Разделы философии кратко

30 разделов философии (и из чего состоит каждая из них) - медицинский - 2023

Что такое философия

Термин «философия» означает форму мировоззрения человека, помогающую ему развиваться и развивать общество. Сложно сказать, когда именно зародилась философия как наука, известно лишь, что зачатки ее прослеживаются между VIII и II веками до н. э.

Первоначально этот термин выдвинул математик и философ Древней Греции Пифагор, который жил в VI в. до н. э. Однажды он пришёл в один город, и его властитель задал ему вопрос: «Что значит философия?» Пифагор ответил: «Большинство людей думают лишь о деньгах и славе, те же, кто заботятся о познании истины, зовутся философами или любителями мудрости». В переводе с древнегреческого это слово значит «любовь к мудрости».

Часто на философские вопросы он давал мудрые и краткие ответы: «Что есть блаженство? — Солнце и луна. Что есть красота? — Гармония. Что самое быстрое в мире? — Мысль. Что считается лучшим в жизни? — Счастье».

https://youtube.com/watch?v=YjJz1-l96UY

Являясь знанием о всеобщем, т. е. о мире и человеке во всём их разнообразии и проявлении, философия при объяснении различных явлений опирается на логику, понятия и определения, которыми оперирует наше сознание. Так, философия помогает созданию у человека мировоззрения, являющегося суммой знаний о самом человеке и окружающей его реальности.

Существуют различные формы мировоззрения: религиозное, научное, мифологическое, художественное. Философия больше тяготеет к мировоззрению, которое опирается на науку, и не склонна принимать всё на веру, как в религии, а наоборот, проверять все природные явления логическим и опытным путём.

Современная философия[править | править код]

Основная статья: Современная философия

Современные философские направленияправить | править код

  • After-постмодернизм
  • Аналитическая философия
  • Критическая теория
  • Либерализм
  • Марксизм
  • Неопозитивизм
  • Неопрагматизм
  • Неотомизм
  • Новая философия во Франции
  • Позитивизм
  • Постмодернизм
  • Постпозитивизм
  • Постструктурализм
  • Структурализм
  • Феноменология
  • Экзистенциализм
  • Философия носителей
  • Философия по Христу

Нерешённые философские проблемыправить | править код

Строение мозга по представлениям Рене Декарта (из его работы О человеке, 1664). Эпифиз, или пинеальная железа (на схеме обозначен буквой H) — тот орган, в котором, по мнению Декарта, заключена душа человека. Таким образом он пытался решить психофизическую проблему.

Проблемы, которыми занимается современная философия

  • Проблема Другого
  • Проблема универсалий
  • Психофизическая проблема (см. также Основной вопрос философии)
  • Парадокс Мура
  • Проблема Геттиэра
  • Проблема Молиньё (Молиньё, Молинё, Молине)
  • Пирроновский регресс в познании
  • Восприятие цвета
  • Контрафактические суждения
  • Материальная импликация
  • Счастливая случайность
  • Проблема зла
  • Дилемма Евтифорна
  • Проблема демаркации
  • Эссенциализм в эстетике
  • Средство есть сообщение (The Medium is the Message)
  • Что является произведением искусства?
  • Искусственный интеллект
  • Сущность и статус математических объектов

Решённые философские проблемыправить | править код

Список решённых проблем варьируется в зависимости от философской школы. Там, где одни видят решение, другие продолжают видеть проблему, третьи же признают проблему псевдопроблемой. Например, проблема универсалий считается решённой в философии носителей, использующей в качестве философской логики синкретику.

  • Ахиллес и черепаха (проблема бесконечно малых).
  • Проблема метода (научный метод, метод философии и т. д.)
  • Проблема обоснования логики и проблемы её применения в конкретных науках

Эпистемология

Эпистемология – это раздел философии, который изучает познание и знание. В этом разделе философии мы рассмотрим такие вопросы, как «Как мы знаем?», «Что можно знать?» и «Как мы можем установить правильность знания?».

Теория познания

Теория познания – это подраздел эпистемологии, который изучает философские вопросы, связанные с познанием. Она исследует вопросы о том, как мы узнаем мир и каким образом знания являются достоверными.

Эмпиризм

Эмпиризм – это подраздел теории познания, который утверждает, что все знание происходит из опыта. Он утверждает, что знание не может быть получено ни из каких других источников, кроме опыта.

Рационализм

Рационализм – это подраздел теории познания, который утверждает, что знание может быть получено через разум и мышление. Рационалисты считают, что некоторые истины могут быть открыты через априорные знания, которые не зависят от опыта.

История философии[править | править код]

Основная статья: История философии

История философии — это исторический процесс развития и изменения философских учений. Также историей философии называется историко-философская наука.
Философия возникла параллельно в Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае, откуда и распространилась впоследствии по всему миру. Последовательность эпох и взаимное влияние регионов мира представлены здесь в виде краткой таблицы.

Периоды Западная философия Восточноевропейская и ближневосточная философия Философия Южной и Центральной Азии Дальневосточная философия
Современная философия
Современная философия
Нововременная философия

Европейская философияНовоевропейская философияФилософия ВозрожденияАмериканская философияЛатиноамериканская философияАфриканская философияАвстралийская философия

Мусульманская философияАрабская философияПерсидская философияВосточнохристианская философияВизантийская философия Философия индуизмаИндийская философияБуддийская философияТибетская философияВьетнамская философияФилософия дальневосточного буддизма Китайская философияКорейская философияВьетнамская философияЯпонская философия
Средневековая философия Европейская философияФилософия ВозрожденияСредневековая западноевропейская философия
Древняя философия
Античная философияДревнегреческая философияДревнеримская философия
Древнеиндийская философия Древнекитайская философия

Философыправить | править код

  • Евклид
  • Платон
  • Аристотель
  • Плотин
  • Рене Декарт
  • Иммануил Кант
  • Георг Вильгельм Фридрих Гегель
  • Фридрих Ницше
  • Мартин Хайдеггер
  • Гастон Башляр
  • ВладиМир
  • Сергей Григорьевич Федосин
  • Николай Николаевич Страхов

Общая характеристика философии

Таким образом, общая характеристика философии выглядит как совокупность дополняющих друг друга концепций выполняющих свои специфические функции. Дополняется вышесказанное интеграцией философии в другие науки, например, философия естествознания и дисциплинами, о которых я говорил в других статьях.

В настоящее существует академическая форма общей философии, которая популярно излагается и преподаётся в высших учебных заведениях в том или ином объёме всем категориям слушателей. Такая возможность объясняется двумя основными причинами.

Первая причина это устоявшаяся общая характеристика философии изложенная в трудах мыслителей прошлого. Труд нашедшие подтверждение легли в основу дальнейших исследований, не нашедшие рассматриваются как история науки, тем более что многие из заблуждений настолько близки к фактическому знания, что при употреблении поправок или аллегорий становятся верны.

Вторя причина преподавания общей философии широкому кругу слушателей это избегание детализации рассмотрения знаний. В курсах приводятся теории, гипотезы и умозаключения только описательно, либо с минимальной доказательной базой, которую оставляют профильным слушателям.

Библиографические ссылки

  • Пальма, Х. (2015) «Происхождение, настоящее и перспективы философии биологии». Иберо-американский журнал науки, технологий и общества.
  • Була Г., Гонсалес С.А. (2016) «Философия и счастье». Журнал Университета Ла Саль.
  • Карраско, Э. (2007) «Философия и политика». Журнал Философия.
  • Liaudat, S. (2017) «Философия и преподавание: два расходящихся пути? Некоторые руководящие принципы философской практики, посвященной проблемам современности ». Университет Ла-Платы.
  • Мерло Понти, М. (2009) «Философия существования». Философская практика.
  • Мартинес Фрейре, П. (2008) «Будущее философии разума». Ludus Vitalis.

Навигаторы[править | править код]

Мировоззрение

мифологическое |
религиозное |
мистическое |
философское |
научное |
художественное |
политическое |
архаическое |
традиционное |
модерновое |
постмодернистское |
современное

Наука
Одна из областей науки
Естественные науки
Астрономия

Астрофизика · Космология ·
Галактическая астрономия · Планетарная геология · Планетарная наука · Звездная астрономия

Анатомия · Астробиология · Биохимия · Биологическая разработка · Биофизика · Поведенческая неврология · Биотехнология Ботаника · Цитобиология · Криобиология · Токсикология · Биология развития · Экология · Эволюционная биология (введение) · Генетика (введение) · Геронтология · Иммунология · Лимнология · Морская биология · Микробиология · Молекулярная биология ·Неврология · Палеонтология · Паразитология ·Физиология ·Радиобиология · Биология почвы · Теоретическая биология · Зоология

Кислотно-щелочные теории реакций · Алхимия · Аналитическая химия · Астрохимия · Биохимия · Кристаллография · Экологическая химия · Наука пищи · Геохимия · Зеленая химия · Неорганическая химия · Материаловедение · Молекулярная физика · Ядерная химия · Органическая химия · Фотохимия · Физическая химия · Радиохимия ·Химия твердого тела ·Стереохимия · Надмолекулярная химия · Поверхностная наука · Теоретическая химия

Науки об атмосфере · Экология · Геодезия ·Геология ·Геоморфология · Геофизика · Гляциология · Гидрология ·Лимнология · Минералогия ·Океанография ·Палеоклиматология · Палеонтология · Физическая география · Наука почвы · Космическая наука

Прикладная физика · Атомная физика · Вычислительная физика ·Гипотетическая физика вопроса · Экспериментальная физика · Механика · Физика элементарных частиц · Плазменная физика · Квантовая механика (введение) · Механика твёрдого тела · Теоретическая физика · Термодинамика · Энтропия· Общая относительность · М. теории · Специальная относительность

Социология, политэкономия и антропология
Антропология · Археология ·Криминология · Демография · Экономика · География · История · Политическая наука · Психология · Социология
Прикладные науки
Разработки

Сельскохозяйственные ·Биомедицинские · Химикаты · Гражданские · Компьютеры · Электротехнические ·
Противопожарна язащита · Генетические · Индустриальные · Механические · Вооруженные силы · Горная промышленность · Ядерные · Программное обеспечение

Биологическая разработка · Стоматология ·
Эпидемиология · Здравоохранение · Медицина ·
Аптека · Cфера социальных проблем ·
Ветеринария

Формальные науки
Информатика · Логика · Математика ·Статистика
Связанные разделы
Гуманитарные науки · Искусственный интеллект ·

Этика биологических исследований · Биогеография ·
Биомедицинская разработка · Статистика биологическая · Компьютерная лингвистика · Культурные исследования · Кибернетика · Экологические исследования · Этнические исследования · Эволюционная психология · Лесное хозяйство · Здоровье · Библиотечное дело · Логика ·
Математическая биология · Математическая физика ·
Научное моделирование · Неврология · Политическая экономика · Науковедение · Семиотика · Социобиология · Теория систем · Городское планирование

Философия науки · Научный метод · Псевдонаука

Метафилософия Разделы философии Портал
Философия познания теоретическая практическая
Дисциплины Эпистемология • Логика Онтология • Метафизика Аксиология • Этика • Эстетика
Философия предметной области науки • математики • техники • сознания • языка природы • человека • духа • теология • истории • культуры • • общества • политики • права • религии •
Это незавершённая статья по философии.Вы можете помочь «Традиции», исправив и дополнив эту статью.

Основные задачи философии

Исследование природы реальности

Одной из основных задач философии является изучение и понимание природы реальности. Философы задаются вопросами о том, что составляет основу мира, какие принципы и законы управляют его функционированием и какие связи существуют между различными аспектами бытия.

Поиск истины и познание

Философия также стремится к поиску истины и познанию. Философы изучают процессы познания, задаются вопросами о том, что можно знать, как мы можем достичь истины и какие методы и инструменты мы используем для познания мира.

Вопросы о смысле жизни

Философия занимается исследованием вопросов о смысле жизни и существования. Она задает вопросы о том, как найти смысл в жизни, какие ценности являются важными и как мы можем достичь счастья и удовлетворения в нашей жизни.

Этика и моральные нормы

Философия изучает этику и моральные нормы, исследуя вопросы о том, что является правильным или неправильным поведением, какие принципы и ценности должны быть основой нашего морального выбора и как мы можем принимать этические решения.

Политическая философия и социальные отношения

Философия также занимается политической философией и изучает социальные отношения. Она задает вопросы о том, какие принципы и ценности должны быть основой политической системы, какие права и свободы должны быть гарантированы гражданам и как обеспечить справедливое и равноправное общество.

Философия науки и познавательные процессы

Философия науки исследует основы научного познания и методологию научного исследования. Она задает вопросы о том, что делает науку особой формой познания, какие критерии доказательств и объяснений должны быть применены и как научное знание взаимодействует с другими формами знания.

Философия искусства и эстетика

Философия искусства и эстетика занимаются изучением и пониманием искусства и красоты. Она задает вопросы о том, что делает произведение искусства ценным и значимым, как мы можем оценивать и понимать искусство и как оно связано с нашими эмоциями и переживаниями.

История философии как специальная дисциплина

В 18–19 вв. Ф. об­ра­ща­ет­ся к собств. ис­то­рии как од­но­му из осн. пред­ме­тов ис­сле­до­ва­ния. Мно­го­том­ные тру­ды И. Я. Бру­ке­ра («Крат­кие во­про­сы из фи­ло­соф­ской ис­то­рии», т. 1–7, 1731–36, и др.) по­ло­жи­ли на­ча­ло ста­нов­ле­нию ис­то­рии Ф. как спец. дис­ци­п­ли­ны, вклю­чаю­щей – в разл. опы­тах её из­ло­же­ния – собств. «тео­рию и ме­то­до­ло­гию» (В. Г. Тен­не­ман, 1798), «срав­ни­тель­ную ис­то­рию фи­лос. сис­тем» (Ж. М. Де­же­ран­до, 1804), «ис­то­рию ис­то­рии фи­ло­со­фии» (Ф. А. Ка­рус, 1809). Ге­гель соз­дал сис­те­ма­тич. кон­цеп­цию ис­то­ри­ко-фи­лос. про­цес­са как по­сту­пат. дви­же­ния мыс­ли, со­хра­няю­щей прой­ден­ные сту­пе­ни в со­ста­ве бо­лее раз­ви­то­го кон­крет­но­го це­ло­го. Соз­да­ют­ся фун­дам. ис­то­рии Ф. в тру­дах И. Э. Эрд­ма­на (1805–92), К. Фи­ше­ра, Ф. Ибер­ве­га и др., фор­му­ли­ру­ют­ся ме­то­до­ло­гич. прин­ци­пы ис­то­ри­ко-фи­лос. ис­сле­до­ва­ний (Э. Цел­лер). Идея «фи­ло­со­фии фи­ло­со­фии», вы­ска­зан­ная Ф. Шле­ге­лем и за­тем В. Диль­те­ем, по­лу­чи­ла реа­ли­за­цию в мно­го­числ. ти­по­ло­ги­ях фи­лос. сис­тем и уче­ний. Ха­рак­тер­но, что мно­гие сис­те­ма­тич. на­прав­ле­ния 19–20 вв. раз­ви­ва­ют­ся под де­ви­зом «на­зад к» – Пла­то­ну и Ари­сто­те­лю (Ф. А. Трен­де­лен­бург), Фо­ме Ак­вин­ско­му (не­ото­мизм), Кан­ту (нео­кан­ти­ан­ст­во), Ге­ге­лю (нео­ге­гель­ян­ст­во) и т. д. В 20 в. ис­то­рич. ас­пект яв­ля­ет­ся кон­сти­ту­тив­ным для боль­шин­ст­ва фи­лос. кон­цеп­ций, а ис­то­рия Ф. обо­га­ща­ет­ся но­вы­ми ме­то­да­ми – гер­ме­нев­тич. под­хо­дом, ис­то­рич. се­ман­ти­кой, ис­то­ри­ей про­блем и по­ня­тий («Ис­то­ри­че­ский сло­варь фи­ло­со­фии» И. Рит­те­ра в 13 т., 1971–2007). Ме­то­до­ло­гия ис­то­рии Ф. – по­ми­мо учеб­ной док­со­гра­фии – вклю­ча­ет 2 осн. ти­па: сис­те­ма­тич. об­су­ж­де­ние про­блем не­за­ви­си­мо от их ис­то­рич. воз­ник­но­ве­ния и бы­то­ва­ния и ис­сле­до­ва­ние их с учё­том ис­то­рич. кон­тек­ста. Фор­ми­ру­ют­ся та­кие спец. ис­сле­до­ва­тель­ские про­грам­мы, как со­цио­ло­гия фи­лос. зна­ния, ин­сти­ту­цио­наль­ная ис­то­рия Ф. и др.

По ме­ре раз­ви­тия меж­куль­тур­ных кон­так­тов на­чи­ная с 19 в. про­ис­хо­дит по­сте­пен­ное ос­мыс­ле­ние фи­лос. тра­ди­ций, имев­ших ме­сто в не­ев­ропей­ских ци­ви­ли­за­ци­ях – ин­дий­ской, ки­тай­ской и др. Они оформ­ля­ют­ся как в хо­де ре­цеп­ции и взаи­мо­дей­ст­вия с ев­роп. тра­ди­ци­ей Ф., так и пу­тём рет­ро­спек­тив­но­го вы­де­ле­ния фи­лос. про­бле­ма­ти­ки из ре­ли­ги­оз­но­го и ми­ро­воз­зрен­ч. на­сле­дия этих куль­тур. В этой свя­зи в нач. 20 в. по­яв­ля­ет­ся фи­лос. ком­па­ра­ти­ви­сти­ка («Срав­ни­тель­ная фи­ло­со­фия» П. Мас­сон-Ур­се­ля, 1923, и др.).

Персонализм

Среди представителей персоналистов были русские, немецкие, французские, американские мыслители и философы.

Через приоритет человека в философском осмыслении действительности ведущее место занимала система «универсум — человек». Главное место занимала личность в ее определенных проявлениях — суждениях и действиях.

Базовой онтологической категорией являлась личность, персона. Она выступала как основное проявление бытия, где волевая активность, деятельность соединялись вместе с непрерывностью существования. Истоки личности зачинались не в ней самой, а в бесконечно едином Божественном начале.

Идеи персонализма развивали Л. Шестов, Н. Бердяев, А. Козлов, Д. де Ружмон, М. Шелер, Э. Мунье, Ф. Якоби, П. Лендсберг.

Что такое Философ

Это человек, который ищет знания о самом себе, движимый любопытством на фундаменте реальности.

Разные философы оставили своё имя, выгравированное в мировой истории, со своими теориями, которые обсуждаются, принимаются и осуждаются до сих пор. Некоторые из этих философов: Аристотель, Пифагор, Платон, Сократ, Декарт, Локк, Кант, Фрейд, Хабермас и многие другие.

Каждый из этих философов строил свои теории на основе различного предмета философии, логики, метафизики, этики, политической философии, эстетики и других.

Согласно Платону философ пытается прийти к Знанию Идей, истинному знанию, характеризуемому как эпистема, и выступает против доксы (до́кса, от др. греч. δόξα — «слава»), основанной лишь на видимости.

В дополнение к развитию философии как науки, она присуща человеческому роду, это не знание, а естественное отношение человека ко вселенной и его собственному бытию.

По словам Аристотеля, согласно поведению человека знание можно разделить на три категории: теоретическое знание (математика, метафизика, психология), практическое знание (политика и этика) и поэтическое знание (поэзия и экономика).

В настоящее время слово “философия” часто используется для описания набора идей или поведения, например: “философия жизни”, “политическая философия”, “философия образования”, “философия регги” и т. д.

Философия фокусируется на вопросах человеческого существования, но в отличие от религии она основана не на божественном откровении или вере, а на разуме.

Таким образом, философия может быть определена как рациональный анализ смысла человеческого существования, индивидуального и коллективного, основанный на понимании бытия.

Несмотря на некоторое сходство с наукой, на многие вопросы философии нельзя ответить эмпирическим знанием.

Отрасли рационального исследования

В сегодняшнем обществе мировоззрение человека постоянно расширяется и растёт параллельно развитию научно-технической сферы жизни. Появление новых знаний в науке и технике даёт предпосылки для расширения структуры философии и некоторых её разделов в большие отрасли. Таковыми являются:

  • философия познания жизни (экзистенциализм, дарвинизм);
  • философия науки (формальная логика, физика, математика);
  • философия познания религии (теософия, теология, эзотерика);
  • философия искусства (этика, эстетика, литература);
  • философия познания истории (социология, исторический материализм);
  • философия техники (кибернетика, искусственный интеллект, информатика).

Английский естествоиспытатель Чарльз Дарвин в своих научных трудах выдвигал теорию о том, что жизнь произошла эволюционным путём в результате естественного отбора. Он выдвинул гипотезу, что человек произошёл из мира животных. Однако социальных доказательств (роль труда, развитие общественного сознания) оказывается недостаточно для полного утверждения этой теории.

Сторонники экзистенциализма, который возник в 40−60 гг. XX в., выдвигали учение, что свобода жизни состоит в том, чтобы человек не был вещью, которая формируется под давлением внешней среды, а делал осознанно свой выбор и сам создавал себя своими действиями и поступками, т. е. действовал.

Формальная логика своей задачей ставит изучение мыслительной деятельности, т. е. зарождение понятий, суждений, выявление логических умозаключений и доказательств. Она формулирует законы и принципы построения правильных и истинных выводов и заключений. Её начало было положено Аристотелем, а в новое время её развитие продолжили Лейбниц и Фрэнсис Бэкон.

Философия религии изучает религиозное мировоззрение, его воздействие на сознание и общество. Философия принимает здоровую веру в Бога, как первооснову для зарождения Вселенной, но отказывается от ложных жизненных ориентиров и представлений религии, которые подменяют реальность различными чудесами и верой в потусторонний мир. Принципа «доверяй, но проверяй на практике» философия религии придерживается и к эзотерике, т. е. оккультному, тайному знанию, которое обладает большой популярность в сегодняшнем мире.

Эстетика — это знание о красоте, прекрасном и безобразном. Она ищет красоту в жизни, искусстве и ответы на вопросы, где обитает красота, в мире сама по себе или же в нашем сознании, а также пытается познать скрытые законы появления эстетического образа.

Философия истории занимается изучением развития человеческого сообщества. Гегель рассматривал историю развития общества как единый, закономерный, внутренне необходимый процесс развития духа, разума и идеи. Более совершенной представляется идея марксизма о развитии общества, содержащаяся в учении исторического материализма. В ней говорится о главенствующей роли производственных отношений, социальной защищённости людей, а также политических организаций и учреждений в ходе развития любой общности людей.

Философия техники — это учение, которое рассматривает мировоззренческие вопросы взаимодействия и развития человеческой личности и техники в ходе НТП. Что такое робототехника, каковы общесоциальные последствия этого феномена, как складываются отношения между личностью и машиной — вот кратко спектр вопросов этой науки.

В связи с этим кибернетика изучает процессы и способы управления робототехникой. Появление на свет ряда изобретений в области программно-вычислительных машин (ЭВМ), а также персональных устройств (ПК) как раз и дало толчок зарождению кибернетики. В противовес механическим машинам, трансформирующим энергию или вещество, для систем в кибернетике характерны процессы переработки информации, а также моделирования и преобразования самой действительности.

https://youtube.com/watch?v=S7x43sccdUY

>

Характер философской системы

Философия – особая наука. В ней не существует положений, которые бы признавались всеми философами, без исключений. Для науки мыслителей характерна множественность взглядов.

Характерно ли для реальности всеобщее развитие? Существует два метода исследования в философии, которые затрагивают этот вопрос: метафизическая и диалектическая.

  1. Метафизика ищет предельные границы бытия и познания. Ее сторонники пытаются постичь мир завершенным и однозначным. Сторонники метафизики относятся к миру как чему-то неизменному в своих наиболее важных корреляций. Вселенная, как и человек, статична, устойчива. Суждения метафизики критикуются за их усложненность рассуждений, за невозможность проверки с помощью логики.
  2. Диалектика ищет истину в столкновении противоположностей, пытается постичь мир через его развитие и противоречия. Последователи диалектики признают общий характер развития мира. Вселенная, как и человек, развиваются при взаимодействии противоположностей. Количественные изменения переходят в качественные, движение происходит от низшего к высшему. Сильным толчком для развития этой концепции стали открытия в области естествознания: эволюционная теория Дарвина, закон сохранения и превращения энергии, большие достижения в области палеонтологии и геологии.

Как понимают Бога различные философы

Точек зрения о том, кто или что такое Бог, существует он или нет, с древних времен и по сей день накопилось множество. Если их обобщить и сгруппировать, то выделяются четыре позиции по отношению к Богу.

  • Теизм воспринимает Бога как разумную личность, обладающую своей волей. Мир сотворил Бог, он же преобразовал идеи в мир материальных вещей. Разум Бога несоизмеримо выше, чем у человека.
  • Деизм выдвигает Бога как безликую причину возникновения мироздания. В некотором роде, деизм можно назвать компромиссом между идеями материалистов и сторонниками существования Бога. Приверженцы его полагали, что Бог сотворил мир и затем отстранился, не участвовал в его развитии, не влиял на жизнь и поступки людей.
  • Пантеизм отождествляет Бога (идеальное начало) и природу (материальное начало). Бог не существует вне природы. Можно утверждать, что Бог – везде, во всем, так говорили пантеисты.
  • Атеизм отрицает Бога и признает его фикцией. Философы, придерживающиеся этой позиции, полностью разорвали отношения с религией. Атеисты во главе мира ставят личность человека и пытаются с помощью всех доступных их эпохам наук разрешить вопросы бытия.

Герменевтика

Представителями этого течения были В. Дильтей, Ф. Шлегель, Ф. Шлейермахер, М. Хайдеггер, Г. Гадамер.

Сторонники герменевтики видели особое отношение между универсумом и человеком. Немецкий историк культуры, В. Дильтей считал герменевтику основой всех наук о духе, философский аспект природы, исторического познания и историчности самого человека.

Те, кто посвятил себя изучению герменевтики, могут описать ситуацию, если он избегает произвола и ограниченности, вытекающих из неосознанных ментальных привычек. Тот, кто ищет понимания другого, а не самоутверждения, готов к признанию собственных ошибок, вытекающих из неподтвержденных ожиданий и предположений.

Позитивизм

К течению позитивистов относились О. Конт, Э. Мах, Р. Авенариус, М. Шлик, Г. Рейхенбах, Р. Карнап, Л. Витгенштейн, Дж. Мур, Б. Рассел.

Позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм составляют целую сциентистскую эпоху. Она отражала идеи, которые означали, что все подлинное, позитивное знание можно получить в процессе синтетического объединения результатов частных наук.

Философия в данном случае выступает как особая наука, которая претендует на самостоятельное исследование действительности. Она может существовать только как некая положительная философия, без собственного научного выражения.

Характеристики первоначал

Извечный философский вопрос: что же было первым, материя или дух? Античные мудрецы несколько тысяч лет назад первыми задались им, но точный ответ неизвестен до сих пор.

На протяжении человеческой истории идет борьба между сторонниками материализма и идеализма.

Материалисты признают первичной материю, а дух — вторичным. Этой точки зрения придерживались представители древнейшей школы философии – Милетской. А также Демокрит, Бэкон, Спиноза, Локк, Дидро, Маркс и Энгельс.

Приверженцы материализма в своих философских трудах делали упор на научные знания, особенно выделяя такие науки как физика, математика и естествознание. И стремились с помощью логики доказать все положения своих теорий. Но при глубоком изучении суждений материалистов становится явным недостаточность объяснения понятия сознания как материального объекта и невозможность логического объяснения явлений окружающего мира.

Идеализм противопоставляет себя материализму, считая, что дух первичен над материей. Его сторонники – Платон, Пифагор, Беркли, Гегель, Юм.

В идеализме выделяется два направления:

  • Объективный идеализм началом мира признает некую идеальную, духовную субстанцию, которая существует вне и независимо от человеческого сознания. Этого течения идеализма придерживались все ортодоксальные школы Индии, даосизм, конфуцианство и неоплатонизм.
  • Субъективный идеализм определяет духовным началом мироздания сознание человека. К его сторонникам можно отнести буддистов, последователей экзистенциализма и феноменологии.

Слабостью идеалистической учений является отсутствие логического объяснения превращения чистой идеи в материальный объект.

Основные разделы современной философии

К главным интересам современного знания относятся структурные направления философии:

  • онтология;
  • гносеология;
  • логика;
  • аксиология;
  • праксиология;
  • антропология.

Онтология и гносеология

Онтология — это наука о бытие и мире, которая является основополагающим вопросом философии со времен античной мысли.

В различные периоды определение и восприятие онтологии менялось под влиянием актуальных проблем и особенностей эпохи. В XIX веке характерно резкое падение интереса, но в конце XIX — начале XX вв

внимание снова возросло

Основоположником критической онтологии был немецкий философ Николай Гартман, который разделял реальный мир на мертвый, живой, психический и духовный слои. Его теория о слоях используется в психологии, антропологии, философии истории в качестве методологического инструмента.

Другим важным исследователем, переосмыслившим проблему бытия, является Мартин Хайдеггер. Его центральной темой была онтология, которая, по его мнению, определяла смысл бытия. Хайдеггер считал, что перед тем, как приступить к изучению смысла бытия, необходимо изучить и понять самого человека.

Гносеология — направление в философии, в котором исследуются проблемы познания и методы познавательного процесса.

Проблема обрела особую актуальность в философской мысли Нового времени, когда разные школы по-своему определяли систему познавательного механизма. В современном философском знании гносеология также остается одной из основных исследовательских тем. Существенный переворот, произошедший в становлении современной гносеологии выражается в отказе от абсолютной истины. На смену ей появляется относительное знание, которое может меняться под влиянием времени, достижений прогресса и т. д.

Логика

Логика в философии представляет собой науку о законах правильного мышления и приемах повседневной познавательной деятельности.

В XIX-XX вв. логика была результатом взаимодействия философии и математики, но в середине XX в. область влияние расширилась. Стали появляться такие дисциплины, как:

  • логический позитивизм, основанный на том, что для познания мира необходимо наблюдать за ним, чтобы найти доказательства и решения, опирающиеся на разум;
  • логический атомизм, описывающий реальность как совокупность логических атомов, из которых состоит все сущее;
  • модальная логика, рассматривающая понятия необходимости, случайности, возможности и т. д.

Аксиология и праксиология

Аксиология — это течение философии, исследующее ценности человека, их значение и место в духовной, индивидуальной и социальной сферах жизни. Начиная с античной философии, мыслители пытаются определить происхождение ценности и то, почему она воспринимается человеком как нечто значительное.

Содержание ценностей формируется, исходя из личных качеств и интересов человека, из влияния общества и его собственного индивидуального опыта. С наступлением новой эпохи происходит переосмысление существующих ценностей, которые часто становятся неактуальными. Нередко ценность приобретают устаревшие нормы и категории, в которых общество снова начинает испытывать потребность. Задача ученых проследить этот процесс, понять, какие ценности важны для определенного периода общественного развития и почему именно они.

Праксиология — учение о человеческой деятельности, социальных системах и обществе.

Сущность понятия состоит в исследовании различных трудовых навыков и умений, анализе форм организации труда, взаимодействии индивидов и его поведения в производственном процессе. Человеческая деятельность и общественные отношения рассматриваются для установления их эффективности.

Общие понятия философии

Среди первых этапов знакомства с общей философией значится рассмотрение основных понятий этой науки на протяжении всей её истории. Одни из ключевых общих понятий философии — мировоззрение, мировосприятие, мироощущение.

Мировоззрение — система общих взглядов и мнений индивида о самом себе, окружающем мире и своём месте в этим мире исключающее абстрагирование от носителя мировоззрения. То есть легко понять, что обычно называемое обывателем «философия» какой-либо группы, индивида или части культуры на самом деле является мировоззрением.

Мировосприятие — комплекс восприятия и отожествления, ассоциации взглядов и мнений индивида с образами выступающими наглядными или абстрактными примерами, эталонами для объяснения своего мировоззрения. Говоря проще это то, как индивид воспринимает себя, окружающий мир и связи двух последних явлений между собой.

Мироощущение — система чувственных ассоциаций для и при познании, представлении и объяснении своего мировоззрения, то есть опыт телесных ощущений. Стоит отметить, что мироощущение активно взаимодействует с мировосприятием и характер этого взаимовлияния в многом определяет тип мировоззрения индивида — либо восприятие имеет главенствующую роль, либо ощущение превалирует.

Отношение к человеку в философии, социальное и другие дисциплины рассмотрены в отдельных статьях. Определим три других ключевых понятия общей философии выступающих в связи: личность и среда.

Личность — совокупность частных и конкретных черт и свойств иллюстрирующих для среды, в том числе социальной, скрытую, только владельцу известную сущность его уникальной индивидуальности. Хотя большинству всё-таки эта сущность не известна по причине либо её отсутствия, либо недостаточного самопознания. Из-за последнего человек принимает распространённые модели поведения, суждения и мировоззрения в общем благодаря чему начинает относится к категории «люди».

Среда — пространство и место обитания, пребывания или творчества индивида. Место не обязательно относится к материальному миру (locus corporalis et spiritualis — лат.  место материальное и духовное). В психологии термин локус не относится столько категорично к месту, понимаемому зачастую как часть какого-то пространства (материи) и поэтому без пояснений воспринимается как нематериальная локализация. Из определения понятно, что среда может создаваться индивидом, индивид может пребывать в ней, а так же существовать в ней (естественная среда). В то же время к среде относится не только сугубо материальное пространство, но и информационные места. Последние предмет отдельного разговора, к которому здесь я не буду обращаться.

(c) Algimantas Sargelas

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: