Общие сведения
Роберт Вудвортс (R. S. Woodworth), опубликовавший свой классический учебник по экспериментальной психологии («Experimental psychology», ), определял эксперимент как упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные неизменными и наблюдает результаты систематических изменений. Отличительной особенностью экспериментального метода он считал управление экспериментальным фактором, или, по терминологии Вудвортса, «независимой переменной», и отслеживание его влияния на наблюдаемое следствие, или «зависимую переменную». Целью экспериментатора считается сохранение постоянными всех условий, за исключением одного — независимой переменной.
В упрощённом примере независимую переменную можно рассматривать как некий релевантный стимул (St(r)), силу которого варьирует экспериментатор, в то время, как зависимая переменная — реакция (R) испытуемого, его психики (P) на воздействие этого релевантного стимула.
Однако, как правило, именно искомая стабильность всех условий, кроме независимой переменной, в психологическом эксперименте недостижима, так как практически всегда помимо этих двух переменных присутствуют и дополнительные переменные, систематические иррелевантные стимулы (St(1)) и случайные стимулы (St(2)), ведущие соответственно к систематическим и случайным ошибкам. Таким образом окончательное схематическое изображение экспериментального процесса выглядит так:
Следовательно, в эксперименте можно выделить три вида переменных:
- Независимая переменная
- Зависимая переменная
- Дополнительные переменные (или внешние переменные)
Итак, экспериментатор пытается установить функциональную зависимость между зависимой и независимой переменной, что выражается в функции R=f(St(r)), попытавшись при этом учесть систематическую ошибку, возникшую вследствие воздействия иррелевантных стимулов (примерами систематической ошибки можно назвать фазы Луны, время суток и др.). Для уменьшения вероятности воздействия случайных ошибок на результат исследователь стремится проводить серию опытов (примером случайной ошибки, может быть, например, усталость или же попавшая в глаз испытуемому соринка).
Основная задача экспериментального исследования
Общая задача психологических экспериментов заключается в том, чтобы установить наличие связи R=f(S, P) и, по возможности, вид функции f (бывают различные виды связи — причинно-следственные, функциональные, корреляционные и др.). В данном случае, R — реакция испытуемого, S — ситуация, а P — личность испытуемого, психика, или «внутренние процессы». То есть, грубо говоря, так как психические процессы невозможно «увидеть», в психологическом эксперименте на основании реакции испытуемых на стимулирование, регулируемое экспериментатором, делается какой-либо вывод о психике, психических процессах или личности испытуемого.
Этапы эксперимента
В каждом эксперименте можно выделить следующие этапы.
Первый этап — постановка задачи и цели, а также построение плана эксперимента.
План эксперимента должен строиться с учётом накопленных знаний и отражать актуальность проблемы.
Валидность в психологическом эксперименте
Основная статья: Валидность (психология)
Как и в естественнонаучных экспериментах, так и в психологических краеугольным камнем считается понятие валидности: если эксперимент валиден, учёные могут обладать некоторой уверенностью в том, что ими было измерено именно то, что они хотели измерить. Предпринимается множество мер для того, чтобы соблюдать все виды валидности. Однако быть абсолютно уверенным в том, что в каком-то, даже самом продуманном, исследовании можно совершенно соблюсти все критерии валидности, невозможно. Полностью безупречный эксперимент недостижим.
Положительные и отрицательные результаты экспериментов
Всем нравится получать положительные результаты экспериментов, но на самом деле их меньшинство, особенно когда речь идет о науке. Положительные результаты подтверждают исходную гипотезу. Отрицательные или «вторичные» результаты опровергают ее.
Эти отрицательные результаты ведут к следующему этапу исследования. Обнародование результатов в лучшую сторону сказывается на научном сообществе. Цель состоит в том, чтобы сделать эти эксперименты доступными для остальной части сообщества, избегая траты времени и денег для остальной части научного сообщества и способствуя гораздо более быстрому научному прогрессу.
Минусы экспериментов на людях
- Этические проблемы и потенциальный вред: Эксперименты на людях поднимают этические вопросы относительно потенциального вреда и ущемления автономии участников исследования. Неэтичные действия или неадекватная защита людей могут привести к физическому или психологическому ущербу, нарушению их прав и риску их благополучия.
- Проблемы информированного согласия: Получение информированного согласия в экспериментах на людях может быть сложным, особенно при работе с уязвимыми группами населения или в ситуациях, когда люди могут не полностью осознавать риски и преимущества участия. Возможность принуждения или неадекватного понимания вызывает сомнения относительно законности и добровольности согласия.
- Непредсказуемые результаты: Несмотря на тщательное планирование, эксперименты на людях могут привести к неожиданным результатам или неблагоприятным реакциям, что создает риски для участников. Изменчивость среди людей и сложность биологии человека затрудняют точное прогнозирование всех возможных результатов, что может привести к непредвиденному вреду или неэффективным вмешательствам.
Финансовые и ресурсные ограничения: Проведение экспериментов на людях может быть дорогостоящим и ресурсоемким. Для разработки, реализации и анализа исследований требуются адекватное финансирование, инфраструктура и квалифицированный персонал, что ограничивает осуществимость и доступность исследований, особенно в условиях ограниченных ресурсов.
Эксплуатация и неравный доступ: Существует риск эксплуатации, особенно когда в экспериментах на людях участвуют уязвимые группы населения. Социально-экономические факторы могут привести к неравному доступу к экспериментальным методам лечения, что может усугубить существующие различия в состоянии здоровья и увековечить неравенство в здравоохранении.
Конфликт интересов и предвзятость: На эксперименты на людях могут влиять конфликты интересов, коммерческое давление или предубеждения, которые могут поставить под угрозу целостность и объективность исследования. Такие конфликты могут повлиять на дизайн, отчетность и интерпретацию результатов исследования, потенциально искажая доказательную базу.
Нерепрезентативные образцы: Эксперименты на людях не всегда могут охватывать все разнообразие населения, что приводит к недопредставленности или исключению определенных групп. Это ограничение может повлиять на обобщаемость результатов исследования и привести к тому, что вмешательства будут менее эффективными или безопасными для определенных групп населения.
Вопросы конфиденциальности и безопасности данных: Эксперименты на людях включают сбор и анализ конфиденциальных личных данных. Риск утечки данных, несанкционированного доступа или неправомерного использования личной информации вызывает опасения по поводу конфиденциальности и потенциального ущерба для конфиденциальности и репутации участников.
Ограниченная оценка долгосрочных эффектов: Некоторые побочные эффекты или долгосрочные последствия медицинских вмешательств могут проявляться не сразу. Проведение долгосрочных наблюдений и оценка устойчивости эффектов лечения могут быть сложными, что может привести к неполному пониманию рисков и преимуществ, связанных с экспериментальными вмешательствами.
Проблемы регулирования и надзора: Обеспечение надлежащего регулирующего надзора и соблюдения этических норм при проведении экспериментов на людях может оказаться сложной задачей. Уравновешивание потребности в научном прогрессе с защитой прав человека требует надежной нормативно-правовой базы, компетентных надзорных органов и четких руководящих принципов, которые могут различаться в разных юрисдикциях.
Экспериментальная психология
Рассматриваемая дисциплина имеет одно весьма значимое направление. Оно называется экспериментальной психологией и ставит перед собой цель исследований по изучению поведения человека.
Впервые опыт в этой сфере провели еще в 18 в. Однако экспериментальное научное направление сложилось лишь во второй половине 19 в. Произошло это благодаря работам В. Вунда, Э. Вебера, В.М. Бехтерева и других.
Принято считать, что именно после введения в нее эксперимента психология выделилась в качестве отдельной науки. Ведь получение данных опытным путем открыло перспективу обоснований рассматриваемых процессов с математической точностью. Достоверность имеющихся фактов стала выявляться на основе показателей их объективности, проверяемости и повторяемости. С течением времени необходимость в выделении экспериментальной психологии в отдельное направление отпала сама собой. Ведь метод исследователей стал применяться во всех сферах данной дисциплины.
Лабораторный эксперимент
Подобные исследования классифицируются согласно условиям их проведения. Причем лабораторный является одним из наиболее часто используемых методов эксперимента в психологии. В чем же он заключен?
Лабораторный эксперимент представляет собой такой тип исследований, которые проводятся в искусственно созданных для этого условиях. Какими они бывают? Примером тому может служить получение данных непосредственно в научной лаборатории, где происходит взаимодействие исследуемого субъекта (лица или группы лиц) лишь с факторами, интересующими экспериментатора.
В чем заключаются достоинства проведения подобной работы? С помощью лабораторного эксперимента, в ходе которого исследователь применяет регистрирующие приборы, можно получить показания о времени протекания различных психических процессов, например, скорости формирования трудовых и учебных навыков, быстроте реакции человека и т.д.
Исходя из этого описания можно говорить об основных признаках опытов, проводимых в лабораторных условиях. Такие эксперименты привлекательны из-за следующего:
Высокой точности получаемых результатов;
Возможности проведения повторных опытов с созданием аналогичных условий;
Возможности осуществления максимального контроля экспериментатора над всей ситуацией.
Все это является достоинство подобных работ.
Однако в этом случае испытуемым известно о том, что они принимают участие в научной работе; субъекты исследования находятся в условиях, которые не соответствуют реальности.
В этом заключены недостатки рассматриваемого вида эксперимента. Искусственно созданная обстановка порой нарушает нормальный ход изучаемых процессов.
Классификация
Опыты классифицируются по различным факторам.
Разделение зависимо от условий проведения опыта:
- Обеспечение естественных условий для проведения действий. Основной смысл подобных опытов заключается в том, что экспериментатор не может контролировать условия его проведения. Главная задача — получение высокой внешней валидности.
- Лабораторные исследования. Экспериментатор заранее подготавливает все условия, которые может контролировать. Главная задача — получить высокую внутреннюю валидность. Чтобы контролировать внешние проявления, применяется две техники — константность, рандомизация.
Зависимо от того, какое воздействие оказывается на испытуемого, выделяется еще несколько групп:
- Патопсихологический эксперимент. Главная задача — сделать количественную, качественную оценку процессов мышления.
- Формирующий эксперимент. На протяжении опыта экспериментатор пытается необратимо изменить определенные качества участника. Дополнительно к этому развивает те качества, которые существовали изначально.
- Констатирующий эксперимент. Необратимых изменений, развития существующих качеств не происходит.
Зависимо от уровня осознанности:
- Испытуемому объясняют цель эксперимента, перечисляют проводимые действия.
- Подопытный не знает о целях проведения опыта.
- Испытуемому немного рассказывают об опыте, утаивая основную информацию.
Существуют ситуации, когда психологический опыт проводится без разрешения подопытного. При этом можно получить наиболее актуальную информацию.
Немного о психологии
Детская, предметом исследования которой являются вопросы развития психических процессов и сознания личности растущего человека;
Социальная, изучающая поведение человека в обществе, а также влияние на него прессы, радио, моды, слухов и т.д.;
Педагогическая, отражающая картину закономерностей развития личности при проведении процесса воспитания и обучения.
Существует в психологии и целый ряд отраслей. Каждая из них рассматривает проблемы той или иной деятельности человека. В списке таких отраслей существует такая психология:
Трудовая;
Инженерная;
Авиационно-космическая;
Медицинская;
Юридическая;
Военная.
При этом задачи психологии, вне зависимости от направления, заключаются в том, чтобы:
Изучить сущность имеющих место явлений, рассматриваемых данной сферой, и понять их закономерности;
Научиться управлению ими;
Служить теоретической основой соответствующих служб на практике.
Решая свои задачи, психология вскрывает сущность процесса, направленного на отражение в мозге человека объективного мира. При этом исследователи выясняют, каким образом происходит регулирование действий человека и развитие его психической деятельности, а также формирование свойств личности.
Все получаемые данные основываются на понимании того, что деятельность людей обуславливается не только объективными условиями. Несомненно, на данный процесс оказывают непосредственное влияние субъективные факторы. Среди них личностные установки и отношения, собственный опыт, находящий выражение в умениях, навыках и знаниях, и т. д. В связи с этим задача психологии несколько расширяется и охватывает круг вопросов, позволяющих выяснить особенности деятельности человека в зависимости от имеющихся субъективных и объективных моментов.
Ответы на вопрос
Отвечает Сентялёва Валерия.
Плюсы: мы наглядно можем увидеть и понять, что будет при смешивании либо изменении тел. Этот метод очень важен, так как без него мы не сможем привести требуемые доказательства
минусы: если сделать что-то неправильно, мы можем себя покалечить, поэтому не забывайте сохранять меры предосторожности. Для этого эксперимента нам понадобится оборудование
Отвечает Макаров Иван.
Метод эксперимента имеет свои плюсы и минусы в зависимости от контекста и целей исследования. Вот некоторые из них:
Плюсы метода эксперимента:
-
Контроль: Эксперимент позволяет исследователям контролировать условия и воздействия на объект исследования. Это позволяет изолировать конкретные факторы и их влияние на результат.
-
Причинно-следственные связи: Метод эксперимента может помочь установить причинно-следственные связи между переменными. Путем систематического изменения одной переменной и наблюдения за изменениями в другой переменной можно делать более уверенные выводы о том, какие факторы влияют на результат.
-
Воспроизводимость: Правильно спланированный и хорошо документированный эксперимент позволяет другим исследователям повторить и проверить результаты. Это способствует воспроизводимости и подтверждению результатов.
-
Контрольная группа: Использование контрольной группы в эксперименте позволяет сравнивать результаты с группой, не подвергнутой воздействию, что помогает исключить случайные факторы и убедиться, что изменения действительно связаны с воздействием.
Минусы метода эксперимента:
-
Искусственность: В реальном мире многие условия не могут быть воспроизведены в лаборатории, что может ограничить применимость результатов эксперимента к реальным ситуациям.
-
Этические ограничения: Некоторые эксперименты могут потребовать воздействия на людей, животных или окружающую среду, что может вызвать этические вопросы и ограничения.
-
Внешняя валидность: Результаты эксперимента могут быть сложно обобщить на более широкую популяцию или реальные условия из-за ограниченности контекста и условий эксперимента.
-
Эффект Готорна: В некоторых случаях участники эксперимента могут изменять свое поведение или ответы из-за осознания своего участия в исследовании (эффект Готорна), что может исказить результаты.
-
Сложность контроля: В некоторых исследованиях сложно полностью контролировать все влияющие факторы, что может привести к ошибкам интерпретации результатов.
Как и в любом исследовательском методе, важно учитывать эти плюсы и минусы при выборе и применении метода эксперимента, а также учитывать специфику конкретной задачи и контекста исследования
Примеры успешных экспериментов
Эксперимент с малыми дозами радиации
Этот эксперимент позволил установить, что малые дозы радиации могут иметь положительное воздействие на животные и растения. Было выявлено, что такие дозы имеют ряд защитных свойств и способствуют повышению иммунитета.
Эксперимент с использованием роботов в производстве
Этот эксперимент показал, что применение роботов в производстве позволяет не только снизить затраты на оплату труда, но и увеличить производительность. Кроме того, с использованием роботов можно заменить опасные для человека работы.
Эксперимент по изучению воздействия музыки на психику
Этот эксперимент показал, что музыка имеет большое влияние на психику человека и может использоваться как метод лечения психических расстройств. Эксперимент проводился на группе добровольцев, которые слушали различные музыкальные композиции и оценивали свое состояние перед и после прослушивания.
- Эксперимент на животных для изучения воздействия нового лекарства на здоровье
- Эксперимент на людях для исследования нового метода лечения болезней
- Эксперимент по изучению влияния пищи на состояние здоровья
Все эти эксперименты позволили получить ценную информацию и применить ее на практике для улучшения жизни людей и животных.
Классификация опытов исходя из характера их влияния
С учетом этого критерия существуют следующие виды эксперимента в психологии:
- Констатирующий. Во время проведения такого опыта специалист не изменяет какие-либо свойства участника, не стремится сформировать у него новых качеств и развить те, которые у него имеются. Очень часто применяют констатирующий эксперимент в возрастной психологии педагоги-исследователи. Он позволяет установить состояние существующей проблемы и зафиксировать факт наличия связи между имеющими место явлениями. Целью констатирующего эксперимента может являться, например, выявление степени влияния семьи на процесс становления личности ребенка, посещающего начальную школу.
- Формирующий. Это один из методов исследования, который широко применяется специалистами и педагогами. Формирующий эксперимент предполагает получение человеком тех или иных качеств, которые заданы специалистом. Для этого специально создаются необходимые условия. Полученные результаты при этом не вызывают никаких сомнений, так как очевидно, что они сформированы в ходе осуществления работ. Формирующий эксперимент применяют для глубокого изучения процесса становления личности, а также всех этапов его протекания. Помимо этого, подобный метод является наиболее эффективным при испытании новых способов воспитания и инновационных технологий. Формирующий эксперимент не всегда проводится по заранее намеченному плану. Прежде всего определяют проблему исследования, а только после этого формулирую гипотезу, создают программу работ и проводят испытания. Течение всего процесса находится под пристальным наблюдением, а его результаты фиксируют для дальнейшего осмысления, что позволит сформулировать выводы. Для участия в формирующем опыте, как правило, привлекают либо двух человек, либо 2 группы людей. Причем одну из них считают экспериментальной, а другую — контрольной. Перед участниками психологического опыта ставятся задачи, способствующие формированию определенного качества. Контрольной группе такого задания не выдают. После завершения формирующего эксперимента исследователи проводят сравнительный анализ полученных результатов и дают их оценку.
- Контрольный. Данный вид проводимых специалистами работ представляет собой повторное измерение определенных показателей состояния объекта (человека или группы людей) для их сравнения с теми, которые были зафиксированы до начала опыта. Полученные данные сопоставляются также с теми, которыми обладает группа людей, не получавшая заданий.
Этапы исследования
Психологические опыты проводятся в определенной последовательности. Целостный эксперимент состоит из нескольких этапов:
- Постановка основной проблемы.
- Работа с научной литературой.
- Уточнение гипотезы, определение основных переменных.
- Подбор актуальных психологических инструментов для воздействия на психику.
- Планировка действий, которые будут проводиться.
- Зависимо от того, какой план назначен, происходит распределение испытуемых в отдельные группы.
- Проведение опыта.
- Начальная обработка полученных данных.
- Глубинная обработка, подготовка статистики.
- Подготовка выводов.
После проведения эксперимента исследователи составляют отчеты, пишут научные документы.
Типы экспериментов
Есть несколько различных типов экспериментов, которые исследователи могли бы использовать. Каждый из них может зависеть от множества факторов, включая участников, гипотезу и ресурсы, доступные исследователям:
- Лабораторные эксперименты очень распространены в психологии, потому что они позволяют экспериментаторам лучше контролировать переменные. Эти эксперименты также могут быть проще для проведения другими исследователями. Проблема, конечно же, в том, что то, что происходит в лаборатории, не всегда идентично тому, что происходит в реальном мире.
- Естественный эксперимент — это так называемый полевой эксперимент. Иногда исследователи могут предпочесть провести свои исследования в естественной среде. Например, представим, что социальный психолог заинтересован в исследовании определенного типа социального поведения. Этот тип эксперимента может быть отличным способом увидеть поведение в действии в реалистичных условиях. Тем не менее это затрудняет для исследователей возможность контролировать переменные, и может вводить смешанные переменные, которые могут влиять на результаты.
- Квази-эксперименты. Хотя лабораторные и естественные эксперименты в психологии представляют собой группу наиболее популярных методов, исследователи могут также использовать третий тип, известный как квази-эксперимент. Они часто упоминаются, как естественные эксперименты, потому что исследователи не имеют истинного контроля над независимой переменной. Вместо этого уровень достижения цели определяется естественными условиями ситуации. Это хороший выбор в ситуациях, когда ученые изучают явления в естественных, реальных условиях. Это также хороший выбор в ситуациях, когда исследователи не могут из этических соображений манипулировать независимой переменной, о которой идет речь.
Основные принципы проведения педагогического эксперимента
Проведение педагогических экспериментов является неотъемлемой частью развития современной педагогики. Они позволяют ученым и педагогам исследовать новые подходы, методики и технологии обучения, а также проверять и применять их на практике. Педагогический эксперимент обычно проходит в несколько этапов и руководствуется определенными принципами, которые помогают получить достоверные результаты и сделать выводы.
1. Целеустремленность. Каждый педагогический эксперимент имеет свою цель, которая определяется на начальном этапе подготовки. Цель может быть связана с определенным аспектом образовательного процесса, например, эффективностью применяемой методики обучения или влиянием использования новых технологий на развитие учащихся.
2. Планирование. Перед проведением педагогического эксперимента необходимо тщательно спланировать его этапы, методики и критерии оценки результатов
Важно также определить выборку участников эксперимента и способ представления данных
3. Контроль. Одним из важных принципов педагогического эксперимента является контроль над условиями проведения эксперимента. Контроль позволяет исключить внешние факторы, которые могут повлиять на результаты эксперимента. Для этого используются группы контроля и экспериментальные группы, которые сравниваются между собой.
4. Репрезентативность выборки
Для получения достоверных результатов педагогического эксперимента важно иметь репрезентативную выборку участников. Выборка должна быть достаточно большой и разнообразной, чтобы результаты эксперимента можно было обобщить на широкую аудиторию
5. Анализ данных. Отчет о проведенном педагогическом эксперименте должен включать детальный анализ полученных данных. Анализ позволяет сделать выводы о влиянии той или иной переменной на образовательный процесс. Результаты эксперимента должны быть представлены в виде таблиц, графиков и других визуальных материалов.
6. Обобщение результатов. После проведения педагогического эксперимента необходимо обобщить полученные результаты и сделать выводы. Обобщение позволяет выявить закономерности, проблемы и потенциальные направления развития образовательного процесса.
7. Доверие к результатам. Результаты педагогического эксперимента должны быть надежными и достоверными. Для этого эксперимент должен быть проведен с соблюдением всех принципов и методологических требований научных исследований.
Весьма типичный пример проведения педагогического эксперимента — это исследование влияния применения интерактивных технологий в образовательном процессе. На одной группе учащихся используется интерактивные технологии, а на другой группе применяются традиционные методики обучения. Затем сравниваются результаты обеих групп, чтобы определить, какие методики эффективнее и способствуют лучшему усвоению знаний учащимися.
Представление о видах эксперимента
Что такое виды эксперимента в психологии? Под этим понятием подразумевают длительное исследование одного или нескольких объектов. Причем результат может быть совершенно непредсказуемым.
Например, когда математик начинает решать задачу, то он точно знает, какое в ответе у него получится значение. Химику известно, каким станет раствор, если он смешает несколько компонентов. Физик может рассказать наперед результат любого явления, происходящего вокруг.
С этой гуманитарной наукой ситуация обстоит немного иначе. Существуют основные виды эксперимента в психологии. Каждое исследование может стать самым непредвиденным.
Полевой (лабораторный) эксперимент проводится по схеме естественного. 10 стр., 4526 слов Социологическое исследование 2
… .п.), подлежащим исследованию, на которую не влияют вводимые исследователем в изучаемую ситуацию экспериментальные факторы, т.е. в которой эксперимент не проводится. Сравнение со … др.); проблемы культурной идентичности и самоопределения народов, межнациональные отношения в условиях становления суверенитета, проблемы региональной политики, развития массового самоуправления (Е.М …
При этом возможно использование портативной аппаратуры, позволяющей более точно регистрировать получаемые данные. Испытуемые проинформированы об участии в эксперименте, однако привычная обстановка снижает уровень мотивационных искажений.
Естественный эксперимент в психологии: плюсы и минусы
Естественный эксперимент в психологии имеет огромное преимущество перед экспериментом лабораторным. Ведь привычные условия в которых находится испытуемый, позволяют ему чувствовать себя спокойно. Он не напрягается и действует так, как ему свойственно. А это дает возможность исследователю сделать более адекватные выводы.
Долгое время считалось, что естественный эксперимент уступает лабораторному в точности фиксации результатов. Ведь организовать в полевых условиях данный процесс, действительно, было сложно. Но здесь ключевое слово «было». Сегодня, при наличии высокотехнологичной аппаратуры, вполне можно восполнить этот пробел и получить результаты даже гораздо более точные, чем при лабораторном эксперименте.