Конспект урока «строение вещества» по физике для 7 класса

Температура

Благодаря комбинациям атомов у разных веществ молекулы неодинаковы. А если рассмотреть одно вещество, но в разных ситуациях, например, воду из водопроводного крана, в кружке чая или весеннем ручейке. Во всех трех случаях молекулы одни и те же, но ведут они себя по-разному. В горячем чае молекулы движутся наиболее быстро. В холодном ручейке гораздо медленнее. А в воде из крана молекулы движутся медленнее, чем в горячем чае, но быстрее, чем в ручейке.

Конечно, речь здесь идет о таких скоростях, с которыми человек не может передвигаться. Человек может идти со скоростью 4 – 7 км/ч. Скорость молекулы воды при комнатной температуре в среднем 590 м/с = 2124 км/ч (в кипящей воде — ≈ 2340км/ч) Это надо понимать, когда говорят, что одни молекулы движутся быстро, а другие медленно.

Когда говорят «холодно», «тепло», «горячо», то сравнивают температуру. Определяется температура любого тела тем, как движутся молекулы этого тела: быстро или медленно. Температура тем выше, чем быстрее передвигаются молекулы. Если же молекулы начинают двигаться медленнее, то и температура тела понижается.

Окружающая нас природа зависит от температуры. С понижением ее приходит осень, а потом зима. С ростом температуры зима уступает место весне, а весна – лету.

Свойства вещества также зависят от температуры. Например, мягкая резина на холоде становится твердой, а твердый лед превращается в жидкость, если его занести в теплую комнату.

Температура характеризует свойства живой и неживой природы. Значит, о ней многое нужно знать. Главное надо запомнить это: скорость движения молекул, образующих вещество, определяет его температуру.

Чтобы измерить температуру, используют приборы – термометры. Термометры бывают по назначению:

  • лабораторные;
  • медицинские;
  • уличные;
  • комнатные;
  • технические.

по конструкции:

  • жидкостные;
  • газовые;
  • механические;
  • электрические;
  • оптические.

Температура измеряется в градусах. В 1742 году шведский геолог, метеоролог и астроном Андрес Цельсий придумал шкалу, в основе которой лежат отсчетные точки: температура таяния льда (0 градусов) и температура кипения воды (100 градусов).

(Источник)

В 1848 году Уильям Томсон (лорд Кельвин) ввел понятие абсолютного нуля температуры (-273 градуса, минимальная возможная температура во Вселенной). При этом, температура таяния льда уже 273 градуса и соответственно кипения воды 373 градуса. 

(Источник)

В 1724 году польско-немецкий ученый Даниель Габриель Фаренгейт создал свою шкалу, которая использовала в англоязычных странах. Сейчас она используется только в США.

(Источник)

На всех трех шкалах используются две основные точки – температуры перехода выбранного вещества из одного состояния в другое.

На шкалах Цельсия и Кельвина этим веществом выбраны вода, а две точки – это температура таяния льда и кипения воды. Промежуток между этими температурами разделен на 100 частей, таким образом получен 1 градус.

Цельсий выбрал за 0о температуру плавления льда. Кельвин обозначил нулем минимальную возможную температуру (когда движение молекул прекращено). Тогда по Цельсию лед плавится при 0о С (по Кельвину при — 273о К), вода кипит при 100о С, а по Кельвину при 373о К, так как нуль Кельвина ниже нуля Цельсия на 273о. При переходе от градусов Цельсия к градусам Кельвина нужно прибавлять 273 градуса.

Фаренгейт основными точками назвал температуру, близкую к температуре застывания ртути и нормальную температуру человеческого тела. В результате температура таяния льда Фаренгейта выше примерно на 32 градуса температуры Цельсия.

Пример перехода от одной шкалы к другой:

     нормальная комнатная температура

  • по шкале Цельсия – 20о С;
  • по шкале Кельвина – оС + 273о = 20о С + 273о = 293о К;
  • по шкале Фаренгейта – о С ∙ 9/5 + 32о = 20о С ∙ 9/5 + 32о = 68о F.

Наиболее рациональной и простой в использовании считается шкала Цельсия.

(Подробно температура изучается в старших классах в разделах «Тепловые явления» и «Термодинамика»).

Молекулы в любых условиях движутся постоянно и хаотично. Движение влияет на температуру, поэтому называется оно тепловым. Тепловое движение передается и броуновским частицам. Определение этого явления: движение частиц твердого вещества, попавших в жидкость, под действием теплового движения молекул жидкости называется броуновским движением.

Итак:

  • Движение молекул определяет температуру тела
  • Температура измеряется термометром по шкалам Цельсия, Кельвина, Фаренгейта
  • Температура – физическая характеристика тела

Взаимное притяжение и отталкивание молекул. 7 класс

Подробности
Обновлено 20.01.2019 00:20
Просмотров: 473

1. Почему твердые тела и жидкости не распадаются на отдельные молекулы?Молекулы в веществе разделены промежутками и находятся в непрерывном беспорядочном движении.
Однако между молекулами существует взаимное притяжение.
Каждая молекула притягивает к себе соседние молекулы.
Когда мы разрываем нить, ломаем палку или отрываем кусочек бумаги, то преодолеваем силы притяжения между молекулами.
Заметить притяжение между двумя молекулами совершенно невозможно. Когда же притягиваются многие миллионы таких частиц, взаимное притяжение становится значительным. Поэтому трудно разорвать руками веревку или стальную проволоку.
2. Почему у разных веществ прочность различна?
Притяжение между молекулами в разных веществах неодинаково, поэтому прочность тел различна.
Например:
Легко разорвать лист бумаги, но трудно разбить кирпич.
Можно разбить стекло, но невозможно разбить стальную деталь.

3. На каких расстояниях работают силы притяжения между молекулами?
Между молекулами существует взаимное притяжение, которое заметно только на расстояниях, сравнимых с размерами самих молекул.
На расстоянии, превышающем размеры самих молекул, притяжение ослабевает.
Например:
Две капли воды сливаются, если они соприкасаются.
Два свинцовых цилиндра не оторвать друг от друга даже под действием груза, если их вплотную прижать друг к другу отполированными поверхностями.
Но осколки стекла нельзя срастить из-за их неровностей. Однако нагретого стекло размягчается, осколки можно сблизить, и тем самым спаять.
Здесь молекулы оказались на расстоянии не больше, чем размер молекулы.

4. Почему между молекулами имеются промежутки?
Молекулы не слипаются в результате притяжения, так как между молекулами (атомами) в то же время существует отталкивание. На расстояниях, сравнимых с размерами самих молекул, заметнее проявляется притяжение, а при дальнейшем сближении — отталкивание.
Например:
При сжатии куска резины
возникает сближение молекул и появляется отталкивание между ними. Резина распрямляется.5. Что такое смачивание и несмачивание?
Явления смачивание и несмачивания возникают между твердыми телами и жидкостями.
Например:
Гусь выходит их воды сухим.
Мы можем писать — чернила смачивают бумагу.
Хлопковыми полотенцами вытирают лицо и руки.

6. Как происходит смачивание?

При соприкосновении жидкости и твердого тела рассматривают силы притяжения между :
— молекулами внутри тведого тела,
— между молекулами внутри жидкости
— и между молекулами жидкости и тела в месте соприкосновения.
Самые сильные силы притяжения между молекулами твердого тела, поэтому молекулы твердого тела друг от друга не отрываются (и их можно не рассматривать).
Если жидкость смачивает твердое тело, то это значит, что молекулы жидкости притягиваются друг к другу слабее, чем к молекулам тела.
Когда наблюдается несмачиваемость, то это означает, что молекулы жидкости притягиваются сильнее друг к другу, чем к молекулам твердого тела.

Например:
Если к пружине подвесить горизонтально стеклянную пластинку так, чтобы она коснулась воды, то при отрывании пластинки от воды пружина растянется, т.е. между молекулами есть притяжение. На пластинке останется слой воды — пластина смочена водой. Отрыв произошел там, где молекулы воды соприкасаются друг с другом.

Жидкости могут смачивать одни твердые тела и не смачивать другие.
Например:
Вода не смачивает воск и парафин,
Вода не смачивает жирные поверхности.
Вода смачивает стекло, кожу, дерево и др.
Главное:

Между молекулами существует взаимное притяжение и отталкивание.
На расстояниях, сравнимых с размерами самих молекул, заметнее проявляется притяжение, а при дальнейшем сближении — отталкивание.
Явление смачивания возникает между твердыми телами и жидкостями.
Явления смачивания зависит от сил притяжения молекул твердого тела и жидкости.

Следующая страница — смотреть

Назад в «Оглавление» — смотреть

Новые видеоуроки по физике — 7 класс

Подробности
Создано 18.09.2019 10:20
Обновлено 31.01.2022 18:20
Просмотров: 11828

ВВЕДЕНИЕ

1. Что изучает физика? ……….
2. Наблюдения и опыты ……….
3. Физические величины. Измерение физических величин ……….

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О СТРОЕНИИ ВЕЩЕСТВА

4. Строение вещества. Молекулы ……….
5. Броуновское движение. Диффузия в жидкостях, газах и твердых телах ……….
6. Взаимное притяжение и отталкивание молекул ……….
7. Агрегатные состояния вещества ……….
8. Различия в молекулярном строении газов, жидкостей и твердых тел ……….

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТЕЛ

9. Механическое движение ……….
10. Равномерное и неравномерное движение ……….
11. Скорость. Единица скорости ……….
12. Расчёт пути и времени движения ……….
13. Инерция ……….
14. Взаимодействие тел. Масса тела. Единицы массы ……….
15. Плотность вещества ……….
16. Расчёт массы и объёма тела по его плотности ……….
17. Сила ……….
18. Явления тяготения. Сила тяжести ……….
19. Сила упругости. Закон Гука ……….
20. Вес тела ……….
21. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела ……….
22. Сложение двух сил, направленных по одной прямой ……….
23. Сила трения. Трение покоя ……….
24. Трение в природе и технике ……….

ДАВЛЕНИЕ

25. Давление. Единицы давления ……….
26. Давление в природе ……….
27. Давление газа ……….
28. Передача давления жидкостями и газам. Закон Паскаля ……….
29. Давление в жидкости и газе ……….
30. Расчёт давления жидкости на дно и стенки сосуда ……….
31. Сообщающиеся сосуды ……….
32. Вес воздуха. Атмосферное давление ……….
33. Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. Барометр анероид ……….
34. Атмосферное давление на разных высотах. Манометры ……….
35. Гидравлический пресс. Поршневой жидкостной насос ……….
36. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело ……….
37. Архимедова сила ……….
38. Плавание тел ……….
39. Плавание судов ……….
40. Воздухоплавание ……….

РАБОТА. ПРОСТЫЕ МЕХАНИЗМЫ. ЭНЕРГИЯ

41. Механическая работа. Единицы работы ……….
42. Мощность. Единицы мощности ……….
43. Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге ……….
44. Момент силы. Рычаги в природе, технике, быту ……….
45. Применение правила равновесия рычага к блоку. «Золотое правило» ……….
46. Центр тяжести тела. Условия равновесия тел ……….
47. Коэффициент полезного действия механизма ……….
48. Энергия. Кинетическая и потенциальная энергия ……….
49. Превращение одного вида энергии в другой ……….

Агрегатные состояния вещества

При изучении основных положений о строении вещества в 7 классе на уроках физики им даются четкие определения, которые затем можно использовать в рефератах на эту тему. Основной принцип: любое из них состоит из элементарных частиц, расположенных на разных расстояниях. Это означает, что между молекулами существуют промежутки. Их величина зависит от агрегатного состояния вещества.

Проще всего понять строение вещества на физике в 7 классе по таблице:

Агрегатное состояние Расположение в пространстве молекул Особенности движения Расстояние между соседними молекулами
Твердое Существует определенный порядок Идет колебание без перемещения Малое расстояние, меньше диаметра молекулы
Жидкое Хаотичное Идут колебания с перемещением Расстояние меньше, чем размер молекулы
Газообразное Хаотичное Постоянно происходят удары и перемещения Большое расстояние, на этом отрезке может расположиться множество молекул

В природе вещества встречаются во всех трех агрегатных состояниях. Каждые их них имеют свои характеристики.

Твердые тела

Следует знать, что в твердых телах молекулы расположены близко друг к другу. При этом они лишены возможности перемещения. Твердые вещества разделяются на 2 группы:

  1. Аморфные. Расположение мельчайших частиц ведется в хаотичном порядке. Здесь не прослеживается четкой структуры.
  2. Кристаллические. В таких телах расположение молекул идет по определенной схеме.

В зависимости от структуры решетки кристаллические твердые тела разделяются на 4 типа. Их описание носит следующий характер:

  1. Атомные. Мельчайшие частицы в таких веществах прочно связаны между собой. В итоге тела отличаются повышенной прочностью. Примером может служить алмаз.
  2. Молекулярные. Здесь связи между частицами ослаблены. В результате тела легко подвергаются плавлению. В качестве примера можно привести сахар.
  3. Ионные. В узлах кристаллической решетки таких тел находятся положительно и отрицательно заряженные частицы. Связываются они между собой при помощи электростатического притяжения. К таким веществам относятся хорошо растворимые в воде кислоты и щелочи.
  4. Металлические. Здесь в узлах кристаллической решетки располагаются положительные ионы. Между ними свободно перемещаются отрицательные электроны. Поэтому такие тела хорошо проводят электрический ток и тепловую энергию.

Кристаллическое строение вещества относится к устойчивой структуре. Причина состоит в том, что в ней присутствует небольшое количество потенциальной энергии.

Особенности жидкости

Молекулы жидкости не составляются такую же четкую структуру, какая существует в твердых телах. При этом они располагаются достаточно близко друг к другу. Расстояние между частицами является величиной постоянной. Это обеспечивается достаточно высокой молекулярной связью. Однако ее силы недостаточно, чтобы молекулы находились в статическом положении на протяжении длительного времени. В результате происходит их перескакивание в другие места. Как результат, жидкость обладает свойством текучести.

Самая распространенная в природе жидкость — это вода. Однако в зависимости от типа мельчайших частиц существуют другие разновидности жидких веществ:

  1. Атомарные. В их состав входят атомы и сферические молекулы. Примером служит метан.
  2. Двухатомные. Их состав состоит из двух одинаковых атомов. Сюда относится ртуть, жидкий водород.
  3. Полярные. Состоят из полярных молекул. Пример — жидкий бромводород.
  4. Ассоциированные. Между частицами присутствуют водородные связи. Это обычная вода.

Благодаря особенностям внутренней структуры жидкости способны растворять в себе некоторые вещества.

Газообразная структура

В газообразных телах молекулы располагаются на больших расстояниях друг от друга. В результате между ними не наблюдается взаимодействия. Если газ поместить в закрытый сосуд, то он быстро распространится по всему объему. Из-за большого расстояния между мельчайшими частицами газообразные тела легко сжимаются.

Некоторые тела обладают возможностью переходить из одного агрегатного состояния в другое. Примером может служить вода, которая при испарении превращается в газ. Особенно быстро этот процесс происходит при ее кипении. В этот период от нее отрываются молекулы, большое количество которых формирует пар.

Рассматривая любое тело, находящееся в каком-либо агрегатном состоянии, следует понимать, что основой его являются микроскопические частицы — молекулы и атомы. Только в зависимости от расположения их в пространстве каждое вещество приобретает индивидуальные ему свойства.

Из чего все состоит. Молекулы

Сейчас тела рассматривают при помощи очень мощных электронных микроскопов. Через них видно, что вещество представлено множеством мельчайших подвижных «кирпичиков». У разных веществ эти «кирпичики» различны. Их называют молекулами. А если представить, что глаза – это «глаза-микроскопы», то мысленно можно увидеть эти маленькие частички.

Молекулы, оказывается, состоят из атомов, а они еще более мелкие частицы. Например, атомы кислорода и водорода, объединившись, образуют знаменитую молекулу воды. Существует шутливая фраза: «Сапоги мои того – пропускают Н2О». Н2О – химическая формула молекулы вода. Н – обозначение водорода, О – кислорода. Индекс 2 в данному случае обозначает число атомов водорода в составе молекулы воды. Молекулы газов водорода и кислорода уже новые. В них по два атома водорода и кислорода (Н2 и О2).

Существуют вещества, состоящие только из атомов. Это металлы и инертные газы (например, неон в рекламной иллюминации). Различные комбинации атомов порождают новые вещества, существующие в природе.

Люди очень давно предполагали, что вещества составлены из молекул и атомов. Еще в пятом веке до нашей эры ученый Древней Греции Демокрит высказал такую гипотезу. В России учение о молекулярном строении вещества развил М.В. Ломоносов в восемнадцатом веке.

Как же оценить размеры загадочных маленьких частиц?

Следуя правилу измерения, их нужно с чем-то сравнить. Интересен такой мысленный эксперимент: семиклассник и молекула. Если молекулу увеличить в несколько раз так, чтобы она стала размером с семиклассника, но и его увеличить во столько же раз, то семиклассник может достать до Солнца. Наука, конечно, не пользуется такими сравнениями. Современные приборы — микроскопы позволяют найти размеры атомов и молекул довольно точно. Существует возможность подсчитать и количество маленьких частиц в любом теле.

Легко догадаться, что число молекул вещества огромно. И опять интересное сравнение: если бы людей на планете Земля было столько, сколько молекул в одном кубическом сантиметре воздуха, то на одном квадратном километре Земли могли бы уместиться пять тысяч человек.

Итак, вещество состоит из молекул, а молекулы из атомов;

  •  разные вещества по структуре имеют разные молекулы (комбинации атомов);
  •  молекулы микроскопически малы, а в теле их огромное количество.

Поурочные разработки

ВВЕДЕНИЕ

  • Урок 1. Физические явления. Метод научного познания. Физика и техника
  • Урок 2. Физические величины и их измерение. Физические приборы
  • Урок 3. Лабораторная работа 1. Измерение объёма жидкости и твёрдого тела. Измерение размеров малых тел методом рядов
  • Урок 4. Урок — защита творческих работ

МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

  • Урок 5. Механическое движение
  • Урок 6. Скорость
  • Урок 7. Методы исследования механического движения. Неравномерное движение. Средняя скорость
  • Урок 8. Три способа задания зависимости между физическими величинами
  • Урок 9. Подготовка к контрольной работе по темам: «Физические явления», «Механическое движение», «Скорость», «Таблицы и графики»
  • Урок 10. Контрольная работа 1. Физические явления. Механическое движение. Скорость. Таблицы и графики
  • Урок 11. Инертность. Масса
  • Урок 12. Лабораторная работа 2. Измерение массы тела
  • Урок 13. Плотность вещества
  • Урок 14. Лабораторная работа 3. Измерение плотности жидкости и твёрдого тела
  • Урок 15. Сила
  • Урок 16. Сила тяжести
  • Урок 17. Вес тела
  • Урок 18. Сила упругости
  • Урок 19. Лабораторная работа 4. Исследование зависимости удлинения стальной пружины от приложенной силы. Определение жёсткости пружины
  • Урок 20. Сила трения
  • Урок 21. Лабораторная работа 5. Исследование силы трения
  • Урок 22. Лабораторная работа 6. Сложение сил
  • Урок 23. Подготовка к контрольной работе по темам: «Масса», «Сила», «Сила тяжести», «Сила упругости», «Сила трения», «Сложение сил»
  • Урок 24. Контрольная работа 2. Масса. Сила. Сила тяжести. Сила упругости. Сила трения. Сложение сил
  • Урок 25. Равновесие тел. Лабораторная работа 7. Изучение условия равновесия тела, имеющего ось вращения
  • Урок 26. Правило равновесия рычага
  • Урок 27. Центр тяжести тела
  • Урок 28. Давление твёрдых тел и газов
  • Урок 29. Давление жидкости
  • Урок 30. Закон Архимеда
  • Урок 31. Решение задач по темам: «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов», «Сообщающиеся сосуды», «Гидравлический пресс», «Сила Архимеда», «Условия плавания тел»
  • Урок 32. Атмосферное давление
  • Урок 33. Урок — защита творческих работ
  • Урок 34. Энергия
  • Урок 35. Механическая работа
  • Урок 36. Мощность
  • Урок 37. Простые механизмы
  • Урок 38. Лабораторная работа 8. Изучение работы простых механизмов
  • Урок 39. Механические колебания
  • Урок 40. Лабораторная работа 9. Изучение колебаний маятника
  • Урок 41. Механические волны
  • Урок 42. Урок — защита творческих работ
  • Урок 43. Подготовка к контрольной работе по темам: «Равновесие тел», «Закон Архимеда», «Атмосферное давление», «Сила трения», «Энергия», «Работа», «Мощность», «Простые механизмы», «Механические колебания и волны»
  • Урок 44. Контрольная работа 3. Равновесие тел. Закон Архимеда. Атмосферное давление. Сила трения. Энергия. Работа. Мощность. Простые механизмы. Механические колебания и волны

СТРОЕНИЕ ВЕЩЕСТВА

  • Урок 45. Атомное строение вещества
  • Урок 46. Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. Броуновское движение
  • Урок 47. Взаимодействие частиц вещества
  • Урок 48. Свойства газов
  • Урок 49. Свойства твёрдых тел и жидкостей
  • Урок 50. Урок — защита творческих работ

ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

  • Урок 51. Температура
  • Урок 52. Внутренняя энергия
  • Урок 53. Теплопроводность. Конвекция. Излучение
  • Урок 54. Количество теплоты. Удельная теплоёмкость
  • Урок 55. Количество теплоты. Удельная теплоёмкость (решение задач)
  • Урок 56. Количество теплоты. Удельная теплоёмкость (лабораторная работа). Лабораторная работа 10. Изучение явления теплообмена. Лабораторная работа 11. Измерение удельной теплоёмкости вещества
  • Урок 57. Плавление и кристаллизация
  • Урок 58. Испарение и конденсация
  • Урок 59. Влажность воздуха. Лабораторная работа 12. Измерение влажности воздуха
  • Урок 60. Кипение
  • Урок 61. Плавление и кристаллизация. Испарение и конденсация. Кипение (решение задач)
  • Урок 62. Теплота сгорания топлива
  • Урок 63. Подготовка к контрольной работе по темам: «Строение вещества», «Тепловые явления»
  • Урок 64. Контрольная работа 4. Строение вещества. Тепловые явления

ПОВТОРЕНИЕ

  • Урок 65. Подготовка к итоговой контрольной работе по курсу физики за 7 класс
  • Урок 66. Итоговая контрольная работа

Глава 1. Первоначальные сведения о строении вещества§ 7. Строение вещества

Ещё в глубокой древности, 2500 лет назад, некоторые учёные высказывали предположение о строении вещества. Греческий учёный Демокрит (460—370 до н. э.) считал, что все вещества состоят из мельчайших частичек. В научную теорию эта идея превратилась только в XVIII в. и получила дальнейшее развитие в XIX в. Возникновение представлений о строении вещества позволило не только объяснить многие явления, но и предсказать, как они будут протекать в тех или иных условиях. Появилась возможность влиять на прохождение явлений, объяснять свойства веществ, создавать новые вещества с заданными свойствами. Так появились вещества из пластмассы (пенопласт, плексиглас, стеклопласт, металлопласт и т. п.), синтетический каучук, который используют для изготовления шин для автомобилей, ластиков и др.

О том, что все тела состоят из мельчайших частиц, позволяют судить некоторые простые опыты.

Попытаемся сжать теннисный мячик. При этом объём воздуха, который заполняет мяч, уменьшится. Можно уменьшить и объём надувного шарика, и кусочка воска, если приложить некоторое усилие.

Объём тела изменяется также при его нагревании и охлаждении.

Проделаем опыт. Возьмём медный или латунный шарик, который в ненагретом состоянии проходит сквозь кольцо (рис. 18, а). Если шарик нагреть, то, расширившись, он уже сквозь кольцо не пройдёт (рис. 18, б). Через некоторое время шарик, остыв, уменьшится в объёме, а кольцо, нагревшись от шарика, расширится, и шарик вновь пройдёт сквозь кольцо.


Рис. 18. Тепловое расширение металлического шара

С помощью опыта определим, как меняется объём жидкости при нагревании.

Колбу, наполненную доверху водой, плотно закроем пробкой. Сквозь пробку пропустим стеклянную трубочку. Вода частично заполнит трубку (рис. 19). Отметим уровень жидкости в трубке. Нагревая колбу, мы заметим, что через некоторое время уровень воды в трубке поднимется.

Рис. 19. Изменение объёма жидкости при нагревании

Следовательно, при нагревании объём тела увеличивается, а при охлаждении уменьшается.

Попытаемся объяснить, почему происходит изменение объёма тела.

По-видимому, все вещества состоят из отдельных частичек, между которыми имеются промежутки. Если частицы удаляются друг от друга, то объём тела увеличивается. И наоборот, когда частицы сближаются, объём тела уменьшается.

Тогда возникает вопрос: если все тела состоят из мельчайших частиц, почему они кажутся нам сплошными (например, железо, вода, стекло, дерево)?

Современная наука доказала, что частицы вещества так малы, что мы их не видим.

Для того чтобы убедиться в том, что частицы вещества малы, проделаем опыт.

В сосуде с водой растворим маленькую крупинку марганцовки. Через некоторое время вода в нём станет малиновой. Отольём немного окрашенной воды в другой сосуд и дольём в него чистую воду. Раствор во втором сосуде будет окрашен слабее, чем в первом. Потом из второго сосуда снова отольём раствор уже в третий сосуд и дольём его вновь чистой водой. В этом сосуде вода будет окрашена ещё слабее, чем во втором (рис. 20). Поскольку в воде растворили очень маленькую крупинку марганцовки и только часть её попала в третий сосуд, то можно предположить, что крупинка состояла из большого числа мельчайших частиц.

Рис. 20. Опыт, подтверждающий, что тела состоят из мельчайших частиц

Этот опыт и многие другие подтверждают гипотезу о том, что вещества состоят из очень маленьких частиц.

Вопросы:

1. Из чего состоят вещества?

2. Какие опыты подтверждают, что вещества состоят из мельчайших частиц?

3. Как меняется объём тела при изменении расстояния между частицами?

4. Какой опыт показывает, что частицы вещества очень малы?

Предыдущая страницаСледующая страница

ГЛАВА 3. Давление твердых тел, жидкостей и газов

§35. Давление. Единицы давления

Вопросы

1. Приведите примеры, показывающие, что действие силы зависит от площади опоры, на которую действует эта сила

Ответ:

2. Почему человек, идущий на лыжах, не проваливается в снег?

Ответ:

3. Почему острая кнопка легче входит в дерево, чем тупая?

Ответ:

4. На каком опыте можно показать, что действие силы зависит от площади опоры?

Ответ:

5. Какие вы знаете единицы давления?

Ответ:

Упражнение 14

1. Выразите в паскалях давление: 5 гПа; 0,02 Н/$cм^{2}$; 0,4 кПа; 10 Н/$cм^{2}$. Выразите в гектопаскалях и килопаскалях давление: 10 000 Па; 5800 Па.

Ответ:

2. Гусеничный трактор ДТ−75М массой 6610 кг имеет опорную площадь обеих гусениц 1,4 $м^{2}$. Определите давление этого трактора на почву. Во сколько раз оно больше давление, производимого мальчиком (см. пример в §35)?

Ответ:

3. Человек нажимает на лопату силой 600 Н. Какое давление оказывает лопата на почву, если ширина её лезвия 20 см, а толщина режущего края 0,5 мм? Зачем лопаты остро затачивают?

Ответ:

4. Мальчик массой 45 кг стоит на лыжах. Длина каждой лыжи 1,5 м, ширина 10 см. Какое давление оказывает мальчик на снег? Сравните его с давлением, которое производит мальчик, стоящий без лыж.

Ответ:

Задание

• В стеклянную ёмкость насыпьте песка. Наполните пластиковую бутылку с длинным горлышком водой, закройте крышкой и поставьте на песок. Затем переверните бутылку вверх дном и снова поставьте на песок. Объясните, почему во втором случае бутылка глубже вошла в песок.

Ответ:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: