Факторы развития возрастной психологии
Детская психология, как наука, сформировалась в конце XIX века. Толчком послужил труд немецкого учёного В. Прейера «Душа ребёнка». Именно он ввёл такое понятие, как метод объективного наблюдения.
Развитию данной области психологической науки способствовала реорганизация промышленности в XIX веке, что дало толчок для жизни общества. Благодаря этому были пересмотрены методы, направленные на воспитание детей. На первый план вышло понимание ребёнка, общество постепенно стало отказываться от физических методов наказания. Исследователи обнаружили, что в основе понимания взрослой психологии лежит изучение детской.
Особый вклад в развитие возрастной психологии внёс русский педагог К. Д. Ушинский своей работой «Человек как предмет воспитания».
Эволюционные рассуждения Ч. Дарвина и работы русского физиолога И. М. Сеченова легли в основу формирования рефлекторной теории психических процессов.
В начале XX века учёные занялись вопросом разработки этапов психического развития человека в онтогенезе (К. Бюлер, З. Фрейд, П. Блонский, Э. Эриксон, Л. Выготский).
Большой шаг вперёд возрастная психология сделала с появлением метода формирующего эксперимента (Л. Выготский). Данный метод стал базой для теорий формирования личности.
Методы исследования в возрастной психологии
Методы исследования, которые использует возрастная психология, были заимствованы из других отраслей психологии (дифференциальной, социальной, общей).
К ним относятся:
- наблюдение;
- опрос;
- эксперимент;
- срезы;
- тестирование;
- беседа;
- анкетирование;
- анализ.
Наблюдение
Наблюдение является основным принципом работы с детьми дошкольного возраста. Для начала необходимо определить цель, составить программу наблюдения и спланировать действия. Регулярность наблюдений — залог успешного проведения данного метода. Чем младше ребёнок, тем меньше должны быть интервалы между слежениями.
Эффективность такого метода обусловлена тем, что ребёнок в таких условиях сохраняет свою непринужденность и непосредственность действия, не выполняя какую-либо роль.
Опрос
Форма опросов может быть, как устной, так и письменной. Сложность данного метода состоит в том, что восприятие ребёнка и взрослого человека отличаются. Ребёнок может воспринять предлагаемый вопрос иначе, не так, как его подразумевал взрослый. Изначально необходимо убедиться в правильности понимания ребёнком вопроса, и только потом можно анализировать его ответ.
Эксперимент
Метод эксперимента отличается надёжностью. Во время исследования создаются условия, которые способны вызвать определённые, интересующие исследователя, эмоции или процессы у ребёнка.
Чаще всего эксперимент проводится в игровой форме, что не вызывает скованности или зажатости ребёнка и в полной мере отражает его способности и навыки
Во время проведения данного метода необходимо постоянно удерживать внимание испытуемого
Поперечные и продольные срезы
Метод поперечных срезов — изучение у группы детей определённого параметра с помощью различных методик.
Плюсом данного метода является одновременное исследование возрастных, половых особенностей коллектива и различие в психических процессах.
Метод продольных срезов — длительное наблюдение за одним и тем же коллективом. Он способствует выяснению причин изменений в психических процессах, изучению предпосылок их развития.
Тестирование
Тестирование направлено на выявление интеллектуального и личностного уровня развития ребёнка. С помощью тестов можно характеризовать наличие или отсутствие определённых качеств у школьника. Используемые тесты аналогичны взрослым, только адаптированы с учётом возрастной категории испытуемых.
Беседа
Беседа заключается в общении непосредственно с самим ребёнком. Таким образом от него получают ответы на поставленные вопросы. Для того, чтобы беседа была эффективной, необходимо создать дружелюбную обстановку и проявлять чувство такта во время беседы.
Анкетирование
Метод анкетирования представляет собой получение ответов на приготовленные заранее вопросы. Анкетирование бывает:
- устное/письменное;
- индивидуальное/групповое.
Анализ деятельности
Метод анализа продуктов деятельности заключается в исследовании каких-либо работ человека. Это могут быть рисунки, дневники, сочинения, тетради. Таким образом анализируется психическое состояние ребёнка, его внутренний мир, восприятие им окружающей действительности.
Основой данного метода является принцип единства сознания и деятельности. Его суть в том, что психика ребёнка проявляется в результатах его труда (деятельности). Рассматривая детские рисунки, психологи и логопеды могут сделать выводы об уровне мышления, воображения, творческих способностях ребёнка.
Основные теории возрастной психологии
Теоретические разногласия объясняются различным подходом к анализу факторов, характера объекта развития. Теории возрастной психологии, высказанные различными специалистами, направлены на выявление, что именно является доминантом в психическом развитии человека.
Выделяют основные теории:
- теория конвергенции Штерна;
- психоаналитические теории;
- эпигенетическая теория;
- теория социального научения.
Теория конвергенции
Теорию двух факторов разработал В. Штерн. Согласно данной точке зрения, развитие — это итог конвергенции внутренних данных с внешними условия.
Конвергенция — объединение признаков в явлениях, которые не зависят друг от друга.
Теория конвергенции утверждает, что влияние на развитие психики происходит как изнутри, так и снаружи. Влияние на человека оказывают и наследственность, и окружающая среда.
Психоаналитические теории
Психоаналитические теории были разработаны З. Фрейдом. Модель личности он разделил на 3 составляющие:
- «Оно» — примитивный элемент, основанный на инстинктах.
- «Я» — отражает реальность и внешний мир.
- «Сверх-Я» — содержит нормы морали.
Этапы психического развития по Фрейду соответствуют этапам образования сексуальной энергии.
- Оральный период (до 1 года). Доминирующей является зона, связанная с кормлением.
- Анальный период (до 3 лет). Анус является источником либидо, что связано с приучением ребёнка к чистоплотности.
- Фаллическая стадия (3-5 лет) является высшим уровнем детской сексуальности. Эрогенная зона — гениталии.
- Латентная стадия (5-12 лет). Либидо снижается. Основным в данном периоде является накопление человеческого опыта.
- Генитальный период (12-18 лет). Доминирующим у подростка является потребность в сексуальном общении.
Эпигенетическая теория
Эпигенетическая теория Э. Эриксона основана на психоанализе. Он раскрыл элемент структуры З. Фрейда «Я», рассматривая его на фоне взаимоотношений с обществом. По мнению теоретика «Я» базируется на организации социума
Его метод акцентирует внимание и на личности человека, и на влиянии и характере общества
Э. Эриксон в основу своего деления на периоды положил появление на каждом этапе нового качества, которое продиктовано обществом.
- 1 год жизни — доверие/недоверие;
- 2-4 года — самостоятельность/нерешительность;
- 4-6 лет — инициатива/чувство вины;
- 6-11 лет — мастерство/неполноценность;
- 12-16 лет — распознавание/смешение ролей;
- первая стадия зрелости — близость/одиночество;
- зрелость — творчество/застой;
- старость — целостность/безнадёжность.
Теория социального научения
Теория социального научения рассматривает, каким образом ребёнок адаптируется в социуме, насколько он осваивает правила и нормы общества. Сторонники данной концепции полагают, что обучение может проходить и посредством подражания, имитации.
По мнению А. Бандуры, наказания и награды в процессе воспитания недостаточно. Ребёнок учится вести себя в обществе, копируя модель поведения близких людей.
Американский психолог Р. Сире вычленил 3 этапа детского развития:
- фаза рудиментарного поведения — базируется на присущих от рождения потребностях и обучение происходит в период младенчества;
- фаза первичных мотивационных систем — обучение и социализация в семье;
- фаза вторичных мотивационных систем предполагает научение вне семейной среды.
Предмет и задачи
Психология — самостоятельная наука, которая изучает психику, ее развитие, проявление в человеческой жизни, изменения под воздействием внешних факторов.
Задачи научного направления:
- исследование физиологических механизмов психики;
- изучение, анализ развития, формирования психических явлений;
- разработка психологических приемов в жизнедеятельности человека для достижения определенных результатов.
Психологи выявляют разные отклонения, нарушения психики, разрабатывают способы их лечения.
Предмет психологии — психика. Она выделяется как высшая форма связи живых существ. Люди собирают информацию, выстраивают тактику действий на основании полученных данных.
Принципы:
- Единства психики, деятельности, сознания. Сознание человека появилось в результате труда. Благодаря работе сознания субъект может создать план действий. Сознанию помогает человеку действовать целенаправленно.
- Детерминизма. Сознание и психика развиваются под воздействием внешних факторов. Сознание возникает только при воздействии социальных факторов, которые существуют в обществе.
- Развития сознания, психики в деятельности. Человек рождается с природными задатками. Если над ними не работать, они останутся в состоянии зачатков. Если проявлять активную деятельность, зачатки перерастут в профессиональные умения или таланты.
- Личностного подхода при изучении отдельных личностей. Люди отличаются природными задатками, силой нервной системы, темпераментом, характером. При изучении отдельных людей нужно учитывать индивидуальные особенности этих характеристик.
Последний принцип относится к истории. Развитие человека изучается в рамках истории человеческого рода (филогенеза).
Основные отрасли
В психологии выделяется ряд отраслей, каждая из которых относится к разным сферам человеческой жизни:
- Генетическая. Изучает врожденные особенности психики, поведения. Ученые стараются выделять связь между особенностями характера, генотипом.
- Дифференциальная. Исследует индивидуальные особенности психики разных людей, их формирование, предпосылки к развитию.
- Возрастная. Изучает развитие психики на протяжении жизни. Для каждого возрастного периода характерны определенные психологические особенности, которые ученые стараются выявлять, чтобы предугадывать поведение людей в разный период.
- Детская. Строится на исследовании развития сознания, деятельности, психических процессов, личности подрастающего человека.
- Педагогическая. Изучает развитие личности зависимо от методик воспитания, обучения.
- Социальная. Отвечает за анализ поведения, развития людей в социуме.
- Психология труда. Рассматривает деятельность индивидов по одиночке и в группе, разрабатывает методики для увеличения производительности.
- Инженерная. Изучает процессы взаимодействия, понимания человеком современной техники. Рассматривает новые механизмы, анализирует дальнейшее развитие технологического прогресса.
- Космическая, авиационная. Эти отрасли похожи друг на друга. Специалисты изучают изменения психического состояния летчиков, космонавтов во время полетов.
- Медицинская. Изучает психическую деятельность врачей, поведения пациентов. Отвечает за разработку методик лечения психологических отклонений.
- Клиническая. Занимается исследованием психических отклонений, выявлением причин их появления, изучением изменения состояния психики, поведения, при каких-либо психологических нарушениях.
- Юридическая. Выявляет особенности поведения участников какого-либо уголовного процесса. На основе полученной информации ученые могут сформировать портрет преступника.
- Военная. Исследует поведение людей во время боевых действий.
- Парапсихология. Занимается изучением необычных способностей человека. Считается самой спорной, дискуссионной областью.
Основные задачи
Задачи психологии развития делятся на: научные, теоретические и прикладные.
Научные задачи:
- изложение процесса развития (рассматриваются изменения в субъекте в статическом и динамическом состоянии);
- пояснение развития (поиск причин, предпосылок и обстоятельств, которые способствовали наступлению определённых изменений в поведении и мироощущении);
- предвидение дальнейшего развития (рассмотрение последствий, которые могут последовать, исходя из причины);
- корректирование развития (заключается в регулировании развития посредством внесения изменения в причины).
Знание возрастной психологии необходимо для применения на практике людьми определённых профессий (преподаватели, воспитатели, психологи, врачи) и социальных ролей (родители, опекуны, дедушки). Практические задачи нацелены на постановку вопросов, ответы на которые будут способствовать гармоничному развитию личности.
Теоретической задачей является формирование верной модели развития человека.
Прикладными задачами данного ответвления психологии являются:
- Определение стадии развития (вопрос — «что имеем?»).
- Вычленение причин и обстоятельств, которые привели к данной стадии (вопрос — «как возникло?»).
- Прогнозирование дальнейшего хода событий, учитывая внесённые изменения (вопрос — «что будет?»).
- Аргументирование поставленных целей и корректировки (вопрос — «что и как должно быть?»).
- Разработка мероприятий, корректирующих развитие, для достижения необходимого эффекта (вопрос — «какие цели и как могут быть достигнуты?»).
- Анализ коррекционных мероприятий (вопрос — «к чему привело? каков результат?»).
Возрастная психология
Вторая половина XIX века ознаменовалась реорганизацией системы образования, что способствовало выделению возрастной психологии в отдельную отрасль науки.
Возрастная психология — отрасль психологической науки, рассматривающая развитие человека в динамике на протяжении всей жизни (от рождения до смерти).
Возрастная психология изучает:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут
- последовательность ступеней развития и формирования человека, как личности;
- отличительные черты разновозрастной психики;
- особенности усвоения знаний людьми разных возрастов;
- факторы, влияющие на развитие индивидуальности человека;
- изменения, происходящие на разных возрастных этапах.
Предмет и объект возрастной психологии
Предметом возрастной психологии выступает психическое развитие человека в динамике, тенденции и закономерности преобразований в поведении и в личности.
Развитие рассматривается данной отраслью науки, как временные изменения. Соответственно длине временных отрезков выделяют такие виды изменений:
- Филогенез — развитие всех живых организмов в процессе эволюции.
- Антропогенез — развитие человека, как вида, во времени.
- Онтогенез — путь развития отдельно взятой индивидуальности.
- Микрогенез — самый короткий временной отрезок, который ограничивается определённым возрастным этапом и рассматривает все происходящие в нём процессы.
Изменения, возникающие в процессе развития, могут быть:
- количественными или качественными;
- непрерывными или скачкообразными;
- универсальными или индивидуальными;
- обратимыми или необратимыми;
- изолированными или интегрированными;
- целенаправленными или ненаправляемыми;
- регрессивными или прогрессивными.
Объектом возрастной психологии выступает человек в различных возрастных состояниях (ребёнок, подросток, взрослый и пожилой человек).