Характеристика личности
На момент описываемых в романе событий герою уже более 30 лет. В образе Штольца сложно не заметить страсть к обучению и трудолюбие. С детства он активно познает мир, пытается перенять отцовский опыт и знания. Став взрослым, много путешествует по службе, рассматривая поездки не только как развлечение, но и как знакомство с культурой других стран. Он не пренебрегает светским обществом, открыт к общению и доброжелательно настроен к оппонентам. Постоянно развивается, читает книги, узнает новости из газет.
При всех положительных качествах, искренности и честности Андрей лишен романтизма. Сохранив детскую подвижность, он является приземленным и не умеет мечтать, строить воздушные замки. Зная цену времени, молодой мужчина не проводит его в праздности. Он всегда занят полезным делом, умеет организовать распорядок действий и везде успевает. Не лишен Андрей и сострадания, однако скрывает эту черту характера и умело управляет чувствами.
На первый взгляд, жизнь Штольца беззаботна. Однако в ней достаточно проблем, в которых молодой мужчина винит лишь себя. Он не перекладывает причину жизненных трудностей на других людей, старается преодолевать их, невзирая на препятствия. Его поступками руководит здравый смысл и твердая позиция, и выбить из колеи Андрея практически невозможно.
Антитеза — основной прием в произведении
С помощью антитезы можно более объемно нарисовать личности героев, поскольку все познается в сравнении. Нельзя понять Илью Ильича, убрав Штольца из романа. Гончаров показывает достоинства и недостатки своих персонажей. Читатель при этом может взглянуть со стороны на самого себя и свой внутренний мир. Это поможет не допустить ошибок, которые сделали герои Обломов и Штольц в романе Гончарова «Обломов».
Илья Ильич — это человек с исконно русской душой, а Андрей Штольц — представитель новой эпохи. В России всегда были и будут и те и другие. Штольц и Обломов — это персонажи, через взаимодействие которых, а также через их взаимодействие с другими героями произведения автор доносит основные мысли. Ольга Ильинская является связующим звеном между ними.
Две среды, два характера и их влияние друг на друга
Двумя совершенно разными средами являются деревни Обломовка и Верхлево. Обломовка — это своеобразный рай на Земле. Здесь ничего не происходит, все спокойно и тихо. У власти в Верхлево стоит отец Андрея, немец, который устраивает здесь немецкий порядок.
Общие черты характера имеют Обломов и Штольц. Дружба их, существовавшая еще с детских лет, привела к тому, что, общаясь, они повлияли в некоторой степени друг на друга. Оба героя какое-то время воспитывались вместе. Они ходили в школу, содержал которую отец Андрея. Однако они пришли сюда, можно сказать, из совершенно разных миров: раз и навсегда заведенный, ничем не нарушаемый порядок жизни в деревне Обломовка; и активный труд немецкого бюргера, который перемежался с уроками матери, старавшейся привить Андрею интерес и любовь к искусству.
Для дальнейшего развития отношений, однако, Андрею и Илье не хватает общения. Постепенно отдаляются друг от друга, взрослея, Обломов и Штольц. Дружба их, между тем, не прекращается. Однако ей препятствует и то, что имущественное положение этих двух героев различно. Настоящим барином, дворянином является Обломов. Это обладатель 300 душ. Илье можно было вообще ничего не делать, находясь на обеспечении своих крепостных. Все иначе у Штольца, который русским дворянином был лишь по матери. Ему самостоятельно приходилось поддерживать свое материальное благосостояние.
Обломов и Штольц в романе «Обломов» в зрелые годы стали совершенно разными. Им было уже трудно общаться. Штольц начал ехидничать и подшучивать над рассуждениями Ильи, столь далекими от реальности. Различия в характерах и взглядах на жизнь в конце концов привели к постепенному ослаблению их дружбы.
↑ Штольц и Ольга Ильинская
Штольц смотрит на любовь и женитьбу нетрадиционно, «может быть, оригинально, преувеличенно». Изучив сердце, его мудреные законы — «отражение красоты на воображение, потом переход впечатления в чувство, его симптомы, игру, исход» — и «глядя вокруг себя, подвигаясь в жизнь, он выработал в себе убеждение, что любовь, с силою Архимедова рычага, движет миром»; в любви «столько всеобщей, неопровержимой истины и блага, сколько лжи и безобразия в ее непонимании и злоупотреблении».
Штольц в любви и женитьбе «пошел свободным и, как казалось ему, простым путем». Он отошел от прямой колеи, начертанной отцом. Свои невидимые узоры рисовала в его судьбе русская жизнь («мать, своими песнями и нежным шепотом, потом княжеский разнохарактерный дом, далее университет, книги и свет»). Против его воли в памяти Штольца жил образ любви — «образ такой простой, но светлый, чистый». В Ольге увидел он задатки своей мечты: «не только роскошь расцветшей красоты, но и силу, готовую на жизнь и жаждущую разумения и борьбы с жизнью».
В любви и женитьбе Штольц прошел «трудную школу наблюдения, терпения, труда». В петербургский период знакомства Штольц любовался Ольгой «бескорыстно, как чудесным созданием, с благоухающею свежестью ума и чувств». Она в его глазах была прелестным, подающим большие надежды ребенком. Штольца привлекали ее естественность и простота.
Увидев в Париже Ольгу переменившейся, он изумился: «Как она созрела, Боже мой! как развилась эта девочка!» Штольц стремится разгадать Ольгу, пускаясь в лабиринты ее ума и характера. Он становится «ежедневным и единственным… собеседником и путеводителем» Ильинских в Париже. Жизнь Штольца, его деятельность наполнились жизнью и деятельностью Ольги. «Мало-помалу, незаметно, он привык при ней вслух думать, чувствовать и вдруг однажды, строго поверив себя, узнал, что он начал жить не один, а вдвоем и что живет этой жизнью со дня приезда Ольги».
Полюбив Ольгу, Штольц решил, что отныне без нее «ему жить нельзя». И «он начал решать вопрос о том, может ли жить без него Ольга». Пытаясь понять, любит ли она его, Штольц проявляет несдержанность, нетерпеливость («…не раз с досадой бросал книгу или прерывал какое-нибудь объяснение, вскакивал и уходил, потом, усовестившись, возвращался и что-нибудь выдумывал в свое оправдание»).
Как и Обломов, Штольц не желал порывистой страсти. Ему хотелось, чтобы «чувство потекло по ровной колее, вскипев сначала горячо у источника, чтоб черпнуть и упиться в нем и потом всю жизнь знать, откуда бьет этот ключ счастья». Штольц терзался в муках и пытках любви, терял уверенность в своих силах, чувствуя, что «и его здоровый организм не устоит, если продлятся еще месяцы этого напряжения ума, воли, нерв». После объяснения с Ольгой Штольц торжествует — его усилия не пропали даром: «Столько лет жажды чувства, терпения, экономии сил души!» Семейное счастье заслонило всю деловую жизнь Штольца. Забылись «контора, тележка отца, замшевые перчатки, замасленные счеты», помнились «только благоухающая комната его матери, варьяции Герца, княжеская галерея, голубые глаза, каштановые волосы под пудрой». Ольга и Штольц поселяются на южном берегу Крыма и обитают в скромном, небольшом доме, в котором все отмечено счастливым часом для обоих, памятной минутой мелочей, «в океане книг и нот веяло теплой жизнью». В доме «присутствовала или недремлющая мысль, или сияла красота человеческого дела, как кругом сияла вечная красота природы».
Ольга и Штольц счастливы в семейной жизни («все была у них гармония и тишина»). Они жили «как все, как мечтал и Обломов», но это не было растительным существованием, «без скуки и без апатии проводили они дни; не было вялого взгляда, слова; разговор не кончался у них, бывал часто жарок». Они глядели на мир одними глазами и ощущали его одной душой, без слов понимали друг друга, «думали, чувствовали, говорили вдвоем». В их семейной жизни «цвела неувядаемая весна».
Постоянная ссылка
Андрей и Ольга Ильинская
Штольц и Ольга в романе — давние знакомые. Однако разница в возрасте не позволила им изначально построить любовные отношения. Тем не менее молодые люди общались и симпатизировали друг другу. Однажды Андрей непреднамеренно стал причиной трагедии в жизни двадцатилетней девушки. В один из вечеров он познакомил ее с другом Ильей Обломовым, и между молодыми людьми возникла любовь. Несмотря на искренность чувств, дальше помолвки дело не дошло — апатичный Обломов и Ильинская расстались.
Покинув Россию, Ольга Сергеевна встретила Андрея, который не подозревал о том, что с нею произошло. С тех пор молодые люди начали видеться чаще. Штольц приносил девушке книги, цветы, и незаметно оказался в плену ее чар. Влюбившись впервые в своей жизни, он сделал Ольге предложение руки и сердца. Это поставило девушку в затруднительное положение, ведь неудачные отношения с Обломовым убили в ней желание создавать семью с кем-либо.
Далее последовало душевное объяснение, во время которого Ольга рассказала Андрею о своих неудачных отношениях с Обломовым. Она хотела видеть в Илье мужчину, который сильнее ее, а не увальня, предпочитающего постоянно отдыхать на диване. Теперь Андрей понял причину, по которой его друг так и не поехал за границу, и убедился, что обломовщина окончательно поглотила Илью Ильича. Тем не менее он не отказался от намерений жениться, и вскоре молодые люди отпраздновали свадьбу.
Брак оказался счастливым и гармоничным, вскоре у пары появились дети. Андрей помог Ольге стереть из памяти отрицательные отношения с Обломовым, а схожесть их характеров позволила наладить семейный уклад. Молодые люди привыкли к активной деятельности, общению, самообразованию, и супружество не тяготило их. Ольге пришлось стать матерью не только своим детям, но и сыночку Ильи. К нему она отнеслась с такой же нежностью и теплотой, как и к своим детям.
Родители Андрея Штольца в романе Обломов
Отец Андрея, Владимир Ильич Штольц, представляет собой типичного крупного помещика и принадлежит к старой аристократической семье. Он является образцом зажиточного землевладельца своего времени, который наслаждается праздным образом жизни и не обращает особого внимания на дела поместья. Отец стремится создать своему сыну благополучное будущее и, вследствие этого, решает отправить Андрея в Петербург для получения образования.
Мать Андрея, Альбертина Григорьевна Штольц, является противоположностью отца во многих отношениях. Она – умная, образованная и разбирается в мелочах. Альбертина Григорьевна горит желанием помочь сыну, но страдает от его бездействия и полного отсутствия амбиций. Она понимает, что Андрей слишком зачарован миром легкой жизни и неуверенностю, и поэтому пытается найти решения для его будущего.
Родители Андрея Штольца являются ярким отражением двух противоположных миров: мира старой аристократии и мира новых возможностей и изменений. Роман Обломов прослеживает их взаимодействие и влияние на Андрея, а также позволяет нам лучше понять их характеры и мотивы.
Дружба и любовь.
Штольц был верным и надежным товарищем. С Обломовым подружился, пребывая в юношеском возрасте. Вместе они учились в пансионе, где заведовал отец Андрея. Ребята уже тогда очень отличались в своих стремлениях.
Илья не любил науку. Но когда у него проявилось увлечение поэзией, Андрюша стал носить ему из дому всевозможные книги, лишь бы развивать его познания.
«Сын Штольца баловал Илюшу, подсказывая ему уроки, делая за него многие переводы.»
«Ближе всякой родни: я с ним учился и рос».
Андрей всегда бескорыстно поддержит товарища. Илья с радостью ждет его в гости, доверяет ему все свои дела, в том числе и финансовые. Скорей бы приехал Штольц! Пишет, что скоро будет. Он бы уладил. Когда у Обломова возникают серьезные проблемы с имением, то друг сам предлагает помочь навести там порядок, он понимает, что управляющий поместьем обманывает Илью Ильича. Делает все со знанием дела.
Даже после смерти Обломова не перестает проявлять заботу о его близких. Супруге Агафье Пшеницыной высылает деньги, которые приносит имение. Сына покойного товарища забирает в свой дом.
«Андрюшу попросили на воспитание Штольц и его жена. Теперь считают его членом собственного семейства».
Вариант 2
Андрей Штольц – один из главных персонажей романа “Обломов” И.А. Гончарова. Он представляет собой типичного интеллигента, который не может найти свое место в жизни. Родители Андрея Штольца были знатными людьми, которые жили в Петербурге. Отец Андрея был высокопоставленным чиновником, а мать – общественной деятельницей. Они были очень заботливыми родителями и старались дать своему сыну лучшее образование.
Андрей Штольц был одним из тех людей, которые не могут приспособиться к жизни в России. Он считал, что Россия отстала от Европы и нуждается в реформах. Он был убежден, что только революция может изменить ситуацию в стране. Однако, он не был готов к действиям и предпочитал оставаться в стороне.
Андрей Штольц был человеком, который не мог найти свое место в жизни. Он не хотел работать в государственной службе, как его отец, и не находил удовлетворения в других профессиях. Вместо этого он предпочитал заниматься литературой и философией. Он был убежден, что его миссия – изменить мир, но не знал, как это сделать.
Андрей Штольц был очень образованным человеком. Он читал много книг и был знаком с философией и литературой Европы. Он был убежден, что только знание может изменить мир. Однако, он не мог применить свои знания на практике и оставался в стороне от жизни.
В романе “Обломов” Андрей Штольц представлен как символ интеллигенции, которая не может найти свое место в жизни. Он не может приспособиться к жизни в России и не знает, как изменить ситуацию в стране. Он остается в стороне и наблюдает за тем, как жизнь проходит мимо него.
Андрей Штольц был очень близок к Илье Обломову – главному герою романа. Они были друзьями с детства и делили многие взгляды на жизнь. Однако, Андрей был более образованным и умным, чем Илья. Он пытался помочь своему другу, но не мог изменить его жизнь.
Андрей Штольц был очень близок к Ольге Ильиничне – героине романа. Он был влюблен в нее и мечтал о том, чтобы жениться на ней. Однако, Ольга не отвечала ему взаимностью и вышла замуж за другого человека. Это стало для Андрея большим разочарованием.
Андрей Штольц был человеком, который не мог приспособиться к жизни в России. Он считал, что Россия нуждается в реформах и изменениях. Он был убежден, что только революция может изменить ситуацию в стране. Однако, он не был готов к действиям и предпочитал оставаться в стороне.
Андрей Штольц был одним из тех людей, которые не могут найти свое место в жизни. Он не хотел работать в государственной службе, как его отец, и не находил удовлетворения в других профессиях. Вместо этого он предпочитал заниматься литературой и философией. Он был убежден, что его миссия – изменить мир, но не знал, как это сделать.
Андрей Штольц был очень образованным человеком. Он читал много книг и был знаком с философией и литературой Европы. Он был убежден, что только знание может изменить мир. Однако, он не мог применить свои знания на практике и оставался в стороне от жизни.
Напиши уникальное сочинение за 30 сек
Уважаемые школьники! Убедительная просьба! Для написание хорошего сочинения нужно правильно формулировать свой запрос.
Те пользователи, которые будут использовать нецензурные слова при запросе на написание сочинения, будут заблокированы. Больше не смогут пользоваться сервисом!
Написать
Подготовка ответа…
Значение дружбы у Гончарова
Красной нитью по этому роману проходит мысль о дружбе, о том, какую роль она играет в жизни человека. Человек во взаимодействии с другими может проявить свою подлинную сущность. Множество форм имеет дружба: «братство», воспеваемое Пушкиным, корыстная, дружба по той или иной причине. Кроме искренней, в сущности, все остальные — это всего лишь формы эгоизма. У Андрея и Ильи дружба была крепкая. Она связывала их, как мы уже отметили, еще с детства. Роман Гончарова помогает читателям разобраться в том, почему дружат Обломов и Штольц, какую роль дружба играет в жизни человека, благодаря тому, что в нем описано множество ее перипетий.
История семьи Штольцевых
Родители Андрея Штольца описаны в романе «Обломов». В этом произведении Иван Гончаров рассказывает о жизни их сына, обычного дворянина, который живет в своем мире безразличия и пассивности.
Происхождение и родословная
Родители Андрея Штольца, о которых рассказывается в романе «Обломов» И.А. Гончарова, играют важную роль в формировании его характера и мировоззрения. В романе упоминается, что отец Андрея, Михаил Андреевич Штольц, был русским дворянином, а его мать, Анна Ивановна Штольц, была немецкого происхождения.
Семья Штольцов была одной из многих дворянских семей того времени. Они принадлежали к общественному слою, имели свои обычаи и традиции. Михаил Андреевич и Анна Ивановна воспитывали Андрея в соответствии с их представлениями о морали, этике и образе жизни.
Родители Андрея Штольца оказали значительное влияние на его характер. Они стремились вырастить сына благородным и преданным идеалам оптимального дворянства
Они уделяли особое внимание его образованию, развивали в нем этические принципы и ценности
Социальный статус и образ жизни
Родители Андрея Штольца в романе Обломов несомненно имели высокий социальный статус. Их образ жизни отличался от типичного простолюдина того времени.
Великая помещица Обломова, мать Андрея, была богатой и влиятельной женщиной. Ей принадлежали большие земельные владения и красивый особняк в городе. Родители Андрея вели обеспеченную жизнь — у них были слуги, вкусная еда и все необходимое для комфортного существования.
Они принадлежали к высшему обществу и часто устраивали презентации и вечеринки для своих аристократических друзей. Все это свидетельствует о высоком социальном статусе, который имели родители Андрея в романе Обломов.
Однако, несмотря на их обеспеченную жизнь, родители Андрея были пленниками своего статуса. Они и их сын жили в солидности, но не счастливы. Их образ жизни казался скучным, монотонным и лишенным смысла.
Родители Андрея даже не представляли, что их сын не хочет пойти по их стопам и жить такой же жизнью. Андрей не хотел быть обломовым, замкнутым на себя и невысказанным. Он стремился к большему, хотел найти свое место в мире, испытать приключения и наслаждаться жизнью.
Влияние на характер Андрея
В романе «Обломов» родители Андрея Штольца оказали значительное влияние на формирование его характера. Они создали обстановку комфорта и беззаботности в его жизни, в которой ему необходимо было мало что делать самостоятельно.
Родители Андрея, способствуя его беззаботному образу жизни, защищали его от реальных проблем и трудностей, освобождая его от ответственности за свои поступки. Это привело к тому, что Андрей стал легкомысленным и бездельником, неспособным принимать серьезные решения и отвечать за себя.
Влияние родителей проявляется и в отсутствии у Андрея амбиций и стремления к личностному развитию. Они не поддерживали его интересы и не стимулировали его к достижению чего-либо значимого. В итоге, Андрей остался без цели и стал пассивным наблюдателем собственной жизни.
Таким образом, родители Андрея Штольца в романе «Обломов» сильно повлияли на его характер, сделав его безответственным и бездельником, лишенным страстей и целей в жизни.
«Обломов» и «Дон Кихот»
С «Обломовым» больше всего перекликается роман «Дон Кихот» Мигеля де Сервантеса. В этом произведении описываются противоречия между действительностью и представлением человека о том, какой должна быть идеальная жизнь. Это противоречие распространяется, как и в «Обломове», на внешний мир. Как и Илья Ильич, Идальго погружен в грезы. Обломова в произведении окружают люди, которые не понимают его, ведь представления их о мире ограничиваются материальной его стороной. Правда, у этих двух историй диаметрально противоположный исход: перед смертью к Алонсо приходит озарение. Этот персонаж понимает, что в своих мечтаниях заблуждался. А вот Обломов не меняется. Очевидно, в этом исходе и заключается различие между западным и русским менталитетом.
Воспитание Штольца
С характеристикой Штольца в романе «Обломов» читатель знакомится во второй части произведения. Герой воспитывался в семье предпринимателя-немца и русской обедневшей дворянки. От отца Штольц перенял весь тот рационализм, строгость нрава, целеустремленность, понимание труда как основы жизни, а также предпринимательскую жилку, присущие немецкому народу. Мать же воспитывала в Андрее Ивановиче любовь к искусству и книгам, мечтала видеть его блистающим светским человеком. Помимо того, сам маленький Андрей был очень любопытным и активным ребенком – ему хотелось узнать как можно больше об окружающем мире, поэтому он не только быстро впитывал все, что прививали ему отец и мать, но и сам не прекращал познавать новое, чему способствовала достаточно демократичная обстановка в доме.
Юноша не находился в атмосфере чрезмерной опеки, как Обломов, а любые его выходки (вроде моментов, когда он мог на несколько дней уйти из дому) воспринимались родителями спокойно, что способствовало развитию его как самостоятельной личности. Этому во многом способствовал отец Штольца, который считал, что в жизни нужно всего достичь собственным трудом, поэтому всячески поощрял это качество в сыне. Даже когда Андрей Иванович вернулся после университета в родное Верхлево, отец отправил его в Петербург, чтобы тот мог сам прокладывать себе дорогу в жизнь. И это Андрею Ивановичу прекрасно удалось – на момент описываемых в романе событий Штольц был уже значимой фигурой в Петербурге, известной светской личностью и незаменимым человеком на службе. Его жизнь изображается как постоянное стремление вперед, непрерывная гонка за новыми и новыми достижениями, возможностью стать лучше, выше и влиятельнее других. То есть, с одной стороны, Штольц полностью оправдывает мечты матери, став состоятельным, известным в светских кругах человеком, а с другой, становится идеалом своего отца – личностью, стремительно строящей свою карьеру и достигающим все больших высот в своем деле.
Анализ персонажа
Многие литературоведы полагают, что образ Андрея в романе изображен набросками. По сравнению с Обломовым, его можно назвать идеалом автора, и персоной, которая может стать образцом для грядущих поколений. Для счастливой и гармоничной жизни у мужчины было все — образование, воспитание, состояние. Однако он не умел наслаждаться сиюминутными радостями и жил будущим. Стремясь вперед, не осознавал истинных целей своего движения — тихой пристани, где бы его никто не трогал.
Семейная жизнь Андрея с Ольгой была лишена романтики и страсти. В начале отношений он был на голову образованнее супруги, однако вскоре Ольга переросла его и в духовном развитии, и в силе чувств, размышлений. По сути, Андрей, как и Обломов, не смог взять на себя решение коренных вопросов национальной жизни. Его образ не вызывает симпатии, в отличие от Ольги, которая является прототипом русской просвещенной женщины XIX века.
https://youtube.com/watch?v=X5onFV2wLdA
Образ
Внешность
«…Андрюша детскими зелененькими глазками своими смотрел вдруг в три или четыре разные сферы…»
«…глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные…»
“…Штольц ровесник Обломову: и ему уже за тридцать лет…”
«…цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца…»
«…Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав, щек у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости…»
“…ты вон не толст, не одолевают ячмени, не чешется затылок. Ты как то иначе устроен…”
«…в организме нет у него ничего лишнего…»
«…У него не было идолов, зато он сохранил силу души, крепость тела…»
«…Движений лишних у него не было. Если он сидел, то сидел покойно, если же действовал, то употреблял столько мимики, сколько было нужно…»
“…роль сильного, которую Штольц занимал при Обломове и в физическом и в нравственном отношении…”
Характер
“…от него веяло какою то свежестью и силой, перед которой невольно смущались и незастенчивые женщины…”
“…его здоровый организм не устоит, если продлятся еще месяцы этого напряжения ума, воли, нерв…”
«…И чем больше оспаривали его, тем глубже «коснел» он в своем упрямстве, впадал даже, по крайней мере в спорах, в пуританский фанатизм…»
«…Не надо, не говори, – возразил Андрей, – я пойду к нему, когда у меня будет четырехэтажный дом, а теперь обойдусь без него…»
«…Да нет, ты не усидишь на одном месте…» (Обломов о Штольце)
«…Удержанность его от порывов, уменье не выйти из границ естественного, свободного состояния духа …»
«…Кажется, и печалями и радостями он управлял, как движением рук, как шагами ног или как обращался с дурной и хорошей погодой…»
«…Он распускал зонтик, пока шел дождь, то есть страдал, пока длилась скорбь, да и страдал без робкой покорности, а больше с досадой, с гордостью, и переносил терпеливо…»
«…Простой, то есть прямой, настоящий взгляд на жизнь – вот что было его постоянною задачею…»
«…Мудрено и трудно жить просто!..»
«…причину всякого страдания приписывал самому себе, а не вешал, как кафтан, на чужой гвоздь…»
«…Как ты иногда резко отзываешься о людях, Андрей, так Бог тебя знает…» (Обломов Штольцу)
«…Больше всего он боялся воображения, этого двуличного спутника…»
«…Он боялся всякой мечты или, если входил в ее область, то входил зная час и минуту, когда выйдешь оттуда…»
«…Мечте, загадочному, таинственному не было места в его душе. То, что не подвергалось анализу опыта, практической истины, было в глазах его оптический обман…»
«…он не способен был вооружиться той отвагой, которая, закрыв глаза, скакнет через бездну или бросится на стену на авось. Он измерит бездну или стену, и если нет верного средства одолеть, он отойдет, что бы там про него ни говорили…»
«…в нравственных отправлениях своей жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа. Две стороны шли параллельно, перекрещиваясь и перевиваясь на пути, но никогда не запутываясь в тяжелые, неразрешаемые узлы…»
«…Он считал себя счастливым уже и тем, что мог держаться на одной высоте и, скача на коньке чувства, не проскакать тонкой черты, отделяющей мир чувства от мира лжи и сентиментальности, мир истины от мира смешного…»
«…Он и среди увлечения чувствовал землю под ногой и довольно силы в себе, чтоб в случае крайности рвануться и быть свободным…»
«…его не пожирали угрызения утомленного сердца; не болел он душой, не терялся никогда в сложных, трудных или новых обстоятельствах, а подходил к ним, как к бывшим знакомым, как будто он жил вторично, проходил знакомые места…»
«…Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей: это было признаком характера в его глазах, и людям с этой настойчивостью он никогда не отказывал в уважении, как бы ни были не важны их цели…»
«…он шел к своей цели, отважно шагая через все преграды, и разве только тогда отказывался от задачи, когда на пути его возникала стена или отверзалась непроходимая бездна…»
«…а книга чужая, Штольца, у которого заведен такой строгий и скучный порядок, особенно насчет книг, что не приведи Бог! Бумаги, карандаши, все мелочи – как положит, так чтоб и лежали…»