Проблема человека в истории философии кратко

Реферат: человек как философская проблема

Особенности, уровни и методы научного познания

В современной цивилизации наука и научное познание занимают особое место. Технологический прогресс 20 века основан на применении научных достижений. Наука оказывает огромное влияние на формирование личности. Через систему образования, которое ориентировано, прежде всего, на усвоение научных знаний, она создает особый тип человеческого сознания. Мировоззренческие образы природы, общества, человеческой деятельности, мышления и т.п. во многом складываются под влиянием представлений научной картины мира, с которыми мы знакомимся в процессе обучения математике, естественным и социально-гуманитарным наукам.

Наука – 1) это творческая деятельность по получению нового объективного знания о мире и человеке; 2) это совокупность полученных знаний, приведенных в систему на основе определенных принципов; 3) это социальный институт и сфера профессиональной деятельности людей.

Какое значение и какую роль играет наука в жизни человеческого общества? Над этим вопросом задумывались многие мыслители. Среди ответов на этот вопрос можно выделить две основные позиции:

Сциентизм – направление, согласно которому наука играет важнейшую роль, имеет первостепенное значение в жизни общества; именно наука способна решить все проблемы жизни общества (неопозитивизм).

Антисциентизм – направление, согласно которому отрицается решающее значение науки и признается ограниченность ее возможностей (экзистенциализм, феноменология).

Научное познание (НП) имеет следующие особенности:

1) главная задача НП – обнаружение объективных законов действительности: природных, социальных, законов познания и мышления и др.;

2) достоверность и доказательность фактов, обоснованность и достоверность выводов;

3) постоянное воспроизводство знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов, закрепленных в языке;

4) строгая объективность, цель НП – объективная истина;

5) воплощение знаний в практике, ориентация на практическое применение;

6) применение материальных средств – научного оборудования (приборов, инструментов и др.);

7) методологическая рефлексия – осмысление собственных научных методов и результатов научного исследования.

Процесс научного познания включает два взаимосвязанных уровня.

Эмпирический уровень НП: исследование направлено на объект и реализуется посредством наблюдений и экспериментов. Здесь происходит сбор фактов, их первичное обобщение, описание, классификация и систематизация. Ядро эмпирического исследования – эксперимент – испытание изучаемых явлений в контролируемых и управляемых условиях. Эмпирическое исследование основывается на материальной базе – приборах, научном оборудовании. На данном этапе ученый получает ответ на вопросы «Что?», «Какое?».

Теоретический уровень НП характеризуется преобладанием рационального момента: понятий, теорий, идей, гипотез, законов. Чувственное, опытное познание здесь не устраняется, но становится подчиненным. Все собранные факты и описание явлений на этом этапе обобщаются, обосновываются, объясняются, прогнозируются. На данном этапе ученый получает ответ на вопросы «Как?», «Почему?».

Эмпирический и теоретический уровни НП взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна.

Научное исследование имеет свои ключевые, узловые моменты: Проблема – вопрос, требующий ответа. – Гипотеза – форма знания, содержащая предположение, которое нужно доказать. – Научная теория  – система понятий, законов и принципов, позволяющая описать и объяснить определенные явления. Научная теория представляет собой высшую форму знания, она объективно отображает явления жизни, объясняет законы их развития. Научная теория выступает конечной целью научного познания.

Современная наука обладает огромным количеством различных научных методов исследования явлений мира и человека. Метод – совокупность правил, приемов и способов познания. Среди научных методов можно выделить:

1. Методы эмпирического исследования: наблюдение, сравнение, описание, измерение, эксперимент.

2. Методы теоретического познания: анализ, абстрагирование, обобщение, идеализация, индукция, аналогия, моделирование, системный подход, вероятностно-статистические методы.

Идеалистическая концепция

Ролевая теория личности — влиятельное течение в современной философии. Школа структурно-функционального анализа и социального действия (Т. Парсонс) рассматривает личность как «актера», выполняющего множество социальных ролей.

Обе концепции, биологизация и социологизация, страдают односторонностью. Первый абсолютизирует биологическое начало, второй превращает человека в абстрактную социологическую схему.

Как же биологическое и социальное начало человека объединяются в человеке? Человек рождается как биосоциальная единица. То есть он приходит в мир с недоразвитыми анатомо-физиологическими системами, которые в дальнейшем формируются в условиях общества, то есть генетически зарождаются как человек. Механизм наследственности, определяющий биологический аспект человека, включает в себя и его социальное бытие. Наследственность дает ребенку не только биологические характеристики и инстинкты. Сначала кажется, что у него есть особая способность подражать взрослым — их действиям, звукам и т.д. В нем есть любопытство, а это уже социальное качество. Он способен испытывать волнение, страх и радость; его улыбка имеет врожденный характер.

Религиозный подход основан на вере и традициях и обычно не нуждается в дополнительном подтверждении своей правоты.

Креационизм (лат. creatio, создание) — это религиозная концепция, согласно которой человек был создан в результате сверхъестественного акта творения высшим существом, Богом или несколькими богами. Религиозное мировоззрение — самое древнее, засвидетельствованное в письменной традиции. В некоторых культурах было принято, чтобы первобытные племена выбирали в качестве своих предков различных животных: Делавэры считали своим предком орла, индейцы племени осаге — улитку, айны и папуасы залива Морсби — собаку, а древние датчане и шведы — медведя. Некоторые народы, такие как малайцы и тибетцы, придерживались идеи, что человек произошел от обезьяны. Напротив, южные арабы, древние мексиканцы и негры побережья Лоанго считали, что обезьяны — это дикие человеческие существа, которых разгневали боги. Конкретный способ создания человека сильно варьируется в разных религиях. Согласно одним религиям, люди появились на свет сами по себе; согласно другим, боги создали их из глины, из дыхания, из тростника, из собственного тела и с помощью мысли.

Основные взгляды на общество, характер его существования и развития в идеологическом плане основываются на том или ином решении основного вопроса философии по отношению к социальной действительности. В этом отношении обычно выделяют две основные концепции: идеалистическую и материалистическую.

Идеалистическая концепция долгое время доминировала во взглядах на социальную жизнь и историю общества, и продолжает доминировать сегодня. Идеалистическая концепция основана на утверждении, что определяющую роль в обществе играет духовное начало. Этим началом считался либо Бог, мировой дух и т.д., либо сознание человеческих существ. Так, объективный идеалист Гегель считал, что вся история является лишь внешним проявлением абсолютной идеи; высшей формой проявления абсолютной идеи в обществе была прусская монархия. В другом случае мы сталкиваемся с тезисом, что «мнения правят миром». Деятели французского движения Просвещения, предполагавшие, что главная основа и причина перемен в обществе лежит в идеях и в борьбе мнений, настаивали на том, что для изменения общества в прогрессивном направлении необходимо просвещать людей, внедрять в их сознание идеи добра, истины, справедливости и т.д. Позитивисты 19 века говорили, что идеи правят миром.

Уникальные возможности человека

Homo Sapiens — биологический вид, имеющий как сходные характеристики, так и характеристики представителя животного мира, а также полностью индивидуальный, неповторимый ни у одного другого вида и подвида на планете Земля. Рассматривая проблему с точки зрения биологического развития, можно отметить ряд качеств, существенно отличающих человека от животных и помогающих в поиске возможных решений проблемы антропосоциогенеза. Социальное и биологическое в человеке — настолько неразделимые понятия, что рассматривать эти проблемы по отдельности крайне сложно. Итак, только один человек может:

  • Изменять природу в интересах общества (животные способны удовлетворить только физиологические потребности).
  • Он рационально использует свои знания, может разумно мыслить и заниматься исследованиями и научной деятельностью (животное полагается только на свои инстинкты и рефлексы).
  • Создать серийное производство вспомогательных средств (животное при необходимости использует инструмент хаотично).
  • Адаптируйте среду под себя (животное всегда приспосабливается к существующим условиям, не пытаясь их изменить).
  • Создание объектов творчества, моральных, этических и нравственных ценностей (действия животных направлены только на практическую пользу).
  • Развивайте и создавайте условия для развития в новых сферах. Это относится к областям и средам нашей природы: воде, суше, воздуху, космическому пространству (животное не может самостоятельно изменить способ и среду для выживания).

Роль Человека в философии: от античности до современности

В античности, где зародилась философия как самостоятельная наука, Человека рассматривали как существа, обладающего разумом и свободой воли

Аристотель уделял большое внимание исследованию природы и роли Человека в обществе, а Платон рассматривал его как «политическое животное»

Средневековые философы также помещали Человека в центр своих рассуждений, но уже в рамках религиозных представлений. Богословие и христианство становились основой философии, и Человека рассматривали как создание Божие, обладающее душой и судьбой. Возникла идея о том, что цель Человека – познать Бога и спастись.

В эпоху Просвещения Человек приобретает новый смысл. Философия ставит на передний план его разум и способности. Рационализм и эмпиризм – два основных направления эпохи – отражали противоречивую природу Человека и подходили к его изучению с разных сторон. В результате Человек стал рассматриваться как разумное существо, способное к познанию и саморазвитию.

В современности Человек продолжает занимать центральное место в философских исследованиях, но с измененным подходом. В философии постмодернизма, Человек рассматривается как субъект, постоянно пересекающийся с другими субъектами и способный к созданию смысла в своей жизни. Проблема индивида, свободы и нравственности остается актуальной и в наши дни.

Таким образом, Человек всегда оставался и остается ключевым объектом исследования философии. Его роль и значение менялись на протяжении веков, но Человек всегда был и остается одним из основных источников философического мышления.

О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ, СТРЕМЛЕНИИ К СЧАСТЬЮ

1. Невозможно жить спокойно и быть счастливым, пока на земле еще живет хотя бы один человек несчастный. Цель жизни – благоденствие и счастье всего человечества. (Я. Больяй)

2. Жить – значит действовать. (А. Франс)

3. Жить дурно, неразумно, невоздержанно – значит не плохо жить, но медленно умирать. ( Демокрит)                                                                                                                                                   

9 стр., 4310 слов

Трактование смысла жизни человека

… влияет на формирование идеи о смысле жизни. Идеи о смысле жизни человека Древней Греции и Рима Философ и энциклопедист Аристотель полагал, что счастье — цель всех человеческих поступков, оно заключается … учении Эпикура — блаженные создания, не принимающие участие в человеческой жизни. Человек же должен жить обособленно, получая удовольствие от жизни в кругу своих друзей и не принимая участия в …

4. Жизнь дается на короткий срок, и она, сама по себе, величайшее счастье. (С. Н. Сергеев-Ценский)

5. Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни – чувствовать себя нужным и близким людям. (М. Горький)

6. Как басня, так и жизнь, ценится не за длину, но за содержание. (Сенека)

1 стр., 500 слов

«Бесплатный человек» или обесценивание себя

… ерунда, — я не умею, — я не творческий человек, — мир опасен, человек-человеку враг/конкурент, — мне уже слишком поздно/ еще рано и … когда, постигая себя и особенности своего внутреннего мира, человек испытывает радость от осознания своей уникальности и неповторимости. … эти реакции обусловлены боязнью взять ответственность за свою жизнь, принять себя, свои особенности и столкнуться с реалиями …

7. Жизнь людей, преданных только наслаждению без рассудка и без нравственности, не имеет никакой цены. (И. Кант)

8. Нужно, чтобы человек понял, что он – творец и хозяин мира, что на нем ответственность за все несчастия земли и что ему же принадлежит слава за все хорошее, что есть в жизни. (Р. Роллан)

9 стр., 4251 слов

Сущность психики с разных философских позиций.

Понимание сущности психики во многом определяется решением основного вопроса философии: «что первично – психика, сознание или материя?» Материалисты считают, что первичным является материя, а психика сознание – вторичны, … Р.Декарта. Cущность ее в том, что возникновение психики связывают с появлением человека, психика существует только у человека. Другая противоположная теория называется учением «о …

9. Цель жизни – самовыражение. Проявить во всей полноте свою сущность – вот для чего мы живем. (О. Уайльд)

10. Учись так, как будто тебе предстоит жить вечно; живи так, как будто тебе предстоит умереть завтра. (С. Смайлс)

11. Человек создан для счастья, как птица для полета. (В. Г. Короленко)

13 стр., 6437 слов

Цивилизация и исторический процесс. Понятия сознания, познания, …

… в наличных материальных факторах производства. 33. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ. СОЗНАТЕЛЬНОЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ Сознание — специфически человеческая форма идеального отражения и духовного освоения … Существуют различия между обыденным сознанием (им люди руководствуются в повседневной жизни) и научным сознанием, между индивидуальным сознанием и общественным сознанием, выражающем интересы классов, …

12. Счастлив тот, кто считает себя счастливым. (Г. Филдинг)

13. Счастье увеличивается оттого, что им делишься с другими. (Ж. Ламетри)

14. Счастье завоевывается и вырабатывается, а не получается в готовом виде из рук благодетеля. (Д. И. Писарев)

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

… лишь в том, чтобы это соприкосновение стало сознательным. Именно сознанием должен коснуться и касаться человек Высших Миров, ибо бессознательное с ними общение нужных следствий не даст… Сон … тела приносит некоторое познание жизни в Тонком Мире. Но припомнить тонкие существования очень трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник …

15. Счастье есть удовольствие без раскаяния. (Л. Н. Толстой)

16. Спросят: как перейти жизнь?

Отвечайте: как по струне бездну –

Красиво, бережно, стремительно.  (Живая Этика)

Смысл жизни

Самое простое определение термина «жизнь» – это отличие мира организмов от остальной действительности. Поиск смысла жизни – один из главных вопросов философии, имеющий богатую историю.

В исследованиях античных мыслителей довлеет тезис «смысл жизни — в самой жизни». В зависимости от различных школ, смыслом жизни считали:

  • наслаждение;
  • счастье;
  • действие;
  • страдание.

Античные философы рассматривали индивида, как природное существо, поэтому течение его жизни не должно отличаться от жизни животного или растения, и включать в себя воспроизведение потомства, выполнение специфических функций, удовлетворение потребностей.

В Средневековье развивалась парадигма смысла вне жизни. Главной жизненной ценностью является: Бог, идея, служение. Потеря веры в Бога равносильна потере смысла жизни.

В эпоху Возрождения под смыслом жизни понимали служение высшему существу. Цель человеческой жизни – самосовершенствование.

Эпоха Просвещения преподносит смысл жизни, как служение идее. Под идеей подразумевали социальное равенство, реорганизацию общества, благополучное будущее.

Новейшая философия трактует смысл жизни, как самореализацию. Подразумевается, что индивид должен создать себя сам – создать индивидуальный смысл жизни. Личность не ищет его, а вырабатывает, основываясь на своем опыте и опыте предыдущих поколений.

Взаимодействие человека и природы

В науке определение «природа» включает весь материальный мир Вселенной. В него входят все природные и культурные объекты.

Природные объекты могут быть:

  • живыми – совокупностью организмов.
  • неживыми – веществами и полем, обладающим энергией.

Живые предметы – результат жизни, возникшей и развившейся в географической среде. Под географической средой понимают ту часть природы, которая необходима для жизни человечества (растительный и животный мир, почва, земная кора, вода, нижняя часть атмосферы). Географическая среда вовлечена в процесс общественного бытия.

С момента появления общества природные процессы на Земле разделились на:

  • природные;
  • специфически общественные;
  • природно-социальные.

Современный уровень развития общества позволяет индивиду не зависеть от природы непосредственно, удовлетворяя свои потребности с помощью достижений науки. Опосредованная зависимость возрастает. Человек преобразует природу и увеличивает свою власть над ней.

Различные подходы к решению проблемы Человека в философии

В истории философии существует множество различных подходов к решению проблемы Человека. Каждый из этих подходов предлагает свою собственную концепцию и взгляд на человеческую природу, смысл жизни и самоопределение.

  • Античная философия: Древнегреческие философы, такие как Сократ, Платон и Аристотель, предлагали решение проблемы Человека через осознание и развитие своего разума и души. Они считали, что истинное счастье и самоосознание достигаются через мысль и познание.
  • Средневековая философия: Религиозные философы в Средние века, такие как Августин и Томас Аквинский, рассматривали Человека в контексте существования Бога. Они считали, что Человек имеет божественное начало и его судьба связана с верой и богослужением.
  • Ренессанс и Новое время: Философы эпохи Ренессанса и Просвещения, такие как Декарт, Спиноза и Локк, подчеркивали значение индивидуальности и разума Человека. Они искали рациональные ответы на вопросы о Человеке, его правах и обязанностях.
  • Существенно-онтологический подход: В философии ХХ века философы, такие как Мартин Хайдеггер и Жан-Поль Сартр, поставили акцент на существование Человека и его свободу выбора. Они утверждали, что Человек сам ответственен за свою жизнь и обязан принять на себя эту ответственность.

Каждый из этих подходов предлагает свое собственное видение и решение проблемы Человека. Однако, несмотря на все различия, эти подходы имеют общую цель — понять и объяснить Человека в его полноте, его место в мире и его потенциал.

Как проявляется человек

В философии существует два основных проявления: индивид и личность.

Под термином «индивид» понимают конкретного человека, обладающего характерными чертами. Индивидуальность рассматривается философами как совокупность природного и социального разнообразия человека.

Понятие «личность» подразумевает человека, как совокупность индивидуальных черт, качеств и свойств.

Особенности личности определяют:

  • психологическая сущность, мировоззрение;
  • целостность убеждений, отсутствие в них противоречий;
  • характер интересов и потребностей;
  • осознание своего места в обществе;
  • соотношение различных личностных качеств.

Сущность человека, в момент его взаимодействия с обществом, проявляется в:

  1. индивидуальности.
  2. духовности.
  3. социальном статусе.
  4. коммуникации.

Личность формируется в процессе воспитания и деятельности в рамках определенного культурного поля, поэтому не каждая человеческая особь – личность. Люди, лишенные коммуникации с себе подобными, не имеют возможности социализироваться, и не становятся личностями в философско-психологическом понимании.

Трудовая концепция

Эта концепция является продолжением теории эволюции человека Дарвина. Дарвин продемонстрировал наличие процесса эволюции в биологическом смысле, подтвердил появление различных видов и подвидов животных. Но ученый не дал конкретного и однозначного ответа на вопрос, как примат мог эволюционировать в сторону человека. Считается, что именно работа помогла превратить его в человека-примата, то есть в обезьяну. В ходе вынужденной необходимости обеспечить условия для выживания будущий Homo sapiens приобретает вертикальную осанку, меняется рука, увеличивается объем мозга и развиваются речевые навыки. Да и не только. В то же время работа заложила основы социального взаимодействия первобытных людей и, как следствие, возникновения и становления общества и нравственности.

Основываясь на работах Фридриха Энгельса, который является основоположником этой концепции, антропосоциогенез и проблема возникновения человека зависят от двух факторов:

  1. Естественный биологический фактор. Изменяющийся климат Земли вынудил предков современных людей спуститься с деревьев и приобрести новые навыки, чтобы выжить в меняющемся мире.
  2. Социальный фактор. Включает занятия с использованием самодельных инструментов; появление речевого аппарата как способа описания и передачи происходящих вокруг событий, вашего опыта, воспоминаний и так далее. Также это может включать появление запрета на сексуальные отношения близких родственников и убийство другого члена племени; достижения в области изготовления инструментов, а именно неолитическая революция.

Помимо представленных теорий, считается, что работа в первую очередь повлияла на возникновение культуры. А впоследствии сделало возможным развитие человека в физической и социальной сферах.

Импакт философии на современное понимание проблемы Человека

Философия играет значительную роль в формировании нашего современного понимания проблемы Человека. С самых древних времен философы размышляли о сущности и смысле человеческой жизни, пытаясь найти ответы на важные вопросы, касающиеся нашего существования.

Одним из ключевых вопросов, которыми занималась философия, является вопрос о смысле жизни. Философы разрабатывали различные теории, пытаясь объяснить, что является целью и идеалом человека, каким образом мы создаем смысл в нашей жизни. Эти идеи до сих пор влияют на наш взгляд на жизнь и помогают нам искать смысл и цель во всем, что мы делаем.

Философия также вносит вклад в понимание нравственности и этики. Она помогает нам размышлять о правильных и неправильных поступках, анализировать последствия наших действий и принимать моральные решения. Философские концепции на долгое время определяли основные нравственные принципы, которыми мы руководимся.

Кроме того, философия обогащает наше понимание сущности и природы Человека. Она помогает нам исследовать фундаментальные вопросы о природе нашего разума, свободе воли, самосознании и сознании в целом. Философские размышления способствуют расширению наших знаний о себе и пониманию наших возможностей и ограничений.

И последнее, но не менее важное, философия помогает нам осознать и осмыслить наше место в мире. Она позволяет нам задуматься о нашем отношении к окружающей среде, другим живым существам и вселенной в целом

Философия обучает нас видеть более широкую картину и понимать, что мы являемся частью большего космического порядка.

Таким образом, философия вносит значительный вклад в формирование и развитие нашего современного понимания проблемы Человека. Она помогает нам находить смысл, принимать моральные решения, обогащает наше понимание сущности Человека и помогает нам осознать наше место в мире. Философия остается важным инструментом познания и саморазвития и продолжит влиять на наши представления о Человеке и его роли в истории и современном обществе.

Анторопосоциогенез как философское направление

В философии у понятия «человек» несколько значений. Античные философы рассматривали его, как часть мироздания. Он – мерило всех вещей. В эпоху Возрождения, он – самостоятельный творец, наделенный свободой выбора. Современная философия рассматривает его в симбиозе с другими гуманитарными науками: социологией и психологий. Она не дает четкого определения человеку, как объекту изучения, наделяя его способностью самостоятельно определять свое понимание бытия.

Многие философы сомневались в том, можно ли считать человека разумным. Его животное начало очень сильно, но все-таки он возвышается над другими видами. Ницше полагал, что индивид способен уничтожить в себе животную составляющую и культивировать социальную. Он является субъектом деятельности, формируя себя и свое окружение. Позже его идеи развили марксисты. Их основной тезис – бытие определяет сознание. Он означает, что окружающая среда оказывает решающее воздействие на индивида и его становление как личность.

Возможности социализации изучает антропогенез. Это – процесс вытеснения биологических законов и замена их социальными. При этом биологические законы не исчезают вовсе, а облекаются в социально приемлемые нормы. Процесс антропогенеза длится с момента появления социума.

ОСНОВНОЙ ВЫВОД

Сознание человека – это внутреннее состояние человека, в котором он воспринимает окружающий мир и одновременно самого себя в мире. В акте сознания человек не просто отражает действительность, но внутренне творчески преобразовывает эту действительность, создавая свой собственный образ мира. Сознание – это совместно-разделенное знание (разделенное с другими людьми).

Основной способ существования сознания – язык.

Наряду с сознанием огромный пласт психики составляет бессознательное. Бессознательное – это психические процессы, состояния, а также действия и поступки человека, которые не осознаются и протекают вне контроля разума человека. Учение о бессознательном было основано З. Фрейдом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: