«закат европы»

«закат европы» — краткое содержание книги освальда шпенглера

Шпенглер закат европы краткое содержание

Шпенглер закат европы краткое содержание Примеры этому мы видим в неопределенности трактования и оценки новоперсидской, арабской и русской истории. Конечно, это совсем не легкий выбор, но помочь в выборе может на нашем сайте. Культурология как самостоятельная наука в XX вв. Она обходится без часов и на ее фресках ни одна деталь не поможет определить зрителю высоты солнцестояния: нет тени, нет звезд, господствует вечный вневременный свет. Это так для античной математики и так для античного искусства. Таким только образом мы поймем римлян, как наследников эллинов. Энтропия, связанная с вторым законом термодинамики, радиоактивность и распадение атомов материи, закон относительности — все это колеблет прочность и незыблемость физико-математического миросозерцания, подрывает веру в длительное существование нашего мира. В этом заключается скептицизм. Таким образом царство чисел становится интуитивным отображением мировой формы, наряду с царством звуков, линий и красок. Выбившийся пролетарий занимается гимнастикой. Вживание, наблюдение, сравнение, непосредственная внутренняя уверенность, точная чувственная фантазия — таковы были его средства раскрытия таинств движущихся явлений. И осушение болот лишь Шпенглер закат европы краткое содержание духовного пути Фауста, лишь ознаменование духовной действительности. Нужно оставить разговоры о формах мышления вообще, о принципах трагического, или о задачах государства. Истинной духовной культуре может быть придется пережить катакомбный период. Всего неокантианства для Шпенглера просто не существует: это мертвый остаток некогда живой мысли: профессорствующая философия и философствующие профессора. Поэтому — предвосхищая Шпенглера — Данилевский заключает, что периодизация истории на древнюю, среднюю и новую неудовлетворительна. С тех пор это течение, медленно и с трудом пробиваясь сквозь толщу более поверхностных сил, ему противодействующих, и по временам как будто исчезая с поверхности исторической жизни, подземной струей доходит до наших дней и образует теперь самую глубокую и духовно-влиятельную силу внутреннего идейного творчества. Население планеты стремительно приближается к критическому порогу. Здесь что-то не совсем ясное у Шпенглера. Но Шпенглер находит такое свойство души, которое не требует специального обозначения. Равнодушие античного человека ко времени выразилось, в частности, в принятии закона, угрожавшего тяжкими карами за распространение астрономии, 25 который действовал в Афинах в последние годы правления Перикла. В первый раз эти два слова, обозначавшие до сих пор смутное этическое различие личного характера, рассматриваются здесь в периодическом смысле, как выражение строгой и необходимой органической последовательности фактов. Он также отрицал прогресс, исповедывал теорию круговорота, утверждал, что после сложного цветения культуры наступает закат, упадок, смерть. Зелински те же, что и у Дж. Механизм чистой картины природы, например вселенная Ньютона или Канта, подвергается познанию, определению путем понятий, разложению путем законов и уравнений и, наконец, приводится в систему. Серединная Европа внутренно разбита. Мы не властны изменить того положения, что родились Шпенглер закатами европы краткое содержание начинающейся зимы полной цивилизации, а не на солнечных высотах зрелой культуры времени Фидия или Моцарта. Книга Шпенглера — замечательная книга, местами почти гениальная, она волнует и будит мысль. Заглавную статью сборника написал Федор Августович Степун 1884-1965русский философ, писатель и литературный критик. В эпоху так называемого позднего средневековья, начиная, примерно, с ХII-ХIII века, в европейской культуре намечается великий духовный сдвиг, в известном смысле определивший собою все ее дальнейшее развитие. Его пленяет мысль, что дано это последнее облегчение и утешение смерти.

Использование фразеологизма в публицистике

  • — «То ли люди хотят жить в постоянном страхе, то ли СМИ стремятся внушить его людям, но стоит исчезнуть одному пугалу, как появляется следующее. Сначала это был «Закат Европы», потом угроза атомной войны, потом перенаселенности планеты, сейчас ? «экологический кризис». Часть страшилок вполне серьезна, хотя и очень общего характера. Например, с пророчествами «экологов» о том, что хозяйственная деятельность создает самим людям трудности и опасности, нельзя не согласиться, да и, наверное, согласны все» (Петр Ростин «Караул! Потепление!»)— «Хотел того Павел Седов или нет, но само название его книги заставляет припомнить что-то до боли в затылке знакомое… Ну да, Освальд Шпенглер, в русском переводе «Закат Европы». Красивое название красиво изданной книги сыграло с автором злую шутку. Старательно убеждая читателя в том, что Пётр Алексеевич, в сущности, не просто за уши выдернул Россию к очередной модернизации, но просто спас её от неминуемой гибели, автор как-то упустил из виду, что после заката наступает ночь» (Иннокентий Шмидт «От заката до расцвета — только мысль»)— «Уезжали пароходами Николай Бердяев, Семен Франк, Федор Степун, Николай Лосский, Иван Ильин. Первые трое были высланы за выпуск в Москве сборника статей «Освальд Шпенглер и закат Европы», в котором оспаривалась идея предопределенности социализма. Ленин посчитал ее «литературным прикрытием белогвардейской организации» (Александр Яковлев «Омут памяти»)— «Помимо всего прочего, Шпенглер обогатил расхожий европейский культурный словарь набора ходячих идиом, исподволь формирующих видение себя и мира носителями данной культуры. Первейшее место среди них принадлежит, разумеется, обороту «Закат Европы», и ставшим в свою очередь основой для формирования новых, вторичных идиом: так, например, Т. Адорно обозначил состояние после Второй мировой войны как «после заката Европы». Пошло по рукам выражение «морфология культуры», наполняясь уже едва ли не какими угодно содержаниями, как и обозначение европейской культуры «фаустовской». Ввел Шпенглер в речевое употребление гуманитариев и диковинное им дотоле, взятое из геологии словечко «псевдоморфоз» (это когда содержания одной культуры заполняют чуждые ей формы, взятые из другой, придавая им совершенно иной смысл)» (Ольга Балла «Историческая судьба «Заката Европы» Освальда Шпенглера»)

Интерпретация

Освальд Шпенглер расписывал свои идеи на протяжении 1918-1922 годов. С того времени «Закат Европы» переиздавали не один раз. Книги немецкого философа переведены на множество языков, из-за чего появляется несколько блоков восприятия. Задолго до того, как вышел в мир «Закат Европы» О. Шпенглера 1993 года выпуска, автора провозгласили пророком своего времени. Томас Манн, Федор Степун, Йетс, Яков Букшпан — все они видели в Шпенглере прорицателя, предсказавшего упадок Западной Европы.

Но далее отзывы о работе приобретают множество оттенков, его слова интерпретируют по-своему, а со временем работу Шпенглера начинают рассматривать в политизированном ключе. Геббельс называет идеи Шпенглера расистскими и антисемитскими, при этом он не осуждает философа, а напротив — пытается с его помощью найти приверженцев расизма. Правда, в свое время Шпенглер опротестовал подобное заявление.

В России имя Шпенглера начали упоминать только в связи с как критикой западного антикапитализма. В 50-х годах начало развиваться новое течение интерпретации: Шпенглер стал авторитетной личностью для антиколониальных движений.

«Закат Европы» каждый интерпретирует по-разному. Но если бы Шпенглер увидел все возможные толкования своей работы, он бы всего лишь отмахнулся, ведь нельзя предсказать судьбу своего высказывания. Каждое предложение и теория имеют свою биографию, и автор абсолютно не способен контролировать их судьбу.

Шпенглер был духом своего времени. В его работе прослеживается некий трагизм и романтизм повествования. Вдохновенный идеями Ницше и Гете, Шпенглер создал свой мир, свою теорию, идею и размышления, вписав тем самым себя на страницы истории.

«Живые культуры умирают» — именно так начинается «Закат Европы» О. Шпенглера в переводе Свасьяна. И уже этого предложения более чем достаточно, чтобы понять всю глубину философской мысли и неординарность мышления немецкого философа.

Ощущение мира и Судьба

Историческая структура развития каждой Культуры включает в себя обязательные стадии – определение мировосприятия, познание своей Судьбы и Цели и осуществление Судьбы. Согласно Шпенглеру, каждая Культура воспринимает мир по-разному и стремится к своей Цели. Целью является выполнение своей Судьбы.

В отличие от жребия, выпадающего на долю примитивных Культур, Высокие сами определяют свой путь путем развития и формирования. Судьбой европейской Шпенглер считает мировое распространение индивидуалистической морали, которая скрывает под собой стремление к власти и вечности.

Причины кризиса

Глобализация. Состояние кризиса в Европе, по мнению Шпенглера, связано с процессами глобализации, которые начали развиваться еще в XIX веке. Эти процессы привели к тому, что национальное мышление было заменено универсальными идеями, что привело к потере коллективной идентичности и утрате культурных ценностей.

Социальная несправедливость. По мнению Шпенглера, кризис в Европе связан также с социальной несправедливостью и нарастающими неравенствами между бедными и богатыми слоями населения. Такое положение дел приводит к социальным конфликтам и краху международного сообщества.

Кризис ценностей. Глубокий кризис ценностей, по мнению Шпенглера, породил бессмысленность и отчужденность в обществе, что привело к отказу от традиционных ценностей и культурных идентичностей. В результате общество стало нестабильным и стремительно погружалось в состояние краха.

Национализм и расизм. Европейский мир охватил идеологический национализм и расизм, что привело к разрушению единства национальных государств и угрозе перспектив на мировой арене. Такое положение дел привело к нарастанию конфликтов между государствами и угрозе национальной безопасности.

Технологический прогресс. Развитие технологий вели к потере человеческой связи и чувства общности, что привело к разрушению социальных уз и утрате регулирующей функции общества. Результатом этого стало отсутствие коллективного сознания и культурных традиций, что в свою очередь привело к падению культурного и морального уровня общества в целом.

Изменение демографической ситуации. Новые демографические процессы, а именно увеличение числа иммигрантов, по мнению Шпенглера, привели к изменению культурного ландшафта и утрате традиций, что стало еще одной причиной кризиса в Европе.

Три главные цивилизации

Шпенглер подробно рассматривает три культуры:

  • «аполлинскую» классическую Греции и Рима;
  • «магскую» культуру Ближнего Востока;
  • «фаустовскую» культуру Западной Европы примерно с 1000 г. до н. э.

Основой каждой является ее концептуализация глубины.

Как отметил Кант в своей «Трансцендентальной эстетике», человек не испытывает непосредственно трехмерное пространство. Каждый глаз дает двухмерное изображение, и небольшое восприятие глубины сильно отличается от того, что происходит с длиной и высотой.

Люди понимают эти изображения, представляя, что объекты встроены в пространство, которое изображается в виде бесконечно расширяющейся трехмерной декартовой сетки.

Согласно Канту, эта идея пространства исходит из разума: пространство не наблюдается ни непосредственно, ни строго не выводится из наблюдения. Разум навязывает эту идею чувственным данным, которые иначе были бы бессмысленным смешением цветов. Согласно Шпенглеру, Кант описывает только априорную идею пространства для западного «фаустовского» человека. Аполлиновский человек концептуализировал пространство на модели твердых тел, а человек-маг основал свою картину на идее пространства, заключенного в пещере.

Шпенглер предсказывает будущую русскую цивилизацию, которая будет использовать изображение равнины с глубиной, аналогичной длине. Автор приводит немного доказательств этих поразительных заявлений, особенно о культурах Аполлина и Фауста, которые являются его основным направлением. С глубоким опытом связано понимание математики, науки, художественного выражения, этики и Бога. Классическая математика была основана на рациональных числах, арабская — на переменных, западная — на функции. Конечно, математическое доказательство справедливо в любой культуре, но культура определяет, какие математические проблемы представляются целесообразными для изучения.

Характерной формой искусства классического человека была скульптура, а для фаустовца — инструментальная музыка и импрессионистическая живопись. Магская этика была приглашением к благодати, в то время как фаустовская этика является категорическим императивом. Аполлинская культура считалась политеистической, думая об отдельных богах как о твердых телах, в то время как магская и фаустианская являются монотеистическими, полагая, что один Бог находится везде (как декартово пространство).

Следует отметить, что изначально никто не воспринимал анализ культурного единства Шпенглера всерьез. «Закат Европы» обычно принимался как культурный артефакт, книга была временно популярна, потому что она отражала широко распространенное чувство мрака после Первой мировой войны. Без сомнения, картина Шпенглера «Цивилизация» некрасивая. Однако это не так уныло, как могло бы быть. Если философ прав, то новая культура в итоге возникнет после того, как пройдут долгие столетия цивилизационной зимы.

В 1918 году был издан первый том «Заката Европы» Шпенглера. Кратко выложив свое недовольство историческими методами, автор произвел настоящий резонанс в обществе. За 10 лет до падения Третьего Рейха философ стал предрекать его падение и не ошибся. Осталось понять, прав ли он был в исчезновении западной цивилизации или впервые его слова не найдут практического подтверждения.

Предыдущая запись «Корзина с еловыми шишками» — краткое содержание рассказа К.Г. Паустовского
Следующая запись «Время всегда хорошее» — краткое содержание повести А. Жвалевского и Е. Пастернак

Закат Европы: культура, повторяющая циклы

Философия Шпенглера сплетена из противоречий — души и разума, культуры и цивилизации, истории и природы: «Математика и принцип причинности ведут к естественному упорядочиванию явлений, хронология и идея судьбы — к историческому». Шпенглер отрицает философии Шопенгауэра, Канта, Фейербаха, Геббеля, Стриндберга, критикует их за то, что они ставили абстрактные вопросы, а ответы не учитывали связь явлений с культурой других времён. Шпенглер противоречив. Обвиняя других, он показал культуры обособленно, отрицая планомерное историческое развитии.

Шпенглер отвергал научность, которой подвержены работы других философов, но при этом апеллировал историческими фактами, в то же время, отрицая их значение для мировой культуры в целом. Пожалуй, именно это имел в виду Ф. Степун, назвав «Закат Европы» книгой «…если не великого философа, то великого артиста».

Шпенглер пишет об абстрактном, временами погружаясь в мир метафизики.

Вот как философ характеризует культуру: «совокупность чувственно-ставшего выражения души в жестах и трудах, как тело ее, смертное, переходящее». По его мнению, культуру и душу нельзя отделить друг от друга, но между ними невозможно поставить знак равенства. Возвращаясь к символу мирового духа, намеченному Шпенглером, можно предположить, что не погибает ни культура, ни душа. Обе уходят из круговорота человеческой жизни, обедняя его.

Следующий символ, которому Шпенглер противопоставляет образ души, — это разум, ведь цивилизация с ее разрушительными последствиями создана при помощи ума. В каждом сознании Шпенглер выделяет душу и «чужое», которое именуется миром. Культура, согласно Шпенглеру, является могущественным творчеством созревающей души и выражает чувство Бога в сердце. Поэтому первой культурной формой является миф, следы которого остались в традициях. Расцвет культуры достигнут, когда нацию объединяет одно мироощущение.

Цивилизация — «смерть культуры» — это отмирание созидающих энергий в душе, она возникающая на почве отрицания либо анализа общепринятых религиозно-мифологических догм.

Шпенглер подводит страшный по своей сути итог: «Высочайшие достижения Бетховенской мелодики и гармонии покажутся будущим культурам идиотическим карканьем странных инструментов. Скорее, чем успеют истлеть полотна Рембрандта и Тициана, переведутся те последние души, для которых эти полотна будут чем-то большим, чем цветными лоскутами. Кто понимает сейчас греческую лирику? Кто знает, кто чувствует, что она значила для людей античного мира?»

Итак, смерть культуры от меча цивилизации неизбежна. Но «Закат Европы» полон противоречий: иногда Шпенглер упоминает о том, что существует мировая душа, которая рождает души глобальных культур, отпуская их на Землю, а затем вбирает в себя, когда заданная миссия завершена. Именно там, в этой душе, живы трагедии Эсхила, но не в материальной форме, а в другой, неразрушимой, которую никогда не поймёт человеческое сознание. Значит, развивая дальше этот путь, предложенный, но в то же время не продолженный и оборванный Шпенглером, именно мировой дух является вместилищем всех культур, именно он даёт людям эти культуры, развивая которые человечество получает материальные блага — проявления цивилизации. Но в своей ограниченности человек отказывается от того, что возродило его к жизни — от культуры, тем самым, обрекая себя на гибель.

Философские взгляды

Автор «Заката Европы» Освальд Шпенглер был в своем роде уникальной личностью. Его идеи вызывали резонанс в широких кругах научных деятелей. Особой популярностью пользовались взгляды Шпенглера, касающиеся исторического развития наций и культуры.

Основным предметом философских исследований Шпенглера выступала морфология всемирной истории. Он изучал своеобразие мировых культур, которые рассматривал как полноценные и неповторимые органические формы. Шпенглер не желал признавать общепринятую классификацию исторических эпох. Древний мир, Средневековье, Новое время — все это было слишком скучным, неправильным и простым, к тому же порождало больше вопросов, чем ответов. Да и сложно применить подобную классификацию к обществам неевропейского происхождения.

В полной мере осознав эту проблему, Шпенглер предложил взглянуть на мировую историю под другим углом. Краткое содержание «Заката Европы» Освальда Шпенглера в полной мере отображает его основные идеи.

Ученый уверен, что мировую историю следует рассматривать как скопление независимых друг от друга культур, которые существуют подобно живым организмам. Они также имеют точки начала и конца, периоды расцвета и упадка. Такая позиция Шпенглера полностью нивелировала стандартную идею исторического процесса. Он говорил, что история имеет циклический порядок становления, в ходе которого рождались и умирали независимые друг от друга культуры.

Закат Европы в теории Шпенглера

Основная идея теории Освальда Шпенглера заключается в том, что цивилизации развиваются и проходят через определенные стадии, как живые организмы. И если наступает переходный этап, то это означает начало заката.

Согласно Шпенглеру, Европа находится на стадии заката. Европейская цивилизация достигла своего пика в XIX веке, но сейчас она уже начала угасать. Автор убежден, что причиной этого является утрата духовных и культурных ценностей, замененных материализмом и потребительским обществом.

Шпенглер считал, что культура Европы была формирована на основе глубоких метафизических представлений, но сейчас это наследие теряется. Вместо этого современная культура стремится к эфемерным ценностям: деньгам, потребностям, развлечениям. Таким образом, в Европе идет крах классической культуры, которая была связана с периодом Возрождения и классицизма.

Шпенглер указывал на опасность, которую несут с собой массовые социальные движения. Он считал, что они являются инструментом, который может привести к гибели цивилизации. Модернизм и демократизация, по мнению Шпенглера, это не только разрушение старой культуры, но и новое опасное направление развития, которое ослабит духовное самосознание и ограничит свободу.

Таким образом, Закат Европы в теории Шпенглера описывает потерю культурных ценностей и духовных ориентиров. Европа все больше скатывается в потребительскую толпу, которая не обладает высокими моральными и нравственными качествами. Если Европа не найдет способ вернуться к своим культурным корням, то она будет погребена историей.

Основные моменты

Проводя характеристику работы «Закат Европы» Освальда Шпенглера, можно сказать следующее:

  • В ходе мирового исторического развития выделялось восемь основных культур, которые никак не были связаны друг с другом. Они возникали и умирали, оставляя после себя новую цивилизацию и предпосылки для возникновения новой культурной среды.
  • Дополняя свою идею о различных культурах, Шпенглер вводит идею расовой теории, согласно которой существуют «белые» и «цветные» культуры. «Белые» характеризуются возникновением различного рода революций. «Цветные» культуры являются характерными для народов, которые еще не пришли к техническому освоению.
  • Культура — это живой организм.

Культуры по Шпенглеру

  • Египетская
  • Индийская
  • Вавилонская
  • Китайская
  • Греко-римская
  • Майя
  • Византийско-арабская
  • Западноевропейская
  • Русская

Шпенглер считал, что единой линии развития культур, их преемственности не существует и каждая культура не может быть понята другой культурой. Культуры существуют одновременно, а не «до» и «после». Во втором томе, который был опубликован в 1922 году, Шпенглер дополнил синхронное описание культур разворачиванием единного процесса истории. По мысли философа жизнь в процессе самосуществования проходит путь нарастания социализации до возвращения к аморфному доисторическому состоянию, которое Шпенглер назвал «феллашеством»

Трагедия человечества и начало цивилизации

Шпенглер настаивал, что у человечества нет никакой цели, идеи или плана. Оно существует подобно бабочкам или орхидеям. Рождается, существует и умирает. Всемирная история по Шпенглеру — это картина вечного рождения, изменения, становления и умирания органических форм, такими органическими формами и считает философ культуру.

В первом томе автор рассказывает о своем видении цивилизации. В целом это слово используют, чтобы обозначить противоположность варварскому и дикому образу жизни. Шпенглер же считал, что это последний период очередной культурной эпохи — каждая культура заканчивается собственной цивилизацией. Чтобы понять, о чем говорит философ, стоит обратиться к таким примерам, как расцвет и вырождение Древнего Рима и Египта.

Также Шпенглер отмечал, что любая власть, которая появляется в период развития той или иной культуры — это признак империализма, который предшествует превращению культуры в цивилизацию. Урбанизация мегаполисов, четкое разграничение на «центр» и «провинцию» — это основные признаки цивилизации, которая приведет к завершению очередной культурной эпохи.

Взывая к читателям, Шпенглер советовал им заниматься техникой, а не лирикой, мореходным делом вместо живописи или политикой вместо теории познания.

«Всемирно-исторические перспективы»

  1. Историю нужно воспринимать морфологически.
  2. Европейская культура трансформировалась в цивилизацию, то есть вступила в эпоху увядания.

Рассматривать краткое содержание по главам «Заката Европы» О. Шпенглера лучше, ссылаясь на второй том его произведения. Так, в первом параграфе «Возникновение и ландшафт» автор проводит аналогию культуры с органическим существом, рассматривая его «микрокосм» и собственно само космическое, телесное существование. Рассматривает проблемы мироощущения и мышления живых организмов. Подробно описывает поведение животных и растений, находя различные характеристики и схожие черты. Рассказывает о том, что такое мышление и как оно стало причиной раскола в человеческом обществе. А в завершение добавляет, что «чертами животности обладают все, кто не обладает способностью к мышлению». Развивает мысль о том, что всемирная история состоит из двух основных аспектов: существование отдельных культур и взаимоотношения между ними.

Вторая глава второго тома носит название «Города и народы». Здесь Шпенглер вводит такое понятие, как «душа города». В истории можно найти не один десяток ситуаций, когда обнаруживаются настроения масс, что можно спокойно отнести к проявлениям человеческой души. К тому же эту душевность можно применить не только к конкретному городу, но и к определенной культуре. Шпенглер рассматривает понятие «народ» как самое часто употребляемое в современной исторической науке. Шпенглер уверяет, что народ — это осознанная взаимосвязь, а не научные псевдореалии.

В четвертой главе «Государство» Шпенглер рассматривает проблему сословий, в частности знати и духовенства, которые отождествляет с мужскими и женскими течениями истории. В пятой главе рассматривает формы экономической жизни и проблематику денег в становлении культуры.

Течение истории

Основным постулатом Шпенглера в отношении истории является отсутствие абсолютных и вечных истин

То, что важно, осмыслено и доказано в одной культуре, может стать совершенной бессмыслицей в другой. Это не означает, что правда на стороне одной из культур; скорее, говорит о том, что у каждой культуры своя правда

Помимо нехронологического подхода к восприятию развития мира, Шпенглер продвигал идею о мировой значимости одних культур и отсутствия глобального влияния других. Именно для этого философ использует понятие Высокой Культуры; оно обозначает культуру, повлиявшую на развитие мира.

Культура и кризис

В своей работе немецкий философ и математик призывает к новому пониманию мира. Произведение было написано до Первой мировой войны. Автор выделяет восемь «высоких культур», или цивилизаций:

  • Вавилонскую;
  • Египетскую;
  • Китайскую;
  • Индийскую;
  • Классическую (греческая и римская);
  • Арабскую;
  • Западную;
  • Мексиканскую.

Пять из перечисленных он использует в качестве примеров, но более подробно рассуждает об арабской, классической и западной культуре.

Шпенглер считает свою работу морфологией истории, то есть он рассматривает любую культуру отдельно, как живой организм, и пытается определить рождение, рост, упадок и смерть каждой. Кроме того, для Шпенглера ни одна из них не превосходит другие. Автор использует термин «культура», чтобы описать стадию роста и жизни или душу организма, и термин «цивилизация», чтобы определить стадию умирания организма, в которой исчезает человеческое творчество.

Душа культуры удерживается кровными узами, а цивилизация фактически разрушает ее, а с этим разрушением душа начинает умирать. Стадия цивилизации культуры может длиться сотни лет в окаменевшем состоянии. Поскольку они постоянно меняются, история представляет собой бесконечный ряд образований и трансформаций.

Три понятия жизненно важны для понимания морфологии истории Шпенглера:

  • единство развития в жизни каждой отдельной культуры;
  • любая стадия жизненного цикла длится примерно одинаковый промежуток времени;
  • каждый этап связан с другими культурами.

Изучение истории

В «Закате Европы» Шпенглер сравнивает европейские условия с более поздними годами эллинистической Греции и Римской республики, заканчивающимися во времена императора Юлия Цезаря. Автор признает парадокс западной культуры, сначала чествуя ее классическую основу, а затем обращаясь к другим цивилизациям. Классические люди были статичны, но западные стали динамичными, всегда искали способы расширить свои возможности и владения.

Шпенглер следует циклической философии истории, в которой все культуры проходят цикл жизни, подобный человеческой жизни: рождение, молодость, зрелость, упадок и смерть. Циклы следуют базовому двухсотлетнему шаблону, хотя в такой основной культуре, как западная, может быть несколько таких циклов, идущих один за другим.

Немецкий философ отвергает линейный взгляд на историю и использование древне-средневеково-современного подхода к изучению истории. Он говорит, что каждая культура должна изучаться сама по себе. С этой интерпретацией публицист стал ранним сторонником исторического релятивизма, представления о том, что истина относится к каждому историческому периоду, то есть правда для одной культуры не может быть правдой для другой.

Автор, однако, не осознает внутреннее противоречие, присущее этой философии. Он не отрицает, что у культур могут быть идеалы, но отрицает неограниченный потенциал для достижения этих идеалов. Конец культуры будет определяться не выбором, а судьбой, концом, непохожим на судьбу, идеей древних греков.

Освещение Шпенглером религии, особенно иудаизма и христианства, сбивает с толку. Рассказ о христианстве начинается в главе 14, которая охватывает арабскую культуру и классифицирует религию как одну из мистических для этого региона. Для философа религия метафизическая и доказывается не знанием, а опытом.

https://youtube.com/watch?v=H7cmuhlE0k0

Немного об авторе

Освальд Шпенглер родился 29 мая 1880 года в маленьком провинциальном городе Бланкенбурге в семье почтового чиновника. В 1891 году семья Шпенглеров переезжает в другой город. Здесь Освальд имеет возможность изучать латинский язык, математику, философию и естественные науки. Заканчивая учебу в университете, защитил диссертацию «Метафизические основы философии Гераклита», получил степень доктора философских наук и начал преподавательскую деятельность в Гамбурге.

Сначала работает учителем математики, параллельно пытается заниматься публицистикой, но после того, как ко власти пришли нацисты и изъяли одну из его книг, начал вести уединенный образ жизни. Умер 8 мая 1936 года, незадолго до своей кончины выдвинул предположение, что Третий Рейх не просуществует и десяти лет. Он оказался прав.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: