и преподаваемого предмета.
Реализуется гуманизация образования следующим образом:
- Учитываются интересы, увлечения ученика.
- Педагог и учащиеся уважают друг друга. Важен авторитетный (не авторитарный) стиль педагогического общения.
- Чтобы ученики могли развиваться и саморазвиваться, необходимо организовать специальные условия.
- У учащихся формируются общекультурные компетенции. Также ученики приобретают навыки саморазвития и самовоспитания.
- Инновации – неотъемлемая часть процесса обучения и воспитания детей дошкольного и школьного возрастов.
Итак, модернизация в образовательной сфере в РФ необходима
Важно правильно реализовывать ее концепцию. За 20 лет удалось частично это сделать, т.к
появились курсы повышения квалификации, условия для учащихся с ОВЗ и т.д.
Основные направления, краткое описание
По мере появления и развития новых технологий они начали активно внедряться в образовательные программы. Педагогам приходится переосмысливать учебные стратегии, повышать свою квалификацию, перестраиваться под современные инновационные методы обучения.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
Основной упор делается на целенаправленное развитие творческого потенциала учащихся. В связи с этим стали возникать совершенно новые, современные тенденции в развитии образования, основанные на развитии научно-технического прогресса.
Электронное обучение
В современном мире невозможно обойтись без умения ориентироваться в гигантском информационном потоке. Электронные устройства стали инструментами, помогающими оперировать информацией, хранящейся в электронном виде. Допустимость использования в системе современного преподавания возможностей глобальной мировой сети Интернет сформировало новый тип образования — электронное обучение. Оно представлено тремя вариантами:
- Сочетание личного обучения с электронным, при котором учащимся надо самостоятельно найти нужную информацию, используя компьютер или иное электронное устройство с выходом в интернет.
- Преподавание в классе, оборудованном монитором, через который преподаватель может общаться с учениками, находясь далеко от них.
- Интернет-курсы в виде вебинаров, когда учащиеся могут заниматься индивидуально, с применением домашней компьютерной техники.
Появление современной технологии обучения с использованием интернета говорит о возникновении новой образовательной системы, ориентированной на учащегося. Применение электронной модели обучения не отменяет живое общение с преподавателем, а лишь является эффективным способом в работе с информацией и инструментом, облегчающим труд учителя.
Онлайн курсы
При разработке обучающих онлайн-курсов учитывается множество моментов, позволяющих сделать их использование интуитивно понятным, а сами курсы максимально эффективными. Разрабатываются курсы при участии преподавателей этих дисциплин и веб-дизайнера, осуществляющего учебный и графический дизайн.
Учебный дизайн зависит от конкретной цели, стоящей перед обучающей программой, от возрастной аудитории, от желаемых результатов. Программист создает техническую архитектуру проекта. Прежде чем запустить курсы в работу, они проходят тщательное тестирование и проверку со стороны технологии и качества обучения.
Нелинейные образовательные технологии
Мы живем в эпоху глобальных перемен в современном обществе, которые формируют принципиально новое мышление и мировоззрение, в первую очередь под воздействием информационных и компьютерных технологий. Вследствие этих изменений основополагающей концепцией современной системы образования становится активное формирование нелинейного мышления.
Образовательная система постепенно уходит от привычной линейной передачи знаний от учителя ученикам, при которой от учащихся требовалось внимательно слушать преподавателя и повторять за ним. При этом они слепо следовали его примеру и выполняли задания по указанному им шаблону.
Нелинейные образовательные технологии позволяют выбрать любой из множества способов получения знаний альтернативными методами, прийти к правильному выводу, следуя различными путями.
Мобильное обучение
Мобильные технологии связи являются фактором, способствующим активному внедрению индивидуальной направленности преподавания. В рамках одного портативного электронного устройства объединены возможности телефона, интернета, компьютера, хранения информации и других функций.
Мобильные устройства позволяют не зависеть от места учебы и тем самым кардинально поменять образовательные методики. Наличие различных приложений, включая обучающие, позволяет не отрываться от учебного процесса, где бы человек ни находился.
Современные тенденции
Итак, концепция модернизации российского образования сформирована. Как в настоящее время эта концепция реализуется?
В ней изложено следующее:
- Темп общественного развития должен ускориться. Подрастающее поколение имеет множество возможностей, чтобы определиться с профессией. Этот выбор должен быть осмысленным, поэтому у обучающихся осуществляется определенная подготовка к будущей профессиональной деятельности. А именно – они могут еще в ходе обучения в школе попробовать себя в роли определенного работника, пройти профориентационные тесты.
- Современные глобальные проблемы должны решаться молодым поколением россиян. Для этого необходимо, чтобы было организовано международное сообщество. Деятельность в этом сообществе, в свою очередь, требует формирование и развитие у молодых людей мышления, необходимого для современных реалий.
- Чтобы экономика России улучшалась, необходимо наличие лучших работников, для которых характерна профессиональная мобильность. Малоквалифицированные и неквалифицированные кадры, напротив, должны сокращаться.
- Молодые люди должны учиться командной работе, сотрудничеству, развитию и совершенствованию своих лидерских качеств, поскольку необходимо быть сплоченными для решения глобальных проблем человечества.
- Все большую роль приобретает человеческий капитал, поэтому необходимо опережающее развитие российской образовательной системы.
- Необходимо диверсифицировать образование на всех его стадиях. Она предполагает, что варианты и возможности его получения расширяются, повышается гибкость образовательной системы. Система образования имеет возможность адаптироваться к физическим и психическим особенностям людей, получающих его.
Оценка качества и ключевые компетентности
Ориентация образования на формирование ключевых компетентностей окажет существенное влияние на всю систему оценки и контроля результатов обучения.
+Компетентности представляют из себямногоплановые и многоструктурные характеристики качества подготовки обучающихся, оценка которых не может быть в полной мере стандартизована. Они тяжело поддаются операционализации и измерениям. Трудность здесь видится в том, что компетентность нельзя трактовать как сумму предметных знаний и умений. Это – приобретаемое в результате обучения новое качество, увязывающее знания и умения со спектром интегральных характеристик качества подготовки, в том числе и со способностью применять полученные знания и умения на практике. В этой связи возникает задача создания междисциплинарных (комплексных) измерителей, требующих при оценке результатов обучения использования методов многомерного шкалирования и специальных методов интеграции оценок отдельных характеристик учеников.
Работа над созданием методик и инструментария для оценки ключевых компетентностей является приоритетной, однако широкий спектр проблем, которые необходимо будет решить в связи с этим, потребует значительной теоретической проработки и экспериментальной проверки, а следовательно, и значительных временных затрат.
Определение и реализация национальных образовательных стандартов
Национальным образовательным стандартом в России является ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт), который представляет собой совокупность требований к образованию каждого конкретного уровня и направления, специальности, профессии.
Целью образовательных стандартов является обеспечение:
- единства процессов образования на всей территории РФ;
- воспитания и развития духовно-нравственных ценностей учащихся;
- преемственности основных программ дошкольного, школьного, профессионального (начального, среднего и высшего уровня) образования;
- выработка профессиональных и общекультурных компетенций студентов вузов.
При разработке национальных образовательных стандартов учитываются потребности развития:
- личности;
- государства и общества;
- социальной сферы;
- экономики;
- техники и технологий;
- образования;
- культуры;
- науки;
- обороны и безопасности государства.
Для реализации ФГОС каждое образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает основную общеобразовательную программу, которая включает в себя:
- методические и оценочные материалы;
- рабочие программы по всем учебным дисциплинам, предметам, курсам;
- календарный учебный график;
- учебный план.
Образовательные стандарты высшего образования являются обязательными для вузов, имеющих государственную аккредитацию. Внутренние стандарты вузов не могут быть ниже требований установленных на законодательном уровне федеральных стандартов.
Программа развития школ в Москве «Стратегия-2025»
Московские школы входят в десятку лучших школ мира, но стремятся быть в первой тройке. Для этого разработан план развития образования в Москве на ближайшие семь лет — «Стратегия-2025».
<<Форма демодоступа>>
Главные направления стратегии развития школы:
- ПОТОК — система персональных образовательных траекторий. Гибкие учебные планы, чтобы у ребёнка была возможность изучать интересующие его предметы не только в своём классе, но и в соседней школе или технопарке. Проведение предпрофессиональных проб, чтобы определиться с выбором профессии.
- РОСТ — распределённое оценивание в системе талантов. Сведения обо всех успехах старшеклассника будут фиксироваться в его цифровом портфолио по типу BigData, сюда же будет поступать информация о нешкольных активностях.
- УРБОШКОЛА — объединение образовательных ресурсов в макрорайоне.
- ГОРОД-ШКОЛА — формирование ответственного отношения к городу. Учителя старшей школы должны осознавать себя тьюторами, наставниками обучающихся.
Плюсы и минусы «Стратегии-2025», как и нацпроекта «Образование», обсуждаются в сфере российского образования. Основные положения звучат резонно, но удастся ли реализовать задуманное в полной мере?
Тенденции развития современной системы образования
Современное общество нуждается в компетентных, образованных, нравственно развитых, инициативных личностях, способных брать на себя ответственность за принимаемые решения, прогнозировать результаты последствий своего выбора. В связи с развитием научно-технического прогресса, упрощением доступа к информационным ресурсам возникла необходимость модернизации системы образования.
Среди тенденций развития современной системы образования можно выделить
- Непрерывность — открывает возможность для непрекращающегося процесса образования на протяжении всей жизни, для углубления и пересмотра имеющихся знаний.
- Универсализация — подготовка специалиста с универсальными знаниями умениями, навыками, который при соответствующей переподготовке сможет сменить квалификацию и профильное направление деятельности.
- Интегративность — усиление связей между изучаемыми дисциплинами, когда обучение ведется через решение поставленной проблемы с использованием сразу нескольких областей знаний.
- Индивидуализация — направленность на раскрытие и развитие индивидуальных особенностей учащихся.
- Компьютеризация — использование современных компьютерных и информационных технологий в образовательном процессе.
- Прагматизация — направление образования в сторону актуальных сфер общественной жизнедеятельности.
- Открытость — определение целей образования не только государственной необходимостью, но и изменяющимися потребностями самого социума.
- Разноуровневость — многоступенчатость образовательного процесса, обеспечивающего достижение определенного уровня образованности. Каждый этап соответствует интересам конкретного человека и дает возможность дальнейшего повышения уровня образования. Он имеет свои характерные особенности, функции, сроки и цели обучения.
- Вариативность — возможность выбрать уровень и направление образования, наиболее соответствующее способностям и интересам субъекта.
- Стандартизация — соответствие образовательных процессов государственной системе стандартов.
- Дифференциация — подход к обучению, при котором можно разным группам учащихся (объединенным по каким-либо признакам) предлагать различные программы обучения. Составление индивидуальных учебных планов в соответствии с потребностью учащихся.
- Инновационный подход к обучению — уход от понятия строгого регламента в образовании в пользу развития творческого подхода к решению поставленных задач, включение в образовательный процесс самостоятельной деятельности учащихся, научного поиска наилучшего пути решения проблемы.
- Деятельностный подход к обучению — наделяет теоретические знания практическим смыслом, способствуя продуктивной трудовой, учебной, познавательной, творческой деятельности учащегося.
- Национализация — способствует сохранению и развитию национальных ценностей, основанных на народных традициях и исторических особенностях культурного наследия своей страны.
- Интернационализация — направлена на сближение и нахождение общности, универсальных составляющих национальных систем образования для взаимного сотрудничества и обогащения.
- Гуманитаризация — развитие всех сторон личности в гармонии с общечеловеческой культурой.
- Гуманизация — рассмотрение личности каждого человека как наивысшей ценности. Развитие отношений взаимоуважения между преподавателем и учащимися, основанных на признании незыблемых прав каждой личности, на формировании ее потенциала, на сохранении чувства собственного достоинства.
Оценка качества и образовательный стандарт
Создание системы оценки достижения требований образовательных стандартов тесно связано с разработкой образовательных стандартов, ее методологией и практической реализацией в отдельных образовательных областях. В соответствии с теорией педагогических измерений достижение стандартов базового (минимального, обязательного) уровня или достижение стандартов-ориентиров (максимальных) оценивается различным образом. Нельзя создать валидную систему оценки, не добившись консенсуса по образовательным стандартам. В связи с этим первоочередной задачей является утверждение основных нормативных документов по образовательным стандартам, определяющих основные подходы к разработке образовательных стандартов и, следовательно, к оценке их достижения. На основе этих документов затем и будет строиться совместная работа предметников и специалистов в области педагогических измерений по:
- определению требований образовательных стандартов и выделению их базового уровня;
- конкретизации требований в системе проверочных заданий и критериев оценки не только отдельных требований, но и стандарта в целом;
- определению условий, при которых оценивается достижение данного требования или стандарта (формы заданий, отведенное время, сроки проверки и т.д.);
- экспериментальной проверке достижения разработанных требований и установлению реалистичных критериев оценки. (Полученные экспериментальные данные можно считать нормой достижения требований стандарта на этапе их введения. Очевидно, что только небольшая часть требований стандартов превысит уровень 70% достижения. Для некоторых требований, отобранных как базовые (обязательные), можно будет удовлетвориться еще более низким процентом их достижения. Таким образом, о достижении требований стандарта отдельным учеником можно будет судить при сравнении его результатов со средними показателями по стране.)
Обязательным элементом в системе оценки достижения стандартов (для последующей интерпретации результатов, например, при аттестации образовательных учреждений) должно быть выявление того, насколько полно были обеспечены возможности для каждого ученика в полноценном освоении образовательных стандартов.
Необходимо разработать также комплексную систему текущего и итогового контроля, направленную на оценку достижения образовательных стандартов и увязанную с планированием учебного процесса на достижение образовательных стандартов, то есть создать эффективную систему школьного мониторинга достижения образовательных стандартов как одного из ориентиров совершенствования учебного процесса с целью повышения качества образования.