Виды изобразительной деятельности и их значение в развитии дошкольника
Гасова Варвара Александровна
Виды изобразительной деятельности и их значение в развитии дошкольника
Виды изобразительной деятельности и их значение
в развитии дошкольника
Изобразительная деятельность – одна из самых интересных для детей дошкольного возраста. Рисование, лепка, аппликация и конструирование – виды изобразительной деятельности, основное назначение которой – образное отражение действительности. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.
Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.
Карандашом создается линейная форма. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные детали. Затем линейное изображение раскрашивается. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую деятельность мышления ребенка. Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей.
Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка.
В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают.
Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.
Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.)
и величин(больше, меньше) . Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или приизображении предмета по частям. В процессе занятий аппликацией у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Предоставляя ребятам бумагу разных цветов и оттенков, у них воспитывают умение подбирать красивые сочетания.
Презентация «Виды рисования в ДОУ»
Подойдёт и взрослым и детям
Описание презентации по отдельным слайдам:
Руководство изобразительной творческой деятельностью детей дошкольного возраста
Виды изобразительного искусства в рисовании Живопись Графика
Средства выразительности В живописи – пятно, цвет В графике – линия, объем, штрих
Виды занятий рисованием Предметное Сюжетное Декоративное По замыслу
Материалы и оборудование
Фартуки Клиенки Салфетки Стаканы для воды Краски (акварель, гуашь, пальчиковые) Карандаши простые и цветные Мелки восковые и известковые Фломастеры Ручки гелевые Палочки (перья) и тушь Кисти Ластик Бумага (белая, цветная) Мольберты Подставка для натуры Демонстрационная доска
Рисование детей раннего возраста Ранний возраст, наиболее благоприятен для развития изобразительной деятельности. Поэтому в уголке изобразительной деятельности есть мелки, наборы карандашей, трафареты, пластилин, бумага для рисования, краски.
Рисование мятой бумагой
Рисование мыльными пузырями
Рисование по мятой бумаге
Рисование ладошками и пальчиками
Материалы и оборудование
Почему подростки хотят работать и как подросткам правильно зарабатывать: психологический и юридический аспект
2 – 4 марта 2021г 19:00 (МСК)
Свидетельство каждому участнику
Скидка на курсы для всех участников
Номер материала: ДБ-1291603
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Как научить правильно рисовать человека?
Задача красиво нарисовать человека вызывает сложности у родителей. Многие взрослые изображают людей просто: кругом обозначают голову, а прямыми линиями – тело и конечности.
Если раньше малыш никогда не рисовал человека, то можно начать с такого алгоритма:
- нарисовать овал (это голова);
- под ним изобразить прямоугольник (это тело);
- соединить эти геометрические фигуры двумя прямыми линиями (это шея);
- справа и слева от прямоугольника нарисовать еще две таких фигуры (это руки);
- снизу также изобразить два прямоугольника (это ноги);
- по бокам головы нарисовать два круга, добавив внутри завитушки (это уши);
- внутри большого круга изобразить два маленьких (это глаза);
- вертикальной линией сделать нос;
- вогнутой линией нарисовать губы;
- добавить элементы одежды;
- раскрасить.
Сначала нужно ребенку показать, как изобразить на бумаге человека. Далее, стоит попросить малыша повторить последовательность действий. При необходимости можно помогать, ведя его руку.
Рисование пластилином
Это гармоничное сочетание лепки и аппликационного искусства. Понадобится восковый пластилин (он более мягкий и его легче распределять по поверхности), плоская основа (картон, оргстекло, пластмасса), ножик и скалка для выравнивания пластилина. Техника выполнения простая: по заготовке (божья коровка, голубое небо, снег, деревья) нужно размазать пластилин.
Размазывание – самая простая техника рисования пластилином. Более сложная включает творчество пластилиновыми шариками.
Данное видео показывает, как нарисовать пластилином малину.
Интересным способом можно нарисовать вот такое дерево пластилином.
Для этого нужно заполнить обычный шприц мягким пластилином и опустить его в горячую воду. Масса станет еще более пластичной и ее легко будет выдавить. Получатся жгутики, из которых можно собирать интересные картины, как на примере выше.
Формирование интереса у дошкольников к изобразительной деятельности
Каждый ребенок – уже личность. Разница характеров и предпочтений влечет за собой индивидуальный выбор любимых занятий малышом.
Может возникнуть проблема формирования интереса к творческим занятиям.
Влечение к изобразительной деятельности может угаснуть, особенно если ребенку кажется, что у него ничего не получается.
Однако, возродить интерес можно, используя дополнительные методы обучения дошкольников рисованию.
Как игровые приемы способствуют творчеству
До поступления в школу игра способствует обучению дошкольников и является основным занятием ребенка. Поэтому лучшим и простым решением заинтересовать малыша – рисовать или заниматься лепкой в процессе игры. Для этого следует создавать так называемую игровую «проблему»:
Игрушки проголодались, их нужно накормить (вылепить фрукты и овощи);
На улице сильный ветер, а у кукол нету домика;
Кукла хочет новый красивый наряд, но ведь портные сначала делают эскизы;
В неравном бою супергерой сломал свое оружие, важно ему помочь;
Нужно сделать базу-укрытие от нападения инопланетян;
Машенька так занята работой, что не успевает украсить комнаты дома.
Подобные игровые приемы способствует возрождению привлекательности рисования и лепки и устойчивому закреплению интереса к изображаемому, потому что у ребенка появляются мотивы, зачем он этим занимается.
Использование нетрадиционных арт-техник
Полезно прибегать к нетрадиционным техникам изобразительной деятельности: новое кажется ребенку чудом. Карандаши можно заменить свечой – очень необычный инструмент. Монотипия – почти волшебство: нарисованная половинка бабочки на сгибе листа вдруг превращается в целую благодаря отпечатку.
Использование пятна туши и древесной ветки помогает создать кусты и деревья. Использование пищевой пленки и создание печати с ребристых обоев добавляет новых впечатлений. Аналогичный эффект имеет создание фактурного изображения предмета при помощи смешивания мыла с водой и краской.
Добиться нежных оттенков можно, если наносить акварельные краски на влажный ватман, а рисование по ткани открывает новые границы возможностей живописи. Рисование пальцами или ладошкой отлично мотивирует, когда необходимо привлечь к занятию младших дошкольников. Использование нетрадиционных приемов и методов изображения пробуждает интерес даже в том случае, когда ребенок избегает творческих занятий.
Подготовка к занятию по рисованию в детском саду
Осуществляется учителем или воспитателем, а с пятилетнего возраста — совместно с детьми. Рисование в детском саду — это полноценный урок коллективного творчества.
На заметку! Правильно организованные, коллективные занятия также развивают у ребят дисциплину и аккуратность.
Алгоритм действий:
- Выбрать тематику. Например, времена года (весна, лето, осень, зима) или натюрморт.
- Выбрать технику и приемы рисования в детском саду.
- Выбрать один из видов традиционного и нетрадиционного рисования в ДОУ.
- Согласно тематике, нужно подобрать натуру и образец рисунка.
- Подготовить листы бумаги или их альтернативу, по 5-10 штук на каждого ребёнка. Подписать имя и первую букву фамилии в левом верхнем углу с обратной стороны.
- Подготовка акварели или гуаши — немного перемешать с водой каждый цвет.
- Заточка карандашей.
- Непосредственно перед занятием нужно налить воду в стаканы-непроливайки.
Занятие изобразительным искусством в ДОУ
Особенности обучения изобразительной деятельности детей раннего возраста
В творческой работе с детьми раннего дошкольного возраста большая часть активной деятельности принадлежит педагогу. Он направляет ребенка в его изобразительных экспериментах. Процесс творчества здесь почти свободный, без назиданий, оценок или строгого контроля. Педагог отталкивается от возможностей ребенка, при этом, не забывая про обучение. Не стоит настаивать или давить на ребенка, это приводит к потере интереса к творческой деятельности.
Все приемы, которые будет использовать педагог для обучения, должны подкрепляться словесными пояснениями. Педагог непосредственно может участвовать в процессе рисования, управляя движениями малыша. Все действия нужно подкреплять словами, так ребенку будет проще овладеть основными понятиями, запомнить их. Включение игровых моментов позволяет сделать процесс рисования интересным и живым.
От совместных действий с педагогом, малыши постепенно переходят к самостоятельной работе. Они выделяют в пятнах знакомые предметы и объекты, дорисовывают их. Конечно, степень реализма таких изображений не высока. Но детям не важен результат, им интересен сам процесс рисования.
Детские нетрадиционные техники рисования
Нетрадиционные техники детского рисования стимулируют развитие воображения и творческого мышления, проявление инициативности и самостоятельности, формирование индивидуальности малыша. В процессе такого рисования дошкольник будет совершенствовать свою наблюдательность, формировать индивидуальное восприятие искусства и красоты, пробовать создавать нечто прекрасное. А ещё нетрадиционное рисование приносит детям массу позитивных эмоций.
Давайте посмотрим, какие нетрадиционными техниками рисования вы можете заниматься с ребёнком дома.
Для детей младшего дошкольного возраста:
- Пальчиковое рисование. Малыш окунает пальчики в гуашь и наносит краску на бумагу.
- Рисование при помощи ладошек. Кроха наносит гуашь на всю ладонь и делает отпечатки на бумаге, которые впоследствии могут стать весёлыми картинками.
Для детей среднего дошкольного возраста:
- Отпечаток поролоном. Ребёнок окунает в краску кусочек поролона и делает отпечаток на бумаге.
- Отпечаток пробкой.
- Комбинированное рисование с помощью восковых мелков и акварели. Малыш рисует изображение восковыми мелками на бумаге, а потом закрашивает акварелью только лист бумаги, не затрагивая рисунок.
- Рисование с помощью ватных палочек или трубочек для напитков. Окуная их в краску и прикладывая разными способами, можно сделать интересную картину.
Для детей старшего школьного возраста:
- Рисование песком или солью.
- «Набрызг». Набрав краску на кисточку и ударив ею о картон над бумагой, ребёнок получит целый фейерверк брызг из краски, которые лягут на бумагу.
- Рисование с помощью мятой бумаги. Кусочки мятой бумаги окрашиваются и прижимаются к бумаге, где планирует появится картина.
- Клясография. Через коктейльную трубочку можно выдувать разноцветные кляксы. А можно их ставить обычной пластиковой ложечкой. Применив фантазию, кляксы можно превратить в забавных персонажей или элементы пейзажа.
- Монотипия. Покрыв плотную бумагу или керамическую плитку густым слоем красок, а затем, приложив лист бумаги, мы получим размытый отпечаток на бумаге, который может стать основой для пейзажа.
- Гравюра (граттаж). Закрасив плотным слоем гуаши лист бумаги, попробуйте выцарапать вместе с ребёнком рисунок с помощью зубочисток.
Традиционное рисование для дошкольников
Декоративное
Часто под этим понимают орнамент геометрический или растительный, симметричный или нет, который может располагаться в круге, квадрате, прямоугольнике или полосе. Цвет здесь может нести образное значение, например, грустно-радостное, такое понимание очень близко детям.
Можно показать прекрасные образцы народного орнамента: хохлому, городец, гжель, рассказать о значении и назначении орнамента.
Но декоративным могут быть также натюрморт, портрет и пейзаж, если усилить цвет, добавить контур или немного стилизовать форму.
Большинство детских рисунков являются декоративными по природе, потому что дети младшего возраста с трудом воспринимают объем и пространство. Они рисуют предметы так, как представляют и чувствуют их.
Предметное
В предметном рисовании все внимание уделяется изображению какой-то одной главной формы. Так ребенок учится смотреть внимательно на предмет
Важно красиво расположить его на листе, постараться ровно нарисовать и выбрать подходящий цвет и тон. В начале обучения разумно выбирать простые привлекательные предметы: яблоко, мячик, солнце, флажок, домик, постепенно усложняя их до изображения животных, птиц и людей
В начале обучения разумно выбирать простые привлекательные предметы: яблоко, мячик, солнце, флажок, домик, постепенно усложняя их до изображения животных, птиц и людей.
Сюжетное
В сюжетном рисовании ребенок придумывает свою историю и красиво располагает ее на листе. Ведь все предметы находятся рядом с другими предметами, это тоже интересно.
Важно выбрать главное и второстепенное, обогатить рисунок разными формами, цветом и тоном. Хорошо когда есть что-то большое, среднее и маленькое; маленького может быть много, а большое – одно
Сочетание темного и светлого, толстой и тонкой линии, однотонного и пестрого тоже очень привлекательны в работе.
Заяц на полянке, бабочка среди цветов, ребенок на прогулке, фрукты на блюде, зимний или летний пейзаж могут стать интересной темой для творчества.
Нетрадиционные техники рисования: значение и задачи в подготовительной группе
Дети седьмого года жизни уверенно используют приёмы классического рисования. Для работ используются цветные карандаши и краски. Их технических моментов изучаются приёмы народной живописи. Занятия по классическому рисованию в подготовительной группе направлены на отработку самостоятельного построение композиции, умению передавать движение и сюжет на листе бумаги. Однообразные мазки кистью и карандашная штриховка могут стать спровоцировать эмоциональное выгорание воспитанников. Желание рисовать угасает.
Однообразие на занятиях отбивают желание рисовать и фантазировать
Нетрадиционные техники рисования — это создание изображения при помощи необычных инструментов/материалов или альтернативными приёмами. Классические занятия по рисованию рекомендуется сочетать или перемежать с нестандартными техниками. У детей появляется ощущение новизны в творческом процессе. Активизируется воображение. Применение неожиданных инструментов — нитки, зубные щётки, трубочки и другое — является для ребёнка экспериментированием. Новые знания и новые возможности получают ребята на занятиях по нетрадиционному рисованию.
Необычные материалы для рисования привлекают ребят и вызывают желание тут же приняться за рисунок
Включение в образовательный процесс нетрадиционных техник рисования осуществляется в рамках программы ДОУ. Значение альтернативных ИЗО-приёмов значимо для воспитания разносторонне развитой личности, как того требует ФГОС. В подготовительной группе нетрадиционные техники способствуют выполнению образовательных задач:
- совершенствование мелкой моторики и двигательной координации рук,
- подготовка кисти к письму,
- формирование представления о свойствах некоторых материалов через исследования и экспериментирование,
- развитие образного и логического мышления,
- развитие чувства цвета и формы,
- сохранение психоэмоционального здоровья детей,
- стимулирование фантазии,
- формирование устойчивого интереса к самостоятельному продумыванию замысла и воплощению,
- развитие эстетического вкуса.
Нетрадиционное рисование — это хорошее настроение, уверенность в себе и борьба со страхами
Виды изобразительной деятельности
Детские психологи выделяют три вида изобразительной деятельности, которые максимально эффективно способствуют развитию творчества дошкольников: рисование, аппликация, лепка
Важно не сосредотачиваться на одной разновидности, а заниматься с дошкольником по всем трем направлениям
Рисование
В дошкольном возрасте трудно встретить малыша, который не приходил бы в восторг при возможности порисовать, поэтому рисование как вид изобразительного творчества – основа развития художественных умений. Полезно использовать все возможные инструменты: карандаши, мелки, разные виды красок.
В интервале от 3 до 7 лет дошкольник проходит несколько этапов обучения рисованию. Лучше всего начинать с карандашей
Важно обучать ребенка сначала рисовать контуры задуманного предмета
Начиная с простых геометрических фигур, в дальнейшем можно перейти к графическому построению более сложных форм. Их соединяют, добавляют детали, постепенно проявляется задуманное изображение. Вторым этапом идет раскрашивание, готовые линии облегчают задачу, задавая четкие границы.
Упражнения с использованием гуаши и акварели помогают ребенку освоить рисование по другому принципу. Сначала изображаются просто цветовые пятна, малыш осознает, что своими руками может изобразить небо голубым, лес зеленым, море синим.
Использование красок значительно сложнее с технической точки зрения, поэтому первые занятия с ребенком лучше посвятить смешению разных красок, акцентировать внимание на оттенках
Для дальнейшего развития творческих способностей у детей дошкольного возраста важно обращать их внимание, на какие признаки ориентироваться, чтобы получился нужный цвет
Уголь, цветные мелки стоит использовать для обучения детей старшего дошкольного возраста, когда освоены первичные навыки. Применение этих инструментов помогает ребенку формировать умение передачи формы объекта и понимание, как с помощью штриховки части предмета изображаются выпукло.
Лепка
Лепка – это, прежде всего, создание объемной фигуры, что помогает развить пространственное мышление. Для дошкольников основные материалы и оборудование – пластилин, глина, стеки.
Начинается творчество с простых фигур – скатать шарик, сделать брусок или треугольник. Лепка удобна тем, что детали можно соединять, менять их форму, править то, что не удалось. Занимаясь лепкой, ребенок усваивает понятия объема, пропорций, трехмерной формы, строения предметов. При хорошо развитом навыке получается сложные объекты: игрушки, машины, животные.
Следует заметить, что, несмотря на разнообразие и многоцветность пластилиновых брусков, наиболее выразительным средством является глина. Она пластична, к тому же ее можно засушить, поставить изделие на полку – малыш долго сможет видеть результат собственного труда.
Аппликация
Аппликация – особенный вид изобразительной деятельности дошкольника, развивающий художественный вкус и интеллектуальные способности, требующий усиленной мыслительной работы. Наличие готового трафарета несколько облегчает создание конечной картины, но фигуры, которые необходимо вырезать, отличаются сложными формами. Аппликация включает много деталей, которые не всегда обладают выраженными признаками, помогающими распознать нужное местоположение.
Например, при создании изображения клоуна может быть множество деталей его костюма, которые по отдельности кажутся просто полукругами, квадратами неправильной формы. В процессе подбора места для наклеивания, ребенок обучается пониманию величин и правильности расположения элементов относительно центра.
В наборах для аппликаций часто задействуется множество оттенков, особенно если он рассчитан на старших дошкольников. Развивается зрительное восприятие, способность понимать и различать цвета.
Если аппликация выполняется без использования готовой схемы, то появляется огромный простор для воображения. Дошкольник, используя цветную бумагу и природные материалы, учится комбинировать их, видеть гармоничные и неподходящие сочетания. Все это формирует эстетические суждения и художественный вкус.
Дополнительный бонус аппликации – формирование мелкой моторики. Приходится нанизывать бусинки, вырезать строго по линиям фигуры, аккуратно приклеивать мелкие детали.
Перспективное планирование по нетрадиционному рисованию для подготовительной группы
Программа по альтернативным техникам рисования содержит:
- Пояснительная записка:
- место курса в образовательной программе ДОУ,
- цели и задачи.
- Методику преподавания.
- Планирование занятий на учебный год.
- Планирование взаимодействия с родителями по теме курса:
- консультации,
- совместные занятия и творческие досуги.
- План анализа художественной деятельности:
- выставка работ,
- участие в городских и областных конкурсах,
- проведение занятий для младших групп.
Таблица: перспективный план по нетрадиционному рисованию (фрагмент)
Месяц | Тема | Цели | Техника выполнения |
Октябрь | «Мой родной город» |
|
На выбор воспитанников |
«Красный, жёлтый, золотой — облетел весь лист цветной» |
|
Отпечатки листьев | |
Ноябрь | «Берёза» |
|
Рисование угольным карандашом |
«Расписной лес» |
|
Рисование тычком | |
Автор | Наумова Е. Н., воспитатель МДОУ «Детский сад №164» | ||
Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/perspektivnyi-plan-po-netradicionomu-risovaniyu-podgotovitelnaja-grupa.html |
Творчество призвано доставлять детям радость. Пусть рисование в каждой нетрадиционной технике станет маленькой, но запоминающейся игрой. Эксперименты с материалами и инструментами, неожиданные результаты и безудержный полёт фантазии! Необычные техники рисования расширяют возможномти и укрепляют в детях смелость к проявлению художественных талантов.
Занятия творчеством с детьми в детском саду
Поэтому очень важно, чтобы маленький ребенок рисовал. Стоит отметить, что техник рисования в детском саду очень много
Давайте их подробно рассмотрим.
Самые распространенные техники рисования в детском саду – это рисование пальцами или при помощи отпечатка ладони. Данная техника прекрасно подходит для самых маленьких. По своей сути эти две техники очень схожи: в краску (акварель или гуашь) ребенок опускает подушечки пальцев или ладонь, а далее оставляет отпечаток на листе бумаги. Стоит отметить, что мелкие детали необходимо будет дорисовать отдельно при помощи кисточки.
Эта техника рисования отлично подойдет для более старших групп. Ее суть заключается в следующем: на лист бумаги (любого цвета!) наносится тонким простым карандашом рисунок, далее эскиз тщательно промазывается клеем и сверху посыпается солью/ песком
Через 15 – 20 минут можно осторожно стряхивать лишнюю соль/ песок в специальную тару. В итоге получается интересный и объемный рисунок.
Как вариант можно использовать цветной песок/ соль
Таким образом, можно будет получить более сложный и интересный по своей красочности изображение.
Эта техника кардинально отличается от выше написанной! Здесь не потребуется ни бумага, ни клей. Необходим будет только специальный стол с подсветкой и чистый песок. Суть техники очень проста: при помощи песка и собственных пальцев ребенок может рисовать на поверхности стола любые изображения: людей, зверей, растения и так далее. Данный вид рисования очень простой, поэтому малыши по большей части могут воспринимать такую технику даже не как рисование, а как легкую и приятную игру.
Да-да, эту модную технику рисования может освоить даже маленький ребенок. Только сразу стоит уточнить: для ребенка легче всего в освоении будет узелковый батик, а не свободная роспись. Ведь здесь не будет для него ничего сложного. Нужно будет только взять отрез хлопчатобумажной/ шелковой ткани без рисунка, завязать его в несколько узлов и окунуть в емкость с краской. Потом необходимо будет вытащить, развязать и высушить изделие. При желании можно будет заново завязать ткань в узлы, и окунуть в емкость с другим цветом краски.
Эта техника отлично подойдет для детей старших групп детского сада или для подготовительных к начальной школе. Более младшим эту технику лучше не преподавать из-за техники безопасности. Суть ее достаточно проста: на поверхность воды капается краска и при помощи палочки создаются различные узоры. Далее, когда узор (картина) готовы, к водной поверхности прикладывается плотный лист бумаги (ткани) и рисунок переходит на другую поверхность. Стоит отметить, что для уплотнения воды можно использовать специальный раствор, тогда исчезнет страх «краска быстро растворится в воде».
Для детей рисование в технике эбру будет напоминать интересную и увлекательную игру. Также педагог сможет рассеять сомнения некоторых подопечных, которые придерживаются мнения на тему: «У меня нет способностей к рисованию».
Методы и приемы обучения дошкольников изодеятельности
Многолетний опыт педагогической работы показывает, что отсутствие необходимых изобразительных умений у детей часто приводит к обыденности и невыразительности детских работ, так как не владея определенными способами изображения, дети исключают из своего рисунка те образы, нарисовать которые затрудняются. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый своевременно должен помогать ему. Успех обучения зависит от правильного определения его целей и содержания, а также от способов достижения целей, то есть методов обучения. Успех во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Мы придерживаемся современной классификации методов, авторами которого являются Лернер И.Я., Скаткин М.Н. Она включает в себя следующие методы обучения:
- информационно-рецептивный;
- репродуктивный;
- исследовательский;
- эвристический;
- метод проблемного изложения материала.
В информационно-рецептивный метод включаются следующие приемы:
- рассматривание;
- наблюдение;
- экскурсия;
- образец воспитателя;
- показ воспитателя.
Репродуктивный метод — это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя:
- прием повтора;
- работа на черновиках;
- выполнение формообразующих движений рукой.
Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком — либо моменте работы на занятии, т.е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно.
Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую — либо часть, а всю работу.
Метод проблемного изложения, по мнению дидактов не может быть использован в обучении дошкольников и младших школьников: он применим только лишь для старших школьников.
Все современные формы обучения своей целью видят повышение интереса к познавательной деятельности и обучению, а это будет способствовать более результативному и эффективному образовательному процессу. Поэтому основные педагогические приемы обучения предусматривают:
- свободу выбора (в любом обучающем действии учащегося существует право выбора);
- открытость (не просто обучать, а ставить перед воспитанниками проблемы, решение которых выходит за рамки изучаемого материала);
- деятельность (предусматривает применение знаний на практике);
- высокую продуктивность (следует по максимуму использовать знания, возможности обучаемых, учитывая их интересы);
- обратную связь (необходимо постоянно держать под контролем процесс обучения, используя приемы обратной связи).
Эффективность методов зависит от педагогических условий их применения.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника,
побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
игра, которая является основным видом деятельности детей;
сюрпризный момент — любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
музыкальное сопровождение. И т.д
Особенности обучения изобразительной деятельности в разных возрастных группах дошкольного учреждения
Методы и приемы обучения изобразительной деятельности можно разделить на три основных группы:
-
наглядные;
-
словесные;
-
игровые.
Давайте рассмотрим каждую группу более подробно.
Наглядные методы и приемы обучения
В эту группу входят следующие методы и приемы – натура, репродукция, образец, наглядные пособия.
Рисование с натуры – это изображение предмета или явления при непосредственном наблюдении. Предмет (явление) изображается ребенком с определенной точки зрения, при работе используется зрительное восприятие. Рисование с натуры полезно тем, что облегчает процесс памяти – изображение объединяется с восприятием, учит анализировать свойства изображаемого предмета, воспринимать его, как совокупность неких качеств, учит показывать объем.
Рисование по образцу может использоваться как метод и как прием обучения. Например, в декоративно-прикладном творчестве, аппликации, конструктивных работах, образец выступает как метод обучения. Дети рассматривают красивые предметы, орнаменты, учатся срисовывать узоры или отдельные элементы. В качестве приема обучения образец выступает в предметном рисовании и лепке. С помощью него, дети уточняют свои представления об изображаемом предмете.
Картины в обучении используются воспитателями для того, чтобы уточнить представления детей об окружающем мире. Это хороший способ пояснить, какие средства и способы используются для изображения. Картины дают зрительно воспринимаемый образ. Причем психологи уверены, что дети уже с двух лет могут воспринимать картины, как изображение предмета.
Словесные методы и приемы
В эту группу входят беседа и словесные указания воспитателя. Беседа воспитателя с детьми перед началом занятий должна пробудить интерес к предстоящей деятельности, помочь детям вспомнить ранее воспринятые образы. Как правило, беседа достаточно краткая, но содержательная и эмоциональная
В ней обращается внимание на предстоящий творческий процесс (цвет, конструкция, содержание, композиция и т. д.)
В процессе беседы могут уточняться представления детей об изображаемом предмете, воспитателем могут демонстрироваться приемы изображения.
Словесный образ можно выражать в загадке, стихотворении, рассказе и т. д. Все это способствует активному воображению и работе детской мысли, создает творческое настроение. Указания воспитателя сопровождают творческий процесс, в основном, среднего и старшего дошкольного возраста.
Игровые методы и приемы
Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении и воспитании детей младшего дошкольного возраста. Они способствуют привлечению внимания детей, облегчают работу мышления и воображения.
Например, с игровых упражнений начинается обучение детей младшего дошкольного возраста рисованию, так создаются простейшие линейные формы, развиваются правильные движения руки. В младшей группе можно, например, лепить угощение для кукол. В средней группе дети могут рисовать игрушку с натуры, а потом воспитатель «приглашает» игрушку оценить изображения и выбрать самое красивое.
Подведем небольшие итоги. Выбор методов и приемов обучения зависит от того, какие задачи стоят перед воспитателем, какие изобразительные материалы будут использоваться в процессе творчества, с какой возрастной группой детей предстоит работа.