Оборудование библиотек для посетителей с ОВЗ
Библиотека должна быть общедоступной. В ней необходимо создать комфортные условия для посетителей и обучающихся с ОВЗ, чтобы сделать их полноценными участниками процесса обучения и интеллектуально-творческого развития.
Для оснащения используют:
- учебники и художественную литературу со шрифтом Брайля, аудиокниги;
- портативные устройства с камерой для распознавания, чтения и сканирования;
- компьютеры с программным обеспечением для слабовидящих;
- цифровые видеоувеличители или электронные лупы;
- стойки высотой не более 0,85 м для выдачи книг инвалидам-колясочникам;
- добавочное освещение стеллажей и мест в читательском зале;
- тактильные таблички, информационные стенды и аудиовизуальные табло.
Для удобства посетителей на колясках предусматривают увеличенные рабочие места и проходы шириной более 1,2 м.
Компания «Логия» занимается комплексным оснащением образовательных организаций «под ключ». Мы поможем составить техническое задание, сделаем 3D визуализацию и подберем оборудование для библиотеки нового поколения.
Цифровая образовательная среда в школе — что это такое?
Под «Цифровой образовательной средой» понимается единая информационная система, объединяющая всех участников образовательного процесса — учеников, учителей, родителей и администрацию школы. Система включает в себя:
- Информационные образовательные ресурсы.
- Технологические средства: компьютеры, средства связи (смартфоны, планшеты), иное информационно-коммуникационное оборудование.
- Систему педагогических технологий.
«Цифровая образовательная среда» должна была появиться в России уже с 01.09.2020, однако внедрении системы было отложено на более поздний срок. Согласно Постановлению Правительства РФ № 2040 от 07.12.2020 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды» программа заработала с 10 декабря 2020 и продолжит свое действие до 31 декабря 2022 года. Система появилась в России в рамках национального проекта «Образование».
Изображение с сайта Министерства просвещения РФ
Основная задача ЦОС — создать современную и безопасную электронную образовательную среду, которая обеспечит доступность и высокое качество обучения всех видов и уровней. Планируется, что к 2024 году современные цифровые технологии будут внедрены в 75 субъектах РФ для как минимум 500 тысяч детей.
В рамках ЦОС также будут функционировать центры цифрового образования детей «IT-Куб» (см. Распоряжение Минпросвещения РФ № Р-138 от 17.12.2019). Организации будут обучать учеников по дополнительным общеразвивающим программам в сфере информационных технологий.
Предполагается, что проект послужит стимулом для обновления содержательной базы образования, а также даст школьникам и учителям возможность ориентироваться в цифровом пространстве. При помощи ЦОС улучшится качество образования, так как педагоги смогут эффективнее повышать квалификацию, а в школах появится необходимая инфраструктура для совершенствования учебного процесса.
Подписи к слайдам:
РОЛЬ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ В УЧЕБНО — ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ГБОУ Школа № 1213 стр./п.2 Педагог-библиотекарь Заостровская Е.А.
Без высокой культуры чтения нет ни школы, ни подлинного умственного труда. В.А.Сухомлинский. Главная задача любой школьной библиотеки как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в учебно-воспитательном процессе. Доказано, что сотрудничество библиотекарей и учителей способствует повышению уровня грамотности учащихся, содействует развитию навыков чтения, запоминания, а также выработке умения пользоваться информационно-коммуникативными технологиями.
Библиотекарь школы – это и педагог, и психолог, и психотерапевт в одном лице. Знание психологических и педагогических методик это не просто дань моде, а это новый уровень обслуживания, это профессионализм в работе.
Воспитательная работа. Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя (обучение пользованию книгой и др.носителями) Способствование формированию личности учащихся средствами культурного наследия, формами и методами индивидуальной и массовой работы (беседы, диспуты, викторины, литературно-музыкальные композиции, и др.) Популяризация литературы библиотечными формами работы. Создание актива школьной библиотеки. Совместная работа с детскими библиотеками, педагогическими классами, психологической службой школы.
Экскурсия в библиотеку № 29с/п1
Занятие по экологии
Детский центр имени Х.К.Андерсена
Детский центр имени Х.К.Андерсена
Мы верим, что наша работа помогает повысить престиж школьного педагога-библиотекаря, а также способствует повышению качества обучения и эффективности воспитательного процесса.
Методы работы с читателями школьной библиотеки
Школьная библиотека является важным центром, который объединяет учеников, учителей и родителей. Работа с читателями — это основа успеха любой библиотеки. В данной статье мы рассмотрим эффективные методы работы с читателями школьной библиотеки, которые помогут привлечь их к чтению и развитию читательской культуры.
Организация клубов чтения и кругов по интересам
Один из самых популярных методов работы с читателями в школьной библиотеке — организация клубов чтения и кругов по интересам. Это отличный способ привлечь учеников к чтению и создать атмосферу дружеского общения в библиотеке.
Клубы чтения могут быть организованы по разным жанрам: фантастика, детективы, приключения, классика и т.д. Каждый участник может прочитать выбранную книгу, а затем обсудить ее с другими членами клуба. Также можно организовывать круги по интересам: театральный кружок, клуб любителей истории, художественный кружок и т.д. Это помогает привлечь к чтению людей, которые не любят чтение в обычной форме, но тем не менее интересуются разными направлениями культуры и искусства.
Привлечение учеников к созданию книжных выставок и проектов
Ученики — важные участники в общении с библиотекой. Использование их идей и творческих находок может помочь в организации разных мероприятий в библиотеке. Например, можно проводить конкурсы на лучшую книжную выставку, где ученики сами будут выбирать книги и создавать оригинальные композиции. Кроме того, можно использовать умения учеников в создании проектов, которые могут быть связаны с чтением и литературой. Объединение сил учеников и библиотекарей поможет создать уникальные и интересные мероприятия и проекты, которые привлекут новых читателей в библиотеку.
Использование игр и ролевых игр для развития читательской культуры
Использование игр и ролевых игр в работе с читателями школьной библиотеки может быть очень эффективным методом развития читательской культуры у детей и подростков. Например, можно проводить викторины и игры, связанные с литературой, чтением и книгами. Также можно использовать ролевые игры, где ученики сами становятся героями из любимых книг и играют роли этих героев в интересных сюжетах. Это поможет детям и подросткам погрузиться в мир литературы и культуры и лучше понять смысл и содержание книг.
Организация литературных кафе и дискуссионных площадок
Библиотека может стать отличным местом для общения и дискуссий на разные темы. Организация литературных кафе и дискуссионных площадок поможет привлечь учеников к чтению и общению с другими людьми. В литературном кафе можно обсудить любимые книги, послушать интересные выступления и презентации, а также познакомиться с новыми авторами и жанрами. Дискуссионные площадки позволяют обсудить различные темы, которые связаны с литературой и культурой, а также выразить свое мнение на привлекательной платформе.
Итак, работа с читателями школьной библиотеки — это сложный, но важный процесс. Организация клубов чтения, привлечение учеников к созданию книжных выставок и проектов, использование игр и ролевых игр, а также организация литературных кафе и дискуссионных площадок помогут привлечь новых читателей, развить читательскую культуру у детей и подростков и создать дружественную и интересную атмосферу в школьной библиотеке.
Структура информационно-библиотечного центра
Планировка и площадь помещений ИБЦ зависят от возможностей здания образовательной организации, её деятельности и расчетного контингента обучающихся. Требования к современным библиотекам для школ, средних специальных и высших учебных заведений определяют СП 251.1325800.2016, 279.1325800.2016 и СП 278.1325800.2016.
В соответствии с правилами предусматриваются:
- фонды открытого и закрытого хранения;
- читальный зал с посадочными местами;
- кафедры выдачи и приема материалов в читальных залах и помещениях абонемента;
- зоны для индивидуальной работы с ИКТ, электронными, видео- и аудиоресурсами;
- места для работы с периодикой и каталогами;
- лекционные залы.
Введут ли в России дистанционное обучение?
С весны 2020 и до конца прошлого учебного года российские школы работали в режиме дистанционного обучения. В новом учебном году учебные заведения также время от времени переходят на дистанционку в связи со сложной эпидемиологической обстановкой. При этом ученики, родители и учителя нередко сталкиваются с различными сложностями: нехватка оборудования, отсутствие технологических средств для проведения онлайн-уроков, нехватка методических разработок для дистанционных занятий. Из-за этого в обществе возникло негативное отношение к дистанционному образованию.
Кроме того, в интернете начала появляться информация о том, что в России планируется полностью перейти к дистанционному обучению — такие сообщения также вызывают много вопросов как у учителей, так и у учеников и их родителей.
На самом деле перед ЦОС никогда не стояла задача полностью отказаться от традиционной системы обучения и упразднить необходимость посещения детьми школы — речь шла лишь о внедрении различных электронных и технических средств для повышения качества образования.
Также оживленную дискуссию вызвал законопроект № 957354-7. Его название — «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «Об образовании в РФ» в части определения полномочий по установлению порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Многие подумали, что цель этой инициативы — перевести все школы на дистанционное обучение.
Однако один из авторов законопроекта, глава Комитета Совфеда по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова объяснила, что перевод образовательных учреждений на дистанционный режим работы стал вынужденной неотложной мерой на период коронавируса. При этом выяснилось, что в российском законодательстве не описаны многие вопросы, касающиеся проведения онлайн-уроков. Новый законопроект направлен именно на восполнение ряда пробелов в действующих законах.
В частности, поправки уточнят полномочия Минпросвещения и Минобрнауки при реализации онлайн-программ в образовании. В результате министерства смогут прописать подробный регламент дистанционного обучения, а в случае чрезвычайной ситуации, когда обучение в школах нужно будет перевести в онлайн-формат, каждое образовательное учреждение будет иметь четкую и подробную инструкцию. По состоянию на январь 2021 этот законопроект не был рассмотрен даже в первом чтении.
Также на рассмотрении Госдумы находится законопроект № 963511-7, в котором предлагается сделать дистанционный формат обучения добровольным, за исключением случаев введения в регионе или стране режимов ЧС, ЧП или повышенной готовности. То есть переводить весь процесс обучения в онлайн-формат на постоянной основе в ближайшее время не планируется.
Дистанционное обучение в 2020-2021 учебном году
С 1 сентября 2020 года о внедрении всероссийского дистанционного формата работы школ объявлено не было. Руководства отдельных регионов и образовательных организаций принимают решение о целесообразном режиме учебы в зависимости от эпидемиологической обстановки. По состоянию на январь 2021 года возвращать всероссийский дистант (как это было весной 2020) не планируется.
При этом в школах должны соблюдаться все рекомендации по организации работы образовательных учреждений в условиях сохранения рисков распространения коронавирусной инфекции, перечисленные в Постановлении главного государственного санитарного врача РФ № 16 от 30.06.2020.
Оценка эффективности работы школьной библиотеки
Методы и критерии оценки функционирования библиотеки
Для оценки эффективности работы школьной библиотеки используются различные методы и критерии, которые позволяют оценить как качество оказываемых услуг, так и влияние работы библиотеки на обучение и развитие учащихся. Некоторые из них:
- Опросы учащихся и педагогов — позволяют выяснить, удовлетворены ли они работой библиотеки, какие услуги требуют дополнительной развития;
- Статистика посещений — позволяет выявить активность учащихся и педагогов в использовании библиотечных услуг;
- Анализ коллекции — помогает оценить соответствие библиотечной коллекции образовательным и культурным потребностям учащихся;
- Оценка качества обслуживания — проводится путем анализа уровня профессионализма библиотекарей, доступности услуг и оборудования;
- Соблюдение стандартов — проверка соответствия библиотеки стандартам работы школьной библиотеки.
Анализ результатов работы школьной библиотеки и их влияния на учеников
Анализ результатов работы школьной библиотеки позволяет определить не только качество услуг, но и их влияние на учеников. Некоторые показатели, которые могут быть использованы для анализа:
- Уровень развития навыков чтения — оценка степени повышения производительности чтения, увеличения интереса к чтению у учащихся;
- Количество проектов, связанных с библиотекой — оценка активности учеников в использовании библиотечных ресурсов в рамках выполнения школьных проектов;
- Уровень образования — оценка влияния работы библиотеки на уровень образования и общую успеваемость учеников.
Определение потребностей и пожеланий учеников и педагогов относительно работы библиотеки
Для создания эффективной работы библиотеки необходимо знать потребности и пожелания учеников и педагогов. Это можно сделать путем проведения следующих мероприятий:
- Анкетирование учащихся и педагогов — позволяет выявить наиболее востребованные услуги и потребности в использовании библиотечных ресурсов;
- Проведение фокус-группы — групповое обсуждение возможных улучшений работы библиотеки;
- Отслеживание комментариев и замечаний — проведение анализа обратной связи и замечаний от учащихся и педагогов.
В современном обществе школьная библиотека является одним из важнейших инструментов в образовательном процессе. Она является не только хранилищем знаний и информационным центром, но также играет ключевую роль в развитии у школьников навыков поиска и анализа информации, способствует культурному развитию личности и формирует коммуникативные навыки.
Тенденции и новые методы организации работы школьной библиотеки
Современная школьная библиотека должна быть максимально адаптирована к потребностям школьников и учителей. Сегодня широко применяются новые методы работы библиотеки, такие как:
- Виртуальные выставки, которые позволяют широкому кругу пользователей ознакомиться с тематическими подборками литературы, аудио- и видеоматериалов;
- Использование игровых форматов для обучения и информационной грамотности;
- Работа с электронной библиотекой и базами данных;
- Проведение мероприятий и разнообразных форм активного чтения, как для детей младшего возраста, так и для старшеклассников.
об эффективности использования новых методов
Использование новых методов работы и форматов обучения в школьной библиотеке позволяет существенно увеличивать эффективность её использования. Введение игровых форматов для обучения, к примеру, позволяет детям с бóльшей заинтересованностью работать с учебным материалом.
Также, проведение разнообразных мероприятий на основе информационной грамотности, способствует формированию у школьников умения критически оценивать информацию, правильно использовать различные источники и повышать уровень культурной компетенции.
Рекомендации для школ и библиотек на основе проведенного анализа
Основываясь на вышеизложенных данных, можно сделать несколько рекомендаций для школьных библиотек:
- Использование современных методов работы библиотеки, посредством введения веб-технологий и новых форматов работы с аудиторией;
- Активное продвижение чтения и информационной грамотности как непременных элементов личностного развития;
- Дальнейшее укрепление сотрудничества со школьными и общественными организациями, по аналогии с проводимыми мероприятиями в сфере подростковой культуры и обучения.
Дистанционные курсы для педагогов
663 курса от 690 рублей
Выбрать курс со скидкой
Выдаём документы установленного образца!
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей
Время чтения: 1 минута
Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса
Время чтения: 1 минута
В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах
Время чтения: 0 минут
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
В презентации рассказывается о том, что в связи с модернизацией современной школы, созданием и развитием единого информационного пространства страны потребовались соответствующие преобразования и в деятельности школьных библиотек. Все школьные библиотеки страны ныне призваны стать центром общедоступной информации, они должны быть востребованы как для обучения, так и для личностного, духовного, творческого развития, самосовершенствования. Как этого добиться в условиях сельской школы автор попыталась представить в презентации.
Тенденции в организации школьной библиотеки
Школьная библиотека — это важная составляющая образовательной среды, которая не только дает доступ к книгам, но также расширяет возможности учащихся на получение знаний и совершенствование навыков. В настоящее время существуют несколько тенденций в организации школьных библиотек, которые помогают расширить ее функциональность и эффективность.
Цифровизация и доступность книжных фондов
С развитием технологий и интернет-ресурсов, школьные библиотеки имеют возможность расширить свой книжный фонд в электронном виде, что позволяет учащимся получить доступ к книгам, не выходя из дома. Также, создание электронных каталогов книг на веб-сайтах библиотеки позволяет быстро найти нужную информацию и не тратить время на поиск бумажных книг.
Использование новых технологий для обеспечения учебного процесса
В настоящее время, школьные библиотеки больше не являются местом только для пассивного чтения книг. Они также могут использоваться как центр для организации лекций, воркшопов, тренингов, мастер-классов и других мероприятий, которые помогают обеспечить учащимся дополнительные знания и навыки, необходимые для их развития. К тому же, использование компьютеров, интерактивной доски, проектора и других технологических инструментов может помочь учащимся в понимании и изучении материала.
Расширение функционала школьной библиотеки и ее роли в образовательной среде
Школьные библиотеки становятся все более важными в образовательной среде, поскольку они предлагают более широкий диапазон услуг, которые могут помочь учащимся улучшить свои знания и навыки. Некоторые школьные библиотеки могут предлагать, например, консультации по исследовательским проектам, помощь в написании научных работ, проведение обучающих занятий по медиа-грамотности и другие уникальные сервисы, которые помогают расширить кругозор учащихся. Кроме того, школьные библиотеки могут сотрудничать с учебными заведениями и научными организациями, организовывать мероприятия в рамках социальных проектов и т.д., чтобы улучшить качество образования в школе.
Таким образом, школьные библиотеки играют важную роль в учебном процессе учащихся, а настоящие тенденции в их организации и расширении функционала необходимы для улучшения качества образования и расширения возможностей учащихся для изучения мира и повышения своей квалификации.
Обеспечивающая функция
Обеспечивающая функция информационно-библиотечных центров образовательных организаций должна быть расширена за счет пополнения и обновления книжных фондов, предоставления новых видов ресурсов, удовлетворения новых типов потребностей образовательной организации.
Помимо предоставления книжных фондов, информационно-библиотечный центр должен обеспечивать поддержку образовательного процесса электронными образовательными ресурсами, программными средствами, доступом к сети Интернет.
Помещения и оборудование информационно-библиотечного центра должны активно использоваться в образовательном процессе.
При отсутствии необходимых ресурсов информационно-библиотечный центр может использовать возможности кооперации с другими информационно-библиотечными центрами. Таким образом, общее количество ресурсов, доступных посетителям конкретного информационно-библиотечного центра, увеличивается.
Информационно-библиотечный центр должен иметь возможность привлекать дополнительные ресурсы за счет развития частно-государственного партнерства, сотрудничества с фондами развития, привлечения средств благотворительных организаций и частных лиц.
Одной из возможностей привлечения дополнительных ресурсов является сотрудничество с компаниями-поставщиками высокотехнологичной образовательной продукции – шлемов виртуальной и дополненной реальности, интерактивных досок и других. При этом информационно-библиотечный центр выполняет функции выставки-экспозиции и обеспечивает привлечение внимания к продукции партнера. Такое сотрудничество позволяет использовать новые технологии в образовательном процессе с минимальными затратами.