Что такое реформация в истории 7 класс определение кратко

Реформация: мартин лютер, томас мюнцер, жан кальвин

2 вариант

1. Одной из причин начала Реформации можно считать

1) кризис морали внутри Католической церкви
2) распространение научных взглядов о строении Вселен­ной
3) расширение контактов с Новым Светом
4) развитие мануфактурного производства

2. Особое недоверие к Католической церкви вызывалось

1) стремлением монахов вести уединенный образ жизни
2) массовой продажей индульгенций
3) усилением имущественного расслоения в обществе
4) распространением христианского учения в Новом Свете

3. «95 тезисов», положивших начало Реформации, были составлены

1) Жаном Кальвином
2) Мартином Лютером
3) Игнатием Лойолой
4) Иоганном Тецелем

4. К основным идеям Мартина Лютера не относится

1) человек спасается только верой
2) вера обретается только через милость Бога
3) только Священное Писание является авторитетом в делах веры
4) без священника человек не в состоянии постичь Священ­ное Писание

5. Религиозный мир в Аугсбурге был заключен в

1) 1517 г.
2) 1520 г.
3) 1555 г.
4) 1557 г.

6. Главное предопределение человека на земле по идее Кальвина

1) успех в земных делах — знак спасения души человека
2) служение Богу возможно только через отречение от мира
3) для спасения души достаточно лишь искренней пассив­ной веры в Бога
4) человек должен слепо верить слову священника

7. Установите соответствие между религиозным учением, орденом и страной, где они зародились.

Учение

А) кальвинизм
Б) лютеранство
В) орден иезуитов

Страна

1) Германия
2) Франция
3) Швейцария

8. Запишите слово (термин), о котором идет речь.

Борьба Католической церкви с протестантизмом — это __________.

Ответы на тест по истории Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. Контрреформация1 вариант
1-1
2-2
3-2
4-3
5-1
6-3
7-312
8-реформация2 вариант
1-1
2-2
3-2
4-4
5-3
6-1
7-312
8-контрреформация

Особенности Реформации в Англии, Германии и Франции

Реформация в Англии

Король Генрих VIII, организовавший Реформацию в Англии

В Англии Реформация началась не с низов, а сверху, и её инициировал король Генрих VIII. Главой англиканской церкви король назначил себя лично, то есть царствующего монарха, так что Папа Римский более не имел в Англии никакой власти. При этом причиной того, что Генрих VIII, изначально выступавший против Реформации, склонился на её сторону, стало его отлучение от Церкви Папой Римским. А Папа, в свою очередь, пошёл на этот шаг из-за развода Генриха VIII c женой, что не поощрялось в христианском мире. По числу жён Генрих VIII переплюнул даже Ивана Грозного, у него их было шестеро, причём с двумя из них он развёлся, а ещё двух казнил. Как бы то ни было, основной особенностью Реформации в Англии стало то, что англиканская церковь в целом сохранила близость к католической, но избавилась от власти Ватикана.

Реформация в Германии

В XVI веке Германия представляла собой ряд разобщённых государств, которые объединяло одно – недовольство Церковью среди всех слоёв населения. На начальном этапе она вылилась в крестьянскую войну 1524-1526 годов, а в начале XVII века противостояние между католиками и протестантами привело к Тридцатилетней войне. Основными особенностями реформации в Германии можно назвать то, что она была фактически начала одним-единственным человеком, Мартином Лютером, и в ходе этих событий были предприняты первые покушения на церковные догмы – Библию перевели на немецкий язык (католики считали переводы с латыни ересью), были изменены обрязы причастия, и священники получили право вступать в брак.

Реформация во Франции

Во Франции Реформация не стала господствующим движением, как в некоторых других странах. Она разделали страну надвое, причём и у католиков, и у протестантов было достаточно сил, чтобы впоследствии схлестнуться друг с другам в религиозных войнах. Причиной для этих войн стали репрессии против протестантов, так как монархи и их приближённые оставались католиками.

30 интересных фактов о сердце человека
20 интересных фактов о полезных ископаемых

Причины и предпосылки Реформации

Реформация (от лат. reformatio — преобразование) — ​самое массовое религиозное и социально-­политическое движение XVI в. Это был период борьбы за реформирование католической церкви, переживавшей в XIV–XVI вв. тяжелейший кризис. В широком смысле Реформация представляла собой первую значительную битву нарождавшейся буржуазии против феодализма и его идеологической основы — ​вероучения церкви, которое не отвечало больше предприимчивому духу Нового времени.
Возрождение оказало огромное влияние на оформление реформационного движения. Гуманисты призывали к новому прочтению Библии и трудов авторитетных христианских богословов, чему содействовало распространение книгопечатания. Их идеи о необходимости внутреннего очищения человека от грехов очень быстро стали угрозой для католической церкви.

Зачастую папы и епископы вели недостойный церковных иерархов образ жизни. Нередко представители высшего духовенства одновременно занимали несколько церковных должностей. Некоторые вообще игнорировали свои обязанности и нанимали за деньги людей, чтобы те выполняли за них всю работу.

Папы и духовенство боролись за сохранение привилегий церкви, в то время как могущественные монархи теперь стремились ограничить ее вмешательство в дела своих государств.

Эта борьба требовала немалых средств. Поэтому была увеличена плата за отправление церковных обрядов. Папы также позволили продажу индульгенций. Индульгенция — ​это полное или частичное отпущение грехов за плату, а также свидетельство об этом.

Подобная практика вызывала возмущение. Необходимость в церковных реформах назревала уже давно, задолго до Реформации. Обес­покоенные нравственным разложением папства и духовенства, многие богословы и священники пытались изнутри восстановить авторитет и чистоту католической церкви. Однако папы не хотели признать необходимость перемен. Аналогичные попытки реформаторов в XIV–XV вв. — ​Дж. Уиклифа в Англии и Я. Гуса в Чехии — ​также не увенчались успехом. Папство боролось с любым проявлением инакомыслия. По всей Европе полыхали костры инквизиции, на которых сжигали еретиков и обвиненных в колдовстве. Строптивых монархов отлучали от церкви. Но инквизиция так и не смогла подавить дух недовольства католической церковью.

Реформация для 7 класса

Одним из ключевых фигур в реформации был Мартин Лютер, немецкий монах и теолог. Он выступил против религиозных и экономических злоупотреблений католической церкви, особенно продажи индульгенций – способа покупки прощения за грехи. Лютер напечатал свои известные «95 Тезисов» и прикрепил их на двери Виттенбергского замка, что стало началом реформационного движения.

Одной из основных идей Лютера и других реформаторов было утверждение, что вера должна быть основана на Библии, а не на учении иерархии церкви. Реформаторы также выдвигали идеи о личной ответственности каждого верующего перед Богом и о свободе совести.

Реформация имела огромное значение для дальнейшего развития Европы. Она привела к разделению христианского мира на католическую и протестантскую части, и до сих пор существуют эти две основные ветви христианства. Реформация также повлияла на образование и культуру, способствуя развитию литературы на национальных языках.

Реформация оказала огромное влияние на историю и современность. Она стала одной из важнейших религиозных революций, которая привела к переменам в обществе и мышлении людей. Это было движение, которое позволило верующим находить свои собственные пути к Богу и принимать решения на основе собственных убеждений.

Начало процесса в Германии

Причинами Реформации стало развитие городов, кризис католической церкви на территории Священной Римской империи, развитие гуманизма и связанное с ним обмирщение сознания. Новому сословию – буржуазии, католичество не подходило в качестве идеологии.

Рис. 1. Реформация в Европе.

Начало этого процесса следует отсчитывать с 31 октября 1517 года, когда в городе Виттенберге Мартин Лютер выступил с 95 тезисами против продажи индульгенций Римским Папой Львом X.

Следствием этого стал его диспут со сторонниками католичества и последующая анафема, однако, богослов спрятался в одном из замков и смог даже перевести Библию на немецкий язык, а потом жениться, завести шесть детей и написать ряд сочинений на религиозную тематику.

Первая крупная война между католиками и протестантами в Германии завершилась Аугсбургским миром в 1555 году. После кровопролитной Тридцатилетней войны 1618-1648 годов был заключен Вестфальский мирный договор, он и стал концом процесса Реформации.

Одним из первых перешедших в Реформацию правителей стал великий магистр Тевтонского ордена. В 1525 году он стал светским правителем – герцогом Пруссии. За ним последовали правители Гессена, Саксонии, Брауншвейга, а также ряд городов –

Любек, Бремен, Гамбург, Ганновер и Магдебург.

Рис. 2. Реформация XVI век Европа.

Реформация и её историческая роль

Основным лидером Реформации был немецкий монах Мартин Лютер, который критиковал причастность церкви к коммерции и продаже индульгенций — разрешений на прощение грехов. Лютер начал проповедовать свои идеи о необходимости реформирования церкви и свободы совести.

Реформация имела огромное влияние на Европу. Она способствовала распространению гуманизма и возрождению. В результате Реформации многие люди отвергли авторитет католической церкви и стали исповедовать новые вероучения, связанные с протестантизмом.

Это привело к появлению различных конфессий и религиозных направлений в Европе, ещё больше разделению и конфликтам между странами и людьми. Реформация также способствовала развитию образования и распространению печати, что привело к появлению новых идей и реформ в других областях жизни.

Таким образом, реформация представляет собой важный этап истории, который повлиял на политическую, социальную и религиозную жизнь Европы и мира в целом.

Определение и история

История реформации началась в Германии в 1517 году, когда немецкий монах Мартин Лютер публично выступил против практики продажи индульгенций Католической церкви. Лютер выступил с 95 тезами, в которых он критиковал коррупцию и отступления от христианских учений.

Реформация стала широким движением и была поддержана многими людьми, которые не соглашались с практиками и правилами Католической церкви. Результатом реформации было раскол на католическую и протестантскую церкви. Протестанты создали свои церкви, их вероучение отличалось от Католической церкви, а новые обряды заменили установления Католической церкви.

Реформация имела глубокие социальные, политические и культурные последствия. Она привела к изменению мировоззрения людей, расширила кругозор и запустила процесс преобразования в Европе. Основные принципы реформации, такие как свобода совести и право на индивидуальное исследование Библии, оказались революционными и стали основой для дальнейших разработок о правах и свободах человека.

Дата Событие
1517 Мартин Лютер выступает с 95 тезами
1521 Лютер отказывается от подчинения Папе и берет курс на реформацию
1534 Генрих VIII создает Англиканскую церковь
1555 В Вормсе заключена мирная капитуляция, гарантирующая свободу вероисповедания

Деятельная и радикальная Реформация — Томас Мюнцер

Томас Мюнцер (ок. 1490—1525) напротив, возглавил радикальную реформацию, крестьянско-плебейский её сектор. Это движение вело свою войну против всякой эксплуатации и неравенства.

Кульминацией стала Крестьянская война в Германии (1524—1526).

Требования и идеи крестьян были описаны в «12-ти статьях» и в «Статейном письме». «12 статей» это сборник конкретных и вполне умеренных требований – отмена крепостничества, выборность и сменяемость духовенства, уменьшение налоговой нагрузки, эффективность судопроизводства и прочего. Томас Мюнцер и его ближний круг в свою очередь выпустили «Статейное письмо» с более радикальными положениями. Авторы призывали объединиться в христианский союз и братство и революционными методами сломать существующий порядок, превратить страну в справедливое государство «общей пользы».

По мысли Томаса Мюнцера стоило передать власть простому народу, в коем он видел людей, свободных от эгоизма. Этот деятель яростно осуждал Мартина Лютера в его утверждении светского государства и видел в этом узурпацию власти узкой прослойкой людей. При этом, главной целью виделось сбросить безбожников с трона, воспользоваться силой крестьян.

Томасом Мюнцером точно не описывалось каким должно быть это государство общей пользы. Мы не найдем в его учении ни формы устройства, ни описания процесса управления. Можно просмотреть только зачатки демократических идей. Но отчетливо просматривается необходимость обеспечения охраны основ государства, контроль его населением.

Теологическая составляющая черпалась Томасом Мюнцером из Библии. Отсюда тяга к установлению «царства Божьего» на практике, как государства без классового разделения, частной собственности.

Что такое наречие простыми словами

Наречие — это часть речи, которая описывает действие, качество, признак или предмет. Она неизменяема и самостоятельна. Наречия отвечают на вопросы: где, когда, куда, откуда, почему, зачем и как. Они часто связаны с глаголами и описывают обстоятельства действия. Например, слово «быстро» является наречием, потому что отвечает на вопрос как быстро проходит действие. Наречия могут быть разных видов: временные — отвечающие на вопросы когда и как долго, местные — отвечающие на вопросы где и куда, причинно-следственные — отвечающие на вопросы почему и зачем, и др. Умение использовать наречия помогает описывать действия и ярко передавать информацию собеседнику.

Главная идея учения Мартина Лютера

Главная идея учения Мартина Лютера заключалась в том, что человек спасается только верой в Бога и не нуждается при этом в посредничестве церкви.

Спасение только верой — вот ключевой тезис его учения.

Католическая же церковь утверждала, что человек может получить прощение только при помощи церкви. Мартин Лютер считал, что церковь не должна быть богатой, и поэтому поддерживал идею секуляризации церковных земель. Из семи христианских таинств он предлагал оставить только два: крещение и причастие, поскольку только они упоминаются в Библии, а остальные пять он считал изобретением католической церкви.

Мартин Лютер выступал за перевод Библии с латыни, на которой не говорила паства на национальные языки. Это давало возможность верующим самостоятельно изучать Библию, при этом на священников возлагалась задача помощи в чтении Библии. На национальных языках должно было идти и богослужение. Пышность церковных обрядов, почитание икон, святых и мощей Мартин Лютер объявил идолопоклонством.

Недовольство коррупцией и растущая безнравственность церкви

Одной из главных причин появления реформации в XVI веке было недовольство людей коррупцией и безнравственностью внутри католической церкви. В то время церковные должности стали объектом покупки и продажи, а духовенство стало склоняться к мирскому роскоши и безнравственному образу жизни.

Нарастающее недовольство коррупцией усиливалось также из-за деятельности абсолютного монарха и высоких представителей церкви, которые пользовались своими политическими и экономическими привилегиями за счет народа. Это приводило к ухудшению жизни большинства верующих, которые страдали от высоких налогов и лишений.

Этот рост недовольства был продвинут не только распространением идей Ренессанса и гуманизма, но также распространением новых интеллектуальных и религиозных идей, которые высказывались критикой и осуждением безнравственности церкви. Некоторые реформаторы, такие как Мартин Лютер, указывали на противоречия между богослужениями и повседневной жизнью священников, а также на завышенное здесь значение церковных служителей перед обычными верующими.

Что такое Реформация

Реформация – это общественно-религиозное движение, целью которого является переустройство церкви, изменения в религиозной жизни общества. Она началась в 1517 году в Германии, а затем охватила Англию, Швецию, Францию, Швейцарию, Данию, Австрию, Нидерланды, Венгрию и другие европейские страны.

Реформация в Европе совпала с началом новой исторической эпохи – Нового времени, и это было не случайно, связано с рядом причин.

В начале 16 века католическая церковь утрачивает свой авторитет, теряет доверие собственных последователей. Этому послужили:

  1. Великие географические открытия, опровергнувшие убежденность церкви в том, что Земля плоская (кругосветные путешествия доказали что Земля имеет форму шара);
  2. Развитие науки – интерес людей переместился от загробной жизни к земной, люди устремились к познанию природы, космоса, самих себя;
  3. Нравственный упадок католической церкви. Католические священнослужители, проповедуя скромную жизнь, сами жили в роскоши, много времени проводили на охоте, часто присутствовали на пирах. Верующие были разочарованы поведением католического духовенства, обвиняли его в безнравственности;
  4. Стремление католической церкви к обогащению. Помимо того, что церковь обладала несметными богатствами, огромными земельными владениями, она использовала все дополнительные возможности, чтобы еще больше обогатиться. Например, церковь торговала индульгенциями – специальными грамотами, покупая которые, верующий мог быть уверен в прощении грехов. Стоимость индульгенции завесила от тяжести греха: за убийство, кражу, измену, нарушение клятвы — назначалась своя цена. Искренние верующие называли это лицемерием, обвиняли церковь в жадности, неуемной жажде наживы;
  5. Церковные поборы также возмущали крестьян, которые все еще обязаны были выплачивать церкви десятину (отдавать одну десятую часть своих доходов или урожая).

Бюст Папы Римского 

Начало Реформации в Германии

В начале XVI в. в Германии сложилась крайне напряженная ситуация. По стране прокатилась волна восстаний крестьян и горожан. Обострились противоречия между обедневшим рыцарством и князьями. В политически раздробленном государстве католическая церковь чувствовала себя полновластной хозяйкой. Откровенный грабеж и произвол, накопление богатства и роскошь вызывали возмущение католической церковью. Поэтому не удивительно, что именно в Германии началось широкое антицерковное движение.

Выразителем общего недовольства стал ученый монах и профессор Виттенбергского университета Мартин Лютер (1483–1546), возглавивший реформационное, или протестантское, движение. В 1517 г. он открыто выступил против католической церкви, отрицая ее роль как единственного посредника между Богом и человеком.

Спасение души человека, считал Лютер, не зависит от церковных таинств, обрядов и пожертвований в пользу церкви, а достигается чистой верой. Тем самым отрицалась роль духовенства как высшего религиозного авторитета. Лютер призывал к секуляризации церковных земель (их передаче в государственную собственность) и закрытию монастырей, к полной автономии верующих от церковной иерархии и папства. Он говорил о том, что христиане должны верить в Священное Писание и понимать его, а не бездумно повиноваться папе.

Церковь хотела расправиться с Лютером. Только заступничество немецких князей, которые стремились завладеть церковными землями и уменьшить влияние папства в Германии, спасло ему жизнь. Большинство населения Германии приняло реформу Лютера. Его последователи покинули католическую церковь.

Контрреформация

Любое действие предполагает противодействие. На движение Реформации католическая Европа ответила контрреформацией (1543 — 1648). Католическая церковь отказалась от предоставления индульгенций, были основаны новые монашеские ордена и духовные семинарии, были введены единообразная литургия (главнейшее христианское богослужение), григорианский календарь, подавлена Реформация в Польше, землях Габсбургов, Франции. Контрреформация оформила окончательный разрыв католичества с протестантством

  • Как сделать бумагу из макулатуры в детском саду

      

  • В каких случаях необходимо вызывать скорую помощь кратко

      

  • Как связаны цели и средства в политике кратко

      

  • Происхождение римлян от кого кратко

      

  • План исследовательской деятельности в доу

Контекст реформации

Реформация – это период в истории, который произошел в XVI веке и привел к разделению Западной Церкви на католический и протестантский секторы. Реформация была вызвана различными факторами и имела глубокое влияние на развитие Европы.

Основными факторами, которые создали контекст для возникновения реформации, были:

  1. Развитие городов и распространение образования. В XVI веке на Западе произошло значительное развитие городов, что привело к укреплению среднего класса и распространению образования. Люди стали самостоятельно читать Библию и задаваться вопросами о вере.
  2. Недовольство властью и практиками Церкви. Во времена реформации Церковь имела значительное влияние на политическую и социальную жизнь, но одновременно она стала объектом критики. Некоторые духовные лидеры искали способы реформировать Церковь и отказывались от некоторых практик, таких как продажа индульгенций.
  3. Изобилие печатной продукции. В XVI веке произошло значительное распространение печати, что привело к возможности массовой печати книг. Это позволило идеям реформации быстро распространяться и достигать множества людей.
  4. Распространение идей Возрождения. Возрождение – это период в истории, когда в Европе произошло воскрешение интереса к античной культуре и науке. Распространение идей Возрождения в области науки и искусства способствовало критическому мышлению и открытости для новых идей.

Контекст реформации сыграл важную роль в возникновении движения, которое привело к разделению Церкви и изменению культурного и религиозного ландшафта Западной Европы.

Распространение Реформации в Европе и основание протестантских церквей

Учение Лютера породило движение, которое быстро распространилось по всей Германии и стало известно как лютеранство. Официально лютеранский церковный обряд принял Ливонский орден, что ускорило распространение учения Лютера по берегам Балтийского моря. То же сделала и Пруссия. Идеи Лютера проникли на территорию недавно образованной Речи Посполитой.

После 1529 г. все движения реформаторов получили общее название протес­тантизм. Идеи протестантизма становились все более популярными в Европе. Постепенно появились разные протестантские церкви.Вторая волна Реформации связана прежде всего с именем французского ­теолога Жана Кальвина (1509–1564), создавшего наиболее последовательное протестантское учение — ​кальвинизм. Его трактат «Наставление в христианской вере» выражал интересы появлявшейся буржуазии. Важнейшим положением учения Кальвина стал догмат об абсолютном предопределении.

Кальвин учил, что одних людей Бог предопределил к погибели, других — ​избранных — ​к спасению и вечному блаженству, независимо от их нравственности и поступков. Кальвин считал владение имуществом и его умножение делом богоугодным. Но он подчеркивал, что распоряжаться богатством надо с праведными целями. Кальвин оправдывал накопительство, стремление получить прибыль, строжайшую бережливость и расчет — качества, необходимые для делового и предприимчивого человека.

Обосновавшись в 1541 г. в Женеве, Кальвин приступил к реформе религиозной жизни. Он установил строгий надзор над поведением граждан и суровые наказания за преступления против нравов и веры. Несогласных с учением Кальвина либо высылали из города, либо казнили.

Несомненным вкладом Кальвина в религиозную реформу стали предложенная им структура церкви и общины, а также пропаганда дисциплины и скромности в жизни верующих. Церковная организация кальвинистов строилась по рес­публиканскому принципу. Руководители (старейшины) избирались из числа ­верующих, иерархия среди них отсутствовала. Избирались и проповедники. Вместе эти люди принимали решения по вопросам вероучения, норм жизни. Самоуправляемая кальвинистская церковь не зависела от государства.

Кальвинизм начал активно распространяться и за пределами Швейцарии. Приверженцы учения Кальвина во Франции стали известны как гугеноты. Общины кальвинистов появились в Шотландии, в Северо-­Западной Европе, особенно много их было в Дании. Кальвинизм проник также в Великое Княжество Литовское и Венгрию. Большое влияние учение Кальвина оказало на Англию.

В Англии недовольство католической церковью назревало уже давно, прежде всего среди горожан, которые отказывались платить церковную десятину. Поначалу протестантизм на английских землях распространялся медленно, поскольку королевская власть всячески этому препятствовала. Нападки на официальную церковь власти рассматривали как угрозу государству. Однако ситуация изменилась из-за отказа папы римского Климента VII дать развод английскому королю Генриху VIII (1509–1547). Парламент и народ поддержали короля, провозгласившего себя в 1534 г. главой церкви. Так в Англии образовалась отдельная церковь — англиканская, подчинявшаяся не папе, а королю. Католические догматы и обряды сохранились. При этом материально церковь была сильно ущемлена: монастыри были закрыты, а их имущество и земли переданы в казну.

Король Генрих VIII жестоко преследовал и католиков, которые хотели подчиняться папе римскому, и протестантов, требовавших более глубоких (в том числе и социальных) реформ. Последние в дальнейшем стали известны как пуритане. Пуританское движение постепенно подготовило религиозную и политическую оппозицию английскому абсолютизму и стало «идеологическим знаменем» революций в Нидерландах и Англии.

Начало процесса в Германии

Причинами Реформации стало развитие городов, кризис католической церкви на территории Священной Римской империи, развитие гуманизма и связанное с ним обмирщение сознания. Новому сословию – буржуазии, католичество не подходило в качестве идеологии.

Рис. 1. Реформация в Европе.

Начало этого процесса следует отсчитывать с 31 октября 1517 года, когда в городе Виттенберге Мартин Лютер выступил с 95 тезисами против продажи индульгенций Римским Папой Львом X.

Следствием этого стал его диспут со сторонниками католичества и последующая анафема, однако, богослов спрятался в одном из замков и смог даже перевести Библию на немецкий язык, а потом жениться, завести шесть детей и написать ряд сочинений на религиозную тематику.

Одним из первых перешедших в Реформацию правителей стал великий магистр Тевтонского ордена. В 1525 году он стал светским правителем – герцогом Пруссии. За ним последовали правители Гессена, Саксонии, Брауншвейга, а также ряд городов –

Любек, Бремен, Гамбург, Ганновер и Магдебург.

Рис. 2. Реформация XVI век Европа.

Вводная информация о реформации

Главной фигурой реформации считается немецкий монах Мартин Лютер, который в 1517 году написал 95 тезисов, в которых критиковал правление Римско-католической церкви. Лютер объявил свои идеи о религии и спасении верными Истине Библии, а не постановлениям папы и церкви.

Реформация была настоящей революцией в религиозной сфере, так как она внесла важные изменения в традиции и веру христиан

Реформаторы акцентировали внимание на роли Библии и основных принципах христианства, таких как вера, благодать и спасение. Они противостояли злоупотреблениям и коррупции в церкви

Реформация стала началом создания новых протестантских церквей, таких как Лютеранство, Кальвинизм и Англиканство. Реформация также оказала глубокое влияние на культуру Европы и привела к изменениям в общественной жизни и политике.

Событие, положившее начало Реформации

Мартин Лютер прибивает свои «95 тезисов» к дверям церкви. Это событие положило начало Реформации.

Официально началом Реформации считается 31 октября 1517 года, тот самый день, когда Мартин Лютер опубликовал свой труд “95 тезисов”, критиковавший католическую Церковь. Некоторые историки, правда, сомневаются, что это событие имело место в реальности. При этом выступления против папской власти случались и раньше, но они были совсем другими: раньше критики рассматривали проблемы Церкви через призму человечности, а Мартин Лютер начал критиковать церковные догмы. Так что публикация его “95 тезисов” считается основным событием, начавшим Реформацию в Европе.

Предшественники Лютера

Разговоры о необходимости реформ церкви велись давно, гуманисты эпохи Возрождения (что это?) поднимали и раньше вопросы о ценности подлинной христианской веры, основанной на заповедях Христа, а не на интерпретациях церкви, погрязшей в политических играх и пороках.

Ян Гус — чешский реформатор, опередивший Реформацию на век

Судьба Мартина Лютера похожа на историю чешского священника Яна Гуса, открыто выступавшего с критикой Римской церкви за 100 лет до старта Реформации.

Ян Гус считал Библию высшим авторитетом для всех верующих, а потому говорил о необходимости ее перевода на национальные языки. Народ должен знать первоисточник, а не его вольные пересказы из уст священников.

В 1488 году, спустя 73 года после смерти Яна Гуса была издана первая Библия на чешском языке.

Через сто лет Мартин Лютер станет первым и лучшим переводчиком Библии на немецкий. Пока богослов мучился над переводом, ему пришлось попутно изобрести немецкий литературный язык, которого до этого просто не существовало.

Мартин Лютер о своей работе над переводом Библии

Ян Гус считал, что церковь погрязла в стяжательстве и стремлении к мирским благам, что причастие от священников, которые сами живут в грехе, не имеет никакой силы.

Не мог Гус смолчать и по поводу индульгенций — это его и погубило. Часть дохода от продажи отпущения грехов получала и королевская казна, священник лишился покровительства власти и был сожжен на костре в 1415 году.

*Сожжение Яна Гуса на костре в Констанце

Мартин Лютер опасался повторения судьбы своего предшественника, но сильные покровители не дали его в обиду. Великий реформатор умер от болезни в 1546 году и был с почестями похоронен в том же соборе, на деревянные ворота которого когда-то прибивал свои дерзкие тезисы.

Куриное яйцо Эразма Роттердамского

Современник Лютера нидерландец Эразм Роттердамский, являвшийся крупнейшим генератором гуманистических идей северного Возрождения, во многом подготовил почву для Реформации.

*Ганс Гольбейн, портрет Эразма Роттердамского, 1523 г.

Распространение Реформации в Европе

Некоторые этапы распространения Реформации в странах Европы

Чтобы вспомнить, в каких странах была распространены Реформация, надо вспомнить о том, что началась она в XVI веке в Германии, которая тогда была раздробленным государством, в котором недовольство церковью испытывали представители всех социальных слоёв. Вскоре Реформация распространилась по другим странам – Чехия, Нидерланды, Венгрия, Австрия, Франция, Англия. В ряде случаев это привело к разрушительным военным конфликтам – так, казнь Яна Гуса идеолога чешской реформации, послужила основной причиной гуситских войн, продлившихся 15 лет, а протестантский проповедник Томас Мюнцер фактически начал в Германии крестьянскую войну против несправедливости и угнетения, ставшую крупнейшим восстанием в Европе до Великой Французской революции. Стоит отметить, что распространение Реформации в Европе также сопровождалось частыми погромами и грабежами католических храмов и церквей. Постепенно Реформация охватывала всё новые и новые страны – Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Польша, Литва, Швейцария, Шотландия и др. Русское царство, однако, затронуто Реформацией не было – она представляла собой конфликт между протестантами и католиками, а Россия была православной. Самым заметным последствием Реформации в Европе стала Контрреформация, комплекс мер, призванных ей противодействовать. В итоге часть европейских государств осталась католическими целиком или частично.

Культура Византии кратко. Достижения и архитектура.
Значение русско-японской войны 1904-1905 для России и Японии кратко

Реформация в других странах

В странах Северной Европы процесс Реформации был не таким трудным, как в Германии. Лютеранская церковь была признана государственной при короле Кристиане III в 1536 году. Норвегия в те годы являлась частью датского королевства, она также перешла в лютеранство в 1537 году. Швеция и Финляндия представляли собой единое королевство, процесс Реформации там прошел с 1525 по 1541 год.

В Прибалтику Реформация проникла рано, в 1524 верующие разгромили католические церкви в Риге и Таллине. К 1554 году там окончательно утвердился протестантизм, но Литва впоследствии стала снова в основном католической.

Для процесса Англии, Нидерландов и Швейцарии общим является то, что основной для нее послужили идеи не Мартина Лютера, а богослова Жана Кальвина. Во Франции Реформация привела к религиозным войнам 1560-1590-ых.

Рис. 3. Мартин Лютер.

Что мы узнали?

Кратко Реформацию в Европе проходят подростки в школьной программе 7 класса. В нем дано краткое описание процессов XVI-первой половины XVII века и характеристика основных лидеров Реформации – Лютера и Кальвина. Процесс реформирования западного христианства привел к появлению в Европе двух лагерей – католиков и протестантов.

  1. /5

    Вопрос 1 из 5

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Умный ребенок
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: