Чехов дядя ваня краткое содержание смысл пьесы

Погружение в суть дяди вани: критический анализ ключевых моментов произведения антона чехова

История создания

В 1889 году драматург пишет комедию «Леший», но вскоре решает коренным образом переделать пьесу. Хотя ее уже поставили в таком виде, и премьера прошла успешно, автора не удовлетворял результат. Чего-то «Лешему» явно не доставало. Так появляется известный нам вариант «Дядя Ваня». Окончательно Чехов завершил работу в 1896 году.

В новом тексте были широко использованы выдержки из дневника Чехова. Он заносил туда наблюдения из жизни, а затем переносил их в художественную явь. Кроме того, он полностью изменил структуру пьесы. Так, с «Лешего» началась история создания «Дяди Вани». «Первый блин» казался ему неудачным произведением, поэтому он сразу же после премьеры снял его с репертуара, и сделал из него нечто новое, самобытное, то, что критики потом назовут «лучшей работой Чехова». Но это будет далеко не сразу. Свежий взгляд автора на театр ругали и не принимали в обществе: постановка «Чайки», например, в том же 1896 году провалилась. После этого писатель решил переделать «Дядю Ваню» в повесть, но замешкался, и ее напечатали уже в виде пьесы. Однако, несмотря на резонансную и неоднозначную карьеру драматурга, к нему начали стекаться предложения о постановке новой комедии.

В героях драмы друзья автора видели реально существующих прототипов. А. Епифанский писал:

М. П. Чехов в дочери Серебрякова видел их сестру Марию Павловну. О своих догадках он сообщает в эпистолярном жанре:

В. Я. Лакшин утверждает, что Серебряков – вылитый народник С. Н. Южаков.

Смысл названия произведения указывает на простоту, обыденность, обыкновенность изображенной трагедии. Иван Петрович так и остался «дядей Ваней», реализовавшись лишь в качестве члена семьи и опекуна племянницы. Только для Сони он существовал, как личность. Все остальные видели его исключительно в качестве приказчика. Герой попросту не заслуживал в их глазах называться как-то иначе. В этом непризнании скрыта психологическая драма главного героя, разрешившаяся выстрелом, промахом и смирением на грани с отчаянием.

Главные герои и их характеристика

Система образов в пьесе «Дядя Ваня» выстроена в виде строгой иерархии. Есть трутни и лентяи, которых содержат ничем не примечательные труженики, глубоко несчастные в своем кабальном труде. Многомудрый Литрекон объединил их в одну таблицу.

герои пьесы «дядя ваня»
характеристика
иван войницкий (дядя ваня)
уже не молодой мужчина — добрый, покорный и слабовольный неудачник. на протяжении всей своей жизни только отдавал и был дойной коровой для всего семейства. отказался от своей части наследства, чтобы семья смогла купить имение для сестры. когда сестра вышла замуж, он управлял её имением, выжимая из него последние соки, чтобы обеспечить профессора деньгами. на момент начала пьесы иван предстаёт перед нами полностью разочаровавшимся в своей жизни человеком, он считает, что зря потратил свои лучшие годы на содержание профессора, которого считает бездарностью. по ходу пьесы эмоциональное состояние войницкого ухудшается, что приводит сначала к попытке убийства серебрякова, а потом к краже морфия у астрова с целью покончить жизнь самоубийством. в конце пьесы войницкий, по всей видимости, смиряется со своей судьбой и продолжает влачить своё незавидное существование.
софья серебрякова
дочь профессора от первого брака. добра, скромна и трудолюбива. испытывает чувства к доктору астрову, который не отвечает её взаимностью. является последней отрадой дяди вани, поддерживающей в нём жизнь. в конце пьесы остаётся вместе с войницким в имении и произносит монолог о тяжёлой жизни, после которой их ждёт покой и рай. она некрасива, живет в глуши, работает за двоих и все деньги отдает отцу. но все же она старается сохранить веру в жизнь, хоть и с помощью алкоголя.
михаил львович астров
врач и владелец имения. деятельный, умный и энергичный человек, занимающийся посадкой новых лесов. в то же время жалуется на усталость и притупление чувств. местность, где не с кем поговорить, действует на него удручающе. разочарован в жизни, не способен на глубокие чувства, чем и объясняет свою холодность к софье.
елена андреевна серебрякова
жена профессора. красивая, но пустая и скучная женщина 27 лет. полюбила серебрякова из-за его авторитета и научной деятельности, однако вскоре поняла, что любовь эта была ошибкой. страдает в браке с капризным и холодным профессором, который годится ей в отцы. чувствуя напряжение в имении, елена очень тревожится, но не может ничего с этим поделать
профессор серебряков
пожилой профессор. по словам дяди вани, мошенник и лжеучёный, однако прямых подтверждений этому нет. капризен и самодоволен, но оправдывает это своим почтенным возрастом

он часто ноет, жалуется и привлекает внимание. эгоист. оказался способным разработать план по спасению финансового положения своей семьи, но не ставит в грош заслуги родственников

принимает их жертвы как должное, а сам живет на широкую ногу.

оказался способным разработать план по спасению финансового положения своей семьи, но не ставит в грош заслуги родственников. принимает их жертвы как должное, а сам живет на широкую ногу.

Темы

Тематика пьесы «Дядя Ваня» весьма современна, ведь сотни зрителей вновь и вновь заполняют театральные залы, чтобы увидеть ее.

  • Любовь – Чехов показал, что в реальности, как правило, не места настоящей любви. Чувства его персонажей притуплены ежедневной рутиной и постоянной заботой о деньгах. Те чувства, которые люди принимают за любовь, обычно оказываются ложными и не приносят людям ничего, кроме разочарования. Но под эгидой любви один человек без зазрения совести использует другого.
  • Семья – семейная жизнь также изображена в пьесе довольно неприглядно. В семье Серебряковых царят холод и отчуждение, что не удивительно, ведь в мире, где нет настоящей любви, едва ли может появиться здоровая семья. Это понятие лишь служит прикрытием для взаимного использования друг друга.
  • Природа – из «Лешего» в «Дядю Ваню» перекочевал мотив охраны природы. Уже в самом начале двадцатого века Чехов, как и многие, беспокоился об окружающей среде, страдавшей под прессом промышленной эры.
  • Жизненные ценности – персонажи пьесы живут максимально бесцельной жизнью. Что погрязший в самодовольстве Серебряков, что сломленный годами тяжёлого труда Войницкий. Все персонажи кажутся нам потерянными, не понимающими, что для них главное в этой жизни. Лень Елены и труд Сони одинаково бессмысленны, ведь ни одна, ни вторая не чувствуют в этом своего предназначения.
  • Идеализация авторитетов – Елена и Иван в своё время обманули сами себя, простодушно вручив свои жизни в руки профессора, после чего ощутили жестокое разочарование, когда реальность оказалась не такой, какой они её себе представляли.
  • Труд – Чехов явно жалеет людей, которые целые дни проводят в тяжёлых трудах, плоды которых они не могут вкусить. И хоть такой образ жизни вызывает у него неприятие, дядя Ваня и Софья в его глазах достойны сочувствия и покоя после смерти.
  • Красота – красота в мире пьесы обречена на медленное увядание. Елена Серебрякова, губящая свою жизнь в браке с профессором, Софья, которая потратит все свои силы на бессмысленный труд, леса, гибнущие под топорами лесорубов – всё это символизирует наступление новой эры, в которой не останется места красоте и счастью.

Чехов «Дядя Ваня» в сокращении

А. П. Чехов «Дядя Ваня» краткое содержание для читательского дневника:

Россия, конец 19 века. Действия пьесы происходят в усадьбе отставного профессора Серебрякова, женатого вторым браком на 27 летней Елене Андреевне. С ним также живут Соня, дочь от первого брака, мать первой жены и шурин, Иван Войницкий, он же Дядя Ваня, ему на момент происходящих событий 47 лет.

Усадьба Серебрякова раньше принадлежала его первой жене, которая впоследствии умерла. Дядя Ваня много лет ухаживет за этой усадьбой, ему помогает племянница Соня. Отношения Сони и мачехи Елены Андреевны нельзя назвать хорошими, Соня уверена, что та не по любви вышла замуж за отца.

Ко всему прочему в поместье неизвестно почему живет обедневший помесчик Илья Телегин, крестный Сони. В поместье часто приезжает и Михаил Астров, врач Серебрякова. У профессора бывают частые приступы подагры, и он не доверяет доктору, считая его плохим специалистом. Ко всему прочему живет с ними старая няня Марина.

Елена Андреевна уже не любит своего старого мужа, Соня любит доктора Астрова, а Дядя Ваня любит Елену Андреевну и ненавидит профессора, хотя раньше им восхищался.

Когда-то Серебряков был в почете, его все уважали, он был окружен женщинами, но сейчас уже никому не нужен.

Атмосфера в доме плохая, лучше всего о ней говорит Елена при общении с Войницким. Войницкий вечно всем недоволен, ворчит, за Еленой как собачка бегает, что ей очень неприятно. Войницкий сожалеет о том, что не женился на Елене 10 лет назад, он вспоминает их встречу.

Все общение в доме происходит во время грозы, от которой все проснулись. Сначала Дядя Ваня разговаривает с Еленой, потом с Астровым. Потом Астров с Соней. Соня с Еленой Андреевной. Соня с мачехой помирились, Елена сказала, что хотела бы молодого мужа и сейчас не счастлива.

Днем Соня рассказал Елене, что любит Астрова, Елена пообещала поговорить с ним, чтобы он дал свой ответ Соне. Астрову Соня не нравилась, она была не красива, он сказал, что Соня ему не нравится, в отличии от Елены. Астров начал приставать к Елене, целовать ее, но ему помешал Дядя Ваня, Астров убежал.

В 13:00 профессор Серебряков собрал всех обитателей дома в гостиной, чтобы им кое-что сказать, он вдруг понял, что в усадьбе ему живется плохо, он хочет в город, а денег на жизнь в городе нет. Он хочет продать поместье, переехать в город, купить дачу в Финляндии и жить на проценты.

Войницкий этому очень удивляется, он говорит, что его отец купил этот дом сестре, а сейчас он принадлежит Соне. Говорит, что им некуда деваться, ему, Соне и маме. Но Войницкий продолжает, утверждая, что он отказался от своей части наследства в пользу этого дома и много работал чтобы выплатить все долги. Дядю Ваню это крайне разозлило, он высказал ему все накопившееся за несколько лет.

Итогом произошедшего стало то, что жители дома не смогли больше оставаться под одной крышей. Войницкий даже пытался застрелить профессора, но ему не удалось. Серебряков с Еленой быстро уехали в Харьков. Астров безуспешно просил Елену остаться. Войницкий и профессор помирились, в след за ними уехал и Астров.

В поместье остались Дядя Ваня и Соня, они вместе засели за бумаги, чтобы наконец-то навести в них порядок.

Произведение «Чайка» Чехова было написано в 1896 году. В этом же году она была поставлена в Александринском театре. На нашем сайте можно прочитать краткое содержание «Чайки» по действиям.

Действие 4

После бурного выяснения отношений семейство Серебряковых готовится к объезду в Харьков. Войницкий и Астров размышляют о бесцельно прожитых годах. Елена Андреевна не решается изменить свою жизнь и остаться с Астровым, хотя признается, что увлечена им. Дядя Ваня и Серебряков помирились и уверили друг друга, что все будет по-прежнему. Астров тоже покидает имение. Он поедет в свою деревню и будут вновь лечить крестьян и заниматься садом. Не меняется жизнь у Сони. Она собирается усердно трудиться и безропотно сносить все жизненные испытания. Только после смерти она надеется отдохнуть и «увидеть небо в алмазах».

Финал пьесы грустен. Все покидают имение, никто из героев не сумел изменить свою жизнь к лучшему.

Читательский дневник.

Конфликт и композиция

Композиция произведения является классической. Оно делится на четыре действия:

  1. Первое — экспозиция, которая знакомит зрителя с героями и рассказывает предысторию.
  2. Второе — завязка, где описано начало появления конфликта.
  3. Третье — кульминация, при этом конфликт достигает апогея.
  4. Четвертое — финал, где конфликт разрешен, а сюжетные линии обретают свое завершение.

Описанные автором конфликты являются не явными, это их основная особенность. В течение всей постановки ситуация в поместье не изменяется каким-то образом. Все проходит как обычно, однако в воздухе со временем начинает чувствоваться напряжение, вызванное накапливаемыми противоречиями между главными героями. Как следствие, в дальнейшем взрыв может показаться чем-то внезапным, но вполне логичным.

Очень краткий пересказ пьесы «Дядя Ваня»

Действие «Дяди Вани» происходит в деревне, в небольшом имении, находящемся в собственности дочери профессора Александра Владимировича Серебрякова — Сони.

Размеренное существование небогатого помещичьего дома, где проживали Соня, ее дядя Иван Петрович Войницкий (он же – дядя Ваня), бабушка Сони Мария Васильевна, обедневший дворянин Телегин и старая няня Марина, резко меняется после приезда туда знаменитого профессора Серебрякова с супругой Еленой Андреевной.

Ранее все члены семьи жили по строгому распорядку, работали, отдыхали и ясно видели цели и смысл своей жизни, не испытывая сомнений.

Отныне режим дня сбивается, как сетует старая нянька, чай пьют в 2 часа, а обедают в семь вечера. Жизнь членов семьи начинает крутиться вокруг профессора и его молодой жены, которые почти праздны, всем недовольны и заражают окружающих своей апатией.

Даже приезжающий к Серебрякову по вызову (лечить ревматизм) доктор Астров, чрезвычайно деятельный человек, становится вял и равнодушен, периодически попивает «горькую».

В ходе действия выясняется, что в тихом омуте кипят нешуточные страсти: дядя Ваня осознает, что жизни его и его матери были напрасно положены к ногам «великого» профессора, которому они ночами переводили книги, а днем выжимали последние крохи из полуразоренного имения, чтобы отослать знаменитому родственнику деньги.

Он разочарован, при этом пытается озарить жизнь свою новым смыслом: влюбившись в Елену Андреевну, признается ей в чувствах.

Его племянница Соня, некрасивая, тихая, но очень умная и трудолюбивая девушка, которая тоже постоянно работала на отца-профессора, влюбляется в доктора Астрова.

Он нравится ей цельностью натуры, целеустремленностью, попытками хоть чуточку исправить этот мир, сделать его лучше. Соня признается мачехе и просит ее узнать, что думает по этому поводу Астров.

Ситуация для всех героев складывается неутешительно: Серебряков мучается от старости и болезни, а больше того от осознания собственной никчемности, которую он боится признать открыто, его жена Елена Андреевна вовсе живет без всякого смысла и целей, ей признаются в любви Войницкий и Астров, и обоих она отвергает, ссылаясь на чувство долга, а на самом деле, вероятно, не ощущая в себе смелости что-либо изменить.

Ситуацию усугубляет чувство вины перед Соней: Астров, который нравится девушке, любит Елену Андреевну, «роскошную женщину».

Кульминацией становится сцена, когда профессор объявляет о своем решении продать имение и купить себе и жене дачу в Финляндии. Судьба остальных членов семьи его не очень волнует.

Войницкий срывается: стреляет в профессора, однако промахивается. Тогда, не чувствуя больше никакого желания жить, он крадет у доктора склянку с морфием, чтобы покончить с собой. Но ему мешают Астров и Соня.

В конце герои остаются «при своем»: Серебряков и Елена Андреевна уезжают в Харьков, имение остается в собственности Сони, которая вместе с примирившимся со своей судьбой дядей Ваней вновь принимается работать.

Соня и Иван Петрович снова налаживают прежнюю систему. Быт становится размеренным, вырученные деньги опять аккуратно высылаются профессору. Герои пережили настоящую грозу, которая прошла, не принеся облегчения.

Направление и жанр

«Дядя Ваня» является произведением реалистического направления в литературе. В своей пьесе Чехов стремится достоверно отобразить живую действительность. Его персонажи максимально проработаны, диалоги натуралистичны, а многочисленные детали создают нужную автору атмосферу. Мы можем поверить, что описанная Чеховым ситуация могла произойти в реальной жизни.

Однако модернизм оставил свой отпечаток на драматургии Чехова. Для своего века он был новатором, его не понимали. Многие зрители видели лишь буквальный сюжет и оставались разочарованными: где конфликт? Где интрига? Но вместо этого автор, ставший одним из родоначальников театра абсурда (модернистского направления в театре), предложил публике глубинный психологический и социальный конфликт, который герои переживали внутри себя. О нем говорили лишь случайные реплики и жесты, звуки и движения. Лишь спустя столетие драмы Чехова стали более понятными зрителю, ведь весть о появлении модернизма и переосмысления традиционного театра дошла до большинства образованных людей.

Как и в случае с другими пьесами Чехова, достоверно определить жанр «Дяди Вани» представляется довольно трудной задачей. Сам писатель дал своей пьесе такое определение: «Не драма, не комедия — просто сцены…». На сегодняшний день принято считать «Дядю Ваню» трагикомедией. Произведение наполнено большим количеством комичных сцен и диалогов, но они служат лишь прикрытием для довольно трагичного сюжета о непростой человеческой судьбе и разочаровании в жизни.

Отъезд Серебряковых

В последнем действии пьесы Чехова показано, как рушатся все надежды героев на лучшую жизнь. Дядя Ваня пребывает в удрученном состоянии и решается на самоубийство. Поэтому он тайно забирает из аптечки Астрова морфий. Врач обнаруживает пропажу и просит Войницкого вернуть его. Дядя Ваня согласился только благодаря уговорам Сони.

Михаил Львович пытается уговорить Елену Андреевну остаться с ним. Но она не решается на этот поступок из-за книжных идеалов. Елена прощается с дядей Ваней и врачом в теплых чувствах. Войницкий внешне примиряется с профессором. Он обещает присылать ему столько же денег, сколько и раньше.

Все, кроме Телегина, покидают поместье. Расстроенная Соня призывает дядю заняться делами. Иван Петрович жалуется племяннице, что ему тяжело. Тогда девушка произносит свой монолог о том, что их предназначение в том, чтобы трудиться. И потом они будут вознаграждены за свои труды.

Тематика пьесы

Все темы этого произведения актуальны и сегодня, так как тысячи зрителей постоянно заполняют залы в театрах, чтобы посмотреть эту пьесу. Тематики, которые поднимает Антон Павлович, следующие:

Семья. В семействе Серебряковых постоянный холод, это вполне логично, поскольку в мире, в котором отсутствует любовь, не может появиться нормальная семья.
Любовь. Писатель пытался показать, что в настоящей жизни обычно нет места для чувств. У его главных героев они притупляются постоянной рутиной и заботой о своем финансовом состоянии. Чувства, принимающиеся за любовь, как правило, являются ложными и приносят только разочарование.
Жизненные ценности. Все действующие лица живут абсолютно бесцельно. Как самодовольный Серебряков, так и сломленный от тяжелой работы Иван

Все герои выглядят потерянными, они не понимают, что для них важно в жизни. Елена очень ленива, при этом София является работящей девушкой, но все это бессмысленно, поскольку обе не чувствуют в этом своего основного назначения.
Природа. Еще в начале XIX столетия писатель выражал свое беспокойство об окружающей среде, которая страдала под гнетом развития промышленности.
Красота

Она у Чехова обречена на постепенное увядание. Елена, которая губит жизнь в браке с Серебряковым, София, тратящая силы на бесполезную работу, деревья, погибающие от рук лесорубов — все это символ начала новой эпохи, здесь нет места красоте.
Труд. Писатель жалеет работящих людей, когда свои плоды они не могут вкусить.

Еще в начале XIX столетия писатель выражал свое беспокойство об окружающей среде, которая страдала под гнетом развития промышленности.
Красота. Она у Чехова обречена на постепенное увядание. Елена, которая губит жизнь в браке с Серебряковым, София, тратящая силы на бесполезную работу, деревья, погибающие от рук лесорубов — все это символ начала новой эпохи, здесь нет места красоте.
Труд. Писатель жалеет работящих людей, когда свои плоды они не могут вкусить.

Роль литературы в жизни общества

Литература – это важнейший элемент культуры любого общества. Она не только отражает знания, убеждения и ценности народа, но и способствует их формированию и развитию. Через литературу люди узнают о разных эпохах и культурах, о разных жизненных ситуациях и проблемах.

Литература может быть как зеркалом общества, отражающим его жизнь и проблемы, так и стимулом для изменений. Художественные произведения могут вдохновлять, задавать новую точку зрения, раскрывать слабые места в обществе и способствовать их решению.

Важно отметить, что роль литературы не ограничивается только развлечением или восприятием мира через произведения искусства. Литература – это инструмент, позволяющий развивать язык, мышление, воображение и креативность

Через чтение произведений литературы люди обогащают свой словарный запас, учатся выражать свои мысли более точно и кратко. Кроме того, литература способствует развитию критического мышления и способности анализировать информацию. Чтение классики дает возможность понять основы философии разных эпох, а также раскрыть собственную личность и осознать смысл жизни.

Таким образом, литература является неотъемлемой частью жизни и культуры общества. Она не только позволяет узнать больше о мире и людях вокруг нас, но и способствует нашему личностному и интеллектуальному развитию.

  • Литература отражает культуру и ценности общества
  • Чтение литературы развивает язык и мышление
  • Литература раскрывает новые точки зрения и способствует изменению общества
  • Чтение классики позволяет понять основы философии разных эпох

Читательский дневник по пьесе «Дядя Ваня» Чехова

Сюжет

Деревенская усадьба первой покойной жены старого профессора Серебрякова. Долгие годы он жил на доходы от нее, теперь из экономии решил поселиться насовсем. С ним молодая жена Елена Андреевна. В доме их встречают старая Войницкая (мать первой жены), ее сын Иван Петрович (дядя Ваня), дочка профессора Соня. Именно они гордились ученым профессором, содержали его. Теперь Войницкому ясно, что Серебряков – бездарный и неблагодарный человек. В доме бывает его приятель врач Астров, человек умный, увлеченный возрождением лесов. Обоих мучает неудовлетворенность жизнью.

Войницкий безответно любит жену Серебрякова, а Соня – Астрова. Сам доктор от скуки тоже увлечен красавицей Еленой. Серебряков задумал заняться продажей дома, а после прикупить дачку в Финляндии. Войницкий пытается пристрелить его. В итоге Серебряковы уезжают в город. Жизнь входит в свою колею: Войницкий с Соней и старой няней хозяйствуют, сидят над счетами, шлют деньги профессору. Оба решили дотерпеть эту горькую жизнь без счастья, цели, в надежде отдохнуть, порадоваться после смерти.

Отзыв

Скептический, грустный взгляд на народ и интеллигенцию, провинциальную жизнь, русскую действительность. Тема призвания врача, поиска смысла в жизни, жажды приносить пользу людям, защиты природы. Душевная разобщенность, разочарованность героев, неприятие пошлости, эгоизма. У каждого своя правда. Не следует делать из человека кумира.

Тема семьи, воспитания, самопожертвования ради близких, неудачной супружеской жизни. Герои любят, но не любимы. Астров – человек стойкий, человечный, в каком-то смысле романтик. Старушка няня как символ примирения, жалости. Приспособленчество и мещанство – зло для человека с совестью. Героями, как и всеми людьми, движет мечта о лучшей жизни.

Неспособность людей понимать друг друга

В произведении «Дядя Ваня» часто повторяется тема неспособности людей понимать друг друга. Персонажи живут бок о бок, но не могут найти общий язык и установить доверительные отношения.

Ваня, Соня и Телегин — это люди, которые ощущают глубокую неудовлетворенность жизнью и не могут пересечь этот барьер неспособности понимания. Телегин, уверен, что живет среди людей, которых он не способен понять, и мечтает о том, что однажды сможет найти свое место в жизни.

Ваня и Соня, напротив, с трудом переносят существующий барьер между собой и всеми остальными. Их жизнь кажется им безнадежной и пустой из-за отсутствия человеческого контакта и понимания. Но даже когда они пытаются наладить отношения друг с другом, трудно сказать, находят ли они общий язык.

Таким образом, неспособность людей понимать друг друга является важной темой в произведении Антона Чехова «Дядя Ваня»

Критический анализ героев произведения

В произведении Дядя Ваня Антона Чехова каждый из героев имеет свои черты характера, достойные внимания. Некоторые персонажи являются социальными и проявляют свои обязанности в обществе, в то время как другие состоят в родственных отношениях и имеют различные взаимоотношения.

Дядя Ваня, главный герой произведения, представляет собой человека, который отдает все свои силы, чтобы защитить имущество своей сестры и работает над его улучшением. Он имеет высокую культуру общения и готов убедительно доказывать свою точку зрения. Однако, он не обладает решительностью, поэтому не может изменить свою жизнь, которая заполнена однообразием и нудностью.

Светлана, жена профессора, является персонажем, который стремится к росту в обществе и получению образования, однако не способна настоять на себе и реализовать возможности, соответствующие ее высокому уровню интеллекта.

Астрахан, тоже один из необычных персонажей, в чем-то напоминает страдальца, который все время мучается духовно.

Чехов зачастую передавал сложные взаимоотношения между героями, которые оставляют глубокий след у читателей.

Проблематика в пьесе

Проблематика в произведении также актуальна для современных людей. Чехов поднимает следующие проблемы:

  1. Пошлость — жизнь, которая описана в произведении, заслуживает порицания. Бессмысленная, лишенная красоты это самое ужасное, что может быть с людьми. Ни один персонаж не находит своего основного предназначения.
  2. Экология — с помощью доктора автор выражает беспокойство за вырубку лесов. Работа Астрова по их восстановлению описана как благое дело. Чехов затрагивает не столько материальное нанесение ущерба природе, сколько его реальное воплощение. В месте, в котором нет красивых пейзажей, живут только несчастные люди.
  3. Тоска — пьеса буквально пропитана ощущением безысходной тоски. Все главные герои тяготятся ей и скучают не находя себе дела, которое было бы достойно применением собственных сил.
  4. Равнодушие — герои почти полностью лишены эмпатии. Их абсолютно не интересуют проблемы остальных людей. Все силы направляются на удовлетворение собственных потребностей.
  5. Разочарование — практически все герои произведения разочарованы в жизни и недовольны судьбой. Такую проблему писатель нередко поднимает в произведениях.
  6. Приспособленчество — герои не пытаются бороться с обстоятельствами, а смиряются с ними. Как считает писатель, это поведение не сможет принести счастья.
  7. Мещанство — в произведении описаны персонажи, которые жизнь потратили на бесполезный труд, а время — лишь на себя. Они зациклены на собственной персоне. Порицание этого мещанского быта является лейтмотивом многих произведений писателей того времени.
  • Пункт отбора на военную службу по контракту нижний новгород школьная

      

  • Борис априлов приключения лисенка краткое содержание

      

  • Любовная отповедь сидящему в кресле мужчине краткое содержание

      

  • Перечень пунктограмм изучаемых в школе

      

  • Заколдованная королевна краткое содержание

Смысл пьесы

Финал произведения можно назвать безысходным. Все покидают имение, и все возвращается на круги своя: Соня и ее дядя остаются одни, их труд возобновляется в прежнем режиме. Героиня навсегда рассталась с Астровым и смирилась со своим положением вслед за опекуном. Бунт его не дал никаких результатов, напротив, жить с осознанием бессмысленности жизни стало невыносимо.

Что же тогда хотел донести до нас Чехов? Почему не помог, не возвысил своих положительных персонажей над жестокой реальностью? Бунт Ивана даже не подарил читателям ощущения справедливой мести. Но суть финала пьесы заключается в другом: упоминание о «жизни светлой, прекрасной, изящной» должно вдохновить нас оглянуться вокруг и заметить, наконец, тех, кто ее достоин, и вместе с ними делать окружающий мир лучше, чтобы прийти в эту новую жизни обновленными людьми. Множество незаметных тружеников, отдающих всю свою энергию ради счастья других, достойно лучшей доли. Это призыв реализовать справедливость в жизни, пока не поздно, а не в книгах, где кара писателя все равно запоздала: Войницкому уже поздно начинать жить по-другому.

Больше всего автор ценит в человеке способность к созиданию и красоту души, которые невозможны без чистоты помыслов. Только такой гражданин может своим трудом изменить страну к лучшему, только такой семьянин в силах воспитать новых людей в радости и любви, только такая личность способна гармонично развиваться и вдохновлять на прогресс других. К этому надо стремиться каждому из нас.

Композиция и конфликт

Композиция пьесы классическая. Она поделена на четыре действия.

  1. Первое действие – экспозиция, призванная познакомить нас с персонажами и раскрыть предысторию.
  2. Второе действие – завязка, обозначающая зарождение конфликта.
  3. Третье действие – кульминация, когда конфликт достигает своего пика в самой яркой сцене пьесы.
  4. Четвёртое действие – финал, в котором конфликт разрешается, а все сюжетные линии приходят к логическому завершению.

Особенность конфликтов, создаваемых Чеховым, заключается в том, что все они не явные. На протяжении пьесы ситуация в имении не меняется каким-либо коренным образом. Всё идёт, как обычно, но в воздухе постепенно накапливается напряжение, порождённое долго накапливаемыми противоречиями между персонажами. Как результат, кульминация в третьем действии, взрыв кажется чем-то неожиданным, но вполне закономерным.

Так же особенность конфликтов, создаваемых Чеховым, заключается их моральной серости. Довольно трудно понять, какая сторона конфликта является добром, а какая — злом. Пьеса даёт огромный простор для фантазии и рассуждений. Как правило каждый читатель приходит к своему выводу, непохожему на выводы окружающих.

Самим названием пьесы Чехов указывает на простоту, повседневность, обыкновенность и своих героев, и их страданий.

Дядя Ваня и его племянница Соня всю свою жизнь работают не покладая рук для чужого счастья: для того, чтобы создать материальное благополучие отцу Сони, про­фессору Серебрякову, которого они привыкли считать та­лантливым, передовым, большим ученым.

Серебряков, уже отставной профессор, женат вторым браком на молодой красивой женщине. Его первая жена, мать Сони и сестра дяди Вани, умерла уже давно.

Избалованный легко давшейся ему успешной карье­рой, любовью женщин, работой на него дяди Вани и Сони, Серебряков бездушен, эгоистичен. За двадцать пять лет он ни разу не поблагодарил дядю Ваню, не прибавил ему ни копейки к его мизерному жалованью.

Профессор объявляет о своем проекте: продать име­ние, чтобы на вырученные деньги он мог жить в столице. Дядя Ваня потрясен. Мало того, что он отдал все свои средства и всю свою жизнь Серебрякову. Теперь, когда он стал стар, его вместе с Соней в благодарность за все гонят из родного угла.

В пьесах Чехова проходят истории человеческих жиз­ней. Прошлое, настоящее, будущее героев, развитие их судеб и характеров предстает перед читателями с такой же полнотой, как это бывает в романе.

Тема пропадающей, гибнущей красоты жизни являет­ся лейтмотивом пьесы. Она связывается со всеми главными действующими лицами.

С точки зрения Чехова и его героев, только труд, творчество создают человеческую красоту. Поэзия труда и тоска по этой поэзии — вот в чем тайна обаяния героев и героинь Чехова.

Это говорит Астров, увлекшийся Еленой Андреевной, Астров, для которого, как и для других чеховских героев, такое огромное значение имеет красота. Но в красоте Елены Андреевны он чувствует нечто оскорбляющее чув­ство красивого. Ложная, нечистая красота не может вну­шить глубоко человеческого чувства.

Чуждая труду и творчеству и поэтому постепенно ста­новящаяся чуждой самой жизни, опустошенная и опусто­шающая других, Елена Андреевна, сама того не понимая, разрушает все красивое, большое, человеческое, что встре­чается на ее пути. Она — хищница, которая сама не понимает этого. Она разрушила дружбу и возможную лю­бовь Астрова и Сони.

Разрушив чужое счастье, Елена Андреевна не способна создать счастье ни себе самой, ни Астрову. Она опустошает других так же бессмысленно, бесцельно, как бесцельно влачится по жизни и ее пустая красота, не способная служить счастью. Бездушная, неодухотворенная и некраси­вая красота.

Лейтмотив пьесы — гибнущая красота — звучит во множестве вариаций. Ведь и сам Астров, тоскующий из-за разрушения красоты жизни, тоже представляет собой образ гибнущей красоты. Красота Астрова, его прекрасный внут­ренний и внешний образ разрушаются самою жизнью.

Уезжает из имения Серебряков с Еленой Андреевной. Уезжает Астров, навсегда уходит он из жизни Сони. Но все уже стало по-другому в их жизни. Навсегда ушли из нее надежды.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: