Введение:
Что такое информация?
Источниками информации для нас являются: радио, телевидение, другие люди, книги.
Каждый материальный объект, с которым происходят изменения, становится источником информации или об окружающей среде, либо о происходящих в этом объекте процессах.
Информация доставляется к нам с помощью сигналов различного типа. Они могут быть: световые, тепловые, звуковые, механические, электрические и другие.
Например, пылающий костёр одновременно может нести как световой, так и тепловой сигнал.
Что такое сигнал?
Сигналы бывают двух типов: непрерывный и дискретный
Например: игра на скрипке.
Схематично непрерывный сигнал можно представить в виде непрерывной кривой линии:
Например: текст книги, время на часах.
Информация поступает к человеку в виде сигналов внешнего мира. Но, прежде, чем попасть в мозг для анализа и осмысления, эти сигналы воспринимаются нашими органами чувств. В соответствии со способом восприятия различают следующие виды информации:
По способу восприятия:
- визуальная (получена с помощью органов зрения);
- аудиальная (получена с помощью органов слуха);
- обонятельная (получена с помощью органов обоняния);
- вкусовая (получена с помощью вкусовых рецепторов языка);
- тактильная (получена с помощью органов осязания).
По форме представления:
- Текстовая – передаваемая в виде символов, предназначенных обозначать лексемы языка.
- Числовая – представлена в виде цифр и знаков, обозначающих математические действия.
- Графическая – представлена в виде изображений, предметов, графиков.
- Звуковая – передаваемая устная или в виде записи и передачи лексем языка аудиальным путём.
По назначению:
- массовая информация – сведения, понятные большей части населения;
- специальная информация – сведения, которые могут быть не понятны основной массе людей, но необходимы и понятны узкой социальной группе специалистов), которые эту информацию используют;
- секретная информация – сведения для узкого круга, передаваемые по закрытым (защищённым) каналам и не предназначенные для посторонних;
- личная информация (приватная информация) – сведения о каком-либо человеке, определяющие социальное положение и типы социальных взаимодействий;
- общественно значимая информация – это информация, которая удовлетворяет потребности граждан в знании и понимании того, что происходит в государстве.
Свойства информации:
Чтобы комфортно жить в современном, быстро меняющемся мире и принимать правильные решения, человеку нужна информация, которой присущи определённые свойства:
объективность (т.е. независимость от чужого мнения):
например, заявление: «Гора низкая» необъективно;
достоверность (т.е. информация должна быть правдивой, не должна искажаться):
например, достоверно известно, что Земля вращается вокруг Солнца;
полнота (т.к. неполная информация может ввести в заблуждение):
например: Сумма углов треугольника равна 180 градусов, но только для прямоугольной системы координат на плоскости;
актуальность (устаревшая или преждевременная информация является неактуальной):
например, оповещение на мобильный телефон: «Деньги на вашем счету заканчиваются» – актуальна, если прочитана вовремя;
полезность:
например, голосовое объявление на вокзале: «Отправление поезда через 5 минут».
Рассмотрим задание, в котором требуется из двух выражений выбрать то, которое соответствует выделенному свойству:
Необъективная: вода горячая; температура воды +700С
Пояснение: необъективным является выражение «вода горячая», т.к. зависит от мнения человека: одному человеку вода покажется горячей, другому эта же вода покажется просто тёплой.
Неполная: концерт состоится вечером; концерт состоится в 18.00 на стадионе нашего города.
Пояснение: информация «концерт состоится вечером» является неполной, во избежание ошибки, требуется пояснение, где и в какое время состоится концерт.
Актуальная: завтра у вас состоится контрольная работа; в 1840 году на счёте прадедушки моего знакомого было 64 лиры.
Пояснение: информация «завтра у вас состоится контрольная работа» актуальна, а информация «в 1840 году на счёте прадедушки моего знакомого было 64 лиры» неактуальна и содержит устаревшие сведения.
Достоверность: люди бессмертны; день сменяет ночь.
Пояснение: информация «день сменяет ночь» соответствует современным научным представлениям и является достоверной, а вот научных доказательств бессмертия людей нет.
Понятность: курс доллара 67 рублей 56 копеек; ドル67.56ルーブル
Пояснение: первая информация «Курс доллара 67 рублей 56 копеек» записана на понятном для нас русском языке, в отличие от иероглифов второго предложения.
Информационные процессы
Если с определением информации немного запутанно и неоднозначно, то вот информационный процесс имеет практически точное значение. В науке понятие расшифровывается как процесс получения, передачи, обработки, хранения и использования данных. Именно такое определение информационного процесса дают в школах на уроках информатики. Рассмотрим процесс более тщательнее.
Виды информационных процессов
Существует несколько основных видов информационных процессов, которые могут поэтапно идти друг за другом.
Первый – это поиск информации. Человек заходит в интернет, ищет именно нужную для него информацию и использует её. При этом, данные можно получить из Интернета, книг, фильмов и т.д.
Человек, задействовав свои органы чувств, получает информацию. Процесс так и называется – получение. При этом, для получения информации учёные изобрели массу полезных устройств. Например, чтобы увидеть микроскопические частицы, нужно воспользоваться микроскопом. Или же диктофон, при помощи которого журналистам лучше получать информацию при проведении интервью.
Следующий процесс – передача информации. Для его осуществления нужно три составляющих:
- Источник. Здесь может быть любое устройство, которое способно передать данные.
- Канал связи – это система технических средств, через которую посылаются сигналы. Это могут быть как беспроводные, так и проводные системы. Например, оптоволоконный провод, через который информация от пользователя идёт в Интернет, обратно точно также.
- Приемник. Принимает сигналы и переводит их в понятный для человека язык.
Отдельно стоит остановиться на способе передачи информации. Если всё упростить, то информация идёт от источника по каналу связи к приемнику. При этом, в источнике информация переводится либо в код, либо в сигналы, которые идут по каналу. Приемник же декодирует информацию и выдаёт её на языке человека. Например, в социальной сети один пользователь может отправить другу фотографию с прогулки. Изначально фотография переводится в код, после передаётся через сам сайт сети, после чего друг получает уже раскодированную информацию, т.е. ту же картинку.
Что делать с полученной информацией? Человек, используя данные, выполняет процесс обработки. Например, в математическом примере данные ученики обрабатывают числовые данные, доводя их до результата. По сути, процесс обработки можно определить как любое использование информации.
Последний процесс – хранение информации. Данные могут храниться в разных видах: от битов в самом компьютере до старинных рукописей.
Работа с информацией
Для осуществления информационных процессов используются специальные средства, которые можно определить как устройства для получения, обработки, передачи и хранения информации. И все эти процессы может выполнять как одно средство, так и несколько, которые могут образовывать одну информационную систему.
Значение информации для человечества
Для человека потребность в получении информации является постоянной. Например, в доисторическом периоде знания о ядовитых растениях, опасных зверях и т.п. являлись залогом выживания для отдельного человека. Информация о том, как добывать себе еду, воду, обустраивать свое жилище и т.д
– является жизненно важной. Без изобретения способов передачи и обмена информацией человечество было бы обречено на вымирание
Объем информационных ресурсов в любой области деятельности человека растет огромными темпами. Массивы передаваемой информации увеличиваются непрерывно: начиная от бытовых разговоров, заканчивая инфопотоком в Интернете. Рост объема информации обусловлен усложнением всех сфер жизнедеятельности современного общества, определяющим фактором является развитие технологий и научный прогресс.
Роль информации в современном обществе возрастает ввиду нескольких процессов: сейчас человек живёт в эпоху информационного взрыва, быстрого развития процесса массовой коммуникации, повсеместного проникновения информационных технологий во все социальные сферы. Человечеству необходимо решить вопрос, как войти в фазу устойчивого развития на долгосрочный период. Поиск ответа на данный вопрос стал возможен благодаря развитию информационных технологий, современное общество очень близко к получению возможного решения.
Усложнение передаваемой информации, увеличение объемов ее передачи, рост информационной ценности, требований к содержанию сообщений, значимость информационных технологий для современного общества напрямую влияют на изменение образа жизни человека. Опережающий рост информационных технологий по сравнению с общественным и человеческим восприятием привет к развитию технологий обработки информации.
С другой стороны, требуется создание такой формы массовой передачи информации, которую способна воспринимать большая часть общества.
Объем передаваемой информации непрерывно растет, современное общество натолкнулось на препятствие, которое сосредоточено в самом человеке – это наша возможность воспринимать поток информации. Существующие объемы передаваемых данных давно превысили наши способности к их восприятию и переработке. Массив накопленной информации и знаний один человек объять не может, невозможно обладать обширными знаниями в нескольких областях, одновременно быть и компетентным архитектором, бухгалтером, историком, столяром, экономистом, юристом, программистом, медиком.
Информационные технологии по накоплению, переработке, передаче данных существенно расширяют возможности человек по работе с информацией, человечество выходит на новый уровень своего развития за счет качественно иного уровня доступных операций с информацией. Невозможность получить, понять и воспринять нужную информацию – это самое серьезное ограничение, с которым может столкнуться современный человек.
Роль информации в развитии общества
Адекватный ответ всем вызовам, с которыми столкнулось современное человечество, можно выработать, используя накопленный за всю историю человечества массив информации. Очевидно, что одному человеку невозможно охватить весь этот объем, нужны усилия всего общества. Изменения в социуме, окружающей среде, профессиональных сферах повышают значение информации.
Сегодня создаётся образовательная система, построенная с широким использованием возможностей информационной среды, которая позволит усовершенствовать процесс усвоения информации.
Принципиально новые форматы коммуникации для передачи и восприятия информации массово использовались во время мировой эпидемии COVID-19 в 2020-2021 годах:
- перевод на удаленную работу всех сотрудников, которые могут выполнять свои обязанности из дома, с помощью новейших средств цифровой коммуникации;
- дистанционное обучение в школах и вузах;
- массовое использование различных видов онлайн-конференций;
- повышение квалификации работников различных профессий;
- переход магазинов на формат удалённой торговли, в том числе доставка на дом продуктов питания с предварительным заказом через Интернет.
Это было невозможным в 2015 году… Без современного уровня развития информационных технологий из-за эпидемии национальные экономики обрушились бы, общественные отношения деградировали бы, а человечество получило бы непоправимый урон.
Усложнение общественных отношений неизбежно приводит к росту требований к информационной компетентности людей, которым постоянно требуются новые знания, сформированные умения и навыки для эффективного взаимодействия с динамично меняющейся окружающей средой.
Роль информации в развитии общества в том, что именно она приводит к изменениям в обществе, появление новых знаний влечёт перемены в производственных отношениях, экономике, повседневной жизни.
В современном мире всё труднее становится ориентироваться в потоке ежедневной информации, человек старается оптимизировать её поиск, отбор и усвоение. Только высокий культурно-образовательный уровень позволяет получить доступ ко всем источникам информации.
Получается замкнутый цикл: новые знания приводят к повышению культурно-образовательного уровня, который позволяет усвоить всё новые знания, происходят изменения в обществе, появляются новые знания, которые в очередной раз повышают культурно-образовательный уровень. Этот цикл будет бесконечным, пока существует человеческое общество, для его повторения нужны только новые знания.
Высокий уровень информационной культуры является наиболее актуальной компетенцией современного человека. В плане исторического развития этот факт является условием доступа к информации и возможности её усвоения. Т.е. без достаточного уровня культурно-образовательного уровня человек не сможет получить новые знания или усвоить их.
На роль информации в развитии общества повлиял и феномен сети Интернет: информационные технологии позволили создать и применять новые форматы и способы представления информации, в том числе, электронные книги, видеолекции, базы данных, которые доступны любому человеку.
На фоне этого существует проблема информационной интоксикации современного общества, которую вызывает потребление инфомусора, низкокачественной информации, которую генерируют множество медиаисточников.
В современном мире за 1 месяц генерируются огромные массивы информации, которые отдельно взятый человек усвоить не в состоянии – это выше его физических возможностей. При этом большая часть этой ежемесячно производимой информации является информационным мусором без всякого смысла.
Обладая достаточным культурно-образовательным уровнем и информационной грамотностью, человек способен эффективно отсеивать и не воспринимать информационный мусор и просто некачественную информацию. В противном случае, человек сам лишает себя возможности получить действительно полезную и качественную информацию.
Информация как ресурс
Информация является одним из самых ценных ресурсов в современном обществе. Она играет важную роль во всех сферах деятельности, включая экономику, политику, науку, образование и многое другое.
В экономике информация является основой для принятия решений и планирования. Она помогает предпринимателям анализировать рынок, определять потребности потребителей и разрабатывать стратегии развития. Кроме того, информация позволяет эффективно управлять ресурсами, оптимизировать процессы и повышать производительность труда.
В политике информация играет важную роль в принятии решений и формировании общественного мнения. Она позволяет гражданам быть в курсе политических событий и решений, выражать свою позицию и участвовать в принятии решений. Кроме того, информация является инструментом контроля за властью и прозрачности государственных деятельностей.
В науке информация является основой для проведения исследований и получения новых знаний. Она позволяет ученым обмениваться результатами своих исследований, проверять и повторять эксперименты, анализировать данные и делать выводы. Кроме того, информация позволяет ученым быть в курсе последних достижений в своей области и участвовать в научных дискуссиях.
В образовании информация является основой для обучения и развития. Она позволяет учащимся получать знания, учиться анализировать и оценивать информацию, развивать критическое мышление и принимать обоснованные решения. Кроме того, информация позволяет учителям и преподавателям создавать эффективные учебные программы и методики обучения.
Таким образом, информация является ценным ресурсом, который играет важную роль в различных сферах деятельности общества. Она помогает принимать решения, планировать, развиваться и обучаться
Поэтому важно уметь эффективно работать с информацией, а также обеспечивать ее доступность и качество
Что такое обществознание?
Обществознание — это научная дисциплина, которая изучает общество, его структуру, функционирование и развитие. Оно объединяет в себе знания из различных областей: социологии, политологии, экономики, права, психологии и других.
Основная цель обществознания — изучение общества научными методами и разработка теорий и моделей, которые помогут понять и объяснить социальные процессы, а также прогнозировать их последствия
Важной задачей обществознания является также развитие критического мышления и аналитических навыков у студентов
Основные понятия и принципы обществознания:
- Общество — совокупность людей, объединенных определенными социальными отношениями и нормами поведения;
- Социальные институты — устойчивые формы организации общества, такие как семья, государство, религия, экономика;
- Социальные процессы — изменения, происходящие в обществе, например, демографический рост, экономические трансформации, политические изменения;
- Социальные неравенства — различия в статусе, достатке и возможностях между различными группами людей;
- Гражданское общество — совокупность всех граждан, которые имеют права и обязанности, а также активно участвуют в жизни общества;
- Социализация — процесс усвоения норм и ценностей общества, адаптации к социальным ролям;
- Демократия — форма правления, в которой власть принадлежит народу и выражается через свободные выборы и участие в политической жизни;
- Плюрализм — признание различия взглядов и мнений в обществе, защита права на свободу выражения и участие в общественных дебатах;
- Социальная ответственность — понимание каждым индивидом своей роли и обязанности перед обществом и окружающей средой.
Обществознание играет важную роль в формировании гражданского сознания, воспитании активной гражданской позиции у каждого человека. Оно помогает понять и анализировать социальные процессы, улучшить качество жизни и строить справедливое и развитое общество.
Значение информации в жизни
Все сферы нашей жизни так или иначе связаны с наличием информации. Что означает, что каждая область помимо материальных объектов несёт и информационную наполненность.
В современном мире функционирование любой организационной системы не может происходить без наличия о ней сведений.
Можно выделить следующие причины значимости информации:
- Рост сферы информационной;
- Развитие и преобразование процессов массовой коммуникации;
- Внедрение во все сферы жизни информационных технологий;
- Необходимость изучения роли информации в жизни;
- Воздействие информации разного рода на жизнь общества;
- Возникновение необходимости формирования единого информационного пространства.
Существует также понятие защита информации, с появлением большого информационного потока, в разных областях, появилась и необходимость защиты.
Понятие информации
У такой науки, как информатика, подход к пониманию информации, особый. Основополагающим будет утверждение, что любое происходящее событие и явление служит для нас источником информации.
В общем, под информацией понимают те сведения, которые принимаемы и передаваемы, сохраняемы различными источниками. Таким образом, информация — является некоторой совокупностью сведений об окружающем нас мире, о всевозможных протекающих в нем процессах, которые способны воспринимать живые организмы, электронно-вычислительные машины и другие виды информационных систем.
Существует определение понятия информации, которое впервые было предложено математиком Клодом Шенноном (основателем количественного подхода к информации и человека, который научил измерять людей информацию), согласно которой:
Информация — это мера снятой неопределенности или сведения, которые нужно снять в той или иной степени существующую у потребителя до их получения неопределенности, с цель. расширения его понимание объекта полезными сведениями.
Также информацию можно рассмотреть как третью составляющую основ мироздания, наряду с веществом и энергией.
Что такое актуальная информация?
Еще одной отличительной особенностью данного понятия являются его свойства. К атрибутам информации относят ее качество, количество, новизну, ценность, достоверность, сложность и способность компрессироваться. Каждый из этих показателей можно измерить
Также важное свойство понятия «информация» – это ее актуальность
Не все данные будут соответствовать этому показателю. Истоки слова «актуальность» прослеживаются в латинском языке, где оно толковалось как «современный», «важный в теперешний момент», «злободневный». Особенность этого качества состоит в том, что оно может быть утрачено при появлении более свежих данных. Этот процесс происходит сразу и полностью либо постепенно и частями.
Актуальная информация – это данные, находящиеся в состоянии, которое соответствует действительности. Будучи устаревшими, они теряют свою ценность.
1.2. Что такое информация?
Термин «информация» происходит от латинского слова
«informatio», что означает сведения, разъяснения, изложение.
Несмотря на широкое распространение этого термина,
понятие информации является одним из самых дискуссионных в науке. В настоящее время наука
пытается найти общие свойства и закономерности, присущие многогранному понятиюинформация, но пока это понятие во многом остается интуитивным и получает
различные смысловые наполнения в различных отраслях человеческой деятельности:
-
в обиходе информацией называют любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют.
Например, сообщение о каких-либо событиях, о чьей-либо деятельности и т.п.
«Информировать» в этом смысле означает «сообщить нечто, неизвестное раньше»; - в технике под информацией понимают сообщения, передаваемые в форме знаков или сигналов;
-
в кибернетике под информацией понимает ту часть знаний,
которая используется для ориентирования, активного действия, управления,
т.е. в целях сохранения, совершенствования, развития системы (Н. Винер).
Клод Шеннон, американский учёный, заложивший основы теории
информации науки, изучающей процессы, связанные с передачей, приёмом,
преобразованием и хранением информации,рассматривает информацию как снятую неопределенность наших знаний о чем-то.
Приведем еще несколько определений:
-
Информация это сведения об объектах и явлениях окружающей среды,
их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них
степень неопределенности, неполноты знаний (Н.В. Макарова); - Информация это отрицание энтропии (Леон Бриллюэн);
-
Информация это мера сложности структур (Моль);
- Информация это отраженное разнообразие (Урсул);
- Информация это содержание процесса отражения (Тузов);
- Информация это вероятность выбора (Яглом).
Современное научное представление об информации очень точно сформулировал Норберт Винер, «отец» кибернетики. А именно:
Информация это обозначение содержания, полученного из внешнего мира в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств. |
Люди обмениваются информацией в форме сообщений. Сообщение это форма
представления информации в виде речи, текстов, жестов, взглядов, изображений,
цифровых данных, графиков, таблиц и т.п.
Одно и то же информационное сообщение (статья в газете,
объявление, письмо, телеграмма, справка, рассказ, чертёж, радиопередача
и т.п.) может содержать разное количество информации для разных
людей в зависимости от их предшествующих знаний, от уровня
понимания этого сообщения и интереса к нему.
Так, сообщение, составленное на японском языке, не несёт никакой новой информации
человеку, не знающему этого языка, но может быть высокоинформативным для
человека, владеющего японским. Никакой новой информации не содержит и сообщение,
изложенное на знакомом языке, если его содержание непонятно или уже известно.
Информация есть характеристика не сообщения, а соотношения между сообщением и его потребителем. Без наличия потребителя, хотя бы потенциального, говорить об информации бессмысленно. |
В случаях, когда говорят об автоматизированной работе с информацией
посредством каких-либо технических устройств, обычно в первую очередь
интересуются не содержанием сообщения, а тем, сколько символов это
сообщение содержит.
Применительно к компьютерной обработке данных под информацией понимают некоторую последовательность символических обозначений (букв, цифр, закодированных графических образов и звуков и т.п.), несущую смысловую нагрузку и представленную в понятном компьютеру виде. Каждый новый символ в такой последовательности символов увеличивает информационный объём сообщения. |
Более развёрнутое представление о существе рассматриваемых вопросов дается в
.
Основные характеристики информационных процессов
Информационные процессы в информатике описывают передачу, обработку и хранение информации с помощью компьютеров и других информационных технологий. Эти процессы имеют несколько ключевых характеристик:
Поток информации: Информационные процессы представляют собой непрерывный поток данных, включающий в себя ввод, обработку и вывод информации
Информация может быть в различных форматах, таких как текст, графика, звук, видео и т.д.
Обработка информации: Важной характеристикой информационных процессов является их способность обрабатывать информацию. Обработка может включать различные операции, такие как сортировка, фильтрация, анализ, расчеты и т.д
Обработка информации осуществляется с использованием алгоритмов и программного обеспечения.
Хранение информации: Хранение информации является важной частью информационных процессов. Информация может быть сохранена в форме файлов на компьютере или в базах данных. Хранение информации позволяет сохранить и использовать ее в будущем.
Передача информации: Информационные процессы также включают передачу данных между различными устройствами. Это может быть сетевая передача данных через интернет или передача информации с помощью различных устройств связи, таких как модемы, мобильные устройства и т.д.
Взаимодействие с пользователем: Информационные процессы часто включают в себя взаимодействие с пользователем. Пользователь может вводить информацию, получать результаты обработки и взаимодействовать с программным обеспечением или устройствами в процессе работы.
Автоматизация: Информационные процессы помогают автоматизировать различные задачи и операции, что упрощает работу и повышает эффективность. Автоматизация позволяет выполнять операции, которые ранее требовали присутствия человека, с использованием компьютеров и программного обеспечения.
Масштабируемость: Информационные процессы способны масштабироваться в зависимости от необходимости. Это означает, что они могут обрабатывать большие объемы информации, а также работать со сложными вычислительными задачами.
Все эти характеристики позволяют информационным процессам выполнять различные задачи, связанные с обработкой и передачей информации. Они играют важную роль в повседневной жизни, бизнесе, науке, технологиях и других областях, где требуется эффективная работа с информацией.
Идея информационного общества
Происходящие изменения информационного пространства обусловлены некоторыми фактами. Вот примеры информации в жизни общества, во временной составляющей.
- Связь технических разработок с наукой окончательно оформилась к середине двадцатого века и отсюда пошёл резкий рост наукоёмких технологий и общей динамики производства.
- События перестали быть локальными, несмотря на территориальную удалённость, то есть происходит глобализация изменений общества.
- Политическая, экономическая, военная деятельность колоссально усложнилась, поэтому информация в жизни общества — картинки ближайшего будущего: кибернетика, исследование всех рабочих операций, системный анализ — восприятие целого мира посредством информационных достижений.
- Коммуникационные и информационные технологии обусловили появление абсолютно новых форм экономической и социальной деятельности — телеработа, электронная коммерция, телемедицина, дистанционное образование, даже демократия электронная.
Итак, подвигла ли информация в жизни общества вывод надлежащий сделать для создания нового мировоззрения? Конечно. Только в 1991 году Америка затратила гораздо больше финансовых средств для покупки коммуникационного оборудования, чем для промышленного. И количество фермеров упало от 80% до сорока. А вот на информационной ниве народу прибавилось до 54% от буквально четырёх. Стало быть, информационное общество это то, где обрабатывающих информацию больше, чем обрабатывающих сырьё и материалы.
Основные виды информации, их описание
Выделяют пять основных форм информации:
- Графическая — передается в виде рисунков, графиков, чертежей, фотографий и других видов изображений. Первыми графическими изображениями, дошедшими до наших дней, являются наскальные рисунки первобытных людей. К этому же виду информации относятся художественные картины, запечатлевшие людей, пейзажи, различные события прошлых веков.
- Текстовая — передача информации с помощью символов лексики, переводящих устную речь в письменную. В древности для ее хранения использовали папирус и пергамент, затем стали широко использовать бумажные носители. В современном мире текстовые данные все чаще хранят с помощью электронных носителей, используя систему ее кодирования и декодирования.
- Звуковая — передается способом устной речи от носителя к носителю либо в виде аудиозаписи. Сюда же относится любая акустическая информация — музыкальные произведения, звуки природы, различные шумы.
- Числовая — существует в виде цифр и различных математических знаков. Широко используется для передачи количественных данных об объекте, для нумерации, в математических вычислениях, в двоичной системе кодирования для последующей компьютерной обработки.
- Видео — данные об объекте, событии или явлении сохраняются и передаются с использованием видеозаписи, показывают поведение объектов или происходящее событие в движении. Эта форма передачи данных впервые появилась с изобретением кинематографа.
Для некоторых видов информации еще не изобретены способы их хранения, передачи и кодирования. Это относится к источникам, воздействующим на наше осязание, обоняние и вкус. Если передачу запаха и вкуса частично используют при создании ароматизаторов, то до массовой передачи осязания, тактильных ощущений наука еще не дошла.
Типы информации
- Графическая. Ещё первобытные люди начали записывать события своей жизни на стенах пещер для того, чтобы передать знания о происходящем будущим поколениям и другим людям. Такой тип отображения мира был самым простым для передачи и восприятия. Картина, написанная художником, любые фотографии, чертежи или изображения — всё это графическая информация.
- Акустическая. Включает в себя все виды звуков, которые существуют в мире. Это и песни по радио, и новости, которые нам рассказывает сосед. Даже животные пользуются этим типом передачи данных, когда предупреждают друг друга об опасности или сообщают какие-либо сведения. Любой звук, существующий в мире, от раската грома до мяуканья кошки, является акустической информацией.
- Текстовая. При данном способе передачи данных используется кодировка в виде символов или букв. Исторически так сложилось, что у каждого народа существует отдельный вид письменности и речи. Поэтому так необходимы переводчики, которые способны преобразовывать информацию с одного языка на другой. Это позволяет разным народам обмениваться данными и делиться опытом.
- Числовая. Схожа с текстовой, но при этом для кодировки сведений применяются цифры, а не буквы. Такая информация даёт представление о количественных параметрах объектов. Это могут быть показатели измерения габаритов предмета, расстояние, ценности в денежном эквиваленте и пр.
Типы информации
Принципы обработки информации в обществознании
Обработка информации в области обществознания основана на определенных принципах, которые позволяют систематизировать и анализировать различные аспекты социальной действительности. Ниже перечислены основные принципы обработки информации в обществознании:
- Системность: информация рассматривается в контексте системы, в которой она возникает и функционирует. В обществознании под системой понимается совокупность элементов, связей и отношений, образующая целостное состояние.
- Взаимодействие: информация рассматривается в контексте взаимодействия различных социальных субъектов, институтов, групп и явлений. Взаимодействие является ключевым аспектом в обществознании, так как оно определяет различные социальные процессы и явления.
- Историчность: информация рассматривается в контексте исторического развития общества. Социальные явления и процессы анализируются в исторической перспективе, что позволяет понять причины и последствия определенных социальных изменений и тенденций.
- Многовариантность: информация рассматривается с учетом множества факторов и вариантов. Обществознание признает многообразие социальных явлений и процессов, а также предлагает различные подходы и теории для их анализа.
- Объективность: информация рассматривается независимо от субъективных оценок и предубеждений. В области обществознания стремятся к объективному анализу и интерпретации социальных явлений, основанных на фактах и доказательствах.
Применение данных принципов обработки информации в обществознании позволяет получить более полное и объективное понимание социальной действительности и различных социальных процессов.