Нина дашевская: я не тормоз

Подросток в повести нины дашевской я не тормоз: кто он такой?

Нина Дашевская / Биография

Нина Дашевская живёт и работает в Москве. Родилась 23 мая 1979 года в Твери. В 6 лет начала играть на скрипке. Училась одновременно в общеобразовательной и музыкальной школе. В общеобразовательной школе любимым предметом была математика. Окончила Тверское музыкальное училище по классу скрипки. В 18 лет уехала в Москву и поступила в Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского. Окончив консерваторию, работала в Государственном камерном оркестре России, затем — в оркестре Детского музыкального театра им. Н. И. Сац. Несколько лет преподавала музыку в московской школе «Интеллектуал».

Литературный дебют Нины Дашевской состоялся в 2008 году: журнал «Кукумбер» напечатал её сказку «Паровоз, который мечтал играть на скрипке». В дальнейшем часто публиковалась в этом периодическом издании, а также в журналах «Чиж и Ёж», «Простоквашино», в сборниках «Как хорошо уметь читать». В 2011 году вышла её первая книга — таблица умножения в стихах и картинках «Семь невысоких гномов».

Сюжеты и герои произведений Нины Дашевской почти всегда так или иначе связаны с музыкой: сборник рассказов «Около музыки» (2015), повести «Скрипка неизвестного мастера» (2015), «Я не тормоз» (2016), «День числа Пи» (2018), познавательная «музыкальная история» «Вивальди. Времена года» (2017). Очень часто у персонажей Дашевской особые отношения и с математикой, ведь музыка, как утверждает герой повести «День числа Пи», очень логична, просто не все это понимают. А в сказочных повестях «Вилли» (2015) и «Тео — театральный капитан» (2018) отчётливо звучат лирические и романтические нотки. Ещё одно личное пристрастие Нины Дашевской — любовь к велосипедам и самокатам — отразилась в повестях «Я не тормоз» и «Вилли» (2015). В целом произведения сочетают черты приключенческой, исторической и школьной повести для подростков.

  • Нина Дашевская
  • Нина Дашевская. «Тео — театральный капитан». Художник Юлия Сиднева.

  • Нина Дашевская. «Вилли». Художник Евгения Двоскина.

Повесть «Скрипка неизвестного мастера» переведена на китайский язык. В 2017 году номинировалась на Международную литературную премию памяти Астрид Линдгрен. В 2018 году в театре для детей и молодёжи «Малый» (Великий Новгород) режиссёром Н. Алексеевой был поставлен спектакль «Я не тормоз» по одноимённой повести Нины Дашевской. В 2019-м театр представлял этот спектакль на Национальной театральной премии и фестивале «Золотая Маска» в рамках Специальной программы «ДЕТСКИЙ WEEKEND».

https://youtube.com/watch?v=wTgXbgZwvq0%3F

Нина Дашевская играет на скрипке

Сравнение образа подростка в повести с реальными подростками

Образ подростка, описанный в повести, может быть сравнен с реальными подростками, которых мы встречаем в жизни. Это позволяет нам лучше понять и сопереживать герою повести, а также осознать, что многие проблемы и переживания, с которыми сталкиваются подростки, являются универсальными.

Один из способов сравнения образа подростка в повести с реальными подростками – это анализ внешности и стиля одежды. В повести подросток может быть описан как модно одетый, с аккуратной прической и стильными аксессуарами. Это может отражать стремление подростка к самовыражению и принадлежности к определенной группе сверстников

В реальной жизни мы также можем встретить подростков, которые обращают большое внимание на свой внешний вид и стиль одежды, чтобы выделиться и быть принятыми в своей социальной среде

Другим аспектом, который можно сравнить, это поведение и характер подростка. В повести подросток может быть описан как бунтарь, непослушный и неразумный. Он может проявлять агрессию и неприятие авторитетов. В реальной жизни мы также можем встретить подростков, которые проявляют подобное поведение, стремясь выразить свою независимость и самостоятельность.

Взаимоотношения с окружающими также могут быть сравнены. В повести подросток может иметь напряженные отношения с родителями, конфликты с учителями и проблемы с друзьями. В реальной жизни мы также можем наблюдать подобные ситуации, когда подростки испытывают трудности в общении с родителями и учителями, а также сталкиваются с проблемами в дружеских отношениях.

Внутренний мир и эмоциональное состояние подростка также могут быть сравнены. В повести подросток может испытывать смешанные чувства, такие как радость, грусть, страх и неуверенность. В реальной жизни мы также можем наблюдать подобные эмоциональные колебания у подростков, которые часто переживают сильные эмоции и сталкиваются с неопределенностью и неуверенностью в себе.

Сравнение образа подростка в повести с реальными подростками помогает нам лучше понять и сопереживать герою повести, а также осознать, что многие проблемы и переживания, с которыми сталкиваются подростки, являются универсальными. Это позволяет нам лучше понять и поддержать подростков в реальной жизни, а также создать более эмпатичную и понимающую обстановку в общении с ними.

Родители не понимают, что дети готовы им помочь

— Очень тронул момент в книге «Я не тормоз», когда мама Игната говорит, как он важен для нее. Как родился этот сюжет?  

— Этот момент в книге — редкий случай, прямая цитата из жизни, одна из первых точек, из которых вырос Игнат.

Когда я работала в оркестре детского театра, однажды в коридоре разговорилась с коллегой. Она была в декрете со вторым ребенком, а старшему — лет шесть. В свое время она его брала с собой на работу. Я видела, какой он шустрый и веселый, но ей было очень непросто с ним. Когда я спросила, как старший сын, услышала удивительное: «Не знаю, что бы я без него делала». Эта фраза целиком вошла в текст.

Вообще, часто вижу, что мальчики становятся прекрасными старшими братьями, гораздо чаще, чем сестры.

Мне кажется, очень важно обращаться к детям за помощью. Часто родители просто не понимают, что рядом с ними человек, который во многом способен стать помощником

Ребенок 5–10 лет вполне может настроить навигатор в машине, в то время когда вы за рулем. Но нет же, мы будем делать это сами.

— Что для вас важно во взаимоотношениях с вашими родителями, как они вас воспитывали и что важное вы наблюдаете в своих детях? 

Я уже говорила, что младшая в семье. К моему появлению родители уже реализовались — есть брат-вундеркинд. Они очень много работали и никогда особенно на меня не давили. В музыкальную школу я ходила не через слезы и скандалы, как это случается у многих, мне там нравилось.

У меня было все просто — «иди, занимайся». У музыкантов и спортсменов всегда так — есть над чем работать. Мне нравилась сама атмосфера в музыкальной школе, маленьком деревянном домике на берегу реки.

Большое влияние на меня оказала сестра. Она пыталась меня воспитывать (безуспешно), но при этом очень много мне дала. И это не то, что говорилось вслух. Просто я что-то видела в ней и брала. Ту же любовь к книгам. Это точно от сестры.

Брат же много играл со мной и увлек меня математикой еще до школы.

У меня дочь и сын. Не могу сказать, что понимаю, как все устроено в вопросах воспитания, и что я в этом особенно хороша.

Мне очень нравится, что дети занимаются тем, чего я не умею совсем. У дочери был какое-то время конный спорт, а я в нем вообще ничего не понимаю. Но ей очень хотелось, и она добилась в этом определенных успехов. Она знает несколько языков, я же не могу толком выучить ни один. Она очень здорово рисует — я этого совсем не умею. Сын — айтишник, программист, опять же в этом я тоже ничего не понимаю. У обоих есть способности, они знают, куда приложить свои знания, и это не связано с тем, что делаю я.

Писать книги или играть в оркестре?

Как звучит сама Нина Дашевская, через какой инструмент? 

— Нет такого. Мой голос — это мой голос. В текстах часто бывает виолончелист, люблю виолончель. Но иногда может быть и труба, и кларнет. В зависимости от того, какой герой. Часто определенный инструмент попадает ему в руки потому, что он именно такой.

Сейчас мне кажется, что мой герой никогда не будет играть, например, на домре. С другой стороны — почему нет? Вполне может быть.

Но пока я не вижу ее в себе. Вижу, скорее, оркестровые инструменты, которые были рядом со мной. Но прочла «Брисбен» Водолазкина и удивилась: ничего себе, как многого я не знала о домре и гитаре.

Не знаю, куда мы дальше пойдем. Но к виолончели у меня всегда было теплое чувство. Два года назад я начала играть на ней, хотя раньше казалось, что это исключено, она и по фактуре мне не подходит. Но у виолончели хороший голос, я его ощущаю, как свой.

Вы же в разных оркестрах играли. Как вам опыт работы в камерном и театральном?

— Это была моя постоянная профессиональная жизнь. После консерватории я оказалась в Государственном камерном оркестре России. Мы много гастролировали, играли с Дмитрием Хворостовским. Камерный оркестр — это, так скажем, элита оркестрового мира. Ты долго точишь мастерство, репетируешь и все время думаешь: ой, я эту ноту чуть раньше закончил, или чуть позже, здесь — чуть-чуть не получилось.

Уйти из камерного оркестра в детский театр воспринимается изначально как дауншифтинг. Но это ошибочно. Театр требует быстро осваивать огромный материал, ты не успеваешь не то чтобы отточить мастерство, просто бы успеть ноты выучить. Каждый день — новый спектакль. Надо уметь играть, не занимаясь — сразу хорошо.

Конечно, ты после камерного оркестра можешь говорить, что тебе не хватает качества. Но при этом понимаешь, что рядом сидят коллеги — и тебе до них далеко в этом умении быстро схватить материал, уверенно сразу играть сложный текст (пока ты боишься ошибиться). Вообще театр, конечно, огромный мир, и оркестр — не единственная его часть. И мне очень нравилось в яме. То есть — быть частью спектакля, но не на сцене, не на виду.

Оркестр — это все-таки коллективное творчество, писатель — соло. Где вам комфортнее?

— И там, и там. Если выступаю на встречах с читателями — у меня есть свой отдельный голос, меня слушают. После этого прихожу в оркестр, сажусь за последний пульт, и никто меня не видит, не слышит, кроме соседа по пульту. Я — часть большого целого.

Ставить, играть большую оперу — интересно. Над ней работают иногда больше сотни человек, и ты — часть всего этого. Хотя от тебя вроде бы не так много зависит, но правда, это большая радость.

«И на ребенка обрушилась классика». Как спасти интерес к чтению, когда многое — не по возрасту

Чем хороша профессия писателя? Ты ни от кого не зависишь, и от тебя никто не зависит. Мне не очень нравится играть первую скрипку, я не умею вести кого-то за собой. Иногда лучше быть вторым или просто скрипачом в группе, не концертмейстером, не ведущим.

А в писательстве — ты один, тебе не нужно никем руководить. Но и над тобой никого нет.

— Чем занимается Дашевская-музыкант и Дашевская-писатель сейчас?

— В оркестре не играю уже пять лет. Если нужен будет скрипач, меня уже не пригласят. Потому что когда человек часто говорит «нет», его уже не зовут. Но я играю иногда с квартетом. Нечасто, но это большая радость.

Больше всего я сейчас преподаю — литературное мастерство или современную литературу. Это началось в позапрошлом году. Когда-то я говорила, что это невозможно и точно не про меня, тем не менее, я здесь.

То, чем я занимаюсь, все-таки не совсем преподавание, не такое ремесло, как музыка, ему нельзя обучить. Это, скорее, возможность дать людям высказаться. Моя задача — их послушать, иногда направить, сказать: «Сюда не ходи, здесь уже много ходили до тебя. Посмотри, что есть здесь». В общем, разговоры вокруг книг, обсуждение текстов, работа с детьми — главное, чем я сейчас занимаюсь.

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

ПОМОЧЬ

Ты сам играешь свою жизнь

Что вы прочитали особенного в детстве? Что стало откровением, открытием, после чего жизнь без книги не представлялась возможной?  

— Я была бульдозером, который греб все широкой лопатой. Единственное, обо что «сломалась» однажды — газета «Правда». Начала читать статью и впервые почувствовала, что ничего не понимаю. Но в то время еще не было такого количества букв вокруг нас, такого потока информации, как сегодня. Потому мы читали все, что попадается.

А в восьмом классе случился Набоков. Вдруг мне стало понятно, что слова нужны не просто для того, чтобы рассказать историю.

Весь тот год читала Набокова и «объелась» им так, что не могла видеть. Вернулась только лет через десять, уже на другом уровне. А в школе это поднимало самооценку, казалось, одноклассники Набокова читать не будут, не поймут.

В восьмом классе учительница дала нам «Другие берега». Всем было скучно, а я думала — как хорошо, что успела прочитать эту книгу раньше. Но обсуждать ее в классе не хотелось, у меня был свой Набоков, не хотелось ни с кем его делить.

В 14 лет я оказалась в музыкальном училище, где все люди были старше меня — интересные, читающие. Раннее погружение в профессиональную среду оказалось тем, что мне было нужно — рядом появились люди, до которых мне было далеко. Повезло там учиться в удачный период — и преподаватели были замечательные, и студенты.

— Вы часто в своих интервью акцентируете внимание на педагогах училища и консерватории. Самый важный урок, который получили? . — В консерваторию удалось поступить только с третьего раза

Мне не хватило одной сотой балла по специальности. Но потом удалось перевестись, и я попала, куда хотела — к профессору Маринэ Луарсабовне Яшвили

— В консерваторию удалось поступить только с третьего раза. Мне не хватило одной сотой балла по специальности. Но потом удалось перевестись, и я попала, куда хотела — к профессору Маринэ Луарсабовне Яшвили.

Она давала не столько технические советы по владению инструментом (ей казалось, мы это все должны были уже уметь), сколько наполняла энергией. Могла ничего не сказать — но ты шел с урока и знал, что делать. Однажды на концерте я сыграла «по ее», хотя мне такой вариант не нравился. И потом она говорит: «Нина, зачем вот это было?..» Я отвечаю — так вы же мне сами сказали! И услышала в ответ: «Но играешь-то ты!»

До сих пор мне это кажется важным во всем. Есть учителя, критики, коллеги. Но играешь ты — твоя ответственность, что брать от них, а что нет

В литературе это как раз очень важно. Так что мои учителя музыки как раз и учили меня тому, что я сейчас делаю

Фото: Татьяна Рудишина

— Какой композитор перевернул ваш внутренний мир? Есть любимый?

— С любимым сложно, такого нет. Очень важным для меня был и есть Шостакович. Именно через него я зашла в музыку.

А позже — Прокофьев. Его концерт я играла на дипломе, а потом его «Золушка» и «Любовь к трем апельсинам» — наверное, лучшее, что было со мной в Детском театре. Но я не могу сказать, что я его хорошо знаю. Просто есть внутреннее совпадение. Я чувствую прямую линию Моцарт — Шуберт — Прокофьев, хотя, скорее всего, музыковеды меня не поддержат.

Баха очень люблю. Мне было лет шестнадцать, наверное, слушала его целый год. Вообще, мне он кажется очень подростковым композитором. Моцарта, например, подростки редко воспринимают, а Баха — да, он им близок, те же вопросы бытия, мироздания, которые волнуют людей в этом возрасте очень остро. Там особая философская мысль — общение с собой, с Богом. Для кого-то Бах остается на всю жизнь, кто-то уходит от него, кто-то приходит позже. Но это совсем отдельная величина в музыке, непонятно, как это мог быть один живой человек.

Кроме классики что-то слушаете?

— Очень люблю «Аквариум», там очень много смысла, иногда кажется, что в моих текстах что-то оттуда есть. Конечно, Борис Борисыч. Не знаю, с кем сравнить Гребенщикова. Он отдельный вид искусства, это не просто песни.

В прошлом году у меня был «заплыв» на Олега Каравайчука. Сначала кажется, это такая «сломанная» музыка, а потом заходишь внутрь — и там все очень стройно.

Стинга люблю. Он умный и тонкий. Земфира невероятная. В общем, наверное, у меня вкусы самого обыкновенного человека.

Того, что слушают современные дети, я не знаю. Вдруг ты обнаруживаешь, что Imagine Dragons собрали стадион, а ты не знаешь даже, кто это. Сейчас уже знаю, могу с детьми поговорить об этом. Хотя в текстах у детей, смотрю, опять же — Земфира, Цой. У нас с ними больше общего, чем кажется.

Не бросаю своих героев в огонь и воду

Как ведут себя ваши герои, делают что-то такое, что вы от них не ожидали?

— Они всегда так делают. Если бы я предполагала, что он придумает, тогда не очень интересно за ним смотреть. Нет, они довольно-таки самостоятельные. Иногда я, конечно, ставлю их в определенную ситуацию, но действуют они сами.

«Ежик добрый, а не злой» – опасны ли для детской психики современные книги

Я не очень хотела, чтобы Игнат (книга «Я не тормоз». — Примеч. ред.) ломал ногу, потому что вообще жалею своих героев, не бросаю их в огонь и воду, и, наверное, это мой минус. Но стало очевидно, что другого выхода у нас с ним нет. Оставаться без движения для такого, как Игнат, немыслимо, но он как-то справился с этим.

Ты не хочешь, чтобы с героем случилось что-то неприятное, но это происходит. Если с ним будет все так, как хотел ты, тогда не о чем говорить.

Кто из героев особенно долго «не выходил на контакт»?

— Последний мой герой, книга о котором еще не издана. Посмотрим. Он ужасно, невероятно ленивый мальчик. К тому же закрыт, не хотел, чтоб его беспокоили. Посмотрим. Надеюсь, в этом году он выйдет на связь, высунет нос. Но мне самой приходится выдергивать его из другой жизни.

Коллега Лариса Романовская хороший образ на эту тему выдала сегодня — горит свет в окне, я вижу, что происходит с героями, а потом свет выключили. Жизнь там все так же происходит, но я уже не вижу ее. Есть ощущение, что у героев в такие периоды происходит какая-то другая жизнь, без меня.

Давайте еще про Игната и про вас. В моменты, когда он заигрывается в слова, словно выпадает из жизни. С вами такое может происходить?

— Легко. Это даже проблема иногда. Ты теряешь нить повествования своей жизни, забываешь, куда шел, потому что задумался. Иногда бывает удивительно. Ты говоришь с человеком, а посреди разговора вдруг «полетел». Он тебя спрашивает о чем-то, а ты: «А?» Ужасно неловко. Причем иногда в этот момент происходит важный разговор, и он тебе интересен, но тебя куда-то понесло.

Иногда в такие моменты вдруг начинаю про себя отвечать на какой-нибудь пост в Facebook, который ужасно меня задел. Мы сейчас с вами разговариваем, а я могу думать: вот что надо было два часа назад детям сказать! Это не размышления о литературе и судьбах родины. Может быть, вообще ерунда. Иногда думаю: «Ну, как я могу тратить себя на это?» Но если не отпускает, проще написать что-то об этом, не мучиться.

Фото: Facebook

— Игнат получился очень хорошим, правильным мальчиком. Иногда кажется, что чересчур. По вашим рассказам вы тоже видитесь хорошей девочкой. Это так? 

— Игнат в некотором смысле получился идеальным ребенком. Не думала, что он вызовет так много симпатии, хотя и критика тоже есть. Я не скрываю, что Игнат — это отчасти я, писала его во многом с себя. Но одновременно понимаю, что он — не я, а я — не Игнат. Сейчас он живет самостоятельной жизнью, отдельно от меня.

Для меня не было такой постановки вопроса — быть «хорошей девочкой». Я себя к ним не относила, никогда не была отличницей, со мной всегда были моя неаккуратность и рассеянность. Забыла, перепутала — это про меня. Я часто забываю где-то ключи, бумажники, но мир ко мне доброжелателен, чаще всего все возвращают добрые люди. У меня никогда не было цели — быть для кого-то хорошей, чтобы мной были довольны.

О жизни и творчестве

  • Дашевская, Н. Быть вместе со всеми и оставаться собой / Нина Дашевская ; беседовала Надежда Каменева // Костёр. — 2017. — № 8. — С. 4–5. — («Аптека для души»).
  • Дашевская, Н. «Книгуру»: пишут взрослые — выбирают дети / Нина Сергеевна Дашевская // Литература : журнал издательского дома «Первое Сентября». — 2016. — № 3. — С. 45–48. — Ил. — Фот. — (Читальный зал).
  • Дашевская, Н. Как услышать мелодию автора : / Нина Дашевская, Ольга Мяэотс // Библиотека в школе : журнал издательского дома «Первое сентября». — 2015. — № 2. — С. 32–35. — (Остров сокровищ) (Разговор в кают-компании).
  • Живые лица : навигатор по современной отечественной детской литературе : выпуск второй : / . — 2015. — 224 с. : ил., портр.

Мяэотс О. Смысл, звучание и красота : / Ольга Мяэотс // Библиотека в школе : журнал издательского дома «Первое Сентября». — 2017. — № 5–6. — С. 38.

Порядина, М. Главное — понимать / Мария Порядина // Читаем вместе. — 2015. — № 10. — С. 34.

Порядина, М. Никто не тормоз / Мария Порядина // Читаем вместе. — 2016. — № 10. — С. 36.

Порядина, М. Увлечение на всю жизнь / Мария Порядина // Читаем вместе. — 2017. — № 6. — С. 34.

  • Рудишина, Т. Ты услышишь птичье пение : о книге Нины Дашевской «Вивальди. Времена года: музыкальная история» / Татьяна Рудишина // Библиотека в школе : журнал издательского дома «Первое сентября». — 2017. — № 9/10 (348). — С. 32–34. — (Остров сокровищ) (Книга подана).
  • Костюкевич, М. Привет, меня зовут Вилли. Я — велосипед : (рецензия на книгу Н. Дашевской «Вилли») / Мария Костюкевич // Папмамбук
  • Нина Дашевская : (анкета «Библиогида») // Библиогид
  • Нина Дашевская: «В общении с подростками простых решений не бывает» / Беседу вела Дарья Доцук

Взаимоотношения с окружающими

Взаимоотношения с окружающими играют важную роль в жизни подростка. В этом возрасте они начинают активно взаимодействовать с другими людьми, строить отношения и находить свое место в обществе.

Одним из ключевых аспектов взаимоотношений подростка с окружающими является социальная адаптация. Подросток сталкивается с новыми средами, такими как школа, друзья, клубы и организации. Он учится адаптироваться к новым правилам и нормам поведения, устанавливать контакты с новыми людьми и находить общий язык с ними.

Взаимоотношения с родителями и семьей также играют важную роль в жизни подростка. В этом возрасте происходит переход от детства к взрослости, и подросток начинает строить свою самостоятельность и независимость. Он может испытывать конфликты с родителями, но в то же время нуждается в их поддержке и руководстве.

Дружба и отношения с ровесниками также играют важную роль в жизни подростка. Они помогают ему развиваться социально и эмоционально, находить поддержку и понимание. Взаимоотношения с друзьями могут быть источником радости и поддержки, но также могут возникать конфликты и проблемы.

Взаимоотношения с учителями и другими взрослыми также важны для подростка. Они помогают ему получать знания и навыки, развиваться и расти. Учителя и другие взрослые могут быть ролевыми моделями и наставниками для подростка.

В целом, взаимоотношения с окружающими играют важную роль в развитии подростка. Они помогают ему находить свое место в обществе, развиваться социально и эмоционально, получать поддержку и понимание

Поэтому важно учиться строить здоровые и гармоничные отношения с окружающими людьми

Поведение и характер подростка

Поведение и характер подростка – это то, как он ведет себя и какие черты характера проявляет в своей жизни. В этот период жизни подросток проходит через множество изменений и сталкивается с различными вызовами и проблемами.

Эмоциональность

Подростки часто проявляют повышенную эмоциональность. Они могут быть очень чувствительными и реагировать сильно на различные ситуации. Их эмоции могут меняться быстро и быть интенсивными. Это связано с гормональными изменениями и поиском своего места в обществе.

Изменение отношения к авторитетам

Подростки начинают сомневаться в авторитете взрослых и искать свою независимость. Они могут проявлять неповиновение и сопротивление к правилам и ограничениям. Это связано с желанием самостоятельно принимать решения и контролировать свою жизнь.

Поиск своей идентичности

Подростки активно ищут свою идентичность и определяют, кто они на самом деле. Они могут экспериментировать с разными стилями одежды, музыкой, увлечениями и друзьями. Это помогает им определить свои интересы и ценности.

Социальные отношения

Подростки стремятся к социальной принадлежности и ищут свою группу единомышленников. Они могут быть очень впечатлительными и подверженными влиянию сверстников. Однако, они также могут сталкиваться с конфликтами и проблемами в отношениях с другими.

Развитие навыков самостоятельности

Подростки начинают развивать навыки самостоятельности и ответственности. Они учатся принимать решения, планировать свое время и брать на себя ответственность за свои поступки. Это важный этап в их развитии и подготовке к взрослой жизни.

В целом, поведение и характер подростка являются результатом его внутреннего мира, взаимодействия с окружающими и поиска своего места в обществе. Это сложный и интересный период, который требует понимания и поддержки со стороны взрослых.

Я не тормоз — читать онлайн ознакомительный отрывок

Ай! У-у-у, почему у меня всё падает. Хорошо, стакан поймал, подхватить успел. А чай… его не подхватишь, такой вот закон природы.

Правда, я редко пешком хожу. Пока асфальтовый сезон, стараюсь на колёсах. Самокат, ролики, там. Доску осваиваю, такой маленький скейт, но пока не очень научился. Лучше всего на роликах: надел – и привет! И никого не ждать.

Толчковая – правая. А еду левой. Это главное. Главная нога – не та, которой толкаешься, а которой на самокате стоишь. Конечно, можно и поменять ноги. Вроде бы всё то же самое делаешь. Но снижается и скорость, и маневренность. Устаёт не та, что толкается, а та, что везёт. И толкаться надо грамотно, ногу ставить на препятствия. На трещины, там. Ну, и плитки жёлтые контактные: ногу ставишь на них, чуть приподнимаешь самокат и толкаешься. Хотя вообще, конечно, я падал не раз на плитках этих. Надо бы, в идеале, место оставлять, чистый асфальт, чтобы можно было объехать.

А если лететь под гору, то я стою двумя ногами, правую ставлю крепче, переношу на неё вес тела. Чтобы разгрузить левую, рабочую.

Ещё вот что важно: конфета от горла, леденец. Почти всегда в кармане

От скорости у меня перехватывает в горле, от холодного воздуха; и почти всегда на выходе – кашель и насморк. И леденец очень помогает. Если сразу за щёку его. Всякие, там, с эвкалиптом или просто мятные.

На самом деле я часто забываю это – про леденец. И потом горло болит. Но если бы я писал самоучитель езды на самокате, я бы не забыл. У нас холодная страна. Без леденца за щекой никак.

А в метро на самокат можно повесить сумку. Главное, чтобы он не укатился и не хлопнулся на пол. Я так однажды сметану не довёз – обычную, в пластиковой таре. Она в пакете была, и я этот пакет на руль повесил, а самокат грохнулся. Треснула эта ваша тара, всё вылилось, весь пакет потом в сметане этой…

Самое странное, что в том же пакете были яйца. И ни одно не разбилось. Это странно, но факт.

Почему я на метро ехал с продуктами? Я же всегда возле дома покупаю. Не помню…

Рядом в метро стоит девушка в синем пальто, читает книжку. Заглядываю – стихи. Вот странно. Я не могу читать, всё-таки неловко, но вижу – стихи.

Не люблю стихов, я их не понимаю. Может, от того, что это медленное чтение. Я пробовал читать, но от меня всегда мысль уходит, о чём это. Ну, читаешь. И понимаешь: тут определённый ритм есть, тарарарам, парам-парам. А глаза этого ритма не выдерживают, дёргаются вперёд, вниз скользят, ищут – про что? Что было, чем кончилось. Потом назад… Так и бегают по странице, и никак не улавливается смысл. А если улавливается – всё оказывается просто: смерть, там, или любовь, или дерево растёт. Ну, я упрощаю, конечно. Но всё равно непонятно, чего было огород городить.

Я вообще быстро читаю, пропускаю иногда слова или целые предложения, если понятно, о чём речь. Если мне книга нравится, то я себе говорю: читай медленно! Давай-давай, каждое слово! И так внимательно, медленно читаю пять строчек… И оказывается, что это было такое напряжение для меня! И я ничего не помню. И тут же срываюсь опять.

Вот говорят: не глотай! Мама говорит, папа, да и Марго тоже: не глотайте книги! Читайте медленно, вдумчиво, там… А я не могу. Если я иду медленно, у меня мышцы начинают болеть, я устаю, как чёрт! И то же самое с книжками. Не могу я медленно!

Или ещё вот я себе говорю: не смотри в конец. Не подглядывай! И потом выходит, что я, пока читаю, только и думаю, что там, в конце. И всё пропускаю. Я какой-то неправильный читатель, наверное.

Я забираю Лёвку из садика. Это моё частое дело; иногда оно случается довольно некстати, но в целом я это люблю. Мне нравится, как Лёвка мне радуется.

– Иг! На-а-ат! – кричит он. Слышит мой самокат, когда я ещё только подъезжаю к их площадке.

И воспитательница меня любит. Одна. Вторая – нет, она противная, и её не любит ни Лёва, ни я. Полная взаимность. И она мне всегда на Лёвку жалуется. А та, которая любит, – никогда. Хотя обе одинаково пихают мне в руки Лёвкины мокрые носки и грязные майки – он всегда обливается, каждый день почти. И у него там есть запас чистого, каждый день ему приносим это чистое, а забираем вот что. Я бы на него злился, если бы сам не был таким безруким. Но у меня уже лучше, не каждый день проливаю. Лёвка тоже вырастет и научится. К пакету с грязными вещами я привык.

  
Устав детского сада 1944

  
Н с устинович ради жизни краткое содержание

  
Пургаз абрамов краткое содержание

  
Отважное бегство краткое содержание

  
Субъект субъектные отношения в доу

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: