Основные теории воспитания

Проблемы и пути решения национального воспитания в школе  | электронный педагогический журнал магариф.рф

Список литературы

  1. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России : / учебное пособие для студентов педагогических колледжей по отделению «Педагогика» Международной академии наук педагогики. Науки о педагогическом образовании, под. Изд. М.: Академия, 2002 г. — 414 С.
  2. Афанасьев В.Г. О системном подходе к воспитанию // Советская педагогика. — 1991. — № 2. — С. 77-80.
  3. Афтонасьев А.Ф. Мысли о воспитании // Антология педагогической мысли России первой половины XIX века / Сост. П.А. Лебедев. — М.: Педагогика, 1987. С. 394-402.
  4. Ахияров К.Ш. Башкирская народная педагогика и воспитание молодого поколения. -Уфа: Башкирский педагогический институт, 1996.
  5. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений в 13 томах / Редакторы: Н.Ф.Бельчиков и др. — М.: АН СССР, 1954. т. 4. — 676 с.
  6. Бельский, В.Ю. Ушинский, К.Д. О национальном характере образования // Социология и гуманитарные знания — 2003 — № 6 с.203-213.
  7. Беляев А.В. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи: дис. Кандидат педагогических наук. — Ставрополь, 1997 г. — 531 с.

Если вы хотите научиться сами правильно выполнять и писать рефераты по любым предметам, то на странице «что такое реферат и как его сделать» я подробно написала.

Посмотрите похожие темы рефератов возможно они вам могут быть полезны:

  • Особенности идеологии в политическом пространстве современной России
  • Методы юридической конфликтологии
  • Волонтерство гражданского общества
  • Структура общественного производства, ее состав, основные элементы и факторы формирования
  • Экономическая сущность и значение инвестиций
  • Компьютерный сленг в восприятии гимназиста ХХI века
  • Петр I — общегосударственные и медицинские реформы
  • Материалистические взгляды представителей русской медицинской науки
  • Фольклор как фактор воспитания в народной культуре
  • Нравственные идеалы в народной педагогике
  • Фольклор Карелии о воспитании и о семье
  • Нравственное воспитание в младшем школьном возрасте

Оформление рефератов для любых институтов и университетов:

  1. Рефераты МГУ
  2. Рефераты МФТИ
  3. Рефераты НИЯУ МИФИ
  4. Рефераты НИУ ВШЭ
  5. Рефераты СПбГУ
  6. Рефераты МГИМО
  7. Рефераты МГТУ
  8. Рефераты ТПУ
  9. Рефераты СПбПУ
  10. Рефераты УрФУ
  11. Рефераты ТГУ
  12. Рефераты КФУ
  13. Рефераты ФУпПРФ
  14. Рефераты РЭУ
  15. Рефераты НИТУ МИСиС
  16. Рефераты СФУ
  17. Рефераты РГУ нефти и газа
  18. Рефераты НИУ МЭИ
  19. Рефераты ИТМО
  20. Рефераты МГМУ
  21. Рефераты РУДН
  22. Рефераты НГТУ
  23. Рефераты РНИМУ
  24. Рефераты МГЛУ
  25. Рефераты ЮФУ
  26. Рефераты ННГУ
  27. Рефераты МАИ
  28. Рефераты СПбГЭУ
  29. Рефераты ВАВТ
  30. Рефераты СНИУ
  31. Рефераты КГМУ
  32. Рефераты ДВФУ
  33. Рефераты МГЮА
  34. Рефераты СПбГУТ
  35. Рефераты КГАСУ
  36. Рефераты ПГУТИ
  37. Рефераты ТюмГУ
  38. Рефераты КемГИК
  39. Рефераты СПбУТУиЭ
  40. Рефераты ЯГСХА
  41. Рефераты МПГУ
  42. Рефераты ИГАУ
  43. Рефераты УГПС МЧС
  44. Рефераты СПбГАСУ
  45. Рефераты СГМУ
  46. Рефераты СГУ
  47. Рефераты СГЮА
  48. Рефераты ТУСУР
  49. Рефераты РПА
  50. Рефераты СПбГЭТУ ЛЭТИ
  51. Рефераты УрГЭУ
  52. Рефераты ДГТУ
  53. Рефераты ЧелГУ
  54. Рефераты ВГУ
  55. Рефераты ТулГУ
  56. Рефераты ЮЗГУ
  57. Рефераты НГПУ
  58. Рефераты ОГУ
  59. Рефераты ТГПУ
  60. Рефераты УПП
  61. Рефераты УдГУ
  62. Рефераты РГУП
  63. Рефераты УГНТУ
  64. Рефераты МГППУ
  65. Рефераты ГУАП
  66. Рефераты ВГУЭС
  67. Рефераты РГЭУ (РИНХ)
  68. Рефераты ВятГУ

Найдено научных статей по теме — 15

Модели воспитания: национальный контекст

Беляев Г. Ю.

В статье рассмотрены модели воспитания, исторически сложившиеся в национальных социокультурных контекстах.

Этноменталитет в национальной системе воспитания

Гелястанова Эльмира Хусейновна, Гулиева Зухра Хасановна

В работе дан общий анализ специфики развития духовно-нравственных истоков этнопедагогики кабардинцев и балкарцев в рамках северокавказского культурного процесса.

К. Д. Ушинский о национальном характере воспитания

Гонтаренко Ж. Н.

Актуальными являются идеи выдающегося мыслителя второй половины ХIХ столетия К.Д. Ушинского, выступавшего против заимствования чужеродных образовательных и воспитательных принципов.

Воспитание студентов в духе национальных ценностей

Жалилов Зарафшон

В данной статье рассмотрены вопросы воспитания учащейся молодежи на основе использования национальных ценностей, раскрыто их содержание и направленность.

П. И. Ковалевский о русском национальном воспитании

Акимова Ольга Борисовна, Верещагина Ирина Павловна

В статье анализируется одна из малоизвестных в педагогике работ П. И

Ковалевского, обращение к ней актуально и важно с позиций поисков ответов на вопросы современного духовно-нравственного воспитания.

Значение национальных ценностей в воспитании молодежи

Хайитова Фируза Абдуллаевна, Хуррамов Хаётбек Муродулло Угли

В данной статье были высказаны мнения о роли национальных ценностей в воспитании молодежи, продолжении традиций в семье и, как следствие, воспитании молодежи в духе верности национальным ценностям.

Национальные ценности в воспитании и ценности молодежи

Воронов Владимир Викторович

Представлена попытка исследовать вопрос о системе ценностей, идеологии, лежащих в основе нравственного воспитания молодежи в современной России. Сопоставляются две позиции: либеральная система ценностей в 90-х гг.

Воспитание позитивных качеств национального характера в Японии

Груздева Мария Валерьевна

В статье рассмотрена проблема комплексного воспитания позитивных качеств национального характера в Японии, осуществляемого традиционным укладом жизни японского общества, официальной образовательной политикой государства, государст

ОБРАЗ РОДИТЕЛЬСТВА В НАЦИОНАЛЬНОЙ ТРАДИЦИИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

Левданская Юлия Юрьевна, Попова Наталья Николаевна

В контексте постнеклассической науки анализируется дискурс родительства на основе идей синергетики, холизма и принципа открытости системы научного знания с позиции дополнительности.

И. Г. Фихте о национальном воспитании: от просвещения к paideia

Муравьёв Андрей Николаевич

В статье на материале «Речей к немецкой нации» И. Г. Фихте рассматривается проблема национального воспитания, весьма актуальная для России как многонациональной страны.

Первая мировая война и аспекты национального воспитания в России

Новиков Михаил Васильевич

В статье освещается проблема национального, патриотического воспитания подрастающего поколения в российских школах накануне и в ходе Первой мировой войны.

Педоцентрическая теория воспитания.

В начале XX века выделяется новая система «педоцентрическая дидактика». Ее называют также «прогрессивистской», «реформаторской», «обучением через делание». У ее истоков стоял американский педагог Д. Дьюи. «Педоцентрическая» она потому, что Д. Дьюи предлагал строить процесс обучения, исходя из потребностей, интересов и способностей ребенка. Целью обучения должно быть развитие общих и умственных способностей, разнообразных умений детей.

основные положения:

1.активизация ученика в процессе учения

2.учеба носит самостоятельный, естественный характер

3.обучение не как преподавание, а как открытие, получение знаний учениками в ходе их спонтанной деятельности = обучение через делание

Основные теории воспитания

Воспитание – одно из важнейших категориальных понятий в педагогике. Однако оно широко используется и в повседневной жизни. В широком смысле воспитание – это воздействие общества на человека. В узком, педагогическом смысле воспитание — это процесс специально организованного взаимодействия педагогов и воспитанников по реализации воспитательных целей и задач, отражающих основные требования общества.

Воспитание является важной сферой человеческой деятельности. Необходимость специально организованного воспитания человека обусловлена тем, что в воспитательном процессе происходит формирование нравственных качеств личности, приобщение к культурному наследию человечества, воспитание жизненной позиции, соответствующей требованиям общества, развитие склонностей, способностей личности, нужных и полезных обществу, развитие коммуникативной функции и социализация личности

Воспитание позволяет организовать личностно и общественно ценную деятельность школьника, сформировать у него опыт достижения личного и коллективного успеха.

В современном обществе воспитание выполняет три основных функции:

1)  культурно-созидательную функцию (сохранение, передача новому поколению и воспроизведение культурного наследия человечества);

2)  гуманистическую или человекообразующую функцию (развитие потенциала личности ребёнка);

3)  функцию социализации и социальной адаптации (подготовка воспитанника к вхождению в систему общественных отношений).

Культурно-созидательная функция воспитания является звеном, связывающим две другие функции на основе усвоения воспитанниками норм индивидуальной (гуманистическая функция) и социальной (функция социализации) культурной жизни.

Тесная связь воспитания с общественной жизнью предполагает обусловленность воспитания особенностями культуры и исторической памяти каждого народа, сложившимися в обществе национальными обычаями и традициями, национальным менталитетом.

Национальное своеобразие воспитания проявляется в различных ценностях, являющихся основой воспитательного процесса и результата воспитания. Это находит отражение в целях и задачах воспитания, в содержании и организации воспитательного процесса.

В основе реализации идеи национального своеобразия воспитания лежит принцип культуросообразности, обоснованный в XIX в. выдающимся немецким педагогом А. Дистервегом. Суть этого принципа состоит в учёте культурных особенностей места и времени, в которых воспитывается и будет жить человек. Однако реализация принципа культуросообразности не означает воспитания в ребёнке чувства превосходства своего народа над прочими народами.

Отрасли педагогики, взаимосвязь педагогики с другими науками

страница 19/38
Дата 20.06.2022
Размер 220,51 Kb.
#186384

  …           19         …  
Bilety po pedagogike27677554.182395784908665233.1.1

Воспитание как общественное явление предполагает взаимодействие общества и человека, направленное на передачу социального опыта старшим поколением младшему поколению как основы развития и саморазвития личности человека.
Воспитание как общественное явление характеризуется следующими основными чертами, выражающими его сущность:
а) воспитание возникло из практической потребности приобщения подрастающих поколений к условиям общественной жизни и производства, замены ими стареющих и выбывающих из жизни поколений. В результате дети, становясь взрослыми, обеспечивают собственную жизнь и жизнь утрачивающих способность к труду старших поколений.
б) воспитание, появляется вместе с возникновением человеческого общества и существует, пока живет само общество. Оно необходимо потому, что является одним из важнейших средств обеспечения существования и преемственности общества, подготовки его производительных сил и развития человека.
в) воспитание на каждом этапе общественно-исторического развития по своему назначению, содержанию и формам носит конкретно-исторический характер. Оно обусловлено характером и организацией жизни общества и потому отражает общественные противоречия своего времени. В классовом обществе коренные тенденции воспитания детей различных классов, слоев, групп порой противоположны.
г) воспитание подрастающих поколений осуществляется за счет освоения ими основных элементов социального опыта, в процессе и результате вовлечения их старшим поколением в общественные отношения, систему общения и общественно-необходимую деятельность. Общественные отношения и взаимоотношения, воздействия и взаимодействия, в которые вступают между собой взрослые и дети, всегда являются воспитательными или воспитывающими, независимо от степени их осознания, как взрослыми, так и детьми. По мере того, как взрослые осознают свои воспитательные взаимоотношения с детьми и ставят перед собой определенные цели формирования у детей тех или иных качеств, их отношения становятся все более сознательно целенаправленными.
Национальное своеобразие воспитания определяется тем, что каждый народ имеет свой специфический образ жизни, который формирует личность в соответствии с особенностями национальных традиций и национального менталитета.
Наиболее распространенное и эффективное средство воспитания в народной педагогике – устное народное творчество, в котором в высокохудожественной форме отражены воззрения народа на природу, житейская мудрость, нравственные идеалы, социальные чаяния и творческая фантазия.
Воспитание гражданской идентичности включает в себя следующие составляющие:

  …           19         …  

Исследование принципа образования национальностей в работах К.Д. Ушинского

Рост общественного сознания в 1860-е годы и пробуждение русского общества к самостоятельной исторической жизни нашли яркое, развернутое выражение в философии образования Ушинского. Эта философия открыла новую, доселе неизвестную страницу в истории российского образования.

Ушинский был первым носителем социальной идеи в истории российского образования и педагогической мысли. Ключевыми словами в его философии образования являются «общество» и «социальный». Его базовая основа — понятия «общественное воспитание», «общественное образование». Ушинский часто связывал эти понятия синонимически, хотя в своей педагогике он предпочитал обобщающий термин «воспитание» (в отличие от современной педагогики, где интегративным термином является «образование» в его современном обобщающем смысле — как синтез обучения, воспитания и развития). Но независимо от выбора этих терминов — «воспитание» или «образование», Ушинский придавал большое значение слову «общественный», которое определяет социальную сущность, социальный смысл явлений, обозначаемых этими терминами.

Раскрытие этой социальной сущности и социального смысла было ядром философии образования Ушинского. Двумя его ключевыми идеями были социальная природа воспитания (Erziehung) и народность. Отсюда радикально новый взгляд Ушинского на проблемы воспитания (Erziehung), необычный для традиционной педагогики, взгляд, как он сам выразился, «с точки зрения народа и общества». «Нет ничего естественнее и справедливее, — писал Ушинский, — чем смотреть на народное образование с той же точки зрения. Образовательные учреждения, созданные обществом и народом, должны быть озабочены, прежде всего, удовлетворением потребностей общества и народа».

Подчеркивая диалектическое единство реальных интересов личности и общества, о котором говорилось выше, Ушинский утверждал: «Каждый человек так органически связан с народом, к которому он принадлежит, что, удовлетворяя реальные потребности народа в его воспитании, мы в полной мере удовлетворяем и его индивидуальные потребности. И наоборот, удовлетворяя своим воспитанием истинные потребности здравого смысла индивида, мы готовим в нем полезного деятеля и участника жизни народа, независимо от того, осуществляется ли эта деятельность на широком, политически ровном поле или в узких рамках семейной жизни».

По глубокому убеждению Ушинского, именно такой взгляд на воспитание является наиболее продуктивным и перспективным, поскольку «народное воззрение заключает в себе все другие, как часть его, и из него дает прочную опору и единство всем другим воззрениям». До Ушинского никто в русской педагогике не рассматривал образование, его природу и задачи с такой точки зрения.

Основы своей педагогической философии Ушинский изложил уже в своей первой педагогической работе — в статье «О пользе педагогической литературы» (1857), которая стала его собственным первым педагогическим трудом. (1857), который стал своеобразным манифестом не только для его автора, но и для зарождающейся новой русской педагогики. В этой статье содержались основные идеи Ушинского, которые он впоследствии развивал, в том числе основные идеи его более позднего главного труда «Личность как предмет воспитания». Опыт педагогической антропологии».

Место принципа гражданства в системе образования

Основным показателем образованности человека как гражданина является гражданство. Гражданство следует понимать как всеобъемлющее качество человека в следующих аспектах:

  1. Мировоззрение (знания, убеждения, ценностные ориентации и др.);
  2. Поведенческие (нормы, ориентация, установки, действия и т.д.);
  3. Оценочный (качественное состояние морального, политического, правового самосознания; стиль мышления; познавательные оценки, их характер, содержание, степень истинности, логика доказательств и др);
  4. Культурная (культура чувств, отношений, поведения, форм, содержания и характера самодеятельного творчества и др.).

Систематический мониторинг уровня гражданской воспитанности учащихся является необходимым звеном педагогического процесса, предоставляющим информацию о реализации образовательных целей, которая необходима для дальнейшего программирования и регулирования образования, для управления развитием личности.

Воспитание гражданственности осуществляется в процессе всей жизнедеятельности ребенка, но основным средством воспитания является обучение. Для школьника учеба является главным компонентом его жизнедеятельности. Поэтому главным условием успешности гражданского воспитания школьников является правильная организация их образовательного процесса, создание условий для нравственного формирования, нормального развития и чувства достижения.

Успех гражданского воспитания в учебном процессе зависит от соблюдения всех дидактических принципов, но особое значение, как уже говорилось, имеет принцип народности. Принцип государственности пронизывает все содержание базового образования. Он неотделим от языка, культуры, традиций и обычаев народа.

Принцип национальности означает применение принципов национального воспитания, национальной культуры, национальных традиций в процессе формирования и воспитания личности.

Образовательные идеи каждого народа более чем что-либо другое пропитаны национальным характером, настолько пропитаны, что невозможно даже подумать о том, чтобы перенести их на чужую почву.

Заимствуя эти идеи без размышлений, мы берем только их мертвую форму, их безжизненную тушу, но не их живое и одушевляющее содержание. Если мы изучим образовательные идеи западных народов, то увидим, что мы часто хотим привить себе нечто, что даже не является идеей как таковой, а лишь остатком истории какого-то западного народа, который иногда остается неосознанным.

Поэтому детей следует воспитывать в соответствии с народными принципами той страны, в которой они живут и развиваются.

К.Д

Ушинский, разработавший принцип народности в воспитании, особо подчеркивал важность воспитания в детях любви к отечеству, гуманности, трудолюбия и ответственности. В то же время он отмечал огромное влияние труда на формирование личности: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могучую опору в борьбе с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями»

В.Г. Белинский также считал главной задачей нравственного воспитания развитие в детях чувства человеческого достоинства, патриотизма, гуманизма, любви к труду: «Всякий благородный человек глубоко сознает свое родство, свою кровную связь с отечеством….. Любить отечество — значит страстно желать в нем осуществления идеала человечности и по мере сил способствовать этому».

Н.Г. Чернышевский и Н.А. Добролюбов, рассматривая вопросы воспитания подрастающего поколения, определили в качестве основной цели формирование гражданина, любящего свое отечество и активно участвующего в общественных делах. Для этого необходимо предоставить молодому человеку право нормально и свободно развиваться, привить ему правильные взгляды на жизнь, твердые представления о добре, правде, долге, твердость воли, независимость суждений, трудолюбие, патриотизм.

Особенности воспитания настоящего гражданина

Существует настоятельная необходимость создания новой системы образования, соответствующей новому времени. Новая система образования должна быть направлена на хорошее гражданское воспитание.

Воспитание домашнего гражданина — объективная необходимость. Эта необходимость вытекает из видения конечных целей образовательного процесса, когда он ведет к формированию гражданина, «обладающего набором прав и обязанностей, гарантированных государством, приверженного идеалам демократии и идеям социального партнерства, уважающего национальные и личные свободы других, как и свои собственные; гражданина, для которого приоритетом становится уважение к законам государства; гражданина, характеризующегося способностью к разнообразной и продуктивной деятельности на благо общества и государства, на благо л…».

Воспитание гражданина является общей целью российской системы образования.

В России. Эта цель отражена в законе Российской Федерации «Об образовании». Гражданское воспитание является одним из основных принципов государственной образовательной политики.

Анализ педагогических исследований и практики гражданского воспитания школьников показывает возрастающий интерес к проблеме воспитания гражданственности. Развитые демократические страны Европы и Америки проявляют большой интерес к этой проблеме.

Воспитание гражданина происходит в процессе гражданского образования. Существует несколько подходов к гражданскому образованию:

  1. Как интегрированная часть социальных наук;
  2. Комплексная дисциплина, выходящая за рамки социальных наук.

В качестве основных направлений политического образования зарубежные ученые выделяют политическое образование, правовое образование, воспитание уважения к правам человека и ответственности перед обществом, экологическое образование и воспитание культуры межнационального общения.

На современном этапе развития российского общества, его ориентации на построение демократического конституционного государства, зарубежный опыт гражданского образования активно изучается и осмысливается авторами — разработчиками учебных программ и учебников, особенно по общественным дисциплинам.

Однако целенаправленное изучение «гражданских дисциплин» началось в нашей стране только в 1990 году, когда в школах стали преподавать «гражданское образование». Программа курса была разработана группой исследователей под руководством Якова Соколова. Целью курса было создание условий для развития гражданских качеств школьника и его самоопределения в реальной социально-экономической ситуации через формирование нравственной, политической и правовой культуры.

Курс заложил основу для формирования российского гражданского образования и является стержнем для развития системы гражданского воспитания в отечественной школе, понимаемого как этическое, политическое и правовое воспитание.

Успешность решения задач гражданского воспитания в школе во многом зависит от принципов построения системы. Руководящим принципом такой системы должен быть принцип гражданства. «Есть только одна общая для всех естественная тенденция, на которую воспитание всегда может положиться: это то, что мы называем национальностью…». Образование, созданное самим народом и основанное на народных принципах, обладает той воспитательной силой, которой нет в лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа.

Теория прагматического воспитания

Джон Дьюи (1859-1952) – американский педагог, один из представителей и основоположников прагматизма («прагма» – дело, действие). Прагматизм стремится выработать мировоззрение, дающее человеку возможность жить в неустойчивом и полном опасностей мире. Дьюи считал, что человек должен стремиться лишь к ближайшим целям, притом лишь практическим.

Таким образом , в центре внимания персоногенетической ориентации стоят проблемы активности, самосознания и творчества личности, формирования человеческого Я, борьбы мотивов, воспитания индивидуального характера и способностей, самореализации личностного выбора, непрестанного поиска смысла жизни в ходе жизненного пути индивидуальности. С изучением всех этих проявлений личности связана общая психология личности, разные аспекты которой освещаются в психоанализе, индивидуальной психологии, гуманистической психологии.

  • Функции финансов предприятий
  • Основные теории учения в отечественной психологии
  • Природа коррупции как социального явления
  • Нормы русского языка применительно к практике современных СМИ
  • Перечень, назначение и устройство основных элементов персонального компьютера (ПК).
  • Что такое нейросеть?
  • Формирование учебной мотивации, ее виды
  • Воспитание от рождения до 7 лет
  • Коллективные договоры и соглашения: стороны и содержание
  • Место и роль в мировой экономике Китая
  • Функция хеширования
  • Стили педагогического общения (Дисциплина «Педагогика»)
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: