Понятие коллектива в психологии

Что такое коллектив: основные признаки коллектива, специфика воинского коллектива

Возможные проблемы в коллективе: конфликты, недостаток коммуникации

Коллектив — это группа людей, объединенных общей целью и работающих вместе для ее достижения. Однако, несмотря на общую цель, в коллективе могут возникать различные проблемы, которые могут препятствовать эффективной работе и достижению результатов. Некоторые из наиболее распространенных проблем в коллективе — это конфликты и недостаток коммуникации.

Конфликты

Конфликты могут возникать в коллективе по различным причинам: разногласия во мнениях, несовпадение интересов, недостаток ресурсов и др. Несмотря на то, что конфликты в коллективе неизбежны, они могут сильно негативно сказываться на работе группы. Конфликты могут привести к повышенному уровню напряженности, снижению производительности, недоверию и некорректному общению между участниками коллектива.

Одним из способов предотвращения и разрешения конфликтов в коллективе является установление открытого и эффективного коммуникационного процесса. Коммуникация играет важную роль в предотвращении конфликтов, так как позволяет разрешить разногласия и снять недоразумения до того, как они превратятся в серьезные проблемы.

Недостаток коммуникации

Недостаток коммуникации также является одной из распространенных проблем в коллективе. Недостаточное общение может приводить к недоразумениям, непониманию и ошибкам. Когда люди не обмениваются информацией и идеями, это может привести к снижению эффективности работы и к возникновению конфликтов.

Чтобы устранить проблемы с коммуникацией в коллективе, необходимо установить открытую и эффективную коммуникационную систему. Это включает в себя регулярные совещания и обсуждения, обмен информацией и идеями, установление ясных и понятных коммуникационных каналов.

Кроме того, важно поощрять открытое обсуждение и отзывы от участников коллектива. Это создаст атмосферу взаимного доверия и позволит устранить существующие проблемы в коллективе

В ходе работы в коллективе необходимо помнить о важности коммуникации и активно работать над предотвращением и разрешением конфликтов. Только так коллектив будет эффективно функционировать и достигать своих целей

Этапы развития детского коллектива: стили педагогического руководства

Организованный коллектив школьников проходит в своём развитии ряд этапов. А.С.Макаренко выделил ТРИ этапа.

На первом этапе коллектива как такового ещё нет, можно говорить о формальном объединении детей относительно какой-либо цели и необходимости выполнения деятельности (например, поступление в 1-й класс, в вуз).

Общности между членами группы пока нет, для каждого существуют сугубо индивидуальные цели и интересы, нет связующего интереса или дела.

А.С.Макаренко считал, что при такой ситуации педагог должен предъявлять требования к каждому отдельно и контролировать его выполнение, разъяснять значимость правил и форм поведения. Образно он назвал педагога «диктатором».

На этом этапе педагог не только предъявляет требования и добивается их выполнения, но и пытается организовывать совместную деятельность (конкретное дело), которое может объединить детей, вызвать первоначальные переживания общности. Первоначально всё же педагог выступает организатором и вдохновителем, так как собственная самостоятельность невелика, а взаимосвязи и взаимоотношения не сложились. Это объясняет необходимость активной организаторской роли воспитателя.

Коллектив переходит на следующий этап, когда выделяется актив (т.е. в коллективе выделяются лидеры, способные решать проблемы), когда в коллективе устанавливается общая дисциплинированность, соблюдаются правила поведения, поддерживаются требования педагога.

1 стр., 181 слов

Основные показатели деятельности педагога (глазами учащихся 9–11 классов)

… к учителю. Максимальная сумма баллов – 75, она свидетельствует о высокой оценке учеником деятельности учителя.

Второй этап характеризуется тем, что в позиции организаторов деятельности (с большей или меньшей помощью взрослого) начинают выступать наиболее активные члены коллектива, начинает складываться АКТИВ. Обычно это дети, имеющие ярко выраженные интересы, имеющие опыт общения в других коллективах, обладающие организаторскими способностями.

На этом этапе создаются органы самоуправления. Задача воспитателя – помочь их регулярной работе. Ошибка воспитателя – недооценка роли неформальных лидеров. Деятельность педагога должна быть направлена на воспитание у актива нравственных качеств.

А.С.Макаренко считал, что на этом этапе педагог должен выстраивать своё общение с членами коллектива посредством актива (т.е. ставить задачи, предъявлять требования и т.д.).

Если же педагог остаётся в позиции «диктатора», то коллектив останавливается в своём развитии, тормозится развитие отношений взаимной ответственности и активной позиции каждого члена коллектива.

Третий этап – это, по А.С.Макаренко, «расцвет» коллектива. Он характеризуется тем, что благодаря накопленному опыту коллективной жизни и привычкам совместного выполнения общих дел между детьми складываются подлинно коллективистические отношения. Это позиция добровольного участия в жизни коллектива, радости от общения с его членами.

Для этого этапа характерны отношения взаимной ответственности – например, предъявление требований, проявление отношений заботы. Характерна сформированность общественного мнения, разделяемого большинством его членов, отсюда взаимовлияние друг на друга (взаимность требований, ожидание определённых форм поведения, самоизменение и т.д.).

Именно на этом этапе своего развития коллектив становится «инструментом воспитания», т.е. может использоваться как метод воспитательного влияния на каждую личность конкретно.

А.С.Макаренко считал, что на этом этапе «срабатывает» закон параллельного педагогического воздействия, что выражается формулой – «воздействуя на коллектив, я воздействую на каждую личность конкретно».

Для того чтобы коллектив достигал высокого уровня развития, следует:

— усложнять цели и характер выполняемой деятельности;

— приобщение к делам, имеющим общественное значение, только тогда у детей будет формироваться чувство своей принадлежности к коллективу, постоянное желание жить его интересами, стремление к совместной деятельности;

— не навязывать коллективу своих взглядов, развивать самоуправление и активность, инициативность на всех этапах выполнения деятельности.

Возможно проявление четвёртого этапа, когда каждый школьник благодаря усвоенному опыту сам предъявляет к себе требования общественного поведения, т.е. процесс общественного воспитания переходит в процесс самовоспитания.

Разница между коллективом и группой

Оба этих термина обозначают объединение людей по каким-либо признакам для выполнения общей задачи. Но коллектив являет собой высшую стадию развития группы. Соответственно, между организациями существует ряд принципиальных отличий:

  • Степень сплоченности: для коллектива характерны более тесные взаимосвязи и теплые отношения, чем для группы;
  • Глубина связей: между членами коллектива существуют симпатия, крепкие эмоциональные связи, здесь есть место взаимовыручке и поддержке, тогда как отношения между одногруппниками в сущности формальны;
  • Устойчивость: коллектив намного более устойчивое объединение, чем группа;
  • Срок возникновения: группа может быть образована в очень короткий срок, тогда как для формирования коллектива требуется время.

Понятие и виды коллективов

Если вы являетесь участником такого общества, то обязаны строить свои отношения с другими его участниками на основе доверия, взаимоуважения и честности, в противном случае вы не сможете достичь положительного результата в своей деятельности. Вообще коллектив — это одна из разновидностей малых групп. Однако, чтобы заслужить такой статус, группа людей, собравшихся вместе, должна соответствовать определенным критериям:

  • В первую очередь они должны успешно выполнять все те задачи, которые были поставлены перед людьми как перед коллективом.
  • В команде должно царить уважение, отношения должны выстраиваться на принципах высокой морали.
  • Каждый участник должен иметь возможность развиваться как личность.
  • От работы в коллективе человек должен получать удовольствие, брать для себя что-то новое.

Если во время работы с группой людей человек не чувствует себя комфортно и не получает больше пользы, чем он получал бы от самостоятельной работы, то такую группу людей коллективом называть нельзя.

Тема 3. Система нравственного развития и воспитания школьников

Значение нравственного воспитания для развития личности хорошо выразил В.Г.Белинский, он писал: «Есть много родов образования и развития, и каждое из них важно само по себе, но выше всех их должно стоять образование нравственное… Одно образование делает человека военным, другое – юристом…, нравственное воспитание делает нас ЧЕЛОВЕКОМ». Нравственная деятельность не существует сама по себе, в чистом виде, а выступает как сторона или аспект любого другого вида деятельности – в игре, труде, учении, досуге, общественной и художественно-эстетической деятельности

Нравственное начало входит в любой компонент проявления личности. В любом поступке проявляется нравственный аспект (например, какова цель, какими мотивами обусловлен, в выборе средств, в организации деятельности, в её результатах и последствиях) – везде, где человек проявляет своё отношение. В каждом обществе сформулированы требования к личности, к её моральному облику

Нравственная деятельность не существует сама по себе, в чистом виде, а выступает как сторона или аспект любого другого вида деятельности – в игре, труде, учении, досуге, общественной и художественно-эстетической деятельности. Нравственное начало входит в любой компонент проявления личности. В любом поступке проявляется нравственный аспект (например, какова цель, какими мотивами обусловлен, в выборе средств, в организации деятельности, в её результатах и последствиях) – везде, где человек проявляет своё отношение. В каждом обществе сформулированы требования к личности, к её моральному облику.

10 стр., 4586 слов

4. Эстетическое, духовно-нравственное и половое воспитание подростков …

… нравственное и половое воспитание подростков в современных условиях. Психолого-педагогические особенности подросткового возраста. Подростковый период в развитии личности … образования. Формирование подростка – непростой процесс, невозможный без адекватного родительского влияния. Воспитание … состояний (вплоть до суицидального поведения). Целеустремленность и настойчивость у старшеклассников …

Нравственное воспитание представляет собой воспитательную деятельность, направленную на формирование качеств личности, определяющих отношение человека к обществу, к другим людям, к труду, к самому себе; Нр.В. – направлено на формирование нравственного облика человека (К.Д.Радина, Г.И.Щукина).

Понятие «нравственность» рассматривается в системе сознания, чувств и поведения личности. Что значит нравственная воспитанность личности (как идеал в развитии)?

— определяет общественную (социальную) ценность человека (живёт в обществе и взаимодействует с другими людьми);

— проявляется в системе убеждений и мотивов человека, а также в поведении.

Уровни нравственной воспитанности –

1-й – знание требований, предъявляемых социумом к личности, понимание…

2-й – сформированность убеждений, т.е. личного понимания и принятие конкретных норм и правил поведения……….

3-й – сформированность поведения ……………………

Формирование нравственного сознания, нравственных чувств и нравственного поведения (опыта) выступают как психолого-педагогические основы в организации нравственного воспитания.

Задачи нравственного воспитания (Г.И.Щукина):

— последовательно приобщать школьников к нравственным нормам общества:

— формировать положительный нравственный опыт самих детей;

— направлять их сознание, чувства и поведение на реализацию норм морали;

— формировать нравственный облик личности.

Нравственное воспитание – это систематическое, целенаправленное формирование нравственной личности, её моральных черт и облика. Это систематический и многосторонний процесс, который начинается буквально с рождения ребёнка.

Возрастные особенности нравственного воспитания

При организации нравственного воспитания исходим из социальной ситуации развития личности в том или ином возрасте, учитываем возможности личности, уровень её развития.

Младший школьный возраст.

Поступление ребёнка в школу, его новые обязанности ставят его в позицию, где отражаются требования школы, учителя. Нравственные качества – ответственность перед классом и самим собой, радости или недовольства собой, а также поступками одноклассников и т.д.

Уже сложились представления о том, что «хорошо» и что «плохо». Формирование произвольных форм поведения, т.е. развитие сознания…

Убеждения ещё не могут сформироваться, характерно эмоционально-чувственное отношение…. Следует учить осмысливать и осознавать свои поступки и поступки других людей.

Возможны специальные методы нравственного просвещения – беседы, рассказы на этические темы, использование произведений художественной литературы и искусства, мультфильмы и т.д.

Важны методы – иллюстрации, показа, пояснения, разъяснения…

Подростки.

Возраст обобщения опыта нравственных отношений, познание нравственных понятий, формирование личных суждений.

Особо – общение со сверстниками выступает на первый план, а потому в основе отношений должны лежать нравственные принципы.

Самовоспитание как предъявление к себе требований в соответствии с идеалом (представление об «эталонном» взрослом).

Подражание….

Специальная работа по нравственному просвещению – осмысление понятий, возможность «увидеть» их в реальных ситуациях… Обязательна связь сознания и поведения личности…. Роль коллектива…

Старший школьник.

Моральное сознание характеризуется большей осознанностью моральных понятий, возможно формирование моральных убеждений, проявление собственной позиции. Стремление к автономии от взрослого, отстаивание своей позиции.

Связано с ведущей потребностью в данном возрасте – потребность в жизненном и профессиональном самоопределении – а потому типична ситуация поиска ответа на многие вопросы, стремление найти себя…

Характерно стремление понять себя, отстаивать собственные убеждения… Юношеский максимализм…

Специальная работа по нравственному просвещению – диспуты, дискуссии, роль гуманитарных предметов…

Что такое коллектив: основные признаки, специфика воинского коллектива

Коллектив — это группа людей, которая объединяется для достижения общих целей. В коллективе присутствуют основные признаки, которые определяют его специфику.

Основные признаки коллектива:

Общие цели и задачи. Коллектив объединяется для достижения определенных целей и решения конкретных задач. Все его члены направлены на достижение общего результата.
Взаимозависимость. Члены коллектива взаимодействуют друг с другом, зависят от работы и усилий каждого члена. Их действия влияют на всеобщий результат.
Роли и функции. В коллективе каждому члену назначаются определенные роли и функции, которые соответствуют его навыкам и способностям. Каждый выполняет свою часть работы для достижения общих целей.
Взаимодействие и коммуникация. В коллективе важна эффективная коммуникация и взаимодействие между его участниками. Они обмениваются информацией, идеями, мнениями и совместно принимают решения.
Взаимная поддержка и уважение. Члены коллектива поддерживают и помогают друг другу, учитывают интересы и мнения каждого

Важно уважать и ценить вклад каждого участника.

Воинский коллектив — это коллектив, состоящий из военнослужащих, которые служат вместе для защиты и обороны своей страны. Воинский коллектив имеет свою специфику, связанную с особенностями военной службы:

  • Строгая иерархическая структура. Воинский коллектив имеет четкую иерархию командования, каждый член занимает определенное место в иерархии и выполняет указания вышестоящих начальников.
  • Дисциплина и подчинение. Военнослужащие должны строго выполнять уставные требования, следовать правилам и инструкциям, подчиняться начальству.
  • Общая ответственность. Каждый член воинского коллектива несет свою долю ответственности за выполнение поставленных задач и достижение общих целей.
  • Обучение и подготовка. Военнослужащие проходят специальное обучение и подготовку, чтобы быть готовыми выполнять свои задачи и обязанности в условиях военной службы.
  • Единый моральный кодекс. Члены воинского коллектива руководствуются общими принципами и ценностями, такими как честь, верность, мужество и долг.

Воинский коллектив является особым видом коллектива, который имеет свою специфику, основанную на особенностях военной службы и требованиях к единству и согласованности действий военнослужащих.

Свежие записи

  • Особенности психологии как науки и ее задачи
  • Общее понятие об интеллекте
  • Общая характеристика мотивационной сферы человека
  • Диагностика избирательности внимания
  • Конфликты как борьба животных за жизненные ресурсы
  • Предмет и метод педагогической конфликтологии
  • Социальная экология – наука и учебный предмет в профессиональной подготовке специалистов социальной работы
  • Анализ конкретных случаев терапии
  • Развитие отечественной психологии в 19 в
  • Основные принципы и методы управленческой психологии 2
  • Совладание с трудными жизненными ситуациями
  • Методические указания для проведения практических занятий по разделам 1–3 дисциплины «Психология»
  • по курсу «Психология» 2
  • Психиатрия — Билеты с ответами
  • Психология профессионализма. 2011/12

Признаки коллектива

Работы А.С. Макаренко показывают полезность в плане разработки данной проблемы в истории отечественной науки. В его трудах было обозначено решение педагогических проблем коллектива и социально-психологический нюанс, позже принятый социальной психологией. Он считал, что важный признак коллектива – это социально-позитивная деятельность, отвечающая потребностям общества, но не любую совместную деятельность.

Отсюда следует, что основополагающая и самая важная характеристики коллектива – это его направленность, которая обеспечивает особое качество личностей, входящих в коллектив.

Благодаря целеустремленности членов коллектива создается организация, которая имеет определенные органы управления и лиц, уполномоченных на выполнение некоторых функций. Коллективу присущи некоторые свойства взаимоотношений

Его суть заключается в том, что совместная деятельность признана в качестве важной роли и считается одним из основных факторов в образовании коллектива и всей системы взаимоотношений между его членами. Данный подход рассчитывает не только на необходимость его развития, но и необходимость ряда таких стадий, через которые проходит

Раскрытие качеств характеризуется достижением данных стадий.

А.С. Макаренко во время их описания объяснял факт обеспечения движения данного коллектива по ступеням и способы его становления. Важным условием для образования коллектива является развитие общественно важных целей.

Чтобы создание коллектива прошло успешно, необходимо:

Для наилучшего соответствующего развития личности в коллективе нужна атмосфера, которая способна создать успешное сочетание и выполнение указанных факторов.

Важная мысль по А.С. Макаренко – успешное протекание в коллективе внутренних процессов, которые будут обеспечено в том случае, если вся организация деятельности, нормы взаимоотношений между членами коллектива произойдут, основываясь на соответствии образцов широкой системы взаимоотношений общества. Исходя из его суждений, коллектив – это не замкнутая система, так как он входит в состав целой концепции взаимоотношений социума. При отсутствии рассогласований целей возможна его реализация и успешность действий.

Группа: что это такое?

Группа – это некоторое количество людей, выделенных из социума согласно определённым признакам. Между этими индивидуумами существует взаимосвязи, распределение ролей и обязанностей. Каждый из них осознает сопричастность к группе и питает определённые ожидания относительно действий своих одногруппников. Обычно в таких объединениях наличествует выраженный лидер.

Каждой группе присущ свой психологический климат. Постепенно в таких объединениях возникает система общих норм и санкций. Члены групп объединены целями и стремлениями. В процессе жизнедеятельности объединения у каждого из его участников образуется перечень обязанностей и функций, от качества выполнения которых зависит успешность всего конгломерата.

В группах присутствует такое явление, как групповое давление. Под его действием члены объединения могут даже менять какие-то свои установки и убеждения.

Участником группы может быть лишь тот субъект, который способен к согласованным действиям.

У каждой группы есть свои цели. Именно они влияют на особенности организации: ее размер, структуру, срок существования. Эффективность группы во многом определяется типом и качеством сложившихся в ней отношений.

Группы классифицируются по разным признакам:

  • Статус: формальные (то есть созданные официально – класс, сотрудники одного отдела, университетская группа и т.д.) и неформальные (компания друзей, например);
  • Размер: большие (религиозные и территориальные группы) и малые (4 работающих над одним проектом сотрудника);
  • Характер взаимосвязей: контактные (те, в которых общение происходит реально) и условные (в них люди непосредственно друг с другом не контактируют).

Группа может распасться по разным причинам: достижение цели ее создания (получение диплома, например) или же невозможность дальнейшего существования объединения из-за нездорового внутреннего климата, возникновение множества противоречий между участниками и т.д.

Основные критерии коллектива

Чтобы определиться с понятием коллектив что значит, предлагается ознакомиться с критериями взаимоотношений.

Оценочные признаки коллектива

Критерий Описание
Нравственность В основе лежат нормы и ценности, базирующиеся на общечеловеческой морали
Ответственность Член коллектива дисциплинирован, добросовестно относится к своим обязанностям и в то же время готов отвечать за судьбу каждого из коллег
Открытость Умение выстраивать дружественные отношения с членами своей группы и другими коллективами
Коллективизм Забота о членах своей группы и противостояние явлениям, разрушающим коллектив
Организованность Рациональное распределение обязанностей между членами, взаимовыручка и заменяемость, быстрое устранение возникших в процессе деятельности недостатков
Информированность Понимание каждым членом поставленных целей, задач, достигнутых итогов (промежуточных и конечных) совместного труда
Эффективность Своевременное и качественное выполнение задач

Совокупность всех описанных критериев присуща только идеальному сообществу. В реальной жизни подобную модель встретить сложно. Одни группы слабо развиты и не дотягивают по социально-психологическим параметрам до названия «коллектив». Другим – условно присваивается данное понятие, так как они находятся в процессе развития.

Классификация коллективов

Есть несколько видов коллективов, каждый из которых имеет свои особенности. Итак, различают статусы:

  • Официальные. Обычно это коллективы, которые были созданы на определенном предприятии. Они имеют особые права и обязанности и действуют в соответствии с имеющимся законодательством. Здесь всегда есть подчиненные и вышестоящие люди, и на основе их положения в группе строятся взаимоотношения
  • Неофициальные. Здесь люди объединяются сами по себе. Такой коллектив не оформляется юридически и не имеет определенного лидера. Здесь люди объединяются из-за общих интересов, желания действовать совместно, возможно, у них есть какие-то личные симпатии. Спустя какое-то время в таком коллективе определяется лидер. Но формально его никто таковым не назначает.

Далее коллективы можно разделить по механизму образования. Здесь также выделяют два вида: те, которые были созданы по распоряжению начальства и те, в которые люди объединились неофициально, по собственному желанию.

В зависимости от того, как долго существует или планирует существовать объединенная группа людей, различают временные и постоянно действующие коллективы в организации.

Есть в понятии коллектива виды, которые делят в зависимости от их размера.

  1. Малые. В состав такого коллектива входит не более семи участников.
  2. Средние. Здесь счет идет уже на десятки, но не может превышать тридцати человек.
  3. Большие. Такие коллективы встречаются, к примеру, на особо крупных предприятиях, когда в одной группе одновременно может работать от нескольких десятков до нескольких сотен человек.

Последние два вида коллективов могут также делиться еще на несколько групп или подгрупп.

Трудовой коллектив

В зависимости от вида деятельности коллектива можно назвать несколько их разновидностей, но самым популярным и известным является трудовой коллектив.

Считается, что совместный труд имеет результаты значительно выше, чем если ту же работу будут выполнять разные люди по отдельности. Ведь во время совместной работы можно не только применять свои знания и умения, но и перенимать чужой опыт, реализовывать его на практике. Именно благодаря этому работа трудового коллектива считается более успешной и результативной.

Основа зарождения трудового коллектива — вид производства. Это должна быть деятельность, которую удобнее и эффективнее выполнять вместе. Такие коллективы — основа любого крупного производства, их можно видеть на различных заводах и фабриках. Но, к примеру, мастер по ремонту часов справляется с работой в одиночку.

Психология трудового коллектива

Все виды и формы коллективов имеют свои психологические особенности. Рассмотрим пример трудового сообщества:

Морально-психологический климат

Здесь следует обратить внимание на цели, которые люди поставили перед собой, на то, какие задачи были сформулированы. Также нужно учитывать вид отношений в коллективе: каким образом люди собираются достигать поставленных целей, как они взаимодействуют.
Учитывается, насколько смогли сплотиться люди, выполняя общее дело.
Проводятся исследования относительно того, насколько люди подходят друг другу по характеру и типу темперамента.
Оценивается, насколько велик уровень психологического давления в группе, и сходятся ли мнения ее участников.

Производственная этика

Под этикой понимается, в широком смысле слова, совокупность универсальных нравственно-психологических и моральных норм поведения. Этика производственных отношений основана на общих правилах поведения людей в процессе совместной трудовой деятельности. Этические нормы накапливаются и трансформируются с учетом требований рынка труда, соблюдения законодательства государства, моральных требований и ответственного отношения к трудовому процессу и коллегам по работе. Соблюдение этики производства повышает самооценку каждого работника и статус предприятия в целом, делает брэнд предприятия уважаемым и способствует приобретению постоянных клиентов и партнеров.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: