Мировоззрение восточной философии, кратко о древнем учении

Философия Древнего Китая

Древний Китай характеризовался деспотически-монархическим типом правления государства. В основе социального строя была семья, центральное место в которой занимал глава семейства. Государственный строй представлял собой аналогию подобного семейно-кланового подчинения. Беспрекословное послушание, консерватизм, обязательность ритуалов и преклонение перед традициями – все это легло в основу философии Древнего Китая.

ТОП-4 статьи

которые читают вместе с этой

Среди имен древнекитайских философов наиболее ярко выделяются два: Конфуций и Лао-Цзы. В центре конфуцианской философской системы находился человек, коллектив, все общество в целом. Благо народа возможно лишь в том случае, когда каждый отдельный человек будет стремиться к внутренней добродетели, морали и самосовершенствованию. Мудрый правитель должен служить примером для своих подчиненных, отвергнув политику подавления и угнетения.

Рис. 3. Конфуций.

В философском течении под названием даосизм, адептом которого выступил философ Лао-Цзы, центральное место занимает Дао – универсальный закон мироздания, всего сущего в мире. Гармония в природе, согласно даосизму, возможна только в единстве двух противоположностей – Инь (женское начало) и Ян (мужское начало).

Несмотря на различия в трактатах китайских и индийских мыслителей, продиктованных принципиально разным государственным строем, можно выделить общие особенности философии Древнего Востока. Она носит консервативный, патриархальный характер, и самым тесным образом связана с религией.

Что мы узнали?

При изучении темы «Философия Древнего Востока» мы узнали кратко самое главное о философии Древнего Востока, выяснили, какие восточные государства оказались лидерами в продвижении философской мысли на Востоке. Также мы узнали, каковы отличия и общие черты мировоззрения Древнего Китая и Древней Индии.

  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Древнекитайская философия

Философия Древнего Китая охватывает период VI-II веков до нашей эры. Распад древнего единого государства и усиление отдельных царств, острая борьба между большими царствами — все это нашло отражение в бурной идеологической борьбе различных философских, политических и этических школ. Философия возникла в недрах мифологических представлений, использовала их материал. Китайские мифы возникают, в первую очередь, как исторические легенды о предках, о прошлых династиях, о золотом веке и т. д. Мифы содержат относительно немного материала, отражающего взгляды китайцев на формирование мира и его законы, взаимосвязь. с мужчиной. Период Чжанго — золотой век китайской философии, в это время рождаются концепции и категории. Основными категориями, с помощью которых древние китайские философы пытались постичь мир, были такие понятия, как у-син — пять первоэлементов (металл, дерево, вода, огонь, земля), ци (воздух, эфир), инь и ян (пассивные). и активное начало в природе), дао (путь, закономерность вещей). Эти категории возникли в результате обобщения многовекового опыта работы и наблюдений за природными явлениями.      

Существовало шесть основных философских школ древнекитайской философии:  

  • даосизм (Дао Цзя);
  • конфуцианство (чжуцзя);
  • моизм (mojia);
  • школа юристов (фа-цзя, по-европейски — законничество);
  • школа имён (минцзя);
  • школа инь-янь (инь янь цзя) (натурфилософы).

Общие черты древневосточной философии

Древневосточную философию пронизывали мистические образы. Люди верили в существование духов, богов, поклонялись силам природы. Даже при возникновении науки они не отказывались от подобного мышления.

На Древнем Востоке уважали предков, а значит и знания, переданные ими. Люди не опровергали их, а слепо доверяли, не сомневаясь в их правдивости. 

На первом месте стояло именно развитие общества, взаимоотношения между жителями

Уделялось внимание политическому устройству, и искались пути верного взаимодействия между правителями и обычными людьми.. Человек был неразрывно связан с природой, а его внутренний мир занимал центральное положение в философии, неразрывно связанной с религией

Поэтому много говорилось об эмоциях человека, его чувствах и способах самосовершенствования, поиске гармонии.

Человек был неразрывно связан с природой, а его внутренний мир занимал центральное положение в философии, неразрывно связанной с религией. Поэтому много говорилось об эмоциях человека, его чувствах и способах самосовершенствования, поиске гармонии.

Сущность философии Древней Индии

Основное учение Древней Индии – буддизм. Оно было основано Буддой Шакьямуни, названного при рождении Сиддхартха Гуатама. 

Он считал, что смысл человеческой жизни заключается в стремлении к нирване. Это состояние наивысшего блаженства. Чтобы достичь его, нужно отказаться от мирских наслаждений, похоти и стремления к славе. Ведь именно люди своим образом жизни и желаниями не дают свершиться собственному счастью.

Чтобы стать просветленным, необходимо следовать постулатам. Кратко их можно описать следующим образом:

  • действовать только в согласии с собой, не причиняя никому зла;

  • быть честным, усердным и трудолюбивым;

  • контролировать свои мысли и постоянно работать над улучшением жизни.

Древнее учение джайнизм также говорило о стремлении к нирване. Его основателем считается Джина Махавира. Философия призывала заниматься самосовершенствованием души. Только это приведет к всезнанию и всеведению. 

Душа есть не только у людей, ей наделено все живое в мире

Поэтому важно относиться ко всему с добром и любовью, также как к себе. Это обязательно воздастся в будущем.

Основой индуизма, одного из популярных в мире религиозно-философских учений, является ведизм, появившийся еще во II-I тысячелетии до нашей эры. 

Он основан на ритуалах и мифологических образах. Ведизм опирался на обожествление природных сил. 

Позже он развился в брахманизм. Он основан на ведах, сборниках мантр, применяемых в качестве молитв. Брахманы же – это наставники, представители высшей варны или сословия Древней Индии.

Школы, признававшие веды священными книгами, названы ортодоксальными. Среди них Веданта, Санхья, Вайшешика. Все они говорили о существовании материального и духовного начала и верили в продолжение жизни после смерти.

Философия Древнего востока – кратко

Восточный взгляд на философские учения древних времен основывался на религии, концепциях, принятых в Китае, Египте, Индии, Вавилоне и Японии. Эти страны стали родиной первичных мировоззренческих суждений

Большое внимание уделялось мифологии, научным знаниям и религиозным течениям. Восток сыграл ключевую роль в формировании философских дискурсов в других странах

Древний Китай, Индия — основоположники важнейших теорий.

Китайская культура основана на особенностях правительства. Для него были характерны деспотические и монархические аспекты. Социальное общество состоит из семей, в которых отец является главным. Семьи больше походили на кланы, где каждый должен подчиняться вождю, не задавая вопросов. Философия строилась на концепциях консерватизма, ритуальных обрядов, крестьянских традиций, подчинения.

В Индии взгляды были кардинально разными. В основе была не только религия, но и атеизм. Характеристики индийской философии:

  • Самоконтроль;
  • Теория Мокши. Человек должен освободить каждого человека от источника страдания — сансары;
  • Сансара — это непрерывный цикл, в течение которого все живые организмы постоянно возрождаются;
  • Причина вовлечения человека в цикл неизвестна;
  • Человек должен верить в мирские представления о справедливости, порядке, которые устанавливаются кармой;
  • Карма влияет не только на жителей планеты, но и на высшие силы, божества, небесные тела.

Каждая из шести ключевых школ Индии интерпретировала мир по-своему, но в основе этого лежит представление о человеке: это добрый, справедливый и ответственный живой организм

Речь идет о понимании важности установленных законов существования, следовании им

Взаимосвязь философских школ Китая

Даосизм с концепцией бездействия был противоположен конфуцианству, которое проповедовало служение государю и обществу. Это противодействие отразилось, например, в деятельности миссионеров-иезуитов: например, Маттео Риччи был в тесном контакте с конфуцианской элитой и отвергал даосизм как языческую практику — его оппонент Руджиери утверждал, что между концепциями Дао и логотипы.   

Даосизм связан с буддизмом. Первой даосской школой, возникшей на основе изучения буддийских трактатов, была школа Линбао. Его основатель, Ге Чаофу, заимствовал из буддизма концепцию перерождения в пяти мирах и, в очень упрощенной форме, элементы космологии. Даосы не отказаться от практики достижения бессмертия, но улучшили концепцию бессмертия, оставленную буквальное толкование бесконечного пребывания в том же самом земном теле, и введены другие миры для небожителей — счастливые земли, острова бессмертных, и т.д. доктрины от кармы вытекала из теории буддийского возрождения и возмездия. Позже буддийские элементы стали известны даосским школам, которые также переняли буддийские методы медитации.                             

Сторонники Моизма серьезно конкурировали с представителями конфуцианства, считая их обряды и церемонии бессмысленной тратой государственных средств и призывая к личному повиновению воле небес. Конфуций различал любовь к семье и родителям и любовь к другим ближним, Мо-цзы призывал одинаково любить всех без различия. Взгляды Мо-цзы направлены против учения Конфуция о врожденных знаниях, против его традиционализма. Борьба Мо-цзы против взглядов на врожденное знание и его утверждение практической значимости знания, в отличие от конфуцианских идей о независимости знания от человеческой практической деятельности, является отражением борьбы между материализмом и идеализмом в области теории. знаний в древнем Китае.   

Сторонники законничества (Школа законников) сочетали свои идеи с идеями других учений. Например, принц Хань Фэй и Ли Си относятся к тем, кто сочетал законничество с даосскими идеями естественности (государство не должно вмешиваться в жизнь своих жителей). Вэй Ляо-цзы — сторонник того, чтобы сделать легизм более человечным в конфуцианском духе.                          

Наряду со школой моистов (Moism) и конфуцианской школы Сюнь Куань, школа Мин Цзя (школа имён) активно участвовала в формировании основ логики в китайской мысли.

Возникновение неоконфуцианства связано с интеграцией (синтезом) основных традиций даосизма и идей школы Инь-Ян. В свою очередь, традиции школы инь-ян были использованы в религиозном даосизме. 

Ключевые моменты философии Древнего Китая

В Древнем Китае существовало две школы мысли, учения которых формировали менталитет людей и нашли отражение в их историческом развитии. Давайте их рассмотрим.

Даосизм

Основоположник учения — Лао-цзы.

В основе философии лежит Дао, это путь, по которому должен идти человек. Он не может ничего изменить в мире, он может только плыть по течению, не нарушая законов Вселенной. Человеку не следует проявлять индивидуальность, смиряться с происходящим вокруг.

Страсти и желания нужно оставить, отпустить. Дао — это один и тот же закон для всех, не только для людей, но и для Земли и Небес. Его нужно узнать, слиться с ним: только так можно достичь гармонии и счастья.

Конфуцианство

Основоположник философского учения Кун Фу Цзы, известный как Конфуций.

Постулаты теории основаны на отношениях между людьми и принципах правления. Одна из основных категорий конфуцианства — «благородный человек», который должен проявлять человечность по отношению к другим, уважать старших, соблюдать правила этикета и действовать из чувства долга.

Великий философ говорил о необходимости соотносить титул человека с его поведением. Если он наделен определенными обязанностями, он должен их выполнять, делать то, что предписывает должность.

Таким образом, правитель заботится о жителях, руководя страной, муж обустраивает дом и зарабатывает необходимые для жизни средства, любит жену и детей. Задача императора, по мнению Конфуция, — объяснять людям, что от них требуется, говорить, проявлять уважение. Тогда они полюбят его и будут следовать принятым им законам.

Прежде всего, вам не нужно прибегать к наказанию, чтобы добиться послушания. Необходимо создать общество, в котором каждый уважает себя.

Легизм

В отличие от конфуцианства существовал легизм, основанный Шань Яном и Хань Фэем. Они считали, что в стране должна быть строгая иерархия, признавали произвол и деспотизм. Давайте посмотрим на основные особенности:

  1. Чтобы поддерживать порядок в обществе, нельзя избежать насилия.
  2. Правительство не только участвует в государственных делах, но и вмешивается в частную жизнь граждан. Следите за их поведением, поощряя и наказывая.

Древняя китайская философия

Философия Древнего Китая охватывает период с 6 по 2 век до н.э. Распад древнего унитарного государства и укрепление отдельных царств, острая борьба между великими империями — все это нашло свое отражение в ожесточенной идеологической борьбе различных философских, политических и этических школ. Философия возникла в глубине мифологических идей и использовала их материал. Китайские мифы представлены в основном как исторические повествования о предках, о прошлых династиях, о «золотом веке» и так далее. Мифы содержат сравнительно мало материала, отражающего китайский взгляд на формирование мира и его законы, отношения с человеком. Период Чжанго — это «золотой век китайской философии», в это время рождаются концепции и категории. Основными категориями, с помощью которых древние китайские философы пытались понять мир, были такие понятия, как У Син — «пять первичных элементов» (металл, дерево, вода, огонь, земля), Ци (воздух, эфир), Инь и Ян (пассивное и активное начало в природе), Дао (путь, закономерность вещей). Эти категории возникли в результате обобщения многовекового опыта работы и наблюдения за природными явлениями.

Существовало шесть основных философских школ древней китайской философии. Сборник текстов в двух томах. Ид: «Мысли», 1972 год, 17 стр:

  • Даосизм;
  • Конфуцианство;
  • Моизм;
  • школа легализма (фа-цзя, в европейских терминах — легализм);
  • школа имён;
  • школа инь-янь (инь-янь цзя) (естественные философы).

Понятие философии древнего востока

Добро пожаловать! > Философия древнего востока > Понятие философии древнего востока

Под «древневосточной философией» понимают совокупность религиозно-философских систем, существовавших в VI — I вв. до нашей эры в цивилизациях Египта, Вавилона, Китая и Индии. Существенными чертами этой философии, выделяющей её в ряду других философских систем, являются:
* Размытость границ между философским и религиозным дискурсами.
* Ярко выраженный иррационализм.
* Приоритет онтологической проблематики над гносеологической.
* Интровертность мышления.
* Отсутствие антропоцентристской перспективы в познании.
Классическую форму древневосточная мысль обрела в Индии и Китае. Сохранилось достаточное количество письменных источников, дающих возможность, на основе анализа религиозно-философских систем Индии и Китая, составить представление о сущности и содержании древневосточного способа философствования.
В основе специфики восточной философии лежит своеобразие Востока как типа культуры.

Причины своеобразия восточной культуры
* Климат и география.
* Традиционализм культуры.
* Громадная роль религии в общественной и индивидуальной жизни.
* Особенности антропологии и психологии людей Востока.

Особенности восточного мышления

* Оно более интровертно, чем западное мышление.
* Оно скорее эмоционально-образное, чем логическое.
* Разум понимается более широко, чем на Западе: это не столько человеческая способность, сколько космическая сила.
* Для восточного мышления не характерен антропоцентризм.
Религия и философия в Древней Индии

Восток неоднороден по своему составу и, несмотря на наличие общих существенных признаков, представлен цивилизациями и культурами, которые часто не просто различаются, а враждебно противостоят друг другу. Свои особенные черты имеет и древнеиндийская цивилизация. Это, прежде всего:
* Жесткая кастовая социальная структура.
* Интеллектуальная и религиозная пассивность людей.
* Интровертный характер религиозности
* Приоритет иррационального над рациональным.

Цивилизация древней Индии сложилась в результате синтеза культуры местных народов и культуры пришельцев с Севера — ариев. Именно арийская экспансия сыграла выдающуюся роль в становлении философии и религии в Индии.
В истории индийской философии выделяют три периода:
* Ведийский (1500-500 гг. до н.э.).
* Классический (500 г. до н.э. — 1000 г. н.э.).
* Индуистский (с 1000 года н.э.).

Ключевые моменты в развитии Древнего мира

Философия запада и востока возникли в один исторический период, но существовали параллельно, независимо друг от друга. Древневосточная философия старше европейской. Благодаря восточной философии стало возможным объединить религию и науку, создавался новый образ мышления. Самые древние записи, содержащие упоминание о философских идеях, относят к 1 тысячелетию до н. э.

Поводом для развития философии послужило возникновение классового общества. Господствующая в те времена мораль родоплеменных отношений больше не отвечала потребностям людей, она должна была трансформироваться. С появлением понятия «частная собственность» утвердились товарно-денежные отношения, влияние богатства, материальных благ усилилось. Новая этика строилась на четком разделении людей на социальные группы. Огромное значение придавалась роду, семье, преемственности.

Общие черты, характерные для древневосточной философии:

Неполное отделение от предфилософии – мистического образа мышления. До возникновения философских учений люди одушевляли силы природы, верили в существование духов. Эти верования частично отобразились в философии, переплетаясь с научными дисциплинами.
Традиционализм. Восточные мыслители отвергали скепсис, присущий античным философам. Их учения базировались на знаниях, полученных от предков. Подвергать какую-либо идею предшественников сомнению считалось непочтительным и недопустимым поступком.
Неадекватное отображение естественнонаучных знаний. Географии, физике и другим наукам в восточной философии отводилось второстепенное место. Древних мыслителей гораздо больше интересовали процессы развития общества и человека, религия и политическое устройство государств

Также пристальное внимание уделялось развитию искусства.

В отличие от античной философии Древней Греции, у восточной философии было специфическое отношение к индивидуальности. Личность рассматривалась как часть общества, она не должна была становиться независимой, но раствориться в коллективе, наследовать и передавать особенности культуры.

Сущность философии Древнего Китая

Древнекитайское государство управлялось монархом – императором. Он же был главным жрецом и землевладельцем. Сословия жрецов, которые могли бы проводить обряды для отдельных групп людей, не было, поэтому почетную роль распорядителей религиозных церемоний отдавали чиновникам или главам семей. Старшие члены семьи и усопшие предки были особо почитаемы в Древнем Китае. Чтобы не оскорбить усопших, человек должен был соблюдать свод правил: быть вежливым, учтивым, уметь находить такое решение проблемы, которое устроило бы всех. Этот принцип отношений между людьми лег в основу главных философских школ: Конфуцианства и даосизма.

Создателем учения Кон Фу Цзы был Конфуций, представитель древнего и уважаемого, но обедневшего семейства. Основные особенности конфуцианства:

  1. Высшая мировая сила – Небо. Оно управляет жизнями людей;
  2. На миропорядок также могут влиять человеческие качества, чистота помыслов и поступков людей;
  3. Глава государства – не просто правитель, он – мудрый и заботливый отец народа;
  4. Основа порядка и благополучия в государстве – семья и забота о ближних.

Автором другого ключевого учения, даосизма, стал мыслитель Лао Цзы. Дао означает путь – жизненный путь, который должен пройти каждый человек. Предназначение человека – познание дао, выбор правильного жизненного пути. Сделать это можно, слившись с природой, став ее неотъемлемой частью.

Ключевое значение для китайских философов имела медицина. Они полагали, что организмом человека управляют женское и мужское начало: Инь и Ян. Их влияние на организм должно быть равным, когда баланс нарушается – человек заболевает. Чтобы нормализовать состояние больного, врачи разработали особый метод лечения – иглоукалывание. Он до сих пор успешно применяется в китайской медицинской практике, и пользуется популярностью в других странах.

Некоторые мыслители, которые были известны и в Китае, и в Индии, полагали, что человеческое тело состоит из соков – жидкостей, подобных природным стихиям: воды, огня, земли, воздуха и эфира. К заболеванию приводит недостаток или избыток одного из соков, и чтобы вылечить больного, нужно восстановить их нормальное соотношение.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Философия: учебник для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П. Ратникова.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1998.
  2. Восточная философия. – М.: Харвест, 2006.
  3. История мировой философии / под ред. Аблеева С.Р. – М.: АСТ, 2005.
  4. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии / Чанышев А.Н. — М.: Высшая школа, 2006.
  5. Томпсон М. Восточная философия / Томпсон М.- М.: Академический Проект, 2002.
  6. История китайской философии. – М.: Прогресс, 1989.
  7. Философия: Проблемный курс лекций для вузов / под ред. В.Ф. Юлова , – М.: Юристъ, 1998.

Чтобы полностью ознакомиться с рефератом, скачайте файл!

Ключевые особенности философии Древнего Египта

Философия Древнего Египта представляет собой совмещение философских и мифологических мыслей. Она обучала управлению и тесно была связана с правосудием. Она призывала людей контролировать свои эмоции, управлять ими.

Практичность – еще одна черта древних учений. Классовые отношения и цивилизация в Египте зародились намного раньше, чем в других странах.

Основу философии составляли:

  • мифы, объясняющие устройство мира и рассказывающее о том, что происходит с человеком после смерти;

  • учения о происхождении космоса и небесных тел.

Одним из священных символов Древнего Египта был Сфинкс — бык с головой человека. У него крылья орла и когти льва. Такое сочетание говорит о единстве стихий земли, воды, воздуха и огня. 

Это словно божественный проводник, символизирующий единение человека и природы. Также считается, что Сфинкс – воплощение богини Египта Исиды. Она олицетворяет женственность и материнство.

Но философы Древнего Египта не забывали и о материальной стороне жизни. На научных знаниях основаны великие творения местного народа – пирамиды. Математические доказательства и формулы заставляли задуматься о характеристиках объектов, единстве количества и качества.

Среди мыслителей Древнего Египта известны имена:

  1. Имхотеп – мудрец и астролог, впоследствии почитаемый как бог медицины.

  2. Кагемни – зодчий, оставивший в качестве наследия «Поучения», дающие моральные и нравственные рекомендации, объясняющие, как необходимо себя вести в высшем обществе.

  3. Птаххотеп – мыслитель, говоривший о том, что богатство и жадность мешают человеку. Они не помогут после смерти, не изменят моральной облик человека, представшего перед судом Осириса, бога возрождения и царя загробного мира.

Заключение

Философия Древнего Востока – основа религиозной мысли и научных идей не только жителей Китая, Индии и Египта. Через предания и мифы раскрывалась тайна мироздания, роль человека во вселенной, его предназначение. 

Постулаты древних мыслителей легли в основу правовых отношений людей и управления государством. 

Философы создавали облик идеального человека, к которому должен стремиться каждый в своей жизни, будь он правителем или обычным жителем. Считалось, что только так можно достичь гармонии и счастья.

Объясните, в противоречиях между какими школами и направлениями развивалась Восточная философия

В Индийских философиях преимущественно главным звеном и понятием являлась нравственность человека, как путь его освобождения от мира объектов и страстей. Путь самосовершенствования души  и тела,  достижение нирваны. Дело освобождения путем растворения души-Атмана в мировой душе, универсальном принципе мира — Брахмане.Человек является частью концепция круговорота жизни — сансара и закона воздаяния — кармы. Бесконечная цепь перерождений и совершенствования души, если достоин, то воплощаешься в священнослужителя — брахмана,  представителя власти-кшатрия, земледельца, торговца или ремесленника — вайшья. При неправедном образе жизни – низшая каста-шудра (непосредственные производители и зависимое население) или в животного. Человек мыслится как часть мировой души со стремлением к свободе. Философия Древней Индии тесно связана с брахманизмом, она опирается на тексты Вед, особенно упанишад, и является идеалистической, т. к. первично – духовное начало. Она является образцом диалектического мышления, в частности утверждения тождества противоположностей: брахмана как высшего объективного начала и атамана как высшего субъективного духовного начала. В этой философии видны идеалистическое мышление: важнейшая задача человека – постоянное нравственное совершенствование, познание и самопознание, а материальный мир – второстепенное.

В противовес индийской философии выступает философия Китая – материалистическая. Она основывается на «Учении о пяти стихиях» и «Книге истории». Согласно этому учению, весь материальный мир создан из 5 стихий или первоэлементов: воды, огня, дерева, металла, земли, которые взаимосвязаны между собой и сменяют друг друга в своем взаимодействии. Связь между пятью первоэлементами носит диалектический характер. В данной материалистической философии основная задача человека понять и найти свое место в мире «соединить свою силу с небом и землей».

Следует отметить наличие противоречий между ортодоксальными и неортодоксальными направлениями в философии. Ортодоксальные школы продолжили ведическую философию, они не отрицали авторитета вед, а напротив, опирались на них. Наиболее значительной считается философское учение «Бхагавадгиты», она выразила потребность лишь заменить старую религию и философию упанишад. Однако новая философия Бхагавадгиты в отличии, к примеру, от философии чарваков, продолжала оставаться идеалистической: первичное, вечное и созданное бытие – это высшая духовная сила, брахман. Материальный мир не так важен, как духовный, но теперь высшая духовная сила была не абстрактной, у нее появилось «лицо» и имя: бог Кришна. Неортодоксальные же школы полностью отвергали всю ведийскую философию и развивались своими путями. Чарвака – материалисты – искали наслаждения в земном мире, отрицали духовные начало и перерождение, отрицали принципы воздания за земные поступки – карму.

 В Китае делался упор на нравственное поведение. Человек наделен небом этическими качествами, должен поступать в согласии с моральным законом — Дао и совершенствовать эти качества. Цель – достижение идеального человека, благородного мужа. Центральная концепция —  человечность, гуманность, любовь, не делай людям то, что не   пожелаешь себе. Принцип сыновей почтительности и уважение к родителям. Принцип Дао – надо просто ему следовать. Мудрый человек руководствуется принципом недеяния, одинаково относится ко всем и не печалится ни о жизни, ни о смерти.

 Восточной философии свойственна мудрость, гуманное отношение к социальному и природному миру, ориентация на совершенствование внутреннего мира человека, изменение его, а не внешнего мира и обстоятельств. Человек сам является своим спасителем и богом.

Особенности философских знаний

Активному развитию и становлению направления помог особый уклад жизни, климатические и социальные условия. Древним государствам были присущи духовный и моральный аспекты. Это и сформировало ключевое понятие философии, к ней можно отнести такие факторы:

Жизненная ориентация

Если в западном направлении внимание уделяется как сущности, так и существованию, но при этом духовная жизнь занимает место неопознанного аспекта, древневосточный тип акцентирует внимание на пребывании в полной гармонии с окружающим миром. Особенность этой философии в проявлении в разных сферах человеческой жизни, начиная от частной и заканчивая социальным проявлением.
Балансирование природного, духовного и телесного

Западное течение построено на антропоцентризме, признаки которого можно увидеть в христианских учениях. Восточный тип направляет человека на изучение собственного опыта с духовной и материальной стороны. Это характерно как для философии Индии, так и Китая.
Истина имеет несколько обликов. Нет четких постулатов, которых все едино должны придерживаться. Если в западном учении рационализм занимает первое место, то здесь истину показывают, как нечто многогранное, никогда не выражающееся в едином облике.

Благодаря своей полилокальности учение соединило особенности мышления египтян, индийцев и китайцев, при этом не акцентировало внимание только на одном течении, а сбалансированно раскрыло смысл каждого государства. Отсутствие целостности и сосуществование двух культур в одном течении дало возможность влиять на разные племена

А также повысило актуальность учения в разные периоды развития человечества.

Возникновение философского мировоззрения историки приписывают VI веку до н. э. Приблизительно в этот период начались активные противостояния стандартному устрою и появилась потребность в отражении нужд общины.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проделанной работы были рассмотрены особенности философии древнего Востока.

При раскрытии данного вопроса были решены следующие задачи:

  • Рассмотрены особенности культур древнего Востока и их отражение в мировоззрении человека того времени;
  • Изучены особенности древнеиндийской философии;
  • Охарактеризованы основные школы древнекитайской философии.

Восток более религиозен и традиционен, нежели Запад, причем не только вследствие меньшей развитости, но также и потому, что национально-религиозная традиция для него — защитный панцирь, позволяющий сохранить свое национальное «я», свое этническое лицо, свои нравы и обычаи, особенно перед лицом обезличивающей все это капиталистической вестернизации .

Индийская философия выросла из ведической литературы. Веды, что в переводе с санскрита (древнеиндийского языка) означает «ведение» или «знание» — это священные книги древних индийцев, в которых содержится их религиозное понимание мира. Ведическая литература складывалась длительное время, самые древние и основные ее памятники датируются приблизительно серединой второго тысячелетия до нашей эры. Впоследствии появились многочисленные комментарии к главным книгам (ведам). Наиболее важным из этих комментариев являются «Упанишады», в которых впервые делается попытка философского осмысления религиозного содержания вед.

Если Индия — царство религиозных философий, а религиозное мышление индийца насыщено метафизическими спекуляциями, то Китай являет собой цивилизацию иного типа. Социальная этика и административная практика здесь всегда играли значительно большую роль, нежели мистические абстракции и индивидуалистические поиски спасения дущи.

Заключение

В заключение следует отметить, что восточная мысль более эмоциональна и этична, чем рациональна и логична. Он исходит из непосредственно этического восприятия жизни, не противопоставляя ее собственной цели. Восточные мыслители не сомневались в существовании тесной связи не только между природой и человеком, но и между социальными явлениями и действиями человека, с одной стороны, и явлениями природы, с другой. Мыслители Востока напрямую выводили порядок и спокойствие в обществе из действий людей по законам природы.   

В результате написания этой работы я изучил один из этапов эволюции философской мысли, а именно философию Древнего Востока. В общем, теперь я знаком с философией древнего Китая и Индии. Я рассмотрел основные философские школы и идеи, которых придерживались представители этих школ. Вы можете видеть, что в наши дни есть люди, которые считают себя, например, буддистами, или которые говорят, что занимаются йогой. Но сейчас эти и другие области восточной философии претерпели большие изменения. Люди часто не понимают идей, принципов, законов какой-либо восточной школы. Это сейчас не философские школы, а что-то другое, название осталось прежним, а суть уже другая, совсем другая.       

Думаю, проделанной работы достаточно для общего ознакомления с выбранным мной вопросом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: