Звёздная сыпь
Кратко Подробно Оригинал
Молодой врач работал в Мурьевской больнице уже полгода, но ему ни разу не попадались больные сифилисом. Первым таким пациентом стал дядька лет сорока, который не поверил, что болен «дурной болезнью» и лечиться не стал.
Затем пришла женщина, которая считала, что её заразил муж. Она оказалась одной из немногих, кто по-настоящему боялся этой заразы. Доктор четыре месяца обследовал её и выяснил, что каким-то чудом женщина не заразилась.
Все эти четыре месяца доктор листал старые амбулаторные книги.
Оказалось, что сифилис — бич этих мест, им болели целые семьи, но никто не боялся этой болезни и не лечился. Доктор решил бороться с этой заразой и добился, чтобы в Мурьевской больнице открыли специальное отделение.
Первой пациенткой отделения стала женщина с тремя маленькими детьми. Доктор с радостью наблюдал, как с детских тел исчезает звёздная сыпь — первый признак сифилиса.
Сюжет
«Полотенце с петухом». Молодой неопытный врач приезжает на свой участок в деревню. После знакомства с персоналом больницы ему предстоит первое серьёзное испытание — ампутация ноги у деревенской девушки. Несмотря на неуверенность и отсутствие опыта у молодого доктора, ампутация удается блестяще, девушка остается жива и впоследствии дарит врачу полотенце с вышитым на нём петухом (отсюда и название рассказа).
«Крещение поворотом». Герою предстоит сделать операцию поворота на ножку плода при трудных родах у деревенской женщины. Благодаря советам опытной акушерки и эта операция отлично удаётся врачу.
«Стальное горло». Врач делает трахеотомию маленькой девочке, больной дифтерией. В рассказе отражены малограмотность и суеверность деревенских людей того времени, долго не разрешавших делать операцию девочке. После успешной операции и выздоровления девочки Лиды по деревням пошли слухи о том, что молодой доктор вместо настоящего горла вставил ей стальное.
«Вьюга». Описывается поездка врача ночью в метель в другую деревню на помощь такому же молодому доктору, не знающему что делать с женщиной, разбившей себе голову при падении с лошади. Из-за позднего приезда спасти женщину не удаётся — это первый пациент, умерший у главного героя.
«Тьма египетская». Описываются быт и нравы деревенских жителей того времени — их малограмотность, суеверность, склонность доверять больше местным бабкам-знахаркам, нежели докторам. Главная сюжетная линия — рассказ про мельника Худова, больного малярией и решившего принять сразу все лекарства, прописанные врачом, дабы «не валандаться по одному порошочку в день. Сразу принял — и делу конец».
«Пропавший глаз». Доктор подводит итог своего годичного пребывания в деревне. Название рассказа происходит от истории с ребенком с огромной опухолью, закрывшей глаз. Как выясняется, неизвестная опухоль — всего лишь огромный гнойник, развившийся из нижнего века и лопнувший сам по себе.
«Звёздная сыпь». Герой начинает борьбу с сифилисом, повсеместно распространившимся среди населения. Рассказ заканчивается обращением к тому врачу, который, наверное, сейчас сидит на месте главного героя на деревенском участке: «Привет, мой товарищ!».
История создания
Первая редакция «Записок» была создана почти сразу после реальных событий. По свидетельству А. П. Гдешинского, в 1918 году в Киеве Булгаков уже зачитывал «Звёздную сыпь». Возможно, что первый вариант цикла — «Записки земского врача» — был написан ещё в Смоленской губернии.
В письме К. П. Булгакову из Владикавказа в Москву 16 февраля 1921 года в числе оставленных в Киеве рукописей Булгаков называет «Наброски Земского врача» и «Недуг» (очевидно, первая версия «Морфия»). В письме В. М. Булгаковой от 17 ноября 1921 года (уже из Москвы) Булгаков признаётся: «По ночам пишу „Записки земского врача“. Может выйти солидная вещь. Обрабатываю „Недуг“». Известно, что после публикации произведений ранние редакции были уничтожены самим писателем.
Тьма египетская
Кратко Подробно Оригинал
Доктор отмечал своё двадцатичетырёхлетие в компании фельдшера и акушерок. За окнами больницы царили холод, снег и «тьма египетская». Гости вспоминали случаи из практики, связанные с невежеством крестьян и деревенскими суевериями.
Той же ночью в Мурьевскую больницу поступил с лихорадкой мельник, показавшийся доктору неглупым человеком. Он назначил больному хинин, по одному порошку в сутки, но мельник, чтобы не возиться, выпил все десять порошков сразу и чуть не умер.
Откачав мельника, доктор поклялся себе всегда бороться с невежеством, этой «тьмой египетской».
Эпизод «Тьма египетская»
Следующий отдельный рассказ Булгакова также имеет юмористическую направленность. Автор высмеивает крестьян, которые в большинстве случаев показывают свое невежество. Писателю незачем смеяться над крестьянами — он хочет показать их неграмотность и суеверность, и подобное невежество искусно маскируется юмористическим повествованием.
Здесь рассказывается о простом мельнике, заболевшем малярией. Врач рекомендует ему использовать курс хинина, который требуется рассчитывать на неделю и принимать равномерно. Крестьянин пренебрегает рекомендациями и решает использовать все лекарства за одно посещение, так как хочет быстрее выздороветь. Но это ни к чему хорошему не приводит.
Крещение поворотом
Кратко Подробно Оригинал
Молодой доктор начал привыкать к жизни на Н-ском участке. До сих пор он не принимал родов и очень боялся, что ему достанется сложный случай. Однажды в Мурьевскую больницу привезли роженицу с поперечным положением плода. Доктор бросился листать учебник по акушерству и окончательно запутался.
Спасла его опытная акушерка, подсказавшая, что нужно делать «поворот на ножку» — повернуть плод в матке матери. За десять минут она объяснила, как проводил эту операцию опытный предшественник доктора.
Операция удалась, мать и ребёнок выжили, а доктор понял, что настоящее знание приходит только с опытом.
Как возникла зависимость
Привычка доставка — достаточно 2-3 раз. В первую очередь, желание «ощутить себя на небесах» интерпретируется пользователем. Наркоманы (и даже больные, получающие терапевтические дозы препарата) видят приятные сны и ощущают легкость, оживляют свои фантазии, обостряют восприятие.
Постепенно дозу приходится увеличивать, и уже нет ни желания остаться в раю, ни ужаса сильных страданий без лекарств. А все потому, что даже небольшая задержка с приемом дозы вызывает нестерпимую боль во всем теле, рвоту, кровавый понос, нарушение дыхания и кошмарные видения.
Зависимость не обошла стороной и Михаила. Жена делала ему уколы. И она описала его состояние как «очень спокойное». Он мог работать и писать.
О книге
Рассказы как бы продолжают друг друга, раскрывая перед читателем цельный сюжет в мозаике лаконичных событий. Начинается все с прибытия юного врача в небольшую сельскую больницу. Его предшественник – Фелик Феликсович – легенда местных медиков. И его молодой врач боится, как огня.
Ночью в операционную привозят девушку, которой перебило ноги молотилкой. Вся команда уверена, что девушка умрет, но врач делает ампутацию и спасает пациентку. Радостная девушка вышивает врачу полотенце с петушком в знак благодарности.
И эта теория подтверждается на практике: с виду интеллигентный мужик, чтобы не лежать в больнице неделю, выпивает все семь порошков стрихнина за один раз. Его еле спасают.
В рассказах врачу, как и вжизни, не удается спасти всех пациентов. Так, однажды зимой, в страшную вьюгу, его вызывает коллега из соседнего участка. Обрученная пара каталась на санях, и невеста ударилась головой на повороте. Не смотря на усилия двух врачей, невеста умирает, не приходя в себя. Молодой жених вне себя от горя, и ему не решаются сразу сказать правду. Тут Булгаков реалистично освещает ужас врача, который переживает потерю пациента, его страх перед тем, как общаться с родственниками и страх перед их горем.
Рассказы заканчиваются переводом молодого, но уже опытного врача, в большую больницу, со всеми условиями. Однако доктор знает, что и тут будут сложности, поэтому нельзя расслабляться. Тут же он берется за дело и продолжает учиться по ночам, чтобы опять не сплоховать перед воображаемым Феликсом Феликсовичем, который все умеет и пугает его.
-
Технологическая карта картофельное пюре для школы
-
Камо грядеши краткое содержание
-
Классный час по профилактике насилия в семье в начальной школе
-
Перри мейсон книга краткое содержание
- Родительское собрание для пап в начальной школе
Полотенце с петухом
Кратко Подробный пересказ Молодого врача, недавно окончившего университет, направили работать в глухое село Мурьево.
Тамошней больнице полагалось два врача, но доктор стал главным и единственным лекарем. Молодой человек был не уверен в себе и боялся тяжёлых случаев, особенно ампутации.
По иронии судьбы такой случай достался ему в первый же вечер после приезда. Красивая девушка попала в мялку для льна. Перепуганный доктор ампутировал ей ногу, не надеясь, что она доживёт до утра.
Девушка выжила. В знак благодарности она подарила доктору полотенце с вышитым красным петухом, которое долгие годы украшало его спальню.
Но мало кому известно, что у знаменитого писателя было медицинское образование. И он работал врачом очень долго, побывав в разных ситуациях – трагичных и смешных. На основе собственного опыта он и создал сборник рассказов, посвященных первому опыту юного доктора в России, которах стоит на грани Гражданской войны.
Анализ цикла рассказов «Записки юного врача»
Чеховский подход в рассказах Булгакова
Представление о потенциальном писательстве российского земского врача (пример Чехова, Вересаева) участвовало в замысле автора и читательском восприятии. Центральный персонаж «Записок» не рассказывает (как герои Н. Лескова), а описывает события — с умением новеллиста. Это ретроспективный рассказ писателя о своем прошлом врача.
Типовые черты земского врача, его манеру обращения с пациентами-крестьянами Булгаков нашел готовыми прежде всего в многочисленных «медицинских» рассказах Чехова. Примечательна прямая отсылка к «Хирургии» — «всем известный рассказ Чехова» — в рассказе «Пропавший глаз». Разговор с родными девочки в рассказе «Стальное горло», с матерью Ваньки в рассказе «Звездная сыпь» заставляет читателя вспомнить реплики врача, почти дословно повторенные, строй диалога в хрестоматийном чеховском «Беглеце».
Портрет Чехова в прижизненном ПСС, 1902
Интеллигент в российской глубинке
В массовой беллетристике конца ХIХ — начала ХХ века, усвоившей схему «интеллигент в российской глубинке», преобладал мотив гибели надежд, идеалов молодости героя в провинциальной трясине, среди чуждого ему, нередко лубочно изображаемого «народа». Героем Булгакова стал «юный врач», сомневающийся в своем знании и умении, но полный энергии, уверенный в своем социальном статусе. Перед читателем — не одиночка-интеллигент, тонущий в российской «тьме египетской», а герой, включенный в стабильную социальную жизнь. В ней фельдшер и акушерки являют собой вполне дееспособную культурную среду — «рать», готовую двигаться за своим предводителем «все вперед, вперед». В ней народная масса темна (и в этом — укор автора прежней России). Но надежда на её просвещение не потеряна, пока сохранен авторитет людей образованных. Они же, в свою очередь, находят в этой среде тех людей (хотя и весьма немногих — женщина в рассказе «Звездная сыпь», которая боялась сифилиса), кто готов и способен просвещаться.
Традиция предреволюционного интеллигентского народолюбия, спор с которой Булгаков начал, видимо, еще в литературных опытах 1910-х годов, в середине 1920-х им решительно отвергнута. Реплика чуть не погубившего себя мельника (из «Тьмы египетской» —«сразу принял—и делу конец») — прообраз речей Шарикова из повести «Собачье сердце» («Взять все да и поделить»). Гибельные последствия самоуверенного невежества, выпущенного из-под контроля разума, показаны и в судьбе Рокка («Роковые яйца»).
Трагедии, смерти, невежество крестьян не разрушают в «Записках» картину прочно устроенного мира. На рассказах лежит отпечаток ностальгического, родственного поздней прозе И.А. Бунина авторского чувства.
Гуманизм Булгакова-писателя
Циклу этому писатель придавал серьезное значение. Рассказы, вошедшие в «Записки юного врача», свидетельствуют не только о возраставшем мастерстве Булгакова. Они дают возможность понять его размышлениях в годы врачебной деятельности в глухомани, изображенной в них. Судя по всему, окружавшая писателя действительность преломлялась в его сознании в виде художественно обобщенных образов. Образы эти иногда подолгу вынашивались, нередко претерпевая различные изменения. Творческий процесс писателя, насколько мы можем себе представить, характеризовался не только неизменной требовательностью к себе. Это были и постоянно расширявшиеся творческие поиски, связанные с его пониманием профессии и долга писателя.