Краткое содержание повести «детство» м. горького

Анализ повести максима горького «детство»

Краткое содержание

События в произведении развиваются в хронологическом порядке с использованием большого количества деталей, помогающих читателю глубже вникнуть в смысл «Детства» Горького.

Герои повести

Главным героем является сам рассказчик – Алексей Пешков.

Кроме него в повести еще несколько центральных персонажей, характеристика которых позволит лучше понять, в чем смысл Детство Горького:

  1. Василий Каширин – дед Алеши с суровым характером;
  2. Варвара – мама Алеши, молодая женщина, рано потерявшая мужа;
  3. Акулина Ивановна – бабушка мальчика, добродушная, верующая женщина, с детства привыкшая трудиться.
  4. Михаил и Яков – сыновья Василия Каширина, глупые, завистливые, постоянно дерущиеся из-за наследства.
  5. Евгений Максимов – отчим мальчика, игрок и картежник, грубо обращающийся с женой.

Повествование ведется от первого лица и описывает детские воспоминания.

Несчастья Алеши

Семья Алеши Пешкова дружно и счастливо жила в Астрахани. Но внезапно нагрянувшее несчастье – смерь главы семьи Максима Пешкова все изменило. Семья, оставшись без кормильца, вынуждена была переехать в Нижний Новгород к родне Варвары.

Новая семья не понравилась мальчику. Родные постоянно ссорились, ругались. Дед Василий жестоко наказывал провинившихся. Однажды досталось и Алеше, для которого порка розгами стала настоящим шоком.

С каждым днем жизнь в семье Кашириных для Алексея становилась все невыносимее, он мечтал о побеге. К тому же мама мальчика периодически куда-то уезжала, Алеша чувствовал себя совсем одиноко. Единственный, кто по-доброму относился к Алеше, поддерживая и заботясь – это бабушка.

Через некоторое время дед купил новый дом, отделив сыновей, а свободные комнаты сдал квартирантам. Но дядька Михайло не унимался и, периодически появляясь в доме, устраивал погромы и драки с дедом. Алешу такой образ жизни тяготил.

Утешение мальчик находил в дружбе с одним из квартирантов. Но дед, заметив это, выгнал жильца, а внука жестоко наказал. Вернулась домой мама. Дед решил ее вновь выдать замуж.

Начался учебный год, Алексей пошел учиться. В школе герою не нравилось, так как над ним все смеялись за бедность. В результате мальчик заболел оспой. За Алексеем ухаживала бабушка, делясь с ним воспоминаниями об отце.

Вскоре Варвара вторично вышла замуж за обнищавшего дворянина Максимова. Чтобы дать дочери приданое, дед Василий продал дом, купив несколько комнат в подвале. Но отчим, оказавшись карточным игроком, промотал приданое жены.

Отчим начал изменять матери и бить. Однажды Алеша не выдержал и кинулся на отчима с ножом. Только заступничество матери удержало мальчика от убийства.

Разорившийся Василий отказался содержать жену и внука. Бабушка и мальчик пытались сами заработать на жизнь, сдавая ветошь, воруя лес. Мальчик вынужден был бросить учебу.

Через время умерла Варвара, и дед выгнал внука из дома, отправив самому добывать себе пропитание.

Проблематика в повести «Детство» М. Горького

Психологические проблемы

Одной из основных тем, затронутых в повести «Детство», являются психологические проблемы. В центре внимания находится внутренний мир главного героя, Алешки. Автор детально раскрывает его психологию, его переживания и трудности, связанные с осознанием своего места в жизни и взросления.

Особую роль в психологии главного героя играет отношение к родителям. С одной стороны, он испытывает к ним сильную привязанность и любовь, с другой – некоторое отчуждение и желание самостоятельности.

Социальные проблемы

В повести «Детство» затрагиваются и социальные проблемы. Прежде всего, автор показывает жизнь обычного человека в 19 веке – трудности, с которыми сталкивались его предки, бедность и отсутствие возможностей для лучшей жизни.

Многие персонажи повести принадлежат к низшим слоям общества – беднякам, батракам, простым работягам. Они выступают в роли символов социального неравенства и бесправия.

Проблемы воспитания

В «Детстве» Горький также поднимает вопросы воспитания и семейных отношений. Главный герой описывается как ребенок, которому не хватает тепла и внимания родителей, что сказывается на его психическом здоровье и развитии.

Тем не менее, в повести есть персонажи, на которых Алешка может ориентироваться, которые помогают ему развиваться и расти. Так, например, его бабушка Марамзя, друг Неклюдов и его учитель – все они становятся своеобразными наставниками и образцами для Алешки.

Анализ произведения Горького М. «Детство»

Максим Горький создал начало своей биографической трилогии повесть «Детство» уже в 1913 году, когда сам автор был в зрелом возрасте. С высоты своего жизненного опыта он предпринимает попытки разобраться в собственном прошлом, а так же понять, что формирует человеческий характер, как это происходит и откуда появляются несчастья человека, когда он вырастает.

Главный герой рассказа – Алеша, мальчик, который лишился отца и воспитывается в доме матери бабушкой и дедушкой. Они стали его главными воспитателями, которые вкладывали в юную душу основу для будущей жизни. Однако дом полон родственников и чужих людей и каждый из них сам того не желая влияет на ребенка, формируя его характер и взгляды на мир.

Произведение «Детство» довольно не большое. Основной сюжет связан с персонажем, ставшим отображением автобиографии Горького, а все герои второго плана лишь раскрывают характер ребенка и выражают отношение самого автора к тому времени и событиям, которые происходили вокруг Алеши. С одной стороны Горький передает Алеше собственные мысли и в тоже время автор является сторонним наблюдателем и даже судьей.

Алешина жизнь очень беспокойная и нестабильная, ребенок сталкивается со многими сложностями. Раньше семья мальчика была зажиточной, но к тому времени, как ему нужно было идти в школу, все изменилось. Ребенок, не смотря на хорошую успеваемость, был отвергнут одноклассниками за нищету. Из-за того, что бедность не позволяла приобрести учебник, Алеша не мог попасть на урок. Кроме этого автор указывает на то, что ждало мальчика дома – дед неоднократно избивал бабушку, братья его матери вели тяжбу из-за наследства, дети были жестоки с теми, кто слабее их. С самых юных лет Алеша увидел смерть. Разумеется, все эти переживания оставляли на детской душе глубокие отпечатки. Даже такому сложному детству не пришлось продлиться положенное время. Из-за недостатка дед отказывается обеспечивать юного внука и отправляет его «в люди». Не смотря на это, ребенок умеет найти в окружающем его жестоком мире что-то хорошее.

Сам автор говорил, что во время своего детства он представляется себе неким ульем, в который сносят пчелы – его родственники мед своего жизненного опыта и всего, что ребенок мог у них перенять. Однако зачастую приходилось постигать горечь и низость, но ведь любое знание можно назвать медом. В этом основная идея произведения. Горький считает, что в детство — это важный этап развития любого человека, ведь в это время формируется характер, мировоззрение, психика, создается целостная личность, которая впоследствии станет частью общества

А потому так важно, чтобы возле ребенка были такие люди, которые смогли бы вложить в юное сердце доброту, великодушие, сострадание. Продолжая тему гуманизма, Горький говорит о том, что любой ребенок это такой же человек, который требует уважения

Жанр

Повесть «Детство» является произведением реалистического направления – автор максимально правдиво описывает царившую тогда атмосферу, а прообразами персонажей были реальные люди.

Помимо этого, указаны реальные места, где происходили те события, что позволяет нам предполагать, что все обстояло именно так, как написано в книге.

Жанрово эта повесть является автобиографическим произведением. Рассказывается о весьма продолжительных жизненных эпизодах, причем, не радикально меняющих саму жизнь, а об обычных, что случались каждый день. И все это очень детально описано, он в точности пересказал историю своей жизни.

Главные персонажи и их влияние на развитие сюжета произведения «Детство»

Одним из главных персонажей повести «Детство» Максима Горького является Алексей Пешков, который в детстве известен как Алеша. Он является автором и главным героем произведения. Алеша – это выдумка самого Горького, но он прекрасно передает чувства и эмоции ребенка. Алеша становится свидетелем общественных неравенств своего времени и проходит сквозь ситуацию со своим отцом. Он также показывает, как дети видят мир взрослых через свои глаза.

Другим важным персонажем является матерь Алеши, Варвара Николаевна Пешкова. Она является сильной женщиной, которая пытается обеспечить своих детей без мужа. Она — ключевой персонаж для понимания верховенства матримонии в России того времени.

Также в повести есть другие персонажи, такие как богатый дядюшка Корнилов, забавный Федяка, грозный пастух, а также различные крестьяне, ремесленники и купцы, которые отображают многообразие общества того времени. Эти персонажи дополняют и расширяют мир, в котором живет Алеша и облегчают понимания того, как социальные неравенства влияют на общество в целом.

Таким образом, главные персонажи играют важную роль в развитии сюжета повести «Детство» Максима Горького. Они дополняют и расширяют мир главного героя, а также передают основные темы произведения – детство, семья, неравенство и социальное сознание.

Сюжет

Алексей рос в любящей, дружной семье. Когда от холеры скоропостижно скончался его отец, мать от пережитого горя родила раньше времени, однако младенец не выжил. Осиротевший Алексей и его мать Варвара на пароходе отправились в Нижний Новгород, в семью деда Василия Каширина. В доме жила большая семья: дед с бабушкой Акулиной Ивановной, а также взрослые их сыновья Михайло и Яков с жёнами и детьми. Кроме того, с Кашириными жил молодой паренёк, подкидыш Иван Цыганок.

Василий Васильевич работал цеховым старшиной в красильной мастерской. Он был очень трудолюбивым, прижимистым, требовательным стариком и за долгие годы тяжелого труда нажил приличное имущество. Вот только семья его была совсем недружной: братья постоянно ссорились, требуя от отца раздела его добра. Однако дед – старший Каширин – видел, что сыновья – никудышные хозяева, и не спешил отдавать им наследство. Алёше пришелся по душе лишь Иван Цыганок, с которым он быстро сдружился. Юноша отличался добродушным, покладистым характером и готовностью прийти на помощь окружающим. Однако вскоре единственный друг Алёши умер и он остался один в ненавистном семействе.

Алексею было сложно привыкнуть к жизни в доме, где постоянно слышалась ругань, а дети подвергались суровым телесным наказаниям. Однажды его засекли до потери сознания, и после того случая Алексей глубоко разочаровался в матери, которая даже не попыталась встать на его защиту. Спасала мальчика от страшного отчаяния только доброта бабушки, которая жалела его и при каждом удобном случае старалась побаловать.

Спустя некоторое время Варвара вновь вышла замуж. Забрав Алексея, супруги перебрались в Сормово. На новом месте герой пошёл в школу, где у него сразу не заладились отношения ни с одноклассниками, ни с учителем. Новый брак, в котором родилось двое детей, не принес счастья Варваре. Муж стал изменять ей, унижать и бить. Не выдержав, Алексей ранил обидчика матери ножом.

Герой был вынужден вернуться к деду. Когда старший Каширин узнал о смерти Варвары, он не стал держать на иждивении родного внука и отправил его самостоятельно зарабатывать на хлеб.

Глава V

Весной дядья получили от деда свои доли. Каждый обзавелся домом и мастерской: Яков – в городе, Михаил – за рекой. Дедов дом заняли квартиранты. Мальчик и бабушка перебрались на чердак. К бабушке все шли за советом: и в болезни, и по хозяйству. Узнал мальчик и про ее детские годы, скитания по добрым людям вместе с увечной матерью, бывшей кружевницы, которую согнали со двора баре.

Освоила рукоделие и Акулина. Ее приметили, да взяли в семью, женой Василию. Бывало, делился воспоминаниями и сам дед. Особенно про Отечественную войну 1812 года, да пленных французов. А после брался учить внука грамоте – по церковным книгам. На улицу Алексей выходил редко: местные мальчишки лупили его.

История создания

Максим Горький — выходец из простого народа, но, вопреки всему, ему удалось без чьей-либо помощи и поддержки получить достойное образование, а также развить свой талант и получить всемирную известность. Данная повесть «Детство» рассказывает читателям о первых годах жизни писателя, и является одним из самых известных примеров автобиографического произведения в русской литературе. 

Сама идея написать автобиографическое произведение, в котором бы без прикрас описывались детские годы и переживания, а также раскрывалась реальная картина жизни русского народа, пришла в голову писателя еще в девяностых годах двадцатого столетия, на заре его писательской карьеры. Но взялся за перо автор лишь в 1912 году. Именно в это время Горький начал трудиться над своим бессмертным произведением. 

На самом деле данное произведение входит в трилогию, в которую также вошли такие произведения, как: «В людях» и «Мои университеты». Автор усердно трудился над произведениями до 1913 года. За основу «Детства» Максим Горький взял собственные воспоминания о времени, которое он провел в доме деда, после того, как умер его отец. 

Написанием повести «Детство» Максим Горький повторяет путь Льва Николаевича Толстого, у готово также есть повесть «Детство». Но в этих произведениях есть существенная разница — Лев Николаевич рассказывает о том, как он становился дворянином, а Алексей Максимович говорит о том, как пробивался в жизни ребенок из бедной семьи. Таким образом автору удалось показать, насколько разное детство может быть у детей внутри одной страны. 

Главная мысль

Тяжелыми были детские годы Алеши Пешкова. Горький М. изображает их с правдивой беспощадностью. И так же четко в произведении обозначены стойкость героя, его наблюдательность, впечатлительность и рано появившееся стремление к прекрасному

Важно, что мечтательность и склонность к фантазии не отрывают его от земли, а помогают видеть ростки прекрасного, намеки на прекрасное в реальной жизни. Поэтому таким плодотворным оказалось для мальчика общение с его чудесной бабушкой и другими людьми, которые встречались ему на пути

Повесть учит в самых трудных обстоятельствах не падать духом. И, конечно, утверждает фундаментальную роль детства в становлении личности человека.

Главные герои и их характеристика

Василий Васильевич Каширин старшина цеха красильщиков и дедушка главного героя. Довольно гнусный старик, жестоко тиранящий всех домашних. Одержим скупостью, которая ближе к концу повести достигает таких размахов, что Василий продаёт почти всё имущество своей жены, начинает ходить по знакомым, прося милостыню, а все полученные деньги пускать в рост. Жесток даже к детям, регулярно порет их за провинности, но иногда способен и на некоторые проявления доброты. Именно дед учит Алексея читать, а потом со слезами на глазах рассказывает ему о том, как тяжело жилось ему, когда он работал бурлаком.
Акулина Ивановна Каширина бабушка главного героя, жена деда Василия. Добрая и ласковая старуха, любящая водку и нюхательный табак. Несмотря на все тяжёлые испытания, выпавшие на её долю, сохранила в себе доброту и жизнелюбие. Со смехом переживает все жестокие выходки деда Василия и никогда ни на что не жалуется. Становится единственной отрадой главного героя, источником света в его безрадостной жизни.
Алексей Пешков главный герой повести. Автобиографический герой Горького, глазами которого читатель видит все описываемые в произведении события. В начале рассказа представляется нам обычным ласковым мальчиком, но пройдя через школу жизни, пережив лишения, разочаровавшись в матери, резко взрослеет и матереет, дерётся с другими мальчишками и ранит своего отчима в драке. Жестокость, которой подвергается ребёнок, оставляет глубокую рану в его душе, но именно она закаляет его характер, позволяет ему преодолеть трудности детства, смерть матери и пойти «в люди».
Иван Цыганок Сирота непонятного происхождения, который работает у Кашириных, чтобы выжить. Это веселый, открытый и добрый парень, который часто терпит наказания и жестокость, но не унывает. Он дружелюбно относится к главному герою. Но Ваня погибает рано: при переносе тяжести он оказывается придавленным ею и умирает в муках.
Дядья Лексея Дяди главного героя — злые, жадные и циничные мужики, которые привыкли к суровости отца и стали такими же. Все они думают только об интересах своих семей и враждуют с родственниками. Алкоголизм, брань, ложь, даже интриги — вот краткое описание их жизни.

Проблемы

Главной проблемой в произведении является нищета и бедность, в которой не одному ему довелось выживать. Все это порождение социального неравенства. Аналогичное неравенство царит в семье Василия Каширина, потому что он один имеет финансовые запасы, но, ни с кем не делится, а все остальные члены семьи должны сами себя снабжать.

Не менее важным периодом является детство в жизни людей, ведь писатель начал свою жизнь в нищей среде, которой было присуще пьянство и мошенничество, а в иных вопросах семья Кашириных была несведуща. Психика ребенка из-за этого сломалась, и он вбирает в себя часть этой среды – ворует и может даже зарезать.

Фоном ко всему выступает проблема простого народа, который угнетен и страдает от бедности, став озлобленным и жестоким. Но автор считает, что виной тому не сам народ, а порядок вещей, который сложился в обществе.
Впрочем, он нам показывает и хороших представителей этого народа – бабушку Акулину, сохранившую человечность.

Важна проблема порочности людей. Писатель максимально детально описывает те низменный стремления, которые царили не только в его семье, а и в тысячах таких же. Так, насилие и кражи, пьянство и измены являлись обыденными явлениями в народной жизни. Даже Акулина Ивановна пьет и курит, хоть и является единственным светлым человеком в жизни мальчика.

Проблемы

Проблема социального неравенства. Максим Горький очень наглядно показывает проблемы нищеты и неприглядности городских низов. Даже на примере отдельной семьи Кашириных мы можем видеть неравенство. Дед Василий имеет сотни рублей, но ни с кем не собирается ими делиться.  Каждый из членов семьи должен самостоятельно обеспечивать себя. 

Проблема женской доли. Автор раскрывает данную проблему на примере Варвары и Акулина, которые вынуждены находиться в полном бесправии. У них нет защиты со стороны семьи, более того, именно в семье они подвергаются постоянным издевательствам и физическим наказаниям. Каждый день судьба словно испытывает женщин на прочность. Мужья постоянно их бьют, изменяют им, в то время, как женщины ничего не в состоянии с этим сделать и элементарно постоять за себя. Такой образ жизни заставляет женщин спиваться и опускаться до насилия, поскольку по-другому они терпеть подобное отношение более не могут. 

Проблема деградации института семьи. Главная задача близких людей — поддерживать друг друга, для этого они и живут вместе. Но в том мире, где вынужден жить маленький Алеша, все поменялось местами — близкие люди бью еще больнее других. В семье мальчика царит насилие и произвол. Ни дети, ни женщины не имеют никакого права голоса, поэтому вынуждены находиться в рабском положении. Помощи им ждать неоткуда. Что же касается стариков, то их участь и вовсе печальна. Они лишаются абсолютно всего, поскольку не могут постоять за себя. Из-за постоянного унижения люди становятся озлобленными, дети бросаются на взрослых с ножом, а мать избивает родного ребенка за рубль, который тот потратил на книги. 

Проблема нищеты. Люди, которые безустанно трудятся на заводе, получают сущие гроши, поэтому вынуждены голодать и не могут обеспечить даже удовлетворение первичных потребностей. У Алеши нет никакой возможности, чтобы приобрести себе нужную книгу, а его бабушка и вовсе вынуждена просить милостыню, поскольку в старости никто из детей не хочет ей помогать. Из-за постоянно нищеты люди становятся жестокими. Например, Василий Каширин в старости впадает в маразм и каждую копейку откладывает, в то время как его супруга вынуждена просить милостыню. 

Проблема полного бесправия. Складывается впечатление, что государство занимается лишь тем, чтобы взымать с населения те долги, которые они даже у него не брали. Никто из органов власти совершенно не стремится помочь людям с решением их проблем. Люди не имеют возможности пожаловаться кому-то на преступление, поэтому предоставлены сами себе. Их никто не желает слушать и вникать в их проблемы, но при этом всем, они всем должны. Именно сложившееся положение вещей и приводит к дальнейшей революции. 

Проблема отчаяния. Наступает момент, когда главный герой просто теряет веру в будущее и становится таким же озлобленным, как и его окружение. Он совершает ряд плохих поступков, начинает драться и сквернословить. Из-за своего поведения он становится частью системы, которая сломала ему жизнь. Но, благодаря просвещению и положительному примеру, ему удается стать на путь истинный. 

Детство Алеши начинается в весьма неблагоприятной среде. Мальчика окружают пьяницы, мошенники и невежды. Это не могло не отложить отпечаток на некрепкую психику ребенка. Проходит время, и Алексей уже практически ничем не отличается от своего окружения — ворует и не брезгует поножовщиной. 

Проблема народа. Горький показывает русский народ, как озлобленную и забитую массу. В их жизни царит сплошная нищета и лишения. Но автор дает понять, что виной тому стал не народ, а положение вещей, которое установилось в Российской империи. Но также автор говорит о том, что даже в столь суровом и жестоком мире встречаются светлые и хорошие люди, как Акулина Ивановна, которой удалось сохранить в себе человека. 

Проблема мерзости жизни. Максим Горький весьма подробно описывает все пороки, которые царят в среде простого народа. Алкоголизм, воровство, измены, насилие — все это автор показывает обыденностью в сложившемся обществе. 

Кратко

Произведение «Детство», написанное советским писателем Максимом Горьким, является автобиографическим. Это первая часть трилогии о детской жизни героя, которая проходила до революции.

Рассказчик начинает повествование о том, как от тяжёлой болезни скончался его отец. От горя у матери случились роды раньше времени и младенец умер. Рассказчик и его мать едут жить в семью деда.

Там мальчику плохо, дед ругается со своими детьми и жестоко наказывает внуков. Рассказчик подружился с Иваном-Цыганком, который отличался добродушным складом характера, и старался помочь окружающим. Но вскоре друг умирает и рассказчик остаётся один в этой недружной семье деда. Мать не принимала участие в воспитании мальчика. Спасала рассказчика только доброта бабушки, которая постоянно жалеет и балует мальчика. Дед обучает внука грамоте.

Взрослые сыновья всё время требуют от деда разделить имущество, которое он смог получить от работы в своей мастерской. Но старый мужчина не торопится отдавать им нажитое. Он недоволен своими детьми и принуждает мать рассказчика к новому замужеству по расчёту. Но молодая женщина отказывается. Вскоре рассказчик тяжело заболевает, и бабушка ухаживает за ним и рассказывает внуку историю семьи.

Мать снова выходит замуж за мужчину, который не нравится мальчику, и забирает сына жить в новую семью. Бабушка начинает пить, и снова мальчик предоставлен сам себе. Он начинает учиться в школе, но не может поладить с одноклассниками. Семейная жизнь матери не ладится, и рассказчик снова переезжает жить к деду, который отличается чрезвычайной скупостью. Рассказчику приходится самому зарабатывать себе на пропитание.

Вскоре тяжело больная мать мальчика приезжает в дом деда, где вскоре умирает. Дед не собирается дальше держать в своём доме внука и отправляет его в люди работать и кормить себя самому.

Произведение заставляет читателей изменить отношение к собственной жизни, показывая, насколько нелегко жилось рассказчику.

Критика

Автобиографическая трилогия в целом и «Детство» в частности были крайне тепло встречены читающей частью России.

Знаменитый в будущем детский писатель Корней Чуковский отмечал важность книги для понимания не только жизни народа, но и души самого Горького. Он очень чутко уловил не только отрицательные, но и светлые посылы, заключённые в книге, назвав её воздушной и очаровательной

Один из величайших поэтов серебряного века – Александр Блок, также высоко оценил повесть, отметив, прежде всего, яркий и самобытный образ бабушка Акулины Ивановны.

Повесть многократно переиздавалась и экранизировалась, и на сегодняшний день, даже спустя век после своего рождения, считается классикой русской литературы.

Проблема семьи и взаимоотношений родителей в повести «Детство» М. Горького

В повести «Детство» М. Горького одной из важнейших проблем является проблема семьи и отношения между родителями. Главный герой Володя растет в семье, которая далека от идеала, его родители часто ссорятся, ругаются и даже дракуются. В такой обстановке Володя вынужден взрослеть и стать свидетелем конфликтов, которые становятся для него настоящим испытанием.

Одной из главных тем повести является отсутствие взаимопонимания между родителями, что влияет на жизнь их сына и создает для него большие проблемы. Родители не уважают друг друга, не слушают, не понимают и не доверяют друг другу. Их отношения приводят к появлению различных конфликтов, которые только усугубляют семейную ситуацию.

Проблема отношений родителей в повести «Детство» М

Горького ярко демонстрирует важность взаимопонимания в семье и то, как важно сохранять и развивать отношения внутри своей семьи. Если родители не справляются со своими персональными проблемами, то это отражается на детях, что может негативно сказаться на их жизни и будущем

Таким образом, в повести «Детство» М. Горького проблема семьи и взаимоотношений родителей становится центральной, показывая, что внутреннее состояние семьи влияет на жизнь ее членов и их будущее. Эта проблема по-прежнему актуальна и важна для человеческой жизни в любое время, так как семья является одним из основных краеугольных камней нашего общества и культуры.

Горький «Детство» в сокращении по плану

Переезд к Кашириным 

Главный герой повести, мальчик Алексей Пешков, живет счастливо с родителями в Астрахани. Мать Варвара и отец Максим воспитывают Алексея в любви и взаимопонимании. После смерти отца Алексей с матерью переезжают в Нижний Новгород. Здесь они поселяются в семье матери – большой семье Кашириных.

Первое время у Кашириных 

Каширины – скандальная, неблагополучная семья, в которой вечно происходят ссоры и драки. Глава семьи — дед Василий Каширин – состоятельный, уважаемый, но жестокий старик. С дедом живут два его сына, дядя Яков и дядя Михайло – такие же жестокие люди, как и сам дед. Дед регулярно сечет Алексея розгами. Мальчик с трудом привыкает к тяжелой жизни у Кашириных и мечтает сбежать.

Тяжелые будни у Кашириных 

Мать Алексея не выдерживает тяжелой жизни в родительском доме и надолго уезжает куда-то. Воспитанием Алексея занимается бабушка – добрая старушка Акулина Ивановна. Она становится лучшим другом мальчику. У Кашириных царит все та же тяжелая атмосфера, от которой Алексей очень страдает. Мальчик поступает в местную школу. Он неплохо учится, но много хулиганит.

Замужество матери 

Мать Алексея возвращается в родительский дом и выходит замуж. У матери и отчима рождаются два сына, один из которых умирает в раннем детстве. Отчим унижает и избивает мать. Алексей однажды видит, как отчим бьет мать ногами. Мальчик кидается на отчима с ножом, но тот отделывается царапиной.

Разорение деда и смерть матери 

Дед Каширин разоряется и отказывается содержать семью. Чтобы прокормиться, Алексей начинает работать. Мать Алексея серьезно заболевает и умирает. Вскоре дед вынуждает Алексея покинуть дом и начать самостоятельную жизнь. Мальчику в это время около 8 лет.

Чему учит?

Прежде всего, повесть «Детство» заставляет задуматься о том, как не надо жить. Автор осуждает пьянство, воровство, жадность и грубость. Демонстрирует нам, как низко может пасть человек, который поддаётся самым пагубным привычкам и думает только о низких вещах, не заботясь о своей нравственности. Мораль книги состоит в том, что люди не должны зацикливаться на деньгах, даже если живут в нищете и берегут каждую копейку. Эта зацикленность превращает семью в сборище врагов.

Также это произведение говорит о том, что не весь мир наполнен одним лишь злом, и даже в самом беспросветном мраке всегда можно найти крупицы света и добра, что среди злых людей есть множество добрых и что даже в, казалось бы, самом низком человеке может остаться ещё что-то хорошее. Это и есть нравственные уроки повести «Детство».

Читательский дневник по повести «Детство» Горького

Сюжет

После смерти мужа Варвара с сыном Алексеем возвращается в отцовский дом, в Нижний Новгород. Дед мальчика, владелец красильной мастерской, Василий Каширин, человек строгий и скупой. Дядья Алексея – Яков и Михаил – грызутся за доли наследства. Однажды за провинность мальчика впервые в жизни дед высек розгами. Почувствовав, что переборщил, он мирится с ребенком. Мальчик находит себе и друга в доме: приемыша Ивана Цыганка, подмастерья. Но ближе всех ему добрая бабушка Акулина: рассказчица сказок, травница, хозяйка. Однажды, благодаря ее усилиям, дом сберегли от пожара.

Дед отделяет части наследства сыновьям, одни из них недоволен и просит большего. Дед сокращает свои расходы за счет близких людей. Так он сам в итоге оказывается в подвале (а после и вовсе на улице). Алексей живет то у матери, чье новое замужество не удалось, то с бабушкой прибивается к деду. В школе учеба идет туго, он занят поисками денег на прожитье – для себя и бабушки, и иногда даже ворует. Мать мальчика умирает от болезни. Его самого дед отправляет самостоятельно добывать хлеб – «в люди».

Отзыв

Книга автобиографическая. Картины простонародной жизни, социального неравенства, утраты семейных ценностей. В детстве человек должен видеть примеры любви, а не жестокости. Ведь именно тогда закладываются основы его характера и взглядов на жизнь. Немногие, но яркие положительные образы (бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Тема утраты сострадания: как у взрослых, так и детей. Протест против «свинцовых мерзостей» жизни.

Основная идея автора

Главная мысль произведения в том, что человеку нужно всегда оставаться милосердным, несмотря на непростые обстоятельства. Так случилось и с Алешей. Он рос в злобной семье, в которой родственники постоянно конфликтовали, а детей пороли за любое неподчинение. Но даже так он остался добрым и порядочным мальчиком.

Чтобы лучше понять идею автора, рекомендуем вместо краткого варианта прочесть книгу целиком.

Главные герои и их краткая характеристика

Алексей Пешков – одиннадцатилетний мальчик, которому после смерти отца пришлось пережить немало невзгод. Варвара Васильевна Пешкова – мать Алексея, безвольная, забитая, уставшая от жизни женщина. Акулина Ивановна Каширина – бабушка Алексея, добрая, любящая, заботливая. Василий Васильевич Каширин – дед Алексея, владелец прибыльного дела, злой, жадный, жестокий старик. Яков и Михайло Каширины – старшие сыновья Василия Васильевича, глупые, завистливые, жестокие люди. Иван Цыганок – девятнадцатилетний юноша, подкидыш-воспитанник в семье Кашириных, добрый и веселый.

Время и место сюжета

Поскольку данное произведение является автобиографичным, можно сделать вывод, что действие повести происходит примерно в 1871-1879 гг., в Нижнем Новгороде, где прошли детские годы осиротевшего писателя.

Краткое содержание и сюжет

Алексей рос в любящей, дружной семье. Когда от холеры скоропостижно скончался его отец, мать от пережитого горя родила раньше времени, однако младенец не выжил. Осиротевший Алексей и его мать Варвара на пароходе отправились в Нижний Новгорода, в семью деда Василия Каширина. В доме жила большая семья: дед с бабушкой Акулиной Ивановной, а также взрослые их сыновья Михайло и Яков с женами и детьми. Кроме того, с Кашириными жил молодой паренек, подкидыш Иван Цыганок.

Василий Васильевич работал цеховым старшиной в красильной мастерской. Он был очень трудолюбивым, прижимистым, требовательным старичком, и за долгие годы тяжелого труда нажил приличное имущество. Вот только семья его была совсем недружной: братья постоянно ссорились, требуя от отца раздела его добра. Однако дед старший Каширин видел, что сыновья – никудышные хозяева, и не спешил отдавать им наследство. Алеше пришелся по душе лишь Иван Цыганок, с которым он быстро сдружился. Юноша отличался добродушным, покладистым характером и готовностью прийти на помощь окружающим. Однако вскоре единственный друг Алеши умер, и он остался один в ненавистном семействе.

Алексею было сложно привыкнуть к жизни в доме, где постоянно слышалась ругань, а дети подвергались суровым телесным наказаниям. Однажды его засекли до потери сознания, и после того случая Алексей глубоко разочаровался в матери, которая даже не попыталась встать на его защиту. Спасала мальчика от страшного отчаяния только доброта бабушки, которая жалела его, и при каждом удобном случае старалась побаловать.

Спустя некоторое время Варвара под отцовским нажимом вновь вышла замуж. Забрав Алексея, супруги перебрались в Сормово. На новом месте герой пошел в школу, где у него сразу не заладились отношения ни с одноклассниками, ни с учителем. Новый брак, в котором родилось двое детей, не принес счастья Варваре. Муж стал изменять ей, унижать и бить. Не выдержав, Алексей ранил обидчика матери ножом.

Герой был вынужден вернуться к деду. Когда старший Каширин узнал о смерти Варвары, он не стал держать на иждивении родного внука, и отправил его самостоятельно зарабатывать на хлеб.

Основная мысль

Детство – важная пора в жизни каждого человека, ведь именно тогда закладываются жизненные приоритеты, отношение к себе и окружающему миру.

Чему учит

Мне больше всего в повести понравился тот эпизод, в котором описывается знакомство Максима и Варвары, родителей Алеши. Наверно, это потому, что это один из немногочисленных светлых эпизодов повести, ведь большинство из них — темные, мрачные.

Этот эпизод наполнен счастьем, улыбками, сулит прекрасное будущее. Здесь счастливы все, даже бабушка и дедушка в итоге, потому что в семье появилась настоящая любовь, а она несет радость.

Словарь новых и незнакомых слов

Фуксин – ярко-красная анилиновая краска, названная по сходству с окраской цветов фуксии. Целковый – серебряная монета достоинством в один рубль. Косушка – бутылка водки емкостью в четверть литра. Расточаться – безрассудно, бессмысленно тратить что-либо. Каменка – печь, сложенная из камня и не имеющая трубы наружу. Поземок – перенос снега ветром над самой поверхностью снежного покрова при отсутствии снегопада. Риза – верхнее облачение священника, надеваемое во время богослужения. Псалтырь – книга Ветхого Завета, сборник молитв. Скоромное – продовольственные продукты, в состав которых входит пища от теплокровных животных (птиц и млекопитающих).

Суть

В основе повести лежат события из жизни Николеньки Иртеньева, главного героя. Повествование ведется от лица самого Коли, мальчик рассказывает о быте в дворянском доме, охоте, учителе, первой влюбленности, личных переживаниях и тяжелых временах. Мы видим мир глазами мальчика 10 лет, который только начинает понимать суть вещей, чувств и поведения людей.

Николай сталкивается с самыми разными явлениями. У него умирает мать, а он вынужден покинуть дом и отправиться на обучение в большой и чужой город. Там у него начинается новая жизнь, полная приключений, открытий и размышлений. Сюжет книги мы описали кратко и точно в

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: