Значение современной школы: цели и задачи
Одной из главных задач современной школы является обучение. Ребенок приобретает знания в различных предметах – математике, русскому языку, истории и других. Это позволяет ему развивать аналитическое и творческое мышление, умение решать задачи и применять полученные знания в повседневной жизни.
Однако школа не только учеба
Важное значение имеет общение между учениками и педагогами. В процессе общения дети учатся взаимодействовать, слушать и быть выслушанными, решать конфликты и сотрудничать в команде
Общение помогает развивать социальные навыки и умения, которые пригодятся в дальнейшей жизни.
Одна из важнейших целей современной школы – социализация. Школа создает условия для формирования и развития коммуникативных навыков учеников, а также для участия в социальной жизни. Учащиеся находятся в разнообразных социальных ситуациях, участвуют в коллективных мероприятиях и проектах, что способствует развитию их самостоятельности, ответственности и активности.
Однако наряду с воспитанием и развитием, школа также готовит учеников к их будущей профессии и карьере. Учебные программы обеспечивают необходимые знания и навыки для выбранной профессии. Благодаря школе, дети могут определить свои интересы и склонности, а затем продолжить образование или выбрать профессию, которая будет им интересна и приносить удовлетворение.
Основные задачи современного российского образования
Перечислим наиболее важные цели и задачи современного образования в России:
- Обеспечить возможность удовлетворения потребности в образовании для каждого гражданина. Помимо этого, необходимо повышать уровень образованности населения.
- Сформировать систему воспитания и обучения, которая будет полностью отвечать образовательным потребностям граждан и государства в целом, а также нормам российского и международного права.
- Помочь будущему поколению адаптироваться к условиям современного демократического общества.
Основные задачи современного российского образования
- Осуществить социальную адаптацию всевозможных слоёв общества (вне зависимости от этнической принадлежности, психических и физических особенностей, уровня заработка, религиозных и политических позиций).
- Создать одинаковые возможности в области образования для всех категорий граждан.
- Усилить патриотизм подрастающего поколения, привить гражданам демократические устои и помочь им социализироваться в условиях гражданского общества. С помощью образования люди должны сформировать устойчивые морально-этические позиции, научиться уважать права и свободы личности, а также чужую культуру и ценности.
- Обеспечить всестороннее развитие детей и молодежи. Образование должно помогать молодым людям раскрывать творческий потенциал, а также усиливать интерес к самообразованию и саморазвитию.
- Создать трудовую мотивацию, активные жизненные и профессиональные позиции. Получая образование, граждане должны научиться выстраивать карьеру и хорошо ориентироваться на современном рынке труда.
Дарим скидку от 60% на курсы от GeekBrains до 22 октября
Уже через 9 месяцев сможете устроиться на работу с доходом от 150 000 рублей
Забронировать скидку
Привести образовательные программы в соответствие с последними научными достижениями. При этом система образования должна постоянно актуализироваться посредством обновления всех ее элементов. Учебный процесс должен выстраиваться с учетом культурных, экономических, научных и технологических изменений.
Сформировать благоприятные условия для преемственности уровней и ступеней образования.
Разработать программы, в которых будут эффективно использоваться информационные технологии
Немаловажной задачей также является развитие открытого образования.
Помогать одаренным детям и молодым людям. Педагогические работники должны быть мотивированы на осуществление научной деятельности.
Способствовать поддержанию здорового образа жизни граждан
Образование также должно совершенствовать детский и юношеский спорт.
Формировать у граждан ответственное отношение к экологии.
Создавать и совершенствовать единое образовательное пространство РФ (как на федеральном, так и на мировом уровнях).
Глобальные тенденции развития образовательного процесса
Рассмотрим наиболее устойчивые мировые тенденции в образовании:
Стоит отметить, что образование в Российской Федерации ориентируется на постулаты Всеобщей декларации прав человека и на общечеловеческие ценности (включая общественные, культурные, моральные и духовные).
Именно это гарантирует каждому гражданину России возможность получения образования с учётом его места проживания и других особенностей.
Откройте для себя захватывающий мир IT! Обучайтесь со скидкой до 61% и получайте современную профессию с гарантией трудоустройства. Первый месяц – бесплатно. Выбирайте программу прямо сейчас и станьте востребованным специалистом.
При этом обучение ведется не только для удовлетворения индивидуальных потребностей человека, но и для принесения пользы обществу.
Глобальные тенденции развития образовательного процесса
Исходя из всего вышесказанного, становится очевидным, что цели и задачи образования в Российской Федерации охватывают самые разные сферы человеческого развития. Они включают в себя не только получение практических знаний и навыков, но и формирование морально-этических позиций. Таким образом, образованный человек — это всесторонне развитая личность, получившая правильное воспитание.
Цели проекта «Современная школа»
Первая цель:
Создание условий для реализации права каждого ребенка на получение качественного и доступного образования.
Вторая цель:
Совершенствование материально-технической базы образовательных учреждений, обеспечение их современным оборудованием и инфраструктурой.
Третья цель:
Развитие педагогического сообщества, повышение квалификации педагогов, привлечение высококвалифицированных специалистов в сферу образования.
Четвертая цель:
Расширение возможностей образования для детей с особыми образовательными потребностями и детей из социально незащищенных семей.
Пятая цель:
Формирование системы контроля и оценки качества образования, повышение прозрачности и открытости в образовательной сфере.
Цель образовательной программы в корпоративном обучении
Обучение сотрудников на работе, если это не обязательное по закону профобучение, — тоже неформальное. Например, обязательных требований к менеджерам по продажам нет, но компании, как правило, регулярно устраивают для своих менеджеров обучающие тренинги. Поэтому здесь регулирования со стороны государства нет.
Заказчик корпоративного обучения — работодатель. Он видит недостаток каких-либо навыков у сотрудников и, организуя обучение, старается этот недостаток компенсировать. Тем самым он пытается устранить проблемы в работе или сделать её ещё более эффективной. Это и есть конечные цели обучающих программ.
Чтобы выяснить и детализировать эти цели, разработчикам обучения тоже очень важно провести исследование. Причём в корпоративной сфере порой не так-то просто выяснить истинные цели заказчика
Допустим, руководитель говорит: «Надо сделать для старших менеджеров курс по тайм-менеджменту, потому что они часто стали пропускать дедлайны». Но если выяснить причины опозданий у самих старших менеджеров, то окажется, что у них в последнее время просто сильно вырос объём задач, и они не очень умеют их делегировать, хотя в теории их этому уже учили. А значит, и обучать их сейчас надо не тайм-менеджменту, а конкретно делегированию, причём с упором не на теорию, а на отработку и закрепление навыков. То есть цель будет такой: внедрить делегирование задач в практику работы старших менеджеров (а не просто «научить основам делегирования задач»).
Кстати, две типичные ошибки проектирования программ корпоративного обучения связаны как раз с целями: это слишком общая, размытая формулировка цели либо слишком большое количество целей для одной программы. В первом случае вообще непонятно, к чему двигаться (значит, и курс или тренинг получатся невнятными), а во втором программа получится перенасыщенной и поэтому не даст эффекта, ведь в корпоративном обучении курсы обычно короткие, времени на долгое обучение ни у сотрудников, ни у бизнеса нет.
Развитие цифровых технологий в образовании
Цифровые технологии в образовании позволяют делать учебный процесс более интерактивным и наглядным. С помощью компьютеров, планшетов и интерактивных досок учитель может создавать увлекательные уроки с использованием различных мультимедийных материалов, таких как видео, аудио и графика. Это позволяет учащимся более эффективно усваивать материал и повышает их интерес к учебному процессу.
Не менее важное направление развития цифровых технологий в образовании — это создание электронных платформ, позволяющих проводить дистанционное обучение. В условиях современного мира, когда школьники часто не могут посещать учебные занятия по различным причинам, такие платформы становятся настоящим спасением
Они позволяют учащимся учиться в удобное для них время и в любом удобном для них месте. Таким образом, дистанционное обучение обеспечивает равные возможности для всех школьников в получении качественного образования.
Развитие цифровых технологий в образовании — это неотъемлемая часть модернизации образовательного процесса. Использование современных инструментов и технологий позволяет сделать обучение более эффективным, интересным и доступным. В рамках федерального проекта «Современная школа» активно внедряются новейшие цифровые технологии в школьную жизнь, что способствует созданию благоприятного образовательного окружения и развитию компетенций учащихся в сфере информационных технологий.
Какой должна быть цель образовательной программы
Сейчас в EdTech и корпоративном обучении распространена модель проектирования программы от результата. А результатом при этом выступает как раз цель, к которой нужно привести студента.
Методист образовательных программ Skillbox Анна Крылова объясняет, что согласно этой концепции цель образовательной программы должна быть:
Конкретной
Важно помнить об итоговом результате и сформулировать его настолько точно, насколько можно. Например, цель «изучить дизайн интерьеров» — слишком размытая, а вот «самостоятельно создать 3D‑визуализацию дизайн-проекта трёхкомнатной квартиры» — уже лучше.
Измеримой
Цель нужно формулировать таким образом, чтобы итоговый результат можно было оценить по понятным и чётким критериям. Поэтому в качестве цели нередко выбирается создание какого-либо проекта или продукта, который потребует от студента задействовать все знания и навыки, заложенные в программу: «разработать сайт на языке Java по брифу заказчика», «испечь торт „Наполеон“ по рецепту».
Достижимой. Достижение цели должно быть реальным за срок программы и при той глубине погружения в тему, которую она предполагает. Скажем, во время трёхчасового мастер-класса студент может научиться печь «Наполеон» по рецепту, но будет неправильно ожидать, что за этот срок он представит авторский рецепт торта.
Значимой. Именно для этого нужно изучать потребности аудитории — чтобы программа обучения отвечала тем запросам, с которыми люди приходят учиться.
Можно заметить, что этот подход к целеполаганию соответствует популярному в управлении проектами методу SMART (Specific — «конкретная», Measurable — «измеримая», Attainable — «достижимая», Relevant — «значимая», Timely — «ограниченная по времени»). Однако последний критерий можно не учитывать, так как достижение цели по умолчанию привязано к окончанию программы.
Больше интересного про образование — в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Развитие профессиональных компетенций педагогических работников
Одним из направлений развития профессиональных компетенций является повышение уровня педагогической подготовки. Для этого предусмотрено проведение систематического обучения по актуальным педагогическим технологиям, методикам и инновациям. Педагогические работники получают дополнительные знания и навыки, которые позволяют им справляться с текущими вызовами и требованиями образовательной среды.
Еще одной важной составляющей развития профессиональных компетенций является обмен опытом
Федеральный проект уделяет значительное внимание созданию сетевых платформ и форумов, где педагогические работники могут общаться, делиться своим опытом и передавать лучшие практики друг другу. Это позволяет осуществлять принцип коллегиального взаимообучения и повышать качество образования в целом
Развитие профессиональных компетенций педагогических работников также включает их профессиональную саморазвитие. Педагоги поддерживаются в инициативах по самообразованию, саморефлексии и самоанализу. Они могут участвовать в различных проектах и конкурсах, посещать мастер-классы и тренинги, а также получать сертификаты и награды за достижения в профессиональной деятельности.
- Повышение уровня педагогической подготовки;
- Обмен опытом;
- Профессиональное саморазвитие.
Развитие профессиональных компетенций педагогических работников является важным условием для повышения качества образования и достижения стратегических целей федерального проекта «Современная школа». Проект предоставляет педагогам возможности и ресурсы для развития, что благоприятно сказывается на результативности образовательного процесса в целом.
Глава 2. Деятельность школы
2.14. Деятельность Школы регламентируется нормативными правовыми актами, настоящим Уставом и принимаемыми в соответствии с ним иными локальными нормативными актами.
Школа самостоятельно устанавливает необходимое количество локальных нормативных актов, содержащих нормы, регулирующие образовательные отношения (далее — ЛНА).
Школа принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между Школой и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.
Локальными нормативными актами, регламентирующими деятельность Школы, являются:
— правила внутреннего трудового распорядка;
— инструкции;
— программы;
— планы;
— декларации;
— штатное расписание;
— расписание занятий;
— приказы директора;
— решения совета Школы и другие.
В соответствии с данным Уставом ЛНА по соответствующим направлениям деятельности принимаются (утверждаются) приказом директора Школы или коллегиальным органом управления, созданным в Школе, большинством голосов, присутствующих на заседании при открытом голосовании и оформляются протоколом, который подписывается председателем и секретарем коллегиального органа управления.
Локальные акты действительны до изменения требований действующего законодательства, а равно иных условий, влекущих изменение, добавление либо отмену закрепленных в них положений.
При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся, родителей и работников Школы, в целях учета их мнения директор Школы или председатель коллегиального органа управления перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование к нему в представительный орган обучающихся, родителей и работников (при наличии таких органов).
Представительный орган не позднее пяти рабочих со дня получения указанного ЛНА направляет заявителю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.
Датой принятия ЛНА считается дата его утверждения, нанесенная утвердившим его должностным лицом на грифе утверждения.
ЛНА вступают в силу с даты утверждения и приобретают обязательный характер для всех участников, на которых они распространяются.
Главные цели образования
Важнейшим элементом любой дидактической системы являются ее цели, которые могут определяться целым рядом факторов. Например, социальным заказом, спецификой образовательной системы, задачами образовательного учреждения, общими целями учебных программ и т.д. При этом наиболее важным фактором является социальный заказ, который представляет собой цели конкретной страны.
Нельзя не отметить, что содержание целей образования зависит от особенностей общественного строя. Они формулируются в законах государства, нормативных и теоретических документах системы народного образования, учебных программах и методических учебных пособиях по темам, разделам учебных программ.
Главные цели образования
В качестве примера рассмотрим цель общего образования, которая была описана в концепции структуры и содержания общего среднего образования. Она была принята в 2000 году на Всероссийском совещании работников образования.
Звучит эта цель так: построение разносторонне развитой личности, которая сможет раскрыть свои творческие способности в постоянно меняющихся социально-экономических условиях
Развитие науки, технологий, культуры, следование традициям — все это важно как для конкретного человека, так и для социума в целом
Отметим также доктрину образования в РФ, в которой описаны цели воспитания и обучения. В этом документе сформулирована методология их достижения и сделаны прогнозы относительно результатов развития системы образования на период до 2025 года.
В доктрине определены следующие цели и задачи образования:
В доктрине описаны интересы населения России с учётом особенностей различных культур, входящих в его состав. Данная система предназначена для формирования условий, которые помогут гражданам страны получить достойное образование. Кроме того, она создана для обеспечения равенства прав граждан и должна дать каждому из них возможность улучшать свое образование, вне зависимости от возраста, пола и других характеристик.
В данной концепции образование рассматривается в качестве наиболее важной области накопления знаний и навыков. В эту сферу следует привлекать долгосрочные инвестиции
Помимо этого, образование является приоритетным направлением для развития творческих способностей человека, так как формирует для этого оптимальные условия. Нельзя не отметить и нравственный аспект: образование помогает человеку найти правильные морально-этические позиции.
В концепции также рассмотрены наиболее важные направления развития законодательства в сфере образования. Доктрина выступает в качестве базы для формирования программ совершенствования образования.
В тексте документа указано, что запрещается принимать нормативные акты, которые идут в разрез доктрине. Граждане ни в коем случае не должны терять гарантии на достойное образование. Финансирование этой области также должно оставаться на хорошем уровне.
Для вас подарок! В свободном доступе до
22.10
Скачайте ТОП-10
нейросетей, которые помогут облегчить вашу работу
Чтобы получить подарок, заполните информацию в открывшемся окне
Перейти
Скачать
файл
Исходя из содержания концепции, становится очевидным, что государство берет на себя ответственность за вопросы, связанные с образованием в стране.
Адаптация к быстро меняющемуся миру: задачи современной школы
Одной из основных задач современной школы является подготовка учеников к профессиональной деятельности. Школа должна помогать ученикам определить свои интересы и склонности, развивать необходимые навыки и умения, чтобы они смогли успешно реализоваться в выбранной профессии.
Важной задачей школы также является обеспечение качественного образования. Школа должна предоставлять ученикам необходимые знания и навыки, которые помогут им успешно учиться и развиваться дальше
Образование должно быть интересным и актуальным, чтобы подготовить учеников к вызовам современного мира.
Кроме того, школа играет важную роль в воспитании учеников. Она должна способствовать формированию у них ценностей, моральных качеств и навыков, необходимых для успешной жизни и общения в обществе. Школа должна учить детей быть ответственными, толерантными, уметь работать в команде и решать проблемы.
Современная школа также ставит перед собой задачу обеспечить ученикам возможность социализации и развития навыков общения. Школа должна создавать условия для общения и сотрудничества между учениками, помогать им развивать навыки коммуникации, эмоционального интеллекта и умения работать в коллективе.
В целом, основные задачи современной школы связаны с адаптацией учеников к быстро меняющемуся миру. Школа должна развивать учеников, помогать им получить необходимые знания и навыки, подготавливать их к успешной карьере, обеспечивать качественное образование, воспитывать моральные ценности и развивать навыки общения.
Обучение современным технологиям и цифровой грамотности
- Обучение технологиям – это учеба, направленная на овладение знаниями и навыками в области информационных технологий. Учащиеся изучают различные программы и приложения, осваивают основные принципы работы с компьютером.
- Цифровая грамотность – это умение эффективно использовать компьютерные технологии и электронные ресурсы для выполнения различных задач. В рамках обучения цифровой грамотности, учащиеся изучают основы работы с электронными таблицами, текстовыми редакторами, программами для создания презентаций и другими инструментами.
- Знание современных технологий и цифровая грамотность становятся неотъемлемой частью подготовки к будущей профессии. Работодатели все больше ожидают от выпускников школы владения компьютерными навыками и готовности к использованию информационных технологий в своей работе.
Обучение современным технологиям и цифровой грамотности имеет важное значение для развития учащихся и их успешной карьеры в будущем. Оно помогает ученикам научиться эффективно использовать информационные ресурсы для получения знаний, а также развивает критическое мышление и способности к самообразованию
Развитие креативности и критического мышления
Развитие этих навыков и качеств особенно важно для будущей карьеры ученика. В современном мире требуется не только обладать определенными знаниями и уметь выполнять задачи по учебе, но и быть способным к творческому мышлению
Во многих профессиях важным элементом успеха является способность генерировать новые идеи, находить нетривиальные решения и анализировать информацию.
Креативность и критическое мышление также важны для развития личности и воспитания социализации у детей. Умение мыслить независимо и критически оценивать информацию помогает формировать собственные ценности и убеждения, быть критически настроенным к окружающей действительности. Эти навыки помогают становиться самостоятельными и автономными личностями, способными принимать собственные решения.
Школа играет особую роль в развитии креативности и критического мышления. Преподавателям необходимо создавать условия для развития этих навыков, внедрять новые методы обучения, которые способствуют активному участию учеников, их самостоятельной работе и высказыванию собственного мнения. Вызовы современного мира требуют от школы акцента не только на передаче определенных знаний, но и на развитии креативности и критического мышления учащихся.
Понятие образования
В российской педагогике термин «образование» не употреблялся почти до середины XVIII века. Первым, кто его использовал, был Н.И. Новиков. При этом понятия «образование» и «воспитание» тогда были сходны по своему значению.
К примеру, в указах Петра l, касающихся основания школы математических и навигаторских наук, учреждения Морской академии и Академии наук, использовалось слово «учение». В. Н. Татищев в своей книге «Разговор о пользе наук и училищ» вообще не употребляет слова «воспитание» и «образование».
Эти термины стали необходимы в тот момент, когда учебный процесс стал стремительно меняться
Если раньше самой важной задачей являлось обучение чтению и письму, то со временем появилась потребность в воспитании личности человека. Более того, это стало приоритетным направлением образования
Все чаще стали использовать понятие «воспитание», тогда как «учение» отошло на второй план.
Понятие образования
В XVIII-XIX веках слово «образование» стало использоваться в качестве синонима к понятию «просвещение». При этом упор делался на целостности определённой оценки явлений окружающей жизни. Таким образом, понятие «знания» начали рассматривать в отдельности.
Узнай, какие ИТ — профессии входят в ТОП-30 с доходом от 210 000 ₽/мес
Павел Симонов
Исполнительный директор Geekbrains
Команда GeekBrains совместно с международными специалистами по развитию карьеры
подготовили материалы, которые помогут вам начать путь к профессии мечты.
Подборка содержит только самые востребованные и высокооплачиваемые специальности и направления в
IT-сфере. 86% наших учеников с помощью данных материалов определились с карьерной целью на ближайшее
будущее!
Скачивайте и используйте уже сегодня:
Павел Симонов
Исполнительный директор Geekbrains
Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023
Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда
Подборка 50+ бесплатных нейросетей для упрощения работы и увеличения заработка
Только проверенные нейросети с доступом из России и свободным использованием
ТОП-100 площадок для поиска работы от GeekBrains
Список проверенных ресурсов реальных вакансий с доходом от 210 000 ₽
Получить подборку бесплатно
pdf 3,7mb
doc 1,7mb
Уже скачали 23394
Перечислим три аспекта знания, которые связаны между собой:
- Теоретический. Речь идет о научных обобщениях и понятиях вместе с фактическим материалом.
- Практический. Этот аспект подразумевает применение полученных знаний на практике.
- Мировоззренческо-нравственный. Знание содержит в себе различные мировоззренческие и нравственно-эстетические идеи.
Что же такое образование? В первую очередь, это изучение человеком целого ряда научных знаний, нравственно-эстетической базы, а также получение практических навыков. При этом над образовательным процессом должен осуществляться контроль со стороны государства.