Содержание
-
Слайд 1
Цели урока:
- выяснить, что такое деятельность;
- доказать, что как тип поведения деятельность свойственна только человеку;
- деятельности присущ сознательный, продуктивный, общественный характер.
План урока:
- «Птицу узнают по полету, а человека — по работе».
- «Пчела мала, да и та работает».
- Жизнь человека многогранна.
-
Слайд 2
- Это форма активного отношения человека к окружающему миру, целью которой является его изменение и преобразование.
- «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу» (китайская поговорка).
-
Слайд 3
- Человек на протяжении всей жизни совершает определенные действия, поступки по отношению к окружающему миру, и прежде всего по отношению к людям. В поведении проявляются особенности его характера и темперамента, уровень его воспитанности. Слова, действия и поступки человека помогают его понять.
- Задание: подберите синонимы к слову «работа».
-
Слайд 4
Сам человек меняется в процессе деятельности.Личные качества в деятельности не только проявляются, но и формируются.Какое значение в жизни человека имеет деятельность?Чтение «Песни о труде» Стр. 49.«Хорошими людьми становятся больше от упражнений, чем от природы» (Демокрит)
-
Слайд 5
-
Слайд 6
- Цель — соответствие мысленной модели (цели) и итогов деятельности.
- Средства — осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность.
- Действия — то, на что непосредственно деятельность направлена.
- Результат — приемы, способы действий, деньги, орудия, предметы, приспособления, используемые для осуществления деятельности.
-
Слайд 7
-
Слайд 8
- игра
- общение
- труд
-
Слайд 9
- Игра. Вид активности, в процессе которой осуществляется познание окружающего мира, приобретаются знания и умения, формируется человек. Мотивацией игры выступает удовольствие, интерес.
- Учение. Процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями, необходимыми для выполнения определенной деятельности. Мотивом учения выступает чувство долга, ответственности и духовные ценности.
-
Слайд 10
- Труд. Специфическая форма активности личности, в процессе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживании; взаимопонимании.
- Общение. Деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные и духовные потребности людей.
-
Слайд 11
- игра
- общение
- труд
-
Слайд 12
§ 5 , ответить на вопросы и выполнить задания,предложенные для самостоятельной работы после параграфа.
-
Слайд 13
Посмотреть все слайды
Цели существования
Для достижения поставленной цели требуется множество условий. Схема воплощения цели очень многогранна:
- навыки;
- умения;
- терпение;
- желание;
- учение;
- комплексы.
Структура одного желания может быть простой и конкретной. Но чаще это редкий случай. Характеристика разумного существа – обучаемость. Цивилизация развивается на основе движения науки вперед, аналогично действует и человек. Он учится, его потребности становятся новыми и достижимыми только при условии постоянной работы над собой.
Что мы узнали?
Школьный курс по обществознанию помогает понять, для чего человеку дана возможность действовать. В чем преимущество человека перед другими живыми существами, а что в нем аналогично простейшим организмам и представителям природы. В теме изучается понятие «деятельность», ее цели, структура и характеристики видов. Данный материал может быть использован школьниками для создания доклада или сообщения по обществознанию.
-
/10
Вопрос 1 из 10
Топ вопросов за вчера в категории Обществознание
Обществознание 01.07.2023 13:08 5065 Галлямов Инсаф
10 примеров того что относится к духовной культуре
Ответов: 2
Обществознание 12.06.2023 18:29 1414 Кутиков Влад
Подобрать три пословицы о стыде и совести, объяснить их.
Ответов: 1
Обществознание 18.06.2023 08:13 2488 Маяковский Максим
Краткое содержание 4-5 параграфоф, хелпаните пжпжп. Автор Боголюбов 6 класс
Ответов: 1
Обществознание 27.06.2020 19:31 1382 Гусева Ксюша
Напишите Эссе : «Права, которые я хотел бы иметь» Напишите что бы вы хотели. Токо нормальные чтобы
Ответов: 1
Обществознание 19.06.2023 11:44 1110 Сергеев Назар
учитель предложил ученикам 9 класса подобрать термины для характеристики политической сферы жизни об
Ответов: 1
Обществознание 18.05.2023 15:08 1354 Сучков Михаил
Приведите примеры функций культуры (познавательная,оценочная,регулятивная,информативная,коммуникатив
Ответов: 2
Обществознание 16.05.2023 11:04 912 Ертуганова Айгерим
Ответы на вопросы обществознание 7 класс 1.Объясни смысл положения о том, что защита Отечества это
Ответов: 2
Обществознание 04.06.2023 03:40 865 Хариш Таня
Установите соответствие между этапами развития общества и их характеристиками: к каждой позиции, дан
Ответов: 2
Обществознание 18.06.2023 13:51 546 Svezhentsova Ira
Помогите ответить на три вопроса по таблице! 2. В 2017 году в нашей стране был проведен социологич
Ответов: 1
Обществознание 03.07.2023 03:01 872 Липа Даша
Сообщение — В чём плюсы и минусы прогресса.
Ответов: 2
Уровни мастерства работника
Сложный труд требует высокого уровня мастерства, специальной подготовки, определенных навыков, знаний. Высокий профессионализм может быть достигнут представителями совершенно разных профессий: музыкантов, врачей, учителей, менеджеров, столяров, программистов. Чем совершеннее мастерство работника — тем больше ценится его труд, выше заработная плата.
Из чего складывается мастерство работника:
- талант;
- способности;
- личный опыт;
- специальные знания;
- умение выполнять сложные операции;
При желании, каждый со временем может стать первоклассным профессионалом. В зависимости от уровня профессионального мастерства труд подразделяется на высококвалифицированный и низкоквалифицированный.
Малоквалифицированный труд — это деятельность, не требующая долгой подготовки, работа за которую может взяться практически любой. Такой труд обычно оплачивается намного меньше, но требований к специалистам так же немного. Примеры: уборщица, дворник, посудомойка, грузчик.
Высококвалифицированный труд – это работа, выполнение которой дается не каждому. Ее может сделать только профессионал, обладающий знаниями, большим опытом, умениями, специальными навыками. Чтобы овладеть такой профессией — необходимо учиться, проходить специальную практику, набираться опыта. Примеры высококвалифицированных профессий: инженеры, программисты, конструкторы-модельеры, художники, учителя, врачи.
Формы деятельности
1.Труд
Труд – это вид деятельности, который направлен на создание материальных и духовных продуктов, для удовлетворения определённых потребностей человека и общества.
Характерные черты труда как вида деятельности
- Целесообразность ( нужность, необходимость)
- Наличие целей, направленных на достижение определённого результата.
- Наличие знаний, умений, навыков, позволяющих выполнить те или иные действия.
- Полезность (то есть результаты деятельности действительно должны удовлетворять потребности)
- Развитие личности (труд преобразовывает и самого человека, формирует нравственные качества личности)
- Нацеленность на результат и получение его.
- Преобразование мира, общества и самого человека.
Виды труда
Физический – характеризуется тем, что происходит нагрузка на организм человека, на его опорно-двигательный аппарат .
Физический труд бывает: ручной, механизированный, труд на конвейерном производстве, автоматизированный.
- Умственный – связан с обработкой, усвоением информации, требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления.
- Смешанный – труд, требующий сочетания и физических, и умственных усилий.
- Игра
Игра — это вид непродуктивной деятельности, для которой важен сам процесс, а не результат.
Игра для ребёнка — это один из способов познания мира; игра для взрослых- это и отдых, развлечение, и в то же время деловые игры помогают смоделировать тип поведения в той или иной ситуации, например, при приёме на работу.
Характерные черты игры как вида деятельности
- Условная ситуация
- Наличие определённых правил для той или иной игры
- Использование предметов, замещающих реальные (например, для ребёнка кукла — это её дочка)
- Своеобразные цели (удовлетворение потребности в отдыхе, общении, формирование определённых навыков деловой беседы и другие)
- Игра способствует развитию нравственных качеств личности, формированию определённых умений и навыков.
- Учение (учёба)
Учение — вид деятельности, в результате которой человек познаёт мир, общество, самого себя, приобретает знания, умения, навыки, которые необходимы ему для успешной жизнедеятельности.
Виды учения
- Организованное (оно осуществляется в учебных учреждениях: школе, вузе и др.)
- Неорганизованное (оно осуществляется как побочный результат основного вида деятельности)
- Самообразование (самостоятельное приобретение человеком знаний и учений, в основе которого лежит личный интерес).
Характерные черты учения как вида деятельности
- Способствует развитию личности, формированию его мировоззрения.
- В основе учения — освоение опыта предыдущих поколений.
- Формирует профессиональные знания и умения, позволяющие успешно выполнять деятельность.
- Способствует усвоению ценностей и норм национальной и мировой культуры.
Человеческая деятельность имеет особенности:
- Целенаправленный, осознанный характер, то есть она всегда имеет цель и направлена на достижение результата.
- Плановый характер деятельности, то есть представляет и з себя определённую структуру.
- Систематичность, то есть деятельность – это длительный, ежедневный процесс.
- Продуктивность – направленность деятельности на получение результата.
- Преобразующий характер — деятельность изменяет окружающий мир, общество и человека.
- Общественный характер, то есть деятельность является результатом многовекового труда человечества, это продукт истории.
Следует отметить, что деятельность может носить творческий характер.
Структура деятельности
Основными компонентами деятельности являются:
- субъект деятельности — тот, кто осуществляет деятельность. Под субъектами подразумевают человека, коллектив, группы, общество и т. д.;
- объект деятельности — то, на что направлено действие. Среди объектов деятельности выделяют общественные процессы, внутреннее состояние индивида и т. д.;
- мотив — совокупность внутренних и внешних факторов, условий, которые вызывают активность субъекта. Определяет направленность деятельности. В качестве мотива выступают: потребности, установки, убеждения, эмоции, идеалы;
- цель — осознанный образ того, что нужно достичь в ходе деятельности, предполагаемый результат;
- методы и средства — вспомогательные «орудия» деятельности, которые направлены на упрощение действий;
- процесс — действия, направленные на реализацию цели;
- результат — конечный продукт.
3. Цели
Какую бы цель не ставил перед собой человек,
для ее воплощения необходимы определенные навыки и умения. Бывают
ситуации, когда все получается сразу, но чаще всего это не так. Очень
редко наши цели совпадают с нашими задатками, скорее всего, нам придется
чему-то учиться, и тогда мы сможем достичь поставленных целей.
Человеку, как мы уже говорили, свойственно развиваться всю жизнь. Мы
постоянно чему-то учимся, приобретаем новые навыки. Учение – это
естественная форма существования человека. Поэтому не стоит
комплексовать, если что-то не получается с первого раза: любое новое
действие должно войти в привычку, а это возможно только в результате
повторения. Вся человеческая цивилизация формировалась на основе
обучения, поэтому на данном этапе вы занимаетесь, наверное, самым важным
в жизни делом – вы обучаетесь
Для эффективного достижения целей необходимы определенные условия.
Во-первых, нужен план достижения цели. Человек постепенно, как по
ступенькам, достигает маленьких целей, двигаясь к одной большой.
Благодаря постепенному движению мы можем быть уверены, что наша
деятельность не ущемляет никого в правах и что наша деятельность не
приносит никому вреда, к тому же мы сможем видеть промежуточные этапы
при достижении наших целей.
Не все цели человека имеют практическое значение. Деятельность
человека не всегда направлена на производство материальных вещей
(компьютер, стол, платье). Не только труд является обязательным
элементом существования человека, важны также другие его проявления,
например, игра, отдых, развлечение.
Важность деятельности
Деятельность играет огромную роль в нашей жизни и оказывает существенное влияние на наше существование. Она позволяет нам проявить свои способности, развиться как личности и достичь успеха в различных сферах.
Саморазвитие и рост личности. Деятельность помогает нам развиваться и расти как личности. Когда мы совершаем какие-то действия, изучаем новые навыки, осваиваем новые области знаний, мы становимся более компетентными и уверенными в себе. Это способствует нашему саморазвитию и формированию личности.
Удовлетворение и смысл жизни. Деятельность приносит нам удовлетворение и помогает нам найти смысл жизни. Когда мы занимаемся делом, которое нам интересно и которое нам близко, мы испытываем радость и удовлетворение от того, что делаем. Это дает нам смысл и цель в жизни, делает нас более счастливыми и удовлетворенными.
Способность к достижениям. Деятельность помогает нам достигать успеха и достижений в различных сферах. Когда мы занимаемся делом, которое нам нравится, мы становимся более мотивированными и эффективными. Мы обретаем силу воли и настойчивость, которые помогают нам преодолеть трудности и достичь поставленных целей.
Социальная связь и взаимодействие. Деятельность играет важную роль в нашей социальной жизни. Она позволяет нам устанавливать связи с другими людьми, находить общие интересы и взаимодействовать с ними. Это способствует нашей социализации и формированию отношений с окружающими.
Развитие талантов и способностей. Деятельность позволяет нам развивать и раскрывать свои таланты и способности. Когда мы занимаемся делом, в котором мы хороши и которое нам нравится, мы выявляем свои скрытые потенциалы и обретаем новые навыки. Это помогает нам стать более уникальными и особыми.
В целом, деятельность оказывает огромное влияние на нашу жизнь и является важной частью нашего существования. Она помогает нам расти и развиваться, достигать успеха и удовлетворения, находить смысл жизни и устанавливать связи с другими людьми
Поэтому важно выбирать такую деятельность, которая нам нравится и которая приносит нам истинное удовлетворение и счастье.
5. Игра как деятельность
Примером игры, которая вскоре переросла в
серьезное занятие, может быть исторический факт о «потешных полках»
Петра Первого. В раннем возрасте став императором, государь велел
организовать для себя потешную армию, у которой сначала были игрушечные
ружья и пушки, а вскоре появилась крепость со рвом и даже казармы для
солдат. Именно эти «потешные полки» позже превратились в русскую гвардию
и составили Семеновский и Преображенский полки. Таким образом, то, что
изначально затевалось как игра, вскоре стало вполне серьезным занятием.
Интересно также то, что у главного противника Петра – шведского короля
Карла ХII – тоже была подобная «игрушечная» армия. Когда началась
Северная война, Карл был еще совсем молодым и его друзья-сверстники,
которые позже стали элитой шведской армии, играли вместе с ним в войну,
таким образом формируя те знания и умения, которые позднее стали
профессионализмом.
Шведскую гвардию составляли те люди, которые в детстве играли с
королем. Получается, что встретились две силы, сформировавшиеся в игре.
Мы знаем об исходе этой войны – Карл проиграл, следовательно, его игра
была менее серьезной. Таким образом, можем сказать, что даже игра может
быть полезным и важным делом.
«Пчела мала, да и та работает»
Ты прочитал поговорку (заголовок) и задумался. Разве только человек может заниматься какой-либо деятельностью? Ведь пчёлы строят соты с точностью, которой позавидует архитектор, а муравьи возводят сложнейшие сооружения. Но пчёлы умеют строить только соты, а муравьи — только муравейники. Ни пчела-оди- ночка, ни целый пчелиный рой не построят даже самого маленького муравейника, а муравьёв не научишь и не заставишь работать в улье: насекомыми руководит инстинкт, они не умеют думать.
А человек? Он изменяет окружающий мир в своих интересах, создаёт то, чего нет в природе: радио и самолёт, автомобиль и электрическую лампочку, компьютер и книги, музыку и театр…
Даже если не всё сразу получается, человек подумает, поучится и сделает всё, что нужно.
Недаром учёные называют человека Homo sapiens — человек разумный. Благодаря разуму человек определяет, чего он хочет добиться, т. е. цель своей деятельности.
В сказке Л. Кэрролла «Алиса в Стране Чудес» Алиса спрашивает Чеширского Кота:
— Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
— А куда ты хочешь попасть? — ответил Кот.
— Мне всё равно…— сказала Алиса.
— Тогда всё равно, куда и идти, — заметил Кот.
Цель определяет действия человека. Они всегда направлены на получение какого-то результата.
Цель учителя — дать учащимся знания, помочь им раскрыть свои способности; цель врача — лечить больных; цель менеджера — хорошо руководить своей компанией, организовывать работу своих подчинённых и т. д.
Для того чтобы цель была достигнута, воплощена в результатах (в хорошо подготовленных и воспитанных учениках; здоровых людях, вылеченных больных; процветающей фирме), необходимо тщательно продумать свои действия и выбрать лучшие средства для достижения цели
(Подумай, каковы они у учителя, врача, менеджера.) Важно, чтобы они не только помогали добиться желаемого, но и не создавали неудобств другим людям. Человек должен предусмотреть все возможные негативные последствия своих действий и стремиться свести эти последствия к минимуму
Вопрос Проверь по словарю, верно ли ты понимаешь значение слов «деятельность», «цель». Объясни смысл высказывания известного русского путешественника Н. Н. Миклухо-Маклая: «Ценить людей надо по тем целям, которые они перед собой ставят». |
Независимо от того, чем человек занимается, ему в первую очередь требуются определённые знания и умения. Поэтому учёба — это первый шаг в достижении любой цели.
Когда работа завершена, важно оценить её результаты, определить, какие были допущены ошибки, чтобы избежать их в будущем (учитель размышляет, почему какая-то тема была недостаточно хорошо усвоена его учениками; врач думает, почему не удалось помочь тому или иному больному; менеджер выясняет, почему намеченный проект не принёс ожидаемой прибыли)
Определение цели, способность к сознательным действиям для достижения результата — отличительные черты деятельности человека. |
Как выбрать будущую профессию
Выбирать профессию нужно не только ради высокой заработной платы, она должна приносить удовольствие, удовлетворение, быть по душе работнику. Многие взрослые жалуются, что в прошлом совершили неверный выбор, выучились не на ту специальность. Другие, выбрав дело по душе, не могут заработать на этом денег
Поэтому, определение будущей специальности дело важное и ответственное
Психологи дают советы, как выбрать профессию по душе:
- Нужно знать о своих способностях, наклонностях, талантах. У кого-то математический склад ума, другие гуманитарии, это нужно учитывать при выборе будущей работы;
- Выбрав желаемую профессию узнать о ней все, интересоваться не только уровнем заработной платы, но и обязанностями работника. Желательно пообщаться со специалистом, работающим в этой сфере, расспросить его;
- Полезно попробовать свои силы в желанной сфере деятельности. Например, ученику желающему стать учителем провести несколько уроков в день самоуправления в школе;
- Нужно оценить перспективы выбранной профессии (будет ли она в будущем востребована, популярна и высокооплачиваема).
Трудовая деятельность должна приносить радость, удовлетворение, денежное вознаграждение работнику и пользу всему обществу.
Для чего нужен труд
Труд сыграл решающую роль в историческом развитии человечества. Благодаря совершенствованию орудий труда человек научился производить более сложные изделия, предметы быта, вещи. С разделением труда повысилась его результативность, люди смогли в большей степени удовлетворять собственные потребности. Труд становился многообразным, совершенствовался с каждым веком.
Для чего нужен труд в современном обществе, можно понять из функций, которые он выполняет:
- Удовлетворение материальных потребностей (создание вещей, товаров, услуг нужных обществу);
- Удовлетворение духовных потребностей (производство ценностей, художественных произведений, развитие культуры);
- Самосовершенствование — развитие способностей, навыков умений в процессе трудовой деятельности;
- Развитие всего общества (экономики, науки, культуры);
- Обеспечение безопасности и комфортных условий для человека.
Благодаря совместной трудовой деятельности люди объединяются в группы, устанавливают контакт друг с другом, налаживают общение. Это хорошо знают учителя. Поэтому, классный руководитель, желая сплотить всех ребят в классе, отправляет их на субботник, заставляет убрать класс, нарисовать совместно стенгазету.
Что такое творчество?
Творчество — это любая деятельность человека (духовная или материальная), в результате которой появляется что-то качественно новое, раньше не существовавшее и имеющее ценность для всего общества. Основной критерий творческой деятельности — уникальность её результата.
Механизм творческой деятельности:
- Комбинирование уже имеющихся способов и методов деятельности в другом варианте.
- Наличие воображения, то есть способность человека создавать чувственные и мыслительные образы в своём сознании.
- Фантазия, способная создавать яркие, необычные образы.
- Интуиция — знание, предвидение ,появление которого невозможно объяснить.
Отличие деятельности человека от активности животного
Черты деятельности человека | Черты активности животного |
Наличие цели, осознанных мотивов, использование необходимых средств и методов, рациональный их выбор для достижения цели. | В основе активности животного лежат потребности, основанные на инстинктах, нет поставленной цели, нет выбора средств и методов, только использование природного материала, все действия запрограммированы природой, животные не создают, не производят нового, только пользуется то, что дала природа. |
Деятельность характеризуется систематичностью, набором специальных операций. | Только движения, отсутствие действий. Нет систематической деятельности. |
Деятельность человека носит продуктивный характер, человек не только использует, что создаёт природа, но и сам творит, преобразует мир, общество и самого себя. | Активность животных всегда носит потребительский характер, они ничего нового не создают, не меняют вокруг себя и в себе самих. |
Деятельность человека — результат развития общества, усвоения опыта предшествующих поколений. | Активность животных — это результат их биологической эволюции. |
Человек приобщается к деятельности в результате социализации, с рождения способность к ней человеку не дана. | Активность животных предопределена генетически, заложена в них от природы. |
Человеческая деятельность и ее цели
Что представляет собой человеческая
деятельность? Задумайтесь, ведь человек постоянно чем-нибудь занят,
будь-то игра или какие-нибудь полезные действия. Но тут же приходит
мысль о том, что не только человек постоянно находится в состоянии
занятости, животные, например, тоже практически постоянно находятся в
движении. Следует понимать, что это две занятости разного рода. В чем же
отличие?
Почти все, что окружает нас, создано человеком: одежда, пища,
строения, предметы домашнего обихода. Конечно, есть уголки природы, не
тронутые человеком, но мы предпочитаем жить в более комфортном
рукотворном мире. Даже способ бытия человека искуственнен, т.е. создан
им же. Этот процесс создания и называется деятельностью.
Деятельность – это осознанное занятие человека, направленное на удовлетворение наших потребностей.
Потребности – это главная побудительная сила человека, группы или общества.
Итак, в основе всего лежат потребности, которые побуждают человека к
деятельности. Говоря о личности, мы сделали вывод, что она формируется в
процессе жизнедеятельности человека, т.е. наша личность, наш характер
проявляется в совершаемых нами поступках. А это значит, что деятельность человека – это
проявление характера. Поскольку характеры у всех людей разные, есть
люди-созидатели (те, кто что-то строит, творит) и люди-разрушители (те,
кто уничтожает созданное). И те и другие необходимы для полноценного
существования. Деятельность не только является результатом проявления
качеств наших личностей, но и в некоторой степени формирует личность. В
этом состоит одна из главных особенностей человека: действуя, мы
формируем себя. Например, в спорте для достижения желаемого результата
необходимо много тренироваться, многократно повторяя одно и то же
действие, доводя технику до совершенства.
Деятельность очень широкое понятие, поэтому определять его только как проявление характера человека нельзя.
Последние заданные вопросы в категории Обществознание
Обществознание 20.10.2023 16:30 24 Еретенина Анютка
Предположите, распространяется ли данная обязанность на проживающих в России иностранцев
Ответов: 2
Обществознание 20.10.2023 16:06 16 Найдёнышев Женя
При разводе Константин и Наталья долго не могли договориться о содержании их общего несовершеннолетн
Ответов: 1
Обществознание 20.10.2023 14:04 29 Трефилов Александр
Миценаты набережных челновсразу спасибо кто ответит!
Ответов: 1
Обществознание 20.10.2023 13:14 24 Меркитская Диляра
Срочно мне надо мини сообщение на тему Пётр первый
Ответов: 2
Обществознание 20.10.2023 06:10 23 Коновалов Дмитрий
Что такое редут уланы драгуны
Ответов: 2
Обществознание 20.10.2023 04:45 19 Фарихова Алина
Какие памятные места знаки символы связанные с именем выдающигося полководца Александра Невского
Ответов: 2
Обществознание 20.10.2023 00:04 23 Пиджакова Лера
Как определить спрос на услугу фотографа ?
Ответов: 2
Обществознание 19.10.2023 23:11 29 Грицан Дарина
Знакомы ли вы с людьми которые за свой труд удостоились общественного признания?
Ответов: 2
Обществознание 19.10.2023 23:00 14 Ожгибесова Ксеничка
В чём выражается право и мораль каковы последствия права и морали как поддерживаются право и морал
Ответов: 2
Обществознание 19.10.2023 22:23 29 Ростовский Ренат
Какими методами государственный механизм регулирует неравенства доходов?
Ответов: 2
4. Условия достижения целей
Человек постоянно что-то создает. Для чего он
это делает? Попробуем разобраться: люди достаточно ограничены в
физическом плане по сравнению с некоторыми животными. Например, самым
острым зрением обладает орел, самым быстрым называют гепарда, рыбы живут
под водой. Человек не может сравниться с животными в некоторых их
способностях, зато обладает развитым мозгом. Благодаря своим умственным
способностям человечество изобрело средства, позволяющие передвигаться
быстрее, чем гепард; видеть дальше, чем сокол; передвигаться под водой и
по ней. Представьте себе пешее путешествие по нашей Родине, которая
насчитывает 9 часовых поясов, например, от Калининграда до Камчатки, на
него бы ушло очень много времени. Но благодаря деятельности человека
появились самолеты, которые очень быстро доставят вас из одного конца
страны в другой.
Все величайшие изобретения были сделаны с одной целью – компенсировать несовершенство человека.
Вся человеческая деятельность подчинена целям.
Вспомните замечательную сказку Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес» девочка спросила Чеширского Кота:
— Скажи, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
— А куда ты хочешь попасть? — ответил Кот.
— Мне все равно… — Сказала Алиса.
— Тогда все равно, куда и идти, — заметил Кот.
Это значит, что любое действие совершается с определенной целью.
Поэтому так важно уметь определить эти цели для себя. Например, цель
врача – вылечить больного, цель спортсмена – поставить рекорд, цель
продавца – продать товар
Примером менее глобальных целей может быть
желание исправить почерк, для чего ученик много пишет в прописях; или
желание быть отличником, которое побуждает ученика заниматься более
усердно. Цели – это то, чего мы хотим достичь в результате нашей
деятельности, т.е. цели определяют деятельность.
Есть люди, которые ставят перед собой глобальные цели по улучшению
качества жизни человека, они очень важны для человечества, но и другие
люди, перед которыми стоят, как может казаться, менее важные цели, также
очень нужны. Каждый человек, совершая каждодневные действия, помогает
двигаться вперед всему человечеству. В этой заданности человеческой
жизни и лежит основа нашего бытия.
Особенности трудовой деятельности
Трудовая деятельность направлена на создание вещей, продуктов, ценностей, необходимых отдельному человеку и всему обществу. Кроме того, она может быть направлена на создание определенных услуг: страховых, ритуальных, туристических, медицинских, информационных. В современном мире все больше возрастает потребность в трудовой деятельности, направленной на создание услуг, нежели товаров, вещей.
Трудовая деятельность человека характеризуется рядом особенностей:
- Она совершается осознанно, направлена на достижение определенной цели;
- Результаты труда несут ценность, полезность для общества;
- Успешное выполнение деятельности возможно благодаря специальной подготовке, выработке навыков, умений, развитию способностей;
- Результатом труда является денежное вознаграждение либо моральное удовлетворение (если это волонтерская трудовая деятельность).
Это интересно! Животные тоже умеют трудиться. Но в отличие от них, человек способен не просто использовать дары природы, а преобразовывать их в новые вещи, предметы, механизмы, он может создавать и творить.
Выделяют следующие виды трудовой деятельности человека:
- Хозяйственная деятельность (материальная) – направлена на создание многообразных материальных благ, преобразование природных ресурсов (строительство домов, производство тетрадей, создание двигателей);
- Духовная деятельность – связана с производством нематериальных ценностей, поиском смысла жизни, формированием представлений об окружающем мире (съемка фильма, написание книги, создание произведений искусства);
- Общественная – деятельность, направленная на преобразование социума, борьба за права отдельных групп людей, продвижение собственных интересов в общество (такую деятельность осуществляет Гринпис, Фонд защиты детей).
Виды профессиональной деятельности человека определяют в зависимости от видов труда: физического, интеллектуального, смешанного. Физический труд не требует специальных навыков, знаний, только хорошую физическую подготовку. Умственным трудом могут заниматься прошедшие обучение, освоившие специальные знания, выработавшие определенные навыки.
Классификация деятельности
Макс Вебер, немецкий социолог, классифицирует виды деятельности в зависимости от мотивов действий:
- Целенаправленные действия — рационально поставлена цель и продумана. Поведение индивида ориентировано на цель, средства и побочные результаты его деятельности.
- Ценностно-рациональные — осознание направленности и определение последовательно планируемой ориентаций на ценности. Индивид следует своим убеждениям касательно долга, достоинства.
- Аффективное — эмоциональное состояние человека. Действие в состоянии эффекта происходит тогда, когда индивид стремится немедленно реализовать свою потребность в чем-либо.
- Традиционное — действие основано на привычке. Может выражаться автоматической реакцией на раздражитель.
Классификация деятельности относительно объекта и результатов:
- Материальная деятельность — практическая.
Деятельность нацелена на создание материальных вещей, которые необходимы человеку для удовлетворения потребностей.
Подразделяется на:
- материально-производственную деятельность — предполагает преобразование природы;
- социально-преобразовательную деятельность — преобразование социума.
- Духовная деятельность — создание идей, образов, научных и художественных ценностей.
- Познавательная — подразумевает отражение человеком действительности в художественной и научной формах.
- Ценностно-ориентированная — формирование мировоззрения человека.
- Прогностическая — предсказание и планирование возможных изменений действительности.
Когда в основе классификации лежит субъект деятельности, то выделяют индивидуальную и групповую деятельности.
Если в основе деятельности лежит характер, то говорят о репродуктивной и творческой деятельности.
Основываясь на соответствие правовым нормам, выделяют законную и незаконную деятельности.
Существует моральная и аморальная деятельность. В основе классификации заложено соответствие моральным нормам.
Соотнося деятельность с общественным прогрессом, ее разделяют на прогрессивную и реакционную.
Если в основу классификации заложена зависимость от сфер общественной жизни, то деятельность бывает: экономической, политической, социальной и духовной.
Когда говорят об особенностях проявления человеческой активности, то деятельность классифицируют на внешнюю и внутреннюю. Под внешней деятельностью понимают движения, мышечные усилия и действия с реальными предметами. Под внутренней деятельностью подразумевают умственные действия.