Введение
«Русский народ создал огромное количество устной литературы: мудрые пословицы и умные загадки, веселые и грустные ритуальные песни, торжественные былины — о славных подвигах героев, о защитниках земли человеческой — героические, магические, бытовые и веселые сказки.
Тщетно верить, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Речь шла о достоинстве и интеллекте народа. Она стала его нравственным обликом и укрепляла его, была его исторической памятью, праздничной одеждой его души, и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, которая протекала в соответствии с обычаями и обрядами, связанными с его творчеством, с его природой, с почитанием его отцов и дедов».
Слова А. Н. Толстого очень четко и точно отражают суть фольклора
Фольклор — это народное искусство, очень необходимое и важное для изучения народной психологии в наше время. Фольклор включает в себя произведения, которые передают основные, существенные представления людей об основных ценностях жизни: Работа, семья, любовь, общественный долг и Отечество
Именно благодаря этим работам наши дети сегодня получают образование. Знание фольклора может дать человеку знания о русском народе и, в конечном счете, о себе.
В фольклоре оригинальный текст произведения почти всегда неизвестен, поскольку автор произведения неизвестен. Текст передается из уст в уста и достигает наших дней в качестве записей писателей. Но писатели пересказывают их по-своему, чтобы произведения были легко читаемы и понятны.
В настоящее время издано очень большое количество сборников, включающих один или несколько жанров русского фольклора. Это, например, «Былины» Л. Н. Толстого, «Русская народная поэзия» Т. М. Акимовой, «Русский фольклор» под редакцией В. П. Аникина, «Русские обрядовые песни» Ю. Аникина, «Русские обрядовые песни» под редакцией Л. Н. Толстого. Г. Круглов, «Струны Рокотаху: очерки о русском фольклоре» В. И. Калугина, «Русский советский фольклор» под ред. Померанцева, «Народные русские предания» и «Народное искусство: миф, фольклор, литература» А. Н. Афанасьева, «Славянская мифология» Н. И. Костомарова, «Мифы и предания» К. А. Зурабова.
Во всех публикациях авторы выбирают различные жанры фольклора: Прорицания, заклинания, ритуальные песни, былины, сказки, пословицы и поговорки, загадки, байки, шпаргалки, чатки, частушки и т.д. Учитывая тот факт, что материал очень обширен и его невозможно изучить за короткое время, я пользуюсь только четырьмя книгами, предоставленными мне в Центральной библиотеке. Это «Русские Обрядовые Песни» Ю. Г. Круглов, «Струны Рокотаху: очерки о русском фольклоре» В. И. Калугина, «Русский советский фольклор» под редакцией К. Н. Феменкова, «Русская народная поэзия» Т. М. Акимовой.
Такие темы, как русский героический эпос, песенные тексты, заговор и русский советский фольклор более подробно обсуждаются на страницах аннотации.
Песни
Песня – это особый словесно-музыкальный жанр. Она представляет собой небольшое по объему лирико-повествовательное или лирическое произведение, которое было создано специально для пения. Виды их следующие: лирические, плясовые, обрядовые, исторические. Выражаются в народных песнях чувства одного человека, но вместе с тем множества людей. В них нашли отражение любовные переживания, события общественной и семейной жизни, размышления о тяжелой судьбе. В народных песнях часто используется так называемый прием параллелизма, когда переносятся на природу настроения данного лирического героя.
Исторические песни посвящены различным известным личностям и событиям: завоеванию Сибири Ермаком, восстанию Степана Разина, крестьянской войне под предводительством Емельяна Пугачева, битве под Полтавой со шведами и др. Повествование в исторических народных песнях о некоторых событиях сочетается с эмоциональным звучанием этих произведений.
Что такое фольклор?
Фольклор — это совокупность устных традиций, обрядов, сказок, песен, пословиц, загадок и прочего, которые передаются из уст в уста и поколение к поколению. В основе фольклора лежит народное творчество, которое возникает в среде простого народа и связано с его повседневной жизнью.
Фольклор, часто называемый народной культурой, играет огромную роль в сохранении культурных традиций народа. Он является частью истории и культуры национального сообщества и отражает его обычаи, взгляды, верования и судьбы.
Фольклор включает в себя как традиционные формы выражения, так и новые творческие проявления, такие как фольклорный музыкальный стиль. Часто фольклорные произведения приобретают новую жизнь в качестве источника вдохновения для современных художников, писателей, музыкантов.
- Устный фольклор может быть в разных формах: это могут быть сказки, легенды, мифы, эпос, пословицы, застольные песни, и многое другое;
- Большую роль в фольклоре играют народные обряды, к которым относятся обряды в связи с рождением, свадьбой, похоронами, праздниками и т.д.;
- Фольклорные произведения являются наследием народа и передаются из поколения в поколение;
- Фольклор всегда присутствует в жизни любого народа и формирует его менталитет и самосознание.
История русского фольклора
Самое раннее упоминание о русском фольклоре датируется IX веком, когда на Руси начали писаться первые летописи и жития святых. В этих исторических документах можно найти отражение народной мифологии, преданий и легенд
Они передавались устно и были важной частью религиозной и культурной жизни древнерусского общества
С развитием письменности и печати в России, русский фольклор стал фиксироваться в книгах и собираться в специально созданных сборниках. Одним из самых известных собраний русского фольклора является «Песни, народные сказки и предания русских летописей», выпущенный в XVII веке. В нем собраны народные песни, сказки, предания, загадки и прочие произведения, передававшиеся из поколения в поколение.
В XVIII и XIX веках интерес к русскому фольклору рос еще больше. Многие писатели и поэты того времени исследовали и использовали народную культуру в своих произведениях. Так, Александр Пушкин, Николай Гоголь, Алексей Кольцов и многие другие писатели в своих произведениях отразили народные сказки, песни и обряды.
В XX веке русский фольклор продолжал развиваться и распространяться. В это время появились новые сборники и исследования, рассказывающие о народной поэзии, музыке, танцах и других проявлениях культуры русского народа.
Сегодня русский фольклор остается одним из самых ярких проявлений культуры России. Он продолжает жить и развиваться, вдохновляя не только самых разных художников, но и помогая сохранить и передать наследие предков следующим поколениям.
Фольклорные жанры | Характеристика |
---|---|
Народные песни | Разнообразные по жанрам и сюжетам, передают народные обычаи, быт и менталитет |
Народные сказки | Волшебные истории о героях, злодеях и волшебных существах, передают моральные уроки и ценности |
Народные предания | Рассказы о реальных и вымышленных событиях, связанных с историей и верованиями народа |
Загадки и пословицы | Краткие и лаконичные высказывания, содержащие мудрые советы и наблюдения |
Народные сказки России: отражение национальной культуры
Народные сказки России представляют собой уникальное наследие народов страны, отражающее их историю, традиции и культуру. Эти сказки являются народным творчеством, передаваемым из поколения в поколение и приносящими с собой мудрость и моральные уроки народа.
Каждый регион России имеет свои особенности в народных сказках. Например, сказки Севера, как, например, «Морозко», «Снегурочка» и «Каштанка», отображают суровые природные условия этой местности и отношение людей к ним. Восточно-славянские сказки, такие как «Иван-Царевич и Серый Волк», «Василиса Прекрасная» и «Репка», показывают национальные особенности русского народа и его отношение к семье, труду и природе.
Народные сказки России часто содержат образцы мудрости, моральные уроки и учат нас различным ценностям. В них преобладают такие мотивы, как справедливость, храбрость, дружба и любовь
Через примеры сказочных персонажей народ передает знания о важности правды, добрых дел и личной ответственности
Анализ народных сказок позволяет нам увидеть уникальность и разнообразие национальной культуры России. Во многих сказках прослеживаются элементы народного фольклора, включающие в себя магические существа, волшебство, привидения и заклинания. Это подчеркивает веру русского народа в сверхъестественные силы и трансформирует сказки в источник фантазии и воображения.
Сказки России имеют не только сказочный характер, но и отражают исторические события, культурные практики и устои народа. Они помогают молодому поколению понять свое национальное происхождение и сохранить свою культурную идентичность. Таким образом, народные сказки России играют важную роль в формировании и сохранении национальной культуры.
Примеры фольклора
Золушка
«Золушка» — одна из самых знаменитых сказок, которая считается западноевропейской, но похожая история встречается буквально у всех народов мира, таким образом, отследить её происхождение уже кажется невозможным.
Кадр из фильма «Золушка», 1947, Ленфильм
Кровавая Мэри
Легенда о «Кровавой Мэри» (англ. Bloody Mary) — городская легенда англоязычных стран, согласно которой можно вызвать её призрак, если три раза произнести имя («Кровавая Мэри») перед зеркалом в тёмной комнате при свете свечи.
Некоторые говорят, что она появляется с мёртвым ребёнком, другие говорят, что она обещает вернуться за тем, кто её вызвал.
Эта легенда может выглядеть как обычная страшилка, но за ней стоит реальная историческая персона — королева Англии Мария I Тюдор. Её трагическая судьба о неудавшейся личной жизни и беременностях положила начало целому множеству историй про Кровавую Мэри.
Королева Англии Мария I Тюдор (1516–1558)
Фольклорные традиции России
Сложившиеся на всем огромном географическом пространстве страны, русские фольклорные традиции обладают ярко выраженным единством. Народное творчество России включает семейный и календарный обрядовый фольклор, эпические жанры, лирические и плясовые песни, частушки, инструментальную музыку и фольклорный театр.
В исторических песнях отображены важные исторические события, в былинах описаны ратные подвиги богатырей (Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича). Популярные герои народных русских сказок — Иван-царевич, Емеля, Иван-дурак, Василиса Прекрасная, злой волк, хитрая лиса, Колобок, Баба Яга. Среди национальных музыкальных инструментов есть как общерусские (гармонь, балалайка, скрипка), так и характерные только для отдельных регионов (гусли, рожок, жалейка, многоствольная флейта бубны).
О русском фольклоре
Слово «фольклор» буквально означает «народная мудрость» в переводе с английского. Фольклор — это поэзия, созданная народом и существующая в массе народа, в которой отражаются его труд, общественная и повседневная жизнь, знания о жизни, природе, культах и верованиях. Фольклор воплощает в себе народные верования, идеалы и чаяния, поэтическую фантазию, богатый мир мысли, чувств и эмоций, протесты против эксплуатации и угнетения, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное творчество, созданное в процессе формирования человеческого языка. М. Горький сказал: «… начало искусства слова лежит в фольклоре «.
В доклассическом обществе фольклор был тесно связан с другими видами человеческой деятельности и отражал зачатки человеческих знаний, а также религиозные и мифологические верования. По мере развития общества появлялись различные виды и формы устного творчества. Некоторые жанры и виды фольклора прожили долгую жизнь. Их особенность прослеживается только по косвенным свидетельствам: по более поздним текстам, сохранившим архаичные черты содержания и поэтического строя, и по этнографическим данным народов, живших на доклассических стадиях исторического развития.
Подлинные тексты народной поэзии известны только с 18 века и позже. Немногие записи сохранились до 17 века. Вопрос о происхождении многих произведений народной поэзии намного сложнее, чем вопрос о литературной поэзии. Неизвестны не только имя и биография автора — создателя текста, но и социальная среда, в которой формировалось повествование, линии, песни, время и место его создания. Идею автора можно судить только по сохранившемуся тексту, который часто записывался много лет спустя.
По мнению Н.Г. Чернышевского, важным обстоятельством, обеспечившим развитие народной поэзии в прошлом, было отсутствие «резких различий в духовной жизни народа». «Духовно-нравственная жизнь, — подчеркивает он, — одинакова для всех членов такого народа, потому что произведения поэзии, возникающие от волнения такой жизни, одинаково близки и понятны, одинаково дороги и родственны всем членам народа». В таких исторических условиях возникли произведения, которые «весь народ создал как одну нравственную личность «.
Таким образом, народная поэзия пронизана коллективным принципом. Она присутствует в создании и восприятии слушателями вновь созданных произведений, в их последующем существовании и ревизии. Она проявляется не только внешне, но и внутренне — в самой народной поэтической системе, в характере обобщения реальности, в образах и т. д. Портреты героев, отдельные ситуации и образы народных произведений имеют мало индивидуальных особенностей, которые так ярко выражены в художественной литературе.
Как правило, на момент их создания произведение находится в период особой популярности и творческого расцвета. Но наступает время, когда его начинают искажать, разрушать и забывать. Новые времена требуют новых песен. Образы народных героев выражают лучшие качества русского национального характера; содержание фольклорных произведений отражает наиболее характерные обстоятельства народной жизни. Однако дореволюционная народная поэзия не могла отразить исторические ограничения и противоречия крестьянской идеологии.
Живя в устной традиции, тексты народной поэзии могут сильно измениться. Однако, достигнув полной идеологической и художественной завершенности, произведения часто сохранялись в течение длительного времени почти без изменений, как поэтическое наследие прошлого, культурное богатство, имеющее непреходящую ценность.
Фольклор африканских народов
Среди фольклорных традиций мира творчество народов Африки отличается богатством и разнообразием. Музыка, танцы, эпические сказания и изобразительное искусство в африканских племенах развивались в тесной связи друг с другом, и при отсутствии письменности несли не только эстетическую и воспитательную, но и информационную нагрузку.
Характерной чертой африканского эпичного фольклора является мифологичность и первобытная простота. В сюжетах сказок, былин и преданий героями часто служат мудрецы, советы которых помогают в семейных отношениях, или же трикстеры ―антропоморфные существа, наделенные чертами хитрого плута и насмешника.
Музыка в Африке используются в ритуалах и религиозных церемониях, она звучит на праздниках и в будни. Африканцы считают, что мелодичные звуки обладают жизненной силой, особой формой энергии, управляющей всеми живыми существами. Сложные ритмические сочетания, свойственные африканской музыке, создают ударные инструменты: барабаны (их насчитывается около десятка разных видов), ксилофоны, тамбурины, кастаньеты, шейкеры.
Жанры фольклора
Эпический род
Жанр |
Характеристика |
Пример |
Былина |
Народная эпическая песня о богатырях. Повествовалась нараспев. Всегда строится по плану: запев, зачин, основная часть, концовка |
«Вольга и Микула Селянинович», «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Садко» |
Историческая песня |
Небольшое произведение, посвящённое какому-либо историческому событию. Похоже на былину, но меньше по объёму и более достоверное |
«Авдотья Рязаночка», «Взятие Казани», «Казнь стрельцов» |
Сказка |
Преимущественно прозаический рассказ о вымышленных событиях. Может быть фантастическим (волшебная сказка), авантюрным (сказка о животных) или реалистическим (бытовая сказка) |
Волшебные сказки — «Василиса Премудрая», «Аленький цветочек»; сказки о животных — «Коза-дереза», «Петушок — золотой гребешок»; бытовые сказки — «Дочь-семилетка», «Чего на свете не бывает…» |
Предание |
Рассказ о реальных (или вымышленных, но возможных) событиях |
Предание о Петре Первом» |
Сказ |
Рассказ, повествование, в котором ведётся от лица рассказчика |
«Артёмов ключ», «Еремеево слово» |
Лирический род
Жанр |
Характеристика |
Пример |
Пословица |
Краткое поучительное изречение |
«Тише едешь — дальше будешь», «На чужой каравай рот не разевай», «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» |
Поговорка |
Народное выражение (зачастую в форме словосочетания), оценивающее коголибо или чтолибо |
«Не в бровь, а в глаз», «без году неделя», «два сапога пара» |
Календарные обрядовые песни |
Песни, которые исполнялись во время календарных праздников |
«Завью венки» (песня для «зелёных святок») |
Семейные обрядовые песни |
Песни для свадеб и похорон |
«Во горнице, во светлице…» (исполнялась во время свадеб) |
Колыбельные |
Магические песни-заговоры, призванные оберегать ребёнка |
«Баю-баюшки-баю, не ложися на краю…» |
Семейные песни |
Грустные песни о сложностях в семейной жизни |
«На улице воробушек…», «Лучинушка» |
Любовные песни |
Песни о влюблённых |
«Раз, два — люблю тебя…», «Миленький ты мой…» |
Причитания |
Песни о горе, связанном со смертью дорогого человека или расставанием с ним |
«Плач невесты» , «Причитание по отцу» |
Частушки |
Короткие смешные песенки, исполняются в учащённом ритме («частятся») |
«Ой, маменька, тошно, Хвораю нарошно: Пеки пышки на меду — Я милого приведу» |
Драматический род
Жанр |
Характеристика |
Пример |
Народная драма |
Произведения со сценическими элементами |
«Царь Максимильян», «Театр Петрушки» |
Что мы узнали?
Данная статья поможет школьникам понять, что относится к фольклору, какие жанры он в себя включает. Также в статье дается определение таким понятиям, как былина, сказка, частушка, пословица и поговорка.
Русский фольклор представляет собой совокупность произведений устного народного творчества, наделенных глубоким идейным смыслом и характеризующихся высокохудожественными качествами. В процессе труда и повседневной жизни люди наблюдали за окружающим миром. Благодаря этому накапливался жизненный опыт — не только практический, но и нравственный. Простые наблюдения помогали понять сложные вещи.
Фольклор — это наша генетика
Он обобщил представления о литературных и музыкальных произведениях (песнях, танцах), созданных коллективом неизвестных авторов из народа на протяжении нескольких десятков (или сотен) лет в отдалённом историческом прошлом.
До ХХ века фольклором также называли произведения декоративно-прикладного и архитектурного творчества.
Говоря проще, фольклор – это устное народное творчество. В настоящее время понятие активно используется в музыкальном и литературном смысле.
Нас интересует последний, и важно отметить, что именно он является первым источником возникновения художественной литературы. Второй её источник – духовная литература, создававшаяся в таких культурных центрах, как монастыри, — повлияла на народное мировоззрение цементирующим нравственным началом
Фольклор же открыл шлюзы обыденной разговорной речи, источники словесной образности и сказочной фантазии.
Фольклор в условиях модернизации России
Во время модернизации России, которая активно начинает развиваться в XVIII веке, фольклор как народная творческая культура также претерпевает изменения. С одной стороны, модернизация и внедрение западных идей приводят к тому, что многие традиционные формы фольклора, такие как сказания, были отвергнуты в качестве примитивных и неразумных. Однако с другой стороны, часть народных традиций и обычаев смогли приспособиться к новым реалиям и сохраниться до современности.
Модернизация России имела значительное влияние на фольклор и его развитие. Вместе с тем, что народные песни и сказания сохранились благодаря устному народному творчеству, появилась новая форма фольклора — печатный. Печати и книги стали доступными широким слоям населения, и это позволило народу выразить свои идеи и чувства в письменной форме. Откуда же родился новый вид народного творчества — литературный фольклор.
Народным творчеством | Литературным фольклором |
---|---|
Песни, сказания, пляски | Романы, стихи, рассказы |
Устное распространение | Публикация в печати |
Анонимность авторства | Именование авторов |
Однако даже с новыми формами народного творчества, традиционный фольклор в России не исчезает совсем. Праздники, ритуалы, обряды все еще остаются важными элементами культуры. Кроме того, некоторые традиционные формы фольклора, такие как народные песни, продолжают петься и исполняться в народе, передаваясь из поколения в поколение.
Таким образом, фольклор в условиях модернизации России не только сохраняется, но и преобразуется, адаптируясь к новым реалиям
Это позволяет народному творчеству оставаться важной частью русской культуры и истории, а также сохранять свою особую роль в формировании национальной идентичности
Список литературы
- Русский советский фольклор. Антология/ под ред. К. Н. Феноменова.- Л., Изд – во «Наука», 1969;
- Русский фольклор / Под ред. В. П. Аникина; — М.: Худ. Лит., 1986..;
- Т. М. Акимова, В. К. Архангельская, В. А. Бахтина/Русское народное поэтическое творчество (пособие к семинарским занятиям). – М.: Высш. Школа, 1985;
- Л. Н. Толстой Былины/ Переизд. Предисл. В. П. Аникина; — М.: Дет. Лит., 1985;
- Круглов Ю. Г. Русские обрядовые песни: Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец «рус. яз. и лит.». – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк. 1988.
- «Русский фольклор» / Под ред. В. П. Аникина; — М.: Худ. Лит., 1985. – с. 3.
- Т. М. Акимова, В. К. Архангельская, В. А. Бахтина /Русское народное поэтическое творчество (пособие к семинарским занятиям). – М.: Высш. Школа, 1983. с. 16.
- Русский советский фольклор. Антология/ под ред. К. Н. Феноменова.- Л., Изд – во «Наука», 1968. – с. 10
- Л. Н. Толстой Былины/ Переизд. Предисл. В. П. Аникина; — М.: Дет. Лит., 1984. – с. 2.
- Калугин В. И. Струны рокотаху : очерки о русском фольклоре – М.: Худ. Лит., 1987. – с. 9
- Калугин В. И. Струны рокотаху : очерки о русском фольклоре – М.: Худ. Лит., 1987. – с. 11
- Т. М. Акимова, В. К. Архангельская, В. А. Бахтина /Русское народное творчество (пособие к семинарским занятиям). – М.: Высш. Школа, 1983. — с. 20.
- «Русский фольклор» / Под ред. В. П. Аникина; — М.: Худ. Лит., 1985. – с. 362.
- «Русский фольклор» / Под ред. В. П. Аникина; — М.: Худ. Лит., 1985. – с. 169.
- «Русский фольклор» / Под ред. В. П. Аникина; — М.: Худ. Лит., 1985. – с. 174.
- «Русский фольклор» / Под ред. В. П. Аникина; — М.: Худ. Лит., 1985. – с. 169.
- Круглов Ю. Г. Русские обрядовые песни: Учеб. пособие для пед. ин-тов по спец «рус. яз. и лит.». – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк. 1989. – с. 231.
- «Русский фольклор» / Под ред. В. П. Аникина; — М.: Худ. Лит., 1985. – с. 108.
- Русский советский фольклор. Антология/ под ред. К. Н. Феноменова.- Л., Изд – во «Наука», 1968. – с. 16.
- Русский советский фольклор. Антология/ под ред. К. Н. Феноменова.- Л., Изд – во «Наука», 1968. – с. 49.
- Русский советский фольклор. Антология/ под ред. К. Н. Феноменова.- Л., Изд – во «Наука», 1968. – с. 19.
- Русский советский фольклор. Антология/ под ред. К. Н. Феноменова.- Л., Изд – во «Наука», 1968. – с. 89.
Похожие рефераты:
- Реферат на тему: Создание сайта
- Реферат на тему: Разминка на физкультуре
- Реферат на тему: История возникновения и развития олимпийских игр
- Реферат на тему: Утомление и восстановление при физической и умственной работе
- Реферат на тему: Невербальная коммуникация
- Реферат на тему: Физическое воспитание в семье
- Реферат на тему: Чайковский биография
- Реферат на тему: Сухопутные войска
- Реферат на тему: Влияние окружающей среды на здоровье человека
- Реферат на тему: Мясо и мясные продукты
- Реферат на тему: Геометрия вокруг нас
- Реферат на тему: Первая помощь при остановке сердца
Русский фольклор
«Богатыри», Виктор Михайлович Васнецов, 1898 г., Богатыри (слева направо): Добрыня Никитич, Илья Муромец, Алёша Попович.
Мы знакомимся с произведениями русского фольклора ещё в самом раннем детстве. Это — русские народные сказки, загадки, пословицы, поговорки и др.
Например, такие незабываемые сказки, как: «Петушок — золотой гребешок», «Курочка Ряба» или «Колобок».
Родители, бабушки и дедушки читают нам книжки народного творчества, прививая любовь к героям нашей культуры. А им их читали или же рассказывали по памяти ещё их родители или же их бабушки и дедушки, а до них были предыдущие поколения.
Дети постарше уже в школе знакомятся с приключениями великих русских богатырей и других героев, авторы которых неизвестны.
Эпические произведения
В отличие от литературных произведений эпические ещё делятся на стихотворную и прозаическую форму. Это:
- былины (исторические древнерусские эпические пecни-сказания, воспевающие богатырские подвиги);
- бывальщины (краткий вербальный рассказ о как будто реальных событиях, схож с «городской легендой»);
- былички (рассказ «очевидца» о якобы реальной встрече с нечистой силой);
- небылицы;
- поговорки;
- сказки;
- исторические песни;
- предания;
- легенды;
- сказы;
- пословицы.
Драматические произведения
Это: народные драмы.
Читайте подробнее про Жанры фольклора с примерами.
В разных жанрах существует свой тип персонажа: в былинах герои — богатыри, а в сказках — например, Иван-дурак и Баба Яга.
Для композиции фольклорных произведений типично присутствие: присказки, запева, замедления действия, троичности событий и тавтологии, эпитетов, гипербол и др.
Фольклор разных стран отличается, но при этом имеет много общего. Это связывают с географической близостью, экономическими взаимоотношениями или другими связями, что повлекло за собой межкультурный обмен.
Узнайте также, что такое Эпитет.
Сходства и различия
– Дмитрий Анатольевич, узнавая о мифах и фольклоре вообще, часто приходится слышать, что все истории разных народов похожи. Но хочется верить, что наши уникальны… Так ли это?
– Безусловно, фольклор шорцев и телеутов очень органично вписан в мировой. В нём есть жанры, которые можно отнести к эпосу (героический эпос, но также и сказки, легенды, предания, разного типа сказания, в том числе и мифологические, и все разновидности малых жанров фольклора – пословицы, поговорки, загадки), лирике (песенный фольклор) и драме (это, прежде всего, ритуальная практика – и на бытовом уровне, и профессиональная, шаманская). В этом фольклор шорцев и телеутов весьма близок к мировым аналогам, что связано с особенностями этнической истории и длительного, многовекового проживания этих народов и их предков на соседних территориях или даже чересполосно.
Родовая память. О чём поют телеуты?
Подробнее
Вместе с тем в фольклоре кузбасских коренных народов есть и некая культурная специфика. Фольклор шорцев, что отметили исследователи больше полувека тому назад, состоит из двух существенно различающихся частей. Первая часть – фольклор, отражающий жизнь, язык, представления таёжных охотников, рыболовов и собирателей. Чего стоит хотя бы такая шорская поговорка: «Молоком ребёнка не корми! Молоко для таёжного человека разве пища?!» Вторая часть – героический эпос о степных ханах, воителях, богатырях, владеющих подданным народом, слугами, рабами и «счёту не поддающимися» стадами скота. Поскольку современные телеуты в большей степени являются наследниками степных кочевников, то в их фольклоре такого рода разграничительная линия практически не прослеживается.
Статья по теме
От духовности к культуре. «Эне Таг» — место с особой энергетикой
– А насколько близки, если говорить именно о фольклоре, шорский и телеутский народы? Чем?
– К сожалению, к моменту начала целенаправленной записи образцов фольклора у шорцев и телеутов их традиции уже утратили не просто некую специфику (традициям вообще свойственно изменяться, в этом залог их устойчивости), но целые жанры. Когда я начал свои полевые исследования в Кузбассе (а это было в самом начале 80-х гг.), у телеутов уже не оставалось практикующих сказителей – исполнителей героического эпоса, в то время как у шорцев их было тогда не менее полутора-двух десятков человек. В российских архивах сохранились записи всего буквально десятка телеутских эпических сказаний о богатырях, шорский же эпос зафиксирован довольно неплохо.
Прямо противоположная картина – с песенной лирикой. Если у шорцев она представлена довольно скупо, да и число мелодий невелико, то у телеутов не просто количество записанных песен исчисляется сотнями текстов, но при этом (пожалуй, как нигде более на Саяно-Алтае) каждая разновидность песен имела свой, традиционный и легко узнаваемый напев. Это были песни лирические, частушки, игровые, колядки, колыбельные, свадебные, шуточные, хвалебные, исторические, протяжные и печальные песни, а также христианские песнопения на библейские сюжеты и погребально-поминальная причеть.
Значение фольклора для культуры и народа
Фольклор – это народное творчество, которое передается из поколения в поколение устным или письменным способом. К нему относятся народные песни, сказки, легенды, приметы, загадки, обряды и танцы
Фольклор является важной частью культуры народа и представляет из себя неповторимый образ жизни эпохи, традиции, мировоззрение и культурный код
Фольклор играл и продолжает играть важную роль в жизни народа, передавая его представления о мире, мифы, легенды и обряды, которые связаны с бытом и повседневными делами людей. Народные песни и танцы устойчиво связаны с обрядами и обычаями, которые отражают важные события в жизни человека: рождения, свадьбы, праздники и т.д. Фольклор является своеобразным памятником истории и культуры народа.
Фольклорные произведения способствуют формированию личности ребенка, расширению кругозора и развитию творческих способностей. Знакомство с народными песнями, сказками и обрядами развивает уважение к своей культуре и истории, уважение к преклонному возрасту и умение общаться.
- Фольклор является бесценным культурным наследием, которое передается из поколения в поколение;
- Фольклорные произведения являются культурным кодом и памятником истории и культуры народа;
- Фольклорные произведения развивают в детях уважение к своей культуре и истории, уважение к преклонному возрасту и умение общаться;
- Ознакомление с фольклорными произведениями развивает творческие способности и расширяет кругозор ребенка.
Герои и символы фольклора
Основное понятие народного творчества – это традиция. Все произведения данного направления искусства давно стали классическими. Традиция – это сложившийся годами пример, на основе которого формируются многие песни, сказки, былины и т.д.
Она отличается замкнутостью. Давайте вспомним классические произведения фольклора. Например, в сказке всегда только шесть главных персонажей: центральный герой (Иван-дурак), отправитель (царь-батюшка), искомый (красавица-невеста), злодей (Змей Горыныч), благодетель (который что-то дарит герою), помощник (обычно данная роль отводится животному). В этом и проявляется замкнутость произведения. Присутствие иных персонажей исключено.
Фольклор – это средство сохранения и передачи народной мудрости от старшего поколения к младшему. Иными словами, для исполнения былин или песен, требуется получить от родителей важную культурную информацию. Например, в сказках передают нормы морали, которых должен придерживаться каждый человек. Главный герой отличается храбростью, благородством, помогает друзьям, почитает стариков.
В былинах находит отражение тот факт, что необходимо защищать свою отчизну. Персонаж истории изображается смелым, мудрым.
Фольклор является символичным. Каждое его произведение содержит тайный знак. Например, голубка или березка символизирует юную барышню, а дуб или орел – добра молодца. Не следует буквально воспринимать народное творчество. Главное, научиться за тайными знаками видеть фольклорный смысл.
Золота-серебряна узда лошади богатыря вовсе не означает, что она выполнена из серебра и злата. Эти металлы символизируют «богатство и знатность».
Сообщение на тему Фортепиано
Фольклор всегда был важным источником вдохновения для русских композиторов. Они находили в нем не только музыкальные мотивы, но и национальный характер, душевность, глубину и красоту.
Один из самых ярких примеров использования фольклорных мотивов в творчестве русских композиторов — это Модест Мусоргский. Его оперы Борис Годунов и Хованщина основаны на русской истории и фольклоре. В этих произведениях можно услышать народные песни, напевы и танцы.
Другой знаменитый композитор, который использовал русский фольклор в своих произведениях, — это Николай Римский-Корсаков. Он создал целый цикл оркестровых произведений под названием Шехерезада, основанный на восточных сказках и легендах. В этом цикле мастерски использованы темы восточных народных мелодий.
Еще один пример — это Игорь Стравинский, который использовал русский фольклор в своей балетной музыке. Он написал музыку для балета Петрушка, основанного на русской народной сказке о живой кукле.
Кроме того, многие другие русские композиторы использовали фольклор в своих произведениях. Например, Сергей Прокофьев создал оперу Любовь к трем апельсинам, основанную на итальянской народной сказке. А Александр Бородин использовал казахский и киргизский фольклор в своей опере Князь Игорь.
В целом, можно сказать, что использование фольклора в творчестве русских композиторов позволило сохранить и передать наследие народа, его культуру и историю. Многие произведения русских композиторов стали настоящими шедеврами и получили признание как в России, так и за ее пределами.
Заключение
Я лишь поверхностно изучил некоторые жанры русского фольклора. Многие проблемы еще не решены. Однако даже такое поверхностное изучение показывает, какой большой путь развития прошел русский фольклор. Она вошла в историю нашей страны как активный участник всей нашей жизни, каждого человека, от рождения до смерти.
На протяжении всей жизни фольклор помогает человеку жить, работать, отдыхать, принимать решения и бороться с врагами, как показывают вышеприведенные примеры.
Фольклор по своей природе является самым демократичным видом искусства и остается постоянным и активным во всех обстоятельствах, будь то мир на земле или война, счастье или страдания. Наиболее показательным в этом смысле является то, что в 80-е годы, когда в магазинах не хватало многих товаров, некоторые из них можно было купить только в ограниченных количествах:
Водку мы давно не пьем,
Колбасу не кушаем,
Банку браги навернем,
Горбачева слушаем.
Здесь мы видим, что при любых обстоятельствах русский народ не теряет оптимизма и всегда надеется на лучшее.