Дэвид юм биография. философ, представитель эмпиризма, психологического атомизма, номинализма и скептицизма

Введение

В современной отечественной философии активизировались научные поиски. Он открывает новые личности для исторического и философского переосмысления. Обращают на себя внимание еще не исследованные философские проблемы. Одна из таких проблем — эпистемология в философии Д. Юма. Кроме того, современная философия отвергает однозначные, рационально-теоретические утверждения и выбирает путь сомнения, гипотез. Это скорее динамическое познание, поиск, чем утверждение. Поэтому сейчас рациональная доминанта в философии теряет монументальность и быстро заменяется скептическими факторами. Все это определяет актуальность выбора темы. Теория познания Д

Юма стоит у истоков европейского скептицизма.

Это не означает отрицания роли разума и материальной культуры в области науки и техники. Но сегодня, как никогда, человечество сталкивается с угрозой духовной деградации, поэтому философская мысль все активнее и тщательнее изучает подход к роли разума в познании философских систем прошлого. Особое внимание уделяется сфере эмпирического и интуитивного познания, скептицизма, который долгое время оставался невостребованным в русской философии. В современной российской философской науке и культуре этот опыт рефлексии вокруг скептицизма актуален и востребован по нескольким причинам.  Во-первых, наша страна, как и весь остальной мир, вовлечена в водоворот постоянных изменений и критического переосмысления культурных парадигм и мировоззрений. Формирование какой-либо собственной позиции в этой среде невозможно без широчайшего арсенала теорий и методов, накопленных именно в англоязычном философствовании, где зародилась эпистемология Юма. Во-вторых, для лучшего понимания британского культурного сознания и философии в целом необходимо более детальное знакомство с опытом полемики вокруг скептицизма.  

Девид Юм

Родился: 26 апреля 1711 (по новому стилю 7 мая), Эдинбург, Шотландия; скончался: 25 августа 1776, там же.

Английский философ, историк, экономист и публицист. Сформулировал основные принципы новоевропейского агностицизма; предшественник позитивизма. В 1739—40 опубликовал главное сочинение «Трактат о человеч. природе». В 1753—62 работал над 8-томной «Историей Англии», в которой выразил претензии «новых» тори на роль лидеров блока двух партий английской буржуазии. В 1763—66 на дипломатич. службе в Париже. Славу на родине Юму принесли «Эссе» (1741) на обществвенно-политичие, морально-эстетические и экономические темы.

Теория познания Юма сложилась в результате переработки им субъективного идеализма Беркли в духе агностицизма и феноменализма. Агностицизм Юма оставлял теоретически открытым вопрос, существуют ли материальные объекты, вызывающие наши впечатления (хотя в житейской практике он в их существовании не сомневался). Первичными восприятиями Ю. считал непосредств. впечатления внеш. опыта (ощущения), вторичными — чувств, образы памяти («идеи») и впечатления внутреннего опыта (аффекты, желания, страсти). Поскольку Юм считал проблему отношения бытия и духа теоретически неразрешимой, он заменил её проблемой зависимости простых идей (т. е. чувственных образов памяти) от внешних впечатлений. Образование сложных идей толковал как психология, ассоциации простых идей друг с другом. С убеждением Юм в каузальном характере процессов ассоциирования связан центральный пункт его гносеологии — учение о причинности. Поставив проблему объективного существования причинно-следственных связей, Юм решал её агностически: он полагал, что их существование недоказуемо, т. к. то, что считают следствием, не содержится в том, что считается причиной, логически из неё невыводимо и не похоже на неё. Психологич. механизм, вызывающий убеждение людей в объективном существовании причинности, основан, по Юму, на восприятии регулярного появления и следования во времени события В после пространственно смежного с ним события А; эти факты принимаются за свидетельство необходимого порождения данного следствия причиной; но это — ошибка, и она перерастает в устойчивую ассоциацию ожидания, в привычку и, наконец, в «веру», что в будущем всякое появление А повлечёт за собой появление B. Если, по Юму, в науках о природе убеждение в существовании причинности основано на внетеоретич. вере, то в области наук о психических явлениях каузальность бесспорна, ибо она действует как порождение идей впечатлениями и как механизм ассоциирования. Согласно Юму, каузальность сохраняется в тех науках, которые удаётся превратить в ветвь психологии, что он и стремился осуществить в отношении гражданской истории, этики и религиоведения.

Отвергая свободу воли с позиций психического детерминизма и используя критику понятия субстанции, выдвинутую Беркли, Юм выступил с критикой понятия духовной субстанции. Личность, по Юму, есть «… связка или пучок… различных восприятий, следующих друг за другом…» (Соч., т, 1, М., 1965, с. 367). Критика духовной субстанции перерастала у Юма в критику церкви и религиозной веры, которой он противопоставлял привычки обыденного сознания и расплывчатую «естеств. религию»,

В основе этики Юма — концепция неизменной человеческой природы. Человек, по Юму, — существо слабое, подверженное ошибкам и капризам ассоциаций; образование приносит ему не знания, но привычки. Вслед за Шефтсбери и Хатчесоном Юм считал, что моральные оценки проистекают из чувства удовольствия. От этого гедонистического принципа Юм перешёл к утилитаризму, но в поисках мотивов, которые заставили бы людей следовать требованиям «общественного блага», обратился к альтруистическому чувству общечеловеческой «симпатии», которое противопоставлял индивидуализму.

Эстетика Юма сводилась к психологии художественного восприятия; прекрасное он преимущественно толковал как эмоциональную реакцию субъекта на факт практической целесообразности объекта.

Под влиянием идей Юма развивалось большинство позитивистских учений 19—20 вв., начиная с Дж. С. Милля и вплоть до эмпириокритицизма, неопозитивизма и лингвистической философии.

Сочинения

The philosophical works, v. 1—2, L., 1898; Political discources, Edin., 1752

The life of D. Hume, esquire, written by himself, L., 1777

The letters of D. Hume, v. 1—2, Oxt., 1932; в рус. пер. — Сочинения, т. 1—2, М., 1965

Рекомендуемая литература

Виноградов Н. Д., Философия Д. Ю. ч. 1—2, М.,

Нарский И. С., Философия Д. Ю. М., 1967

Нарский И. С., Д. Ю., М., 1973

Kemp-Smith N. The philosophy of D. Hume, L., 1949

Mac Nabb G. C. D. Hume. His theory of knowledge and morality, L., 1951

И. С. Нарский.

Философия Юма

Центром философского учения шотландского философа является человек. Абсолютно все науки, исходя из его суждений, должны опираться на философию, а потому них философская концепция человека является фундаментальной. Он считал, что любая наука, быть то математика или астрономия, в любом случае зависят от науки о человеке и все равно возвращаются к ней.

Отдельного внимания заслуживает структура одной из самых значительных работ мыслителя – упомянутого выше «Трактата о природе человека». Начинается, он, как и полагается, с теории и познавательных составляющих. Юм считал, что в основе науки о человеке лежит наблюдение и опыт, и первым делом стоит обратиться к  изучению человеческого познания, обоснованию опыта, и убедиться в достоверности познания. Далее необходимо исследовать человеческие аффекты, и лишь после обратиться к морали и добродетели. В природу человека Юм включал разные признаки, среди которых особенно подчеркивал возможность человека находить «пищу» в науке, называя человека существом разумным, общественным  и признавая необходимость реализации потенциала в сферах, близких каждому по духу. В своем заключении Дэвид Юм говорил, что природа предусмотрела для человека смешанный образ жизни, предостерегая его, таким образом, от чрезмерного увлечения отдельной склонностью. Только в  таком случае удается исключить возможность утраты способностей к другим занятиям.

Детство

Дэвид Юм родился в довольно обеспеченной и уважаемой семье. Его отец был небезызвестным адвокатом, имевшим в распоряжении небольшое семейное поместье, а мать являлась дочерью главы судейской коллегии сэра Дэвида Фальконе. У мальчика были старшие брат Джон и сестра Кэтрин.

После смерти главы семейства, мать вплотную занялась образованием детей, делая основной упор на религию. В 12 лет Дэвид стал посещать занятия в Эдинбургском университете, где обучался основам юриспруденции и штудировал древнегреческий язык. Поручившись в университете три года, в 1726 году Юм покинул высшее заведение, предварительно согласовав решение с семьей. Уже в это время его привлекала литература и философия, а позже он не раз говорил, что любая наука для него, корме философии и чтения, была совершенно неинтересна.

Юм с раненного возраста много размышлял, а главной темой его мозговых штурмов была нравственность человека.  Он искренне полагал, что одних таких размышлений вполне достаточно для перерождения нравственной природы человека. Юноша регулярно углублялся в свои размышления, что в скорм времени привело к ухудшению его психологического здоровья. Спустя некоторое времени Юм стал наблюдать за собой вялость, инертность и абсолютную отрешенность от дела, которое еще совсем недавно приносило столько удовольствия.

Тогда Дэвид, не найдя других путей решения, выбирает кардинальную смену рода деятельности и жизни в целом. В 1734 он оправился в Бристоль, но через некоторое время покинул его и обосновался на три года во Франции, два из которых провел в школе Ла-Флеш.

От философии к истории

Работая у Сент-Клера, Юм воочию увидел, как делается история. Вдохновленный этим открытием, он сделал еще одну попытку заняться историей Англии. На этот раз он начал ее с вторжения Юлия Цезаря в 55 году до н. э. и закончил Славной революцией 1688 года.

Наконец в 1762 году он завершил этот труд, описывая век за год, тем же самым темпом, которым шел Гиббон, автор книги «История упадка и разрушения Римской империи», опубликованной четыре года спустя. По рейтингу произведение Юма уступало только работе Гиббона, но продавалось значительно большим тиражом и оставалось бестселлером почти в течение века.

А через год после опубликования «Истории Англии» Юм был удостоен чести занесения всех своих работ в список книг, запрещенных католической церковью.

 Из-за своих необычайных размеров он был освобожден от необходимости кланяться при дворе, а после одного несчастного случая — и от обязательного правила идти спиной к выходу

В 1763 году Юм был назначен секретарем британского посла во Франции. Место в Париже было для Юма огромной удачей. Его считали английским Вольтером и принимали в высшем обществе. Посол быстро понял, что присутствие его секретаря в салонах гораздо лучше поддерживает интересы Британии, чем что-либо другое, и посоветовал ему как можно больше бывать в общественных местах.

К этому времени Юм выглядел довольно неважно. Его лицо было толстым и красным, он много ел и пил, был тучен и неуклюж

Но он обладал блестящим интеллектом и остроумием. Из-за своих необычайных размеров он был освобожден от необходимости кланяться при дворе, а после одного несчастного случая — и от обязательного правила идти спиной к выходу.

Юм познакомился с Руссо. Тот был полной противоположностью Юму — как в философии, так и по темпераменту. И все же они были по одну сторону. Они оба стремились к реформам. Руссо занимался тем, что размышлял об индивидуальности, о путях ее самовыражения и реализации. Юм изучал возможности самостоятельного мышления и изучения мира при помощи разума, очищенного от старых предрассудков.

Руссо подвергался нападкам после публикации романа «Эмиль», выступающего за демократию и отрицающего божественное право королей, и Юм предложил ему свою помощь. К сожалению, когда Руссо приехал в Англию, он уже был доведен до безумия своими преследователями. Он обнял Юма, сказав, что сильно любит его, и почти без перехода стал утверждать, что философ находится в заговоре с его врагами и замышляет против него зло. Юм делал для него все, что мог, Руссо — все, чтобы испортить его старания.

Памятник Юму на Королевской Миле в Эдинбурге

Wikipedia

Краткая биография

  1. С 1723 г. – Дэвид поступил в Эдинбургский университете, где осваивал древнегреческий язык и получал юридическое образование.
  2. 1726 г. – оставил учебу в университете заявив, что юридические науки ему не интересны.
  3. 1734 г. – перебрался в Бристоль, где испробовал себя в роли конторщика в торговом предприятии, но вскоре осознал, что не имеет увлечения к торговому делу.
  4. 1734-1737 гг. – отправился во Францию, сначала жил в Рейме и Париже, затем переехал в Ла-Флеш. Во время обучения в местном колледже Юм начал писать свою первую философскую работу. Это произведение получило название «Трактат о человеческой природе». Состоял он из трёх томов — «О познании», «Об аффектах», «О морали».
  5. 1738 г. – публикация первых двух томов «Трактата о человеческой природе» в Лондоне, которые исследуют вопросы достоверности знаний, убеждениям в них и психологическому восприятию информации основанной на опыте.
  6. 1740 г. – публикация третьего тома «О морали», который посвящён морали и нравственности.
  7. 1741-1742 г. – философ вернулся в семейное имение, написал сочинение «Моральные и политические очерки (эссе)» из двух томов, в котором, рассказывается о политико-экономических проблемах. Эта работа принесла признание философу, о нем заговорили многие писатели и историки того времени.
  8. 1744-1745 гг. – неудачные попытки занять пост руководителя кафедры этики и философии в Эдинбургском университете. Позже тоже самое он питался сделать и в университете города Глазго.
  9. 1745 г. – Юм работал педагогом и репетитором слабоумного маркиза Анненделя. Обучить страдающего психическим заболеванием юношу не удалось, и дядя маркиза отказался заплатить жалованье. Юму пришлось обратиться в суд и отстаивать свои права. Процесс длился около 16 лет, аж до 1761 г. В итоге Юм получил свои честно заработанные средства.
  10. 1746-1749 гг. – в звании помощника генерала Джеймса Сен-Клэра Юм побывал с военными миссиями в Вене, Турине, Голландии и Германии. Он обеспечил себе материальную свободу, заработав за время службы приблизительно тысячу фунтов.
  11. 1748 г. – Дэвид Юм начал подписывать произведения своим именем.
  12. 1748-1751 гг. – переработал «Трактат о человеческом познании» в краткое и упрощенное описание теории. В этот год были признаны его литературные заслуги в городе Эдинбург.
  13. 1752 г. – занял пост смотрителя Адвокатской библиотеки (Национальная Библиотека Шотландии). Должность не приносила зароботком, но в распоряжении Юма была большая библиотека богатая историческими хрониками и сборниками. В это же год он пробовал попасть на кафедру философии в университет города Глазго.
  14. 1752 г. – Юм занялся написанием «Истории Англии», над которой работал в течении одиннадцати лет. Всего вышло шесть частей от набега Юлия Цезаря до переворота 1688 г.
  15. 1756 г. – вышел первый том «Истории Англии». Он был принят плохо, но вскоре гневные отзывы сменились на одобрительные.
  16. 1757 г. – выход сочинения «Естественная история религии», в котором Юм высказывал мысль, что религия должна быть исключена из философии. У современников философа сложилось мнение, что Юм является неверующим.
  17. 1763 — 1766 гг. – по приглашению маркиза Гертфорда находился на государственной службе в Париже. Юм занимал должность секретаря посольства.
  18. 1767 г. – назначен помощником государственного заместителя по делам северных владений Шотландии, служба продлилась около двух лет.
  19. 1769 г. – подал в отставку и вернулся в родной город Эдинбург. Он продолжал много работать, переделывал «Историю Англии » и философские работы, писал сочинения. Создал союз философов, куда вошли: А. Фергюсон, А. Смит, А. Монро, Дж. Блэк, Х. Блейр и др.
  20. 25 августа 1776 г. – умер от рака брюшной полости в частном доме в Новом городе, в возрасте 65 лет. Похоронен на старом Эдинбургском кладбище.
  21. В последние годы Юм написал «Автобиографию». Он рассказывал о себе как о «спокойным, обладающим властным характером, открытым, общительным, веселым, верным, но немного враждебным и смиряющим все свои страсти» человеке. По признанию Юма, главной его страстью была литература. Философ занимался прочтением Лукиана, игрой в вист и шутил о загробной жизни и религиозных верованиях.

Гравюра Юма из первого тома его Истории Англии, 1754 г.

Жизнь Дэвида Юма

Дэвид Юм родился в Эдинбурге, Шотландия, в 1711 году в богатой семье. Его отец был адвокатом, хотя он умер, когда Юм был ребенком. По этой причине его семья ожидала, что он пойдет по стопам отца и пойдет в юридическую школу. Дэвид учился в Эдинбургском колледже. Некоторые из его профессоров были учениками Исаака Ньютона.

В 1763 году он присоединился к парижскому посольству благодаря помощи лорда Хертфорда. В этом городе он установил отношения с Даламбером, Дидро и Жан-Жаком Руссо. Он продлил свое пребывание в Париже до 1769 года, а затем решил окончательно вернуться в Эдинбург, чтобы посвятить себя писательской деятельности. Он умер в 1776 году.

Давид Юм о происхождении государства

Происхождение государства Юм связывал, во-первых, с необходимостью организованно защищаться или нападать в условиях военных столкновений с другими обществами. Во-вторых, с осознанием выгоды от наличия более прочных и упорядоченных социальных связей.

Правительственная власть возникает из института военных вождей и с самого начала приобретает монархические черты. Правительство, по мнению Юма, появляется как инструмент социальной справедливости, орган порядка и гражданской дисциплины. Оно гарантирует неприкосновенность собственности, упорядоченную передачу ее на основе взаимного согласия и исполнение своих обязательств.

Несостоявшийся юрист

Давид Юм родился 7 мая 1711 года в Эдинбурге. Его отец умер, когда Давиду было три года. Известно, что многие выдающиеся философы лишились отца в раннем возрасте, и этот факт толкуют на все лады разные психоаналитические теории, которые утверждают, что недостаток мужской доминирующей фигуры формирует стремление к созданию чего-то, на что можно опереться, приводит к попыткам создания теоретической системы, занимающей место «абстрактного» родителя. Все может быть.

Ко времени, когда Давид Юм появился на свет, ветвь его вообще-то выдающегося семейного древа деградировала до такой степени, что Юмы жили в небольшом и неустроенном поместье в Найнвеллсе.

Условия в Найнвеллсе по современным стандартам покажутся примитивными и крайне суровыми: босые слуги, коровы и цыплята, ютящиеся зимой на нижнем этаже дома, диета, основанная во многом на овсянке, просяной каше и кале (питательная традиционная похлебка или отвратительный водянистый суп из капусты, в зависимости от вашего вкуса). Но Юм не считал, что его детство было тяжелым, ни тогда, ни впоследствии.

Он обучался в доме местного учителя вместе с крестьянскими детьми в шотландских традициях равенства, намного опережающих британское образование. Затем, с двенадцати до пятнадцати лет, учился в университете Эдинбурга. (Столь ранний возраст поступления в университет в то время не был чем-то необычным.)

 На свой двадцать четвертый день рождения он вернулся в Найнвеллс, где вскоре заработал плохую репутацию за свое «высокомерное и нерелигиозное поведение»

После университета Юм должен был заниматься юриспруденцией. Но он уже мечтал о другом. Постепенно его круг чтения стал все больше касаться философии, пока ему однажды не показалось, что перед ним «открылось совершенно новое поле мысли». Теперь законы казались ему «тошнотворными», и постепенно Юм решил отказаться от изучения права.

Решение далось непросто. Оно означало отказ от профессиональной карьеры и шанса заработать какие-то деньги. Долгая внутренняя борьба по поводу этого решения привела Юма к нервному срыву.

Он вернулся в Найнвеллс, но его выздоровление не было окончательным. Между приступами депрессии он продолжал развивать свои идеи. Несколько раз вызывали местного доктора, который пришел к выводу, что Юм страдает от «болезни ученых». Врач посоветовал ему выпивать пинту красного вина каждый день и регулярно заниматься физическими упражнениями в форме продолжительных прогулок верхом. До этого времени Юм был худым и долговязым молодым человеком с длинными руками. Но несмотря на режим и упражнения, он начал набирать вес, постепенно превращаясь в очень полного человека, каковым и остался. А некоторые загадочные эпизоды в поздние периоды жизни позволяют предположить наличие постоянных проблем с психикой.

Юм не хотел всю жизнь жить с матерью в Найнвеллсе. В 1734 году друг семьи нашел ему работу на должности клерка у портового купца в Бристоле. Но отношения с работодателем постепенно ухудшались, и со временем он оставил работу. На свой двадцать четвертый день рождения он вернулся в Найнвеллс, где вскоре заработал плохую репутацию за свое «высокомерное и нерелигиозное поведение».

Эдинбургский университет

marj3.com

След и влияние

Юм оказал влияние на последующее развитие философии и всей современной науки. Современные философские школы используют творческое достояние и сегодня. Невзирая на частые неудачи, Юм добился настоящего литературного успеха. Он издал ряд научных трудов по истории, политической экономии, морали («Исследование принципов морали»), психологии, религиоведении («Научная история религии»).

Статуя Юма работы Александра Стоддарта на Королевской Миле в Эдинбурге

Дэвид Юм был одним из авторитетных и плодовитых ученых, находился в центре культурной жизни своих современников. Также, он оказал влияние на таких деятелей и философов как Джон Милль, Томас Гексли, Герберт Спенсер, Эрнст Мах, Рихард Авенариус, Бертран Рассел. Философия Юма оказалась конечным пунктом эмпиризма. В последующие столетия писателям и ученым не получилось внести значимого вклада в его развитие этого направления научного знания. Для Дэвида Юма философия была смыслом всей его жизни.

Основные труды Дэвида Юма:

  • «Трактат о человеческой природе»
  • Сокращённое изложение «Трактата о человеческой природе»
  • «Моральные и политические очерки»
  • «О норме вкуса»
  • «О простоте и изощрённости стиля»
  • «Об утончённости вкуса и аффекта»
  • «О трагедии»
  • «О том, как писать эссе»
  • «О возникновении и развитии искусств и наук»
  • «О совершенствовании в искусствах»
  • «О красноречии»
  • «О налогах»
  • «О деньгах»
  • «О торговле»
  • «О проценте»
  • «О бессмертии души»
  • «Исследование о человеческом познании»
  • «Диалоги о естественной религии»
  • «Об изучении истории»
  • «Скептик»
  • «Моя жизнь» (Автобиография)
  • «История Англии»

Ни то, ни другое

Однако затем Юм указал, что многие наши утверждения, касающиеся устройства мира, не относятся ни к одной из этих категорий. «Солнце встает по утрам» — отличный тому пример. Это не утвердительное высказывание, потому что в солнце нет ничего такого, что гарантировало бы непременный восход по утрам и было бы определяющим признаком солнца — оно не перестанет быть солнцем, если не появится утром на небосклоне. Однако солнце восходит каждое утро: так происходит каждый день в течение вашей жизни — и в течение жизни Юма тоже. Но это не значит, что восход солнца относится к высказываниям вероятностным только потому, что мы наблюдаем за его подъемом и видим доказательство тому собственными глазами.

Солнце всегда встает по утрам. однако Юм доказывал, что это не так, — ведь однажды оно может и не взойти. нельзя полагаться как на факт даже на такие природные закономерности, как восход солнца, полагал Юм.

Неизбежная ошибка, которую мы совершаем, заключается в том, что мы настолько привыкли к смене дня и ночи и другим природным явлениям, что мы исходим из того, что они будут продолжаться. Мы приходим к выводу, что, раз солнце взошло этим утром, оно непременно появится и следующим, но мы никогда не можем быть в этом уверенными.

Юм распространяет действие концепции неуверенности на причинно-следственные связи. Представление о том, что игра на барабанах — причина появления звуков, не может быть сочтено утвердительным, так как нет ни одной логической предпосылки, позволяющей думать, что у появления звука нет других причин. И мы не можем проверить звуки, которые издает каждый барабан, чтобы исследовать их эмпирическим путем. Поэтому для выстраивания причинно-следственных связей нет рациональной основы, есть только наш человеческий «обычай» обращения к привычным моделям для понимания природы.

Шотландское просвещение

Дэвид Юм стал ведущей фигурой в том движении, которое сегодня известно как шотландское Просвещение. Шотландия XVIII века была страной образованных людей, три четверти населения умело читать и писать — многим другим странам до Шотландии было очень далеко. Как следствие, шотландские мыслители этого времени оказали фундаментальное влияние на развитие науки и философии. Среди них были Адам Смит — основатель экономики, Джозеф Блэк — химик, исследовавший природу тепла, и Джеймс Геттон — геолог, разработавший концепцию униформитарианизма, которая исходила из того, что геологические образования, лежащие в более глубоких пластах, старше, чем те, что лежат у поверхности. Одна из его диаграмм приведена ниже. Концепция Геттона привела к переосмыслению возраста Земли и стала одним из двигателей теории эволюции.

Поделиться ссылкой

Специфика эмпиризма Юма. Значение его философии.

Юм в своей философии показал, что знание, основанное на опыте, остается всего лишь вероятностным и никогда не может претендовать на необходимость и общезначимость. Эмпирическое знание истинно лишь в границах прежнего опыта, и нет никаких гарантий, что будущий опыт не опровергнет его. Всякое знание, по Юму, может быть лишь вероятностным, но не достоверным, а видимость его объективности и необходимости есть следствие привычки и веры в неизменность опыта.

Общий итог философии Юма можно определить как скептицизм относительно возможности объективного познания мира, раскрытия его законов.

Философия Юма имела большое влияние на дальнейшее развитие европейской философии. Выдающийся немецкий философ Иммануил Кант со всей серьезностью воспринял многие из выводов Юма. Например, что весь материал знания мы получаем из опыта и что методы эмпирического познания не в состоянии обеспечить его объективность и необходимость и тем самым обосновать возможность теоретических наук и философии. Кант задался целью ответить на вопросы: почему вообще существует наука? как она может производить такое мощное и действенное знание? как возможно всеобщее и необходимое знание?

На скептицизме Юма основывались идеи Огюста Конта о задачах науки, которые связаны лишь с описанием явлений, а не их объяснением, а также ряд других позитивистских выводов.

С другой стороны, дальнейшее развитие науки и философии подтвердило опасения Юма относительно абсолютизации любых философских заключений. И, если выйти за рамки абсолютизаций самого Юма, то ясно, насколько важен разумный скептицизм и разумное сомнение для достижения истины.

Философия — это дисциплина, которая пытается разгадать тайны жизни, нашего мира и причины нашего существования. До науки человечество пыталось ответить на определенные вопросы совершенно по-разному. Прежде всего, возник рост мифов и идей о творчестве. После этого в связи с появлением философии рассуждения стали немного более объективными.

Философия имела обыкновение искать причину существования и природу мира. Со временем философия была разделена на разные отрасли и дисциплины. Философы углубились в то, как люди воспринимают реальность.

Дэвид Юм был одним из великих философов

Он подчеркнул важность обучения и формирования привычек. Конечно, эта позиция значительно повлияла на философию того времени

Кроме того, это также повлияло на психологию, когда она консолидировалась около века спустя.

Чтобы понять философию Юма, важно взглянуть на его прошлое. В эпоху возрождения возникли два противоположных философских течения, связанных со знаниями

Одним из них был рационализм. Эта теория утверждала, что люди рождаются с определенными универсальными истинами, которые они используют для интерпретации реальности.

На противоположности стоит другой поток: эмпиризм. Эмпиризм установил, что у людей нет врожденных знаний. Поэтому они могли учиться только через опыт. На данный момент одним из максимальных представителей этого течения был, без сомнения, Дэвид Хьюм.

Заключение

Философия Дэвида Юма, известного шотландского сторонника эмпиризма, представителя эпохи Просвещения, представляет собой смесь эмпиризма, рационализма и скептицизма. Важное место в нем занимают эпистемологические идеи философа о том, что мир — это совокупность восприятий. В человеческом восприятии вещи и явления отражаются как различные впечатления, а образы впечатлений в мышлении превращаются в простые и сложные идеи. Простые идеи формируются из впечатлений, а сложные идеи складываются как комбинация различных идей. Следовательно, познание начинается с опыта — процесса получения впечатлений. Также немаловажную роль играет инстинкт, позволяющий человеку определять истину в процессе познания.     

В то же время причинность — это только результат привычки думать таким образом, чтобы находить причины и следствия, которых не существует в действительности. Если причинно-следственной связи нет, то индуктивные выводы нельзя считать надежными. Выводы, сделанные на основе как индуктивных, так и дедуктивных выводов, в определенной степени отражают реальное положение дел и, следовательно, могут быть надежными. Проверка этой вероятности достоверности, то есть проверка отношения между идеями как истиной, осуществляется не посредством пассивного наблюдения, а в ходе эксперимента. Таким образом, Д. Юм перешел от рационализма к скептицизму, заложив новое философское направление. Его скептицизм — это сомнение в роли разума в процессе познания. Он считает, что большая часть знаний приобретается людьми через опыт и привычки, без участия мыслительных процессов. То есть опыт — это ложный ум, а повседневное знание — это отсутствие разума. И вам нужно сделать выбор между ложной причиной и вообще отсутствием причины. В этом главная трудность философии Юма. Но, несмотря на это, многие ученые, например Карл Поппер с его теорией критического рационализма, успешно разработали философские и психологические теории познания с участием разума, воли и чувств человека.          

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: