Краткое содержание «путешествия из петербурга в москву» по главам

"путешествие из петербурга" в москву, радищев - краткое содержание

Подберезье

Недавно проснувшись, герой чувствовал, что голова его ужасно болит и «свинцовой тяжелее». Тогда он вспомнил совет своей няни Клементьевны о том, что от головной боли спасает кофе — нянюшка пила чашек пять за раз. Но путешественник с непривычки не осилил такое количество кофе и угостил незнакомца, сидевшего в углу. У них завязался разговор.

Оказалось, этот человек — «из новогородской семинарии и шёл пешком в Петербург повидаться с дядею, который был секретарём в губернском штате. Но основной целью было обучение. Новый знакомец видел недостаток в просвещении в России. Он говорит о том, что лучше было бы преподавать науки на «языке российском» — так многим было бы понятнее и «просвещении доходило бы до всех спешнее». Семинарист рассуждает о том, как люди заблуждаются, о литературе и писателях, о невежестве и просвещении.

Чудово

На этой почтовой станции путешественник встречает своего знакомого Ч… Он не собирался так скоро покидать Петербург, но «особливое происшествие» его к тому побудило. Дело в том, что он с товарищами собрался посетить Кронштадт и Систербек. Из Кронштадта в С… он отправился на шлюпке. По пути его застигла непогода. Шлюпка застряла между двух камней в таком положении, что вода постепенно заполняла судно. Один из товарищей (по имени Павел) доплыл до берега, чтобы найти помощь. Дальнейшую историю Павел рассказывал, когда вернулся к друзьям.

Попав на берег, он первым делом он отправился к «тамошнему начальнику». Однако начальник ещё спал. «Тамошний сержант», взяв за плечо, «не очень учтиво, вытолкнул за дверь» Ч… Павел хотел жаловаться самому начальнику, рассчитывая, что тот накажет грубого сержанта, но так не произошло.

Спастись путникам помог священник: он накормил, дал кров, а затем и новую шлюпку.

Любани

Путешественник заводит разговор с пашущим. Тот объясняет, что, несмотря на воскресный день, времени отдыхать нет. Шесть дней в неделю крепостной работает на барщине, на своё хозяйство остаётся только седьмой день недели. Ведь надо же кормить семью.

«У меня, мой друг, мужиков нет, и для того никто меня не клянёт», — отвечает герой крестьянину. Крепостной рассказывает, что на господина своего он работает не так усиленно, ведь «у него на пашне сто рук для одного рта, а у меня две для семи ртов».

Мало того, что положение крепостных крестьян бедственно и ужасно, когда они работают на барина, так иногда ещё деревни отдают в аренду. А это ещё хуже:

Беседа с крестьянином встревожила сознание героя — он задумался о кошмарном положении крепостных. Крестьянин «тогда становится известен государству», — рассуждает путешественник, — «когда становится злодей». До этого момента его права не охраняются.

Кроме того, путешественник начинает вспоминать свои собственные поступки по отношению к своим слугам. Он раскаивается в том, что позволил себе дать пощёчину слуге своему Петрушке, который не успел одеть его, будучи пьяным. «Если я кого ударю, тот и меня ударить может», — завершает свои рассуждения герой. И в глазах его появляются слёзы.

Едрово

В этой главе герой рассуждает о различиях между городским и деревенскими девушками. Вторые более жеманистые, неискренние. Деревенские же настоящие, добродушные, и зубы у них в чистоте, хотя «врача зубного у них нет». «У вас на щеках румяна, на сердце румяна, на совести румяна, на искренности… сажа», — пишет путешественник про городских девушек.

В Едрово герой встречает крестьянку Анну. Он восхищается её непорочной красотой и добрым нравом. Следуя душевному порыву, целует её — и этим крайне смущает Аннушку. Из разговора с ней узнаёт, что у девушки есть жених, но им не хватает денег, чтобы сладить свадьбу — без нужной суммы юношу не отдают. Анну сватали к десятилетнему мальчику — ради денег; но она отказалась.

Дошедши с Анной до её дома, рассказчик предлагает девушке и её матери необходимые деньги. Но они отказываются. Жених Аннин — Иван — так отвечает повествователю:

Выясняется, что деньги они раздобыли, свадьбе быть. Даже выехав из Едрова, герой не может забыть о чудесной Анюте и её семье — так сильно девушка с её благородным нравом врезалась в память путника, он по-настоящему был ею восхищён.

Тверь

На этой станции в трактире путешественник встречает некоего поэта, который считает, что стихотворство в России «далеко ещё стоит от величия». Он рассуждает о языке, о том, что Ломоносов «уразумев смешное в польском одеянии наших стихов, снял с них несродное им полукафтанье» (речь об усовершенствовании реформы стихосложения В.К. Тредиаковского, появлении силлабики, а также о теории трёх штилей самого Михаила Васильевича). Поэт сетует на то, что французский язык более распространён, чем русский.

«За одно название отказали мне издание сих стихов. Но я очень помню, что в Наказе о сочинении нового уложения, говоря о вольности, сказано: «Вольностию называть должно то, что все одинаковым повинуются законам». Следственно, о вольности у нас говорить вместно», — говорит поэт. И после этого читает путешественнику свою оду под названием «Вольность». Отрывки из этой оды приведены в главе.

Вот основные мысли в цитатах:

Краткое содержание оды «Вольность»: из хаоса люди общим договором строят законы для общего блага и блага каждого человека; затем появляется царь, который законом пренебрегает. Тогда монарх справедливо оказывается свергнут и убит:

Зайцово

На этой станции путник встретил своего давнего товарища господина Крестьянкина — «душу он имел очень чувствительную и сердце человеколюбивое». Служил в уголовной палате, принимал участие в судах, но службу вынужден был оставить «не в силах будучи делать добро». Всему виной один случай. У некоторого господина асессора было имение, в котором «крестьян он почитал скотами».

В той деревне жила крестьянская девушка, у неё был жених — тоже крестьянин. Но девушка та понравилась сыну асессора. Однако на его уговоры она не соглашалась, оставаясь верной возлюбленному. Тогда сыновья асессора надругались над ней. Жених девушки с отцом пробили голову одному из господских сыновей. Узнав это, асессор в ярости приказал наказать крестьянина, но все крепостные вступились за него и в итоге убили господина асессора.

По этому делу и начался судебный процесс. Товарищ главного героя — господин Крестьянкин — считал, что крестьяне правы были во гневе своём. Суд же — нечестный, подкупный, обвинял крепостных в преступлении, игнорируя злодеяния господина асессора и его сыновей. Жена асессора ходила со взяткой — объясняя, что сама довольно накажет крестьян своих.

В конце главы путник узнаёт, что его знакомый Дурындин, господин лет 80, женился. В подтверждение этому герой получает письмо. Свадьба на бывшей владелице публичного дома случилась потому, что Дурындина привлекли деньги невесты.

Выезд

Автор от имени главного героя, имя которого не называется, рассуждает о прощании перед отъездом, о горечи разлуки и радости от мысли о возвращении. Повествование ведётся от первого лица — мы будто бы читаем чьи-то путевые записи или размышления.

Разлука сравнивается с одиночеством посреди пустыни — солнце печёт, от жары становится плохо, но вокруг нет ни тени от деревьев, ни прохладного источника. Так автор ощущает отсутствие рядом близких людей, с которыми приходится разлучаться из-за путешествия или отъезда.

Затем герой просыпается от того, что его кибитка наехала на кочку — останавливается на почтовой станции «София». Все дальнейшие главы — это названия почтовых станций, которые проезжает герой по пути из Петербурга в Москву. Останавливаясь там, он встречает разных людей и наблюдает разные ситуации.

Спасская полесть

Начался дождь, так что герой решил остановиться в первой попавшейся избе. Гостя уложили спать на лавку. Но вскоре он проснулся и начал слушать разговор хозяев — присяжного с женою (об этом путешественник узнал только наутро). Муж рассказал жене историю об одном «государевом наместнике» — он «в молодости своей таскался по чужим землям, выучился есть устерсы и был до них великий охотник». По мере того, как наместник получал новые, более высокие чины, устриц на его столе становилось всё больше

Дано ироничное описание того, как снабжали курьера в Петербург — за устрицами, словно по какому-то очень важному государственному делу

История повествует о том, как этот наместник повысил в должности (до прапорщика) сержанта Н.Н., который несколько лет ездил в Петербург в качестве курьера, чтобы доставлять начальнику устрицы. «Вот, жена, как добиваются в чины», — закончил рассказ мужчина.

На почтовой станции следующим утром герой встретил человека, который требовал лошадей без подорожной, не стал торговаться с повозчиками — согласился на предложенную сумму. А после подошёл к путешественнику и попросил «снабдить чем ни есть человека несчастного». В ходе разговора они поехали в одной кибитке и продолжили диалог во время пути. Незнакомец рассказал, что ещё недавно был счастлив с женою, которая была беременна, они были богаты, а в дом их — полон гостей, которые «насыщали праздный свой голод за их счёт». Но оказалось, что судебное дело этого незнакомца попало в уголовную палату и было уже решено — не в его пользу. На самом деле, этот мужчина не был виноват — его обманул лживый человек, которому было доверено дело. Узнав эту ужасную новость, жена его родила раньше срока и умерла вместе с ребёнком. Этот рассказ растрогал героя, он был крайне возмущён и раздосадован, что в государстве дозволены такие несправедливые и жестокие вещи.

Спустя время путешественник уснул. Ему приснилось, что он царь. Сидит на златом престоле, вокруг счастливые подданные, его восхваляющие.

Коснувшись глаз его, она сняла толстую пелену с них. И тогда герой увидел всю правду: в его государстве вовсе не всё было так чудесно, как казалось раньше. Вокруг трона оказались одни обманщики да льстецы. Следует разоблачение всего замечательного, описанного раннее.

Крестьцы

На этой станции герой наблюдает расставание отца с сыном, который отправляется на службу. Эта сцена тронула путника, потому что у него самого есть дети и предстоит с ними на время прощаться. Тут путешественник рассуждает о дворянской службе. Пишет о том, что большинство дворянских детей начинают вести разгульный образ жизни, увлекаются развлечениями, а добропорядочных и поистине благородных людей вырастает мало.

А многие родители хотят лишь чинов повыше для детей — а не вырастить из них по-настоящему справедливых, отличных служащих, которые приносят пользу обществу и отечеству. Однако та сцена, которую наблюдает герой, исполнена родительской мудрости и весьма трогательна. Отец говорит о том, что научил сыновей быть самостоятельными, не гнушаться работы, физического труда, не думать о том, что скажут в обществе, не бояться презрения, когда берёшься за работу, какой бы она ни была. И это пример правильного, мудрого воспитания. Отец даёт детям наставления для будущей честной жизни. Но это, к сожалению, редкость среди дворян.

Клин

В Клину путешественник встречает слепого нищего старца-певца. Своим пением он собирает, что добрый народ даст — так и выживает.

Каждую подачку старик принимал с благодарностью и добрым словом подающему, хотя и равнодушно внешне.

Главный герой пожелал получить благословение от слепого бедного старца на продолжение пути своего.

Рассказчик положил рубль в «дрожащую руку» народного певца. Тот был смущён непривычной монетой.

Рубль старик вернул. Но путешественник вопрошал: неужели одно его подаяние будет отвергнуто? Тогда старец попросил дать ему нечто полезное, что точно ему пригодится. Герой подарил бедному певцу платок.

Медное

Главный герой видит в газете объявление о продаже имущества некоего помещика. В это объявление включены и имеющиеся души — в конце, после всех прочих вещей. Путешественник приходит на торги. Описываются крестьяне, которых выставили на продажу: старик лет 75, который ходил в Крымский поход ещё с отцом господина; его жена лет 80 — кормилица матери барина, нянька барина, «имела надзирание за домом до самого того часа, как выведена на сие торжище»; женщина лет 40, кормилица и вдова; девушка лет 18, барин обманом надругался над ней.

Такие торги — распространённое в то время явление. Часто крепостные семьи разлучали по итогам продажи. Главный герой осуждает такой порядок вещей, считает это варварским, жестоким, ужасным.

В конце главы путник рассуждает о том, как будет свержено крепостное право:

Это важная мысль, которой придерживался и сам А.Н. Радищев — крепостное право будет свержено не «сверху» (от властей), а «снизу» (от самих крестьян).

Городня

Но для одного юноши военная служба становится настоящим спасением. Он рассказывает главному герою свою историю.

Он жил у барина, рос и получал образование бок о бок с барским сыном.

Более того, старый барин так говорил крестьянскому юноше: «Ты более к учёности и нравственности имеешь побуждений, нежели сын мой».

Барский сын и крестьянский отправились просвещаться за границу, а по возращении господин обещал освободить парня от рабских оков. Но пока юноши были в путешествии, барин умер.

Сын барский утешил героя, сказав, что не забудет обещание отца своего. Но вскоре женился на пресквернейшей девице. Тогда рассказчик истории и почувствовал перемену в отношении к нему.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: