Характеристика Собакевича другими героями
Ноздрёв
Ноздрёв, любивший весёлые пирушки, считает Собакевича скупым хозяином, неспособным угостить хорошим вином.
Для Ноздрёва Собакевич — настоящий подлец.
Подробная характеристика Ноздрёва.
Чичиков
Чичиков находит у Собакевича много общего с медведем.
Чичиков отмечает страсть Собакевича к простой, но обильной и сытной пище.
Чичиков считает Собакевича умным, образованным человеком.
Чичиков насквозь видит натуру Собакевича — прямолинейного, хозяйственного, настоящего крепкого кулака, которого не смогла бы облагородить даже жизнь в столице, в самом сердце культуры.
Чичиков считает Собакевича отличным хозяином, который заботится о своих крепостных, но не в силу своего доброго нрава, а исключительно из собственной выгоды.
Чичиков понимает, что Собакевич — совсем не так прост, как может показаться на первый взгляд. Это хитрый и умный человек, который всегда и во всём будет соблюдать собственную выгоду.
Подробная характеристика Чичикова.
История создания
Книга «Мертвые души» появилась на свет благодаря . В мемуарах Гоголь писал, что Пушкин мотивировал его на создание произведения и даже подарил идею сюжета для него. Поэт пересказал приятелю забавную историю, которую услышал, будучи в ссылке в Кишиневе. Пересказ анекдота дошел до Гоголя спустя 15 лет после произошедшего события. Речь шла о прохвосте, скупавшем у помещиков мертвые души, чтобы получить банковскую ссуду.
В ту эпоху подобные происшествия не были редкостью, и идея, присвоенная , использовалась не одним мошенником. Сюжет и образы героев прописаны подробно и детально, а реальность той эпохи позволяла читателю проникнуться повествованием.
Работа над поэмой началась в 1835 году, незадолго до написания «Ревизора». Идея не казалась писателю увлекательной, поэтому работа давалась с трудом. Закончив пьесу и вернувшись из путешествия по Европе, Гоголь предпринял попытку дописать произведение. Главы неоднократно переписывались, и работа затягивалась. Книга была закончена в 1841 году. Прибыв из-за границы в Россию, автор представил творение на рассмотрение цензурному комитету.
В Москве книгу восприняли с недоверием, поэтому Гоголь обратился за помощью к Александру Белинскому. Критик посодействовал автору, и «Мертвые души» были изданы в Петербурге в 1842 году.
Образ Собакевича из «Мертвых душ» Гоголя. Цитатная характеристика Собакевича
Михайло Семёнович Собакевич — герой поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души», помещик. Чичиков знакомится с Собакевичем на званом вечере у губернатора и получает приглашение посетить его имение. Собакевич с самого начала производит впечатление человека сильного, уверенного и основательного.
Внешность Михайла Семёновича только подчёркивает эти качества. Чичиков описавает Собакевича «…похожим на средней величины медведя. Для довершение сходства фрак на нем был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги.
Цвет лица имел каленый, горячий, какой бывает на медном пятаке…»
Черты лица Собакевича тоже были простими и достаточно грубыми: «…
много на свете таких лиц, над отделкою которых натура недолго мудрила, не употребляла никаких мелких инструментов, как-то: напильников, буравчиков и прочего, но просто рубила со своего плеча: хватила топором раз — вышел нос, хватила в другой — вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет, сказавши: «Живет!»
Характеризует натуру Собакевича и его привычки в еде:»Мне лягушку хоть сахаром облепи, не возьму ее в рот, и устрицы тоже не возьму: я знаю, на что устрица похожа.» Он во всем основателен и деловит:»У меня когда свинина — всю свинью давай на стол, баранина — всего барана тащи, гусь — всего гуся! Лучше я съем двух блюд, да съем в меру, как душа требует.»
Обратите внимание
Образ Собакевича тесно связан с темой холодного расчета, хозяйственности и выгоды. Узнав о желании Чичикова купить «мёртвые души», он без малейшего стеснения и удивления начинает нахваливать свой товар.
Собакевич сразу называет высокую цену и начинает расписывать своих мёртвых крепостных, словно живых: «Другой мошенник обманет вас, продаст вам дрянь, а не души; а у меня что ядреный орех, все на отбор: не мастеровой, так иной какой-нибудь здоровый мужик.
Вы рассмотрите: вот, например, каретник Михеев! ведь больше никаких экипажей и не делал, как только рессорные. И не то, как бывает московская работа, что на один час, — прочность такая, сам и обобьет, и лаком покроет!»
После затянувшихся торгов Чичиков так характеризует Собакевича: «Родился ли ты уж так медведем, или омедведила тебя захолустная жизнь, хлебные посевы, возня с мужиками, и ты чрез них сделался то, что называют человек-кулак? Но нет: я думаю, ты все был бы тот же, хотя бы даже воспитали тебя по моде, пустили бы в ход и жил бы ты в Петербурге, а не в захолустье….
Образ Михайла Собакевича выражает тягу ко всему земному, практичному.
В отличие от Чичикова, Собакевич ясно видит свои простые, что надёжные выгоды, и не брезгует мошенничеством, подсунув в список душ женщину. Собакевич — это ещё один яркий представитель русских помещиков.
В нем легко уживается поместный существователь и накопитель. Он в каждом видит мошенника и сам предпочитает жить по тем же законам.
Анализ повести Н. Гоголя «Шинель: образ «маленького человека»
Цитатная характеристика городничего из комедии «Ревизор» Н. Гоголя
Цитатная характеристика Остапа и Андрия из «Тараса Бульбы»
Цитатная характеристика Земляники из комедии “Ревизор” Гоголя
Образ и характеристика Собакевича
В обращении у Михайло Семеновича автор показал нам неприятные черты: грубость и бестактность.
Никакой романтики или хоть немного нежных чувств. Только прямолинейность, даже не граничащая, а переходящая в типичное предпринимательство.
Собакевича трудно, почти невозможно, чем-то удивить. На предложение Чичикова о сделке с мертвыми душами Собакевич не отреагировал как-то по-особенному. Разговор зашел так, как будто бы человек пришел попросить у него булку хлеба.
Образ Собакевича тесно связан с деньгами и хозяйственностью. Он во всем пытается получить выгоду в материальном плане.
Собакевичу не нужны ни культурные ценности, ни образование. По его мнению, в людях он разбирается довольно хорошо, любого может тотчас описать до мельчайших подробностей.
Но при разговоре о ком-то употребляет лишь нелестные высказывания без каких-либо церемоний. В каждом он без труда находит что-то отрицательное и с удовольствием прикрепляет титут «жулика» каждому из знакомых ему помещиков.
Только прокурора он называет достойным, но это только если не покопаться в нем поглубже, а то и он может быть «свинья».
То, что действительно уважает Собакевич, это еда. Он любит вкусно покушать, разбирается в качестве пищи. Но предпочитает исконно русскую кухню. Особенно он отмечает качество своей еды, приготовленной на его кухне.
У других помещиков, по его мнению, еду запросто можно выбрасывать на помойку.
Образ героя в произведении
(«Обед у Собакевича», иллюстрация П.П. Соколова, начало 1890-х
)
Собакевич — один из главных героев поэмы Гоголя «Мертвые души», в котором он создал собирательный образ, встречавшийся и в глухой провинции, и в столичных салонах. В поэме отображена действительность, которая была в России в конце 19 века, когда крестьяне были крепостными, и их жизнь полностью зависела от помещика.
Гоголь, описывая внешность Собакевича, сравнивал его с неповоротливым медведем, который вдруг своими близко посаженными глазами пронзал собеседника, от чего тому становилось неуютно. При всей монументальности Михаил не лишен и некоторых слабостей, главной из них являлось чревоугодие. Похваляясь перед Чичиковым, он говорил: « У меня, когда свинина — всю свинью давай на стол!».
Для описания образа Собакевича Гоголь использовал все приемы композиционного построения повествования: пейзажи, портреты и речь своего героя.
Особенности образа
В своем произведении писатель часто акцентирует внимание на том, что помещик выглядит как «вылитый медведь». По внешнему виду он очень напоминает этого зверя:
- одежда коричневого цвета, как шкура медведя: «Сюртук на нем был медвежьего цвета, панталоны и рукава длинны»;
- он неуклюж, но периодически проявляет невиданную ловкость, как дрессированный медведь;
- у него косолапая походка.
В помещениях весь интерьер тоже роднит Собакевича с этим животным, даже дрозд напомнил Павлу Ивановичу медведя. При этом Чичиков часто делает замечания помещику: «медведь! настоящий медведь! Нужно же такое удивительное сходство: его даже прозвали Михайлом Семеновичем».
Но в то же время упущено другое сходство Собакевича — с собакой. В своем произведении писатель широко применял систему символических фамилий и имен. С учетом этого фамилия помещика должна натолкнуть читателя на восприятия героя не только как символом «медведя», но и как олицетворение «собаки». Непосредственно Собакевич тоже указал на этот похожий факт в своем монологе: «Характер настолько собачий, что не могу принести удовольствия ближнему».
Отношение к крестьянам
Помещик стремиться создать для крестьян условия прочности. Он участвует в жизни хозяйства, понимает, что чем лучше работают мужики, тем крепче его поместье. Собакевич знает каждого живого и умершего. В словах хозяина звучит гордость:
«Ведь какой народ! Просто золото…». Список помещика подробный и точный. О проданной душе есть все данные: «…ремесло, звание, лета и семейное состояние…». Собакевич помнит, как относился мужик к вину, поведение крестьянина.
Собакевич – помещик, отличающийся от других встреченных Чичиковым жителей округа города N. Но это только внешнее отличие. Порок, скупость и равнодушие прочно сидят в характере. Душа черствеет и умирает, неизвестно, купит ли кто-нибудь его душу в будущем.
Другие материалы по поэме «Мертвые души»
Краткое содержание
История создания
Краткая биография Чичикова
Образ и характеристика Чичикова
Образ и характеристика Ноздрева
Образ и характеристика Манилова
Образ и характеристика Собакевича
Образ и характеристика Плюшкина
Образ и характеристика Коробочки
Образы помещиков
Образ России в поэме
Образ и характеристика города NN
Крестьянская русь в поэме. Сочинение
Роль лирических отступлений в поэме. Сочинение
Добавить в избранное
Помещик Собакевич появляется на страницах поэмы раньше, чем с ним знакомится читатель в ходе путешествия Чичикова по окрестностям губернского города N. Характеристика Собакевича в поэме «Мертвые души» – это целый комплекс черт и деталей. Все в нем будто рублено топором: душа, мысли, поступки.
Биография
Михаил Семёнович Собакевич — зажиточный помещик средних лет, владеет большой деревней, к которой примыкают два леса.
Собакевич женат, и брак его благополучен. Супруга, Феодулия Ивановна, понимает и принимает мужа таким, каков он есть. О детях супружеской пары автор не упоминает. Возможно, они уже выросли и покинули отчий дом. Супруги ведут уединённый образ жизни.
Также известно и об отце героя, который смог передать ему богатырское здоровье и телосложение. Отец Собакевича был так силён, что в одиночку ходил на медведя. За всю свою жизнь Собакевич ни разу ничем не болел.
Собакевич является хорошим хозяином, который следит за тем, чтобы его крепостные ни в чём не испытывали нужды. Их дома просты и неказисты, но зато крепки и удобны.
Будучи деловым, прагматичным человеком, сразу соглашается продать Чичикову мёртвые души. Предмет торга его совершенно не удивляет, и он берёт за мёртвых крестьян приличную цену.
Человек – кулак
Н. В. Гоголь предлагает интересный эпитет для характера Собакевича. Чичиков сравнивает его с кулаком, крепко сжатым. Почему появляется такая ассоциация? Все во внешнем виде и в душе плотно сжато, сбито в единую суть. Каждая деталь подчеркивает силу и здоровье русского барина.
Кулак – это как броня, кольчуга, под которой прячется помещик. Он закрыл свой внутренний мир, стал бездушным и эгоистичным. Его интересует только свой дом. Жажда наживы не позволяет руке разжаться. Он никогда не протянет руки встречному, не поможет и не поддержит.
Михаил Семенович неспособен на лесть и подобострастие. Он, не задумываясь, бьет по людям, не размышляя о сути своих высказываний, о возможности обидеть собеседника.
Собакевич в рассказе Гоголя
Михайло Семёнович Собакевич – один из помещиков произведения Гоголя “Мёртвые души”. Его образ автор сравнивает с животным. Своим внешним видом герой очень похож на неуклюжего медведя. Он также косолапит при ходьбе и наступает всем на ноги. Лицо его имело цвет калёного медного пятака, черты его – простые и грубые, точно топором вырубленные.
Михайло Семёнович – отличный хозяин. Всё в его имении основательно и надёжно, как и он сам.
Крестьяне Собакевича не знают нужды. Они живут в домах без прикрас, но добротных и крепких. Собакевич ценит своих крепостных людей за их трудолюбивые качества, заботится о них и они платят ему тем же. В этом он, конечно, преследует свою корысть, прекрасно понимая, что чем лучше он создаст для крестьян условия, тем больше получит от них отдачи.
О предпочтениях помещика свидетельствует и его дом, не отличающийся изысканностью, но практичный и удобный. Он обнесён очень толстой деревянной решёткой. Все предметы мебели в гостиной соответствуют внешности Собакевича, такие же тяжёлые и громоздкие. Стены дома украшают картины с изображёнными на них греческими полководцами.
По характеру Михайло Семёнович прямолинеен и категоричен. Он грубо отзывается обо всех градоначальниках, называя их мошенниками, разбойниками, обманщиками и христопродавцами; хотя и сам бесчестен.
Собакевич любит хорошо поесть. Его обед состоит из многочисленных огромных и сытных блюд русской кухни. Михайло Семёнович не признаёт экзотическую иностранную еду. Он хлебосолен и щедро угощает Чичикова.
Несмотря на свою простоту, Собакевич не глуп. Он, единственный из всех помещиков, который сразу догадался о намерениях Чичикова и, не церемонясь, назвал предметы торга своими именами. Собакевич быстро сообразил, что может извлечь из этой странной сделки свою выгоду.
Он стал расхваливать умерших крестьян, торгуясь за их души. Таким образом, он сумел их продать по самой высокой цене, которая только была возможна. В списке умерших крестьян Собакевич подробно описал особенности их характера, рода деятельности, что говорит о его положительных деловых качествах.
В то же время, Михайло Семёнович является невежественным и ограниченным человеком. Он с пренебрежением относится к образованию и культуре, считая это бессмысленным занятием, не приносящим дохода.
Собакевич, как и остальные помещики в поэме – бездуховен. Основной целью его жизни является стяжательство и накопительство. Ради собственной выгоды он идёт на любые бесчестные сделки. К сожалению, таких дельцов предостаточно и в современном мире.
Образ и характеристика Собакевича
От всех посещенных Павлом Ивановичем Чичиковым помещиков Собакевич отличается своей особой мощью и крепостью тела. Образ Собакевича в поэме «Мертвые души» легко воспринимается читателем: он груб, прямолинеен. Громоздкая фигура ни может быть не замеченной: под крепким телом скрывается низменная нищая душа стяжателя.
Имя и фамилия помещика
Имя у персонажа – Михаил. Классик не мог назвать его по-другому: медведь Михаил. А вот с фамилией решил помудрить. В образе соединяются медвежья сила и собачья хватка, практичность хозяина леса и хитрый нрав домашнего сторожа.
В обоих животных чувствуется дикость, напористость. Они легко вступают в драку и одерживают победу. Имя подтверждает первое впечатление при встрече. Перед читателем встает медведь.
Взгляды на жизнь
Медведь по натуре, помещик против просвещения. Он не видит смысла в культуре. Для чего быть образованным и верующим, что дает религия? Все, что не приносит дохода, не имеет цены.
Что для персонажа имеет ценность? Еда, сон и деньги.
Прием пищи – это целая система, образ жизни Собакевича. Для жены – ее основная задача. Если подойти к еде с математической точки зрения, можно испугаться в правильности подсчетов. Сначала удивит количество еды, затем количество времени, которое тратится на прием пищи. Столько съесть сможет редкий человек. Представить трапезу можно только вообразив, что Собакевич сказочный персонаж: половина бараньего бока, индюк ростом с теленка, ватрушки и множество различных блюд.
Их даже представить на столе сложно, а не то что в животе среднего роста человека. Но все укладывается «комом в желудке» Собакевича, размеры которого неизвестны.
Михаил Семенович против иноземных блюд. Что по сравнению с русской кухней лягушачья лапка или устрица? На балу он один съедает осетра, не задумываясь о том, что кто-то тоже возможно хотел его попробовать. От огромного блюда остался один рыбий хвост.
Понятно, что плотная трапеза требует отдыха. Помещик предается сну. Гоголь показывает, что сытый медведь не меняет расположения духа, не добреет. Лицо человека, «наевшегося вдоволь», не становится мягким. Нет улыбки или умиления. Еда – это необходимость, цель, не меняющая эмоций.
Деньги, их преумножение – основное любимое занятие Собакевича. Они добавляют ему устойчивости, веры в себя и в свою правоту. Деньги – непросто материальный достаток, это смысл жизни, основная цель существования помещика. Чем богаче, тем дальше скрываются чувства, тем тверже медвежий характер, злее собачий нрав.
Образ помещика
Особенности образа персонажа ярче всего просматривается в сцене торгов. Чичиков пытается называть желаемую покупку словами, скрывающими ее суть.
Собакевич называет вещи своими именами, он нисколько не удивлен. В его мире все продается и покупается. Дошла очередь и до умерших. Главное – не продешевить. Его прямолинейность пугает даже продавца.
Помещик начинает тянуть переговоры, торговаться. Говоря кратко об образе Собакевича, следует подчеркнуть, что он не глуп. Помещик сразу понял, что гостю нужны души. Его задача – их продать подороже. Цинизм граничит с грубостью, невежественность с жадностью.
Помещик умудрился «смухлевать», обмануть. Он вносит в списки проданных «женскую душу» – Елизавета Воробей, надеясь, что Чичиков невнимательно отнесется к купчей.
Крепкий хозяин
Помещик Собакевич расчетлив и надежен. Он ведет хозяйство по-деловому спокойно и неторопливо. Не вводит в хозяйство эксперименты, отрицает прогрессивные методы управления поместьем.
Классик не может отказаться от возможности порассуждать, вникнуть в описание Собакевича в поэме «Мертвые души». Что было бы, если Собакевич оказался не помещиком, а, например, представителем власти или чиновником? Горе будет всей стране. Добившись власти, Собакевичи будут «щелкать» чиновников, от которых нет толку. Страшно представить, к чему придут чиновники под руководством кулака. Лучше для литературного героя, по мнению автора, быть помещиком. Он заботится о себе, стремится не принести вреда крестьянам, от которых видит прок.
Помещик знает всех умерших крестьян. Готов рассказать о каждом, причем не только о его профессии, но и о чертах характера. Цитатная характеристика может запутать. Следует понимать, это не проявления заботливости, это расчетливость. Хозяин должен точно знать, что может дать ему мужик, какую пользу принесет, сколько на нем можно заработать.
Любимые занятия
Помещик Собакевич любит поесть. Делает он это также основательно, как и все, что он делает: уж подавать на стол, так целую свинью. После еды любит поспать.
Очевидно, судя по описанию его усадьбы, где, как подметил Гоголь, план архитектора боролся с волей заказчика, – Собакевич любит строить.
Конечно, как все тогда (и не только тогда), очень любит деньги. Накопительство денег – его любимое занятие, как и у .
Вот только по мнению Чичикова, деньги дают социальный статус, даже некое величие, а с точки зрения Собакевича – деньги дают опять же устойчивость, крепость, к которым он так стремится.
Первые впечатления о Собакевиче
Собакевич появляется уже в первой главе «Мёртвых душ» – на вечеринке у губернатора, где с ним знакомится Чичиков:
…познакомился он с весьма обходительным и учтивым помещиком Маниловым и несколько неуклюжим на взгляд Собакевичем, который с первого раза ему наступил на ногу, сказавши: «Прошу прощения».
Манилов при знакомстве «убедительно просит» Чичикова «сделать ему честь своим приездом в деревню». Чичиков уверяет, что почтёт это за «священнейший долг».
Собакевич тоже сказал несколько лаконически: «И ко мне прошу», – шаркнувши ногою, обутою в сапог такого исполинского размера, которому вряд ли где можно найти отвечающую ногу, особливо в нынешнее время, когда и на Руси начинают выводиться богатыри.
Чичиков собирается ехать к Собакевичу сразу после посещения Манилова. Но вначале пьяный кучер Селифан среди дождя и непогоды завозит его в другую сторону – к Коробочке. После ночевки у Коробочки Чичиков заезжает в трактир и встречает там Ноздрёва, который зазывает его к себе. Так что приезд к Собакевичу несколько затягивается: он приходится в «Мёртвых душах» лишь на пятую главу.
Ещё до приезда Ноздрёва Чичиков заводит разговор с хозяйкой трактира, и та, перечисляя окрестных помещиков, упоминает Собакевича.
«А! Собакевича знаешь?» – спросил он и тут же услышал, что старуха знает не только Собакевича, но и Манилова, и что Манилов будет поделикатней Собакевича: велит тотчас сварить курицу, спросит и телятинки; коли есть баранья печенка, то и бараньей печенки спросит, и всего только что попробует, а Собакевич одного чего-нибудь спросит, да уж зато всё съест, даже и подбавки потребует за ту же цену.
Ещё одну характеристику Собакевичу высказывает приехавший вскоре Ноздрёв. Узнав, что Чичиков направляется к Собакевичу, он начинает хохотать во всё горло, приговаривая:
– Ой, пощади, право, тресну со смеху!– Ничего нет смешного: я дал ему слово, – сказал Чичиков.– Да ведь ты жизни не будешь рад, когда приедешь к нему, это просто жuдомор! Ведь я знаю твой характер, ты жестоко опешишься, если думаешь найти там банчишку и добрую бутылку какого-нибудь бонбона. Послушай, братец: ну к черту Собакевича, поедем ко мне! каким балыком попотчую!
Иллюстрации и экранизации
Первым художником, который сделал рисунки к «Мертвым душам», был А. Агин. В 1845 г. он обратился к писателю с просьбой согласиться на создание иллюстраций, но Николай Васильевич отказал. Невзирая на это, художник начал работу. В итоге он нарисовал 100 картинок, которые воссоздают сюжет и образы главных героев. Различные эпизоды общения Собакевича и Павла Ивановича поместились у него на 5 листах.
В 1851 г. над персонажами Гоголя работает иллюстратор Петр Боклевский. На одном из изображений помещик напоминает пса: он показан со свисшими бровями, небольшими глазами и узкими губами. К числу художников гоголевской поэмы также относятся:
- Борис Кустодиев;
- Владимир Маковский;
- Николай Пирогов;
- Николай Зубчанинов;
- Елена Самокиш-Судковская;
- Мечислав Далькевич;
- Алексей Лаптев;
- Коллектив художников Кукрыниксы.
Режиссеры, вдохновленные произведениями Гоголя, экранизировали его поэму «Мертвые души». Образ Собакевича в кинематографе был воплощен:
- Первый фильм вышел в 1909 г. Это черно-белая немая кинолента режиссера Чардынина, где персонажа играет Василий Степанов.
- Через почти полстолетия в 1960 г., Л. Трауберг ставит телеспектакль по произведению «Мертвые души». В работе использовалась инсценировка поэмы, которая принадлежала перу Булгакова и была написана в 1930 г. Героя играет Алексей Грибов.
- Режиссер Белинский в 1969 г. также снимает фильм-спектакль по сюжету произведения. Роль Собакевича досталась Юрию Толубееву.
- Показ следующей экранизации произошел в 1984 г. с подачи режиссера Швейцера. Героя поэмы играет Вячеслав Невинный.
- Первый телевизионный сериал по гоголевским мотивам выходит в 2005 г. Павел Лунгин создал проект, который назывался «Дело о мертвых душах». Персонажа сыграл Александр Семчев.
Собакевич может показаться неординарным помещиком — тогда как многие люди пытаются облагородить собственный интерьер, он полностью лишил его любой эстетики и привлекательности. При этом он непростой человек в плане общения. Ему сложно сойтись с остальными людьми, поскольку он первым делом отмечает в других недостатки, если, естественно, это не кто-то из представителей его рода. Причем он отличный помещик, заботится, чтобы его крестьяне не голодали и были обеспечены требуемым минимумом для своего существования.
Усадьба Собакевича и его отношение к хозяйству
Интерьер усадьбы Михаила Семеновича под стать хозяину до такой степени, что каждый предмет мебели как бы говорит: «я тоже Собакевич».
Все хозяйство его устроено крепко, основной упор делается не на мелочное украшательство, а на прямую пользу, долговечность, основательность.
Не нужны ему окна – он их заколотил, понадобилось окно – вырезал там, где нужно, совсем другого размера. Внешний вид Собакевичу не важен – только польза.
Он заботится о своих крестьянах. Ведь чтобы крестьяне приносили доход, они должны жить в крепких постройках и хорошо кушать. Дома их сделаны без излишеств, но даже сараи сложены из полновесных бревен.
История написания
Надо сказать, поэма «Мертвые души», как и многие другие сочинения автора, — бессмертное произведение литературного искусства. В нем изображена действительность России XIX века, которая находит свое отражение и в сегодняшнем дне. Деятельность невежественных чиновников, произвол властей, тяжелая судьба простых людей — все это в полной мере представлено автором на страницах произведения.
Кроме того, что Николай Васильевич дает описание разных типов людей, он также детально описывает неодушевленные предметы, что позволяет читателю ясно представить уклад жизни российского народа в XIX веке. Создать общее представление о людях того времени позволяют ключевые фигуры поэмы: Чичиков, Манилов, Коробочка, Плюшкин, Собакевич. Характеристика героя представлена Гоголем таким образом, что каждый из них наделен и типичными чертами представителей эпохи, и индивидуальными, отличными от других.
Интересным открытием наблюдателей и исследователей стало также то, что очередность появления персонажей в поэме Гоголя не случайна, все подчинено определенному порядку. Этот факт позволяет приблизиться к пониманию основного замысла произведения.
Внешность героя
С первой до последней черты внешности Собакевич напоминает медведя: фигура, посадка глаз, рубленые линии лица, походка. Черты внешности персонажа:
«…круглое, широкое, как молдавские тыквы» лицо;
«…широкая, как у вятских приземистых лошадей…» спина;
«…ноги его, походившие на чугунные тумбы, которые ставят на тротуарах…»;
«черты лица «сделаны топором».
Автор рассуждает, как мало мучилась природа над типом Собакевичей. Она не старалась долго,
«…не употребляла никаких мелких инструментов».
«хватила топором раз – вышел нос, хватила в другой – вышли губы, большим сверлом ковырнула глаза и, не обскобливши, пустила на свет…».
«…шеей не ворочал вовсе…».
Михайло Семенович не видит рядом идущих. Чаще его сторонятся,
«…зная привычку … наступать на ноги…».
«фрак…медвежьего цвета»;
«рукава (камзола, рубахи или пиджака) длинны»;
«панталоны ( штаны или брюки) длинны».
Автор интересно описывает цвет лица Собакевича: «… каленый, какой бывает на медном пятаке». Высокий здоровый мужчина с багровым лицом, как не отшатнуться, испугавшись такого! Кроме этого в лице нет движений, эмоций. Оно каменное и застывшее в одном положении.
Вывод
В поэме «Мёртвые души» Н. В. Гоголь представил целую галерею помещиков, каждый из которых олицетворяет какой-либо порок. Не стал исключением и Собакевич, интересы которого сосредоточены лишь на материальном мире. Автор не скрывает своего отношения к герою и намеренно подчёркивает те черты, которые усиливают его сходство с животным, бездуховным существом.
Роль героя заключается в том, чтобы продемонстрировать, как человек, живущий приземлённо, примитивно, без какой-либо высокой цели способен погасить в себе внутренний огонь, утратить человечность. Цитатная характеристика героя позволит лучше подготовиться к уроку литературы, кратко рассказать о персонаже в докладе или написать сочинение на заданную тему.
Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволяет самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развёрнутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.