Содержание
В ключевое отличие между научным менеджментом и административным менеджментом заключается в том, что в научном менеджменте эффективность и результативность организации достигаются за счет изменения способа выполнения работниками своих задач, в то время как теория административного управления описывает изменение способа управления организацией..
В благоприятной рабочей среде менеджер несет ответственность за поиск наилучших подходов к выполнению сотрудниками своих задач и управлению ими. Кроме того, это один из принципов классической теории менеджмента, состоящей из научного, административного и бюрократического подходов к управлению.
1. Обзор и основные отличия 2. Что такое научный менеджмент 3. Что такое административное управление 4. Взаимосвязь между научным менеджментом и административным менеджментом 5. Параллельное сравнение — научный менеджмент и административный менеджмент в табличной форме 6. Резюме
Модели и принципы менеджмента
В мире существует множество различных моделей менеджмента. Среди доминирующих в настоящее время выделяются три подхода:
- Американский;
- Западноевропейский;
- Японский.
Американская модель весьма формализована, а отношения в коллективе похожи на отношения внутри спортивной команды. Планирование имеет долгосрочный характер. Скорость карьерного роста зависит от личных результатов, срок найма часто кратковременный. В приоритете — максимальная прибыль с минимальными затратами ресурсов.
Японская модель характеризуется идеологией на основе ценностей компании, отношения внутри которой похожи на семейные. Система принятия решений и ответственности чаще всего коллективная. В фокусе — качество любой ценой. Фактически полное отсутствие текучки кадров в связи со ставкой на максимальное повышение производительности труда. В японской модели распространён «пожизненный наём», при котором компания выращивает сотрудников, делая акцент не на имеющемся опыте, а потенциале человека.
Западноевропейская модель представляет собой нечто среднее между американской и японской. Формальности разбавляются неформальными отношениями, ценится способность налаживать связи.
При выборе модели менеджмента за основу часто берутся готовые решения, но они могут не прижиться без серьёзной адаптации с учётом территориальных или национальных особенностей, ментальности.
В связи со всё возрастающей скоростью изменений на смену классическим моделям менеджмента приходят гибкие парадигмы и концепции: agile, «бирюзовые» организации, холакратия, хотя они далеко не всегда выдерживают испытание практикой.
Резюме — научный менеджмент vs административный менеджмент
Хотя обе теории управления помогают улучшить позитивное рабочее место, существует значительная разница между научным менеджментом и административным менеджментом. Ключевое различие между научным менеджментом и административным менеджментом заключается в том, что научная теория менеджмента рассматривает рабочие процессы и повышение эффективности операторов в организации, тогда как теория административного менеджмента рассматривает стили управления и действия, которые помогают достичь максимального результата. В целом баланс обеих теорий принесет успешную организацию.
Разница между администратором и менеджером
Таким образом, есть смысл сравнивать только менеджеров и тех администраторов, кто задействован в управлении людьми и осуществляет распорядительные функции. На первый взгляд кажется, что особой разницы между ними нет. Но при более детальном изучении становится понятно, что менеджеру нужно высшее образование, в то время как администратору достаточно среднего или профессионально-технического. Как правило, менеджеру позволено больше, чем администратору. Он может на свой страх и риск принимать решения, если это не противоречит интересам компании. Функции администратора прикладные: организация работы, контроль над сотрудниками, коммуникация с клиентами. Для этого не нужно особой изобретательности: достаточно точно делать то, что прикажет начальство. Много сказано и о том, что основная функция менеджмента – мотивация людей, раскрытие их внутреннего потенциала.
Подходы в управлении
В процессе развития менеджмента как науки, существовало несколько подходов в управлении.
Подход с точки зрения выделения различных школ и учений рассматривает управление как эволюцию управленческой мысли.
Процессный подход рассматривает управление как процесс, то есть работу по достижению целей с помощью других. Это серия непрерывных взаимосвязанных действий, каждое из которых само по себе является процессом. Их называют управленческими функциями, каждая из которых также представляет собой процесс, потому что состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.
А.Файоль считал, что существует 5 начальных функций:
- предвидеть и планировать;
- организовывать;
- распоряжаться;
- координировать;
- контролировать.
Системный подход предполагает, что руководители должны рассматривать организацию как совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях внешней меняющейся среды.
Ситуационный подход предполагает, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поэтому центральный момент — ситуация — конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное время. Поскольку существует большое количество факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого лучшего способа управления организацией. Самым эффективным в данной ситуации является метод, который определяет и учитывает основные внутренние и внешние факторы, которые влияют на функционирование организации.
Целевой подход предполагает, что объект ориентации — цель — это критерий результативности системы управления. В процессе организации работы формируется система целей в объекте управления. Выделяется главная цель (связанная с условиями потребления какой-либо продукции, существующей ориентацией нужд). Система субцелей — деятельность объекта управления разбивается по направлениям: коммерческая, производственная, экономическая, финансовая, социальная, управленческая деятельность.
Программно-целевой подход предполагает, что цель трансформируется руководством в программу (перечень мероприятий с конкретными исполнителями). Основная деятельность объекта управления заключается в выполнении программы, а субъекта — в его координации.
Подход по результатам — определяющими являются свобода творчества, высокий уровень ответственности. Построен на одной философии фирмы (качество-результат). В основе — превращение цели в результат.
Личный подход рассматривает человека как объект ориентации
Важно умение познать человека, коллектив, считаться с мнением коллектива. Используется теория мотивации
Большое значение имеет проблема социальной ответственности аппарата управления.
Координационный подход. Основная задача — привести в единство сложную производственную систему. Синергетический эффект, сбалансированность целей, результатов, ресурсов и интересов.
Комплексный подход — синтез всех подходов.
Поскольку продолжается развитие управления как науки и искусства, то количество подходов постоянно увеличивается.
Функции менеджмента
В круг обязанностей менеджера традиционно включают 4 функции. На практике менеджерские задачи обычно включают комбинацию нескольких из них.
Постановка целей или планирование
Менеджеру необходимо определить, к какому результату компания должна прийти. А затем спланировать, с помощью каких методов и стратегий можно сделать это с максимальной эффективностью.
Организация
Менеджер анализирует, каким сотрудникам или отделам поручить задачу, какие ресурсы организации можно задействовать, какие условия будут сопутствовать достижению цели. Другими словами, менеджер создает структуру управления в компании или проекте.
Мотивация команды
Сотрудников стимулируют не только материальные факторы вроде премий или ежеквартальных бонусов, но и нематериальные. Например, возможность обратной связи, корпоративное обучение и социальная защищенность. Менеджер должен выяснить, какие методы позволят мотивировать команду на эффективную работу, и использовать те, которые именно сейчас и именно этого сотрудника будут поддерживать.
Контроль
Так как обстоятельства могут меняться на ходу, менеджер регулирует работу сотрудников и меняет методы или структуру управления. Он проверяет качество и количество выполненных задач и следит, чтобы организация вовремя достигла нужную цель.
Иногда к функциям менеджмента относят и координацию, которая помогает налаживать слаженную работу внутри коллектива и поддерживать коммуникацию всех, кто задействован в процессе.
Материал подготовлен для спецпроекта «Гид по MBA»
Административный подход
Сущность административного подхода заключается в регламентации функций, прав, обязанностей, нормативов качества, затрат, продолжительности, элементов системы менеджмента в нормативных актах (приказы, распоряжения, указания, стандарты, инструкции, положения и т.п.).
В основе административного подхода лежат административные методы менеджмента, которые опираются на:
1) систему законодательных актов страны и региона;
2) систему нормативно-директивных и методических (обязательных к применению) документов фирмы и вышестоящей организации;
3) систему планов, программ, заданий;
4) систему оперативного руководства (власти), граничащую с психологическими аспектами.
В систему законодательных актов страны входят федеральные (государственные) законы, указы, постановления, государственные стандарты, положения, инструкции, методики и другие документы (нормативные акты), утвержденные федеральными органами для обязательного применения на территории всей страны. При определении их состава, структуры, содержания и взаимосвязей должны учитываться научные подходы к менеджменту, охватывающие все теоретические и практические аспекты управления. Законодательные акты должны быть объединены в систему, глобальной целью которой является повышение качества жизни населения, целями первого уровня — обеспечение конкурентоспособности страны, эффективное использование природных ресурсов, труда и капитала, развитие макросреды и инфраструктуры всех регионов, применение современных методов экономического регулирования и менеджмента. Далее определяются цели второго третьего и других уровней дерева целей развития страны. Прецедента разработки программы с подобным деревом целей в настоящее время нет. Имеются отдельные, не взаимосвязанные между собой законодательные акты и программы, направленные на решение отдельных проблем.
В систему законодательных актов регионов входят аналогичные федеральным акты, дополняющие и подробнее раскрывающие их, но не противоречащие им. В промышленно развитых странах система региональных законодательных актов, как правиле шире и глубже федеральных (по системе пирамиды: чем ниже уровень, тем больше регламентирующих показателей и актов).
В систему нормативно-директивных и методических документов фирмы и вышестоящей организации входят стандарты, методики, положения, инструкции и подобные документы долговременного использования, а также приказы, распоряжения, указания, утвержденные руководством фирмы (вышестоящей организации) и действующие только в данной фирме (в структуре вышестоящей организации). По сравнению с вышерассмотренными законодательными актами документы фирмы должны регламентировать состав, содержание и взаимосвязи элементов всех подсистем системы менеджмента конкретной фирмы, а также технические (их количество в настоящее время преобладающее) и экономические документы.
Обязательные атрибуты нормативно-директивных документов фирмы — цель документа, основание для разработки, место данной цели (задачи, функции и т.п. подсистемы системы менеджмента), основание для разработки, ссылки на научные подходы и принципы, которые должны соблюдаться при решении цели (задачи), потребитель информации, нормы и правила их использования! возможный круг исполнителей, требования к качеству работ, экономии ресурсов, срокам, санкции, источники информации. В методических документах, кроме этих данных, должны быть приведены конкретные методы.
Система взаимосвязанных планов, программ и заданий тоже относится к административным методам менеджмента, т.к. их срыв может нарушить стабильность работы всего коллектива. Чтобы меньше было срывов, нужно добиваться высокого качества планов, программ и заданий.
Рассмотренные вкратце три административных метода менеджмента давно применяются, апробированы (правда, качество этих актов и документов желает быть лучшим).
Принципы административного руководства
Управление может осуществляться в тесном общении с подчиненными.
Осуществление лидерства поддерживается на основе ряда основополагающих принципов, которыми являются:
- Координация интересов. Поскольку организация подразумевает организованную совокупность людей , работающих над общей целью, менеджмент должен держать фокус на последней, объединяя индивидуальные или отраслевые цели в общий макропроект.
- Безличность командования. В организациях существуют структуры и иерархии, которые не должны зависеть от того, кто их осуществляет, а должны быть безличными, объективными, то есть зависеть не от симпатий и соображений, а от внутренней логики организации.
- Прямой и косвенный надзор. Управление может осуществляться как в тесном общении с подчиненными, то есть путем предоставления им руководящих принципов и информации, необходимых для мотивации и продуктивности, так и в иерархическом общении, через иерархическую или бюрократическую структуру, которая позволяет эффективно использовать информацию и своевременно принимать решения, при этом все не должно проходить весь путь до руководства для утверждения.
- Использование и разрешение конфликтов. Руководство любой организации будет сталкиваться с конфликтными ситуациями, которые оно должно уметь разрешать или, что еще лучше, превращать в выгодные или прибыльные ситуации, управляя изменениями и изменчивостью, а не чрезмерным следованием норме.
Насколько востребована профессия менеджера?
Если вбить слово «менеджер» в поисковых строках на карьерных порталах, то результаты будут исчисляться тысячами предложений. Например, по данным на июль 2022 на HeadHunter размещено 32 707 вакансий, Работа.ru предлагает 1390, а SuperJob — 2143. Менеджеры нужны IT-отрасли, финансовым компаниям и предприятиям розничной торговли. Для сравнения на hh.ru в 5 раз меньше предложений для бухгалтеров и в 6 — для врачей.
При этом не всегда в названии должности, связанной с менеджментом, будет слово «менеджер». Компания может искать директора производства, руководителя отдела, управляющего и даже бизнес-ассистента, которому будут переданы управленческие задачи.
Обычно фирмы ищут не просто менеджера, а кандидата с определенной «специализацией». Например, менеджера по продажам, проектного менеджера, продуктового менеджера, менеджера по работе с клиентами и так далее.
Что такое административное управление?
Административное управление набор действий, выполняемых для управления организацией через рациональное управление задачами, усилиями и ресурсами.
Их способность контролировать и координировать действия и различные роли, выполняемые в компании. позволяет предотвратить проблемы и достичь поставленных целей. Систематическое ведение надлежащего административного управления способствует достижению благоприятных результатов для организации.
Важность административного управления состоит в том, чтобы подготовить организацию и организовать ее действия заранее, учитывая все средства и процедуры, необходимые для достижения своих целей и уменьшения негативных последствий или возможных проблем
Понятие и сущность менеджмента, его цели и задачи
Термин «менеджмент» приобрел широкое распространение не только в экономике, но и в сфере социальных и политических отношений. Слово «менеджмент» (Management) является производным от английского Manage «управлять». В свою очередь последнее получило свой корень от латинского слова Manus, что означает «рука». С развитием цивилизации содержание понятия менеджмент трансформировалось и объединило в себе всё разнообразие требований к управлению как искусству ведения дел и стилю работы.
Управление — это функция биологических, социальных, технических и организационных систем, которая обеспечивает сохранение их структуры, поддерживает определённый режим деятельности.
Выделяют управление:
- социальной системой;
- управление машинами;
- техническое управление;
- управление производственно-технологическими процессами;
- организационное управление.
Менеджмент — это одновременно и сфера человеческих знаний, и сфера принятия управленческих решений, и категория людей (социальный слой), объединённых в экономической, конкурентоспособной системе управления в современном обществе.
Менеджмент можно рассмотреть с позиции трёх точек зрения:
- как синоним термина «управление организацией» безотносительно к её размерам и видам деятельности;
- как эквивалент выражения «управление национальной экономикой в высших эшелонах администрирования»: в государственном, отраслевом и региональных разрезах экономической деятельности;
- как аналог термина «руководство коллективом».
Менеджмент на микроуровне хозяйствования мы понимаем как руководство общей деятельностью в таких социально-экономических системах, как предприятия и их подразделения, фирмы, банки и другие организации.
В упрощенном понимании, менеджмент — это умение добиваться поставленных целей, использовать труд, интеллект, мотивы поведения других людей.
Менеджмент — функция, вид деятельности по руководству людьми в различных организациях. Это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Менеджмент как собирательное от менеджеров — это определённая категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.
Задачей менеджмента является создание условий, при которых наиболее вероятно и благоприятно достижение целей организации.
Объектом менеджмента являются отдельные предприниматели и трудовые коллективы, которые имеют форму предприятий, объединений, ассоциаций, акционерных обществ и тому подобное.
Предмет менеджмента — структура организационных, управленческих и межличностных отношений.
Менеджмент на предприятии
Работа менеджеров сводится к решению как ежедневных задач, так и более долгосрочных:
- поддержание конкурентоспособности компании;
- формирование деловой репутации компании;
- поиск новых способов организации рабочего процесса;
- работа с персоналом с целью повышения мотивации;
- анализ потребностей компании;
- сохранение финансовых позиций.
Менеджеры на предприятии, как универсальные специалисты, решают множество задач в своем отделе. От их работы зависит согласованность и организованность предприятия.
Проблемы менеджмента на предприятии
Менеджеры сталкиваются с проблемами на разных уровнях организации предприятия:
- нестабильный спрос на рынке;
- агрессивная конкуренция;
- устаревшие инструменты управления рабочим процессом;
- рисковая активность при производстве;
- разобщенность коллектива;
- недостаточная мотивация сотрудников.
Задачи администрирования
Администрирование как организационно-методический процесс направлено на обеспечение администратором и его помощниками комплекса неких норм действий персонала предприятия, таких как:
- положения, устанавливающие права работников;
- ограничения в их деятельности;
- обязанности персонала;
- процедуры, выполняемые ими и по отношению к ним.
Основные задачи администрирования являются элементами сложной системы организации деятельности персонала.
- руководство деятельностью организации в целом;
- регламентация прав и полномочий рядового персонала и управленческих кадров;
- контроль за исполнением всех задач, возложенных на персонал;
- распоряжение ресурсами, как кадровыми, так и финансовыми;
- регулирование работы специалистов;
- организация делопроизводства и документооборота;
- информационное обеспечение руководящих процессов.
Чем отличается администратор от менеджера
Такие понятия, как управление и администрирование, очень близки друг к другу, и очень часто некомпетентные люди путают друг с другом. Но это в корне неверно, хотя оба подразумевают осуществление управления бизнесом, отделом, государством.
Администрирование — это действия заинтересованного сотрудника, направленные на мониторинг детального выполнения задач, заказов, поставок, программ, планов, критериев, то есть учет каждой мелочи, гарантирующей успех предприятия.
Менеджмент — это, прежде всего, мотивация сотрудников компании для обеспечения наилучшего результата ее работы.
У менеджера намного больше прав, в отличие от администратора, его ответственность выше и, следовательно, круг обязанностей намного шире. В его полномочия входит принятие решений, которые могут повлиять на репутацию и статус компании.
Администратор выполняет преимущественно прикладные функции: контролирует выполнение задач сотрудниками, организует рабочую деятельность, общается с клиентами. В целом выполнять приказы руководства в отношении подчиненных сотрудников.
Чтобы это было максимально понятно, стоит выделить основные отличительные характеристики менеджера и администратора:
- Образование. Менеджер должен иметь высшее образование, а администратор — среднее или профессиональное образование.
- Полномочия. Администратор ограничен четкими инструкциями и правилами, а менеджер имеет более широкий круг обязанностей и прав.
- Личные качества. Администратор должен быть внимательным, прилежным и дисциплинированным, а менеджер — решительным, творческим и инициативным.
Таким образом, можно сделать вывод, что администрирование — это выполнение четких инструкций со стороны руководства по контролю за действиями рядовых сотрудников и отдельных подразделений.
В чем разница между научным менеджментом и административным менеджментом?
Теория научного управления рассматривает эффективность сотрудников, тогда как теория административного управления рассматривает человеческие и поведенческие детерминанты организации. Кроме того, административная теория делает упор на такие действия, как планирование и контроль, тогда как научная теория делает упор на изучение работы и время учебы рабочих. Итак, это ключевое различие между научным менеджментом и административным менеджментом.
Более того, еще одно различие между научным менеджментом и теорией административного менеджмента состоит в том, что теория административного менеджмента больше акцентирует внимание на высшем менеджменте, тогда как научная теория менеджмента делает упор на низкоуровневом менеджменте в организации. Кроме того, теория административного управления может применяться к любой организации, поскольку она универсальна, а научная теория управления применяется только к специализированным организациям
Функции администрирования
У администратора есть следующие функции:
- обеспечить необходимые изменения внутри организации.
- создать и продвигать строгую и целенаправленную организацию;
- обеспечивать стабильность и определенность в функционировании, содержании, составе и структуре всех подразделений организации;
- унифицировать формы взаимодействия с внешними деловыми партнерами;
- обеспечить универсальный подход к управлению и существованию в реальных рыночных условиях;
Администрирование в процессе управления бизнесом чаще всего проявляется в следующих процедурах:
- спланировать процесс управления, а также его постепенную реализацию.
- определить цели организации и обеспечить их выполнение;
- разработка модели взаимодействия между отделами;
- распределение функций между сотрудниками;
2.1 История формирования и сущность менеджмента
Менеджмент — это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение в ходе любой деятельности организации, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей, путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.
Менеджмент — это управление в условиях рынка, рыночной экономики, что означает:
— ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка;
— постоянное стремление к повышению эффективности производства; хозяйственную самостоятельность;
— постоянную корректировку целей и программ;
— конечный результат деятельности фирмы или хозяйственно самостоятельных подразделений выявляется на рынке в процессе обмена.
Конечной целью менеджмента является обеспечение прибыльности или доходности в деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитием технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.
В связи с этим в задачи менеджмента входит:
— обеспечение автоматизации производства и переход к использованию работников, обладающих высокой квалификацией;
— стимулирование работы сотрудников фирмы путем создания на них лучших условий труда и установления более высокой заработной платы;
— постоянный контроль за эффективностью деятельности фирмы, координация работы всех ее подразделений;
— постоянный поиск и освоение новых рынков.
Управление есть всеобщая человеческая деятельность, а менеджмент — его специфическая область, включающая деятельность профессионалов, специалистов по обеспечению успешной деятельности организаций.
В менеджменте как процессе выделяют следующие наиболее существенные аспекты:
1. Выполнение определенной совокупности специфических видов деятельности: планирование, организация, мотивация, контроль (функции менеджмента);
2. Принятие и реализация управленческих решений;
3. Переработка и выработка информации и процесс коммуникаций, связывающий воедино все составляющие системы управления.
Понятие «Менеджмент» в специальной литературе чаще отождествляется с понятием «Управление».
Сущность менеджмента заключается в рациональном управлении использованием организацией таких экономических ресурсов как:
- знания с целью их преобразования, получения результатов, удовлетворяющих общественные и (или) личные потребности и получения максимально возможной прибыли;
- предпринимательские способности — умение идти на риск при создании новой организации или при внедрении новой идеи, продукции или услуги;
- информация — сведения о фактах, событиях, явлениях, процессах, людях, предметах независимо от формы представления.
- труд — целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью средств производства материальных и других ценностей;
- капитал — основной (здания, станки, машины, оборудование и т.д.), оборотный (сырье, материалы и т.д.), задействованный в повседневной деятельности организации;
- земля — не только территория под зданиями, сооружениями и т.д. организаций, но и полезные ископаемые, леса, поля и все что там растет, водные ресурсы и другие ресурсы, используемые организациями, с целью удовлетворения общественных и личных потребностей и получения максимально возможной прибыли.
Функции администрирования
На администратора возложены следующие функции:
- обеспечить стабильность и определенность в функционировании, содержании, составе и построении всех подразделений организации;
- создать и содействовать строгой организации целенаправленного характера;
- обеспечить универсальный подход к администрированию и существованию в реальных рыночных условиях;
- унифицировать формы взаимодействия с внешними деловыми партнерами;
- обеспечить необходимые преобразования внутри организации.
- выработка модели взаимодействия подразделений;
- обозначение целей организации и обеспечение их выполнения;
- распределение функций между работниками;
- планирование процесса управления, а также его поэтапная реализация.
Задачи менеджмента
Из этих функций складываются конкретные обязанности менеджера, который:
- Постоянно ищет и осваивает новые рынки, где компания могла бы развиваться. Например, банк X освоился в России, но хочет работать на территории стран СНГ. Менеджер Иванов должен проанализировать, какие страны содружества наиболее перспективны.
- Анализирует социальные тренды и общественные события. X позиционирует себя как современный и технологичный банк, поэтому менеджер должен быть в курсе, как улучшить пользовательский опыт клиентов, чтобы выделиться на фоне конкурентов.
- Собирает и изучает данные, насколько эффективно фирма работает. Помимо официальных отчетов X, менеджер просматривает и внутренние отчеты каждого из отделов, чтобы понимать, какие у банка сильные и слабые стороны.
- Разрабатывает стратегию развития фирмы. Допустим, банк решил выйти на рынок Казахстана. Иванову нужно продумать этапы этого выхода и проанализировать, какие ресурсы для этого потребуются.
- Планирует шаги, которые позволят развиваться по стратегии фирмы. Допустим, к концу 2022 года банк X должен уладить финансовые и юридические вопросы с Национальным банком Республики Казахстан и создать маркетинговую кампанию.
- Ведет переговоры с клиентами и потенциальными партнерами. Иванов хочет привлечь к продвижению банка медиа, поэтому взаимодействует с тремя казахстанскими телеканалами и обсуждает варианты сотрудничества.
- Внедряет инновации в производство и организационную деятельность фирмы. Чтобы выйти на новый рынок, менеджер должен убедиться, что текущие процессы в X работают хорошо.
- Доносит информацию о планах компании до сотрудников. Иванов рассказывает коллегами, почему открытие филиалов X в Казахстане благотворно для банка и как будет осуществляться выход на новый рынок.
- Оценивает время и ресурсы, которые требуются, чтобы завершить задачу или проект. Например, чтобы разработать маркетинговую стратегию банка, нужно будет провести исследование банковского рынка в Казахстане и определить целевую аудиторию услуг X. Менеджер считает, что для этого лучше задействовать 5 человек из отдела маркетинга и дать им месяц на задачу.
- Распределяет работу между сотрудниками и закрепляет ответственность за ними. Менеджер знает, что один из маркетологов говорит по-казахски, поэтому поручает ему провести фокус-группы с молодыми людьми, которые потенциально могут стать клиентами X.
- Контролирует качество работы сотрудников. Каждую неделю Иванов собирает планерки, чтобы быть в курсе, какие результаты дает маркетинговое исследование и какие сложности возникают у сотрудников.
- Координирует совместную работу нескольких подразделений. Менеджер обеспечивает коммуникацию между финансовым отделом банка X и отделом маркетинга, чтобы маркетологи понимали, какие услуги продаются лучше всего и какие каналы продвижения приносят больше всего клиентов.
- Мотивирует сотрудников. Например, заранее анонсирует премии к концу года, которые команда получит, если все стратегические шаги будут выполнены, и недельную поездку в горы за счет банка.
- Разрабатывает меры для решения проблем компании. Иванов знает, что на рынке Казахстана уже действуют несколько российских банков. С учетом казахстанских банков, конкуренция достаточно серьезная, поэтому Иванов продумывает запасные варианты развития отделений X.
Pro
Лекции профессоров MBA
Цифровой менеджер: какими качествами должен обладать управленец XXI века
Universidad de Palermo Argentina
1 час 5 минут
Смотреть запись
Уровни менеджмента
Наглядные примеры менеджмента можно увидеть в системной иерархии. Есть несколько звеньев менеджеров, каждое из которых контролирует предыдущее, но напрямую не относится к нижестоящему.
Низшее звено или линейный уровень
Это сотрудники, контролирующие решение базовых задач компании: правильное использование ресурсов и ход выполнения работы своего отдела. На производстве такой работой занимаются заведующие лабораторией, начальники цеха, старшие медсестры и другие руководители низшего звена.
Среднее звено
Специалисты среднего звена — начальники отделов. Они следят за многими процессами: за проделанной работой, ее качеством и сроками выполнения. Данные передают руководителям высшего звена для анализа эффективности.
Высшее звено – топ-менеджеры
Самая малочисленная группа с более ответственными и обширными задачами, включая разработку и реализацию стратегии развития в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Для этого директора принимают ряд решений, направляют всю организацию, а остальные группы менеджеров поддерживают выбранный курс.
Ошибки сотрудников высшего звена оборачиваются наиболее крупными финансовыми потерями, поэтому перед принятием решений они собирают все сведения о работе компании и скрупулезно анализируют ее функционирование в целом и по конкретным отделам.