Пахита балет краткое содержание

Большое классическое па из балета «пахита. классический уход королевы пахита краткое содержание

Содержание[править | править код]

Место действия — Испания в эпоху Наполеона. Главная героиня — юная цыганка-сирота Пахита (уменьшительное от имени Франциска). Она имеет благородное происхождение, но не знает об этом, поскольку была похищена совсем ребёнком

Она привлекает внимание молодого наполеоновского офицера Люсьена д’Эрвильи. Когда молодой человек попадает в опасность — на его жизнь покушается вождь цыган Иниго, подговорённый испанским губернатором и не желающий терять подопечную, будучи сам в неё влюблён, — девушка спасает своего воздыхателя

Спасаясь от погони, Пахита и Люсьен попадают на бал к генералу д’Эрвильи, где разоблачают губернатора и обнаруживают благодаря медальону Пахиты, что она дочь погибшего брата генерала. Молодые влюблённые оказываются кузенами, что делает возможным брак между ними.

Краткое содержание[править]

Карлотта Гризи — Пахита. Первая постановка. Хореография Ж. Мазилье, 1846

Действующие лица:

  • Люсьен д’Эрвильи
  • Иниго, глава цыганского табора
  • Дон Лопес де Мендоза, губернатор провинции в Испании
  • Граф д’Эрвильи, французский генерал, отец Люсьена
  • Скульптор
  • Пахита
  • Донья Серафина, сестра дона Лопеса
  • Графиня, мать графа д’Эрвильи
  • Молодая цыганка.

В Испании в цыганском таборе живет красавица Пахита. Но она не цыганка. Ее появление в таборе связано с каким-то страшным преступлением 1795 года и покрыто тайной. Пахита бережно хранит миниатюрный портрет своего отца, но кто он и почему был убит — ей неизвестно. Она была совсем маленькой и только помнит, как ее кто-то уводил.

Первая постановка Ж. Мазилье в Гранд-Опера. Жорж Элли — Иниго, Карлотта Гризи — Пахита, Люсьен Петипа — Люсьен д’Эрвильи в балете «Пахита». Париж, 1846

Но вот в долину в окрестностях Сарагоссы, где обитает цыганский табор, прибывает Граф д’Эрвильи, французский генерал. Он требует установить памятник своему брату Карлу, когда-то убитому с женой и дочерью на этом самом месте.

Тем временем Губернатор испанской провинции Лопес де Мендоза плетет интриги, как выдать замуж его сестру Серафину за Люсьена д’Эрвильи. А Иниго, глава цыганского табора, плетет свои интриги — он хочет добиться любви прекрасной Пахиты. Однако замечает, что между Люсьеном и Пахитой вспыхивают нежные чувства. Иниго приходит к губернатору дону Лопесу де Мендоза, и они разрабатывают план уничтожения Люсьена: напоить его вином с подмешанным снотворным, а потом придут специально нанятые убийцы.

Но их планам не суждено сбыться — Пахита услышала их разговор и спасает Люсьена, подменив бутылки с вином и напоив снотворным Иниго. Нанятые убийцы, получив приказание убить того, кто в доме, вместо Люсьена убивают по ошибке самого Иниго.

А главные герои, Пахита и Люсьен д’Эрвильи, вместе, живые и невредимые после всех передряг, приходят на то место, где готовится большой бал и где вылеплен портрет убитого героя Карла д’Эрвильи.

Пахита рассказывает о предательстве губернатора, и того арестовывают. А в портрете погибшего героя она, сравнив его с изображением в своем медальоне, узнает собственного отца.

Балет в России[править]

Но настоящий успех ожидал этот балет через полтора года в России, где он получил название «Пахита» и неоднократно ставился и продолжает свою сценическую жизнь до сих пор.

Постановка в России стала следующей после парижской премьерной, она из двухактного превратилась в трехактную и прошла в Петербургской императорской труппе на сцене Большого Каменного тетра 26 сентября (8 октября) 1847 года с музыкой Дельдевеза в инструментовке К. Н. Лядова и с добавлением им новой музыки галопа, он же дирижер первой постановки (по другим источникам, сделал инструментовку и дирижировал не Константин Лядов, а его родной брат Александр Лядов, как раз в это время назначенный дирижером оркестра С.-Петербургского балета); балетмейстеры Жан-Антуан Петипа, Мариус Петипа и Фредерик Малавернь (есть версии, что старший Петипа не принимал участие в этой постановке); художники Г. Г. Вагнер и Журдель. В главных партиях: Пахита — Елена Андреянова, Люсьен — Мариус Петипа, Иниго — Фредерик, Граф Д’Эрвильи — Николай Гольц (потом в этой же редакции спектакля партию Пахиты исполняли: Р. Гиро, А. И. Прихунова и сама первая исполнительница парижской премьеры Карлотта Гризи, приехав в Россию в 1851 г.).

После удачной премьеры в Петербурге Елена Андреянова уехала искать творческого счастья в Московскую императорскую труппу, ее постоянный партнер на тот момент Мариус Петипа был отправлен вместе с ней. Эту же постановку Мариус Петипа повторил в Московской императорской труппе, в Большом театре, 23 ноября 1848 года, сам же совместно со своей партнершей Е. Андреяновой исполнив главные партии; художники И. Браун, Ф. Ф. Серков, Ф. И. Шеньян, дирижер Д. П. Карасёв. Спектакль остался в московском репертуаре, роль Пахиты исполняли позже Ирка Матиас, Е. А. Санковская, П. П. Лебедева.

Учащиеся Петербургского театрального училища при императорских театрах с исполнением Детской мазурки в балете «Пахита». Хореограф Мариус Петипа. Мариинский театр, 1881 г.

5 октября 1866 балетмейстер Фредерик возобновил спектакль, дирижер П. Н. Лузин; Пахита — А. Горохова.

27 декабря 1881 года Петербургская императорская труппа на сцене Большого Каменного театра (некоторые источники ошибочно называют Мариинский театр) показала новую версию балета хореографа Мариуса Петипа, где музыку Дельдевеза дополнила музыка Минкуса, на которую специально М. Петипа придумал несколько танцевальных сцен, в том числе получившие впоследствии огромную известность детскую мазурку и гран па; художники Г. Г. Вагнер, Ф. Е. Егоров, А. Р. Лупанов (декорации). Шарлемань (костюмы); дирижировал сам Л. Минкус. Именно эта редакция стала классической и приобрела дальнейшую сценическую историю. В премьерном спектакле 1881 года в ролях: Пахита — Е. Вазем, Люсьен — П. Гердт, Иниго — Ф. И. Кшесинский (потом эту же партию с не меньшим успехом исполнял его сын, И. Ф. Кшесинский).

Матильда Кшесинская — Пахита

29 января 1889 балетмейстер А. Н. Богданов перенес петербургскую постановку М. Петипа с музыкальными вставками Л. Минкуса в Московскую императорскую труппу, на сцену Большого театра, добавив еще несколько музыкальных сцен композиторов Ц. Пуни, Р. Е. Дриго и др.; дирижер С. Я. Рябов; Пахита — М. Н. Горшенкова, Люсьен — Н. Ф. Манохин.

В 1896 году Мариус Петипа сделал еще одну редакцию этого же балета, среди прочих новых сцен добавив некоторые танцевальные номера из балета «Своенравная жена» Адольфа Адана — спектакль был приурочен к торжествам, проводимым в Петергофе в честь 100-летия смерти императрицы Екатерины II. Исполнительницей главной партии стала Матильда Кшесинская.

Основные постановки[править | править код]

1.4.1846 — мировая премьера в Парижской Опере. Балетмейстер Жозеф Мазилье, сценографы — Р. Филастр, Ш. Камбон, П. Льетерль, Т. Ж. Сешан, Э. Деплешен. Исполнители: Пахита — К. Гризи, Люсьен — Л. Петипа, Иниго — Пирсон.

В России

26.9.1847. Постановка в 3 актах (инструментовка и новый галоп К.Н. Лядова) в Большом театре в Петербурге. Балетмейстеры М.И. Петипа, Пьер Фредерик Малавернь, сценографы — Г.Г. Вагнер и Журдель, дирижёр К.Н. Лядов. Исполнители: Пахита — Е.И. Андреянова (позже партия исполнялась также К. Гризи, Р. Гиро, А.И. Прихуновой), Люсьен — М.И. Петипа, Иниго — Пьер Фредерик Малавернь, граф д’Эрвильи — Н.О. Гольц.

23.11.1848. Постановка в Большом театре в Москве. Балетмейстер М.И. Петипа. Сценографы И. Браун, Ф.Ф. Серков, Ф.И. Шеньян, дирижёр Д.П. Карасёв. Исполнители: Пахита — Андреянова (позже партия исполнялась также И. Матиас, Е.А. Санковской, П.П. Лебедевой).

5.10.1866. Там же, возобновлён в 2 актах. Балстмейстер Пьер Фредерик Малавернь, дирижёр П.И. Лузин. Партию Пахиты исполнила А. Горохова.

27.12.1881. Постановка в Мариинском театре (добавлены танцы на музыку Л.Ф. Минкуса). Балетмейстер М.И. Петипа, сценографы Г.Г. Вагнер, Ф.Е. Егоров, А.Р. Лупанов (декорации), Шарлемань (костюмы), дирижёр Л.Ф. Минкус. Исполнители: Пахита — Е.О. Вазем (позже партия исполнялась также М.Н. Горшенковой, В. Цукки, П. Поллини, М.Ф. Кшесинской, О.И. Преображенской, А.П. Павловой, Ю.Н. Седовой, Т.П. Карсавиной, Л.Н. Егоровой, Е.А. Смирновой, О.А. Спесивцевой), Люсьен — П.А. Гердт (позже партия исполнялась С.Г. Легатом, М.М. Фокиным), Иниго — Ф.И. Кшесинский (позже исполнялась И.Ф. Кшесинским).

29.1.1889. Постановка в Большом театре в Москве (перенос петербургской постановки). Балетмейстер А.Н. Богданов, декорации сборные, дирижёр С.Я. Рябов. Исполнители: Пахита — Горшенкова, Люсьен — Н.Ф. Манохин.

В последствии под названием «Пахита» неоднократно возобновлялось гран па на музыку Минкуса (а также с добавлением отдельных номеров на музыку Цезаря Пуни, Рикардо Дриго и других композиторов) из третьего действия в качестве самостоятельного произведения.

Историческая справка

«Пахита» — так кратко называют сегодня Гран-па на музыку Людвига Минкуса из одноименного балета, поставленного Мариусом Петипа. Впервые балет с таким названием был поставлен в Париже в 1846 году. Авторами музыки и хореографии были Жозеф Мазилье и Эдуар Дельдевез. Спектакль пользовался большим успехом в Париже и Лондоне, и поэтому неудивительно, что «Пахита» стала первым спектаклем, который 29-летний Мариус Петипа поставил в Петербурге.
Образ главной героини и основные сюжетные линии спектакля заимствованы из новеллы Мигеля Сервантеса Сааведра «Цыганочка».

Пахита — юная красавица и замечательная танцовщица. Она родилась в знатной семье, но в детстве была похищена цыганами и кочует по Испании с цыганским табором. В результате разных происшествий Пахита узнает правду о своей семье, находит потерянных родственников и жениха — влюбленного в нее молодого дворянина Люсьена. Счастливый финал запутанной истории — пышная свадьба Пахиты и Люсьена.

Успех «Пахиты» на петербургской сцене превзошел все ожидания. И всё же через несколько лет этот пантомимный балет уступил место в репертуаре постановкам знаменитых французских хореографов Жюля Перро и Артура Сен-Леона.
Мариус Петипа вернулся к «Пахите» через тридцать лет, когда им уже были поставлены балеты «Дочь фараона», «Дон Кихот» и «Баядерка». Поводом для возобновления «Пахиты» послужил бенефис балерины Екатерины Вазем. Для нового спектакля по просьбе Петипа композитор Людвиг Минкус написал парадное Гран-па, которое стало кульминацией всего балета. Благодаря классическому Гран-па свадебный бал превратился в блестящую хореографическую композицию.

В советское время «Пахита» исчезла из репертуаров театров, а финальное Гран-па, сохранив от старого балета лишь название, начало самостоятельную жизнь и украшает сегодня репертуар многих театров мира. Форма развёрнутой танцевальной сцены — Гран-па — соответствует общему канону хореографических структур классического спектакля: антре, адажио, вариации, кода. Бравурностью и синхронностью отмечены парадные выходы кордебалета и солисток. Затем следуют женские вариации солисток. Каждая из вариаций «Пахиты» — маленький шедевр со своим характером и стилем. И на вершине всего этого великолепия — ведущая балетная пара, демонстрирующая академизм и красоту классического танца.

Посмотрев «Пахиту», вы, безусловно, поймете балетоманов прошлых столетий, которые после спектакля следовали за каретой балерины или с наслаждением пили шампанское из балетной туфельки своей богини.

Постановщиком Гран-па из балета «Пахита» на белорусской сцене является известный петербургский педагог и балетмейстер Павел Сталинский. Выпускник Ленинградского академического хореографического училища имени А. Я. Вагановой, на протяжении ряда лет он выступал на сцене Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова (сейчас — Мариинский театр) и Ленинградского академического Малого театра оперы и балета (сейчас — Михайловский театр). По приглашению выдающегося русского танцовщика Константина Сергеева участвовал в постановке балета «Корсар» на сцене Большого театра в Москве.
Павел Сталинский много лет сотрудничает с Белорусским государственным хореографическим колледжем. В 1996 году для Национального театра оперы РБ Павел Сталинский поставил балетную сцену «Половецкие пляски» (хореография Михаила Фокина) в опере А. Бородина «Князь Игорь». С большим успехом на сцене Национального театра балета Беларуси идет поставленный им в 2005 году классический балет «Баядерка» (хореография Мариуса Петипа).

История создания Paquita grand pas classique

В оригинальной постановке Мариуса Петипа и Людвига Минкуса Paquita grand pas classique в 1881 году для ведущей балерины Екатерины Вазем была включена только одна вариация — полонез переложение для скрипки соло.

Анна Павлова включены Grand Pas classique в репертуаре ее компании.

Рудольф Нуриев поставил пьесу в 1964 году для Королевская академия танцев, а в Ла Скала в 1970 году. Нуреев поставил его также для Балет Венской государственной оперы и Американский театр балета в 1971 г. Во всех своих постановках произведения Нуреев использовал Джон Ланчбери Адаптация музыки. В 1984 г. Наталья Макарова поставили новую версию Paquita grand pas classique для американского театра балета с музыкой, снова аранжированной Ланчбери. На сегодняшний день труппа по-прежнему сохраняет в своем репертуаре постановку Макаровой, и многие труппы по всему миру поставили ее версию пьесы.

В 1974 году балетмейстер Никита Долгушин поставил постановку Paquita grand pas classique для Балет Малого Театра Санкт-Петербурга. Для своей постановки Долгушин пригласил бывшую балерину. Елизавета Гердт — который исполнил оригинальную версию пьесы Мариуса Петипа, — чтобы помочь в восстановлении Paquita grand pas classique по форме, выполненной в начале 20 века.

В 1978 г. Киров / Мариинский Балет новый художественный руководитель Олег Виноградов поставили новую версию Paquita grand pas classique для компании постановка во многом основана на версии Петр Гусев поставлена ​​для балета Малого театра в 1952 году. Балет Кирова / Мариинского театра до сих пор сохраняет версию Виноградова в своем репертуаре, и многие труппы по всему миру включают его версию пьесы в свой репертуар.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: