Федерация и федерализм: понятие и сущность
В качестве одной из основ конституционного строя ст. 1 Конституции РФ закрепляет федеративное устройство России, что отражает официальное название государства. Среди сравнительно небольшого числа федераций мира положение Российской Федерации уникально: она является самой большой федерацией мира не только по абсолютному количеству субъектов (89), но и по числу их разновидностей (6).
Термины «федерация» и «федерализм» весьма востребованы в современном мире, причем не только в науке, но и в таких сферах общественных отношений, как литература, публицистика, спорт, культура, профсоюзная и иная профессиональная деятельность, функционирование различных институтов гражданского общества и общественных объединений (женских, молодежных, студенческих, детских, ветеранских и т. п.). В широком смысле слова под федерацией (от лат. federare – объединять, укреплять союзом) понимается любая система, структура, состоящая из неодинаковых частей.
Рассматриваемые термины имеют и собственно правовое значение. При этом они не являются тождественными, а соотносятся как форма и содержание. Федерация – это форма территориально-государственного устройства, при которой составными частями государства являются относительно самостоятельные государственные образования – субъекты федерации; федерализм же – это проявление установленных федеративных отношений, это сами федеративные отношения во всем их многообразии. Федерализм справедливо рассматривается как межотраслевое понятие, содержащее не только юридические, но и политические, социологические, психологические, исторические, экономические и иные аспекты. Таким образом, федерация как форма, организационная сторона государства отражает статику в государственных отношениях, а федерализм – динамику внутригосударственных отношений в федеративном государстве. При этом главное в характеристике федерализма – не уяснение территориальной составляющей государства, а именно федеративные отношения, т. е. взаимосвязи различных субъектов этих отношений. Не являясь тождественными, понятия «федерация» и «федерализм» находятся тем не менее в неразрывном единстве (во всяком случае с сугубо юридической точки зрения): федерация немыслима без федеративных отношений, а федеративные отношения возможны только в федеративном государстве.
Четкую, непреодолимую границу между федерализмом и унитаризмом провести сложно. Децентрализация власти присуща не только федеративному, но и унитарному государству, при этом степень автономии составных частей некоторых унитарных государств (областей Италии, автономных сообществ Испании, Палестинской автономии в Израиле, Республики Каракалпакстан в Узбекистане и др.) может быть большей, чем субъектов отдельных федеративных государств (например, штатов в Индии). Поэтому сущностным признаком федерализма является не степень автономии составных частей государства, а особый характер федеративных отношений, которые по определению невозможны в унитарном государстве независимо от объема прав, предоставляемых его территориальным единицам.
Федеративные государства в обязательном порядке характеризуются наличием двух уровней государственной власти, причем в федеративных отношениях главными являются отношения по поводу распределения и осуществления государственной власти. В осуществлении государственной власти, равно как и в федеративных отношениях вообще, обязательно имеют место элемент соглашения (не в буквальном юридическом смысле «договор»), сочетание сотрудничества и подчинения. Если в унитарном государстве власть делится «сверху» и так же, «сверху», в любой момент предоставленные составным частям государства власть и автономия могут быть отняты или изменены, то в федеративном государстве исключается принятие подобных решений центральной власти в одностороннем порядке, обязательно участие в принятии таких решений субъектов федерации.
Федеративное устройство России. Федерализм как основа конституционного строя РФ
В России федеративное устройство оформлено Федеративным договором от 31 марта 1992 года. Федерализм — один из принципов, заложенных в Конституции РФ, принятой в 1993 году. Это одна из основ конституционного строя.
В России 85 субъектов федерации, выделенных по территориальному (область, край, город федерального значения) или национальному признаку (республика, автономная область, автономный округ).
Принцип федерализма предполагает децентрализацию государственной власти, разграничение полномочий между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления.
Задачи федерализма — способствовать демократизации управления за счет большей самостоятельности субъектов, а также регулировать национальные отношения, обеспечивая равноправие и самоопределение народов.
Российский парламент (Федеральное Собрание) состоит из нижней палаты — Государственной Думы и верхней палаты — Совета Федерации, где заседают по два представителя от каждого региона.
Конституция РФ предусматривает, что число субъектов федерации может измениться путем добровольного вхождения в состав РФ иностранного государства или путем образования на территории РФ нового субъекта (за счет объединения или разделения уже существующих, выделения одного субъекта из состава другого, вхождения одного в состав другого).
Государство Z — федерация? Задания из ЕГЭ
Выпускникам, сдающим ЕГЭ по обществознанию, нужно уметь отличать различные типы территориально-государственного устройства. Для этого необходимо знать признаки федеративного государства, унитарного государства и конфедерации.
В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть. Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества. Государство Z включает в себя шесть территорий, обладающих определенной политической и юридической самостоятельностью и правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны.
Какова форма государственного (территориального) устройства Z? Укажите факт по условию задачи, на основе которого Вы это установили. Назовите любые две характеристики этой формы государственного устройства, не названные в условии задачи.
1) Форма территориально-государственного устройства — федерация, федеративное государство.
2) Факт, подтверждающий федеративное устройства: государство Z включает в себя шесть территорий, обладающих определенной политической и юридической самостоятельностью и правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны.
3) В числе двух дополнительных характеристик можно назвать:- Двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральными органами имеются органы субъектов федерации.- Двухпалатный парламент, где одна из палат представляет интересы субъектов.- Разграничение предметов ведения федерации и субъектов.
Конституция провозглашает Z демократическим федеративным государством с республиканской формой правления. Какие из приведённых признаков характеризуют форму государственного (территориального) устройства Z? Запишите цифры, под которыми они указаны.1) регулярные выборы главы государства и парламента на альтернативной основе2) гарантия соблюдения политических и социальных прав и свобод граждан3) политический плюрализм4) двухпалатная структура парламента, обеспечивающая представительство регионов5) включение в состав нескольких государственных образований, каждое из которых обладает определённой собственной компетенцией6) действие конституций субъектов при верховенстве общей конституции
Правильный ответ: 456
Регулярные выборы на альтернативной основе, гарантия прав и свобод, политический плюрализм — все это признаки демократического режима. Но не любое демократическое государство является федерацией.
А вот двухпалатный парламент, собственная компетенция субъектов и наличие у них собственных конституций — это признаки федеративного устройства.
Понятие “Федерация” происходит, как и многие термины из латыни. Термин переводится как “союз” или “объединение” и означает тип государственного устройства, при котором его административные единицы обладают политической самостоятельностью.
Характеристики федерализма
Ниже приведены основные характеристики федерализма:
- Не существует единой модели федерализма, поскольку она зависит от создания институтов и процессов, которые предлагают решения для его различных реалий и стремятся к политическому единству.
- Эта политическая система подразумевает существование национальной конституции, которая регулирует в целом политические, экономические, социальные и культурные принципы нации.
- Каждое территориальное деление нации имеет определенную степень политической автономии. Органы, управляющие указанным образованием, обычно избираются голосованием.
- Федерализм способствует децентрализации, то есть существует центральное правительство и набор правительств или организаций, находящихся ниже него, но способных принимать определенные решения автономно.
- Это политическая система, требующая действий Верховного суда для толкования законов, содержащихся в конституции.
- Федерализм обычно имеет республиканскую политическую систему.
См. Также Децентрализация.
Что такое федерализм:
Федерализм — это политическая система, которая состоит из продвижения, из центрального государства, автономия регионов, провинций или штатов, которые вместе образуют нацию.
Федерализм стремится, исходя из автономии территориальных образований, заключать союзные или альянсовые соглашения, которые позволяют реагировать и предоставлять более решительные и быстрые решения проблем, влияющих на общество.
В этом смысле власти территориальных образований могут принимать политические, законодательные и судебные решения, за которые они несут ответственность. Следовательно, в некоторых штатах или провинциях существуют, например, различные законы или статуты, касающиеся того, что считается законным или нет в определенном месте.
Однако даже при наличии автономного образования или органа штаты, провинции, регионы или муниципалитеты всегда связаны общими правилами правительства и разделяются на национальном уровне, например, соблюдение положений Национальной конституции. .
Многие страны имеют федеративную политическую систему, среди которых мы можем упомянуть Германию, Канаду, Бразилию, Соединенные Штаты, Мексику и другие.
Однако федерализм отличается в каждой стране, поскольку это система, которая может быть адаптирована к реалиям каждой страны.
В федерализме важно то, что государство в целом признает свои части, и разнообразие реалий существует в каждой из них. Таким образом, у него есть гибкая система управления, которая стремится разрабатывать проекты, которые согласовывают общие социальные, политические, экономические и культурные ценности страны
Таким образом, предлагается федерализм как политическая система для корректировки и поддержания баланса сил на национальной территории.
Таблица: Основные принципы федерализма
Принцип | Описание |
---|---|
Децентрализация власти | Распределение полномочий между центральным правительством и региональными единицами для обеспечения более эффективного управления и учета особенностей каждого региона. |
Самоуправление регионов | Предоставление региональным единицам права принимать решения в рамках своих компетенций и управлять своими внутренними делами. |
Защита прав меньшинств | Гарантирование прав и свобод всех граждан, включая меньшинства, и обеспечение равенства перед законом. |
Сотрудничество и координация | Сотрудничество и координация между центральным правительством и региональными единицами для решения общих проблем и достижения общих целей. |
Гибкость и адаптивность | Способность федерации адаптироваться к изменяющимся условиям и потребностям, сохраняя при этом свою целостность и стабильность. |
Федерализм как философский концепт
Федерализм – это философский концепт, который предлагает организацию политической власти на основе принципа разделения властей между центральным и региональными уровнями правительства. Он основан на идее, что разделение властей и децентрализация политической власти способствуют более эффективному управлению и защите прав и свобод граждан.
Принципы федерализма
Федерализм как философский концепт основан на нескольких принципах:
Разделение властей
Федерализм предполагает разделение властей между центральным и региональными уровнями правительства. Центральное правительство обладает определенными полномочиями и компетенциями, в то время как региональные правительства имеют свои собственные полномочия и компетенции. Это разделение властей позволяет более эффективно управлять государством и учитывать разнообразие интересов и потребностей различных регионов.
Децентрализация политической власти
Федерализм также предполагает децентрализацию политической власти. Это означает, что региональные правительства имеют определенную степень автономии и самоуправления. Они могут принимать решения, касающиеся своих регионов, и осуществлять контроль над своими ресурсами и политиками. Децентрализация политической власти способствует более гибкому и адаптивному управлению, а также укрепляет демократические принципы и права граждан.
Защита прав и свобод граждан
Федерализм также направлен на защиту прав и свобод граждан. Разделение властей и децентрализация политической власти позволяют более эффективно гарантировать права и свободы граждан. Региональные правительства могут более тесно работать с местными сообществами и учитывать их потребности и интересы при принятии решений. Это способствует более справедливому и равноправному обществу.
Федерализм имеет большое значение в политической философии и практике. Он способствует укреплению демократических принципов, защите прав и свобод граждан, а также эффективному управлению государством. Федерализм также способствует укреплению единства и стабильности государства, позволяя различным регионам сохранять свою идентичность и культурное наследие.
Принципы федерализма в РФ
Государственная целостность. Единая система власти, единое экономическое пространство, общие законы.
Равенство и самоопределение народов. Равные права на национальное развитие, развитие национальной культуры и языка, гарантия прав малочисленных народов.
Единство системы государственной власти. Федеральные органы объединяют всю совокупность органов власти субъектов РФ.
Верховенство федерального права. Федеральные законы и иные акты центральных органов власти обладают приоритетом по отношению к законам субъектов.
Разграничение предметов ведения и полномочий. Конституция определяет взаимоотношения между центральной властью и субъектами, разграничивает сферы полномочий и компетенции
Предметы ведения — это сферы общественной жизни, отрасли экономики и социально-культурной жизни, которые находятся в распоряжении одной или другой власти.
Равенство субъектов РФ. Защищаются интересы государства в целом и отдельных его субъектов, ни один из субъектов не имеет преимущества перед другими.
Особенности устройства
От унитарного государства федерация отличается тем, что органы власти представлены в виде двух систем: федеральных и субъектов федерации.
Рис. 1. Федерация.
В государстве действует федеральная конституция и существуют еще нормативные правовые акты, региональные законы. У субъектов нет государственного суверенитета, зато есть свои гербы, столицы, гимны и другие атрибуты. Однако, субъект федерации не является субъектом международных отношений и не имеет государственного суверенитета. Субъектом федерации может быть штат, например, в США, Мексике и Малайзии. В Германии таковыми являются земли, а в Швейцарии кантоны. В России субъекты федерации разнообразные, например, республики, автономные округа и автономная область.
Швейцария, несмотря на то, что провозглашает себя конфедерацией, является все-таки де-факто федеративным государством. Примером конфедерации является Евросоюз, а еще СНГ и Союзное государство Беларуси и России.
Рис. 2. Федерация карта.
Модели федерализма
Из реализуемых ныне федеративных моделей можно составить две группы, одна из которых может быть обозначена как дуалистический (дуальный) федерализм или диархия и кооперативный. Первая модель ярко реализовывалась в США, получив название американского федерализма. Для дуалистического федерализма характерен внутренний суверенитет субъектов, их независимость друг от друга и относительная свобода во внутренней организации. Федеральная и региональная власть в такой модели автономны и чётко разделены между с собой в том числе и в вопросе легитимации. Таким образом, между субъектами и федеральным центром отношения строго иерархичны, федеративны, а права субъектов по отношению друг к другу скорее напоминают конфедерацию.
Однако в современном мире более актуален второй, кооперативный тип как более либеральный тип федеративного устройства. Для такой модели характерна ценность сотрудничества между субъектами и между ними и федеральным центром. Реализуются горизонтальные контакты между государствами, могут создаваться целые союзы, объединения субъектов внутри федерации с целью более активного диалога с центром или иными задачами. Более того, возможно существование в субъектах специальных органов, которые наделены функцией урегулирования отношений между субъектом и федеральным центром. Так, реформы, проведённые в США в самом конце XX века были направлены именно на обеспечение перехода от дуалистической модели федерации к кооперативной. Была снижена роль федерального центра в решении государственных вопросов, и, напротив, штатам была дана существенная автономия в сфере образования, экологии и ряде других.
Однако в некоторых других странах набирает популярность идея нового – конкурентного – федерализма, для которого будет характерно не стремление к уравниванию всех субъектов и их тесным взаимодействиям, а, напротив, разумный уровень соперничества между ними, который обеспечит их более интенсивное развитие.
Современное состояние
Карта европейских стран по территориальному устройству: федеративные государства выделены красным цветом.
В настоящее время общие идеи и принципы федерализма претерпевают изменения. Так, федерализация в принципе становится более популярной моделью развития государств. Кроме того, для более эффективного развития государственности становится очевидной необходимость сочетания централизации в решении одних вопросов и децентрализации — других. Кроме того, асимметричность в отношениях между субъектами и центром признаётся необходимой в ряде случаев. В целом, происходит существенное развитие и увеличение числа различных моделей взаимодействия между субъектами.
Федерализм как совокупность принципов государственного территориального устройства многими учёными представляется как более предпочтительный для современного мира в эпоху глобализации. Деление страны на относительно самостоятельные субъекты делает её более гибкой по отношению к глобализующемуся миру, расширяет спектр международных взаимодействий различных субъектов. В этом аспекте федерализм выступает более предпочтительной концепцией, чем более жёсткая модель унитаризма. Кроме того, в центре внимания политологов также находятся структуры федеративного типа, которые объединяют внутри себя несколько государств на основе договоров или совокупности таковых. Ярким примером такой структуры является Европейский Союз.
Современная политическая наука занимается активным изучением государств, переживающих федеративную трансформацию. Такие страны ещё не имеют полноценного федеративного устройства, не обладают всеми необходимыми признаками федераций. Повышенный интерес к таким государствам вызван, в первую очередь, тем, что именно в них, ещё не ставших полноценным федеративными странами, могут быть обнаружены принципиально новые сочетания функций центра и субъектов, иные способы взаимодействия между ними.
Разграничение предметов ведения. Полномочия федерального центра и субъектов федерации в РФ
В России в соответствии с Конституцией действует разделение полномочий между федеральным центром и субъектами.
В ведении Российской Федерации находятся:
Внешняя политика и оборона.
Финансовое, валютное, таможенное регулирование.
Уголовное и гражданское право.
Федеральный парламент издает законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.
В совместном ведении находятся:
Защита прав и свобод граждан.
Вопросы воспитания, образования, науки и культуры.
Административное, трудовое, семейное, жилищное право.
Координация внешнеэкономических и международных связей субъектов.
Охрана окружающей среды.
На территории всей страны действуют федеральные законы, в соответствие с которыми принимаются законы субъектов федерации.
В ведении субъектов федерации находятся:
Все остальные вопросы, находящиеся вне ведения РФ, и вопросы, которые Конституция не конкретизирует в полной мере
Субъекты РФ могут принимать нормативные акты по вопросам, не входящим в компетенцию федеральной власти. При противоречии местных законов с федеральными действуют федеральные законы.
Примечания
- ↑ Федерализм // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.
- Федерализм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- . Дата обращения: 8 апреля 2012.
- Н. Макиавелли. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве.. — Мысль, 1997.
- ↑ Турусин С. В. Мировоззренческие основания идеи федерализма // Основы экономики, управления и права. — 2014.
- Остром В. Смысл американского федерализма. Что такое самоуправляющееся общество.. — Арена, 2011.
- ↑ Николай Баранов. . Дата обращения: 28 января 2020.
- Чиркин В.Е. Современное федеративное устройство: Учебное пособие. М., 1997. С. 75-78.
Федерализм и демократия
Многие учёные-представители социальных наук высказывают идею о том, что федеративное устройство государства является стимулом для развития демократии. Некоторые также утверждают, что демократия и федерация в полном смысле этих двух понятий невозможны без их сочетания. В частности, политолог Т. Джефферсон утверждал, что федерализм является непосредственной «территориальной» формой демократии. Он также полагал, что готовность народа к реализации федеративной модели управления государством, коррелирует с уровнем развитости в нём демократических идей и институтов.
Вполне обоснованным, исходя из принципов и самой идеи федерализма, считается утверждение о том, что федеративная форма государственного устройства способствует не только дополнительной децентрализации государственной власти, созданию дополнительных институтов в системе сдержек и противовесов, что также косвенно содействует развитию демократического режима, но и сама по себе предполагает развитие по демократическому пути. Однако данное положение в большей степени актуально для многонациональных и многоязыковых стран, где федерализация необходима для должной репрезентации этнических интересов.
Однако на современном этапе развития в этом аспекте обнаруживается ряд существенных проблем. Целый ряд политологов утверждает, что современные федерации, в особенности те, которые образованы по этнолингвистическому принципу, могут, наоборот, способствовать ограничению демократической делиберации. Так, Уильям Рейкер полагает, что федеративное устройство может противоречить демократическим ценностям, если интересы отдельных национальных меньшинств отдельных регионов страны будут реализованы в ущерб интересам всего государства в целом.