Основные принципы и идеи пражской школы лингвистического структурализма
Системность и структура
Пражская школа лингвистического структурализма считает, что язык является системой, в которой все элементы взаимосвязаны и взаимозависимы. Они рассматривают язык как сложную структуру, состоящую из различных уровней, таких как фонетика, морфология, синтаксис и др. Каждый уровень имеет свои правила и законы, которые определяют, как элементы языка сочетаются и функционируют.
Синхрония и диахрония
Пражская школа разделяет изучение языка на два аспекта: синхронический и диахронический. Синхроническое изучение языка фокусируется на его состоянии в определенный момент времени, а диахроническое изучение рассматривает его эволюцию и изменения в течение времени. Оба аспекта считаются важными для полного понимания языка и его структуры.
Знаковая природа языка
Пражская школа считает, что язык состоит из знаков, которые состоят из двух компонентов: звукового образа (фонетической формы) и значения (смысла). Они утверждают, что звуковой образ и значение связаны между собой по арбитрарному принципу, то есть нет непосредственной связи между звуком и его значением. Это позволяет различным языкам использовать разные звуковые образы для обозначения одного и того же значения.
Функциональный подход
Пражская школа придает большое значение функциональному аспекту языка. Они считают, что язык существует для общения и передачи информации. Поэтому они изучают язык с точки зрения его коммуникативной функции и анализируют, как языковые единицы используются для передачи определенных значений и сообщений.
Структурная лингвистика
Пражская школа лингвистического структурализма развивает структурный подход к изучению языка. Они считают, что структура языка определяет его функционирование и свойства. Они анализируют язык на различных уровнях, исследуют его элементы и их взаимосвязи, чтобы понять, как они образуют структуру языка и как она влияет на его использование.
Это основные принципы и идеи пражской школы лингвистического структурализма, которые помогли сформировать современную лингвистику и внести значительный вклад в изучение языка и его структуры.
Сравнительная таблица: Пражская школа лингвистического структурализма
Аспект | Описание | Пример |
---|---|---|
Основные представители | Лингвисты, которые разработали идеи и концепции пражской школы | Николай Трубецкой, Роман Якобсон, Вильгельм Матисон |
Основные принципы | Основные идеи и концепции, на которых основана пражская школа | Фонологический принцип, функциональная грамматика, структурная лингвистика |
Методы и подходы | Методология и подходы, используемые пражской школой в исследованиях | Структурный анализ, сравнительная лингвистика, семиотика |
Влияние на современную лингвистику | Как пражская школа повлияла на развитие современной лингвистики | Развитие функциональной грамматики, появление новых методов анализа |
Вилем Матесиус
- Основная статья: Вилем Матесиус
Вилем Матесиус (3 августа 1882 г. — 12 апреля 1945 г.) был чешским лингвистом, который жил и работал в Праге в начале двадцатого века, когда город, да и сама Чехословакия, служили убежищем для интеллектуалов. в Центральной Европе. Его ранние работы были пионерами в синтезе синхронного подхода к изучению языка, существующего в определенный момент времени, и диахронического подхода, изучающего историю и развитие языка с течением времени
Таким образом, Матезиус смог сохранить важность функции в общении и не ограничивался статической структурной моделью языка Фердинанда де Соссюра
В 1920 году Матесиус познакомился с Романом Якобсоном и другими русскими эмигрантами и познакомился с другой традицией. Вместе с другими лингвистами, включая Якобсона и Николая Трубецкого, Матесиус разработал «анализ тематической структуры» как метод изучения семантических отношений между темами предложений и общей темой дискурса. Таким образом, работа Матезиуса поддерживала динамический или интерактивный компонент, поскольку слушатель или читатель находится в постоянных отношениях с текстом, интерпретируя каждое отдельное предложение или единицу в контексте всего дискурса.
Ссылки
- Школы и направления в лингвистике
- Структурализм
- Наука в Чехии
- Структурная лингвистика
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Пражский лингвистический кружок» в других словарях:
ПРАЖСКИЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ КРУЖОК — центр деятельности (1926 нач. 1950 х гг.) одного из направлений структурной лингвистики, а также само это направление. Организатор и глава В. Матезиус. Представители Пражского лингвистического кружка считали язык системой знаков, имеющей… … Большой Энциклопедический словарь
Пражский лингвистический кружок — центр деятельности одного из трёх основных направлений структурной лингвистики (См. Структурная лингвистика). Создан в 1926, организационно распался в начале 50 х гг.; наибольший творческий подъём 30 е гг.; в кружок входили чехословацкие… … Большая советская энциклопедия
Пражский лингвистический кружок — Основанный в 1926 г. Вилемом Матезиусом, пражский лингвистический кружок представлен тремя блестящими русскими учеными: Николаем Сергеевичем Трубецким (1890 1938), в течение шестнадцати лет преподававшим в Венском университете, Романом… … Западная философия от истоков до наших дней
Пражский лингвистический кружок — центр деятельности (1926 начало 1950 х гг.) одного из направлений структурной лингвистики, а также само это направление. Организатор и глава В. Матезиус. Представители Пражского лингвистического кружка считали язык системой знаков, имеющей… … Энциклопедический словарь
Пражский лингвистический кружок — объединение чеш. и рус. яз. ведов, развивавших одно из основных направлений структурализма структурно функциональную лингвистику. Был организован в 1926 по инициативе чеш. филолога англиста В. Матезиуса (1882 1945) и Р. О. Якобсона (1896 1982),… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
Копенгагенский лингвистический кружок — (дат. Lingvistkredsen i København, фр. Cercle linguistique de Copenhague) объединение датских лингвистов, включающее нескольких иностранных членов. Кружок основан в 1931 г. группой копенгагенских лингвистов во главе с Л. Ельмслевом … Википедия
ПЛК — Пражский лингвистический кружок 1. программируемый логический контроллер 2. программное логическое управление (контроль) … Словарь сокращений русского языка
Скаличка, Владимир — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Скаличка. Владимир Скаличка Vladimír Skalička Дата рождения: 19 августа 1909(1909 08 19) Место рождения: Прага … Википедия
Дескриптивизм — Лингвистика … Википедия
Структурная лингвистика — Структурная лингвистика языковедческая дисциплина, предметом которой является язык, изучаемый с точки зрения своего формального строения и организации его в целом, а также с точки зрения формального строения образующих его компонентов как в … Википедия
ГОСТ
История
Разнообразная группа чешских, русских, украинских и немецких ученых в середине 1920-х годов оказалась вместе в Праге, Чехословакия — «островах свободы и демократии в Центральной Европе» (Doubravová 1999). Их объединило общее желание создать новый подход к лингвистике. Их сотрудничество стало основанием Пражского лингвистического кружка.
В 1920 году Роман Якобсон переехал из Москвы в Прагу, чтобы продолжить учебу в докторантуре. Там он познакомился с Вилемом Матесиусом и другими чешскими и русскими лингвистами, в том числе со своим коллегой Николаем Трубецким. Среди них был и Сергей Карцевский, профессор русского языка Женевского университета, который познакомил Прагу с работой влиятельного швейцарского лингвиста Фердинанда де Соссюра. К этим лингвистам вскоре присоединились другие, в том числе Ян Мукаровский. Они решили создать дискуссионную группу, и 26 октября 1926 года после лекции Хенрика Беккера под названием Der europaische Sprachgeist, Пражский лингвистический кружок провел свое первое официальное заседание (Doubravová 1999).
Их встречи начинались нерегулярно, но вскоре переросли в постоянный график лекций и дискуссий. Их первые публичные выступления были в 1929 году на Первом Международном конгрессе славистов в Праге, опубликованном в первом томе серии. Travaux du Cercle Linguistique de Prague. Более поздние лекции включали презентации таких ученых, как Эдмунд Гуссерль и Рудольф Карнап. В общей сложности в состав кружка входили восемь чехов, пять русских, два француза и один немец, причем один англичанин, преподававший в Брненском университете, имел слабые связи (Doubravová 1999).
Кружок занимался не только лингвистикой, но и эстетикой, литературной теорией, этнографией и музыковедением. В 1935 году они начали выпуск журнала под названием Le mot et l’art du mot(Слово и искусство слова).
Идеал коллективной деятельности, видение синтеза знаний и упор на социально определенную приверженность науке, которые были частью «духа эпохи», стали основой программы Пражского кружка (Toman 1995). Их постоянные выступления на конференциях и публикации сделали его одной из самых влиятельных школ лингвистической мысли двадцатого века.
Однако оккупация Чехословакии была чуть ли не смертью Круга: Якобсон эмигрировал в США, Трубецкой умер в 1942 году, а Мальтезий умер в 1945 году.
Николай Трубецкой
- Основная статья: Николай Трубецкой
Принц Николай Сергеевич Трубецкой (Русский: Николай Сергеевич Трубецкой (или Николай Трубецкой) (15 апреля 1890 — 25 июня 1938) был русским лингвистом, чьи учения легли в основу Пражской школы структурной лингвистики.
Окончив Московский университет (1913 г.), Трубецкой читал там лекции до революции 1917 г. Он уезжал из Москвы, несколько раз переезжая, прежде чем окончательно занять кафедру славянской филологии Венского университета (1922–1938). Переехав в Вену, он стал географически удаленным, но важным членом Пражской лингвистической школы.
Главный вклад Трубецкого в лингвистику лежит в области фонологии, особенно в анализе фонологических систем отдельных языков и в поисках общих и универсальных фонологических законов. Его величайший опус, Grundzüge der Phonologie(Принципы фонологии)изданный посмертно, был переведен практически на все основные европейские и азиатские языки. В этой книге он классно определил фонему как наименьшую отличительную единицу в структуре данного языка. Эта работа сыграла решающую роль в становлении фонологии как дисциплины, отдельной от фонетики. Он широко считается основоположником морфофонологии.
Различные подходы к описанию языковых явлений в рамках Пражской школы лингвистического структурализма
Пражская школа лингвистического структурализма – это лингвистическая школа, которая заложила фундамент нового теоретического осмысления фонологии с применением структурно-функционального подхода.
История Пражской лингвистической школы (ПЛШ) началась в 1926 году, когда чешский специалист по общему языкознанию и англистике Матезиус (1882-1945) и славист Роман Якобсон (1896-1982), который в то время находился в Праге, основывают Пражский лингвистический кружок (ПЛШ). В деятельности кружка принимали активное участие
- Богумил Трнка (1895-1984);
- Йозеф Вахек (1909 -1996);
- Богуслав Гавранек (1893-1978).
Впоследствии к ним присоединились Николай Трубецкой (1890-1938) и Сергей Карцевский (1884- 1955).
Научная деятельность представителей ПЛШ отмечалась внешними и внутренними противоречиями. Если говорить о внешних разногласиях, то новый функционально-структурный подход, который пропагандировали пражцы, существенно отличался от идей младограмматистов, которые доминировали в мировой лингвистике того времени.
Что же касается внутренних разногласий, то в пределах самой ПЛШ можно выделить два направления, которые отличались различным толкованием общих системных положений ПЛШ. Обобщая различия между этими направлениями, Йозеф Вахек разграничивает эпитет, который часто применяется для характеристики ПЛШ в подходе к изучению языковых явлений, то есть
- «функционально-структурный», или «функциональный» – более характерный для первого направления, представленного взглядами Матезиуса и Гавранека;
- » структурный «, характеризующий второе направление, представленное взглядами Трубецкого и Якобсона.
Однако, следует заметить, что эти два подхода дополняли друг друга, именно синтез идей двух направлений и считается концепцией ПЛШ. Пражская лингвистическая школа действовала с момента основания и до Второй мировой войны, хотя некоторые ученые выделяют послевоенный период как продуктивный для деятельности кружка. Члены ПЛШ проявляли живой интерес к проблемам фонологии, в развитии которой труды членов кружка сыграли большую роль. Поэтому вполне естественно, что в центре внимания представителей ПЛШ находилось одно из основных понятий фонологии — понятие фонемы.
Готовые работы на аналогичную тему
Будучи сторонниками функционально-структурного подхода в изучении звуковой системы языка, авторы «Тезисов» также отметили важность фонологических корреляций как особого типа значимых различий, устанавливающихся вместе с противопоставлением фонематических пар, которые различаются между собой согласно одному и тому же принципу
Труды Матезиуса и Богумила Трнки – представителей Пражской школы лингвистического структурализма
Рассмотрению основных проблем фонологической теории посвящена статья чешского ученого Матезиуса «Задача сравнительной фонологии» (1929). Фонемы определяются в данной работе как звуки, обладающие в исследуемой системе функциональной нагрузкой. Наряду с фонемами ученый выделяет также фонологические признаки. Они определяются как свойства отдельных звуков, используемых для различения отдельных слов, группы слов или двух фонем, и соответственно имеют свое функциональное значение. Фонологические элементы (фонемы и фонологические признаки) функционируют только в рамках системы, в которой они были обнаружены.
В виде фонологических признаков Матезиус выделяет также количественные показатели гласных, то есть продолжительность их звучания. В русском языке, например, количественная характеристика гласного полностью зависит от фонетической позиции и не имеет функциональной нагрузки. В чешском По данной теме мы уже выполнили реферат Чешский язык подробнее языке, в свою очередь, разница между длинными и короткими гласными имеет большую функциональную нагрузку и не зависит от ударного слога.
Сопоставив на многочисленных примерах функциональную нагрузку фонем и их способность образовывать комбинации в разных языках, Матезиус делает вывод, что инвентарь фонем, принадлежащий многим языкам, используется в них по-разному.
Заметным вкладом в разработку теории фонемы Пражской лингвистической школы были труды Богумила Трнки. В центре его научных интересов находилась историческая фонология, проблемам которой посвящены многочисленные труды ученого. Среди ранних работ по фонологии стоит отметить статью «Некоторые замечания относительно структуры английского языка» (1929), в которой он констатирует различия в функциях звуков и морфологических единиц в древнеанглийском и современном английском языке.
Рисунок 1. Богумил Трнка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Еще в юном возрасте Трнка занимался разработкой стенографических систем и сам был автором оригинальной стенографической системы чешского языка. Хотя эта система и не была принята в официальный оборот, она позволила ее автору ознакомиться с проблемами комбинаторики чешских звуков и их частотой. Под влиянием своих первых исследований в стенографии и исторической фонологии Трнка создает монографию «Фонологический анализ современного литературного английского языка» (1935), стала одной из первых попыток в мировой лингвистике основательного описания и анализа фонемного состава современного английского языка.
В теоретической части этой работы он в сжатой форме излагает свою концепцию фонемы, согласно которой фонемы определяются как фундаментальные фонологические оппозиции, обеспечивающие построение слов в языке. Фонемы контрастируют между собой в словах и, соответственно, способны различать слова». Каждая фонема имеет свои варианты, то есть звуки, в которых реализуется фонема.
Варианты, соответственно, могут быть позиционными, возникая в особой позиции в слове, и свободными – функционирующими независимо от фонетического окружения и являющимися заменителями обычных звуков в соответствии с разными стилями произношения, или же используемыми только определенными говорящими в следствии их идиолектических навыков.
- понимание языка как знаковой системы с четко выделенными структурными элементами (единицами языка, их классами и пр.)
- и стремление к строгому формальному описанию языка (как в точных науках).
Основателем структурной лингвистики считается Фердинанд де Соссюр. Свое название СЛ получила благодаря особому вниманию к структуре языка, которая представляет собой сеть отношений ( противопоставлений) между элементами языковой системы, упорядоченных и находящихся в иерархической зависимости в пределах определенных уровней.
Разделы страницы о внутренней лингвистике, её школах и направлениях:
- Структурная лингвистика
- Генеративная лингвистика и порождающая грамматика
- Функциональная лингвистика