Быт и традиции селькупов
yle=»text-align:» class=»Typography_text__WDByQ Typography_size__15__DJDOw Typography_none__FajqV Typography_primary__29LdH «>Селькупов на Ямале немного, даже в сравнении с ненцами и хантами. Они же и самый загадочный народ с точки зрения происхождения.
Национальный костюм селькупов. Фото: предоставлено Александром Кулишом
Родина и прародина селькупов
Ученые полагают, что предки селькупов жили в Азии. Вероятно, так и было, учитывая поразительное внешнее сходство «лесных людей» с японцами и представителями народов Алтая.
«Селькуп» означает «лесной человек». Раньше их называли остяками-самоедами. Живут «таежные люди» на востоке округа — в Красноселькупском и Пуровском районах. Численность ямальских селькупов не достигает и двух тысяч человек. И тем не менее, ЯНАО —основной регион их проживания, всего же по России насчитывается около четырех тысяч представителей этого уникального народа.
Карамо — зимняя землянка селькупов. Фото: Pavel_D/Shutterstock/Fotodom
В отличие от ненцев и хантов, селькупы почти полностью ассимилировались. Это один из народов, чья культура находится на грани исчезновения. Но когда-то селькупы были вольной «Пегой ордой», которую возглавлял князь Воня. Народ отказывался покоряться московскому царю и платить ему ясак. Русским удалось одержать победу только в 1598 году. Но не все «лесные люди» смирились со сложившимся положением, многие ушли на север, к реке Таз. Так появились северные и южные селькупы.
Образ жизни остяков-самоедов
Охота, рыбалка и отчасти оленеводство — основные занятия «лесных людей». За рыбой выходят на ветках-долбленках. Само название говорит за себя: это лодки, выдолбленные из ствола дерева. Чтобы не остаться без улова, используют разные приспособления, в том числе сети, морды, фитили, котцы, жерлицы, остроги, самоловы.
Так живут современные селькупы. Село Толька Красноселькупского района. Фото: «Ямал-Медиа»
Зимой охотники ходят за добычей на лыжах, подбитых шкурой выдры. Такая технология позволяет скользить только вперед за счет направленного короткого ворса. Белок в тайге селькупы ловят с помощью ловушек, которые расставляют женщины и дети. На лосей охотятся с ружьем мужчины. А главная добыча в тундре — дикий олень.
Культурный код
У «лесных людей» есть собственный язык самодийской группы, причем речь северных и южных (живущих в Томской области) селькупов немного различается. Для них даже разработаны разные алфавиты. Из-за своеобразия диалектов жители разных регионов расселения могут не понимать друг друга. А до XIX века селькупский был межнациональным языком — его использовали эвенки, ханты и кеты, когда нужно было обсудить какие-то общие темы.
Селькупский ансамбль «Мачит коймы». Фото: предоставлено Александром Кулишом
Традиционные верования многие селькупы сохранили до сих пор, несмотря на то, что в XVII–XVIII веках (после присоединения к России) формально они все стали православными христианами. Но «таежные люди» всегда отождествляли себя с природой. Они верили, что на небе живет дух Ном, а покровительницей земли считали Илынту Коту (Старуху Жизни). В загробном же мире царствует свой злой дух — Кызы.
Особо селькупы почитали шаманов. Они могли быть не только вождями, но и руководителями военных отрядов. Для общения с духами светлые шаманы при этом могли подниматься в небо, а темные — спускаться в подземный мир.
Священное место на Ямале. Фото: «Ямал-Медиа»
У корней священных деревьев, по которым шаманы поднимались в небо, ученые до сих пор обнаруживают недавние дары: наручные часы, современные монеты, а на ветвях — ленты красного и белого цветов.
История хантов
Сведения о происхождении хантийского народа ученые черпают из археологических находок, изучения фольклорных традиций и лингвистических особенностей национальных говоров. Большинство версий о формировании хантов сводятся к гипотезе о смешении двух культур: угорских племен с уральским неолитом. Найденные остатки бытовых предметов(глиняная посуда, каменные орудия, украшения) указывают, что первоначально ханты проживали на склонах Уральских гор. В пещерах Пермского края археологи обнаружили древние капища. Язык хантов относится к финно-угорской ветви, а, следовательно, народ имел родственные отношения с другими северными племенами. Близость культуры хантов и манси подтверждает сходства в национальных говорах, предметах и укладе жизни, в народном творчестве. Более четырех веков назад предки хантов переселялись вдоль реки Обь в северном направлении. В тундре кочевники занимались животноводством, охотой, собирательством и сельским хозяйством (в южной стороне) Не обошлось и без конфликтов с соседскими племенами ненцов, татар. Чтобы противостоять нападкам чужих племен, ханты объединялись в крупные союзы. Таким образованием руководил княэп, вождь, главный в племени.
После падения Сибирского ханства северные территории отошли Московскому государству. Здесь возводят по приказу государя северные остроги. Временные укрепления в Сибири в дальнейшем превратились в города. На чужие земли было отправлено много русских жителей, что привело к увеличению населения в целом. Пришлые русичи описывали неизвестные племена, как страшные, варварские группы дикарей. Местные традиции и обряды сопровождались кровью, ритуальными песнопениями и шаманскими заклинаниями, что наводило страх на русских переселенцев. Экспансия русским населением вызвала смятение у коренных жителей. В бескрайней тундре возводили они крепости и образовывали волости. Однако, для управления землями и населением выбирался знатный представитель из хантов. Коренное население, в том числе ханты, составляли лишь часть от общего количества жителей. На сегодняшний день ханты (примерно 28 тысч человек) проживают в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском округах.
Природа – высшая ценность культуры хантов
Суровые условия тундры диктовали непростой уклад жизни: чтобы прокормиться и выжить, нужно было много трудиться. Мужчины отправлялись на охоту в надежде добыть пушного зверя. Пойманные дикие животные годились не только в пищу, их ценных место можно было продать или обменять у торговцев. Река Обь снабжала хантов щедрым уловом пресноводной рыбы. Чтобы сохранить рыбу для еды ее солили, вялили, подсушивали. Оленеводство – традиционное занятие коренных северных жителей. Неприхотливое животное прокармливало огромную семью. Оленьи шкуры активно использовались в быту и в сооружении чумов. На оленьей упряжке можно было перевозить грузы. Неприхотливые в еды, ханты ели в основном мясо (олень, лось,медведь), причем даже в сыром виде. Из мяса могли сварить горячую похлебку. Растительной пищи было мало. В сезон грибов и ягод скудный рацион северян расширялся.
Философия единого духа с природой прослеживается в почитании родной земли. Никогда ханты не охотились на молодого зверя или беременную самку. Сети для рыбы были расчитаны только на крупных особей, а молодняк, по мнению местных рыболовов, должен был еще подрасти. Пойманный улов или охотничьи трофеи расходовались экономно. В пищу шли все внутренности и субпродукты, поэтому отход был минимален. К дарам лесов и рек ханты относились с особым почтением, приписывали природе магическую силу. Чтобы задобрить лесных духов, ханты устраивали обряд пожертвования. Нередко свой первый улов или тушку пойманного зверя ханты отдавали мифическому божеству. Возле деревянного идола под звуки магических песен оставляли пойманную добычу.
Кухня и традиционные блюда хантов и манси
Кухня хантов
Ханты имеют богатое национальное кулинарное наследие, которое включает в себя множество блюд на основе животного и растительного мира Сибири. Они изобретательны в использовании местных ингредиентов и специй, чтобы придать своим блюдам уникальный вкус и аромат.
Одним из основных блюд хантов является бубер, который готовится из рыбы и различных ингредиентов, включая лук, подсолнечное масло и специи. Еще одним из популярных блюд является кубую, мясо которого может быть свининой, олениной или медвежатиной и обычно готовится на гриле.
Ханты также любят готовить пироги из грибов и ягод, а также блюда из манной крупы, такие как щи и каша с мясом.
Кухня манси
Манси также изобретательны в использовании местных ингредиентов и готовке блюд в сковородах и на грилях. Они предпочитают мясо оленины, тундровой курицы и лосося, а также ягоды и грибы из местных лесов и болот.
Одним из популярных блюд манси является пилаф, готовый на основе риса и мяса, а также суп из оленины и различные виды хлеба. Весной манси готовят особое блюдо, называемое мурмур, которое готовится из подготовленных корней трав из болот.
Общим блюдом, которое популярно как у хантов, так и у манси, является оладьи из сельдерея, муки и воды. Они могут быть заправлены молоком или сметаной и подается как десерт или обычный завтрак.
Жертвоприношения иконам
Традиционно ханты и манси придерживались языческих верований. Они поклонялись богам, духам природы, тотемным животным, деревьям, покойным предкам. Непререкаемым авторитетом для них был шаман. И хотя обские угры официально приняли христианство, в их мировоззрении удивительным образом сочетаются анимизм, зооморфизм и православие.
Эти люди продолжают следовать своим традициям. Правда, с массовым заселением Сибири русскими колонистами они стали исповедовать свои культы тайно, перенеся идолов в особые места, которые служат язычникам как святилища. Там они приносят различные подношения своим богам и духам, которых почитают.
Быт и хозяйство
Основными занятиями северных хантов были оленеводство и охота, реже рыболовство. Культ оленя прослеживается во всех сферах жизни саверных хантов. Олень, без преувеличения, был основой жизни: он был и транспортом, шкуры использовались при строительстве жилищ и пошива одежды. Не случайно, с оленем связаны и многие нормы общественной жизни (собственность на оленей и их наследование), мировоззрения (в погребальном обряде).
Южные ханты в основном занимались рыболовством, однако им были известны также земледелие и скотоводство.
Исходя из того, что хозяйство влияет на характер оседлости, а тип поселения на конструкцию жилища, у хантов выделяются пять типов расселения с соответствующими особенностями поселений:
кочевые стойбища с переносными жилищами кочевых оленеводов (низовья Оби и ее притоков)
постоянные зимние поселения оленеводов в сочетании с летними кочевыми и переносными летними жилищами (Северная Сосьва, Лозьва, Казым, Вогулка, Нижняя Обь)
постоянные зимние поселения охотников и рыболовов в сочетании с временными и сезонными селениями с переносными или сезонными жилищами (Верхняя Сосьва, Лозьва)
постоянные зимние селения рыболовов в сочетании с сезонными весенними, летними и осенними (Обские притоки)
постоянные поселения рыболовов и охотников (при подсобном значении земледелия и животноводства) в сочетании с промысловыми избушками (Обь, Иртыш, Конда)
Ханты, занимавшиеся охотой и рыболовством имели по 3-4 жилища в разных сезонных поселениях, которые менялись в зависимости от сезона. Такие жилища делали из бревен и ставили прямо на землю, иногда строили землянки и полуземлянки с деревянным столбовым каркасом, который сверху покрывался жердями, ветками, дерном и землей.
Ханты-оленеводы жили переносных жилищах, в чумах, состоящих из поставленных по кругу шестов, скрепленных в центре, покрытых сверху берестой (летом) или шкурами (зимой).
По законам тайги
Каждый, кто пообщался с хантами, отмечает их честность и справедливость. Эти качества отражены во многих обычаях народа.
Главные традиционные занятия народа ханты – рыболовство, таежная охота и оленеводство. Добывали коренные жители Ямала не только северного оленя, но также лося, медведя, зайца, других зверей и птиц, например, утку. Добычу на охоте или рыбалке по хантыйской традиции нужно делить на всех – она считалась общей собственностью, как и большие сети и неводы, крытые лодки, основная часть оленьего стада. В личном владении находились только орудия труда, домашняя утварь, несколько оленей.
Знаком собственности была тамга – изображение зверя, птицы, духа, дерева, человека. Тамга могла быть и личной, и семейной, и коллективной. Ею помечали предметы и животных и даже подписывали официальные документы.
На промысел ханты ходили артелями по 5–10 человек. Никто из артели не мог отделиться, уйти вперед или вернуться, никого нельзя было оставить в тайге. В случае успеха охотник не брал добычу себе, она принадлежала идущему следом. Этот обычай не распространялся только на пушных зверей.
Строганина – традиционное блюдо коренных народов Ямала. На столе хантов преобладает рыба. Ее вялят, сушат, коптят, замораживают…
Национальный хантыйский костюм. Часть экспозиции Музея природы и человека, Ханты-Мансийск.
Известно множество разных типов хантыйских жилищ: землянки и полуземлянки, с каркасом и без столбов, с пирамидальной крышей и усеченной, а с конца XVIII века началось строительство и срубов. Среди сезонных построек выделяются жилища с двускатной крышей и чумы самодийского типа.
Видео «Как установить чум», YouTube-канал «Дневник ханта»
Семья в жизни хантов
В отличие от многих других народов, ханты не осуждали добрачные отношения позором для женщины. Более того, если у невесты уже имелся ребёнок, она ценилась выше, ведь была способна к деторождению.
Если после брака у супружеской пары наследники так и не появлялись, не осуждались и супружеские измены. На мой взгляд, обусловлено это было малочисленностью народа, где нередко случались близкородственные связи, сказывавшиеся на генофонде.
Что не позволялось представительницам прекрасного пола, так это прикасаться к луку и стрелам. Когда охотники приносили добычу, пронзённую стрелой, лишь мужчины могли прикасаться к ней до того момента, пока оружие не будет извлечено. Также женщинам запрещали перешагивать через лежащий на земле лук – это сулило беды и болезни.
Как я заметила, некоторые традиции хантов напоминают нрав сицилийской мафии. Кровная месть – ещё один аспект в общественных правилах этого народа. Сегодня она почти ушла в прошлое, однако раньше обычай мстить за убитого родственника был очень распространён. Не только человек, но и животное могло поплатиться за своё преступление.
К примеру, если один из охотников был убит медведем, его родные должны были отыскать этого зверя и убить его. Когда дело касалось мести, праздник в честь победы над косолапым не устраивали, а его шкуру попросту сжигали.
Ханты – народ лесов
С древних времён ханты занимаются речным рыболовством и охотой. Их богатый край идеально подходит для этого. В старину ханты обменивали пушнину, рога, шкуры животных на ценности, которые привозили чужеземцы. Сравнительно недавно, два века назад, ханты стали заниматься оленеводством.
Как вы понимаете, жизнь предков народа проходила в лесах, а потому поклонение природе стало основой верований хантов. Их предания открывают невероятны мир божеств и духов, но особенное место отводится священным животным.
Среди них я бы выделила медведя. В легендах хантов говорится, что именно этот зверь принёс людям огонь, а от медведицы родилась первая женщина, которая дала жизнь человеческому роду.
Медвежий праздник
Для обских угров медведь – священное животное. Народы считают зверя сыном великих божеств и хозяином тайги. По легенде Бог спустил сына на Землю и запретил опустошать селения и есть оленей. Зверь все же нарушил наказ отца. Торум рассердился, сделал его смертным и за ослушание разрешил охотникам его убивать.
После каждой успешной охоты ханты и манси проводили обряды, в которых они старались загладить свою вину за то, что они его убили.
Со временем праздник стали отмечать реже – один раз в семь лет.
Во время торжества всех угощают, раздают сладости, поют песни о хозяине тайги, танцуют в масках и костюмах животных.
Гулянья начинаются с инсценировки охоты. Затем приступают к состязаниям. Охотники соперничают в стрельбе, готовят медвежье мясо с соблюдением правил и ритуалов. После застолья кости собирают, чтобы захоронить, ведь только так медведь сможет возродиться вновь.
На празднике предоставляется возможность не только насладиться представлением, но и приобрести сувениры с изображением медведя или украшения ручной работы. Здесь и меховые изделия, ножи, национальные костюмы, маски и даже игрушки в виде священного животного.
Традиции ханты и манси интересны и загадочны. У обских угров не существовало строгого различия между животным и человеком. Древний малочисленный народ продолжает сохранять традиционный уклад жизни, борется за сохранение языка и особенностей культуры.
– малочисленный народ северных регионов. Общая численность около 31 тысячи человек. Основная масса проживает в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах, примерно 90 процентов от всего населения. Оставшаяся часть расселена на территории Тюменской, Новосибирской и Томской областях.
Жилье
Чум – традиционное жилище ханты и манси. Коническую постройку с деревянным каркасом очень удобно перевозить. Установка дома занимала у кочевников около 40 минут. Внутреннее убранство чума:
- Шест. Главный элемент дома состоял из 20-30 жердей. Он был очень прочным и не прогибался под тяжестью покрытия и снега.
- Очаг. Его располагали точно под верхушкой жилища. Огонь считали живым существом. Когда хозяйка шила новое платье, она обязательно отрезала кусок ткани и бросала в очаг.
- Спальные места. В жилище пространство четко разграничено. Почетное место предназначалось для гостей, дальше к двери располагались члены семьи. Причем мужское население размещалось ближе к очагу, а женское – к выходу.
Чум
Антропологический тип
Атропологические особенности хантов, позволяют отнести их к уральской контактной расе, которая внутри неоднородна в территориальном соотнесении монголоидных и европеоидных черт. Ханты, наряду с селькупами и ненцами, входят в западносибирскую группу популяций для которой характерно повышение доли монголоидности, по сравнению с другими представителями уральской расы. Причем женщины в большей степени монголообразны, чем мужчины.
По своему складу ханты среднего или даже ниже среднего роста (156-160 см). Имеют обыкновенно прямые черные или каштановые волосы, которые имеют, как правило большую длину и носятся или распущенными, или заплетенными в косы, цвет лица смуглый, глаза темные.
Благодаря уплощенному лицу с несколько выдающимися скулами, толстоватым (но не полным) губам и короткому, вдавленному при корне и широким, вздернутому на конце носу, внешне тип хантов напоминает монгольский. Но, в отличие от типичных монголоидов имеют правильно прорезанные глаза, чаще узкий и длинный череп (долихо- или субдолихоцефальный). Все это придает хантам особый отпечаток, из-за чего некоторые исследователи склонны видеть в них остатки особой древней расы, населявшей некогда и часть Европы.
Празднуют убийство медведя
Многие народы Сибири считают медведя своим предком, в том числе ханты и манси. Но религиозное поклонение не мешает им убивать это животное, снимать с него шкуру и есть мясо. Напротив, каждый добытый таежными охотниками «хозяин тайги» – это повод устроить праздник всем жителям поселения. Причем, если жертвой стала медведица, то всеобщее веселье длится 4 дня, а убийство медведя отмечают на сутки дольше.
Обрядовыми действиями сопровождается разделка туши животного. С него снимают шкуру торжественно, при большом скоплении народа. Голову кладут между передних лап, их оставляют нетронутыми. На нос и глаза убитого самца помещают серебряные монеты, а на пасть надевают намордник, изготовленный из бересты. Самку украшают по-другому: на голову накидывают женский платок, а вокруг укладывают бусы из бисера.
Если учесть, что в каждой местной семье есть медвежья шкура, и даже не одна, то можно предположить, что охота на «хозяев тайги» в Западной Сибири велась регулярно. На празднике люди не только угощаются свежей медвежатиной и другими блюдами национальной кухни, они поют обрядовые песни, танцуют, устраивают шуточные представления. Причем, в качестве артистов выступают исключительно мужчины, которые исполняют женские роли, переодевшись в одежду своих родственниц.
Традиции. Праздники и ритуалы
Интересен весенний праздник, связанный с прилетом серой вороны. Появление этой птицы означало начало рыболовного сезона. Если ворону замечали на макушке дерева, то это был знак «большой воды». Прилет вороны знаменует приход весны, начало нового сезона, а значит, и жизни для коренных жителей. Чтобы задобрить птиц, для них ставят стол с лакомствами. Птицы очень радуются таким щедротам хантов! Не меньших почестей удостаивается хозяин тайги – грозный медведь. После охоты на медведя, ханты, словно просят прощения у убитого животного. Едят медвежатину поздним вечером или ночью, будто провожая душу животного в темное небо. .
Обычаи и праздники хантов и мансиХанты и манси, два близкородственных по языку и культуре финноугорских народа, проживают на севере Западной Сибири — в Тюменской, Томской и Свердловской областях. Их часто объединяют под общим названием «обские угры», так как они расселены по реке Оби и ее притокам. Ханты и манси занимаются охотой и рыболовством, часть населения — оленеводы. Ханты и манси жили оседло по рекам или совершали небольшие передвижения в течение года. В их праздниках и обрядах нашел отражение богатейший опыт освоения человеком северной природы.
Обычаи, связанные с отношением к природеБольшую роль в жизни хантов и манси играют запреты. Это особенно ярко проявляется в отношении к земле, которую нельзя даже поранить острым предметом. Существовали отдельные участки земли, берега некоторых озер, речек, по которым нельзя было ходить. В крайнем случае нужно было привязать к подошвам бересту. Проходя или проезжая мимо таких мест, ханты и манси совершают определенные обряды — приносят жертву (пищу, приклады из ткани и др.). Ханты и манси совершали обряды жертвоприношения в начале промысла, например рыбной ловли или охоты. Во время таких жертвоприношений обращались к духам — хозяевам определенных мест с просьбой дать больше добычи в наступающем сезоне.
Вороний деньВорона на Север прилетает одной из первых, в апреле, когда еще лежит снег и бывают заморозки. Своим криком она как бы пробуждает природу и, кажется, приносит саму жизнь. Наверное, поэтому ханты и манси считают эту птицу покровительницей женщин и детей и посвящают ей специальный праздник.В вороньей песне, записанной на реке Северной Сосьве, есть такие слова: «С моим появлением маленькие девочки, маленькие мальчики пусть родятся! На ямку с талыми гнилушками (из их люлек) я присяду. Замерзшие руки свои отогрею, замерзшие ноги свои отогрею. Долго живущие девочки пусть родятся, долго живущие мальчики пусть родятся!» По обычаям хантов и манси, за всеми вещами маленьких детей нужно строго следить, чтобы с ребенком не случилось несчастье. Это касается и тех предметов, которые младенцу уже не нужны. Поэтому гнилушки — стружки мягкой древесины, которые насыпали в люльку вместо пеленок, складывали после использования в укромном месте. Ханты считали, что ворона, прилетев с юга, в холодные дни греет лапки на этих теплых стружках и приговаривает: «Побольше бы детей на землю приходило, чтобы было мне где погреть свои лапки». Раньше на праздник собирались только пожилые женщины и девочки. Они готовили угощения, среди которых обязательно была густая каша-болтушка «саламат». Непременным элементом праздника были танцы. Некоторые группы хантов и манси связывали этот праздник с богиней-прародительницей Калтащь, которая определяла судьбы людей, отмечая их жизненный путь на священных бирках, помогала при родах. На женских праздниках, совершавшихся в определенных местах, часто привязывали лоскутки ткани на дерево. Целью таких праздников было стремление к благополучию, в первую очередь — забота о детях.
Медвежий праздникЭто самый любимый праздник хантов и манси. Медведь считается сыном верховного божества Торума, вместе с тем он сын женщины-прародительницы и брат ее детей, поэтому ханты и манси воспринимают его как брата. И наконец, он олицетворение верховной справедливости, хозяин тайги. Каждая успешная охота на медведя сопровождается праздником, на котором люди стараются снять с себя вину за его убийство и совершают обряды, которые должны привести к благополучию всех участников праздника. Шкуру медведя свертывали, голову и лапы украшали кольцами, лентами, платками и укладывали в переднем углу дома в так называемой жертвенной позе, с головой, положенной между вытянутыми передними лапами. Затем устраивали представления в масках. В первой половине ночи обязательно исполняют танцы, посвященные главным богам. Особое значение имела середина ночи и ее вторая половина, когда съедали медвежье мясо, провожали душу медведя на небо, гадали о предстоящей охоте.
Религия
До конца XVI века духовная жизнь обских угров была обособленной. Верования народов сочетали в себе ритуалы, шаманизм, поклонение духам.
Религиозные традиции ханты и манси не были однозначными. Некоторые верили в три сферы мироздания: верхнюю, где царствовал бог Торум; среднюю, где жили люди, звери и духи; и нижнюю – обиталище мертвецов и Куль Отыра – неприятеля небесного Торума. Существовала и иная, горизонтальная картина мира, когда верхний мир связывался с верховьями Оби, нижний – с низовьями реки, а средний – с землей.
Начатая в XVII столетии христианизация региона не коснулась основ религии народа, но все-таки оставила заметный след. Практически в каждой семье есть православная икона. Но лики святых сравнивают с языческими богами. Николай Чудотворец для хантов и манси олицетворяет Торума, Богородица – богиню земли Калтась-эква.
Издревле народы почитали духов. Одни из них помогали, а другие – вредили человеку. Для борьбы с силами зла совершались обряды и строго соблюдались правила и запреты. Место вокруг костра считалось священным. Туда нельзя было бросать мусор, втыкать нож или другое орудие.
Охотники проводили церемонии с черепами и шкурами зверей, чтобы убитые животные как можно быстрее возродились.
Ханты и манси верили в существование духов-защитников. Считалось, что связь с покровителем устанавливается во время ритуала вскоре после рождения ребенка.
Народы не сомневались, что после смерти человек становится духом, которому живые обязаны делать подношения.