Краткое содержание
Пьеса начинается с того, что юный рыцарь рассказывает о своих проблемах оруженосцу Ивану. Юноша, принадлежащий к богатому и знатному роду, стеснён в деньгах, и это приводит его в уныние. Во время недавнего поединка он победил противника — графа Делоржа, а тот пробил шлем Альбера копьём. Вместо испорченных доспехов нужны новые, иначе рыцарь не сможет участвовать в турнирах.
Конь юноши тоже пострадал в поединке, а значит, нужен новый. Также молодой дворянин нуждается в платье. Ему нечего надеть на званый ужин, и он сидит в доспехах, а дамам говорит, что оказался здесь случайно. В беседе с оруженосцем Альбер говорит, что к победе его привела скупость отца, а не храбрость. Барон выделяет на содержание крохи, и молодой человек горько сетует на бедность.
Альбер в очередной раз обращается к жиду Соломону с просьбой, чтобы тот дал денег. Но ростовщик требует заклад, а заодно намекает, что старому барону пора бы уже умереть. Ростовщик знает, кто изготавливает яд, действующий быстро и эффективно. Рыцарь сердится и прогоняет еврея. Однако жить в бедности он уже не в силах. Остаётся последнее средство — объяснить ситуацию герцогу. Он единственный, кто может повлиять на барона и сделать так, чтобы он перестал обращаться с юношей, будто с «мышью, рождённой в подполье».
Размышления старика о богатстве
А. С. Пушкин показывает старика в тот момент, когда он стоит рядом сундуками, наполненными золотом. Осталось немного добавить в шестой, чтобы в нём было доверху монет. Он любуется состоянием и сравнивает его с холмами, выросшими по приказу правителя, когда воины приносили и насыпали по горсточке земли. Пока барон смотрит на золото, он чувствует удовлетворение и превосходство, ощущает себя всемогущим. Деньги дают возможность повелевать людьми, заставлять их делать добро и зло. Старику не нужно подтверждения — «довольно сего осознанья».
У каждой золотой монеты, оказавшейся в сундуке, есть своя история. Один старинный дублон принесла вдова. Её муж погиб, а перед этим задолжал. Женщина, растившая троих детей, полдня рыдала под дождём, но так и не сумела разжалобить богача. Ещё одна монета досталась барону от проходимца и плута, который, вероятно, украл её у прохожего. Похожие истории есть и у остальных денег, но старого скрягу это не трогает.
Богач часто любуется золотом, и каждый раз его охватывают противоречивые чувства. С одной стороны, он наслаждается порочностью, как убийца, который видит, как нож вонзается в тело жертвы, а с другой — чувствует, как по телу развиваются «жар и трепет». Старику одновременно «приятно и страшно».
Радость от обладания несметным богатством омрачается предчувствием скорой кончины. Скупой рыцарь понимает: жить ему осталось недолго. Он знает, что после смерти богатство достанется беспечному юноше. Барон всю жизнь терпел лишения, чтобы наполнить сундуки золотыми дублонами, и его гложет мысль о том, что сын пустит добро на ветер. Весёлые приятели, юные красавицы вмиг сделают так, что от богатства не останется и следа.
В рассуждениях скупец доходит до несбыточных фантазий. Ему хочется и после кончины охранять добро, но уже в виде бестелесного существа. «Сторожевою тенью» будет он кружить над сундуками, и никто не посмеет воспользоваться монетами. Старому барону не хочется умирать, но не потому, что он чувствует вкус к жизни или беспокоится о близких: ему жаль расставаться с накопленным золотом.
Кульминация и развязка
Альбер приходит к герцогу и рассказывает, как стыдно ему за свою бедность. Просьба молодого человека заключается в том, чтобы высокопоставленный господин образумил старого скрягу. Герцог вспоминает дни своей молодости и дружбу деда с бароном, который тогда тоже был молод. Благодаря трогательным моментам, всплывшим в памяти, герцог соглашается помочь молодому человеку.
Во время беседы герцог замечает в окне барона и просит Альбера спрятаться в другой комнате. Отец заходит в покои, и затем события разворачиваются следующим образом:
- титулованный чиновник и барон обмениваются приветствиями и любезностями;
- герцог предлагает старому рыцарю, чтобы тот прислал к нему молодого человека;
- старик отвечает, что это невозможно, ведь Альбер задумал обворовать его;
- сын не выдерживает такого обвинения и выбегает из комнаты, восклицая, что отец лжёт;
- скупой рыцарь бросает перчатку, тем самым предлагая юноше поучаствовать в дуэли;
- молодой человек поднимает её;
- герцог с изумлением наблюдает за ужасной сценой, понимая, что отец и сын стоят друг друга.
Краткое содержание
Начинается произведение с того, что в башне разговаривают двое – Альберт, который является рыцарем и Иван, верный слуга рыцаря. Тема для разговора болезненна для Альберта, ведь она о том, что у него нет денег практически ни на что. Ни купить новое снаряжение взамен поврежденного старого, ни даже починить то, что имеется. Например, шлем рыцаря был сильно поврежден на недавнем рыцарском турнире Делоржем, графом. Он пробил шлем Альберта навылет одним ударом. Шлем уже нельзя было починить, слишком серьезным было нанесенное повреждение. Точнее, починить даже такое повреждение было возможно, но при наличии денег, которых у Альберта не было. Альберт разозлился из-за пробитого шлема на Делоржа и выбил того из седла, одержав над ним победу. Нет никакой информации о состоянии поверженного, восстановился ли он после поражения. Теперь же победитель укоряет себя за то, что не забрал у графа его шлем, в отместку. Все люди считали, что этот удар, которым Альберт выбил Делоржа из седла, был чадом его храбрости и отваги. На деле же – злости. У рыцаря не было денег даже на нарядные одежды, из-за чего он не мог выйти в рыцарскую среду.
Но не только шлем был поводом для расстройства – конь Альберта Эмир стал хромым и больше не годился для скачек. Но денег на подходящую замену не было.
Альберт пошел к Соломону — еврею, который промышлял ростовщичеством, чтобы попросить у него денег. Но тот отказывает, ссылаясь на то, что Альберт не расплатился с ним еще за старые долги, и в заклад ему дать нечего. Соломон говорит о своей бедности и просит, чтобы Альберт отдал ему хоть часть долгов. А у рыцаря нет ни гроша. Он сулит еврею возвращение всех долгов, когда получит наследство от отца, когда тот скончается. Соломон, как истинный еврей, тут же предлагает рыцарю отравить своего отца, дабы ускорить процесс получения наследства. Альберту такое не по нраву, и он прогнал еврея.
А отец рыцаря в это время над златом чахнет – он засел в подвале, заставленном сундуками, заполненными золотом. Для него это золото – величайшая ценность всей жизни. Мужчина его брал везде и всегда, даже у вдовы с детьми на руках он забрал золото и у нищего Тибо.
Деньги для него главная движущая сила в жизни – он и боится за свои деньги, и получает удовольствие от их наличия, и хочет, чтобы их у него становилось лишь больше.
Отца Альберта угнетают мысли о том, что когда он скончается, то все эти деньги заберет его сын и просто растратит их.
И вот Альберт приходит во дворец герцога и просит его, чтобы тот оказал свое влияние на отца. Герцог попросил отца рыцаря, чтобы тот выдал ему денег, а тот принялся клеветать на своего сына.
Между ними разгорается ссора, в ходе которой отец вызывает сына на поединок, и сын принял вызов. И помешал их дуэли лишь герцог, который не хотел этого поединка.
В итоге, Альберт уходит, а его отец умирает.
Краткое содержание
Альбер поделился своими проблемами со слугой Иваном. Хоть главный герой был из знатной семьи и имел рыцарское звание, он постоянно нуждался в деньгах. В последнем поединке противник пробил копьём его шлем. Альбер выиграл этот турнир, но его совсем не обрадовало, что доспехи теперь испорчены.
Герой также признаётся Ивану, что графа ему удалось победить не благодаря отваге, а из-за скупости отца. Рыцарю приходилось довольствоваться тем, что ему достаётся. Он тяжко грустил из-за своего бедствующего положения.
Чтобы купить себе новую лошадь, Альберу пришлось взять деньги у ростовщика. Соломон не давал в долг просто так, без залога. Он намекнул юноше, что барону пришло время умирать, и посоветовал ему обратиться к аптекарю, который может дать хороший и быстродействующий яд.
После услышанного Альбер разозлился на Соломона и прогнал его. Рыцарь больше не мог мириться со своим жалким положением и решил обратиться за помощью к герцогу. Альбер хотел, чтобы тот повлиял на его отца, объяснил, что нельзя держать сына в таких условиях.
Золото барона
Барон спустился в свой подвал, чтобы высыпать очередную горсть золота. Когда он смотрел на накопленные богатства, его переполняло чувство превосходства. Герой понимал, что может позволить себе всё.
Барон прекрасно понимал, что жить ему оставалось недолго, поэтому все его сокровища, нажитые за долгие годы, перейдут к сыну. Он считал, что всё золото Альбер промотает в компании дружков и потратит на дам, и мечтал, что его дух после смерти сможет охранять сундуки с сокровищами. Старику тяжело давалась мысль о расставании с деньгами, ведь весь его смысл жизни заключался в приумножении богатств.
Ссора и смерть
Альбер пришёл к герцогу. Он начал жаловаться на отца и попросил того поговорить с ним. Герцог согласился помочь рыцарю, ведь он помнил, в каких хороших отношениях находились его родной дед и барон. В те времена барон не был таким скрягой. Он был очень отважным рыцарем и ничего не боялся.
Герцог посмотрел в окно и увидел, как к его дому приближается отец Альбера. Он приказал юноше спрятаться в соседней комнате, а сам принял барона. Сначала герои обменялись любезностями, а затем перешли к разговору. Герцог предложил барону, чтобы тот прислал к нему своего сына для службы при дворе. Он готов был выплачивать Альберу хорошее жалование.
Герцог ужаснулся от увиденного, разнял родственников и выгнал из своего замка. Эта маленькая сцена послужила причиной смерти старого барона, который даже в последние секунды жизни думал лишь о своих деньгах.
Произведение Пушкина «Скупой рыцарь» было написано в жанре пьесы. В нем автор раскрывает тему жадности. После анализа «Скупого рыцаря» можно сделать следующий вывод: под воздействием скупости человек готов идти на страшные поступки, из-за чего полностью меняется его личность. Ранее благородный и бесстрашный герой становится заложником своего богатства и теряет лучшие качества. Он даже готов оговорить сына, лишь бы тот не получил его деньги.
Краткий пересказ
Перед будущим рыцарским турниром Альбер рассматривает свое снаряжение. Ему нужно быть в полной готовности. Его оруженосец показывает, что рыцарский шлем пробит и непригоден для турнира. Рыцарь вспоминает прошлый поединок с графом Делонжем. Тот нанес ему сокрушительный удар и привел в негодность доспехи. Но слуга, говорит, что и Альбер был на высоте, он сбил соперника с лошади. Граф целые сутки лежал в постели без движения. Рыцарь признается, что был вне себя от ярости, поэтому и казался таким отважным и смелым.
Альбер жалуется, что очень беден. Ему нечего надеть на прием во дворце у герцога. Лошадь его стала хромать, нужно приобретать новую. Кредитор Соломон денег без заклада не дает. И заложить нечего.
Появляется Соломон. Альбер требует у него денег, предлагая вместо заклада свое рыцарское слово. Тот непреклонен. Альбер уверяет его, что он единственный наследник своего отца барона, который хот и скуп, но богат. Соломон говорит, что его отец вполне здоров и еще самого его переживет. Он намекает, что для решения проблемы можно ускорить кончину барона при помощи одного старичка аптекаря, который составляет капли. И человек без рези в животе, без тошноты, без боли умирает.
Оскорбленный Альбер в ярости грозит уничтожить Соломона. Испуганный кредитор предлагает денег. Но рыцарь выгоняет его.
Вот до чего доводит, отца родного скупость. Он просит у Ивана вина, но выпивки нет. Приходится довольствоваться простой водой.
Раздосадованный Альбер решает идти к герцогу жаловаться на отца.
Барон приходит в погреб, где хранит золото в сундуках. И добавляет еще горстку золотых монет в один сундук. Довольный, что сокровища его растут, барону вспоминается легенда о некоем правителе, который велел своим воинам принести каждому по горстке земли и, собрав всю принесенную землю, получился целый холм, стоя на котором правитель мог осматривать свои владения.
Так и он, барон, возвел свой холм, с высоты которого, может гордо взирать на весь мир.
Со сладким ужасом вспоминает барон историю той или иной монетки, принесенной им в этот подвал. За каждой из них беды людские, море слез и крови.
Он высыпает целую пригоршню денег в последний сундук, затем открывает остальные и наслаждается блеском золота при свечах, восклицает в горделивом восторге, он царствует над своим богатством.
Но тут же его посещают мысли, что будет, когда его не станет. Его сын все пустит по ветру с таким тщанием и трудом собранные сокровища. А по какому праву, восклицает он. Нет, выстрадай сначала себе богатство.
Альбер приходи к герцогу с жалобой на отца и тот обещает усовестить его наедине, без шума.
Появляется старый барон. Герцог велит Альберу спрятаться в кладовке за стенкой. Герцог мягко выговаривает барону, что тот не появляется ко двору. Старик ссылается на возраст и здоровье. Тогда герцог обращается к нему с просьбой в таком случае прислать ко двору сына, назначив ему приличное по званию обеспечение.
Старый барон мрачнеет, мнется. У него недостойный сын
И герцогу не следует обращать на него свое внимание и проявлять милость. Старик, заявляет, что недоволен своим сыном
Поскольку он замыслил его убить и обокрасть. Возмущенный Альбер выходит из своего укрытия и говорит, что отец лжет. В ответ барон бросает ему перчатку. Сын решается приять вызов отца. Герцог изумлен и разгневан. Со старым бароном случается удар и он умирает.
Последние слова барона о его ключах.
Герцогу остается только горько сетовать об ужасном веке и ужасных сердцах.
Читательский дневник.
Тема: Искупление грехов в «Скупом рыцаре» А. С. Пушкина
Краткое содержание
Главный герой рассказа, рыцарь-скупец, жаден и жесток, не считаясь с жизнью и чувствами других людей. Однажды он оказывается в храме, где духовенство сообщает ему о том, что для искупления грехов необходимо пожертвовать все свое имущество, а затем отправиться на крестовый поход. Рыцарь совершает эти поступки и в конце жизни получает благословение от Бога.
Отзыв для читательского дневника
Чтение «Скупого рыцаря» А. С
Пушкина навело меня на размышления о том, как важно искупать свои грехи. Главный герой, жизнь которого целиком состояла из сбора богатства и жестокости по отношению к другим, понял свою ошибку и принял решение искупить свои грехи
По мнению автора, искупление грехов является важным моментом в жизни каждого человека. Это может быть одновременным актом отказа от материальных благ и проявления милосердия к другим людям, а может быть выражено в простом акте прощения и желании сделать что-то хорошее.
Стиль автора в данном рассказе невероятно выразительный и лаконичный. Каждое предложение наполнено смыслом и имеет свою глубокую духовную значимость. Уверен, что каждый читатель найдет в этом произведении что-то свое и сможет извлечь некоторые мудрые уроки.
Жанровые особенности «Скупого рыцаря» А. С. Пушкина
«Скупой рыцарь» — это романтическая баллада в прозе, которая сочетает в себе черты романа, повести и сказки. Она переносит читателя в средневековую эпоху, где главный герой, бедный рыцарь, путешествует по миру в поисках богатства и славы.
Автор использует множество литературных приемов — от героических сюжетов до гротескового юмора. Текст насыщен символами и образами, которые создают не только литературный образ, но и образ рыцарской эпохи в целом.
Одной из ключевых особенностей жанра является наличие моральной проблематики, которая отражает глубинные противоречия общества. Главный герой предстает перед читателем как символ беспощадности и жестокости, которая приносит ему несчастье.
Кроме того, в романе часто используется диалектический прием, когда на первый взгляд неприметные события становятся ключевыми для развития сюжета. Это способствует созданию интриги, которая увлекает читателя до конца.
В целом, «Скупой рыцарь» является прекрасным примером романтической литературы, которая притягивает своей эстетической прелестью и богатством художественных приемов.
Сцена третья
Эта сцена происходит в замке герцога, которому служит Альбер, и к которому он обратился, чтобы тот усовестил его родного отца. В тот момент, когда Альбер разговаривал с герцогом, к нему пришел и старый рыцарь. Герцог предложил Альберу спрятаться в соседней комнате, а сам со всем радушием принял старого рыцаря, служившего еще его деду.
Герцог проявил дипломатичность и такт в разговоре со старым воином. Он попытался выяснить, почему его сын не бывает при дворе. Но барон начал изворачиваться. Сначала он сказал, что сын его «дикого и сумрачного нрава». Герцог снова повторил свою просьбу прислать сына к нему, герцогу на службу и назначить соответствующее его званию жалованье. Назначить сыну жалование, означало – открыть свои сундуки. Барон никак не мог принять это. Страсть к деньгам, служение «золотому тельцу» было выше его любви к сыну. И тогда он решился оговорить Альбера. Барон сказал герцогу, что Альбер мечтает обокрасть и убить старика. Такой клеветы Альбер уже не мог вынести, он выскочил из комнаты и обвинил отца в черной лжи и клевете. В ответ отец бросил перчатку как знак вызова на дуэль. Альбер поднял перчатку со словами: «Благодарю. Вот первый дар отца».
Герцог отнял перчатку у Альбера и заставил его покинуть дворец, пока сам не вызовет. Его высочество понял истинную причину оговора и бросил упрек барону: «Вы, старик несчастный, Не стыдно ль вам…»
Но старик почувствовал недомогание и умер, вспоминая не о сыне, а о ключах от заветных сундуков. В заключение Герцог произносит фразу, ставшую крылатой: «Ужасный век, ужасные сердца.»
Трагедия «Скупой рыцарь» Пушкина была написана в 1830 году, в, так называемую, «болдинскую осень» – наиболее продуктивный творческий период писателя. Скорее всего, замысел книги был навеян непростыми отношениями Александра Сергеевича со скаредным отцом. Одна из «маленьких трагедий» Пушкина впервые была опубликована в 1936 году в «Современнике» под названием «Сцена из Ченстоновой трагикомедии».
Для читательского дневника и лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Скупой рыцарь» по главам.
Общее впечатление от чтения «Скупого рыцаря» А. С. Пушкина
«Скупой рыцарь» А. С. Пушкина – произведение, которое является прекрасным образцом классической литературы. В своих сравнительно небольших объемах оно умудряется передать целую массу эмоций и чувств, оставляя в сердце читателя неизгладимые впечатления.
В первую очередь, стоит отметить выразительность языка, используемого автором. Пушкин, необходимый минимум слов, умело передает читателю всю гамму не только описываемых переживаний героев, но и собственных эмоций и чувств.
Также необходимо отметить необычность сюжета, который необычайно объемен в плане содержания, но при этом прост в понимании. По сути, произведение Пушкина – это история о несправедливости, о судьбах людей, которые не в силах избавиться от гнета власти и в то же время способны верить в лучшие чувства человечества.
Наконец, следует сказать о том, что «Скупой рыцарь» А. С. Пушкина – это работа, от которой сложно оторваться. Она наполнена не только глубоким философским смыслом, но и красивыми оборотами, описаниями окружения, а также необычными диалогами героев, которые делают содержание произведения еще более интересным.
В целом, «Скупой рыцарь» является великолепным произведением литературы, которое обязательно стоит прочитать всем, кто интересуется высоким искусством слова и передачей глобальных смыслов в доступной форме.
Главные герои
Скупой рыцарь – барон, отец Альбера; обладающий колоссальным богатством старик, сошедший с ума от жадности. Барон озабочен только бесцельным накоплением золота, которое ежедневно уносит в подвал и прячет в сундуки с прочными замками. Старик до предела ограничил свои расходы и отказывает в деньгах даже единственному сыну.
Альбер – молодой сын барона, мужественный рыцарь. Доблесть на рыцарских турнирах не может компенсировать Альберу бедность. Молодой человек стыдится появляться в высшем обществе. Нищенская жизнь вызывает в Альбере ненависть к жадному отцу. Втайне он уже давно с нетерпением ждет смерти барона, но тщательно это скрывает.
Герцог – повелитель территории, где живут барон с сыном.
Иван – слуга Альбера.
Соломон – еврей-ростовщик.
Читательский дневник по трагедии «Скупой рыцарь» Пушкина
Сюжет
Старый барон – скряга, который не дает ни гроша своему сыну-рыцарю Альберу. А юноша, как и все, желает участвовать и в поединках храбрецов, и в придворных праздниках. Сын вынужден брать деньги в долг у ростовщика Соломона, но и он уже давать взаймы не хочет, и даже предлагает барона отравить. Жадный барон часами разглядывает свои сокровища в подвалах. Каждая монетка добыта разными путями, в том числе, и через слезы вдовы. Альбер обращается к герцогу за помощью: тот зовет барона к себе. Альбер уходит в другую комнату. Барон вначале стойко держится. По его словам, Альбер отшельник, плут и вообще хотел его ограбить. Альбер вбегает и называет отца лжецом. Тот бросает ему перчатку – это вызов на смертный бой. Герцог разнимает отца с сыном. Альбер уходит. Барон в шоке: его сундуки хотят открыть. Он скоропостижно умирает, требуя подать себе ключи от сундуков. Герцог сетует на «ужасные сердца», которые породил «ужасный век».
Отзыв
В трагедии изображено необратимое изменение личности человека: благородный рыцарь становится рабом монет. Деньги встали между отцом и сыном. Вред нанесен и сыну: он невольно ждет смерти отца, чего в семье быть не должно. Нельзя разрушать семейную, родственную любовь из-за денег. Отец должен быть примером сыну, образцом для подражания. Более того, любого скупца смерть может разлучить с его деньгами. Властолюбие – еще одна разрушительная страсть, замешанная на деньгах.
Трагедия «Скупой рыцарь» Пушкина была написана в 1830 году, в так называемую «болдинскую осень» – наиболее продуктивный творческий период писателя. Скорее всего, замысел книги был навеян непростыми отношениями Александра Сергеевича со скаредным отцом. Одна из «маленьких трагедий» Пушкина впервые была опубликована в 1936 году в «Современнике» под названием «Сцена из Ченстоновой трагикомедии».
Для читательского дневника и лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Скупого рыцаря» по главам.
Отзыв
Мне книга «Скупой рыцарь» пришлась по нраву. Александр Сергеевич, как всегда – создал интереснейшее произведение в духе прошедшей эпохи, но которое отражает проблему жадности и алчности в людях и в наши дни.
Хотя, здесь явственно проступают не только проблемы денег и скупости, но и проблема семейных отношений
Через описание жизни Альберта и его отца писатель показывает нам, что важно и нужно сохранять теплые и близкие отношения в семье, несмотря ни на что. Узы кровного родства не стоят никаких денег
Семейные отношения не измеряются величиной богатства, уровнем достатка, высотой общественного статуса.
Мысль, которой задавался автор, вполне очевидна – общество слишком сильно зациклено на финансовых благах, и некоторых людей эта зацикленность буквально сводит с ума. И этому нужно сопротивляться, не допускать, чтобы твоей душой завладела жадность и алчность.
Из всех представленных персонажей мне понравился герцог – он воспрепятствовал дуэли между отцом и сыном, он же просил у отца Альберта, чтобы он тому денег дал, он же пытался уладить конфликт. Герцог – хороший и правильный человек, достойный пример для подражания.
Его благородство заключается в том, что он стремится ценить духовную часть жизни, а не материальную, и пытается приобщить к этому других. Герцог не скуп, как отец рыцаря, и он умеет сдерживать себя, в отличие от Альберта, которому присуще пускание пыли в глаза окружающих.
Ну и еще мне понравился слуга Альберта Иван, который остается с ним, несмотря ни на что.
Сцена первая
Альберу предстоит турнир, и он переживает по поводу того, что ему не на что купить себе доспехи и платье. Альбер ругает некоего графа Делоржа, который продырявил его шлем. Можно понять и почувствовать, насколько тяжелое материальное положение Альбера, если он говорит, что лучше бы граф пробил ему голову, а не шлем.
Он пытается отправить своего слугу Ивана к ростовщику, еврею, чтобы взять немного денег в долг. Но Иван говорит, что старый еврей Соломон уже отказал ему в долге. Тут выяснилось, что надо купить не только шлем и платье, но и коня, пока раненный конь рыцаря Альбера не встанет на ноги.
В этот момент в дверь постучали, и пришедшим человеком оказался жид. Альбер не церемонится с Соломоном, называя его почти в глаза проклятым жидом. Между Соломоном и Альбером произошел прелюбопытный диалог. Соломон стал жаловаться, что у него нет лишних денег, что он добрая душа, помогает рыцарям, а те не торопятся возвращать ему долги.
Альбер просит деньги с расчетом под будущее наследство, на что еврей весьма резонно заметил, что не уверен в том, что Альбер доживет до получения наследства. Он в любой момент может пасть в бою.
Еврей дает Альберу коварный совет – отравить своего отца. Этот совет приводит рыцаря в ярость. Он выгоняет еврея. Убегая от разъяренного Альбера, Соломон признается, что принес ему деньги. Молодой рыцарь посылает Ивана вслед за Соломоном, а сам решается обратиться к герцогу, чтобы тот образумил его отца, и потребовал от отца выделить сыну содержание.
Смысловой контекст произведения «Скупой рыцарь» А.С. Пушкина
Одним из главных смыслов произведения является проблема человеческого эгоизма и жадности. Герой романа, богатый рыцарь, не желает делиться своим богатством ни с кем, даже с теми, кто в самом нуждаетс
Также в произведении затрагивается тема человеческой жизни и смысла ее существования. Рыцарь оставляет все свое богатство там, где оно ему уже не нужно, и тратит свои последние силы на то, чтобы чем-то помочь кому-то другому. Это символизирует то, что намного важнее в жизни не только уметь зарабатывать деньги, но и уметь находить время и возможность помогать окружающим, особенно тем, кто в настоящем момент нуждается в поддержке.
В целом «Скупой рыцарь» рассказывает о том, что жизнь – это большее, чем просто борьба за богатство и благосостояние. Это история о том, что законченная жизнь получается не благодаря богатству, а на основе того, как помощь нуждающимся людям может улучшить качество жизни всех, кто вокруг нас.
Главные и второстепенные герои
В драме «Скупой рыцарь», которую А. С. Пушкин написал в 1830 году, 2 главных и 3 второстепенных персонажа. Барон и Альбер — отец и сын, вокруг их взаимоотношений строится сюжет. Остальных героев исследователи творчества А. С. Пушкина причисляют к второстепенным. Характеристики действующих лиц:
- Барон. Скуповатый мужчина зрелого возраста, ещё крепкий, раньше был рыцарем. Старательно копит деньги и ценности и в этом видит смысл жизни.
- Альбер. Молодой человек 20 лет, страдает от скупости отца, потому что тот не выделяет ему денег на безбедное существование.
- Еврей Соломон. Ростовщик, у которого Альбер часто берёт в долг.
- Иван. Оруженосец Альбера, его верный слуга. Искусствоведы долго спорили, почему Пушкин выбрал такое русское имя, когда других героев зовут Альбером, Соломоном, Клотильдой, однако так и не пришли к единому мнению.
- Герцог. Высокопоставленный чиновник, в подчинении которого находятся местные богачи и крестьяне. В конфликте Альбера и его отца выступает судьёй.
Ещё не достигнув преклонных лет, барон сумел накопить 6 сундуков золота. Он не пользуется этими деньгами и не извлекает из них выгоды, в отличие от еврея. Золото поработило бывшего рыцаря, но он не хочет признаться в этом даже себе. Богач уверен, что благодаря огромному состоянию он может приобрести нематериальные блага:
- труд;
- злодейство;
- добродетель;
- талант;
- вдохновение;
- любовь.
Соломон относится к богатству иначе, деньги для него служат инструментом, позволяющим достичь многих целей. Кроме того, без золота невозможно выжить. Поэтому ради заработка ростовщик готов пойти на многое и даже согласен помочь молодому рыцарю отравить скупого барона.
Образ Альбера можно назвать положительным. Молодой человек ловок, силён. Он отчаянно сражается на турнирах, побеждает соперников, его любят дамы. Но юноша живёт на иждивении отца, своих денег у него нет. Для участия в турнирах нужны доспехи, шлем и конь, а чтобы появиться на пире, нужно иметь хорошее «платье». Купить всё это молодому человеку не на что, и его охватывает чувство безысходности. В отчаянии Альбер решается пожаловаться на скупость отца герцогу.
Молодой человек обладает прекрасными душевными качествами, его нельзя назвать бессердечным. Когда заболевает кузнец, юноша отдаёт ему бутылку вина — последнюю, которая была у него. Но сложные жизненные обстоятельства ослабили дух, и рыцарь стал дожидаться, когда к нему по наследству перейдёт состояние отца. Тем не менее, Альбер не соглашается на предложение Соломона — познакомить его с аптекарем, торгующим ядом. Этот маленький эпизод показывает, что молодой человек не растерял душевные качества, несмотря на бедность.
https://youtube.com/watch?v=pOcrAFDz9dM
Когда барон заподозрил сына в том, что тот хочет его обокрасть, Альбер принял вызов и подобрал брошенную перчатку. Герцог, присутствовавший при этой сцене, назвал молодого рыцаря тигрёнком и извергом. Представитель власти показан благородным. Вероятно, он понял, что солидный барон клевещет на сына, а точнее, заблуждается на его счёт. Однако он сокрушается о нравах и сердцах людей, которые из-за денег очерствели и стали ужасными.
Проблематика, конфликт и композиция
«Маленькие трагедии» Александра Сергеевича Пушкина посвящены человеческим порокам. Проводя анализ «Скупого рыцаря», можно заметить, что это произведение не стало исключением. В драме поэт показал силу разрушительного влияния человеческих страстей. Из-за скупости с героем происходят негативные изменения:
- потеря достоинства;
- деградация личности;
- утрата чувства стыда.
Скупой барон готов оклеветать сына, только бы не расставаться с накопленным золотом. Основной конфликт разворачивается между сыном и отцом. Старик семьи считает, что богатство не должно доставаться легко, иначе оно будет истрачено впустую. Интересы старшего и младшего членов семьи вступают в противоречие: отец уверен, что богатство нужно приумножать, а сын — что его надо потратить.
Тема произведения — противостояние скупости и бедности, гордыни и благородства, порока и добродетели. Конфликт усиливается, когда его действующим лицом становится герцог. Старый барон, чтобы не потерять состояние, решается оклеветать юношу, и после этого разрешить ситуацию способна только смерть одного из участников. Барон так сильно любит своё золото, что страсть оказывается сильнее жизни.
Композиционно трагедия представляет собой три сцены. Деление на главы отсутствует. В первой сцене говорится о том, что Альбер страдает от бедности. Ему стыдно, что нет денег на предметы, необходимые каждому рыцарю. Во второй сцене перед зрителем предстаёт скупой старик. Он произносит монолог, из которого ясно, что им владеет скупость. Третья сцена — развязка драмы. Герцог честен и справедлив, и ему больно осознавать, как ужасны сердца людей.
Сцена вторая
Во второй сцене показан подвал старого барона, где «царь Кащей над златом чахнет». Почему-то после прочтения этой сцены вспоминается эта строчка из вступления к «Руслану и Людмиле». Старый рыцарь один в своем подвале. Это святая святых старика, сюда он никого и никогда не пускает. Даже собственного сына.
В подвале 6 сундуков с золотом. Они заменяют старику все человеческие привязанности. То, как говорит барон о деньгах, как привязан к ним, напрашивается вывод, что он стал рабом денег. Старик понимает, что с такими деньгами он мог исполнить любое свое желание, добиться любой власти, любого почтения, заставить служить себе всякого. И его тщеславие удовлетворено осознанием собственной силы и власти. Но он не готов воспользоваться своими деньгами. Он получает удовольствие и удовлетворение от блеска золота.
Будь его воля, он унес бы все шесть сундуков с золотом в могилу. Его огорчает мысль о том, что его сын растратит все накопленное золото на забавы, удовольствия, на женщин.
О, если б мог от взоров недостойных Я скрыть подвал! о, если б из могилы Прийти я мог, сторожевою тенью Сидеть на сундуке и от живых Сокровища мои хранить, как ныне.